Создание муниципального предприятия

Для чего создаются унитарные предприятия?

Учреждение таких организаций является одним из проявлений государственного вмешательства в экономику. Неконтролируемое повсеместное их открытие, с учетом возможностей публичных властей в сфере контроля надзора, теоретически может привести к ликвидации частного сектора экономики. По этой причине, закон предусматривает цели учреждения государственного или муниципального унитарного предприятия.

Они могут открываться в следующих случаях:

  • Когда необходимо управление и использование имущества, на передачу которого в частные руки наложен запрет. В качестве одного из примера законодатель приводит предметы, требующиеся, чтобы обеспечить государственную безопасность.
  • Когда преследуются социальные цели. В основном это связано с необходимостью обеспечить минимально возможные цены на значимые товары. Примером могут послужить многочисленные государственные или муниципальные аптеки. Также допускается учреждение организаций, осуществляющих интервенции закупочного или продажного характера для поддержания на продовольственном рынке определенного ценового баланса.
  • Когда научная деятельность осуществляется в сферах, обеспечивающих безопасность государства.
  • При необходимости изготовления изъятой или ограниченной в гражданском обороте продукции.
  • Когда цели связаны с производством продукции, связанной с обеспечением госбезопасности.
  • При прямом указании специально принятого федерального закона на возможность выполнения тех или иных функций исключительно ГУПами. Примером служит «Почта России», осуществляющая деятельность на основании отдельного законодательного акта.

Операции с уставным фондом УП

Закон допускает как увеличение уставного фонда унитарного предприятия, так и его уменьшение. Эти процедуры возможны с учетом установленных законом ограничений.

Увеличение

Порядок увеличения уставного фонда определен в ст. 14 закона. Это возможно при выполнении следующих условий:

  • На момент принятия такого решения, уставный фонд должен быть сформирован в полном объеме, в соответствии с учредительным документом.
  • Источником увеличения служит либо полученная предприятием прибыль, либо дополнительная передача имущества учредителем.
  • Решение может быть принято исключительно по итогам содержимого бухгалтерской отчетности за прошедший финансовый год.
  • Размер, с учетом увеличения, не может превышать размер чистых активов организации.
  • Решение, увеличивающее размер уставного фонда, должно одновременно предусматривать внесение соответствующих корректировок в учредительный документ.

Если в ходе процедуры соблюден указанный порядок, то изменения будут зарегистрированы налоговой инспекцией. При игнорировании любого из условий, в регистрации может быть отказано. Кроме того, это может стать основанием для судебного спора.

Уменьшение

Наряду с увеличением, возможно и уменьшение уставного фонда. Требования к процедуре изложены в ст. 15 закона:

  • Установлено ограничение, предполагающее невозможность уменьшить размер уставного фонда ниже его минимального размера (500 тыс. рублей)
  • Обязанность выполнить эти действия установлена в случае, если чистые активы предприятия станут меньше его уставного фонда.

Такая процедура призвана защитить интересы кредиторов. Игнорирование необходимых действий имеет определенные последствия. В этом случае, кредиторы вправе предъявить требования досрочно, включая возмещение причиненных убытков.

Если уменьшение уставного фонда происходит, то предприятие обязано выполнить следующие действия:

  • в 30-дневный срок с момента принятия соответствующего решения разослать уведомления кредиторам об уменьшении уставного фонда и его новом размере;
  • в указанный период разместить сообщение о произошедших изменениях в «Вестнике государственной регистрации».

Без доказательств выполнения этих условий, государственная регистрация невозможна.

Кредиторы муниципального или государственного УП вправе предъявить требования о досрочном исполнении обязательств с возмещением убытков в 30-дневный срок с момента направления официального уведомления или публикации информации об уменьшении уставного фонда.

Этапы создания МУП

Процесс создания МУП, как и любого юридического лица включает в себя следующие этапы и действия:

1. Принятие решения о создании.

Такое решение принимается главой муниципального образования. Готовится проект данного решения отраслевым подразделением администрации, по профилю деятельности которого и будет специализироваться МУП. Одновременно с проектом решения должен быть подготовлен проект технико-экономического обоснования. В этих документах, а так же в пояснительной записке отражаются ожидаемые результаты деятельности и необходимые для создания ресурсы. Пояснительная записка в обязательном порядке согласовывается с соответствующими профильными департаментами администрации МО (финансов, собственности, правовой). Решение о создании МУП подлежит обязательному согласованию с представительным органом МО.

