Совместная деятельность по теме

Л. П. Фомичева, налоговый консультант Приказ Минфина России от 24.11.03 № 105н
«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету
«Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03″
Зарегистрирован Минюстом России 22.01.04 № 5457

В 2004 году российский бухучёт пополнился ещё одним положением. В конце января Минюст России зарегистрировал приказ Минфина России от 24.11.03 № 105н, которым утверждено новое ПБУ 20/03. Этим документом финансовое ведомство определило правила учёта и отражения в отчётности совместной деятельности. Речь идёт о деятельности нескольких организаций (предпринимателей), объединяющихся с целью получения прибыли в коллективные образования, не являющиеся юридическими лицами.

ПБУ 20/03 применяется с бухгалтерской отчетности за 2004 год. Это значит, что с 1 января 2004 года бухгалтерский учет совместной деятельности нужно вести по новым правилам. С выходом ПБУ 20/03 утратил силу другой приказ Минфина РФ от 24.12.98 № 68н, которым были утверждены указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества.

ПБУ 20/03 перекликается как по структуре, так и по содержанию с международным стандартом финансовой отчетности МСФО 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности». Применение ПБУ 20/03 должно обеспечить большую информативность и прозрачность отчетности участников совместной деятельности.

Новые правила учёта обязательны для всех коммерческих фирм, участвующих в совместной деятельности. Правила не регулируют деятельность кредитных организаций. Кроме того, случаи, когда ПБУ 20/03 не применяется, перечислены в пункте 2 этого документа. Это, во-первых, при создании новой организации или финансово-промышленной группы. Во-вторых, при внесении вкладов в уставный, складочный капитал другой фирмы или паевый фонд. Наконец, если даже фирмы заключат договор о совместной деятельности, но не с целью получения прибыли, то ПБУ 20/03 им применять не надо.

Новые формы совместной деятельности

ПБУ 20/03 под участием в совместной деятельности понимают значительно более широкий спектр операций, чем совместная деятельность в рамках договора простого товарищества, которая в Российской Федерации регламентируется главой 55 ГК РФ (ст. 1041-1054).

ПБУ 20/03 различает несколько форм совместной деятельности:

  • совместно осуществляемые операции;
  • совместно используемые активы;
  • совместно ведущаяся деятельность.

Первые две формы совместной деятельности не были выделены и регламентированы в приказе Минфина РФ № 68н. Регламентация таких операций в ГК так же отсутствуют. Но теперь для всех этих форм совместной деятельности предусмотрен свой порядок ведения бухгалтерского учета и отражения информации в финансовой отчетности. Рассмотрим каждый из них.

Совместно осуществляемые операции

Если каждый участник совместного процесса делает свой этап работы (услуги или производства), используя только свои основные средства, запасы и другие активы для достижения общей цели, — это считается совместно осуществляемой операцией.

Отдельный баланс по совместным операциям не ведется. Внося вклад в общую деятельность, участник продолжает учитывать его на балансе своей организации в качестве актива обособленно. Таким образом, как раньше в состав финансовых вложений вклад переводить не нужно.

Каждый участник совместной операции несет свои собственные расходы и обязательства, а также получает собственное финансирование, которое представляет собой его собственные обязательства. При этом работники участника по мере необходимости могут выполнять работы, направленные на достижение целей как в совместной деятельности, так и в основной деятельности своей организации. В результате совместного процесса получается итоговый товар, работа, услуга. Выручка от продаж и расходы, понесенные совместно, делятся между участниками по соглашению, по договоренности.

Каждый участник договора должен отразить в своем балансе обособленно свою часть расходов и обязательств, а также долю экономических выгод или дохода за отчетный период. Эта информация отражается в отчётности с учетом требований ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».

Организация, выполняющая последний, заключительный этап процесса, долю продукции других участников учитывает за балансом. Если по договору эта организация продает общую продукцию (работы, услуги), то доходы других участников по сделке она учитывает как обязательства по перечислению им этого дохода.

Итак, каждый участник совместной операции ведет учет своей собственной деятельности и отдельно (в аналитике) учет по своей части совместного процесса. В итоговой бухгалтерской отчетности показываются суммированные данные.

Пример 1 На рынке существует спрос на специализированные машины, оборудованные краном, бытовым отсеком, лабораторией связи, фургонами и др. Такие машины можно выпускать на шасси грузовых автомобилей фирмы «Соболь», произведя соответствующее дооборудование.

Фирма «Соболь» заключает договор совместной деятельности с фирмой «Новатор». По договору фирма «Соболь» производит шасси грузового автомобиля, а фирма «Новатор» осуществляет дооборудование машины по заказу покупателя и продает ему готовое изделие. Выручка от продажи специализированной машины по договоренности делится пропорционально затратам обоих фирм в ее создании.

За отчетный период в рамках совместной деятельности фирма «Соболь» использовала основные средства, первоначальная стоимость которых составляет 400 000 руб. По ним была начислена амортизация в сумме 20 000 руб. Зарплата с начислениями работников, участвовавших в совместной операции, составила 60 000 руб. Доля выручки от реализованной продукции составила 118 000 руб., в том числе НДС 18% — 18 000 руб.

