Совет безопасности

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Толстых В.В.

Толстых Владимир Владимирович — кандидат военных наук, начальник лаборатории, научно-исследовательская лаборатория, Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье раскрываются нормативно-правовые основы деятельности Совета Безопасности Российской Федерации, его конституционно-правовой статус в рамках российского законодательства, анализируются мероприятия, рассмотренные Советом Безопасности Российской Федерации за последние 5 лет и рассматривается роль Совета Безопасности в системе обеспечения национальной безопасности России.

Ключевые слова: вызовы и угрозы безопасности, конституционный орган, межведомственная комиссия, национальная безопасность, национальные интересы, Совет Безопасности, стратегическое планирование.

Российская Федерация, как и любое другое государство, является сложным, многогранным, исторически развивающимся цивилизационным явлением. Возникнув на определенной ступени развития человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных и иных закономерностей, государство стало его основной организующей и управляющей системой.

В целях упорядочения отношений в обществе, управления общественными делами, процессами, разрешения различного рода конфликтов, поддержания правопорядка, стабильности и достижения определенных целей общества в государстве создаются различного рода институты (органы государства) -институт главы государства, институт конституционного контроля, институт судебной власти и др.

Данные институты образуют механизм (аппарат) государства и представляют собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов и учреждений, осуществляющих государственное управление обществом и защиту его основных интересов.

Основными элементами механизма государства являются государственные органы, являющиеся составными частями государственного механизма, создаваемые в установленном законом порядке, обладающие в соответствии с законом структурой, наделенные законом властными полномочиями (компетенцией) и органически взаимодействующие с другими частями механизма государства .

По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные (исполнительно-распорядительные) и судебные.

В особую группу выделяются органы надзора, контроля, силы обеспечения национальной безопасности, некоторые иные государственные органы. Таким особым государственным органом в России является и Совет Безопасности Российской Федерации.

Совет Безопасности Российской Федерации существует более двадцати пяти лет. Впервые в нашей стране образование такого органа, как Совет Безопасности, было предусмотрено Законом СССР от 26 декабря 1990 года № 1861-1 , внесшим изменения и дополнения в Конституцию (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик в связи с совершенствованием системы государственного управления.

На Совет Безопасности СССР была возложена разработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны,

поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правопорядка в обществе.

Таким образом, уже изначально в СССР Совет Безопасности являлся конституционным органом при Президенте государства, чьи решения носили рекомендательный характер.

В связи с этим нельзя не признать справедливым мнение бывшего первого заместителя Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации М.А. Митюкова о том, что именно Совет Безопасности СССР явился прообразом российского Совета Безопасности .

В соответствии с Законом РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР» и принятыми, в соответствии Законом РСФСР от 24 мая 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)», поправками в Основной закон страны было установлено, что Президент РСФСР возглавляет Совет Безопасности РСФСР .

19 июля 1991 года Президент РСФСР Б.Н. Ельцин подписал Указ № 9 «О Совете безопасности РСФСР», который не был официально опубликован, однако ряд положений изданного Указа были опубликованы в «Российской газете» 25 июля 1991 года. Так. В соответствии с данным Указом была сформирована комиссия при Президенте РСФСР по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета безопасности РСФСР.

5 марта 1992 года, в результате совместной работы комиссии при Президенте РСФСР по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР, комитетов Верховного Совета Российской Федерации по безопасности и по законодательству, был разработан и принят Закон Российской Федерации «О безопасности», где был определен статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности Российской Федерации, его основные задачи и формы деятельности.

3 июня 1992 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 547 «Об образовании Совета безопасности Российской Федерации» и утверждено Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, а также в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 266-рп «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета безопасности Российской Федерации» утверждена структура Аппарата Совета Безопасности, который в соответствии с Положением вошел в состав Администрации Президента.

В связи с принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации», Указом Президента от 24 декабря 1993 года № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» были признаны недействующими и не подлежащими применению многие законы и отдельные статьи законов — в том числе статьи Закона РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности», содержащие упоминание о полномочиях и устанавливающие принципы формирования состава Совета Безопасности. В результате определение состава Совета Безопасности, в том числе его постоянных членов с правом решающего голоса, полностью перешло в руки Президента и из органа, формируемого по должностному принципу из руководителей ветвей власти, Совет Безопасности превратился фактически в орган при Президенте.

В период с 1992 по 2011 год основным источником правового регулирования деятельности Совета Безопасности выступали специальные указы Президента Российской Федерации, такие как:

Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 1992 года № 747 «О порядке реализации решений Совета безопасности Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 1996 года № 1128 «Об утверждении Положения об аппарате Совета безопасности Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 2005 года № 182 «О совершенствовании деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2008 года № 1871 «Вопросы научного совета при Совете безопасности Российской Федерации».

Однако, в связи с подписанием 6 мая 2011 года Указа Президента Российской Федерации № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» многие правовые акты утратили силу.

