Специальный контракт

Главная » Бухгалтеру » Права инвесторов

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором


Вернуться назад на Инвестор

Если коротко изложить права инвесторов, то получится, что инвесторы обладают правами на:
— Самостоятельное определение направлений и объемов капитальных вложений, заключение договоров (в соответствии с Гражданским кодексом) другими субъектами инвестиционной деятельности;
— Осуществление инвестиционной деятельности в форме вложений, за изъятиями, которые устанавливаются федеральными законами;
— Владение, распоряжение и пользование результатами осуществленных капитальных вложений и объектами капитальных вложений;
— Осуществление контроля над целевым использованием средств, которые направляются на капитальные вложения;
— Передачу своих прав по договору на осуществление денежных вложений, на их результаты юридическим и физическим лицам, органам местного самоуправления и государственным органам в соответствии с законодательством;
— Объединение со средствами других инвесторов привлеченных и собственных средств в целях совместного осуществления вложений в соответствии с законодательством и на основаниях договоров;
— Стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случае принятия законов, которые устанавливают для субъектов инвестиционной деятельности другие правила, нежели те, которые действовали при заключении договора между ними, условия данных договоров сохраняют силу, за исключением случаев, когда установлено законом, что действие его распространяется на отношения, возникшие из договоров, заключенных ранее;
— Гласность в обсуждении инвестиционных проектов; при осуществлении инвестиционной деятельности обеспечение равных прав;

— Право обжалования в судебном порядке действий (бездействия), решений органов государственной власти, их должностных лиц;
— Защиту капитальных вложений;
— Также права инвесторов включают в себя осуществление прочих прав, предусмотренных государственным контрактом или договором в соответствии с законодательством РФ.
Когда инвестор уверен, что права его нарушены, он может обратиться за судебной защитой собственных прав, она может выражаться в предъявлении иска и к органам, которые обязаны по облигациям, и к органу, который принял незаконный акт, с его точки зрения, нарушающий его права. Если же есть основания полагать, что изменение условий государственного займа осуществили нормативным актом, к примеру, постановлением Правительства РФ, то инвестор вправе предъявить иск о неприменении акта государственного органа, который противоречит закону, и о взыскании убытков. Помимо этого, права инвесторов включают в себя требование уплаты процентов (на основании статьи 395 ГК РФ) за пользование чужими средствами вследствие их неправомерного удержания, просрочки в уплате денежных средств в размере ставки рефинансирования, уклонения от их возврата.

Инвестиционная деятельность
Инвестиционная оценка
Инвестирование
Инвестиции
Инвестиционная привлекательность

Инвестиционная эффективность
Инвестиционный анализ
Инвестиционный проект


| | Вверх

С 13.08.2019 вступили в силу новые правила заключения специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0). Теперь доступ к таким контрактам будут иметь только инвесторы, имеющие современную технологию для производства промышленной продукции, которая конкурентоспособна на мировом рынке. Кроме того, им придется пройти конкурсный отбор. При этом ряд инвесторов получат больше возможностей для использования налоговых льгот.

Специальные инвестиционные контракты появились в 2015 г. после принятия Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее — Закон № 488-ФЗ). Теперь в этот закон, а также в Налоговый и Бюджетный кодексы внесены поправки (подробнее о проектах этих законов см. «СПИК 2.0. Как изменятся предмет, порядок заключения и льготы по специальным инвестиционным контрактам?», ЭЖ-Юрист, 2019, № 16 (1067)):

  • Федеральным законом от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов» (вступил в силу с 13.08.2019);

  • Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (вступит в силу с 02.09.2019);

  • Федеральным законом от 02.08.2019 № 295-ФЗ «О внесении изменения в статью 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (вступил в силу с 13.08.2019).

Эти поправки называют СПИК 2.0. Те контракты, которые уже подписаны, то есть СПИК 1.0, сохранят силу.

Предмет

Поправки изменили предмет специального инвестиционного контракта. Теперь по его условиям инвестор в определенный срок должен будет внедрить или разработать и внедрить технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии на территории РФ, на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ. Причем производимая промышленная продукция должна быть конкурентоспособна на мировом уровне. Перечень современных технологий установит Правительство РФ.