Бухгалтерские операции по данному процессу фирма «Соболь» отражает на отдельных субсчетах к синтетическим счетам учета (для упрощения примера всем этим субсчетам присвоен номер 2). Взаиморасчеты по совместной деятельности учитываются на счёте 76 субсчет 3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам».

В учёте фирмы «Соболь» за отчётный период сделаны следующие записи:

Дебет 01-2 Кредит 01-1

— 400 000 руб. – отражены основные средства, участвующие в совместно осуществляемой операции;

Дебет 20-2 Кредит 02-2

— 20 000 руб. — начислена амортизация по основным средствам, использованным в совместной операции;

Дебет 20-2 Кредит 70-2, 69-1-2, 69-2-2, 69-3-2

— 60 000 руб. – начислена зарплата (с отчислениями) рабочим за работу, выполненную в совместной операции;

Дебет 76-3 Кредит 90-1-2

— 118 000 руб. – отражен доход, относящийся к совместной операции;

Дебет 90-3-2 Кредит 68-2

— 18 000 руб. – начислен к уплате в бюджет НДС по реализации, относящейся к совместной операции;

Дебет 90-2-2 Кредит 20-2

— 80 000 руб. (20 000 + 60 000) – списана фактическая себестоимость выполненных и сданных работ;

Дебет 90-9-2 Кредит 99

— 20 000 руб. (118 000 – 18 000 – 80 000) – отражена прибыль отчётного периода от участия в совместной операции.

Таким образом, фирма «Соболь» по общему процессу в совместной операции на конец отчётного периода имеет в аналитическом учёте следующие остатки по субсчетам:

Эти данные по субсчетам совместной деятельности должны построчно суммироваться с данными по основной деятельности и отражаться в балансе фирмы «Соболь».

Фирма «Новатор» выполняет заключительный этап совместного процесса. На своём балансе она отразит свою долю выручки от продажи переоборудованных автомобилей. А часть выручки, принадлежащую фирме «Соболь», она отразит в учёте как обязательство перед этой фирмой. В учёте при этом будет сделана следующая проводка:

Дебет 62-2 Кредит 76-3

— отражена задолженность фирме «Соболь» по результатам совместной операции.

Конец примера

Организация, выполняющая заключительный этап совместного процесса, по договору может передавать другим участникам долю готовой продукции. Эта часть продукции должна учитываться за балансом (по аналогии с товарно-материальными ценностями, принятыми на ответственное хранение).

В пояснительной записке к балансу каждый участник отражает информацию по совместному процессу как отчетный сегмент, с выделением информации:

  • об активах, используемых в совместном процессе,
  • о своей доле в доходах и расходах,
  • о принятых обязательствах, возникших непосредственно в связи с участием в таком процессе.
Совместно используемые активы

Совместно используемые активы – это имущество, находящиеся в общей долевой собственности участников договора

Долевая собственность предполагает, что имущество находится в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (п. 2 ст. 244 ГК РФ).

Распоряжение, владение и пользование имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом (ст. 246, 247 ГК РФ).

Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества. Эта часть должна быть соразмерна его доле. Если это невозможно, то участник долевой собственности вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (ст. 247 ГК РФ).

Что же касается иного общего имущества товарищей (не являющегося имуществом, находящимся в общей долевой собственности сторон), то его использование осуществляется также по их общему согласию.

Примером совместного использования активов является совместное строительство объекта недвижимости и дальнейшая совместная эксплуатация объекта с получением дохода от сдачи в аренду помещений. Собственники договариваются о распределении доходов и расходов между собственниками помещений.

Отдельный баланс в этом случае также не ведётся.

Каждый из участников договора контролирует долю доходов через свою долю в совместно используемых активах. Каждый может получить свою долю продукции, произведенную активами, и несет соответствующую часть расходов.

В этой ситуации бухгалтерский учет аналогичен предыдущей ситуации. Учёт доходов, расходов и обязательств в этом случае ведётся участником также обособленно. Переводить в финансовые вложения активы, вносимые в качестве вклада в совместную деятельность, не нужно (п. 10 ПБУ 20/03). Эти активы продолжают учитываться участником на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Тот участник, которому поручены расчеты с покупателями (заказчиками), доходы других участников отражает как обязательства перед ними.

Пример 2 Фирма «Альфа» и фирма «Омега» владеют совместно зданием. Доля фирмы «Альфа» в общей площади здания составляет 2/6, в фирмы «Омега» — 4/6.

Площади сдаются в аренду под офисы. Цена за 1 кв. м арендуемого помещения устанавливается различная, часть помещений временно может простаивать. Однако по договору доходы и расходы распределяются между участниками пропорционально долям собственности.

Допустим, что за отчетный период в целом по зданию был получен доход от аренды в размере 354 000 руб., в том числе НДС – 54 000 руб. Расходы по эксплуатации здания составили 59 000 руб., в том числе НДС (18%) – 9000 руб.