В настоящее время конституционно-правовое положение Совета Безопасности Российской Федерации определяется пунктом «ж» статьи 83 Конституции Российской Федерации; Федеральными законами от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590 «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации», в соответствии с которыми утверждены положения о Совете Безопасности Российской Федерации, об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации», о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по военной безопасности, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам Содружества Независимых Государств, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по проблемам стратегического планирования, о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по экологической безопасности, о научном совете при Совете Безопасности Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 года № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации».

Кроме этого, различные аспекты деятельности Совета Безопасности регулируются Указами Президента Российской Федерации от 7 июня 2004 года № 726 «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, а также об изменении и признании утратившими силу отдельных актов Президента Российской Федерации», от 28 октября 2005 года № 1244 «О межведомственных комиссиях Совета Безопасности Российской Федерации», от 12 июня 2006 года № 601 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации», от 6 апреля 2004 года № 490 «Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации» и др.

В соответствии с действующей Конституцией, Президент Российской Федерации осуществляет ряд важных полномочий в сфере обеспечения безопасности страны -формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом.

Так как безопасность выступает одним из ключевых направлений деятельности государства, то главным предназначением Совета Безопасности Российской Федерации является обеспечение условий для реализации главой государства своих конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной

целостности, то есть полномочий, предусмотренных соответствующими статьями Конституции Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности.

Кроме этого, на основании Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Положения о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 590, организуется стратегическое планирование в области обеспечения национальной безопасности и осуществляется подготовка решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации национальной обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности, а также иные функции в сфере стратегического планирования в соответствии с решениями Президента Российской Федерации.

Учитывая тот факт, что Президент Российской Федерации является верховным главнокомандующим, то он определяет основные направления развития оборонной промышленности, повышение уровня безопасности и обороноспособности государства. Для принятия обоснованного и необходимого решения, которое позволит достичь желаемых практических результатов, у Президента Российской Федерации возникает необходимость привлечения к решению данного вопроса специалистов в области обороны и безопасности государства, из числа которых и формируется состав Совета Безопасности Российской Федерации. В настоящее время состав Совета Безопасности определяется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 года № 715 «Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями.

Поскольку большинство решений Совета Безопасности Российской Федерации оформляется протоколами заседаний Совета Безопасности или протоколами оперативных совещаний, которые юридической силы не имеют, то их практическая реализация осуществляется в виде изданий указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации.

Принятые решения Совета выступают в качестве квалифицированного коллегиального мнения специалистов в той или иной области, позволяющие Президенту Российской Федерации выбрать наиболее эффективное и целесообразное решение. Не случайно Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» указывает на то, что решения Совета выступают в качестве оснований для последующих действий главы государства и принятия им решений в пределах компетенции, определенной Конституцией Российской Федерации.

Вступившие в силу решения Совета Безопасности Российской Федерации обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

В целях подготовки решений Президента Российской Федерации по стратегическим направлениям социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации проводит с постоянными членами Совета Безопасности Российской Федерации и членами Совета Безопасности Российской Федерации совещания по стратегическому планированию.

Кроме того, в целях подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации, совещаний по стратегическому планированию, а также в целях рассмотрения отдельных проблем обеспечения национальной безопасности и совершенствования координации деятельности в данной области Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации проводит совместные с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах выездные совещания в субъектах Российской Федерации с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и иных должностных лиц.

Организационно-техническое обеспечение заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации осуществляется Администрацией Президента Российской Федерации, информационно-аналитическое обеспечение заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности Российской Федерации, а также организационно-техническое обеспечение деятельности научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации осуществляет аппарат Совета Безопасности Российской Федерации, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации осуществляют федеральные органы исполнительной власти, представители которых входят в состав этих комиссий, и аппарат Совета Безопасности Российской Федерации.

За последние 5 лет предметом рассмотрения Совета Безопасности Российской Федерации были вопросы, касающиеся практически всех областей обеспечения национальной безопасности страны. Так, под непосредственным руководством Совета Безопасности Российской Федерации разработаны Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, внесены изменения и дополнения в Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 390-Ф3 «О безопасности», Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и ряд других основополагающих документов, направленных на совершенствование системы обеспечения национальной безопасности и ее функционирования.

Так же, Советом Безопасности Российской Федерации были выработаны решения по экономическому обеспечению национальной безопасности, усилению роли России в обеспечении энергетической безопасности, технологической модернизации экономики и повышению ее конкурентоспособности, реализации программы импортозамещения, обеспечению экологической и продовольственной безопасности, улучшению демографической ситуации в стране, освоению континентального шельфа, совершенствованию системы государственного управления, контроля и надзора в недропользовании и ряд других.