По-прежнему инвестор будет вкладывать собственные или привлеченные деньги, а органы власти в течение срока действия специального инвестиционного контракта будут обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применение мер стимулирования. В прежней редакции Закона № 488-ФЗ про технологии ничего не говорилось, было указано лишь, что специальные инвестиционные контракты можно заключать в отношении производства промышленной продукции на территории РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне. Таким образом, по новым правилам для заключения специального инвестиционного контракта понадобится технология.

В качестве другой стороны специального инвестиционного контракта будут выступать РФ совместно с субъектом РФ или муниципальным образованием. То есть обязательно будет участвовать несколько уровней власти. Раньше такого требования не было.

Сроки

СПИК 2.0 можно будет подписать до 31.12.2030. Такой контракт будут заключать на срок не более чем 15 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым не более 50 млрд руб. (без учета НДС), или не более чем 20 лет для реализации проектов, объем инвестиций по которым превышает 50 млрд руб. (без учета НДС). При этом требования к минимальному размеру инвестиций отменили.

Порядок заключения и расторжения

В новой версии специальные инвестиционные контракты придется заключать по результатам открытого или закрытого конкурсного отбора. При этом будет учитываться срок внедрения современной технологии, объем продукции и технологический уровень локализации производства. Раньше был установлен заявительный порядок для заключения специального инвестиционного контракта.

В то же время предусмотрены ситуации, когда специальный инвестиционный контракт можно заключить и без проведения конкурсного отбора. Во-первых, по решению Президента РФ о заключении специального инвестиционного контракта в целях реализации проекта, имеющего стратегическое значение для развития экономики или обеспечения национальной безопасности, на условиях, предложенных инвестором. Во-вторых, если при проведении конкурсного отбора была подана только одна заявка.

Сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия специальных инвестиционных контрактов будут вносить в реестр специальных инвестиционных контрактов. Те контракты, которые уже действуют, попадут в этот реестр автоматически.

Меры стимулирования

Для инвесторов СПИК 2.0 предусмотрена льгота по налогу на прибыль, если они будут вести раздельный учет операций по специальному инвестиционному контракту. В прежней редакции было предусмотрено, что эта льгота распространяется только на ситуацию, когда доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен специальный инвестиционный контракт, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы. Однако многие компании не могли достичь порога в 90%.

Таким образом, теперь налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет, составит 0%, а налог на прибыль, зачисляемый в бюджет РФ, можно быть снижен до нуля, если выручка от реализации продукции, произведенной в рамках специального инвестиционного контракта, будет составлять не менее 90% налогооблагаемой базы или если инвестор будет вести раздельный учет доходов и расходов от реализации специального инвестиционного контракта.

Применение мер стимулирования прекратится, если совокупный объем бюджетных расходов и недополученных доходов, образующихся в результате применения мер стимулирования в рамках контракта, превысит 50% от общего объема капитальных вложений.

Еще предусмотрены изменения в части неприменения к инвесторам по специальным инвестиционным контрактов изменений в налоговом законодательстве, если они приводят к ухудшению их положения (дедушкина оговорка). Эти условия не будут распространяться не только на НДС и акцизы, но также и на социальные взносы.

По-прежнему будет действовать правило о стабильности условий ведения деятельности инвестора. С даты заключения специального инвестиционного контракта и в течение срока его действия в отношении инвестора не будут применяться нормативные акты, которые вступили в силу после даты заключения специального инвестиционного контракта и которые вводят ограничения или запреты на реализацию прав, приобретенных или осуществляемых инвестором в целях выполнения специального инвестиционного контракта.

В случае расторжения специального инвестиционного контракта сумму налога, не уплаченную в связи с применением пониженных налоговых ставок, придется заплатить в бюджет. Речь идет о ситуациях расторжения по решению суда из-за того, что инвестор не исполнял или ненадлежащим образом исполнял обязательства неисполнением, или в связи с отказом РФ, субъекта РФ или муниципального образования от исполнения контракта из-за невыполнения инвестором 50 и более процентов обязательств (ч. 9 ст. 18.6 Закона № 488-ФЗ). Налог нужно будет посчитать без учета применения пониженных налоговых ставок за весь период реализации инвестиционного проекта.

УДК 346.34

Страницы в журнале: 82-86

Л.М. БУСЛАЕВА,

старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Ульяновского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ e-mail: buslaeva-lm@mail.ru

Рассматриваются вопросы правовой природы инвестиционного договора на примере конкретных договорных форм осуществления инвестиций. Обосновывается необходимость законодательного введения определения инвестиционного договора. Предлагается анализ видов договоров, применяемых в сфере иностранной инвестиционной деятельности. Исследуются основные отличительные черты и особенности применения инвестиционных договоров.