Стоимость совместно контролируемого здания отражается в составе основных средств у каждого участника соразмерно его доле в общей собственности (п. 6 ПБУ 6/01).

Аналогично примеру 1 каждый участник на своем балансе учтет свои расходы и доходы в соответствии с общим решением.

Конец примера

Договором может быть предусмотрен и такой вариант, когда один из участников совместной операции должен дополнительно признать часть совместных расходов. Тогда сумму таких расходов следует отразить записью:

Дебет 90-2-2 Кредит 76-3

— отражена часть общих расходов, направленных на получение дохода от совместно используемого актива.

Проблемы с возмещением «входного» НДС по этим расходам можно избежать при корректном оформлении документации. Тогда входной НДС по данным расходам, отраженный в бухгалтерском учёте по дебету счёта 19 в корреспонденции с кредитом счёта 76-3, будет принят к вычету.

В пояснительной записке к балансу каждый участник отражает в рамках отчетного сегмента о совместной деятельности:

  • свою долю в совместно используемых активах;
  • свою долю в общих понесенных расходах, полученных доходах и возникших обязательствах;

· любые принятые им обязательства и расходы, возникшие в связи с участием в договоре (к примеру, по финансированию своей доли активов).

Учёт совместной деятельности

Правила отражения в учёте операций от совместной деятельности регламентированы разделом IV ПБУ 20/03.

С выходом ПБУ 20/03 порядок ведения бухгалтерского учета при совместной деятельности в случае ведения обособленного баланса одним из участников не претерпел существенных изменений. Изменился только порядок оценки вклада в составе финансовых вложений у передающей стороны.

К сожалению, ПБУ 20/03 не дало ответа на следующий вопрос: можно ли и если да, то, каким образом отразить в учете внесение вклада товарищем профессиональными и иными знаниями, навыками и умением, а также деловой репутацией и деловыми связями. А ведь внесение таких вкладов предусмотрено статьей 1042 ГК РФ.

Рассмотрим как нужно вести бухгалтерский учет при совместной деятельности в ситуации, когда ведение бухгалтерского учета общего имущества поручено одному из участников – юридическому лицу и ведется отдельный баланс по совместной деятельности.

Учет у товарища на собственном балансе

Товарищ, внесший активы в качестве вклада по договору о совместной деятельности, отражает их в составе финансовых вложений. Причем активы отражаются товарищем по стоимости, по которой они отражены в его бухгалтерском балансе на дату вступления договора в силу (п. 13 ПБУ 20/03). К примеру, основные средства – по остаточной стоимости, а не по стоимости, которая определена в договоре простого товарищества. Это важное новое разъяснение, отличающееся от правил, установленных пунктами 3 и 15 ПБУ 19/02.

Наличие и движение вкладов в общее имущество по договору простого товарищества учитывается организацией — товарищем на счете 58 «Финансовые вложения», субсчет 4 «Вклады по договору простого товарищества». Внесение вкладов отражается бухгалтерской проводкой:

Дебет 58-4 Кредит 51, 01,07,10,41 и т.п.

Подтверждением имущественного вклада товарищей является авизо об оприходовании имущества участником, ведущим общие дела. Это может быть и первичный учетный документ о получении имущества (накладная, акт и т. п.). При внесении вклада деньгами таким документом является банковская выписка по расчетному счету.

Пример 3 Фирма «Круг» и фирма «Радиус» заключили договор о совместной деятельности, обособленный баланс поручено вести фирме «Радиус».

Фирма «Круг» внесла в качестве вклада оборудование, первоначальной стоимостью 100 000 руб., амортизационные отчисления по нему накоплены в сумме 20 000 руб., срок полезного использования был установлен 5 лет. Договорная стоимость (условная оценка вклада) оборудования была определена сторонами в 100 000 руб.

В бухгалтерском учете фирмы «Круг» в момент передачи оборудования в совместную деятельность делаются следующие записи:

Дебет 01-2 Кредит 01-1

— 100 000 руб. – отражена первоначальная стоимость основного средства, выбывающего в качестве вклада;

Дебет 02-2 Кредит 01-2

— 20 000 руб. – списана начисленная за время эксплуатации амортизация.

Дебет 58-4 Кредит 01-2

— 80 000 руб. (100 000 – 20 000) – учтена в качестве вклада в совместную деятельность остаточная стоимость выбывающего оборудования.

Конец примера

Напомним, что в соответствии с пунктом 15 ПБУ 19/02 первоначальной стоимостью финансовых вложений, внесенных в счет вклада организации-товарища по договору простого товарищества, признается их денежная оценка, согласованная товарищами в договоре простого товарищества. С учетом нового уточнения данной оценки в ПБУ 20/03 эту часть ПБУ 19/02 корректнее читать как учет, оценка вклада на обособленном балансе простого товарищества.

