Средняя продолжительность дня

Работа учителей – непростой труд, имеющий свою специфику. Регулируется он отдельной главой Трудового кодекса РФ и целым рядом законов и подзаконных актов. Рабочему времени педагогов эти документы уделяют особенно много внимания: это связано с тем, что в отличие от остальных работников, у учителей в этом вопросе есть свои нюансы.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Прежде всего следует отметить, что преподавателям установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ, п. 1 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Это значит, что для учителя именно нормой будет отработка не больше 36 часов за полную рабочую неделю. Уменьшения оплаты труда при этом не происходит.

На самом деле некоторые педагогические должности предполагают еще меньшую продолжительность рабочего времени. Это установлено Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Это основной документ, определяющий, сколько должен работать преподаватель.

Структура рабочего времени учителей

Следующий момент, касающийся рабочего времени учителей, – это его неоднородность. Законодательно учтено, что в течение рабочего дня часть времени будет отдано учебной (преподавательской) нагрузке, а часть – чему-то еще. Примерный перечень видов такой деятельности для педагогов есть в ч. 6 ст. 47 № 273-ФЗ, он открытый, т. е. кроме перечисленного, в конкретном образовательном учреждении по определенной должности может быть предусмотрен еще какой-то функционал для педагога. Или может не быть чего-то, что есть в этом перечне – это опционная деятельность учителя, она устанавливается трудовым договором и должностной инструкцией, но основной деятельностью, конечно, является непосредственно преподавательская или учебная.

Сейчас в законодательных актах чаще встречается словосочетание «преподавательская деятельность» (нагрузка). Однако наряду с ним употребляется и прежний термин «учебная нагрузка» (деятельность). Он же используется в ТК РФ.

Понятие учебной нагрузки важно еще и потому, что именно по ней устанавливается ставка заработной платы. Поэтому закон обязывает прописывать в трудовом договоре каждого преподавателя не только общее рабочее время, но и нормы часов педагогической работы, которые будут привязаны к окладу. Кстати, изменять просто так, по собственному желанию, величину учебной нагрузки работодатель не может: все вопросы, связанные с изменением и верхним пределом преподавательской деятельности решает только Минобрнауки России (ч. 2 ст. 333 ТК РФ).

Таким образом, говоря о рабочем времени и трудовых обязанностях учителей, следует выделить несколько ключевых моментов.

Во-первых, само рабочее время, которое у педагогических работников имеет сокращенную продолжительность: не более 36 часов в неделю, а часто меньше. Точную продолжительность можно узнать в Приказе № 1601.

Во-вторых, важным понятием является преподавательская (учебная) нагрузка, которая включается в рабочее время наряду с другими видами работы, но играет определяющую роль.

И, в-третьих, понятие нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Этот термин подразумевает, что главным при определении размера оплаты труда преподавателя является не норма рабочего времени, как в большинстве случаев, а норма учебной нагрузки.

Учебную нагрузку для преподавателей устанавливает все тот же Приказ № 1601. Для различных преподавательских должностей норма учебной нагрузки может составлять 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю. А преподавателям образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального и среднего профессионального образования, норма установлена в 720 часов в год.

Из приведенного примера видно, что предусмотренная учебная нагрузка меньше общего установленного рабочего времени. Это связано с тем, что преподавателю нужно выполнять еще и другие обязанности, о которых написано выше. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в течение рабочей недели или учебного года устанавливается в локальном нормативном акте образовательной организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

В каких часах считать

Следует отметить еще такой факт. Редко когда разговор об учебном процессе обходится без уточнения, в академических или астрономических часах определяется объем нагрузки. В Приказе № 1601 сказано, что для официальных подсчетов учебную нагрузку устанавливают в астрономических часах, причем в нее входят и сами уроки, и короткие перерывы между ними.

Перерывы

Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом утвержденных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п. 2.2 Приказа Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»).