Ключевые слова: инвестиционный договор, инвестиционная деятельность, смешанный договор, предпринимательское законодательство, гражданско-правовые договоры, иностранные инвестиции.

The legal nature of the investment agreement

Buslaeva L.

Keywords: investment agreement, investment, mixed contract, enterprise law, civil law contracts, foreign investment.

В инвестиционном законодательстве нет конкретного определения инвестиционного договора. Данное обстоятельство влечет широкое использование на практике различных договорных форм осуществления инвестиций, оставляя тем самым открытым вопрос о безопасности участников инвестирования. Подобные проблемы неоднократно были объектом научных исследований в современной юридической литературе.

Традиционно к числу инвестиционных договоров относят договоры строительного подряда, инвестирования строительства, продажи недвижимости, продажи предприятий, финансовой аренды (лизинга), франчайзинга, доверительного управления имуществом, концессионные договоры и некоторые другие. Каждый из видов договоров регулируется нормами ГК РФ и нормами актов предпринимательского законодательства.

Вместе с тем инвестиционный договор — комплексное по своей юридической природе соглашение, имеющее элементы многих гражданско-правовых договоров. Данный смешанный договор определяет не только взаимоотношения собственников или титульных владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, но и процесс реализации инвестиционного проекта, и распределение доходов. К существенным признакам инвестиционного договора следует отнести: наличие инвестиционного проекта как предпосылки заключения договора; долгосрочный характер отношений сторон; коммерческую заинтересованность; целевое использование средств инвестора; письменную форму договора; возникновение общей долевой собственности на вложенное имущество и на результат инвестиционной деятельности. По нашему мнению, инвестиционным договором следует признать также и предварительный договор, одним из условий которого является обязательство заключить в будущем основной договор о передаче объекта в собственность инвестора на условиях, предусмотренных предварительным договором. Необходимо законодательное закрепление особой договорной модели для субъектов инвестиционной деятельности, определив ее существенные условия, форму, порядок заключения и расторжения, а также отдельные виды инвестиционных договоров с правилами применения на практике.

Характерными признаками инвестиционного договора обладает концессионное соглашение, регулируемое Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Согласно указанному закону «по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением)… право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности».

Еще одной договорной формой инвестиций, относящихся к прямым инвестициям, является лизинг. В статье 665 ГК РФ лизинг определяется как вид инвестиционной деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных заемных средств. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Российское законодательство и мировая практика лизинговых соглашений имеют отдельные расхождения, поэтому применение иностранного права в части договоров лизинга осуществляется по добровольному соглашению сторон или путем компетентного требования.

В сфере инвестирования строительства, в том числе с привлечением капитала иностранных инвесторов, актуальным остается договор долевого строительства. Вопрос о юридической природе данного договора весьма сложен. Названия договору давали самые разные: договор инвестирования, долевого участия в строительстве, совместной деятельности, купли-продажи объекта будущей недвижимости, строительного подряда и т. д. При осуществлении инвестирования часто используется договор простого товарищества (глава 55 ГК РФ). Эта форма инвестирования известна не только российскому, но и зарубежному праву; такой учредительный договор относится к одной из договорных форм осуществления иностранных инвестиций.

Среди предпринимательско-правовых договоров в сфере реализации инвестиционных проектов особого внимания заслуживают договоры коммерческой концессии и франчайзинга. Предметом данных договоров является передача комплекса исключительных прав с целью создания новых хозяйственных комплексов с использованием фирменного обозначения правообладателя. Включение в условия указанных договоров так называемых ограничительных условий ставит правомерным вопрос о дополнительных мерах защиты более слабой стороны в договоре от собственника исключительных прав или заемных средств инвестиционного капитала для установления монопольного господства на рынке того или иного товара или услуги. С целью исключения возможности подобных злоупотреблений, по нашему мнению, эти договоры должны получать оценку антимонопольных или иных государственных органов как договоры, не содержащие в себе условий, нарушающих законодательство о защите конкуренции.

Представляет особый интерес франчайзинговое обязательство как средство перенимания технологий, управленческого и иного передового опыта. Трудно не согласиться с мнением А.А. Мосина, утверждающего, что в России франчайзинг пока не имеет четкого законодательного регулирования, поэтому основные его положения во многом заимствованы из законодательства тех зарубежных стран, где в последнее время данный институт получил наиболее широкое распространение. Отдельные элементы правового механизма франчайзинга в российском законодательстве представлены в нормах главы 54 «Договор коммерческой концессии» ГК РФ.