Решениями Совета Безопасности Российской Федерации определены основные направления развития военной организации государства на среднесрочную перспективу, предусмотрены меры по формированию и эффективному функционированию мобильных, компактных, технически оснащенных Вооруженных Сил Российской Федерации, повышению социальной защищенности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Были одобрены основы военно-технической политики, иные концептуальные документы, определяющие политику в области

развития оборонно-промышленного и научно-технического комплексов, в стратегически важных видах деятельности — морской, авиационной, космической, информационной, а также по ключевым направлениям обороноспособности: ядерному сдерживанию, противоракетной и противовоздушной обороне, управлению войсками, радиоэлектронной борьбе и электронной компонентной базе.

На заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации рассмотрены первоочередные задачи в области военно-технического сотрудничества, выработан комплекс взаимоувязанных мероприятий по обеспечению защищенности населения страны и критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений.

Разработаны меры по защите национальных интересов Российской Федерации на государственной границе. Большое внимание уделялось таким вопросам, как противодействие экстремистским проявлениям, борьба с преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия, наркотических средств и психотропных веществ, противодействие транснациональным рискам и угрозам, выявление, предупреждение и ликвидация террористических угроз и конфликтных ситуаций, борьба с международным терроризмом и его проявлениями на территории Российской Федерации, противодействие финансированию терроризма. Это позволило скорректировать государственную политику в целях повышения эффективности борьбы с терроризмом, минимизации и ликвидации возможных последствий терактов. Создана единая система антитеррористической деятельности под руководством Национального антитеррористического комитета.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации организована работа по обеспечению безопасности функционирования критически важных объектов информационной инфраструктуры и развитию информационного общества, а также по конструктивному участию России в формировании системы международной информационной безопасности.

В области обеспечения международной безопасности одним из основных приоритетов была выработка внешней политики России в отношении государств-участников Содружества Независимых Государств, как в многостороннем, так и в двустороннем формате, большое внимание уделялось становлению и развитию Организации Договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического союза, как центров интеграции на постсоветском пространстве в военно-политической и экономической сферах. Образован и действует Комитет секретарей советов безопасности Организации Договора о коллективной безопасности.

Важную роль Совет Безопасности Российской Федерации сыграл в разработке мер по защите российских граждан и пресечению военной агрессии Грузии против Южной Осетии, а также по предотвращению подобного развития событий в отношении Абхазии в августе 2008 года. В результате принятых мер был восстановлен мир в этом регионе, ликвидирована угроза геноцида населения Южной Осетии и Абхазии, а сами они обрели суверенитет и стали полноценными субъектами международного права.

Большой вклад внес Совет Безопасности Российской Федерации в предотвращение в 2014 году развития конфликта на территории Крыма. В результате своевременно принятых мер, Республика Крым и город Севастополь стали полноценными субъектами Российской Федерации, в которых легитимно и успешно функционируют государственные и общественные институты, решаются задачи восстановления социальной сферы и экономики, обеспечения общественной безопасности и правопорядка. Существенную роль Совет Безопасности Российской Федерации играет в выработке мер по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины, оказанию гуманитарной помощи мирному населению Донбасса.

Совет Безопасности Российской Федерации разрабатывал предложения по урегулированию кризисных ситуаций в различных регионах мира, затрагивающих интересы России, по проблемам международных отношений. На его заседаниях рассматривались вопросы о перспективах отношений России с НАТО, нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, вырабатывались подходы по противодействию международному терроризму и тесно связанному с ним незаконному обороту наркотиков.

Зашита национальных интересов в международной сфере предполагает противодействие наиболее опасным вызовам безопасности всего мирового сообщества. Речь идет об опасности возобновления гонки вооружений на новом технологическом уровне, попытках разрушить существующие системы разоружения и контроля над вооружениями.

В настоящее время осуществляются прогнозирование и выработка мер по нейтрализации новых вызовов и угроз безопасности в условиях трансформации международной системы, некогда основанной на идее так называемого однополярного мира.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что Совет Безопасности Российской Федерации за прошедшие годы доказал свою значимость, внес существенный вклад в выработку стратегии развития России, создание условий для реализации функции Президента Российской Федерации по управлению государством, формированию внутренней и внешней политики, сохранению суверенитета и территориальной целостности страны, поддержанию социально-политической стабильности в обществе, защите прав и свобод граждан. Все это говорит о том, что та правовая основа деятельности, которая была заложена в начале 90-х годов, сегодня позволила Совету Безопасности Российской Федерации стать тем важным инструментом реализации долгосрочной стратегической линии развития страны и обеспечения ее национальных интересов в общей системе институтов национальной безопасности страны.

Список литературы

2. Закон СССР от 26 декабря 1990 г. № 1861 -I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 1. Ст. 3.

3. Митюков М.А. Правовой статус Совета Безопасности // Президент. Парламент. Правительство. 1997. № 4. С. 6.

4. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 г. № 1098-1 «О Президенте РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Заседание Совета Безопасности Российской Федерации

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсудим пути и перспективы развития военной организации России на предстоящее десятилетие – на период до 2030 года. Определим, какие задачи предстоит решить, чтобы надёжно гарантировать национальные интересы и безопасность России.