В отношении обеденных перерывов для преподавателей существует специальная норма. Как сказано в п. 1.5 Приказа № 536, для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи вместе с учениками, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Работа сверх нормы и меньше нормы

В Приказе № 1601 оговариваются случаи работы сверх установленной нормы учебной нагрузки. Такая работа допускается только с согласия педагогов и оплачивается исходя из размера ставки заработной платы пропорционально фактически выполненному объему работы. Однако следует помнить, что по этому правилу перевыполнение нормы по учебной нагрузке оплачивается только в рамках рабочего времени. В случае если переработки преподавателя выйдут за установленную норму рабочего времени, они будут оплачиваться уже по общему правилу ст. 152 ТК РФ как сверхурочная работа.

Таким образом, нормы учебной нагрузки в реальности могут быть выше – такой вариант предусмотрен Приказом № 1601. Но в некоторых случаях они могут быть и ниже. Как указано в Рекомендациях об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений (приложение к Письму Минобрнауки России № АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки России № 96 от 26.10.2004 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году»), объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по федеральному государственному образовательному стандарту, учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.

Следует помнить, что объем преподавательской нагрузки на следующий учебный год должен быть определен до окончания текущего учебного года и ухода работников в отпуск. У учителей, для которых данное образовательное учреждение является основным местом работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. В течение учебного года выполнение преподавательской работы регулируется расписанием занятий.

Итак, если в отношении рабочего времени педагогов законодатель установил только максимальную норму, то учебная нагрузка расписана и нормирована довольно подробно. А вот про остальной функционал учителей в законодательстве ничего толком не сказано, кроме того, что помимо непосредственно преподавательских обязанностей у них могут быть и другие.

Ни по видам, ни по количеству часов иная работа педагогов не регламентирована. Представляется, что она может регулироваться графиками и планами работы, в том числе личными планами учителей, – в рамках рабочего времени.

При этом часть неучебной работы преподавателей может быть оплачена отдельно: выполнение некоторых дополнительно возложенных на педагогов обязанностей, непосредственно связанных с образовательным процессом, сопровождается дополнительной оплатой труда (п. 2.3 Приказа № 536). В общеобразовательных школах к таким оплачиваемым обязанностям относятся классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.

Рабочие каникулы

Еще одна особенность рабочего времени учителей связана с упоминавшимся выше понятием учебного года. Для образовательного процесса это определяющий фактор: в соответствии с ним составляются все методики, учебные планы, нагрузки и т. д. В нашей стране новый учебный год традиционно начинается 1 сентября, отделяют один учебный год от другого длинные летние каникулы. Кроме того, в течение самого учебного года в зависимости от типа и режима образовательного учреждения предусмотрены периоды, когда учебная работа не ведется (четвертные каникулы в школах, периоды сессий в вузах и т. д.).

Следует помнить, что все каникулярные периоды, если они не совпадают с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками учителей, являются для них рабочим временем (п. 4.1 Приказа № 536).

ВЫ ДОЛЖНЫ ЭТО ЗНАТЬ

Если период каникул не совпадает с отпуском преподавателя, это время является для педагога рабочим.

В каникулярное время, когда учебной нагрузки у преподавателей нет, они могут заниматься педагогической, методической, организационной работой, связанной с реализацией образовательной программы, то есть выполнять те самые дополнительные обязанности. При этом их выполнение в каникулы должно происходить в пределах нормируемой части рабочего времени – установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы). Режим рабочего времени сотрудников образовательного учреждения в каникулярный период регулируется локальными актами и графиками работ с указанием их характера (Пример 3).

Резюме

Рабочее время педагогов включает в себя преподавательскую нагрузку и иную связанную с обучением работу. Перевыполнение учебной нагрузки в рамках рабочего времени оплачивается пропорционально переработке, исходя из размера ставки. Переработки за пределами нормы рабочего времени – по правилу ст. 152 ТК РФ.

Для чистоты эксперимента ученые решили вынести за скобки предварительные ласки и считать за секс процесс непосредственно от момента проникновения пениса в вагину до момента эякуляции.

Оказалось, измерить продолжительность полового акта не так просто. Как минимум, потому, что многие мужчины склонны преувеличивать цифры, чтобы не быть в лиге отстающих. Ну а некоторые делают это невольно. Вряд ли ты часто засекал время перед началом любовных игр (разве что при почасовой оплате). Поэтому сказать с точностью, нужной ученым, не всегда получается (да и кто будет винить, если ты немного округлил в свою пользу?).

Но ученые тем не менее не сдаются! В исследовании, опубликованном на сайтеГосударственного института здоровья США, приняли участие 500 пар из США, Нидерландов, Испании, Турции и Великобритании. В течение четырех недель они занимались сексом, засекая время секундомером, — совмещали приятное с полезным науке.

Результат удивил ученых. Диапазон продолжительности половых актов колебался от 33 секунд до 44 минут, что составляет разницу в 80 раз!

Таким образом, ответить на вопрос, какую длительность полового акта считать нормальной, оказалось невозможно. Зато можно высчитать среднюю продолжительность. И она составила 5,4 минуты во всех странах (кроме Турции, средняя продолжительность полового акта там составляет 3,7 минуты).

На этой странице размещены результаты расчёта точного времени восхода и захода солнца в Минске .
В том числе и на сегодня — 26 Сентября 2020, Субботу .
Восход солнца — мистическое время, с древности использующееся во множестве религий. С восходом солнца справляли обряды ещё египтяне, шумеры и древние греки.
Закат солнца — это тоже не просто красивое зрелище, любимое фотографами. С временем восхода и захода солнца, продолжительностью светового дня связаны наши биологические часы.
Узнав во сколько сегодня восход, юные выпускники не пропустят рассвет — самую романтическую часть выпускного вечера, фотографы сделают свои самые лучшие кадры, а люди, ведущие здоровый образ жизни начнут утреннюю пробежку.
Точное время захода солнца поможет властям вовремя включать уличное освещение и не транжирить народные денежки, включая его заранее.
Сведения о долготе дня помогут пожилым избежать плохого самочувствия в короткие зимние дни, а поклонникам китайской медицины организовать свой день в соответствии с Шичень.
Зная время начала рассвета, захода солнца и наступления темноты мусульмане могут самостоятельно рассчитать время намазов.
Кроме того, у нас всегда можно узнать когда начинаются белые ночи в Санкт-Петебурге. Информция об этом прекрасном периоде питерского лета публикутся
Вообще долгота дня год к году меняется не очень сильно. Тысячелетиями самый длинный день — 22 июня (21 в високосный год), а самый короткий день — 22 (21) декабря.
На нашем сайте вы всегда узнаете время восхода и захода солнца, долготу дня в Минске и других городах России и мира. Данных об относительнаом изменении долготы светового дня на сайте пока не представлено, но вы можете посчитать его самостоятельно. В дальнейшем планируется выводить данные о том на сколько прибавился или убавился день в Минске в отдельную колонку. Мы публикуем информацию о времени восхода и захода солнца, долготы дня сразу на целый год. Такую информацию раньше печатали в отрывных календарях. Кончался год, листочки в календаре кончались и нужно было покупать новый. Наша информация не исчезнет, заходите чаще !

Новая редакция Ст. 333 ТК РФ

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Часть вторая утратила силу с 1 сентября 2013 г.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.

Комментарий к Статье 333 ТК РФ

Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает:

— продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную;

— другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке;

— отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю.

Педагогическая (учебная) нагрузка, в зависимости от типа образовательного учреждения, учитывается в часах в неделю или в учебном году.

Часть 3 статьи 92 ТК устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников. Продолжительность ее — не более 36 часов в неделю. Для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю на основании Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

Для всех остальных педагогических работников определена норма часов преподавательской работы:

— для учителей 5 — 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов определена в 18 часов в неделю;

— для учителей 1 — 4 классов — 20 часов в неделю;

— для преподавателей 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования — 24 часа в неделю;

— для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования — в размере 720 часов в год.

Учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, в соответствии со статьей 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», ограничивается верхним пределом. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год, на основании пункта 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160; для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации, не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно. Максимальный размер ее не должен превышать 900 часов в учебном году, как того требует пункт 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264. Так как учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 часов в учебном году, доцентам — 700 — 720 часов, ассистентам — 850 — 900 часов в год.

Если учителю не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, ему гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 191.

В образовательных учреждениях учебное время определяется в академических часах равных 45 — 50 мин. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы определена в астрономических часах, установленная Постановлением Правительства РФ N 191.

Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к Единой тарифной сетке (ЕТС). В образовательных учреждениях, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Вся остальная образовательная деятельность, осуществляемая сверх норм рабочего времени, производится за дополнительную оплату.

Педагогическим работникам разрешается работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство), в том числе и по аналогичной должности, специальности, что является исключением из правила о внутреннем совместительстве, предусмотренного в части 1 статьи 98 ТК. Помимо этого, в соответствии со статьей 282 ТК, особенности работы по совместительству педагогических работников могут устанавливаться, в том числе, Правительством РФ. В соответствии с поручением Правительства Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников. Им разрешена работа по совместительству в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии.

Продолжительность работы по совместительству не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели, определяется по соглашению между работником и работодателем. Помимо этого, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. С согласия работодателя, в основное рабочее время разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. Заработная плата по основному месту работы сохраняется.

Не считаются совместительством и не требуют заключения трудового договора выполняемые в основное рабочее время с согласия работодателя следующие виды работ:

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

— руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);

— педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;

— работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;

— работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.

Другой комментарий к Ст. 333 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Нормирование рабочего времени педагогических работников имеет специфику. Закон устанавливает как продолжительность рабочего времени, включающего преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утвержденными в установленном порядке, так и отдельное нормирование собственно педагогической (учебной) нагрузки. Продолжительность рабочего времени определяется количеством часов в неделю, а педагогическая (учебная) нагрузка в зависимости от типа образовательного учреждения в часах в неделю или в учебном году.

Данные нормы распространяются на всех педагогических работников, а не только педагогических работников образовательных учреждений.

2. В соответствии с п. 3 ст. 92 ТК РФ комментируемая статья устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени для всех педагогических работников не более 36 часов в неделю. В силу Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» для старших воспитателей образовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей) продолжительность рабочего времени установлена не более 30 часов в неделю.

Для остальных педагогических работников названным Постановлением определена норма часов преподавательской работы. Так, для учителей 5 — 11 (12) классов, иных педагогических работников общеобразовательных учреждений норма часов — 18 часов в неделю, для учителей 1 — 4 классов — 20 часов в неделю, для преподавателей 1 — 2 классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования — 24 часа в неделю.

Норма часов преподавательской работы для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования установлена в размере 720 часов в год.

3. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения, оговариваемая в трудовом договоре, ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида. Для преподавателей образовательных учреждений среднего профессионального образования учебная нагрузка не должна превышать 1440 часов в год (п. 54 Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. N 160); для преподавателей образовательных учреждений повышения квалификации — не выше 800 часов за один учебный год (п. 32 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 610). Учебная нагрузка педагогических работников высшего учебного заведения устанавливается учебным заведением самостоятельно в размере до 900 часов в учебном году (п. 77 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. N 264). Поскольку учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 часов в учебном году, доцента — 700 — 720 часов, ассистента — 850 — 900 часов в год.

4. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в случаях, предусмотренных п. 3 Постановления Правительства РФ N 191 от 3 апреля 2003 г. (в ред. от 1 февраля 2005 г.).

5. Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы, установленная Постановлением Правительства РФ N 191, определена в астрономических часах.

6. Норма рабочего времени для педагогических работников устанавливается за ставку заработной платы. Ставка заработной платы работников государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется применительно к ЕТС. Для образовательных учреждений, оказывающих платные образовательные услуги, ставка заработной платы, соответствующая норме рабочего времени, определяется исходя из ставки заработной платы, выплачиваемой из средств государственного или муниципального бюджетов. Образовательная деятельность сверх нормы рабочего времени осуществляется за дополнительную оплату.

7. Работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (совместительство) разрешается педагогическим работникам в соответствии с общими правилами о совместительстве. Ранее допускавшееся исключение из правил, предусмотренных ч. 1 ст. 98 ТК РФ о внутреннем совместительстве, т.е. возможности работы по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности, из комментируемой статьи исключено. Таким образом, в силу квалифицированного умолчания законодателя педагогические работники подчиняются общим правилам о совместительстве.

В соответствии со ст. 282 ТК РФ особенности работы по совместительству педагогических работников могут быть установлены Правительством РФ. Постановлением от 4 апреля 2003 г. N 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» Правительство РФ поручило установить особенности работы по совместительству педагогических работников Министерству труда и социального развития РФ по согласованию с Министерством образования РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этим Постановлением Минтруда России от 30 июня 2003 г. N 41 установлены особенности работы по совместительству педагогических работников.

Продолжительность работы по совместительству определяется по соглашению между работником и работодателем и не может превышать по каждому трудовому договору половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (см. п. 2 комментария к настоящей статье). Если половина месячной нормы по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, то работа по совместительству не должна превышать 16 часов в неделю. Кроме того, не ограничивается число трудовых договоров, которые может заключать работник. Важно, чтобы продолжительность работы по каждому из трудовых договоров по совместительству не превышала половины месячной нормы рабочего времени.

В основное рабочее время с согласия работодателя разрешается работа по совместительству высококвалифицированным специалистам в образовательных учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров. При этом заработная плата по основному месту работы сохраняется. Кроме того, в основное рабочее время с согласия работодателя могут осуществляться следующие виды работ, не считающиеся совместительством и не требующие заключения трудового договора:

— педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;

— консультирование высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год;

— руководство аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой, руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой по соглашению между работником и работодателем, в том числе и работниками, не состоящими в штате учреждения (организации);

— педагогическая работа в одном и том же образовательном учреждении (за исключением учреждений высшего профессионального образования) с дополнительной оплатой;

— работа без занятия штатной должности в том же учреждении или иной организации сверх месячной нормы рабочего времени по графику, в том числе заведование педагогическими работниками кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководство предметными и цикловыми комиссиями, производственным обучением, практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинских работников;

— работа в том же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверх установленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов по подготовке работников искусств.

Расчет средней продолжительности рабочего дня – одна из важнейших составляющих учета рабочего времени. В получении этих данных заинтересован прежде всего руководитель организации. Учет рабочего времени сотрудников и соблюдение норм ТК РФ, ограничивающих продолжительность рабочего времени, находится в зоне ответственности работодателя. Об этом говорится в ст. 91 ТК РФ.

Зачем нужна формула и что она показывает

Согласно ТК РФ объем рабочего времени не должен превышать 40 часов в неделю, иначе говоря, при установлении пятидневного графика работы – не более 8 часов в день. На практике продолжительность рабочего дня определяется множеством факторов:

  • должностью сотрудника;
  • индивидуальным графиком выхода на работу;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • непредвиденными обстоятельствами, касающимися лично сотрудника или работы компании, и т.д.

С целью учесть наиболее значимые факторы в отношении конкретных работников и соблюсти при этом нормы закона рассчитывается продолжительность рабочего времени по каждому из них.

Среди показателей учета рабочего времени формула продолжительности рабочего дня является одной из самых важных. Расчеты непосредственно затрагивают интересы не только руководства фирмы, но и конкретного работника, заключившего с ней трудовой договор, структурного подразделения, в котором он трудится.

Исходя из расчетов можно оценить эффективность использования рабочего времени персонала.
Общая формула средней продолжительности рабочего дня (ПРДсрФ) выглядит следующим образом:

ПРДсрФ = СЧЧ / СЧД,

где СЧЧ – сумма отработанных человеко-часов за период фактически; СЧД – сумма отработанных человеко-дней за период фактически.

Результат отражает среднее количество часов, которое отработал 1 среднесписочный сотрудник за 1 день на рабочем месте.

Если в формуле учитывается работа в часах сверхурочно, продолжительность рабочего дня называется полной. Если расчет ведется без учета сверхурочных часов, применяется термин «урочная продолжительность рабочего дня». Наиболее часто при расчетах поступают так: суммируют, кроме обычных рабочих, сверхурочные человеко-часы и внутрисменные простои, несмотря на относительную редкость последних.

Анализ использования рабочего времени базируется в данном случае на сравнении средней продолжительности рабочего дня по факту и средней, исчисленной на базе нормативов, по аналогичному признаку, выраженных в человеко-часах.

При установлении нормативов продолжительности учитываются категории работников и факторы, влияющие на длину рабочей смены, дня.

Коэффициент использования рабочего дня, необходимый для анализа (Кирд), рассчитывается:

Кирд = ПРДсрФ / ПРДсрН,

где ПРДсрН – средняя продолжительность рабочего дня, установленная исходя из нормативов.

Рассчитывая продолжительность рабочего времени для членов трудового коллектива, необходимо помнить о так называемых «льготных» категориях. На сокращенный график, неполное рабочее время могут претендовать несовершеннолетние; лица, работающие в опасных условиях; инвалиды; преподаватели; беременные и некоторые другие категории работников. Их права закреплены в ряде статей ТК РФ.

На заметку! Можно рассчитать среднюю продолжительность рабочего дня для отдельного работника. Она будет равна отношению отработанных человеко-часов к числу рабочих дней в учетном периоде.

Пример расчета

Поясним использование формулы на условных примерах и расчетах. Пусть отработано за период в организации по данным кадрового учета фактически 875280 человеко-часов, 110810 человеко-дней. Тогда фактическая средняя продолжительность рабочего дня (ПРДсрФ) будет равна 875280/110810 = 7,9 часа.

Коэффициент использования рабочего дня (Кирд) рассчитывается как 7,9/7,96 = 0,99 = 99%.

Исходя из полученных данных можно сказать, что средняя продолжительность рабочего дня в организации близка к расчетным показателям, основанным на требованиях законодательства. Это говорит о правильном, эффективном использовании дневного фонда рабочего времени.

Как еще можно использовать формулу

Расчет средней продолжительности рабочего дня входит в формулу расчета не только коэффициента использования рабочего дня, но и интегрального коэффициента (Кинт), учитывающего одновременно, насколько эффективно используется рабочий день и рабочий год.

Его формула:

Кинт = Кирд * Кирг,

где Кирг – коэффициент использования рабочего года. Этот показатель определяется отношением средней фактической продолжительности рабочего периода к средней продолжительности этого же периода (года), максимально допустимой. Данные для расчета берутся в днях.

В формуле Кирд = ПРДсрФ/ПРДсрН средняя продолжительность рабочего дня фактически может исчисляться только по урочным показателям, т.е. без учета сверхурочных часов, но с учетом внутрисменных простоев. Некоторые специалисты-аналитики считают, что такие расчеты дают более верную картину использования трудового потенциала фирмы, в частности, более точный интегральный коэффициент.

Основное

Формула средней продолжительности рабочего дня — это отношение отработанных человеко-часов к человеко-дням за один и тот же период. Если в сумме человеко-часов содержатся и сверхурочные, в результате имеем полную продолжительность рабочего дня. Если часы работы сверхурочно из расчета исключены, средняя продолжительность называется урочной. И тот и другой вариант расчета находит применение как при исчислении собственно средней продолжительности рабочего дня, так и при расчете других показателей, базирующихся на ней.