Специализированная организация промышленного кластера

Вас также может заинтересовать следующая информация:
Термины и определения в системе промышленных кластеров
Субсидии участникам промышленных кластеров
Реестр промышленных кластеров
Требования к промышленным кластерам

Термины и определения, понятия кластера:

«специализированная организация промышленного кластера» — коммерческая или некоммерческая организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера;

«цель создания промышленного кластера» — создание совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию;

«соглашение о создании промышленного кластера» — соглашение, заключенное между специализированной организацией промышленного кластера и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера, о создании совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию;

«методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера» — деятельность по разработке и сопровождению программы развития промышленного кластера, организации взаимодействия между участниками промышленного кластера, а также заинтересованными организациями, включая учреждения образования и науки, кредитные организации, государственные компании и компании с государственным участием, институты развития и органы государственной власти;

«программа развития промышленного кластера» — скоординированные по целям, срокам и ресурсам мероприятия, а также целевые показатели эффективности их выполнения, выделенные исходя из масштаба и сложности задач, решаемых в рамках промышленного кластера по созданию и развитию совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию, с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера;

«инфраструктура промышленного кластера» — совокупность объектов технологической и промышленной инфраструктуры, учреждений образования и науки, некоммерческих организаций, финансовых организаций, обеспечивающих развитие промышленного кластера и реализацию программы развития промышленного кластера;

«участник промышленного кластера» — субъект деятельности в сфере промышленности, заключивший со специализированной организацией промышленного кластера соглашение об участии в промышленной деятельности промышленного кластера;

«технологическая инфраструктура» — комплекс специализированных зданий, строений и сооружений, в том числе технологический инкубатор, инфраструктура для промышленного дизайна и прототипирования, инжиниринговых услуг, организации производства и доступа к системам снабжения ключевых потребителей и оборудование для оснащения лабораторий, вивариев, инновационно-технологических центров, центров промышленного дизайна и прототипирования, центров трансферта технологий и иных объектов, необходимый участникам промышленного кластера для создания совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию.

Участники промышленного кластера должны заключить со специализированной организацией промышленного кластера соглашение об участии в промышленной деятельности промышленного кластера, в том числе предусматривающее:

а) участие в производстве промышленной продукции;

б) участие в разработке программы развития промышленного кластера и формировании функциональной карты промышленного кластера, включающей описание выполняемых каждым участником промышленного кластера функций;

в) обязанность представлять специализированной организации промышленного кластера, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера, сведения об основных показателях осуществляемой ими экономической деятельности, включая информацию о фактических налоговых и таможенных платежах в региональный и федеральный бюджеты при ведении хозяйственной деятельности.

Применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляется при условии соответствия промышленного кластера следующим требованиям:

а) создание совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию;

б) не менее 50 процентов общего объема промышленной продукции, произведенной каждым участником промышленного кластера, используется другими его участниками, за исключением участников промышленного кластера, осуществляющих конечный выпуск промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках;

в) в состав инфраструктуры промышленного кластера входят:

не менее одного учреждения высшего профессионального образования и (или) одного учреждения среднего профессионального образования, осуществляющих профессиональное обучение и (или) дополнительное образование персонала участников промышленного кластера в интересах достижения цели создания промышленного кластера;

не менее 10 субъектов деятельности в сфере промышленности, осуществляющих промышленное производство промышленной продукции;

не менее одного субъекта деятельности в сфере промышленности, осуществляющего конечное промышленное производство промышленной продукции в целях реализации ее на внутреннем и внешних рынках с использованием промышленной продукции всех участников промышленного кластера;

не менее 2 объектов технологической инфраструктуры, необходимых участникам промышленного кластера для создания совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или территориях нескольких субъектов Российской Федерации, производящих промышленную продукцию;

не менее одной некоммерческой организации, осуществляющей мониторинг и организационную поддержку развития промышленного кластера;

