Срок давности по налоговым преступлениям

НК РФ Статья 113. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см.

ФНС России разъясняет порядок исчисления срока давности при привлечении к налоговой ответственности

текст в предыдущей )

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

1.1. Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

2. Исключен. — Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ.

(см. текст в предыдущей )

Ст. 113 НК РФ ч.1. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения

Налоговый кодекс

Срок исковой давности по уплате штрафов

Налоговым кодексом РФ срок исковой давности по уплате недоимки, задолженности по пеням, штрафам не установлен.

Общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса РФ, к налоговым правоотношениям не применяется (часть 3 статьи 2 ГК РФ).

При рассмотрении вопроса о сроках взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не стоит путать сроки взыскания и срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, установленный статьей 113 Налогового кодекса РФ.

Не стоить путать сроки взыскания также с таким понятием как срок давности по уплате налогов, поскольку указанного срока Налоговым кодексом РФ также не установлено.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием направления налоговым/таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (ч.1 ст. 45 НК РФ).

По общему правилу, требование об уплате налога, сбора, пеней и штрафов должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки (ст. 70 НК РФ)

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки направляется налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (ч. 2 ст. 70 НК РФ).

По истечении срока, указанного в требовании, а таковой срок равен 8 дням с даты его получения (срок может иметь большую продолжительность), налоговый орган должен принять решение о взыскании.

В том случае, если налоговый орган обращает взыскание на счета налогоплательщика, решение должно быть принято после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика, при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 7 стати 46 Налогового кодекса РФ, налоговый орган имеет право произвести взыскание за счет имущества налогоплательщика. Решение о взыскании в данном случае должно быть вынесено налоговым органом в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решения о взыскании, вынесенные по истечении вышеперечисленных сроков, считаются недействительными и исполнению не подлежат.

Однако, в данном случае, т. е. при наличии пропуска срока, установленного для вынесения соответствующего решения, налоговый орган имеет право обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Сроки обращения в суд также дифференцированы в зависимости от вида взыскания.

При принятии решении о взыскании на счета налогоплательщика, налоговый орган может обратиться в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Если решение было принято о взыскании за счет имущества налогоплательщика, срок для обращения в суд равен 2 годам со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В обоих случаях пропущенный срок при наличии уважительных причин его пропуска может быть восстановлен судом.

Перечисленные выше сроки, в течение которых налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании, установлены для организаций и индивидуальных предпринимателей. Заявление о взыскании в отношении физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, не подав искового заявления о взыскании в течение вышеуказанных сроков, налоговый орган лишается возможности обращения взыскания на эти платежи.

В то же время следует иметь в виду, что срок давности обращения в суд о взыскании налоговой санкции является самостоятельным сроком он не поглощается сроком давности привлечения к налоговой ответственности и не предполагает, что целиком весь процесс привлечения лица к налоговой ответственности (включая все его стадии, в том числе принятие судом решения о взыскании налоговой санкции) должен быть завершен в срок, не превышающий срок давности, указанный в статье 113 Налогового кодекса РФ.

Срок взыскания налоговой санкции начинает исчисляться по прекращении течения срока давности привлечения к налоговой ответственности.

Прекращение же истечения срока давности привлечения к налоговой ответственности связывается не с решением суда о взыскании налоговой санкции, а с принятием акта налоговой проверки либо, в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта, с соответствующим решением руководителя налогового органа (Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности

N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа").

Также необходимо отметить, что до признания в установленном порядке недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию, указанные суммы учитываются налоговыми органами в составе задолженности налогоплательщика и не подлежат исключению из информационной базы ФНС России.

Одним из оснований для признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безденежными к взысканию и их списанию является судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафа (ст. 59 НК РФ).

Обновлено 2018-09-27 Опубликовано 2012-09-29 Автор: Вяткина Галина Анатольевна

Быстрая навигация:Каталог статейОбщие вопросы предпринимательской деятельностиНалогообложение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Сроки давности для налоговых преступлений (Филиппова К.И.)

Сроки давности для налоговых преступлений (Филиппова К.И.)