Военная организация – а это Вооружённые Силы, войска национальной гвардии, другие воинские формирования и органы, а также оборонно-промышленный комплекс страны – играет ключевую роль в обеспечении суверенитета России. И очень важно, чтобы все её составляющие поддерживались на должном уровне, действовали профессионально и слаженно.

Мы видим, что мир сталкивается с серьёзными вызовами и угрозами. Много факторов неопределённости. Стремительно развиваются технологии, в том числе и военные, а конкуренция, соперничество усиливаются, обретают новые формы. В разных регионах планеты не только тлеют очаги застарелых конфликтов, но и появляются новые. Ведущие страны активно совершенствуют наступательные вооружения. Добавлю, что так называемый «ракетно-ядерный клуб» по факту – и вы все это хорошо знаете – пополняется новыми членами. Серьёзную озабоченность вызывает и приближение военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, а также попытки милитаризации космоса.

Ощутимым ударом по системе контроля над вооружениями стал выход Соединённых Штатов Америки из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности под надуманным предлогом. Угроза распространения ракет этого класса в разных частях света ещё больше усилила напряжённость в мире.

В этих условиях нам важно адекватно и точно прогнозировать и анализировать возможные изменения международной ситуации и в соответствии с выводами развивать свой военный потенциал.

Отмечу, что за последние годы было немало сделано для качественного укрепления всех силовых структур. Во многом этому способствовало выполнение решений, принятых на заседании Совета Безопасности России 5 июля 2013 года.

Так, были обновлены Военная доктрина и ряд других документов стратегического планирования, которые определили, конкретизировали направления совместной деятельности силовых ведомств по обеспечению безопасности России, а также их задачи по участию в обороне страны.

Особо отмечу успешную реализацию Госпрограммы вооружения, которая позволила приступить к кардинальному техническому переоснащению военной организации. В армии и на флоте доля современного оружия и техники составляет уже более 68 процентов. При этом некоторые образцы по своим характеристикам опережают зарубежные аналоги на годы вперёд.

Серьёзным экзаменом на профессионализм стала для наших Вооружённых Сил и операция против террористических банд в Сирии. Хочу ещё раз подчеркнуть: личный состав Воздушно-космических сил, ВМФ, Сил специальных операций, военной полиции, других ведомств и служб в полном объёме справился с поставленными задачами, действовал мужественно, грамотно, профессионально, не допустил массового исхода с этой территории боевиков в нашу страну.

Масштабные, активные боевые действия, как известно, завершены, но полученный боевой опыт востребован сегодня в военном строительстве, используется и совершенствуется при проведении ежегодных учений и внезапных проверок.

Заметно выросли за последнее время и такие ключевые показатели развития военной организации, как качество материально-технического обеспечения и мобилизационная готовность. Укрепились системы территориальной обороны и подготовки военных специалистов.

В 2018 году созданы военно-политические органы, выполняющие важные задачи по патриотическому воспитанию личного состава и призывников.

И конечно, особое внимание уделялось оборонно-промышленному комплексу. Так, для более чёткого взаимодействия силовых ведомств и предприятий ОПК при реализации гособоронзаказа была образована Военно-промышленная комиссия.

В 2016–2017 годах за счёт бюджета досрочно погашены кредиты оборонных организаций, привлечённые для выполнения Госпрограммы вооружения. Появились новые финансовые механизмы, которые помогли повысить экономическую устойчивость предприятий ОПК и сохранить кадры.

Наша задача на ближайшее десятилетие – продолжить линию на укрепление и развитие военного, технического, кадрового потенциала военной организации страны. И в этой связи хотел бы обратить ваше внимание на несколько принципиальных моментов.

Первое: необходимо обеспечить сбалансированное развитие всех компонентов военной организации, прежде всего за счёт грамотного и рационального использования бюджетных средств и материально-технических ресурсов. Они у нас не такие уж и большие, если посмотреть и сравнить, сколько на эти цели выделяется другими ведущими государствами мира.

Второе: важно совершенствовать систему управления военной организацией. Эта система должна быть современной, надёжной, многофункциональной, обладать передовыми информационно-аналитическими комплексами, средствами связи и разведки. И, разумеется, при решении задач в области обороны и безопасности следует наладить чёткое взаимодействие между силовыми структурами и органами власти всех уровней.

Третье: в ближайшие годы доля современного оружия и техники в армии и на флоте, в других силовых структурах будет увеличиваться и должна быть доведена до 70 процентов и в дальнейшем стабильно поддерживаться на данном уровне.

Что это означает на практике, уважаемые коллеги? Что, несмотря на все бурные технологические изменения в мире, наши Вооружённые Силы должны быть оснащены по последнему слову науки и техники. И так, как нам удалось это сейчас – а это редкое явление и для нашей страны, и для мира в целом в новейшей истории: нам удалось фактически сделать шаг вперёд по сравнению с другими ведущими военными странами мира – конечно, нужно стремиться к тому, чтобы такое состояние сохранить и в будущем на важнейших направлениях развития.

