Специалист по кадрам квалификационные требования

Присвоение квалификации специалисту по кадрам

Можно ли специалисту по кадрам со стажем работы три года присвоить квалификацию? Какие документы для этого нужны?

По-видимому, вопрос связан не просто с присвоением квалификации, а с возможностью повышения размера оплаты труда в связи с присвоением квалификации.

Согласно ч. 5 ст. 144 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональный стандарт специалиста по кадрам пока не разработан (не удалось найти и его проект). Поэтому до его введения для определения необходимого объема знаний и умений специалиста по кадрам, его опыта, а также с целью составления должностных инструкций или проведения аттестации, работодатель может опираться на Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (в ред. от 12.02.2014; далее — Квалификационный справочник). Однако в этом документе интересующая нас должность не категорируется, и к специалисту по кадрам лишь одно требование: высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

В то же время в Квалификационном справочнике установлены три уровня квалификации инженера по подготовке кадров:

  • инженер по подготовке кадров I категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров II категории не менее трех лет;
  • инженер по подготовке кадров II категории: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности инженера по подготовке кадров либо других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее трех лет;
  • инженер по подготовке кадров: высшее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее пяти лет.

Аналогичные требования к квалификации установлены Квалификационным справочником и по должности экономиста по труду.

Если рассуждать по аналогии, специалисту по кадрам со стажем работы три года можно присвоить II категорию.

Заметим, что муниципальные автономные учреждения вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).

Судебная практика Суд пришел к выводу, что в удовлетворении иска, содержащего требования о приведении штатного расписания в соответствие с Единой тарифной сеткой, утвержденной органом местного самоуправления, об установлении оклада в размере согласно Единой тарифной сетке с учетом тарифного коэффициента, о начислении премии отказано правомерно, поскольку ответчик, являясь муниципальным автономным учреждением, вправе разрабатывать и применять свои тарифные ставки (оклады).
Определение Иркутского областного суда от 03.04.2012 по делу № 33-2938/12

Для государственных, бюджетных организаций Приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н (в ред. от 11.12.2008; далее — Приказ № 247н) утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, в том числе и специалиста по кадрам. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525 (далее — Приказ № 525).

После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. от 14.01.2014) ведомства, руководствуясь Приказами № 247н и № 525, издают приказы о введении новой системы оплаты труда работников, в которых приводятся профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих с указанием должностей и рекомендуемых окладов (должностных окладов).

Так, приказом одного из ведомств установлены следующие должности работникам кадровой службы:

  • в группе общеотраслевых должностей служащих II уровня — должность ведущего инспектора по кадрам IV квалификационного уровня;
  • в группе общеотраслевых должностей служащих III уровня:

– должность специалиста по кадрам I категории III квалификационного уровня;

– должность ведущего специалиста по кадрам IV квалификационного уровня;

– должность главного специалиста по кадрам V квалификационного уровня.

Согласно п. 2 Приказа № 525 профессии рабочих и/или должности служащих, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой профессиональной квалификационной группы в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

Мнение автора Организации, не относящиеся к бюджетному сектору, вправе самостоятельно решать вопросы, связанные с оплатой труда и, соответственно, с определением уровня квалификации работников и присвоением разных категорий по одной должности.

Согласно абзацу 6 п. 5 Порядка применения единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 № 9 (в ред. от 25.10.2010), квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности.

Таким образом, работодатель должен утвердить должностные инструкции для работников, имеющих разные категории по одной должности. Взяв за основу Квалификационный справочник, работодатель должен предусмотреть в должностных инструкциях именно те функции, которые требуются для работников, занимающих конкретные должности, именно те знания, которые нужны работникам для исполнения обязанностей по этим должностям с учетом присваиваемой категории.

Для присвоения работнику определенной категории нужно провести аттестацию. При этом работодатель должен определить работников, квалификацию которых нужно оценить, перечень знаний, умений, навыков и опыт работы, необходимые для выполнения определенной трудовой функции и подлежащие оценке, сформулировать вопросы, на которые работники должны будут ответить в ходе аттестации.

Для проведения аттестации должен быть утвержден локальный нормативный акт, который принимается с обязательным учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 81 ТК РФ), например, Положение об аттестации. В данном документе устанавливаются порядок, условия, сроки и периодичность проведения аттестации, категории аттестуемых работников, способы и методы проверки, критерии оценки, варианты решений, принимаемых по результатам аттестации.

Кроме того, должна быть создана аттестационная комиссия, утвержден график проведения аттестации, и работники должны быть предупреждены о проведении аттестации не менее чем за месяц.