Учет результатов совместной деятельности

Каждый участник совместной деятельности включает причитающуюся ему долю дохода в операционные доходы. Так сказано в пункте 7 ПБУ 9/99 и в пункте 14 ПБУ 20/03.

При этом в учёте нужно сделать следующую запись:

Дебет 76-3 Кредит 91-1-2

— отражен доход от совместной деятельности.

Если в результате совместной деятельности была создана продукция или получены плоды и доходы, то они признаются общей долевой собственностью товарищей, и распределяются согласно договору.

Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов и кредиту счета 76, то есть отражаются такой проводкой:

Дебет 51 (08, 10, 41,43) Кредит 76-3

— получены активы в счёт дохода от совместной деятельности.

Уплата налога на прибыль осуществляется каждым участником простого товарищества самостоятельно.

Простое товарищество не является юридическим лицом, а, стало быть, и плательщиком налога на прибыль. Участник, ведущий обособленный баланс, сообщает о доле дохода другим участникам, используя только метод начисления.

Доход от совместной деятельности признается для целей налогообложения прибыли у участника в зависимости от метода, используемого им в своей деятельности.

Участник простого товарищества, определяющий доходы и расходы по методу начисления, признаёт доход от совместной деятельности во внереализационных доходах в последний день отчетного (налогового) периода (подп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Пример 4 Фирма «Май» и фирма «Октябрь» заключили договор простого товарищества. Вклад фирмы «Май» составил 70%, а фирмы «Октябрь» — 30%. По результатам совместной деятельности в I квартале 2004 года была получена прибыль в сумме 200 000 руб. Согласно договору прибыль (убыток), полученная товарищами в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости их вкладов в общее дело. Общие дела ведёт фирма «Октябрь». Обе организации признают доходы и расходы методом начисления.

На отдельном балансе в учете фирмы «Октябрь» 31 марта 2004 года должны быть сделаны следующие записи:

Дебет 90-9 Кредит 99

— 200 000 руб. — отражена прибыль, полученная от совместной деятельности;

Дебет 99 Кредит 84

— 200 000 руб. — отражена прибыль, подлежащая распределению между участниками договора.

Дебет 84 Кредит 75-2-1

— 140 000 руб. (200 000 руб. х 70%) – распределена прибыль от совместной деятельности в пользу фирмы «Май»;

Дебет 84 Кредит 75-2-2

— 60 000 руб. (200 000 руб. х 30%) – распределена прибыль от совместной деятельности в пользу фирмы «Октябрь»

Выплата вознаграждения отражена записями:

Дебет 75-2-1 Кредит 51

— 140 000 руб. – выплачено вознаграждение фирме «Май»;

Дебет 75-2-2 Кредит 51

— 60 000 руб. — выплачено вознаграждение фирме «Октябрь».

Конец примера

В декларации по налогу на прибыль за I квартал 2004 года фирма «Май» покажет в общей сумме внереализационных доходов вознаграждение в сумме 140 000 руб., а фирма «Октябрь» — 60 000 руб. Полученный доход облагается налогом на прибыль по ставке 24% в общей сумме прибыли, полученной участником от всех видов деятельности (п.1 ст.284 НК РФ).

Конец примера

Для участника простого товарищества, определяющего доходы и расходы кассовым методом, датой получения распределенного по договору простого товарищества дохода, признается дата фактического получения дохода. Если участнику простого товарищества причитаются денежные средства, то датой получения дохода будет являться день поступления денежных средств на его банковский счет или в кассу (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Полученный доход учитывается в составе внереализационных доходов (п. 9 ст. 250 НК РФ) в порядке, предусмотренном статьёй 278 НК РФ.

Пример 5 Фирма «Сервис» является участником договора простого товарищества, не ведущим общие дела. По итогам отчетного периода доля прибыли от совместной деятельности, причитающаяся фирме, составила 50 000 руб. Участник, ведущий общие дела, представил отчет фирме в установленный срок. Фирма реинвестировала в совместную деятельность 30 000 руб. в соответствии с дополнительным соглашением к договору простого товарищества. Остальная прибыль от совместной деятельности в размере 20 000 руб. перечислена ей на расчетный счет.

Если фирма «Сервис» учитывает доходы и расходы методом начисления, то для целей налогообложения прибыль, полученную по договору простого товарищества, она отразит в период получения отчета в размере 50 000 руб. Ведь внереализационные доходы признаются в целях налогообложения прибыли в последний день того отчетного (налогового) периода, к которому они относятся (подп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Если же фирма «Сервис» учитывает доходы и расходы кассовым методом, то для целей налогообложения прибыль, полученную по договору простого товарищества, она отразит на дату её фактического получения в размере 20 000 руб.

Конец примера

Получателем дохода от участия в простом товариществе может быть организация, применяющая «упрощенку». В этом случае она учитывает полученный доход по правилам статьи 278 НК РФ. В целях исчисления единого налога доходы «упрощенцев» учитываются кассовым методом. То есть датой получения дохода признаётся день поступления дохода от совместной деятельности на счёт в банке и (или) кассу, получения иного имущества (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы по совместной деятельности учитываются только теми участниками, которые выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

При ведении бухгалтерского учета в рамках совместной деятельности необходимо учитывать две особенности.