2. Подготовка и утверждение учредительных документов МУП.

Учредительные документы регламентируют все основные аспекты деятельности предприятия. В число этих документов входит учредительный договор и устав. Для унитарных предприятий учредительным документом является устав.

В уставе МУП в обязательном порядке находят свое отражение следующие обязательные позиции:

— цель и предмет деятельности;

— имущество;

— права и обязанности;

— управление деятельностью;

— реорганизация и ликвидация

Цель и предмет деятельности определяется теми вопросами местного значения, для решения которых создается предприятие.

Состав имущества передаваемого муниципальным образованием МУП определяется профилем его деятельности. Особенностью этого имущества является то, что оно неделимо и распоряжение им строго контролируется муниципальным образованием.

МУП имеет право участвовать в деятельности других организаций, открывать филиалы представительств.

Предприятие не имеет право продавать, передавать в аренду или в иной форме использовать переданное ему имущество без согласия собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от деятельности МУП. Предприятие обязано отчитываться о результатах своей деятельности перед собственником. Отчетность осуществляется в ежеквартальном режиме и осуществляется по установленным формам. Наряду с традициионными формами статистической, налоговой отчетности в отчете МУП дополнительно дается информация о выполнении установленных для него финансовых показателей о направлениях использования прибыли, по численности работы и форме их оплаты.

Устав МУП готовится отраслевым органом, инициировавшим создание предприятия, и утверждается департаментом по управлению собственностью.

3. Назначение руководителя МУП.

Общий порядок назначения руководителя МУП предусматривает предложение отраслевым органом кандидатуры, согласование ее со службой по управлению муниципальным имуществом и главой МО. Затем кандидатура должна быть согласована с представительным органом (соответствующим комитетом городской думы).

Затем готовится приказ о назначении руководителя МУП и трудовой договор.

Данные документы подписываются одновременно с уставом МУП и решением о его создании.

4. Формирование уставного фонда.

Уставной фонд представляет собой стоимостную оценку имущества, которое передается МУП в хозяйственное ведение и которым оно отвечает по своим обязательствам). Минимальная величина уставного фонда должна быть равна 1000 минимальных размеров оплаты труда.

Формирование уставного фонда осуществляется путем передачи соответствующего муниципального имущества от администрации МО МУП. Факт передачи оформляется актом, подписываемым представителем администрации и директором МУП. Предельный срок передачи составляет 3 месяца с момента создания МУП.

5. Оплата государственной пошлины осуществляется директором МУП. Размер пошлины равен 2000 руб.

6. Оформление заявления на регистрацию.

Оформляется от имени администрации МО и содержит информацию о том, что содержательные позиции устава соответствуют требованиям действующего законодательства, что содержащаяся в нем информация является достоверной и соблюден установленный порядок создания МУП.

7. Представление документов на государственную регистрацию.

Документы представляются в регистрирующий орган, в качестве которого выступают налоговые органы по месту нахождения МУП. В число предоставляемых документов входит:

— заявление;

— решение о создании;

— устав;

— акт передачи имущества.

8. Государственная регистрация МУП осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента принятия документов и предусматривает внесение МУП в единый государственный Реестр юридических лиц. Предприятию выдается свидетельство о государственной регистрации.

9. Получение идентификационных или статистических кодов.

Указанные коды используются для нужд статистического и налогового учета. Присваиваются они в органах статистики и зависят от формы собственности, направления специализации, отраслевой принадлежности и др.факторов.

10. Постановка на налоговый учет

Осуществляется налоговыми органами одновременно с государственной регистрацией и предусматривает присвоение МУП ИНН

11. Открытие расчетного счета в банке

Производится директором МУП и в обязательном порядке предусматривает предварительное заверение образцов подписи распорядителей счета.

12. Изготовление печати и углового штампа.

13. Получение лицензии

Лицензия — это официальный документ дающий право предприятию заниматься определенным видом деятельности на определенной территории в течение определенного периода времени. Выдается лицензия полномочными на это органами. Она представляет собой бланк со многими степенями защиты, порядковым номером, с указанием выдавшего органа и указанием владельца лицензии.

Создание муниципальных предприятий, учреждений, организаций

Согласно статье 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Органы местного самоуправления создают унитарные предприятия, т. е. коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.Основные положения по данному вопросу содержатся в статьях 113-115 Гражданского кодекса Российской Федерации и в Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В Российской Федерации создаются и действуютследующие виды муниципальных унитарных предприятий:

§ муниципальное предприятие ¾ унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения;

§ муниципальное казенное предприятие ¾ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.1

Исполнение муниципальных услуг составляет суть хозяйственной деятельности местного самоуправления.