Следует подчеркнуть, что понятие «договор коммерческой концессии» в российском законодательстве совпадает лексически с аналогичным договором в зарубежном праве — contract de concession commerciale. Однако содержание указанного договора и правоотношения существенно шире, чем у договора коммерческой концессии по зарубежному праву, поскольку, по сути, это совсем другой договор — договор франчайзинга. Специфичным является и субъектный состав договора коммерческой концессии: обе стороны договора должны иметь предпринимательский статус.

Еще одной разновидностью договоров, элементы которого используются в сфере инвестиций, является договор доверительного управления имуществом (глава 53 ГК РФ). Актуальность для инвестирования данного договора обусловлена тем, что передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему. Вместе с тем согласно ст. 1015 ГК РФ доверительный управляющий не может быть выгодоприобретателем по договору.

Для определения гражданско-правовой природы договоров в сфере иностранной инвестиционной деятельности необходимо установить соотношение частноправового и публично-правового регулирования в этой сфере. В мировой деятельности иностранных инвесторов распространены следующие виды таких договоров: договор аренды лицами, находящимися под иностранной юрисдикцией, объектов недвижимости; договор доверительного управления производственным комплексом/ценными бумагами; концессионное соглашение; договор инвестиционного подряда; договор финансового лизинга; соглашение, регулирующее совместную инвестиционную деятельность; кооперационное соглашение; соглашение о разделе продукции; соглашение о капитальных инвестиционных вложениях; договор о коммерческом партнерстве с государственным долевым участием; договор о совместном партнерстве в банковском и страховом секторе; договор о создании совместных организаций; договор о совместных кооперативных фондах и др.

Основная проблема в разграничении публичного и частного регулирования в договорных отношениях с иностранными инвестициями состоит в определении, по какому критерию должно проводиться такое разделение. Договор с участием иностранных инвесторов хотя и основывается на принципе равенства сторон, но находится под сильным влиянием публично-правового регулирования инвестиционной деятельности на иностранной территории. М.И. Брагинский, В.В. Витрянский «различные формы договоров о разделе продукции с участием государства» относят к обычным гражданско-правовым договорам. Но в целом современные отечественные исследователи международного частного права и предпринимательского права (например, М.М. Богуславский, Г.К. Дмитриева, Т.Н. Нешатаева, В.Л. Толстых, Л.П. Ануфриева) исследует договоры с иностранными инвестициями как особую правовую категорию. Дискуссия, которую ведут современные правоведы с целью отнести инвестиционные договоры к сфере регулирования частного, публичного или коллизионного права, доказывает нерешенность и актуальность данной проблемы.

Договор аренды лицами, находящимися под иностранной юрисдикцией, объектов недвижимости в целях получения прибыли можно отнести к инвестиционным договорам в широком смысле этого слова. Вопрос об ограничениях применения иностранного частного права относительно прав и обязанностей арендатора и арендодателя включает в себя оговорку о публичном порядке.

Договор доверительного управления иностранной компанией, производственным комплексом входит также в эту категорию. В данном случае иностранные вложения могут иметь форму оказания услуг, предоставления информации, технологий, управленческого опыта.

Договор доверительного управления ценными бумагами имеет своим предметом ценные бумаги, денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги.

Концессионное соглашение имеет частноправовую природу, что подчеркивают отечественные исследователи, сравнивая концессионное соглашение с договором аренды и договором на недропользование. С.А. Сосна утверждает: «Концессионер обретает свои права с момента заключения (регистрации) договора, тогда как арендатор — с момента реальной передачи ему арендованного объекта».

Договор подряда с иностранными инвестициями и концессионное соглашение имеют общую особенность, заключающуюся в презумпции выполнения работ подрядчика, которую устанавливает ст. 704 ГК РФ, поскольку инвестор (концессионер) производит работы за свой счет и на свой риск. Общие черты подряда и концессионного соглашения можно усмотреть и в субъектном составе.

Соглашение о разделе продукции имеет своим предметом обязательства собственника (государства) передать принадлежащее ему имущество (участок недр) пользователю (инвестору) и обязательства инвестора использовать это имущество в соответствии с условиями договора и уплачивать вознаграждение за его пользование. Многие ведущие правоведы относят соглашение о разделе продукции к гражданско-правовым договорам с особым субъектным составом (с участием государства). Мы разделяем данную позицию.