не менее одной финансовой организации, осуществляющей финансовое сопровождение и поддержку участников промышленного кластера;

г) создание и развитие промышленного кластера осуществляются с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и субъекта Российской Федерации;

д) производительность труда в промышленном кластере за предыдущий отчетный период должна быть выше средней производительности труда в обрабатывающей промышленности субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера;

е) инфраструктура промышленного кластера должна располагаться в границах субъекта Российской Федерации либо в границах прилегающих субъектов Российской Федерации;

ж) количество высокопроизводительных рабочих мест в рамках промышленного кластера составляет не менее 50 процентов количества рабочих мест всех участников промышленного кластера.

Применение в отношении промышленных кластеров мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, осуществляется при условии соответствияспециализированной организации промышленного кластера следующим требованиям:

а) специализированная организация промышленного кластера создается в организационно-правовой форме хозяйственного товарищества, или общества, или некоммерческого партнерства, или саморегулируемой организации;

б) основным видом деятельности специализированной организации промышленного кластера является методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера;

в) целью деятельности специализированной организации промышленного кластера является создание условий для эффективного взаимодействия участников промышленного кластера, учреждений образования и науки, некоммерческих организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, инвесторов в интересах реализации программы развития промышленного кластера и достижения ее целевых показателей;

г) основной вид деятельности специализированной организации промышленного кластера по методическому, организационному, экспертно-аналитическому и информационному сопровождению развития промышленного кластера включает:

  • разработку и реализацию программы развития промышленного кластера;
  • организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировок кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников промышленного кластера;
  • организацию вебинаров, круглых столов, конференций, семинаров в сфере интересов участников промышленного кластера для достижения цели создания промышленного кластера;
  • проведение мониторинга состояния промышленного, научного, финансово-экономического потенциала территорий и предоставление указанной информации участникам промышленного кластера;
  • организацию вывода на рынок новых продуктов, произведенных в рамках промышленного кластера, развитие кооперации участников промышленного кластера в научно-технической сфере;
  • организацию выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятий в сфере интересов участников промышленного кластера, а также их участия в выставочно-ярмарочных и коммуникативных мероприятиях, проводимых за рубежом;
  • иные виды деятельности специализированной организации промышленного кластера для достижения цели создания промышленного кластера;

д) специализированная организация промышленного кластера в рамках разработки и содействия реализации программы развития промышленного кластера осуществляет:

  • оказание консультационных услуг участникам промышленного кластера по направлениям реализации программы;
  • организацию предоставления участникам промышленного кластера услуг в части правового обеспечения и продвижения промышленной продукции промышленного кластера;
  • проведение информационных кампаний в средствах массовой информации по освещению деятельности промышленного кластера, включая производство промышленной продукции и перспективы развития промышленного кластера;
  • обеспечение привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов в рамках программы развития промышленного кластера;
  • обеспечение координации мероприятий программы развития промышленного кластера с мероприятиями программ развития участников промышленного кластера для достижения цели создания промышленного кластера;
  • проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции промышленного кластера;

е) учредителями специализированной организации промышленного кластера являются не менее половины участников промышленного кластера;

ж) органы управления специализированной организации промышленного кластера включают представителей участников промышленного кластера;

з) соглашение о создании промышленного кластера содержит следующие положения:

  • обязанность специализированной организации промышленного кластера осуществлять сопровождение развития промышленного кластера с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположена инфраструктура промышленного кластера;
  • функциональная карта организации промышленного кластера, представляющая собой схему территориального размещения и функциональной зависимости участников промышленного кластера;
  • обязанность руководителей соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены объекты инфраструктуры промышленного кластера, осуществлять мониторинг и координацию деятельности участников промышленного кластера для достижения цели создания промышленного кластера и взаимодействие с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в части принятия решения о предоставлении промышленному кластеру мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

и) специализированная организация промышленного кластера ведет реестр участников промышленного кластера, включающий в том числе следующие сведения:

  • информация об учредительных документах участников промышленного кластера;
  • номер, предмет, срок действия и дата соглашения об участии в промышленной деятельности промышленного кластера со специализированной организацией промышленного кластера;
  • основной государственный регистрационный номер участника промышленного кластера, идентификационный номер налогоплательщика, другие сведения об участниках промышленного кластера из Единого государственного реестра юридических лиц;

к) информационная открытость и прозрачность текущей деятельности специализированной организации промышленного кластера.