Муниципальные предприятия имеются во всем мире. В российских городах и других муниципальных образованиях они выполняют подавляющую часть муниципальных услуг по тепло-, электро-, газо-, водоснабжению и водоотведению, пассажирским и грузовым перевозкам, содержанию и ремонту муниципального жилого и нежилого фонда, содержанию территории муниципального образования, уборке мусора, пожаротушению и др.


Целесообразность создания муниципальных предприятий обусловлена следующими факторами:

§ потребностью в бесперебойном и гарантированном по объему и минимальным стандартам качества исполнении некоторых важнейших муниципальных услуг;

§ локальным (местным) монополизмом предприятия в исполнении муниципальной услуги, вследствие чего орган местного самоуправления не желает быть зависимым от частника;

§ стремлением к обеспечению социальной справедливости и предотвращению дискриминации потребителей услуг (по районам проживания, по категориям потребителей);

§ возможностью муниципальной власти влиять на цены и тарифы.

Чем менее устойчива социально-экономическая ситуация в стране и на территории, тем более склонна муниципальная власть оказывать муниципальные услуги силами муниципальных предприятий.

Сознавая ряд положительных моментов деятельности муниципальных предприятий, нельзя одновременно не видеть их существенные недостатки:

§ большинство муниципальных предприятий выполняют либо общественные, либо социально значимые частные услуги и поэтому получают дотации из бюджета. Этим предприятиям выгоднее оставаться на иждивении, и они объективно не заинтересованы в экономном расходовании ресурсов и повышении своей рентабельности, ибо это приведет к сокращению бюджетных дотаций. Поэтому необходим постоянный и жесткий административный и финансовый контроль над экономической деятельностью муниципальных предприятий;

§ муниципальное предприятие всегда желает быть монополистом в своей сфере деятельности и отрицательно относится к появлению любого конкурента, который, возможно, будет выполнять ту же услугу дешевле и качественнее.

В силу изложенного выше и население, и муниципальная власть заинтересованы в создании конкурентной среды по оказанию муниципальных услуг при участии предприятий различных форм собственности.

Налогоплательщиками для местной казны являются и другие организации, зарегистрированные на территории муниципального образования и не находящиеся в муниципальной собственности. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями других форм собственности (государственных, частных и др.), расположенными на территории муниципального образования, а также с физическими лицами строятся на договорной основе.2 Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения для хозяйственной деятельности этих предприятий, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Тем не менее местные нормативно-правовые акты, принятые органами местного самоуправления в пределах их компетенции и касающиеся деятельности предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности, обязательны для исполнения (например, решения о планировке и застройке территории, об использовании водных объектов местного значения и т. п.).

Органы местного самоуправления имеют право координировать участие предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования. Координация может осуществляться по-разному, например, с использованием муниципального заказа.

Муниципальный заказ

Формой договорного взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями может стать муниципальный заказ.

Муниципальный заказ ¾ это совокупность заключенных муниципальных договоров (контрактов) на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет местного бюджета.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 54) сказано о праве органов местного самоуправления выступать заказчиком на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий.

Наряду с муниципальными предприятиями значительная, а иногда и подавляющая часть муниципальных услуг во всех странах выполняется частными, в том числе малыми, предприятиями и индивидуальными предпринимателями, за органами же муниципальной власти сохраняется только контроль. Происходит острая конкурентная борьба муниципального и частного секторов за деньги потребителя услуг и за получение выгодных муниципальных заказов. Зарубежные города доверяют частным компаниям такие важнейшие сферы, как городской транспорт, водоснабжение, очистка бытовых стоков и даже метрополитены.

В российских городах острая конкуренция между муниципальным и частным секторами наблюдается в сфере автобусных перевозок, обеспечения населения хлебобулочными изделиями, аптечном обслуживании, оказании ритуальных услуг и др. Возрастает роль частных предприятий в эксплуатации жилого фонда, вывозе бытового мусора. Как показывает еще небогатый российский опыт, участие частных предпринимателей ведет к снижению затрат и улучшению качества выполнения муниципальных услуг, сокращению бюджетных дотаций, а в отдельных случаях ¾ и к снижению тарифов. С другой стороны, местные органы власти освобождаются от ряда хозяйственных функций и могут сосредоточить свои усилия на решении стратегических задач.