Соглашения о совместной деятельности в форме капитальных вложений в мировой практике подразделяются на несколько видов: субподряд (farm in), перенесение доли капитала (carried interest), классическая концессия, концессия типа «роялти — налог на прибыль», совместное предприятие, договор о технической помощи, контракт с ориентацией на внутреннюю доходность.

Необходимо отметить также такой вид договоров в сфере иностранных инвестиций, как договор о коммерческом партнерстве с участием государства (сервисный контракт). Сервисный контракт (поисковые, исследовательские услуги иностранного инвестора), хотя и является разновидностью инвестиционного договора, не может быть разновидностью концессии, поскольку право собственности на произведенную продукцию возникает не у инвестора, а у государства. Это договор, в соответствии с которым государство предоставляет инвестору на срочной основе права на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности и на пользование недрами в целях выполнения работ по поиску и разведке месторождений полезных ископаемых и подготовки их к эксплуатации. Сервисный контракт может также включать право инвестора на последующую добывающую деятельность.

Рассмотренные виды инвестиционных договоров применяются в мировой практике не одно десятилетие. Накопленный в международном инвестиционном праве опыт используется для привлечения иностранных инвестиций в экономику России. С учетом вышесказанного следует заключить, что в российское законодательство необходимо ввести определения инвестиционного договора, его существенных условий, формы, видов в зависимости от практических аспектов реализации инвестиционных проектов, совершенствуя тем самым инвестиционное право.

Библиография

2 См.: Шадрина Т.В. Правовое регулирование иностранных инвестиций в Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. — М., 1999. С. 10.

3 См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций. — М., 2003. С. 144.

4 См.: Мосин А.А. Указ. раб. С. 134.

6 См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга 1: Общие положения. — М., 2005. С. 25.

7 См.: Жильцов А.Н., Муранов А.И. Международное частное право: иностранное законодательство. — М., 2001. С. 125.

8 Сосна С.А. Концессионные соглашения. Теория и практика. — М., 2001. С. 69.

Специальный инвестиционный контракт (далее — специнвестконтракт) регламентирован в законодательстве Российской Федерации как особое договорное обязательство, сторонами которого выступают частноправовой субъект и публичный субъект в целях реализации инвестиционного проекта. Инвестирование средств осуществляется частноправовым субъектом, а вторая сторона создает правовые условия для этого и обеспечивает меры поддержки и гарантии.

Интерес для Беларуси правовая конструкция специнвестконтракта вызывает как альтернатива осуществления инвестиций в рамках общего инвестиционного климата в стране.

В связи с этим полагаем целесообразным анализ ее особенностей для уяснения правовой сущности и возможности применения в законодательстве республики.

Специнвестконтракт в законодательстве Российской Федерации представляет собой договор со специфическим субъектным составом и целью его заключения.

Определение понятия специнвестконтракта содержится в ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ.

Промышленная продукция, относительно которой заключается специнвестконтракт, — это товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности, в частности, к таким видам деятельности относятся добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство, обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, а также ликвидации загрязнений.

При этом выделяются типы специнвестконтрактов: создание или модернизация промышленного производства, освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов в России, внедрение наилучших доступных технологий <*>.

Территория освоения инвестиций в сфере промышленности — Российская Федерация, в том числе территория субъекта Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации, а также исключительная экономическая зона Российской Федерации.

Статус инвестора в специнвестконтракте обусловливает и применение норм законодательства об инвестиционной деятельности к возникающим отношениям сторон в части, не противоречащей сущности такого контракта. Его задача в рамках специнвестконтракта — создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции, а задача государства — осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специнвестконтракта.

Различают следующие формы поддержки в рамках специнвестконтракта:

— стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора;

— налоговые льготы;

— получение статуса «Made in Russia» на продукцию с отлагательным условием по локализации;

— доступ к госзаказу;

— создание субъектами Российской Федерации объектов инфраструктуры, особые условия аренды земельных участков.