Опыт сотрудников компании в создании промышленных, отраслевых и территориальных кластеров

Полная презентация проектного опыта компании «Верное решение» в разработке документации и сопровождения создания и развития кластеров (промышленных, отраслевых, территориальных).

Сотрудники компании разрабатывали по заказу Камского центра кластерного развития малого и среднего предпринимательства (сокращенно — Камский ЦКР) основополагающую документацию по двум территориально

26 сентября 2015 г. состоялось утверждение стратегии ИТ кластера Республики Татарстан Кабинетом Министров РТ. Утвержденная версия стратегии

7 августа 2015 г. состоялось утверждение стратегии машиностроительного кластера Республики Татарстан Кабинетом Министров Республики Татарстан. Утвержденная версия стратегии

5 марта 2015 г. состоялось утверждение стратегий Наблюдательным советом Камского ЦКР

В рамках заседания на утверждение Наблюдательному совету Камского ЦКР были представлены разработанные при участии представителей малого и среднего бизнеса — участников кластеров:

  • Стратегия, программа развития, дорожная карта реализации программы машиностроительного кластера Камского ЦКР на 2015-2019 годы
  • Стратегия, программа развития, дорожная карта реализации программы ИТ- кластера Камского ЦКР на 2015-2019 годы.

Консалтинговая компания «Верное решение» специализируется на услугах для предпринимателей и сотрудникиов муниципалитетов:

  • управляющих (девелоперских) компаний промышленных парков, кластеров
  • представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) — инвесторов — резидентов кластеров, промышленных площадок, индустриальных парков, технополисов и т.п. объектов инфраструктуры,
  • муниципальных служащих — ответственных за реализацию проектов промышленных парков, кластеров и иных проектов развития территорий.

Компания помогает при участии в государственных конкурсах на получение различных видов государственной поддержки малого бизнеса (как правило, присуждается на конкурсной основе) в Республике Татарстан и других регионах Российской Федерации:

  • Субсидии, гранты, компенсация понесенных затрат резидентов и управляющих компаний
  • Льготы по налогам, сборам, платежам в фонды обязательного страхования
  • Таможенные преференции, льготы
  • Льготная стоимость ресурсов (земли, электроэнергии, газа)

Сотрудники компании помогают предпринимателям в следующих вопросах:

  • подбор подходящих для Вашего бизнеса программ и конкурсов,
  • услуги консультационного сопровождения, разработка концепцию и бизнес-план развития промышленного парка,
  • консультации по финансово-экономическим, правовым вопросам,
  • сопровождение проектов пром. парков «с нуля»,
  • подготовка юридической документации для выстраивания и фиксации взаимоотношений со всеми участниками комплексного проекта развития территорий (инвесторы, девелоперы, управляющие компании, сервисные компании, проектные организации, ),
  • подготовка документации для конкурсных заявок и сопровождение заявки,
  • консультирование по возникающим вопросам и сопровождение проекта в ходе его реализации,
  • личная защита проектов в Департаменте развития предпринимательства МЭР РФ, перед Экспертным советом и Кокурсной комиссией Минэкономразвития России. В ходе работы с Министерством экономического развития России и Экспертным советом МЭР РФ при подготовке документации проектов создания и развития промышленных парков был получен неоценимый опыт подготовки документации и защиты проектов промышленных парков
  • всестороннее использование в проектах имеющегося опыта работы в ранее реализованных проектах, в финансах, экономике, продвижении преоктов,
  • подготовка конкурсной заявки и пакета документации по проекту (включая концепцию развития, бизнес-план или ТЭО, финансово-экономическую модель проекта, исследование рынка, меморандум, паспорт проекта, презентация и многое другое),
  • решение юридических вопросов (договоры, сделки, документы),
  • маркетинговые задачи (маркетинговое исследование, оценка возможностей рынка),
  • информационное и консультационное сопровождение проекта\бизнеса предпринимателя при участии в конкурсах на получение государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан и других регионах Российской Федерации.

