Срок давности по валютным нарушениям

Минфин хочет увеличить до трех лет срок давности по нарушениям валютного законодательства — такой законопроект размещен на портале regulation.gov.

Штрафы за незаконные валютные операции составляют 75-100% их размера, но привлечь за нарушение валютного законодательства нужно в течение года с момента его совершения, рассказывает старший юрист PwC Ксения Грицепанова. Этого времени недостаточно, считает Минфин, сроки затягиваются из-за необходимости соблюдать все процедуры: извещать нарушителей о месте и времени рассмотрения дела, вручать им повестки, привлекать их к участию в деле и проч.

В 2012 г. почти в каждом втором случае нарушители уклонились от ответственности из-за истечения сроков давности, пишет Минфин.

Срок давности по валютным нарушениям

Из 16 696 нарушений более чем на 376 млрд. руб., выявленных таможенными органами в 2012 г., 877 случаев на 36 млрд. руб. поступили в Росфиннадзор с уже истекшим сроком давности. В первом полугодии 2013 г. ситуация кардинально не изменилась, сетует Минфин: если срок увеличить, поступления в бюджет от штрафов составят 220 млрд. руб., приводит Минфин оценку Федеральной таможенной службы (ФТС).

Сведения, которые поступают в Росфиннадзор, иногда действительно носят устаревший характер, признает федеральный чиновник, занимающийся контролем за валютными операциями. Самые крупные нарушения, как правило, вывод капитала в разных формах и нарушения в расчетах с контрагентами, рассказывает он, большинство из них сознательные.

Нарушение может возникнуть и по вине контрагента, полагает Грицепанова: он может задержать денежный перевод, а за несвоевременное зачисление валютной выручки резиденту грозит штраф.

Большая часть выявленных нарушений в стоимостном выражении связана с фиктивным импортом, сообщает представитель ФТС. Нарушители переводят средства нерезидентам по фиктивным документам, продолжает он, более половины нарушений происходит с использованием подложных накладных, оформленных в государствах — членах Таможенного союза.

Отток средств по белорусско-казахстанской схеме спадает, приводил недавно данные зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин: в 2012 г. утекло $26,5 млрд., в 2013 г. — $21,8 млрд., в I квартале 2014 г. выведено всего $100 млн.

Если нарушение выявляет Росфиннадзор, то больше шансов его пресечь, уверен сотрудник службы: временной фактор играет значительную роль. Агенты налогового контроля — банки, ФТС, налоговая — регулярно сдают отчетность в Росфиннадзор, но у службы не хватает штата обработать все данные, объясняет Грицепанова.

Сейчас от расследования некоторых дел приходится отказываться, признает сотрудник Росфиннадзора: «Перспектива уложиться в существующий срок мизерная». Увеличение срока давности позволит проводить более глубокие расследования и выходить на конечных бенефициаров.

Информация подготовлена на основании материалов "Ведомости"

23.05.2016

В текущем году были приняты изменения валютного законодательства. Так, был упразднен Росфиннадзор, выполнявший функции по финансовому надзору, а его полномочия по валютному контролю были переданы Федеральной таможенной службе (ФТС) и Федеральной налоговой службе (ФНС) (Указ Президента РФ от 02.02.2016 № 41). В результате, согласно п. 2 ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ ФНС и ФТС осуществляют применение установленных мер ответственности за нарушения валютного законодательства.

Кроме того, срок давности привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства (ч. 1 ст. 4.5 КоАП) был увеличен до 2 лет Федеральным законом от 05.04.2016 № 89-ФЗ, который вступил в силу 16 апреля 2016 г.

На практике возникал вопрос относительно распространения действия измененного срока на правонарушения, совершенные до его изменения. Согласно ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон не имеет обратной силы, если он устанавливает или отягчает ответственность. Ч. 2 ст. 1.7. КоАП содержит аналогичное предписание, согласно которому закон не имеет обратной силы, если он устанавливает или отягчает административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшает положение лица.

При этом из п. 3.3. аб. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П следует, что увеличение срока давности привлечения к ответственности попадает под действие указанных норм Конституции и КоАП, а потому не применяется к лицам, совершившим административные правонарушения до вступления в силу закона (здесь: ФЗ от 05.04.2016 № 89-ФЗ). Однако необходимо учитывать исключение, установленное в ч. 2 ст. 4.5 КоАП, согласно которому срок давности привлечения к ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения, если оно является длящимся.

Срок давности по валютным нарушениям увеличат до двух лет — закон подписан

Пленум Верховного Суда в п. 14 Постановления от 24.03.2005 № 5 разъяснил особенности применения этого правила. Таким образом, на лиц, совершивших валютные правонарушения до вступления в силу закона, увеличивающего срок привлечения к ответственности по ним, по общему правилу такой новый срок не распространяется.

Также необходимо указать на изменения в ч. 5 ст. 15.25 КоАП (Федеральный закон от 15.02.2016 № 30-ФЗ), устанавливающей административное наказание по за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и в иных установленных случаях. Измененная статья предусматривает различные штрафы: за нарушение срока возврата денежных средств он составляет 1/150 ставки рефинансирования ЦБ от суммы средств за каждый день просрочки, а за невозвращение средств – от 75% до 100% суммы этих средств.

По вопросу изменений в валютном законодательстве в отношении предоставления отчетов о движении денежных средств физическими лицами см. статью «Обязанность представления отчетов по валютному законодательству иностранцами»

Автор – Патрик Полит

Госдумой расширен список незаконных валютных операций и ограничен срок исковой давности по спорам о кредитах

Перечень незаконных валютных операций, которые подпадают под административную ответственность, расширен поправками в КоАП РФ, принятыми в окончательном третьем чтении. Минфин России в прошлом году разработал данный законопроект, а в марте 2011 года он был внесён Правительством РФ на рассмотрение в Госдуму.

Данный документ налагает административную ответственность за осуществление незаконных операций, запрещённых валютным законодательством РФ или осуществлённых с нарушением валютного законодательства РФ, в том числе относящихся к купле-продаже иностранной валюты и чеков (включая дорожные чеки), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки. Ответственность административного плана предусмотрена и за осуществление валютных операций, расчёты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчёты по которым произведены за счёт средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных российским законодательством.

За обозначенные правонарушения предусмотрено наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от трёх до одного размера суммы незаконной валютной операции.

В первом чтении Госдумой был принят и правительственный законопроект о сроках исковой давности по делам о государственных кредитах. Данный документ был разработан для реализации Постановления Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 года № 20-П по делу о неограниченном сроке давности по спорам о кредитах.

Какая ответственность за незаконные валютные операции?

Не смотря на то, что КС не признал такой срок незаконным, он обязал законодателя определить срок конкретным временным пределом. Само дело было инициировано Высшим Арбитражным судом РФ.

 Пояснительная записка к законопроекту отмечает, что закрепление в законе чрезмерно длительных сроков исковой давности неизбежно приведёт к возникновению процессуальных трудностей, обусловленных в том числе утратой ответчиком доказательств.

Законопроект в этой связи предусматривает установление пятилетнего срока исковой давности по требованиям РФ: в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счёт средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков; в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации; по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условиям предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской  Федерации; из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных обстоятельств.

Проблемы правового характера, связанные с недвижимостью, находятся в сфере деятельности наших защитников. Высококлассные адвокаты "Правовой защиты" помогут Вам защитить Ваши права. Ждем Ваших звонков по тел. (495) 790-54-47.

Ольга Мотева © МОО "Правовая защита"