СОУТ за счет ФСС

ФСС компенсирует затраты на охрану труда

Согласно Трудовому кодексу работодатель обязан обеспечивать охрану труда на предприятии, однако конкретный комплекс мер зависит от специфики производства. Выполняя свои обязательства, страхователи несут весьма существенные затраты, поэтому ФСС пошел им навстречу, частично компенсируя некоторые из их расходов на охрану труда.

Одно из основных препятствий при реализации прав работников на безопасные условия труда — недостаточное финансирование. Такие мероприятия, как аттестация рабочих мест или санаторно-курортное лечение работников, очень дороги, но проводить их необходимо. Строительные компании могут выделить на это лишь ограниченные средства, потому в рамках государственной политики, направленной на повышение заинтересованности предпринимателей в создании безопасных условий труда, некоторые мероприятия финансируются за счет ФСС.

Как известно, каждая компания ежемесячно отчисляет страховые взносы в ФСС, который осуществляет страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве. В течение календарного года эти взносы накапливаются на карточке организации, а по окончании года ФСС дает право любым организациям вернуть 20% страховых взносов, уплаченных в предшествующем году. Потратить данные средства можно на реализацию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Главное условие участия в этой программе — отсутствие задолженности по уплате страховых взносов.

Подобное финансирование осуществляется с 2001 г. в соответствии с ежегодно принимаемым федеральным законом о бюджете ФСС и утверждаемым Минздравсоцразвития перечнем мероприятий, на которые застрахованным лицам могут выделяться денежные средства. За 10 лет на превентивные меры по охране труда работников было направлено более 20 млрд руб. Эти средства использовали почти 20 тыс. страхователей.

Как использовать средства?

С каждым годом все больше и больше организаций вовлекаются в процесс финансирования охраны труда за счет средств ФСС. Выгода компаний очевидна. К примеру, строительство зданий и сооружений в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 <1> относится к восьмому классу риска.

Методические рекомендации по обращению за финансированием предупредительных мер

Тариф взносов "по травме" установлен в размере 0,9% фонда оплаты труда. Следовательно, если фонд заработной платы в месяц составляет 1 млн руб., то страховой тариф будет равен 9 тыс. руб. в месяц и 108 тыс. руб. в год. ФСС может вернуть строительной компании 20% перечисленных средств, то есть 21 600 руб.

<1> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

В 2011 г. финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников, а также санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, осуществляется на основании п. 7 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и в соответствии с Правилами <2>, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 11.02.2011 N 101н. Аналогичные нормативные акты будут утверждены для определения условий финансирования в 2012 г.

<2> Правила финансового обеспечения в 2011 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

Строительные компании могут использовать 20% "своих" взносов в ФСС в следующих целях:

V проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
———————————————————————
V реализация мероприятий по приведению уровней запыленности и
загазованности воздуха, шума и вибрации и излучений на рабочих местах
в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны
труда;
———————————————————————
V обучение по охране труда следующих категорий работников:
— руководителей организаций малого предпринимательства;
— работников организаций малого предпринимательства (численностью до
50 человек), на которых возложены обязанности специалиста по охране
труда;
— руководителей и специалистов служб охраны труда;
— членов комитетов (комиссий) по охране труда;
— уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных
союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
———————————————————————
V приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или)
опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых
температурных условиях или связанных с загрязнением, средств
индивидуальной защиты (СИЗ), а также смывающих и (или)
обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами бесплатной
выдачи СИЗ или предложениями по улучшению обеспеченности СИЗ,
указанными в протоколе оценки обеспеченности работников СИЗ на
рабочем месте, оформленном по результатам аттестации рабочих мест по
условиям труда (Приложение N 5 к Порядку проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда, утвержденному Приказом
Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее — Приказ
N 342н));
———————————————————————
V санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными
и (или) опасными производственными факторами;
———————————————————————
V проведение обязательных периодических медицинских осмотров
(обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или)
опасными производственными факторами;
———————————————————————
V обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием (в
соответствии с Перечнем производств, профессий и должностей, работа в
которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического
питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным
Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 46н).

Страхователь имеет право выбрать любое (или несколько) из перечисленных направлений. Единственное ограничение — расходы на проведение мероприятий не должны превышать максимальную сумму компенсации.