Мы будем рады быть полезными Вам в решении Ваших задач.

Сотрудники компании «Верное решение» оказывают услуги консультационного сопровождения, разрабатывают концепцию и бизнес-план развития промышленного парка, консультируют по финансово-экономическим, правовым вопросам.

Мы предлагаем Вам воспользоваться комплексом услуг Компании:

  • консультационная и информационная поддержка участников государственных конкурсов на присуждение статуса «Приоритетный инвестиционный проект», соискание государственной поддержки в виде налоговых льгот, грантов и субсидий, иных видов поддержки, сопровождение проекта заявителя в конкурсах Республики Татарстан и России,
  • разработка концепции развития (стратегии), бизнес-плана, технико-экономического обоснования (ТЭО), меморандума, презентации, папорта проекта промышленного (индустриального) парка, подготовка пакета документации по проекту,
  • проведение исследований рынков (маркетинговых)
  • привлечение инвестиций, партнеров в проект, бизнес

Мы будем рады помочь Вам, если это то, что Вам нужно.

По любым возникающим вопросам, пожалуйста, обращайтесь.

Это можно сделать одним из способов:

Отправьте Ваши вопросы или информацию о Вашем проекте, заявку на обратный звонок:

  • с помощью формы «Задать вопрос сотруднику компании» в левой нижней части экрана;
  • при помощи он-лайн формы;
  • письмом на электронный адрес vr_cons@mail.ru

Позвоните нашим сотрудникам по телефонам:

Правительство РФ определило критерии, которым должны отвечать промышленные кластеры, претендующие на получение государственной поддержки (постановление Правительства РФ от 31 июля 2015 г. № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров»). К ним относятся следующие:

  • организации-участники кластера производят промышленную продукцию, находятся в функциональной зависимости между собой и расположены в территориальной близости друг к другу на территории одного или нескольких регионов;
  • не менее 50% продукции кластера, произведенной каждым его участником, используется другими его участниками (исключение сделано для тех членов кластера, продукция которых направляется сразу на внутренний или внешний рынок);
  • создание и развитие промышленного кластера осуществляются с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и отдельных ее субъектов;
  • производительность труда в промышленном кластере должна быть выше средней производительности труда в обрабатывающей промышленности соответствующего региона;
  • количество высокопроизводительных рабочих мест в рамках кластера должно составлять не менее 50% количества рабочих мест всех участников промышленного кластера.

Кроме того, установлены определенные требования к структуре промышленного кластера. Так, он должен включать в себя не менее:

  • одного ссуза или вуза, осуществляющих обучение или дополнительное образование работников организаций-участников кластера;
  • 10 субъектов, осуществляющих производство промышленной продукции (причем как минимум один субъект из них должен производить конечную продукцию для реализации на рынке);
  • двух объектов технологической инфраструктуры;
  • одной некоммерческой организации, осуществляющей мониторинг и организационную поддержку развития промышленного кластера;
  • одной финансовой организации, осуществляющей финансовое сопровождение и поддержку участников промышленного кластера.

Закреплено также понятие специализированной организации промышленного кластера. Под ней понимается коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющая методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития промышленного кластера. Для того, чтобы кластеру была предоставлена государственная поддержка, специализированная организация также должна отвечать ряду требований, в том числе осуществлять некоторые виды деятельности (консультировать участников кластера по правовым вопросам, осуществлять продвижение продукции кластера через СМИ, привлекать кредитные и инвестиционные ресурсы и т. д.).