Первая особенность касается порядка начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам, внесенным участниками в качестве вклада в совместную деятельность. В рамках отдельного баланса этот порядок регулируется пунктом 18 ПБУ 20/03. Размер амортизации не зависит от сроков и способов начисления амортизации, которые ранее использовал товарищ до заключения договора о совместной деятельности. Другими словами при принятии объекта к учету устанавливается самостоятельный срок использования и способ амортизации. Такое правило действовало и до введения ПБУ 20/03.

Пример 6 Фирма «Контакт» вносит в качестве вклада в совместную деятельность станок. Денежная оценка станка в соответствии с условиями договора — 100 000 руб. Обособленный баланс ведет другая фирма.

В бухгалтерском учете фирмы «Контакт» станок числился в составе основных средств по балансовой стоимости 150 000 руб. Сумма начисленной к моменту передачи амортизации — 60 000 руб. Срок полезного использования — 10 лет. Амортизация по станку начислялась способом уменьшаемого остатка.

На обособленном балансе совместной деятельности станок принимается к учету на счете 01 по договорной стоимости, равной 100 000 руб. При этом в момент постановки на учет участник, ведущий общие дела, определяет срок полезного использования этого станка и выбирает метод начисления амортизации. Например, срок полезного использования станка — 4 года, способ начисления амортизации — линейный.

Конец примера

Вторая особенность связана с порядком отражения (учета) финансового результата в процессе осуществления совместной деятельности.

Согласно пункту 19 ПБУ 20/03 по окончании отчетного периода подлежит распределению полученный финансовый результат. Его распределение основано на договоре. На дату принятия решения о распределении прибыли (убытка) отражается кредиторская задолженность перед товарищами по перечислению им прибыли, либо дебиторская задолженность в сумме их доли непокрытого убытка, причитающегося к погашению.

Отметим, что обособленный баланс простого товарищества не является балансом юридического лица. Поэтому этот баланс не представляется товарищами ни в налоговые, ни в иные контролирующие органы.

Участник, ведущий общие дела, составляет ликвидационный баланс на дату окончания (прекращения) договора о совместной деятельности (п. 21 ПБУ 20/03). При этом причитающееся по итогам раздела имущество каждому товарищу учитывается как погашение его доли участия (вклада).

При возврате товарищам имущества, отличного от денежных средств, стоимость этого имущества списывается со счетов учета имущества непосредственно в дебет счета 80. При этом счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» не используются.

Погашение доли участия (вклада) каждого товарища отражается бухгалтерской проводкой по дебету счёта 80 «Вклады товарищей» и кредиту счетов учёта имущества.

Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности

Все участники договора о совместной деятельности в пояснительной записке в соответствии с правилами, установленными ПБУ 12/2000, раскрывают, как минимум, следующую информацию:

  • цель совместной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т.д.) и вклад в нее;
  • способ извлечения экономической выгоды или дохода (совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность);
  • классификация отчетного сегмента (операционный или географический);
  • стоимость активов и обязательств, относящихся к совместной деятельности;
  • суммы доходов, расходов, прибыли или убытка, относящихся к совместной деятельности.

Эта информация раскрывается дополнительно к той, о которой мы говорили в предыдущих разделах.

УДК 378. 147. 31-378. 147. 34

РО!: 10. 23951/2307-6127-2017-4-120-125

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМНЫЕ ТОЧКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Л. А. Никитина

Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул

Исследуются проблемы в методической организации совместной деятельности на уроке. С позиции педагогики совместной деятельности Г. Н. Прозументовой рассмотрены способы ее методической организации на уроке: поведенческо-, деятельностно, исследовательско-ориентированные. На основе анализа результатов опроса педагогов выявлены проблемные точки в организации совместной деятельности: отождествление форм учебного сотрудничества и совместной образовательной деятельности (неразличение предмета); сохранение педагогом позиции знающего учителя (исключение инициативы детей на уроке); функциональный подход к анализу результатов методической деятельности учителя на уроке со стороны администрации. Представлен опыт введения курса по выбору в методической подготовке будущего учителя, позволивший студентам открыть в практической деятельности способы методической организации совместной деятельности.

Ключевые слова: совместная деятельность, методическая деятельность, методическая организация урока, способы организации урока.

После введения ФГОС НОО уже пять выпусков младших школьников обучались по новым образовательным программам, где в качестве основных образовательных результатов стали выступать предметные, метапредметные, личностные . Основным методологическим подходом в его реализации, как известно, обозначен системно-деятельностный, предполагающий организацию совместной деятельности. Понимание совместной деятельности в работах психологов и педагогов различное. Так, по мнению Г. А. Цукерман, совместная деятельность -это фактор личностного развития ее участников, обеспечивающий их интеллектуальное развитие; именно в учебном сотрудничестве возрастает познавательная активность и объем усваиваемого материала, растет самокритичность ребенка, он приобретает социальные навыки . Г. Н. Прозументова определяет совместную деятельность как деятельность, в которой происходят актуализация, обогащение, расшифровка, исследование, истолкование, накопление и порождение личного опыта участников совместной деятельности .