Дата размещения статьи: 16.10.2015

Определенную сложность при рассмотрении уголовных дел представляет проблема срока давности привлечения к налоговой и уголовной ответственности. Под давностью в уголовном праве понимается истечение установленных в законе сроков со дня совершения преступления, служащее при наличии соответствующих условий основанием освобождения от уголовной ответственности <1>. Уголовный закон закрепляет различные сроки давности в зависимости от тяжести совершенного преступления. Так, преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее также — УК РФ), относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности по таким преступлениям составляет 2 года, в ч. 2 ст. 199 УК РФ закреплено тяжкое преступление, срок давности по которому составляет 10 лет.
———————————
<1> Уголовное право России. Часть общая. 2-е изд. М., 2005. С. 210.

Остановимся на вопросе соотношения сроков давности, установленных за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также — НК РФ), и преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 199 УК РФ.
В ст. 199 УК РФ указано, что размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется в течение трех финансовых лет подряд. При этом в Уголовном кодексе нет указания на то, что это должны быть последние три года, единственное условие — это непрерывность вышеуказанного срока. До 2011 г. правоохранительные органы получали информацию о совершении налоговых преступлений из различных источников, однако в связи с принятием Федеральных законов от 29.12.2009 N 383-ФЗ <2> и от 06.12.2011 N 407-ФЗ <3> основанием для привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является установление факта совершения этого нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. При этом в п. 4 ст. 89 НК РФ указано, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки. Более того, в Налоговом кодексе не закреплены обязанности налоговых органов осуществлять проверки с определенной периодичностью, т.е. после внесения изменений в части определения оснований возбуждения уголовного дела во многих случаях возникло процессуальное препятствие для возбуждения уголовного дела из-за невозможности предварительного проведения налоговой проверки. На данный факт неоднократно обращали внимание. Так, Президент РФ отметил, что пробел в законодательстве, связанный с ограничением сроков проверок налоговой инспекцией и сроком давности преступлений в налоговой сфере, должен быть ликвидирован. В связи с чем высказал предложение об увеличении "глубины" налоговых проверок <4>.
———————————
<2> Федеральный закон от 29.12.2009 N 383-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 31.12.2009. N 255.
<3> Федеральный закон от 06.12.2011 N 407-ФЗ "О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // Парламентская газета. 09-15.12.2011. N 54.
<4> Путин В. Надо устранить пробелы в законах по срокам давности налоговых дел // http://www.gazeta-yurist.ru/new.php?i=22016 (последнее посещение — 12 января 2015 г.).

22 октября 2014 г. был принят Федеральный закон N 308-ФЗ <5>, согласно которому были расширены поводы для возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям. В соответствии с данным Законом следственные органы не ограничены исключительно решением налогового органа. Таким образом, до 2011 г. и в соответствии с нормами действующего законодательства возможно выбрать любой из периодов для возбуждения уголовного дела с учетом срока давности привлечения к ответственности, однако при этом складывается ситуация, при которой претензий со стороны налоговой службы уже нет, т.е. сумма налога и начисленные пени уже не подлежат взысканию, однако претензии со стороны следственных органов еще остаются в течение достаточно продолжительного времени.
———————————
<5> Федеральный закон от 22.10.2014 N 308-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" // Российская газета. 24.10.2014. N 244.

С другой стороны, в соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение, истекли три года. Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям составляет три года. В то время как преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199 УК РФ, относится к преступлениям небольшой тяжести, срок давности в соответствии со ст. 78 УК РФ составляет два года.
Не менее важным является установление момента начала течения срока давности, установленного в НК РФ и УК РФ. Согласно ч. 2 ст. 78 УК РФ сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. Остановимся на моменте окончания налоговых преступлений, от чего и будет отсчет течения срока давности. В вопросе определения окончания налоговых преступлений в литературе не выработано единого мнения. Так, некоторые авторы указывают, что преступление считается оконченным с момента представления организацией-плательщиком в налоговый орган соответствующих бухгалтерских документов, в которых содержатся искаженные сведения <6>. Другая точка зрения, которой придерживается Н.А. Лопашенко, заключается в том, что налоговое преступление, совершаемое таким способом, как непредставление декларации, считается оконченным по истечении срока ее представления, а совершаемое путем включения в представляемые документы, — с момента представления ее в налоговый орган <7>. Другие авторы указывают, что данные преступления необходимо считать оконченными с момента истечения срока, установленного для уплаты налога соответствующего вида <8>. Пленум Верховного Суда в Постановлении РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" указал, что моментом окончания преступления, предусмотренного ст. 198 или ст. 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов (сборов) в срок, установленный налоговым законодательством <9>. То есть с этого момента и начинают течь сроки давности, которые составляют два года после совершения преступления.
———————————
<6> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1997. С. 425.
<7> Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997.