К сильным сторонам частного сектораможно отнести:

§ возможность выполнять сложные задачи;

§ использование успешного опыта других предприятий;

§ предоставление таких услуг, которые требуют быстрой реакции на изменения рынка;

§ использование инновационных технологий;

§ предоставление услуг различным слоям населения;

§ предоставление быстро устаревающих услуг (информационные, консультационные), способность к адаптации в условиях стремительно изменяющегося спроса;

§ желание рисковать;

§ профессиональный опыт и др.

Наряду с этим участие частного сектора в предоставлении муниципальных услуг связано с рядом проблем:

§ потерей рабочих мест в муниципальном секторе;

§ нарушением привычного порядка работы с клиентами;

§ потенциальной зависимостью от подрядчиков;

§ отсутствием интереса или инициативы со стороны частного сектора;

§ недостатком необходимых навыков и финансовых ресурсов у частных предприятий;

§ противодействием со стороны влиятельных лиц, включая руководителей и служащих муниципального сектора;

§ недоброжелательностью со стороны населения по отношению к частному сектору и предпринимательству.

Местной администрации выгодно использовать частный сектор лишь при определенных условиях:

§ когда задачи можно определить заблаговременно, а работу можно оценить после ее выполнения;

§ когда есть конкуренция между подрядчиками;

§ если муниципальную власть больше интересуют результаты, а не средства их достижения.

При этом местные органы власти должны продолжать отвечать за выполнение следующих условий:

§ гарантированное предоставление важнейших услуг;

§ доступ к услуге всех слоев населения по приемлемой цене;

§ справедливость по отношению к различным классам потребителей;

§ обеспечение минимальных стандартов качества.

Конкуренция и сотрудничество муниципальных и частных предприятий в оказании услуг не противоречат друг другу. Успех сотрудничества напрямую зависит от обязательств обеих сторон. Основная задача партнеров (муниципальных и частных предприятий и предпринимателей) состоит в повышении качества услуг при сохранении за местными органами функции контроля и ответственности.

Муниципальный заказ формируется на основе социальных норм ¾ показателей необходимой бюджетной обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении. Его целями являются развитие добросовестной конкуренции, эффективное и открытое расходование средств местных бюджетов, содействие обеспечению занятости населения и приоритета российского товаропроизводителя. Муниципальный заказ направлен на снижение расходов местного бюджета, способствует развитию малого бизнеса, позволяет ему не ограничиваться торгово-посреднической деятельностью, а проникать в реальный сектор экономики.3

Размещение муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе. Содержание муниципального заказа, сроки его исполнения и способ размещения определяются заказчиком в пределах средств, выделяемых на эти цели из местного бюджета, и исходя из потребностей муниципального образования в товарах, работах и услугах. Порядок формирования муниципального заказа устанавливается правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетном регулировании в муниципальном образовании, а также положением о муниципальном заказе в муниципальном образовании. В положении о муниципальном заказе закрепляются основания и порядок формирования муниципального заказа, порядок формирования конкурсной комиссии, способы, порядок и условия размещения муниципального заказа, источники и порядок оплаты муниципального заказа, порядок осуществления контроля над формированием, размещением и исполнением муниципального заказа, порядок и сроки опубликования сведений о муниципальном заказе, порядок и сроки проведения торгов.

Можно выделить следующие формы размещения муниципального заказа:4

§ проведение торгов в форме открытого конкурса;

§ проведение торгов в форме закрытого конкурса;

§ запрос котировок цен товаров, работ и услуг;

§ закупки товаров, работ и услуг у единственного исполнителя;

§ закупки товаров, работ и услуг в условиях чрезвычайных ситуаций.

Извещение о проведении торгов должно содержать сведения:5

§ о наименовании заказчика;

§ времени, месте и порядке проведения торгов, общем описании предмета торгов, основных показателях товаров, работ, услуг;

§ объеме и сроках поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг;

§ требованиях, предъявляемых к претенденту и качеству товаров, работ, услуг;

§ проведении предварительного отбора претендентов;

§ месте, сроках, условиях приобретения товаров, работ, услуг, а также другую информацию, необходимую для получения конкурсной документации;

§ сроке заключения договора с победителем торгов.