При этом в стратегических ядерных силах, которые играют ключевую роль в сдерживании потенциального агрессора и сохранении баланса сил в мире, доля современного вооружения должна быть ещё выше.

Отмечу также, что в следующем году предстоит приступить к формированию Госпрограммы вооружения до 2033 года и, соответственно, программы развития оборонно-промышленного комплекса.

Основная задача нового периода – это наращивание качественных и количественных характеристик вооружения и техники. Речь идёт о современных и перспективных образцах высокоточного оружия и средств воздушно-космической обороны, активном применении технологий искусственного интеллекта при создании военной продукции. В том числе должна быть расширена линейка беспилотных разведывательных и ударных летательных аппаратов, лазерных и гиперзвуковых систем, оружия, основанного на новых физических принципах, а также роботизированных комплексов, способных выполнять разноплановые задачи на поле боя.

Четвёртое: организациям ОПК необходимо повысить уровень производственно-технологической готовности для разработки и серийного производства современного вооружения и техники. Мы должны подумать об этом заранее – так, как действовали на предыдущем этапе. Напомню, мы уделили значительное внимание и выделили значительные средства на первом шаге для переоборудования предприятий ОПК, чтобы они были способны выпускать современную технику. Нам это удалось сделать. Ни в коем случае нельзя допускать сбоев на следующих этапах работы.

Одновременно, как уже подчёркивал, важно расширять номенклатуру и объёмы выпускаемой гражданской продукции, в том числе в рамках выполнения национальных проектов.

Уважаемые коллеги!

Среди безусловных приоритетов развития военной организации – повышение престижа военной службы. Это напрямую связано с укреплением системы социальных гарантий военнослужащих и членов их семей.

Отмечу, что за последние два года денежное довольствие военнослужащих выросло на 8,3 процента, увеличился размер военных пенсий. Начиная с 2016 года в Вооружённых Силах, других войсках, воинских формированиях и органах более 42 тысяч военнослужащих получили постоянное жильё, почти 275 тысяч – служебное. Свыше 405 миллиардов рублей выделено на развитие накопительно-ипотечной системы для военнослужащих, в том числе в текущем, 2019 году – порядка 142 миллиардов.

Хочу подчеркнуть: такая работа, безусловно, должна продолжаться. Не должно быть сбоев, связанных с индексацией денежного довольствования. Достойные условия жизни и службы – важнейшее, определяющее направление развития всей военной организации государства.

Люди должны чувствовать, что, выполняя важнейшие , связанные с лишениями бытовыми, семейными лишениями, в условиях, связанных с повышенным риском и часто с угрозой для жизни, – выполняя эти задачи, люди должны понимать и чувствовать заботу со стороны Родины, заботу со стороны органов власти, заботу со стороны государства, ради которого они служат.

Давайте приступим к обсуждению.

Сюда перенаправляются «Совбез» и «СБ ООН». Для использования в других целях, см Совет Безопасности (значения) и UNSC (значения) .

Организация Объединенных Наций
Совет Безопасности

  • Арабский :

    مجلس الأمن للأمم المتحدة

    Китайский :

    联合国 安全理事会

    Французский :

    Conseil de sécurité des Nations Unies

    Русский :

    Совет Безопасности Организации Объединенных Наций

    Испанский :

    Consejo de Seguridad de las Naciones Unidas

Зал Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке

Сокращенное название

СБ ООН

Формирование

1945 г.

Тип

Главный орган

Правовой статус

Активный

Членство

  • 15 стран
  • Постоянные члены
  • Китай
  • Франция
  • Россия
  • объединенное Королевство
  • Соединенные Штаты
  • Непостоянные члены
  • Бельгия
  • Доминиканская Респблика
  • Эстония
  • Германия
  • Индонезия
  • Нигер
  • Святой Винсент и Гренадины
  • Южная Африка
  • Тунис
  • Вьетнам

Интернет сайт

www .un .org / securitycouncil /

Система ООН

Основные органы

Секретариат ООН

Генеральная Ассамблея ООН

Международный суд

Совет Безопасности ООН

Экономический и Социальный Совет ООН

Совет по опеке ООН

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций ( СБ ООН ) является одним из шести главных органов Организации Объединенных Наций (ООН), поручено обеспечить международный мир и безопасность , рекомендаций о приеме новых членов ООН на Генеральную Ассамблею , и утверждении каких — либо изменения в ООН Устав . В его полномочия входит организация операций по поддержанию мира, введение международных санкций и санкционирование военных действий . СБ ООН — единственный орган ООН, имеющий право принимать обязательные для исполнения резолюции по государствам-членам.