Для разработки положения об аттестации работодатель может воспользоваться, например, Положением о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110 (в ред. от 19.03.2014).

Работник должен представить документы, подтверждающие наличие необходимого уровня образования и стажа работы, а непосредственный руководитель данного работника — характеристику на него. Эти документы позволят аттестационной комиссии принять обоснованное решение.

Наконец, работодатель должен внести соответствующие изменения в штатное расписание, предусмотрев в нем разную оплату труда по разным категориям.

Запись о присвоении категории вносится в трудовую книжку работника.

Основные обязанности

Согласно профессиональному стандарту и должностной инструкции, в обязанности кадрового работника входят следующие функции:

  • выполнение рабочей деятельности по подбору качественного персонала, который требуется в организацию;
  • комплектование организации кадрами;
  • проведение собеседований с соискателями;
  • изучение и анализ документов, которые связаны с подбором персонала;
  • изучение трудового рынка;
  • информирование о свободных имеющихся вакансиях на предприятии;
  • участие в разработке плановых документов, которые касаются трудовой деятельности в организации;
  • участие в составе аттестационных и квалификационных комиссий;
  • расстановка специалистов, которые устроились на работу после учебного заведения;
  • работа по развитию сотрудников;
  • обучение персонала;
  • повышение квалификации работников;
  • анализ дисциплины на рабочем месте;
  • участие в мероприятиях, направленных на ликвидацию кадровой текучки;
  • оформление приема на работу;
  • оформление перевода на другую работу;
  • оформление увольнение с работы;
  • оформление справок и других документов;
  • ведение трудовых книжек работников;
  • оформление документов для установки и получение льготных выплат;
  • ведение отчетности.

Установленные требования согласно документу

Кадровый специалист может быть назначен на должность и освобожден от нее только по приказу руководства организации. Данный работник является специалистом. Он должен подчиняться только своему руководителю.

Согласно профессиональному стандарту, человек, который желает работать с кадрами, должен иметь образование. Если образование среднее специальное, то опыт работы не требуется. Если же образование начальное профессиональное, то лицо должно пройти установленную подготовку, а также иметь опыт работы не меньше двух лет. Сюда же должен включаться опыт работы не меньше года в данной организации.

При осуществлении своей рабочей деятельности, работник отдела кадров, должен руководствоваться следующими документами:

  • актами локального характера;
  • документами предприятия;
  • правилами, которые касаются распорядка труда;
  • правилами, которые касаются охраны труда;
  • техникой безопасности;
  • правилами, которые касаются санитарии;
  • правилами пожарной безопасности;
  • приказами, указаниями, распоряжениями своего начальства;
  • должностной инструкцией;
  • профессиональным стандартом.

Документы для скачивания (бесплатно)

  • Профстандарт специалиста по кадрам

Преимущества и недостатки профессии

Как и любая другая профессия, данная рабочая деятельность имеет свои плюсы и минусы. Рассмотрим их подробнее. К плюсам профессии можно отнести:

  1. Удобный график работы. Такой сотрудник обычно работает пять дней в неделю по восемь часов. Имеется перерыв на обед. Все установленные праздники есть возможность отдыхать.
  2. Наличие соцпакета.
  3. Работа предполагает сидячий характер.
  4. Работа нетяжелая, с документами.
  5. Наличие уважение со стороны других работников.
  6. Работа динамичного характера, не скучная.
  7. Приличная заработная плата.
  8. Работа в комфортном офисе.

К минусам профессии можно отнести:

  1. Приходится метаться между руководством и работниками.
  2. Иногда приходится выполнять обязанности, которые не входят в установленные профессиональным стандартом.
  3. Работа большое количество времени за компьютером, где ухудшается зрение.
  4. Работа с большим количеством бумаг.
  5. Монотонный характер работы.
  6. Проведение собеседований, где люди могут быть абсолютно разные.

Конечно, в каждом предприятии установлены свои законы и порядки, поэтому где-то будет больше плюсов, чем минусов, а где-то и наоборот.

Трудящийся, которые работает в кадровом отделе – это в первую очередь специалист своего дела. Он отвечает за весь кадровый потенциал своей организации. Лицо данной профессии существует в каждой компании, независимо от того, маленькая она или большая. Такая профессия является достаточно востребованной. Заработная плата является достаточно неплохой. На данную профессию обучает много учебных заведений, поэтому желающий может выбрать практически любое понравившееся.

Данный работник тесно связан с другими трудящимися предприятия, он занимается их отбором и подбором, поэтому работник должен быть очень ответственным. Любой руководитель хочет видеть в своем трудовом штате грамотных, компетентных сотрудников.

Каковы квалификационные требования к ведущему специалисту по кадрам и как правильно составить должностную инструкцию?

