Списание материалов в бюджетном учреждении

Счет 105 Материальные запасы в бюджетном учреждении

Материальные запасы бюджетного учреждения – это существенная часть нефинансовых активов организации. К ним относятся:

  • предметы, срок использования которых не превышает 12 месяцев;
  • готовая продукция;
  • товары, предназначенные для продажи.

Некоторые МЦ, перечисленные в п. 99 Инструкции 157н, следует относить к категории материальных запасов независимо от срока использования. К таким МЗ относятся оборудование, требующее монтажа, тара, постельное белье и принадлежности, одежда и обувь, в том числе специальные и форменные, молодняк животных и прочие.

Перечень: какое имущество относится к материальным запасам

Для учета МЗ в бюджетных учреждениях основными нормативными актами являются:

  1. Инструкция 157н.
  2. Федеральный стандарт «Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора».
  3. Приказ Минфина 209н о порядке применения КОСГУ.

Согласно п.98, п.99 и п.117 Инструкции 157н, материальные запасы в учреждениях госсектора экономики учитываются на счете 105 00 и в соответствии с аналитическим кодом вида объекта учета (позиция 23 в 26-значном номере счета) подразделяются на следующие виды:

  • 105 01 – медикаменты и перевязочные средства;
  • 105 02 – продукты питания;
  • 105 03 – ГСМ;
  • 105 04 – строительные материалы;
  • 105 05 – мягкий инвентарь;
  • 105 06 – прочие МЗ;
  • 105 07 – товары;
  • 105 08 – готовая продукция;
  • 105 09 – наценка на товары.

В п. 118 перечислены конкретные наименования МЗ, относящихся к каждому из перечисленных видов.

Код группы объекта учета (позиция 22 в номере счета) может принимать следующие значения:

  • 2 – для особо ценного имущества;
  • 3 – для прочего движимого имущества.

В казенном учреждении особо ценного имущества нет. В бюджетных и автономных организациях перечень материальных запасов, относящихся к категории особо ценных, определяется на основании ПП РФ № 538 от 26.07.2010 года. Распоряжаться такими МЗ можно только по согласованию с учредителем. В Инструкции 174н и 183н для учета, например, мягкого инвентаря предусмотрены счета 105 25 и 105 35, а в Инструкции 162н – только 105 35.

Смотрите типовые проводки по учету и списанию материальных запасов:

Типовые проводки по учету и списанию материальных запасовдля бюджетных учреждений Типовые проводки по учету и списанию материальных запасовдля казенных учреждений Типовые проводки по учету и списанию материальных запасовдля автономных учреждений

Обратите внимание, с 01.01.2019 года детализированы статьи КОСГУ 340 440 (24-26 позиция балансового счета), которые отражают движение МЗ. На основании приказа Минфина 209н применяются следующие подстатьи:

Наименование

Увеличение стоимости

Уменьшение стоимости

Препараты лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях

Продукты питания

ГСМ

Строительные материалы

Мягкий инвентарь

Прочие МЗ

МЗ, предназначенные для капитальных вложений

Прочие МЗ однократного применения

Хозяйственные или строительные материалы: как определить >>После детализации статей 340 и 440 бухгалтера стали часто путать отнесение хозяйственных и строительных материалов. Строительные материалы учитывают по подстатье КОСГУ 344, а хозяйственные по КОСГУ 346. Как определить вид материалов, смотрите в перечнях.

Учет поступления материалов в бюджетном учреждении

В бюджетных организациях возможны три способа поступления МЗ:

  • приобретение у поставщиков по госконтрактам;
  • получение безвозмездно по договорам дарения или пожертвования;
  • оприходование запасов, образовавшихся в результате деятельности учреждения.

При приобретении МЗ у поставщиков основаниями для отражения в бухучете являются: товарные накладные, счета-фактуры, универсальные передаточные документы, акты приемки и пр. Приходуются материалы по фактической стоимости, которая складывается из:

  • суммы, выплаченной поставщику по договору;
  • стоимости сопутствующих услуг (консультационных, информационных, посреднических и т.д.);
  • расходов на заготовку, доставку, сортировку, подработку, фасовку, улучшение технических характеристик МЗ;
  • иных затрат, связанных с приобретением.

Сформированная при поступлении материальных запасов стоимость не меняется в течение всего периода использования, если не производится переоценка. В таблице приведены проводки, отражающие покупку МЗ.

Д-т

К-т

Примечание

Первый вариант: в стоимости учитываются только расходы по договору поставки

0 105 хх 34х

0 302 34 734

Поступление материалов от поставщика (коммерческой нефинансовой организации)

Второй вариант: в стоимости учитываются дополнительные расходы

0 106 х4 34х

0 302 34 734

Поступление материалов от поставщика (коммерческой нефинансовой организации)

0 106 х4 34х

0 302 22 734

Получен счет от транспортной организации за доставку

0 106 х4 34х

0 303 05 731

Оплачена госпошлина

0 105 хх 34х

0 106 х4 34х

Оприходованы МЗ

Используйте как шпаргалку в работе

Материальные запасы в бюджетное учреждение могут передаваться юридическими или физлицами безвозмездно по договорам дарения или пожертвования. Эти взаимоотношения регулируются соответственно ст. 572 и ст. 582 ГК РФ. Соглашение о дарении может быть заключено устно с гражданами на любую сумму, а с юрлицами – не более, чем на 3 тыс. руб. Если передающая сторона представляет первичные документы, начальная стоимость МЗ формируется так же, как и при приобретении по договору поставки.