Как и ООН в целом, Совет Безопасности был создан после Второй мировой войны для рассмотрения неудач Лиги Наций в поддержании мира во всем мире . Свою первую сессию он провел 17 января 1946 года, и в последующие десятилетия был в значительной степени парализован холодной войной между Соединенными Штатами и Советским Союзом и их союзниками. Тем не менее, он санкционировал военное вмешательство в Корейскую войну и кризис в Конго, а также миротворческие миссии в условиях Суэцкого кризиса , Кипра и Западной Новой Гвинеи . С распадом Советского Союза , ООН по поддержанию мира усилия резко возросли масштабы, с Советом Безопасности санкционирования крупных военных и миротворческих миссий в Кувейте , Намибии , Камбодже , Боснии и Герцеговине , Руанде , Сомали , Судане и Демократической Республике Конго .

Совет Безопасности состоит из пятнадцати членов , пять из которых являются постоянными : Китай , Франция , Россия , Великобритания и Соединенные Штаты Америки . Это были великие державы или их государства-преемники, победившие во Второй мировой войне . Постоянные члены могут наложить вето на любую резолюцию по существу, в том числе на принятие новых государств-членов или кандидатов на пост Генерального секретаря . Остальные десять членов избираются на региональной основе сроком на два года. Организма Президентство вращается ежемесячно среди своих членов.

Решения Совета Безопасности обычно выполняются миротворцами ООН , вооруженными силами, добровольно предоставляемыми государствами-членами и финансируемыми независимо от основного бюджета ООН. По состоянию на март 2019 года насчитывается тринадцать миротворческих миссий с участием более 81000 сотрудников из 121 страны с общим бюджетом почти 6,7 миллиарда долларов.

ПОЛОЖЕНИЕ
О СОВЕТЕ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 2020 г. N 175)

1. Совет Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности) является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — национальная безопасность), организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

2. Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение.

3. Задачами Совета Безопасности являются:

а) обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;

б) формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;

в) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

г) подготовка Президенту Российской Федерации предложений:
о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;
о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;
о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;
об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;

д) формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;

е) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

ж) оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

4. Функциями Совета Безопасности являются: а) рассмотрение вопросов обеспечения национальной безопасности, организации обороны, в том числе строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, планирования их применения, вопросов оборонного производства, мобилизационной подготовки, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

б) проведение стратегической оценки на основе анализа информации:
о ходе реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;
о социально-политической и об экономической ситуации в стране;
о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
о состоянии правопорядка и законности в стране, об эффективности принимаемых мер по противодействию терроризму и экстремизму;
о военной опасности и военной угрозе;
о разработке, производстве и внедрении современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения национальной безопасности;
о ходе реализации государственной антинаркотической политики;
о состоянии военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, а также международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
о состоянии информационной безопасности Российской Федерации и о развитии информационного общества в Российской Федерации;
о деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
о координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;

в) разработка и уточнение критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

г) осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, в том числе:
оценка эффективности работы по реализации документов стратегического планирования;
корректировка документов стратегического планирования и стратегических национальных приоритетов;
координация деятельности по разработке в федеральных округах документов стратегического планирования;

д) участие в реализации основных направлений государственной внешней и военной политики, государственной политики в области оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

е) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;

ж) подготовка проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, организации обороны и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

з) организация разработки федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

и) организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны и национальной безопасности, а также на осуществление правоохранительной деятельности;

к) рассмотрение ежегодного доклада Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;

л) рассмотрение ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации;

м) рассмотрение ежегодных докладов о результатах и основных направлениях деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

н) организация научных исследований по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности.

5. Президент Российской Федерации может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Совет Безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации.

7. В состав Совета Безопасности входят:

а) Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Председатель Совета Безопасности), которым по должности является Президент Российской Федерации;

б) Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Заместитель Председателя Совета Безопасности);

в) Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Секретарь Совета Безопасности);

г) постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.

8. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности. Заместитель Председателя Совета Безопасности и Секретарь Совета Безопасности входят в число постоянных членов Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности включаются в состав Совета Безопасности и исключаются из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

9. Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Безопасности.

10. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

По решению Председателя Совета Безопасности могут проводиться совместные заседания Совета Безопасности и совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации.

11. Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности, как правило, один раз в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета Безопасности.

Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности.

12. Повестка дня заседаний Совета Безопасности, порядок их организации и проведения определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Организацию подготовки заседаний Совета Безопасности и проектов его решений осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности обязательно.

Делегирование постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается.

В зависимости от содержания рассматриваемых вопросов к участию в заседаниях Совета Безопасности могут привлекаться другие лица.

13. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от общего числа присутствующих постоянных членов Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.

Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.

14. В целях обсуждения текущих вопросов обеспечения национальной безопасности, требующих принятия управленческих решений, Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания Совета Безопасности, как правило, один раз в неделю.

Оперативные совещания Совета Безопасности проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности.