Ответ: Квалификационные требования к ведущему специалисту по кадрам устанавливаются организацией на основании Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее — Справочник), и профессиональных стандартов в зависимости от выполняемой трудовой функции.

Должностная инструкция составляется на основе квалификационных характеристик и должна содержать конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации, а также его прав и ответственности, распределения обязанностей между работниками.

Обоснование: Обязательной для включения в трудовой договор является в том числе трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Если в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (ст. 57 ТК РФ).

Работодатель вправе осуществлять кадровую политику своей организации на свое усмотрение, с учетом норм трудового законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

В отношении кадровых работников профессиональные стандарты и квалификационные справочники носят рекомендательный характер.

Профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом» утвержден Приказом Минтруда России от 06.10.2015 N 691н.

Структурой Профессионального стандарта предусмотрены квалификационные требования к работнику в зависимости от выполняемой обобщенной трудовой функции (документационное обеспечение работы с персоналом, деятельность по обеспечению персоналом, деятельность по оценке и аттестации персонала, деятельность по развитию персонала, деятельность по организации труда и оплаты персонала, деятельность по организации корпоративной социальной политики).

Квалификационные требования к работнику, занимающему должность «специалист по кадрам», представлены также в Справочнике.

Справочником установлены требования к квалификации работника, занимающего должность «специалист по кадрам», — высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

Также Справочником установлены квалификационные требования к работнику, занимающему должность «инспектор по кадрам», — среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или начальное профессиональное образование, специальная подготовка по установленной программе и стаж работы по профилю не менее трех лет, в том числе на данном предприятии не менее одного года.

В Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе характеристик соответствующих базовых должностей. Должностные обязанности ведущих специалистов устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на два-три года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории (п. 7 Справочника). ТК РФ не содержит упоминания о должностной инструкции.

Права и обязанности работника могут быть определены непосредственно в трудовом договоре либо в должностной инструкции, которая может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ.

Должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и устанавливаются требования к необходимой специальной подготовке работников (п. 4 Справочника).

Специалист по
кадрам

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
Разделы «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях» и «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в научно-исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях», утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37
(редакция от 15.05.2013)

Специалист по защите информации

Должностные обязанности. Выполняет работу по комплектованию предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации. Принимает участие в работе по подбору, отбору, расстановке кадров. Проводит изучение и анализ должностной и профессионально-квалификационной структуры персонала предприятия и его подразделений, установленной документации по учету кадров, связанной с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников, результатов аттестации работников и оценки их деловых качеств с целью определения текущей и перспективной потребности в кадрах, подготовки предложений по замещению вакантных должностей и созданию резерва на выдвижение. Участвует в изучении рынка труда для определения источников удовлетворения потребности в кадрах, установления и поддержания прямых связей с учебными заведениями, контактов с предприятиями аналогичного профиля. Информирует работников предприятия об имеющихся вакансиях. Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов по труду. Осуществляет контроль за размещением и расстановкой молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении профессией и специальностью, проведением их стажировок, принимает участие в работе по адаптации вновь принятых работников к производственной деятельности. Участвует в подготовке предложений по развитию персонала, планированию деловой карьеры, обучению и повышению квалификации кадров, а также в оценке эффективности обучения. Принимает участие в организации работы, методическом и информационном обеспечении квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий, оформлении их решений. Анализирует состояние трудовой дисциплины и выполнение работниками предприятия правил внутреннего трудового распорядка, движение кадров, участвует в разработке мероприятий по снижению текучести и улучшению трудовой дисциплины. Контролирует своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников, выдачу справок об их настоящей и прошлой трудовой деятельности, соблюдение правил хранения и заполнения трудовых книжек, подготовку документов для установления льгот и компенсаций, оформления пенсий работникам и другой установленной документации по кадрам, а также внесение соответствующей информации в банк данных о персонале предприятия. Составляет установленную отчетность.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по управлению персоналом; трудовое законодательство; структуру и штаты предприятия, его профиль, специализацию и перспективы развития; порядок определения перспективной и текущей потребности в кадрах; источники обеспечения предприятия кадрами; методы анализа профессионально-квалификационной структуры кадров; положения о проведении аттестации и квалификационных испытаний; порядок избрания (назначения) на должность; порядок оформления, ведения и хранения документации, связанной с кадрами и их движением; порядок формирования и ведения банка данных о персонале предприятия; порядок составления отчетности по кадрам; основы психологии и социологии труда; основы экономики, организации труда и управления; трудовое законодательство; средства вычислительной техники, коммуникаций и связи; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.