Авторы рассматривают совместную деятельность с разных аспектов: в первом случае раскрывается психологический аспект, где совместная деятельность выступает прежде всего фактором развития ребенка, в частности интеллектуального. Г. Н. Прозументова указывает на педагогическую составляющую, в основе которой лежит определенный тип коммуникации, а именно: совместная деятельность — это деятельность по обмену идеями, построению чего-то нового, значимого для всех, обеспечивающая личностное развитие, а также приобретение личного опыта. Значимой в организации совместной деятельности становится позиция педагога, который создает условия для проявления у детей инициатив, позволяющих им быть не только участниками деятельности, но и влиять на нее. Основываясь на типах коммуникации в совместной деятельности, Г. Н. Прозументова обосновала разные модели педагогической деятельности по ее организации: авторитарную, лидерскую,

партнерскуюя, каждая из которых проявляет разное содержание образования и качество связей участников совместной деятельности, в том числе и позицию педагога. Авторитарная модель реализует нормативные связи участников, при которых педагог выступает в позиции руководителя, а дети в позиции исполнителей . Учитель реализует заранее запланированную схему урока, главным выступает формирование знаний, умений и навыков, мнения и инициатива детей остаются в стороне, они не важны. Лидерская модель совместной деятельности — это ценностные связи участников (педагог — лидер, ребенок — соисполнитель), которые реализуются через ситуации решения общих задач (проблем). «Культура лидерства — это культура формулирования проблем, культура совместного обсуждения способов их решения, их реализация в групповых формах взаимодействия, анализ эффективности индивидуальных и совместных действий» . В лидерской модели педагог является организатором постановки значимых не только для него, но и для детей целей, ценностей совместной деятельности, втягивает, вовлекает детей в образование совместной деятельности, в реализацию ее целей. Партнерская модель строится на личностных связях участников, когда педагог находится в двойственной позиции организатора-участника совместной деятельности. Такая модель совместной деятельности характеризуется тем, что педагог берет на себя функции посредника и занимает позицию партнера (одного из нас) в совместной деятельности, он вовлекает детей в образование совместной деятельности . В данной трактовке совместная деятельность — это деятельность, которая включает собственную деятельность, собственное поведение, собственные действия: свободные, пробные, инициативные, «действия, связанные с личным проявлением, решением проблем, осуществлением проектов, риском, ответственностью».

Особую значимость приобретает методическая организация педагогом совместной деятельности (СД) на уроке, который представляет собой не реализацию застывшей формы, заданной схемы, а «цепь ситуаций, которые меняются в процессе совместной деятельности» благодаря вовлеченности детей и готовности учителя «слышать» ребенка, учитывать его инициативы, создавать условия для их реализации (Г. Н. Прозументова). Организуя СД, учитель переключает свое внимание со структуры урока, сохранения его последовательности, схемы на само взаимодействие с детьми, исследуя условия организации этого взаимодействия при помощи методических средств. Использование методических средств на уроке с учетом задач вовлечения детей в совместную деятельность, позиции учителя и детей в организуемой деятельности, достижения образовательных результатов составляет содержание методической организации совместной деятельности на уроке.

Проведенное исследование показало, что в зависимости от выбранного учителем предмета деятельности и его позиции на уроке, использования исследования в выборе методических средств, участия детей в организуемой деятельности по-разному проявляется и способ методической организации совместной деятельности на уроке . Были установлены три способа методической организации урока (МОУ) совместной деятельности, каждый из которых проявлял модель педагогической деятельности:

Поведенческо-ориентированный способ МОУ характеризуется тем, что педагог ориентирован на передачу (трансляцию) знаний детям, для него значимым является их поведение, поэтому он организует работу в строгом соответствии с подготовленным конспектом урока, а методическая организация деятельности осуществляется педагогом на основе восстановления существующих схем методических приемов. Учитель не реагирует на инициативы детей, они ему «мешают» вести урок. Это обусловливает и результат организации урока — достижение поставленной учителем цели, полнота реализации задуманного плана, учебные (предметные) результаты детей. Учитель реализует авторитарную модель деятельности.

Деятельностно ориентированный способ МОУ проявляется в том, что учитель ставит задачу организации совместной деятельности с детьми на уроке и вовлекает их не только в постановку цели на уроке, но и строит вместе с ними процесс работы со знанием (открытие, построение действий по их использованию и т. д.); значимыми являются предложения детей, которые он инициирует. Поэтому у педагога появляется потребность исследования ситуаций СД на уроке и, как следствие, — менять, «переформатировать» методический прием, схему урока. Дети подталкивают учителя к преобразованию МОУ. Такой способ методической организации урока обусловливает формирование у детей личностных, метапред-метных результатов. Педагог реализует лидерскую модель в организации СД.