Полномочия по проверке организаций на соответствие указанным критериям возложены на Минпромторг России. Выдаваемое им разрешение будет действовать три года.

5 апреля на площадке НИУ «Высшая школа экономики» состоялся методический семинар Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Формирование реестра промышленных кластеров в 2016 году и подготовка изменений в требования к промышленным кластерам». В мероприятии приняли участие представители Минпромторга и Минэкономразвития России, Ассоциации кластеров и технопарков, а также специализированных организаций промышленных кластеров, центров кластерного развития, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации из 29 регионов

Как рассказал и.о. директора Департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Олег Радионов, уже в июле 2016 года планируется предоставление средств субсидии на реализацию первых совместных кластерных проектов по производству промышленной продукции в целях импортозамещения. Подробнее новый механизм государственной поддержки промышленных кластеров представил заместитель директора Департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Денис Цуканов. «Кластеры и их специализированные организации должны сначала пройти процедуру проверки на соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства России от 31.07.2015 № 779, а затем направить заявки с совместными проектами для включения в соответствующий реестр и соискания софинансирования в рамках постановления Правительства России от 28.01.2016 № 41«, – пояснил Денис Цуканов.

К настоящему моменту семь промышленных кластеров уже направили свои документы в Минпромторг России. Предварительные итоги их экспертизы на соответствие установленным требованиям представил руководитель Российской кластерной обсерватории НИУ ВШЭ Евгений Куценко. По его словам, всего было проанализировано шесть заявок на включение в реестр промышленных кластеров. География кластеров – пионеров охватывает Центральный федеральный округ (4 заявки), а также Северо-Кавказский и Приволжский федеральные округа (по 1 заявке). Как отметил Евгений Куценко, всего кластеры – заявители объединяют 153 предприятия и организации, причем более половины из них относятся к реальному сектору экономики, среди которых треть – это производители конечной продукции. В среднем, в рамках анализируемых промышленных кластеров в 2015 году было отгружено собственной продукции на 8,5 млрд руб., численность сотрудников составила 2,5 тыс. человек, 3,2 млрд руб. составили затраты на сырье, материалы и покупные изделия. «Треть от этих расходов были направлены на приобретение продукции за рубежом, что позволяет оценить потенциал импортозамещения», – подчеркнул руководитель РКО.

Евгений Куценко также рассказал, что в среднем на один промышленный кластер приходится пять совместных проектов с бюджетом от 30,5 млн до 6 млрд рублей, объединяющих от трех до 13-ти участников. Что касается специализированных организаций, то более 80% были созданы в 2015-2016 годах, т.е. непосредственно накануне запуска программы государственной поддержки Минпромторга, в форме ООО либо ассоциации (союза).

Комментируя предварительные итоги экспертизы документов промышленных кластеров, Евгений Куценко подчеркнул, что 70% заявок были отклонены на начальном этапе из-за некомплектности документов. Также у экспертов возникли замечания к качеству подготовки ключевых документов: функциональной карте и программе развития кластера. «Мы призываем кластеры уделять большее внимание обоснованности целевых показателей эффективности совместных проектов и корректности их расчетов», – резюмировал Евгений Куценко. Он также добавил, что «Справочные материалы по созданию промышленного кластера», которые ранее обсуждались с сообществом и были направлены в регионы (письмо Минпромторга России от 12.02.2016 № 7979/02), включают шаблоны и подробные рекомендации по содержанию документов, необходимых для подготовки заявки, а также методики расчета целевых показателей эффективности.

В свою очередь, заместитель директора по проектно-аналитической работе Ассоциации кластеров и технопарков Леонид Данилов рассказал о существующих требованиях к промышленным кластерам и о практике их создания и развития в российских регионах.

Во второй части семинара Денис Цуканов представил проект изменений в требования к промышленным кластерам и их специализированным организациям. Документ был подготовлен Минпромторгом России при экспертной поддержке Российской кластерной обсерватории и Ассоциации кластеров и технопарков. По словам Дениса Цуканова, целью изменений является приведение нормативного правового акта в соответствие со сложившейся практикой создания и функционирования промышленных кластеров. Основные изменения коснулись уточнения понятийного аппарата: некоммерческая и финансовая организации были исключены из понятия «инфраструктура промышленного кластера»; понятие «технологическая инфраструктура промышленного кластера» было дополнено индустриальным парком и промышленным технопарком.

Также было снижено требование к уровню кооперации участников кластера с 50 до 20 процентов. «Это даст возможность промышленным кластерам с невысоким уровнем кооперации реализовать совместный проект при поддержке федерального бюджета», – пояснил Денис Цуканов. При этом он отметил, что, согласно постановлению Правительства России от 28.01.2016 № 41, размер субсидий зависит от текущего уровня кооперации участников промышленного кластера. «Максимальную поддержку из федерального бюджета может получить кластер в случае наличия кооперации на уровне 50 процентов, что является мерой стимулирования к наращиванию производственной кооперации», – добавил заместитель директора Департамента.

Новая редакция документа была дополнена требованием о включении в программу промышленного кластера целевых показателей эффективности: количество рабочих мест (в т.ч. высокопроизводительных); затраты на закупку комплектующих; затраты на приобретение импортного сырья и комплектующих; объем добавленной стоимости; объем продаж; объем налоговых и таможенных платежей; объем инвестиций в основной капитал участников. Дополнительно были расширены требования к функциональной карте промышленного кластера и перечень документов для подтверждения наличия объектов инфраструктуры промышленного кластера.

Изменения коснулись и требований к специализированной организации: был расширен перечень организационно-правовых форм за счет добавления автономной некоммерческой организации и ассоциация (союза); упразднено требование об учреждении специализированной организации половиной участников промышленного кластера, а также обязанность специализированной организации предоставлять учредительные документы участников кластера.

В ходе обсуждения новой редакции требований с представителями промышленных кластеров и региональных органов власти были разъяснены вопросы по составу и методикам расчета ключевых показателей эффективности, изменениям в организационно-правовые формы специализированных организаций промышленных кластеров. Кроме того, с учетом мнения сообщества, было принято решение внести дополнительное уточнение в проект постановления, включив сырье и материалы в показатель «объем затрат участников промышленного кластера на закупку комплектующих у организаций, не являющихся участниками промышленных кластеров, а также организаций – участников промышленного кластера» (постановление Правительства от 28.01.2016 № 41). По итогам экспертной дискуссии новая редакция требований к промышленным кластерам и их специализированным организациям была одобрена профессиональным сообществом.

Подводя итоги мероприятия, директор Центра взаимодействия с органами власти, институтами развития и компаниями ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Голанд пригласил присутствующих принять участие в конференции «Территориальные кластеры: место в региональной экономике и роль в научно-техническом развитии», которая пройдет с 7 по 9 июня 2016 года в НИУ ВШЭ.

Евгений Куценко анонсировал секции «Кластеры и сети в российских регионах: роль государственной политики» и «Умная» специализация для региональных инновационных стратегий: опыт ЕС и его применение в российских регионах», организуемые 20-22 апреля 2016 года ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамкахXVII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Он также сообщил о мероприятиях в рамках Проектного офиса РВК – Минэкономразвития России, которые запланированы на апрель 2016 года, и пригласил принять участие в III Международной научно-практической конференции «Партнёрство для развития кластеров» (23-24 мая 2016 года, г. Набережные Челны).

Директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко пригласил членов сообщества принять участие в практических семинарах во Франции и Германии для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики, корпораций развития регионов, представителей промышленных кластеров и технопарков. Программа реализуется Минпромторгом России совместно с АКИТ и НИУ ВШЭ с 15 по 21 мая 2016 года с целью изучения зарубежного опыта создания и развития кластеров и технопарков.