ФНС уточнила сроки привлечения к налоговой ответственности

С. 160 — 161.
<8> Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
<9> Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления" // Российская газета. 31.12.2006. N 297.

Согласно ст. 113 НК РФ исчисление срока давности за налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, начинается со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода. Однако стоит упомянуть о принятом Высшим Арбитражным Судом Постановлении от 27 сентября 2011 г. по делу N 4134/11 <10>. По Постановлению ВАС РФ исчисление срока давности по ст. 122 НК РФ начинается с первого дня налогового периода, следующего за тем налоговым периодом, в котором нормативными актами установлен срок уплаты налога. Ранее суд предлагал исчислять срок давности от момента окончания налогового периода, за который не был уплачен налог. Таким образом, момент начала исчисления срока давности за налоговые правонарушения существенно отличается от начала течения срока давности привлечения к налоговым преступлениям. Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П по делу о проверке конституционности положений ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа Суд указал на недопустимость прерывания срока давности. Однако отметил, что в случае, если налогоплательщик умышленно препятствует ходу налоговых проверок с целью "вывести" правонарушения за пределы срока давности, возникает необходимость признать уважительными причины пропуска данного срока <11>, т.е. Конституционный Суд, а впоследствии и НК РФ установили, что этот срок действует только для "добросовестных" налогоплательщиков, т.е. тех, кто не препятствует проведению налоговой проверки.
———————————
<10> Постановление Президиума ВАС РФ от 27.09.2011 N 4134/11 по делу N А33-20240/2009 // СПС "КонсультантПлюс". 2013.
<11> Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. N 30 (ч. II). Ст. 3200.

Таким образом, срок давности по налоговым правонарушениям превышает срок давности по налоговым преступлениям, и складывается противоположная ситуация: возможность привлечения к налоговой ответственности еще есть, однако нет возможности привлечения к уголовной ответственности. Однако степень опасности налоговых правонарушений отличается от противоправности в уголовных деяниях, кроме того, в отличие от уголовной налоговая ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности <12>.
———————————
<12> Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274; Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012 // СПС "КонсультантПлюс".

Подводя итог, необходимо отметить, что, несмотря на установление комплексной защиты налоговых правоотношений средствами различных отраслей права, в настоящее время отсутствует последовательность при осуществлении дифференциации ответственности за налоговые правонарушения, в частности в таких вопросах, как установление сроков давности, определение начала их течения, в то время как их решение является важным и актуальным при правоприменении вопросом.

Литература

1. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С. 275.
2. Куракин А.В., Калинина Н.С. Административная ответственность и ее реализация в сфере обеспечения правопорядка при проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования // Административное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 274.
3. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: понятие, система, проблемы квалификации и наказания. Саратов, 1997. С. 160 — 161.
4. Серков П.П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: Монография. М., 2012.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

НДФЛ: точечные изменения в 2018 году (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 26.03.2018

Равенство, дискриминация и дифференциация налогоплательщиков (Копина А.А.)

Дата размещения статьи: 09.03.2018

Уплата налогов третьими лицами в свете принятия Федерального закона N 401-ФЗ: правовые нюансы и последствия (Проскуряков А.И.)

Дата размещения статьи: 18.08.2017

Теоретические подходы к определению налога и сбора: экономико-правовой аспект (Напсо М.Б.)

Дата размещения статьи: 16.05.2017

Меры финансово-правовой ответственности за неуплату налогов (сборов) в установленные сроки: теоретико-правовые аспекты (Кайшев А.Е.)

Дата размещения статьи: 29.03.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных