Способы учения с точки зрения психологии

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Бирина О.В. 1 1 Самарский институт индустрии питания и бизнеса (филиал) В статье проводится анализ педагогических и психологических теорий успешности обучения. Несмотря на значительное внимание к изучению вопроса успешности обучения, определение понятия «успешность обучения», его сущность и структура до сих пор остаются дискуссионными. По результатам проведенного теоретического анализа даны определения компонентным составляющим понятия «успешность обучения». Подход к обучению как к двустороннему процессу взаимодействия равнозначных активных субъектов позволяет рассматривать успешность обучения с точки зрения соотношения успешности деятельности участников образовательного процесса (педагога и студента). Отмечается обусловленная объективно существующей необходимостью непрерывного образования тенденция перехода от прямого педагогического воздействия к опосредованному руководству. На основании проведенного анализа автором дано определение понятия «успешность обучения», выделены основные характеристики учебной и педагогической успешности. 342 KB успешность обучение успешность обучения учебная успешность педагогическая успешность 1. Андроник Т.Г. Педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов: дис. … канд. пед. наук:13. 00. 08. – Сургут, 2010. 2. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения // Новое в жизни, науке и технике № 6. Педагогика и психология. – М: Знание, 1987. – 78 с. 3. Батурин Н.А. Психология успеха и неудачи: учеб. пособие. – Челябинск: ЮУрГУ, 1999. – 99 с. 4. Белкин А.С. Ситуация успеха: как ее создать – М.: Просвещение, 1991. – 176 с. 5. Белопольская Н.Л. Коррекция эмоциональных реакций на неуспех у детей со сниженным интеллектом // Вопросы психологии. – 1992. – № 2. – С. 33–42 6. Большая Советская Энциклопедия. – 1954. – Т. 30. 7. Броневицкий Г.А., Броневицкий Г.Г., Томилин А.Н. Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. – 2005. 8. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – С. 3–28. 9. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с. 10. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М:, 1986 11. Ефремова Т.Ф. Новый Толково-словообразовательный словарь русского языка. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000. – 1233 с. 12. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. – М.: Просвещение, 1980, – 159 с 13. Краевский В.В., Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.Н. Скаткина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1982. – С. 129–181. 14. Кулагин, Б.Б. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина, 1984. 15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 184 с. 16. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск. – М.: Педагогика, 1987. – 544 с. 17. Никитина Е.А. Самореализация школьника в учении (теория практика): автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2002. 18. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская А.Н.; Российский фонд культуры; – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФЗЪ, 1995. – 928 с. 19. Педагогическая энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова при участии Эпштейна М.С. – 3 т. – М.: Работник просвещения, 1927–1929. 20. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учеб.-практич. пособие. – М.: Гном-Пресс, Моск. гор. пед. общество, 1999. – 192 с. 21. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. / под ред. В.В. Давыдов и др. – М.: «Большая педагогическая энциклопедия», 1999. 22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с. 23. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. Абрамова. – М.: Русские словари, 1999. 24. Соболь Н.В. Оценка успешности обучения учащихся. festival. 1september. ru/articles/101368. 25. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 2000. 26. Хридина Н.Н. Понятийно-терминологический словарь: управление образованием как социальной системой. – Екатеринбург: Урал. изд-во, 2003. – 384 с. 27. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. – М.: Педагогика, 1988. – 208 с. 28. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие; Европ. ин-т экспертов. – 2-е изд. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. – 348 с.

Анализ научных теорий, концепций и подходов, изложенных в психолого-педагогической литературе, показал, что понятие «успешность обучения» рассматривается в двух основных направлениях. С точки зрения психологического направления успешность обучения рассматривается как особое эмоциональное состояние учащегося, выражающее его личное отношение к деятельности и/или ее результатам. Представителями этого направления являются В.К. Вилюнас , Л.Н. Белопольская , С.Н. Лысенкова , Е.А. Никитина , С.Л. Рубинштейн и др. В педагогическом направлении успешность обучения рассматривается с точки зрения качества образования, в контексте проблемы эффективности и результативности обучения. Представителями педагогического направления являются Ю.К. Бабанский , В.В. Давыдов , Г.Д. Кириллова , В.В. Краевский , И.Я. Лернер , В.Ю. Питюков , Г.И. Щукина и др.

Прежде чем более подробно остановиться на каждом из указанных направлений дадим толкование основных понятий: «успешность», «успех», «успешность обучения».

В Толковом словаре русского языка Д.Н. Ушаков указывает на образование существительного «успешность» от прилагательного «успешный», т.е. заключающий в себе успех, представляющий собой успех, делающий что-нибудь с успехом .

Следовательно, понятие «успешность» является производным от понятия «успех». «Успех» определяется следующим образом:

– удача в задуманном деле, в достижении поставленной цели;

– признание такой удачи со стороны окружающих, проявляющееся в общественном одобрении чего-нибудь, чьих-нибудь достижений;

– признание чьих-нибудь достоинств, внимание общества к кому-нибудь.

Схожее толкование приводят и авторы других словарей, такие как Ефремова Т.Ф. , Ожегов С.И. .

«Успешность» в словаре русских синонимов стоит в ряду таких понятий, как «благополучность», «спорость», «удачность», «благополучие», «небезуспешность» .

«Успех» в словаре русских синонимов стоит в ряду понятий достижение, победа, удача, завоевание, триумф; счастье; признание, фурор, свершение, торжество, счастливый конец, лавры, шаг вперед, результат .

Согласно определению, данному Белкиным А.С., с психологической точки зрения, успех – это переживание состояния удовлетворения, радости от того, что достигнутый результат деятельности личности либо совпал с планируемым, ожидаемым (с уровнем притязаний), либо превзошел его . С социально-психологической точки зрения успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности. «…Когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе» . В приведенных определениях предвидение, прогнозирование последствий конкретных действий рассматриваются через понятие «ожидание». Именно продуманный и подготовленный целенаправленными действиями ожидаемый, прогнозируемый, а не случайный результат, на наш взгляд, является основным отличием «успеха» от «удачи», которая трактуется как везение, счастливое для кого-то стечение обстоятельств.

Подобное толкование встречается в работах Батурина Н.А., который выделяет три основных наиболее часто используемых значения понятия «успех». Первое, успех – это объективная оценка результата деятельности другого человека, которая проявляется в виде интегральной оценки достигнутого результата, равного или превышающего нормативный уровень или социальный стандарт. Второе толкование – это понимание успеха как субъективной оценки собственной деятельности, определяемой интегральной оценкой собственного результата относительно уровня личной цели субъекта деятельности. В третьем значении успех рассматривается как особое психическое состояние, возникающее у человека вследствие достижения высокого значимого для него результата .

В энциклопедии практической психологии «успешность» рассматривается как способность и умение достигать успеха. Выделяют объективную и субъективную успешность. Субъективная успешность зависит от мировосприятия человека и отражает его «видение … своей и чужой успешности». При этом люди, достигшие целей, связанных с ценностями, отличающимися от ценностных ориентиров оценивающего, а также собственные достижения не в приоритетном направлении не считаются успешными. Люди с негативным мировосприятием вовсе обесценивают успехи (когда свои, когда чужие). Объективная успешность предполагает достижение желаемого. При этом в любой культуре есть представление об объективной успешности человека, которая оценивается по совокупности достижений в направлениях, представляемых обществом как наиболее ценные.

С точки зрения процесса, успешность – это определенный устойчивый конечный результат комплексного характера, подразумевающий наличие таких составляющих.ю как здравое и позитивное мышление, творческая самореализация. При этом успех рассматривается как определенное временное единичное достижение в какой-то отдельной сфере.

Следовательно, успешность – это интегральная оценка эффективности результата собственной деятельности, получившая признание со стороны окружающих, вызывающая у человека (субъекта деятельности) такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное отношение к деятельности, позволяющая ему ощущать собственную удовлетворенность.

Категория обучение наряду с категориями воспитание и образование является одной из основных категорий педагогики и одной из основных для нашего исследования. Рассмотрим основные определения этого понятия.

Большая Советская Энциклопедия определяет обучение как процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду, в ходе которого реализуются цели образования и воспитания .

Под обучением понимается руководство учением (в узком смысле) или двусторонний процесс деятельности субъектов обучения (в широком смысле), включающий деятельность обучающего и обучаемых, которая характеризуется взаимодействием целей и содержания преподавания и учения, а также воспитания и развития учащихся (в процессе обучения). При этом под содержанием обучения понимается система знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть обучаемые; под преподаванием – деятельность педагога по руководству познавательной и практической деятельностью учащихся посредством побуждения к учению, изложения содержания изучаемого материала, организации и контроля деятельности учащихся; учение рассматривается как деятельность учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками (умственные и физические действия) .

Российская педагогическая энциклопедия дает более краткое определение рассматриваемого понятия: обучение понимается как совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются образование, воспитание и развитие личности.

В специальном словаре терминов по общей и социальной педагогике обучение рассматривается как специально организованный, управляемый, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, в ходе которого осуществляется усвоение знаний, умений и навыков, развитие потенциальных умственных возможностей обучаемых, формирование мировоззрения, выработка навыков самообразования и их закрепление. Таким образом, обучение представляет собой системное и целенаправленное развитие и удовлетворение познавательной активности обучающихся путем их приобщения к знаниям (общим и профессиональным), способам их получения, сохранения и применения в личной практике .

Подобного мнения придерживаются и авторы психолого-педагогического словаря, считая, что обучение – специально организованный управляемый двусторонний процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, направленный на приобретение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и развитие человека. Выделяют четыре основные функции обучения: первая функция – образовательная – реализуется через передачу системы культурных ценностей, в том числе накопленных знаний, умений и навыков; вторая – воспитывающая – ее суть в формировании системы ценностных ориентаций и отношений; третья – развивающая – предполагает формирование и развитие познавательных интересов, психических процессов и свойств личности, способностей и т.п.; и, наконец, четвертая – социализирующая – заключается в приобретении опыта совместной деятельности, овладении и применении системы социально приемлемого поведения и общественных отношений .

Как в педагогической, так и в психолого-педагогической литературе выделены различные аспекты понятия «обучение». На общепедагогическом уровне обучение рассматривается как один из видов деятельности по приобщению человека к сформировавшейся системе общественных отношений, в результате которой он формируется как личность. В дидактике обучение предстаёт в единстве преподавания и учения как деятельности обучающих и обучающихся при передаче последним социального опыта в форме содержания образования. Методика преподавания рассматривает обучение как совокупность форм реализации преподавания и учения на материале конкретного учебного предмета. В психологии обучение выступает как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых действий учителя и ученика, в результате которых происходит обогащение интеллекта учащегося и его психическое развитие.

Как видно из приведенных определений, главными составляющими процесса обучения являются два компонента – преподавание и учение, в единстве которых и заключается основная сущностная дидактическая характеристика обучения. В элементарной форме отношение «преподавание – учение» проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика, однако только к такому взаимодействию не сводится. В опосредованном виде это отношение заложено в программах обучения. При этом ученик, являясь действующим субъектом процесса обучения, в системе дидактических отношений выполняет двойственную функцию, выступая и как объект преподавания, и как субъект учения. Объектом по отношению к ученику в данном случае является осваиваемый учащимся учебный материал. Во взаимодействии учителя и ученика направляющая роль принадлежит учителю, который планирует, организует и при необходимости корректирует деятельность учащегося по усвоению учебного материала, помогая его становлению как личности.

Субъектно-субъектное отношение, характерное для личностно ориентированного обучения, существует внутри субъектно-объектного, им определяется и стимулируется.

Отношение «преподавание – учение» определённым образом реализуется и в заочном обучении. Деятельность преподавания в этом виде обучения представлена в том числе и в виде письменных заданий, учебников и др. материалов.

В условиях объективно существующей необходимости непрерывного образования первостепенной задачей становится формирование навыков самостоятельного поиска и анализа полученной информации, т.е. подготовка обучающихся к самообразованию. В связи с этим прямое педагогическое воздействие все больше заменяется опосредованным руководством, а учение принимает форму самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, дидактическое отношение «преподавание – учение» становится всё более опосредованным, переходящим в отношение познавательное.

Одним из основных принципов педагогической деятельности является единство образовательной, воспитывающей и развивающей функций обучения. Для обеспечения реализации этого принципа необходимы специальные усилия педагогов, направленные на проектирование и осуществление обучения таким образом, чтобы и содержательная, и процессуальная стороны преподавания и учения выполняли функции, определяемые потребностями личности, общества, государства.

Психологи и педагоги по-разному подходят к процессу учения. Одни трактуют процесс учения с точки зрения «теории умственных действий», согласно которой знания могут быть усвоены только в результате осуществления определённой системы действий, выполняемых вначале в материальной, затем «материализованной» форме и постепенно преобразующихся в действия внутренние, умственные. Другие рассматривают учение как овладение системой приёмов или способов умственной деятельности.

Вместе с тем в педагогической психологии, педагогике, общей дидактике обучение рассматривается как осуществляемый педагогом один из взаимосвязанных составных компонентов образовательного процесса, сочетающийся с учением, осуществляемым учеником. Несмотря на имеющиеся различия в определении сущности обучения все исследователи выделяют в качестве его основной задачи обеспечение наиболее эффективного управления процессом обучения. Кроме того, отмечается необходимость определенного эталона построения учебной деятельности, выделения этапов или элементов обучения, соблюдения поступательности формирования общих методов рационального мышления. В последнее время в связи с изменением требований к результатам обучения всё большее значение приобретает применение «активного обучения» с использованием информационных технологий, позволяющего активизировать учебную деятельность посредством формулирования проблемы (или выявления проблемной ситуации), решения познавательных задач, возможности практического применения полученных знаний.

Как видим, всё больше учёных придерживаются позиции, что обучение – это процесс взаимодействия субъектов, т.е. организованное в соответствии с поставленными целями и решаемыми задачами общение между теми, кто уже обладает знаниями, определённым опытом, владеет способами и приемами получения новых знаний, и теми, кто их приобретает, усваивает. Очевидно, что в ходе такого взаимодействия у обучающихся ведущими, определяющими результативность обучения являются сразу два вида активности: непосредственные умственные и физические действия, осуществляемые учащимся для присвоения некоторого учебного содержания и способа деятельности, а также само взаимодействие между ним и педагогом. Необходимо отметить, что в высшей школе под термином «обучение» понимается целенаправленный, управляемый, регламентированный программами процесс активного формирования у студентов профессиональных знаний и соответствующих умений и навыков, личностных качеств. Мы в нашем исследовании будем рассматривать обучение как целенаправленный, систематический, планомерный специально организованный управляемый двусторонний процесс взаимодействия преподавателя и обучаемого, направленный на передачу культурного опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, морально-нравственных ориентиров и ценностей) педагогами и присвоение (усвоение) культурно-исторического опыта учащимися, обеспечивающее ему развитие умственных сил, потенциальных возможностей, удовлетворение познавательной потребности. Проведенный теоретический анализ понятия «успешность» и «обучение» позволяет рассмотреть понятие «успешность обучения» в целом. Успешность обучения является одной из составляющих психологического здоровья учащихся, сохранению и укреплению которого уделяется в последнее время большое внимание. Данная проблема на протяжении многих лет исследуется в основном с точки зрения изучения причин и сущности неуспехов учащихся в учебе и разработки практических рекомендаций по их преодолению.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы выявил частое смешение понятий «успешность обучения» и «успеваемость» (такой точки зрения придерживаются Ю.К. Бабанский, Б.Б. Кулагин, Н.В. Соболь и др.). Поскольку академическая успеваемость учащихся определяется степенью совпадения достигнутых результатов учебной деятельности с запланированными, то успешность обучения предполагает полное совпадение или превышение достижений реальных по отношению к ожидаемым. Это обеспечивает развитие ученика, его переход на более высокие уровни обученности и саморазвития. Следовательно, согласно этой точке зрения обучение может быть признано успешным, если позволяет наиболее рациональным способом (т.е. с минимальными временными затратами и трудовыми ресурсами) достигнуть определенного заранее заданного результата, определяемого целями и задачами обучения .

На наш взгляд, понятие «успешность обучения» является более объемным по отношению к понятию «успеваемость» и включает в себя определенный уровень успеваемости.

Впервые понятие «учебная успешность» было введено Б.Г. Ананьевым. Согласно сформулированному исследователем определению учебная успешность определяется оптимальным сочетанием темпа, напряженности, индивидуального своеобразия (стиля) учебной работы, степени прилежания и усилий, которые прилагает обучаемый, для достижения определенных результатов. Успешность обучения согласно точке зрения В.А. Якунина определяется эффективностью руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся, при котором высокие психологические результаты достигаются при минимальных затратах (материальных, финансовых, кадровых, физических, психологических и т.п.) .

Главным условием успешности обучения и одновременно личностного роста участников процесса (и учащихся, и преподавателей), по мнению В.Я. Ляудис, является активизация процессов целе- и смыслообразования, которая обеспечивается совместной продуктивной деятельностью, возникающей при совместном решении творческих задач.

Помимо этого, успешность обучения включает в себя успешное продвижение по ступеням и уровням образования, сопровождаемое овладением соответствующими знаниями, умениями и навыками и развитием личностного потенциала, а также адаптацию в социуме посредством формирования социальной компетентности и вхождение в профессиональную деятельность . Проведенный теоретический анализ понятий «успешность», «обучение» и «успешность обучения» позволяет нам дать следующее определение понятия «успешность обучения» в высшей школе. Успешность обучения – это интегральный показатель соотношения учебной успешности студентов с педагогической успешностью преподавателей как равнозначных субъектов процесса обучения.

Учебная успешность обучения студентов – это интегральная оценка эффективности результата деятельности студента по усвоению культурно-исторического опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, морально-нравственных ориентиров и ценностей), обеспечивающей ему удовлетворение его познавательных интересов и раскрытие потенциальных умственных возможностей, а также вызывающей у него эмоциональное состояние, которое выражает личное позитивное отношение к учебной деятельности и ощущение собственной удовлетворенности. Педагогическая успешность деятельности преподавателя – это интегральная оценка эффективности результата деятельности педагога по передаче культурно-исторического опыта человечества (знаний, умений, навыков, способов деятельности, морально-нравственных ориентиров и ценностей), вызывающая у педагога такое эмоциональное состояние, которое выражает его личное позитивное отношение к педагогической деятельности, позволяющая ему ощущать собственную удовлетворенность от раскрытия потенциальных умственных возможностей студента и удовлетворения его познавательных интересов. На основании приведенного выше определения можно выделить основные характеристики учебной успешности обучения студентов и педагогической успешности деятельности преподавателя. Итак, основными характеристиками учебной успешности обучения студентов являются: удовлетворение познавательных интересов студентов; раскрытие потенциальных умственных возможностей студентов; позитивное отношение студентов к учебной деятельности. К основным характеристикам педагогической успешности деятельности преподавателя относятся: удовлетворенность педагога результатами деятельности по передаче культурно-исторического опыта; позитивное отношение педагога к профессиональной деятельности; удовлетворенность педагога результатами деятельности студентов: раскрытием умственных возможностей, удовлетворением познавательных интересов.

Рецензенты:

Минияров В.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Педагогика» Самарского филиала ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет», г. Самара.

Работа поступила в редакцию 28.04.2014.

Библиографическая ссылка

Бирина О.В. ПОНЯТИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 8-2. – С. 438-443;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=34575 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Амбивалентность, фрустрация, ригидность – если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.

1. Фрустрация

Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

2. Прокрастинация

– Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

– Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

– А…, напишу завтра. Никуда не денется.

Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

3. Интроспекция

Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

4. Бихевиоризм

Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты – короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. В студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

5. Амбивалентность

С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

6. Инсайт

В переводе с английского «insight» – это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

7. Ригидность

В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников. Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

8. Конформизм и нон-конформизм

«Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства — время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм – ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

9. Катарсис

С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге до потери близкого человека. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

10. Эмпатия

Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

Согласно концепции американского психолога Макгвайра, классификация поведения и поступков человека должна проводиться в зависимости от целей, потребностей, ситуации. Потребность — это переживаемое и осознаваемое состояние нужды человека в чем-либо (пище, одежде, безопасности, любви и т. п.) Цель показывает, к чему человек стремится, какой результат хочет получить. Одна и та же цель может быть поставлена, исходя из разных потребностей. Какой-либо поступок человека может быть:

  1. результатом ответной реакции на внешнее воздействие (реактивное поведение) либо,
  2. проявлением какого то внутреннего источника активности, внутренней потребности, желания (активное поведение).

Целью поступка человека может быть:

  1. сохранение привычного, адаптивного состояния (стабильность) либо,
  2. приобретение нового качества, новых результатов (развитие).

Закончиться поступок может при достижении:

  1. желательного внутреннего эффекта (мнение, оценка, чувство, настроение) либо,
  2. желательного внешнего эффекта, внешнего результата (достижения согласия, понимания, желаемого результата и т. п.).

Исходя из указанных критериев выделено 16 типов поведения.
1. Перцептивное поведение — стремление совладать с информационной перегрузкой за счет перцептивной категоризации, в результате которой многообразие воздействующей информации классифицируется, упрощается и может привести как к более ясному пониманию оцениваемого, так и к потере значимой информации.
2. Защитное поведение — любые реальные или воображаемые действия психологической защиты (отвергание, замещение, проекция, регрессия), которые позволяют создать, сохранить позитивный образ «Я», позитивное мнение человека о самом себе.
3. Индуктивное поведение — восприятие и оценка людьми самих себя на основе интерпретации значения собственных действий.
4. Привычное поведение — удовлетворение от положительного подкрепления создает большую вероятность воспроизведения знакомых вариантов поведения в соответствующих ситуациях.
5. Утилитарное поведение — стремление человека решить практическую проблему с максимальным достижением (субъективным переживанием максимально возможного успеха).
6. Ролевое поведение в соответствии с ролевыми требованиями, обстоятельствами, которые вынуждают человека к каким то действиям (даже при несовпадении с личностными устремлениями).
7. Сценарное поведение— человек является исполнителем множества правил допустимого «приличного» поведения, соответствующего его статусу в данном культуре, обществе.
8. Моделирующее поведение варианты поведения людей в малых и больших группах (заражение; подражание, внушение), но трудно контролируемое как самим человеком, так и другими людьми.
9. Уравновешивающее поведение — когда человек имеет одновременно противоречащие друг Другу мнения, оценки, установки и пытается их «примирить», согласовать за счет изменения своих оценок, притязаний, воспоминаний.
10. Освобождающее поведение — человек стремится «обезопасить себя» (физически или свою репутацию) от реальных или кажущихся «негативных условий существования» (сохранить стабильность своего внутреннего эмоционального состояния за счет активных внешних действий: избегать возможных неудач, отказ от сред непривлекательных целей, уступчивость.
11. Атрибутивное поведение — активное устранение противоречий между реальным поведением и субъективной системой мнений, ослабление, устранение когнитивного диссонанса между желаниями, мыслями и реальными действиями, приведение их к взаимному соответствию.
12. Экспрессивное поведение — в тех случаях, сферах, в которых человек достиг высокого уровня мастерства и удовлетворения от «хорошо сделанного дела», при сохранении стабильно высокой самооценки, постоянное воспроизведение которой является основным регулятором повседневного социального поведения.
13. Автономное поведение— когда чувство свободы выбора (даже иллюзии такого выбора и контроля своих поступков) создает готовность человека преодолевать любые барьеры на пути достижения цели (высокий уровень внутреннего «локуса контроля» своих поступков, представление о себе как об активном «деятеле», а не исполнителе чьих то приказов, чьей то воли).
14. Утверждающее поведение — переживание своих действий как свершение своих планов при максимальном использовании внутренних собственных условий.
15. Исследовательское поведение — стремление к новизне физического и социального окружения, готовность «терпеть» информационную неопределенность, «редуцирование» разнообразной внешней информации к форме, к которой применимы освоенные ранее приемы ее обработки.
16. Эмпатическое поведение — учет, большой охват чувственной информации, лежащей в основе межличностного взаимодействия людей, способности чувствовать и понимать эмоциональное и душевное состояние другого человека.