Исследовательско-ориентированный способ МОУ характеризуется тем, что педагог, ориентируясь на решение задач инновационного развития образования, на инициативы детей, ставит задачу организации совместного поискового действия. Поэтому педагог начинает выбирать и обосновывать методические средства в организации СД, преобразовывать методические приемы, ориентируясь на организуемую деятельность, занимать исследовательскую позицию. Такой способ МОУ обусловливает формирование у детей комплекса образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных). Педагог строит партнерскую модель педагогической деятельности, вовлекая детей в построение совместного поискового действия.

Урок в концепции педагогики совместной деятельности, как отмечает С. И. Поздеева, строится с учетом этапов организации образовательной деятельности: погружение в совместную деятельность, развертывание деятельности и рефлексия . На каждом этапе разворачивается построение коммуникации, которая меняется в зависимости от позиции педагога, умения методически организовывать ситуации СД, вовлекать детей в деятельность.

При обсуждении с учителями начальной школы в процессе их переподготовки в 2016 г. (в переподготовке на базе Института дополнительного образования Алтайского государственного педагогического университета приняли участие 15 учителей начальной школы Алтайского края, не имеющие образования по ппрофилю «начальное образование») проблем методической деятельности в сфере филологического образования было установлено, что в основном их интересуют вопросы, касающиеся предметной подготовки учащихся: как подготовить детей к изложению («не умеют передавать текст в собственной речи»), как научить грамотно писать («допускают много ошибок в проверочных работах»), как правильно обучать выразительному чтению («не читают выразительно»), какие эффективные методы и приемы использовать на уроках обучения грамоте («дети приходят читающие и нечитаю-щие») т. д. Педагоги видят проблемы в поиске и использовании «правильных» методических приемов, которые помогут повысить успеваемость детей, качество предметных результатов. Их позицию можно назвать «накопительной», смысл которой заключается в приобретении знаний о методических приемах обучения («чем больше знаю как, тем эффективнее результат»). Из 15 человек, участвовавших в опросе, только семь указали на затруднения в организации сотрудничества на уроках русского языка и литературного чтения («как организовывать групповую работу с детьми на уроках русского языка, литературного чтения»). На вопрос о том, как они организуют совместную деятельность, большая часть (11 человек) при этом указали на привлечение форм сотрудничества («работа в паре, работа в группе»), однако такую деятельность, по их мнению, можно «организовывать только на уроках обобщения или систематизации». Ответы учителей позволяют установить первую проблемную точку: они отождествляют учебную деятельность и совместную образовательную деятельность. Однако данные виды деятельностей имеют разные предметы: учебная — решение учебных задач, позволяющих расширить учебный опыт, приобрести новые знания, овладеть предметным действием, совместная — постановка и решение образовательных задач, направлен-

ных на приобретение личностного образовательного опыта посредством коммуникации . В связи с этим они видят совместную деятельность в организации различных форм учебного сотрудничества, при этом способы вовлечения детей вызывают затруднения.

Опрос учителей по методической организации совместной деятельности на уроке показал, что большая часть учителей (78 %) работают в поведенческо-ориентированном способе методической организации СД. Так, на этапе погружения в СД они восстанавливают знания детей с предыдущего урока, сами предъявляют тему и цель урока, ставят цель, предлагают план в достижении цели; на этапе развертывания СД — объясняют новый материал, используют информацию учебника (правила, сведения), сами формулируют вопросы к заданиям, разъясняя последовательность их выполнения, разъясняют операции вводимых алгоритмов, предлагают значительное количество тренировочных упражнений, контролируют качество выполнения задания; на этапе рефлексии — подводят итоги решения детьми цели урока, оценивают работу учеников на уроке (выставляют отметки), называют трудности детей, которые они заметили на уроке. При этом в качестве предпочитаемых действий (хотелось бы) почти все учителя (83 %) выбрали действия деятельностно ориентированного способа методической организации СД: создавать ситуации практического затруднения в процессе выхода на понимание темы урока, вовлекать детей в формулировку темы и цели урока, организовывать с детьми выход из ситуации затруднения, разрабатывать с детьми основания для анализа совместной деятельности на уроке. Осторожно (не хотелось бы) педагоги (54 %) рассматривают исследовательско-ориентированный способ методической организации СД: предлагать детям найти способ решения поставленной цели на основе анализа учебного материала (страницы учебника, дополнительного дидактического материала), высказать свои точки зрения и обосновать суждения, самостоятельно проектировать деятельность, сформулировать критерии и показатели в оценке достижения цели урока.

Как показал опрос, вторая проблемная точка в деятельности педагога по методической организации СД заключается в устоявшейся позиции «знающего» учителя, задача которого — использовать методические приемы, позволяющие передавать детям знания, вооружать их способами действий с полученными знаниями (алгоритмы), сохранять поведение. Педагоги боятся передать детям свои функции, инициировать их активность в деятельности, для них значимым остается механизм воздействия («рассказал, спросил, оценил, наметил» и т. д.). Для большинства педагогов важно сохранить позицию руководителя учебного процесса, где обучающиеся послушно выполняют его указания.