Обратите внимание, в 2019 году сильно изменился порядок учета бланков строгой отчетности. БСО отражают по подстатье КОСГУ 349. А вот на каком счете учитывать бланки: 105 00 «Материальные запасы» или 03 «Бланки строгой отчетности»? Смотрите ответ Минфина

При отсутствии первичных документов производится оценка по справедливой стоимости (гл. V стандарта «Концептуальные основы»). В этом случае основанием для отражения полученных МЗ в бухучете является приходный ордер на приемку материальных ценностей, ф. 0504207 (приказ Минфина 52н). В таблице приведены проводки, которые выполняются при принятии к учету.

Д-т

К-т

Примечание

0 105 хх 34х

0 401 10 192

Безвозмездное неденежное поступление текущего характера от организаций (за исключением госсектора)

0 105 хх 34х

0 401 10 193

Безвозмездное неденежное поступление текущего характера от физлиц

Если МЗ предназначены для капитальных вложений, применяются КОСГУ:

  • 196 – для организаций, за исключением госсектора;
  • 197 – для физлиц.

Оприходование материальных запасов, полученных от организаций госсектора, оформляется извещением ф.0504805 (приказ Минфина 52н). В бухучете на основании этого документа делаются проводки, приведенные в таблице.

Д-т

К-т

Примечание

0 105 хх 34х

0 304 04 34х

Безвозмездное неденежное поступление от головного учреждения или обособленного подразделения в рамках внутриведомственных расчетов

0 105 хх 34х

0 401 10 191

Безвозмездное неденежное поступление текущего характера от госучреждений и органов власти

0 105 хх 34х

0 401 10 195

Безвозмездное неденежное поступление капитального характера от госучреждений и органов власти

В процессе деятельности бюджетного учреждения могут образовываться МЗ, для оприходования которых используются следующие проводки.

Д-т

К-т

Примечание

0 105 хх 34х

0 106 х4 34х

Для МЗ, изготовленных в учреждении

0 105 хх 34х

0 401 10 172

Для МЗ, полученных в результате разукомплектации и ликвидации списанных ОС. Если основное средство числилось на хранении, одновременно следует уменьшить на эту сумму забалансовый счет 02

0 105 хх 34х

0 401 10 199

Для МЗ, полученных:

  • после проведения ремонтных работ, списания НФА (ветошь, металлолом, макулатура, запасные части, дрова и т.д.);
  • в результате выявления неучтенных излишков в ходе инвентаризации;
  • в результате принятия на баланс спецоборудования после выполнения работ (если предусмотрено договором);
  • в результате принятия на баланс полученного в качестве приплода молодняка животных.

0 105 хх 34х

0 209 00 000

Для МЗ, поступивших в натуральной форме от виновного лица в счет возмещения ущерба.

Оприходование МЗ в этих случаях выполняется на основании соответствующих актов, формы которых есть в приказе Минфина или разрабатываются учреждением самостоятельно.

Иногда на балансе числятся матзапасы, которые для учреждения уже не представляют ценности или использовать по назначению не получится. Что с ними делать: оставить на балансе, перевести на забалансовый счет или вообще списать с учета? Минфин разъяснений по данному поводу не выпускал. Но мы разобрались в этом вопросе и предлагаем вам алгоритм действий

Учет списания материалов в бюджетном учреждении

В бюджетном учреждении МЗ могут списываться по фактической стоимости одного предмета (учетной единицы) или по средней стоимости. Оба способа правомерны, порядок списания материальных запасов в бюджетных учреждениях должен быть установлен в Учетной политике и соблюдаться последовательно в течение календарного года. Для разных групп МЗ могут быть приняты разные способы списания.

Чтобы определить среднюю цену на дату списания, нужно сложить количество запасов определенного вида на начало месяца и их приход в текущем периоде. Аналогично складывается стоимость остатков на начало месяца со стоимостью поступивших МЗ. Полученная сумма делится на количество и получается средняя цена за единицу. Списание по фактической стоимости одного предмета возможно, если в учете каждая поставка по отличающейся цене отражена отдельно. Для некоторых групп МЗ такой учет и списание обязательны, например, для сильнодействующих медикаментов.

Иногда на балансе числятся матзапасы, которые для учреждения уже не представляют ценности или использовать по назначению не получится. Что с ними делать: оставить на балансе, перевести на забалансовый счет или вообще списать с учета? Подробный алгоритм

Основаниями для отражения в бухучете выбытия МЗ могут быть следующие документы, унифицированные формы которых утверждены в приказе 52н, скачайте их:

  • меню-требование на выдачу продуктов питания – ф.0504202;
  • акт о списании материальных запасов – ф.0504230;
  • акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря – ф.0504143;
  • ведомость на выдачу материальных ценностей на нужды учреждения – ф.0504210;
  • ведомость на выдачу кормов и фуража – ф.0504203.

Списание ГСМ в бюджетных учреждениях может производиться на основании путевых листов, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ № 78 от 28.11.1997 года, или разработанных самостоятельно и зафиксированных в Учетной политике.

Проводки, которые применяются для отражения списания со счета 105 материальных запасов в бюджетном учреждении, показаны в таблице.

Д-т

К-т

Примечание

0 401 20 272

0 105 хх 44х

Списаны материалы, израсходованные на обеспечение текущей деятельности учреждения

0 109 хх 272

0 105 хх 44х

Списаны материалы, израсходованные на изготовление готовой продукции, стоимость которых учитывается в себестоимости

При выдаче спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты сотрудникам учреждения, МЗ списываются на счета 0 401 20 или 0 109 00, а затем приходуются на забалансовый счет 27, по которому на каждого получателя ведется индивидуальная карточка. По окончании срока носки, при увольнении работника выполняется списание МЗ с забалансового счета.

Чтобы упорядочить работу по учету и списанию материальных запасов в учреждении, разработайте положение:

Образец положения об учете и списании материальных запасовУкажите в положении основные моменты организации работы по учету и списанию материалов.