По существу, Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ установлен запрет на изменение условий деятельности на основании специнвестконтракта. Это обусловлено тем, что действует правило, согласно которому в случае, если после заключения специнвестконтракта вступают в силу федеральные законы, и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и (или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (за исключением федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых во исполнение международных договоров Российской Федерации, и нормативных правовых актов ЕврАзЭС, подлежащих применению в Российской Федерации), устанавливающие режим запретов и ограничений в отношении выполнения специнвестконтракта или изменяющие обязательные требования к промышленной продукции и (или) к связанным с обязательными требованиями к промышленной продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации по сравнению с действовавшими в момент заключения специнвестконтракта режимами запретов и ограничений или обязательными требованиями, такие федеральные законы, и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, и (или) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также вносимые в них изменения не применяются в отношении инвестора, являющегося стороной специнвестконтракта, и (или) иных указанных в специнвестконтракте лиц в течение срока его действия.

Для реализации этой особенности в НК Российской Федерации закреплена специальная в некоторой степени стабилизационная оговорка следующего содержания: положения актов законодательства о налогах и сборах, изменяющие для налогоплательщиков — участников специнвестконтрактов налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов и ухудшающие положение указанных налогоплательщиков в части правоотношений, связанных с выполнением специнвестконтракта, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:

1) даты окончания срока действия специнвестконтракта;

2) даты окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и сроков уплаты налогов, установленных на дату заключения специнвестконтракта <*>.

Подобная стабильность условий применения налоговых норм или стабильность совокупной налоговой нагрузки, режима, обязательных требований в пределах срока действия специнвестконтракта и правовая определенность для целей оценки инвестиционных рисков при заключении специнвестконтракта является преимуществом при осуществлении инвестиционной деятельности.

Отрицательные последствия для инвестора или инвесторов в части компенсации суммы неуплаченных налогов и сборов в результате применения налоговых льгот наступают в случае расторжения специнвестконтракта в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением инвестором или инвесторами принятых обязательств. Такие суммы неуплаченных налогов и сборов рассматриваются как ущерб, причиненный Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям. Помимо этого, иные последствия невыполнения или ненадлежащего выполнения сторонами принятых на себя обязательств устанавливаются специнвестконтрактом.

Как отмечается, именно указанная «дедушкина оговорка» является ключевым преимуществом специнвестконтракта, поскольку позволяет оценивать инвестиционные риски, в том числе правовые, и рассчитывать финансовую модель инвестиционного проекта четко и определенно. В особенности, это касается стабильности условий фискальной нагрузки <*>.

В национальном законодательстве Беларуси подобные условия стабильности в приведенной формулировке отсутствуют. Тем не менее есть несколько исключений. Во-первых, для соглашений о государственно-частном партнерстве и для концессионных соглашений существует только возможность изменения условий таких соглашений при изменении законодательства <*>.

Во-вторых, оговорка о неизменности законодательства, кроме актов законодательства Беларуси в области обороны, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, здравоохранении, таможенном регулировании, в сфере налогообложения, установлена для резидентов, инвесторов и иных субъектов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» <*>.

Также важно отметить, что поскольку инвестор для реализации специнвестконтракта может привлекать иных лиц, то Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ создает такой правовой режим, что меры стимулирования деятельности могут быть применены и к иным лицам. Такими лицами являются юрлица и (или) ИП, отвечающие требованиям, применяемым и для инвестора <*>, которые обязуются непосредственно осуществлять производство промышленной продукции в соответствии с инвестиционным проектом (промышленные предприятия) либо выполнять функции инжинирингового центра, дистрибьютора промышленной продукции, финансового центра или иным образом участвовать в реализации инвестиционного проекта.

В ряде случаев Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ называет их также инвесторами <*>, соответственно может идти речь о множественности лиц на стороне инвестора.

Типовая форма специнвестконтракта для отдельных отраслей промышленности установлена постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 708.

Действует специальный порядок согласования условий специнвестконтракта, в котором участвуют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой деятельности, и иные органы исполнительной власти, в компетенцию которых входит осуществление мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, указанных в специнвестконтракте.

После специнвестконтракт подписывается сторонами, но при этом не исключается и протокол разногласий, которые разрешаются в соответствии с п. 38 Правил заключения специнвестконтрактов, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2015 N 708.

Нормами налогового законодательства для инвесторов предусмотрены следующие правила при исчислении налога на прибыль организаций:

— налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2 в отношении амортизируемых основных средств, включенных в первую — седьмую амортизационные группы (определяются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) и произведенных в соответствии с условиями специнвестконтракта.