Обсуждение результатов опроса с учителями выявило другую проблемную точку: давление со стороны администрации на сохранение учителем требований к уроку как устоявшейся формы с четко обозначенными функциями учителя и детей (учитель организует, предлагает, спрашивает, оценивает, а дети — выполняют, отвечают…). Учителя отмечали, что они не могут допустить, чтобы дети влияли на ход урока, так как завуч фиксирует в своей карте в качестве оснований успешности урока количество выполненных упражнений, соответствие технологической карте авторов учебника, активность детей оценивается количеством поднятых рук на вопрос (задание) учителя. Такая ситуация обусловлена, скорее всего, функциональным подходом к организации образовательного процесса: завуч выполняет функцию контроля, а учитель исполняет, соблюдает требования к уроку. Организация совместной деятельности остается формальным действием, поскольку оценивается в основном качество соблюдения схемы урока без учета влияния детей на его ход.

Выявленные проблемные точки деятельности учителя в методической организации на уроке совместной деятельности свидетельствуют о том, что необходимо в методической подготовке будущих учителей перенести акцент на овладение ими разных способов МОУ СД. В связи с

этим по образовательной программе прикладного бакалавриата (профиль «начальное образование») был введен курс по выбору «Методическая организация совместной деятельности на уроке». Используя кейс-стади, феноменологические описания, просмотр и совместный анализ уроков у учителя, успешно вовлекающего детей в совместную деятельность, студенты:

— открыли в процессе обсуждения характеристики совместной образовательной деятельности (В чем проявляется совместность в деятельности? Какую позицию занимает учитель, дети? Какое действие формируется в совместной деятельности: закрытое, открытое, поисковое?);

— особое внимание уделили способам организации ситуаций совместной деятельности;

— учились различать модели педагогической деятельности учителя в организации СД и соотносить их со способами методической организации;

— проектировать различные типы уроков с точки зрения вовлечения детей в совместную деятельность (урок-задание, урок-проблематизация, урок-диалог) .

Введение курса позволило студентам открыть смысл совместной деятельности в построении с детьми коммуникации на уроке с помощью методических средств.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования . URL: http://standart. edu . ru .

2 . Цукерман Г . А . Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: автореф . дис . … д-ра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

психол . наук. М . , 1992 . 39 с .

3 . Цукерман Г . А . Виды общения в обучении . Томск: Пеленг, 1993. 268 с .

4 . Цукерман Г . А. Обучение ведет за собой развитие . Куда? // Вопросы образования . 2010 . № 1. С . 42-89.

5 . Прозументова Г . Н . Школа совместной деятельности . Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской

деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с .

6 . Прозументова Г . Н . Педагогика совместной деятельности: смысловые контексты и образовательная реальность //

Школа совместной деятельности: разработка образовательных программ в развивающейся школе . Томск: Дельтаплан, 2010 . Кн . 5 . С . 4-16 .

7 . Никитина Л .А. , Поздеева С .И .Педагогическое наследие Г .Н .Прозументовой как ориентир для науки и образовательной

практики // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2015 . № 4 (10) . С . 7-14 .

8 . Никитина Л . А . Становление исследовательской компетентности в методической подготовке студентов педагогического

вуза в условиях инновационного развития образования: автореф . дис …. д-ра пед. наук. Барнаул, 2014. 46 с .

9 . Поздеева С . И . Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое

обозрение (Pedagogical Review) . 2016 . № 3 (13) . С . 36-40.

10 . Плотникова Н . Н . Содержание и формы организации образовательной деятельности при изучении иностранного

языка в начальной школе: автореф . дис .. . . канд . пед . наук . Томск, 2015. 24 с .

Никитина Любовь Андреевна, доктор педагогических наук, доцент, Алтайский государственный педагогический университет (ул. Молодежная, 55, Барнаул, Россия, 656031). E-mail: nikitina.fnk@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 04.09.2017

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-120-125

L. A. Nikitina

Altai State Pedagogical University, Barnaul, Russian Federation

Key words: joint activity, methodical activity, methodical organization of the lesson, ways of organizing the lesson.

2 . Tsukerman G . A . Sovmestnaya uchebnaya deyatel’nost’ kak osnova formirovaniya umeniya uchit’sya. Avtoref. dis . dokt. psi-

3 . Tsukerman G . A. Vidy obshcheniya v obuchenii . Tomsk, Peleng Publ . , 1993. 268 p . (in

Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 . Tsukerman G . A . Obucheniye vedet za soboy razvitiye . Voprosy obrazovaniya — The Educa-

tional Studies Moscow, 2010, vol . 1, pp . 42-89 (in Russian) .

6 . Prozumentova G . N . Pedagogika sovmestnoy deyatel’nosti: smyslovyye konteksty i obrazovatel’naya real’nost’ . Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye — Pedagogical Review, 2016, vol . 3 (13), pp . 36-40 (in Russian)