Размещение муниципального заказа осуществляется заказчиком по рекомендации конкурсной комиссии на основании положения о муниципальном заказе в муниципальном образовании. Конкурсная комиссия ¾ постоянно или временно действующий орган, который образуется представительным органом местного самоуправления и осуществляет размещение муниципального заказа путем проведения торгов и иными способами, установленными федеральным законом. Состав конкурсной комиссии утверждается представительным органом местного самоуправления.

Договор на исполнение муниципального заказа должен включать следующие существенные условия:6

§ сведения о заказчике и исполнителе;

§ наименование муниципального заказа, его номенклатуру, объем и цену;

§ условия и порядок исполнения муниципального заказа;

§ порядок приема исполненного муниципального заказа;

§ порядок расчетов за исполнение муниципального заказа;

§ условия расторжения договора сторонами;

§ ответственность сторон;

§ порядок разрешения споров;

§ другие условия, устанавливаемые по соглашению сторон.

Муниципальный контроль над выполнением работ может состоять в проверке жалоб, опросе жителей, прямом наблюдении и проверке производственной документации, а также в периодических сопоставлениях затрат с расходами других подрядчиков и муниципальных служб. К методам контроля можно отнести также внеплановые проверки на местах и плановые инспекции выполнения определенного этапа работ. Реализация и качество многих услуг (например, уборка территории, движение автобусов, ремонт дорожного покрытия и т. п.) эффективно контролируются путем периодических выборочных проверок либо непосредственно населением.

21.3. Особенности внешнеэкономической деятельности
местного самоуправления

Многие муниципальные образования, и в особенности города, активно участвуют в международных экономических связях как с целью закупок ряда необходимых товаров (подвижной состав транспорта, медикаменты, медицинское оборудование и многое другое), так и для привлечения инвестиций.

Для осуществления внешнеэкономической деятельности в структурах администраций создаются особые подразделения, которые в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации и действующими законодательными актами.

Отдел внешнеэкономических связей мэрии выполняет следующие задачи:

§ согласовывает направленные на развитие внешнеэкономических связей интересы мэрии и предприятий, объединений, организаций независимо от форм собственности и подчиненности;

§ в соответствии с планом, утвержденным мэрией, приглашает и принимает иностранные торгово-экономические делегации и отдельных представителей иностранных деловых кругов и общественных организаций; проводит деловые встречи, симпозиумы, конференции, совещания по вопросам внешнеэкономической деятельности;

§ разрабатывает предложения по привлечению в город иностранных инвестиций, проводит соответствующую экспертизу при создании предприятий с иностранными инвестициями;

§ осуществляет контроль над ходом реализации внешнеторговых контрактов, заключенных по поручению мэрии или при ее участии.

Для осуществления внешних экономических связей структурные подразделения администраций решают также следующие задачи:

§ поиск за пределами муниципального образования партнеров для взаимовыгодного экономического сотрудничества;

§ формирование пакета заявок на приобретение импортного оборудования и материалов для муниципальных нужд и пакета коммерческих предложений от иностранных фирм на поставку этого оборудования и материалов;

§ проведение тендерных торгов по заявкам российских и зарубежных партнеров;

§ участие в подготовке и реализации контрактов, заключаемых администрацией по результатам тендерных торгов;

§ организация таможенного (консигнационного) склада при муниципальном органе материально-технического обеспечения и эффективное использование этого склада совместно с таможенными органами;

§ оказание помощи предпринимательским структурам муниципального образования в области внешнеэкономической деятельности.

С предприятиями, поставляющими продукцию на экспорт, администрация города может прорабатывать зачетные схемы оплаты импортного оборудования и товаров в счет налоговых платежей в местный бюджет.

Еще одно из направлений внешних экономических связей ¾ создание совместных предприятий. Это позволяет муниципальному образованию привлечь инвестиции на создание или реконструкцию предприятия, а зарубежному инвестору ¾ получить выгодный заказ и долю в прибылях или часть производимой продукции. В ряде российских городов действуют представительства иностранных фирм.

1 Закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 8 октября. Статья 51.

2 Там же. Статья 32, пункт 1.

3 Глазатова М. К., Виленский А. В. Государственный и муниципальный заказ для малого бизнеса // Экономика и жизнь. 2001. № 4.

4 Муниципальное право России: Вопросы и ответы / Н. В. Постовой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2004.

Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

5 Там же.

6 Муниципальное право России: Вопросы и ответы / Н. В. Постовой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2004.

Муниципальный менеджмент: справочное пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. М.: ИНФРА-М, 2002.

Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.