Порядок отнесения амортизируемых основных средств к произведенным в соответствии с условиями специнвестконтракта определен постановлением Правительства РФ от 22.04.2017 N 484 <*>;

— налоговая ставка может быть понижена до 10% или до 0%. Одновременно должно соблюдаться условие о том, что объем доходов налогоплательщика — стороны специнвестконтракта от реализации продукции, произведенной в соответствии с инвестиционным проектом по такому контракту, должен составлять не менее 90% <*>. И именно такое требование рассматривается как одно из трудновыполнимых при реализации инвестиционного проекта для больших промышленных компаний. <*>.

Также могут устанавливаться пониженные ставки региональных и муниципальных налогов (на имущество, на землю и др. в соответствии с региональным и муниципальным законодательством). <*>.

В части организационных льгот можно отметить, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной специнвестконтрактом, лицу, с которым заключен специнвестконтракт <*>.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ одним из оснований для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является осуществление закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специнвестконтрактом, по регулируемым ценам и с учетом особенностей, предусмотренных ст. 111.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ <*>.

Постановлением Правительства РФ от 02.02.2017 N 121 установлены общие требования к порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специнвестконтрактом.

Порядок определения зависит от факта госрегулирования цены, отнесения товара к биржевому товару.

Так, если в отношении товара осуществляется госрегулирование цен или если цены установлены муниципальными правовыми актами, то порядком предусматривается, что:

определение предельной цены единицы товара осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов о госрегулировании цен на товар или муниципальных правовых актов, устанавливающих цены на товар;

предельная цена единицы товара не может превышать цену на такой товар, сформированную с учетом положений нормативных правовых актов о госрегулировании цен на товар или муниципальных правовых актов, устанавливающих цены на товар.

Если товар, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации в соответствии со специнвестконтрактом, реализуется на биржевых торгах, то порядком предусматривается, что предельная цена единицы товара не может превышать цену на такой товар, сформированную на биржевых торгах <*>.

В иных случаях предельная цена единицы товара не может превышать цену единицы товара, рассчитанную в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ с использованием метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в том числе на основании информации о предельной цене единицы товара, полученной от стороны — инвестора специнвестконтракта или привлеченного такой стороной-инвестором иного лица, осуществляющих создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специнвестконтрактом, заключенным на основании Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ. То есть речь об общих подходах определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые определяются и обосновываются заказчиком посредством применения одного или нескольких методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

Приведенные особенности, устанавливающие по существу правовой статус «единственного поставщика продукции, поставляемой для государственных и муниципальных нужд», оцениваются как разрушительные для конкуренции, в особенности для рынков с высокой долей госзакупок (например, фармацевтическая сфера). Также отрицательно на условия конкуренции оказывает влияние факт локализации высокотехнологичного производства в Российской Федерации в случае, если инвестор является иностранным <*>.

Таким образом, применительно к правовой конструкции специнвестконтракта, закрепленной в российском законодательстве, можно заключить, что ее особенности состоят в следующем:

— наличие длительных договорных отношений по реализации инвестиционного проекта между инвестором и государством (в лице определенных госорганов или организаций);

— реализация инвестиционного проекта в определенных сферах промышленности при условии локализации производства продукции на территории государства — реципиента инвестиций;

— гарантированное приобретение произведенной продукции в рамках законодательства о госзакупках без применения конкурентных процедур закупок, но при соблюдении правил определения цены на приобретаемую продукцию (приоритет национальным производителям такой продукции, поскольку сторона специнвестконтракта должна быть зарегистрирована как резидент страны — реципиента инвестиций);

— наличие налоговых и организационных льгот и гарантия стабильности законодательства при его изменении в течение срока действия специнвестконтракта, в том числе налогового законодательства.

Для Беларуси на сегодняшний день отдельной договорной конструкции, устанавливающей подобные специнвестконтракту условия, нет. Тем не менее сходства можно проследить в инвестиционном договоре с Беларусью, в некоторой степени — в концессионном соглашении и в соглашении о государственно-частном партнерстве.

При необходимости ее применения в том виде, какой существует в России, потребуется разработка отдельного нормативного правового акта с соответствующим правовым механизмом. Это требуется в том числе в части, закрепляющей преференции при осуществлении госзакупок для целей закупки из одного источника с тем, чтобы использовать существующие в законодательстве о госзакупках основания, а также налоговые льготы и гарантии их стабильности, и стабильности законодательства в целом.