Повестка дня оперативных совещаний Совета Безопасности и состав участников определяются Председателем Совета Безопасности по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Организацию подготовки оперативных совещаний Совета Безопасности и проектов его решений осуществляет Секретарь Совета Безопасности.

15. Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности или протоколами оперативных совещаний Совета Безопасности и вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.

В целях реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

16. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.

17. Информационно-аналитическое обеспечение подготовки заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

Организационно-техническое обеспечение заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности осуществляет Управление протокола Президента Российской Федерации.

18. В целях подготовки решений Президента Российской Федерации по стратегическим направлениям обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации проводятся совещания по стратегическому планированию с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности.

Совещания по стратегическому планированию проводятся в соответствии с планами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности.

Повестка дня и состав участников совещаний по стратегическому планированию определяются Председателем Совета Безопасности.

Решения, принятые на совещаниях по стратегическому планированию, оформляются протоколами, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности. В целях реализации решений, принятых на таких совещаниях, могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.

19. Заместитель Председателя Совета Безопасности осуществляет координацию деятельности постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности при решении возложенных на Совет Безопасности задач.

Заместитель Председателя Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Заместитель Председателя Совета Безопасности подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации.

Заместитель Председателя Совета Безопасности организует взаимодействие Совета Безопасности с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, органами государственной власти иностранных государств и международными организациями.

20. Заместитель Председателя Совета Безопасности осуществляет руководство деятельностью помощников Заместителя Председателя Совета Безопасности и секретариата Заместителя Председателя Совета Безопасности.

Руководитель секретариата Заместителя Председателя Совета Безопасности и помощники Заместителя Председателя Совета Безопасности назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Заместителя Председателя Совета Безопасности.

21. Заместитель Председателя Совета Безопасности распределяет должностные обязанности между руководителем секретариата Заместителя Председателя Совета Безопасности и помощниками Заместителя Председателя Совета Безопасности, а также вносит Руководителю Администрации Президента Российской Федерации (заместителю Руководителя Администрации Президента Российской Федерации) представления по кандидатурам для назначения на должность работников секретариата Заместителя Председателя Совета Безопасности, а также предложения об освобождении их от должности.

22. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Заместителя Председателя Совета Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

23. Заместитель Председателя Совета Безопасности:

а) информирует Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности;

б) вносит Председателю Совета Безопасности предложения по координации деятельности постоянных членов Совета Безопасности и членов Совета Безопасности при решении возложенных на Совет Безопасности задач;

в) согласовывает представляемые Президенту Российской Федерации:
ежегодный доклад о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению;
проекты положений о Совете Безопасности и об аппарате Совета Безопасности;

г) в соответствии с поручениями и указаниями Президента Российской Федерации:
проводит рабочие совещания с постоянными членами Совета Безопасности, членами Совета Безопасности, иными представителями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, а также выездные совещания;
проводит совещания по стратегическому планированию с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности;
участвует в подготовке федеральных (государственных) целевых программ и иных документов в области обеспечения национальной безопасности;
представляет Совет Безопасности во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;
выступает с разъяснениями принятых Советом Безопасности решений;

д) представляет Совету Безопасности предложения по совершенствованию организации взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений в области обеспечения национальной безопасности;

е) участвует в рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также в подготовке проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности в соответствии с его полномочиями;

ж) осуществляет по решению Президента Российской Федерации контроль за исполнением его указаний и поручений в сфере обеспечения национальной безопасности;

з) участвует в выработке и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации;

и) участвует в формировании государственной кадровой политики, политики в области государственной службы в интересах обеспечения национальной безопасности;

к) участвует в заседаниях коллегий, военных советов, в совещаниях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов при рассмотрении ими вопросов обеспечения национальной безопасности;

л) запрашивает и получает в установленном порядке от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, от организаций и должностных лиц материалы, необходимые для осуществления своих полномочий;

м) образовывает в пределах своих полномочий постоянные и временные межведомственные рабочие группы;

н) вносит предложения о заключении от имени Администрации Президента Российской Федерации договоров с научно-исследовательскими организациями, учеными и специалистами на осуществление работ в интересах Совета Безопасности;

о) издает распоряжения и дает поручения в пределах своих полномочий, а также осуществляет контроль за их исполнением;

п) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Председателем Совета Безопасности.

24. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.

Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации.

Секретарь Совета Безопасности организует работу Совета Безопасности и руководит аппаратом Совета Безопасности.

25. Секретарь Совета Безопасности:

а) информирует Президента Российской Федерации о состоянии национальной безопасности;

б) организует подготовку в соответствии с задачами и функциями аппарата Совета Безопасности документов, материалов и предложений по вопросам деятельности Совета Безопасности и представляет их Председателю Совета Безопасности;

в) представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению, согласованный с Заместителем Председателя Совета Безопасности;

г) организует деятельность рабочих органов Совета Безопасности — межведомственных комиссий Совета Безопасности, временных межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее — научный совет при Совете Безопасности);

д) в целях подготовки заседаний Совета Безопасности и оперативных совещаний Совета Безопасности проводит рабочие совещания с постоянными членами Совета Безопасности, членами Совета Безопасности, иными представителями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов

Российской Федерации, иных государственных органов, а также по поручению Президента Российской Федерации выездные совещания;

е) координирует работу федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по подготовке материалов к заседаниям и оперативным совещаниям Совета Безопасности;

ж) осуществляет контроль за исполнением решений Совета Безопасности, а также контроль деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе с привлечением государственных контрольных и надзорных органов;

з) организует работу по осуществлению стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, по разработке и уточнению стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны, стратегических национальных приоритетов, при необходимости проводит совещания по стратегическому планированию с постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности, а также с иными должностными лицами;

и) участвует в выработке и реализации внешнеполитического курса Российской Федерации;

к) проводит по поручению Президента Российской Федерации мероприятия, направленные на укрепление международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

л) представляет Совету Безопасности предложения по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи с чрезвычайными ситуациями;

м) координирует проведение научно-исследовательских работ, подготовку федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности, а также работу по осуществлению контроля за их реализацией, привлекает для выполнения отдельных работ ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

н) организует рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Совета Безопасности;

о) организует подготовку проектов указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности и представляет такие проекты Президенту Российской Федерации;

п) участвует в формировании государственной кадровой политики, политики в области государственной службы в интересах обеспечения национальной безопасности;

р) участвует в заседаниях коллегий, военных советов, в совещаниях федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов при рассмотрении ими вопросов обеспечения национальной безопасности;

с) организует проведение экспертизы документов стратегического планирования, проектов решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, а также подготовку соответствующих заключений для рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности;

т) запрашивает и получает в установленном порядке от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, от организаций и должностных лиц материалы, необходимые для осуществления деятельности Совета Безопасности и аппарата Совета Безопасности;

у) выступает с разъяснениями принятых Советом Безопасности решений;

ф) представляет Президенту Российской Федерации:
проект положения о Совете Безопасности, согласованный с Заместителем Председателя Совета Безопасности;
проект положения об аппарате Совета Безопасности, согласованный с Руководителем Администрации Президента Российской Федерации и Заместителем Председателя Совета Безопасности;

х) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Председателем Совета Безопасности.

26. Совет Безопасности в соответствии со своими задачами и функциями образует рабочие органы — межведомственные комиссии Совета Безопасности, временные межведомственные комиссии Совета Безопасности и научный совет при Совете Безопасности Российской Федерации.

27. Межведомственные комиссии Совета Безопасности могут создаваться по функциональному или региональному признаку.

Координацию деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности осуществляет Заместитель Председателя Совета Безопасности или Секретарь Совета Безопасности в соответствии с решениями Председателя Совета Безопасности.

28. Президент Российской Федерации по представлению Заместителя Председателя Совета Безопасности или Секретаря Совета Безопасности создает и упраздняет межведомственные комиссии Совета Безопасности, а также утверждает положения об указанных комиссиях и их состав по должностям.

Заместитель Председателя Совета Безопасности или Секретарь Совета Безопасности, осуществляющие координацию деятельности соответствующих межведомственных комиссий, утверждают их персональный состав, планы работы и протоколы заседаний.

29. Межведомственные комиссии Совета Безопасности осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности и исполнению решений Совета Безопасности.

30. Заседания межведомственных комиссий Совета Безопасности проводятся в соответствии с планами, как правило согласованными по тематике с планами заседаний и оперативных совещаний Совета Безопасности, совещаний по стратегическому планированию, а также иных мероприятий, проводимых в рамках деятельности Совета Безопасности.

31. Решения межведомственных комиссий Совета Безопасности направляются в соответствующие органы и организации для рассмотрения с последующим уведомлением межведомственных комиссий Совета Безопасности о результатах рассмотрения и при необходимости о принятых мерах.

32. Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности межведомственных комиссий Совета Безопасности осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях.

33. Временные межведомственные комиссии Совета Безопасности могут образовываться для подготовки предложений по отдельным вопросам обеспечения национальной безопасности.

Положения о временных межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации.

Информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности временных межведомственных комиссий Совета Безопасности осуществляется в соответствии с положениями об этих комиссиях.

34. Научный совет при Совете Безопасности осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и его рабочих органов.

Решения научного совета при Совете Безопасности носят рекомендательный характер.

Положение о научном совете при Совете Безопасности и его персональный состав утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Организационно-техническое и документационное обеспечение деятельности научного совета при Совете Безопасности осуществляет аппарат Совета Безопасности.

35. Совет Безопасности на регулярной основе издает информационный сборник о своей деятельности.

36. Деятельность Совета Безопасности обеспечивается Администрацией Президента Российской Федерации, а по вопросам, отнесенным настоящим Положением к его ведению, — аппаратом Совета Безопасности.