Пример. Строительная компания "Строй-Актив" согласовала с ФСС план финансирования предупредительных мер на 2011 г., в котором предусмотрена закупка СИЗ для монтажников. В среднем получается 2500 руб. на человека.

В 2010 г. "Строй-Актив" перечислила в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев в размере 92 тыс. руб. В 2011 г. фирма может израсходовать на финансирование предупредительных мер: 92 000 руб. x 20% = 18 400 руб.

За счет средств ФСС компания может закупить СИЗ семи рабочим-монтажникам: 2500 руб. x 7 чел. = 17 500 руб.

Запланированные расходы на предупредительные мероприятия меньше суммы, возвращаемой ФСС. Поэтому "Строй-Актив" может полностью покрыть свои расходы на покупку СИЗ.

Условия возврата денег

Чтобы вернуть часть средств, перечисленных в ФСС, и направить их на улучшение условий труда и оздоровительные мероприятия, компании нужно до 1 августа календарного года обратиться с заявлением о финансировании предупредительных мер в исполнительный орган ФСС по месту регистрации. Обратите внимание, что для оперативного доведения до работодателей информации ФСС ежегодно (в июне — июле) выпускает разъяснительные письма, в которых подробно описывает порядок и сроки подачи работодателями документов на финансирование, а также правила их заполнения.

К заявлению прилагаются:

  • план финансового обеспечения в текущем календарном году предупредительных мер установленной формы, составленный с учетом коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников) и плана мероприятий по улучшению условий труда в организации, разработанного по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, с указанием суммы финансирования;
  • копия плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда (Приложение N 8 к Порядку, утвержденному Приказом N 342н);
  • документы (копии документов, заверенные печатью работодателя), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер.

Документы рассматриваются в ФСС в течение 10 рабочих дней, после чего принимается решение об объеме финансирования (или об отказе в нем), которое в трехдневный срок с момента его принятия направляется страхователю. Отказ в финансовом обеспечении возможен в том случае, если у компании имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени или штрафы, не погашенные на день подачи заявления, либо если представленные документы содержат недостоверную информацию.

"Подводные камни" предоставления финансирования

Аттестация рабочих мест по условиям труда — основная мера, позволяющая оценить данные условия. По результатам именно этой процедуры составляются планы мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными требованиями. Потому проведение данной аттестации является гарантией того, что сотрудники ФСС примут документы к рассмотрению. Нигде не указано, сколько именно рабочих мест должно быть аттестовано на момент обращения (все или несколько), но работа в этом направлении должна быть уже начата. Компании, которые еще не прошли аттестацию, могут рассчитывать только на финансирование уже состоявшихся мероприятий, в отличие от страхователей, ранее проводивших аттестацию и имеющих право претендовать на финансирование текущих мероприятий.

Встречаются ситуации, когда договор на проведение каких-либо мероприятий по охране труда заключается в текущем году, а работы проводятся в следующем. В частности, аттестация рабочих мест длится, как правило, несколько лет. Если договор был заключен, скажем, в 2010 г., а сама процедура прошла в 2011 г., считается, что аттестация осуществлялась в течение двух лет, и ФСС не будет компенсировать такие расходы. Чтобы вернуть потраченные деньги, нужно поступить следующим образом: заключить договор с аттестующей организацией на несколько лет и проводить процедуру частями по дополнительному соглашению, которое регламентирует объем работ на каждый год.

Приведем в пример еще один распространенный случай. Компания выбирает в качестве цели финансирования закупку СИЗ. Обеспечение такими средствами осуществляется в соответствии с типовыми отраслевыми нормами, потому в прилагаемом комплекте документов необходимо указать, согласно каким требованиям нужно приобрести именно эти средства.

Однако часто бывает так, что работодатель совместно с профсоюзным или иным органом, уполномоченным трудовым коллективом, принимает решение об увеличении выдачи СИЗ или замене предусмотренного нормами средства на более современное. Ничего противозаконного в этом нет, напротив, компания улучшает условия труда работников сверх норм, установленных законодателем. Но в данном случае ФСС потребует представить принятые организацией документы, регламентирующие обеспечение сотрудников такими средствами. Выдаваемые работникам СИЗ должны быть не только в достаточном количестве, но и надлежащего качества, поэтому к комплекту документов следует приложить еще и копию сертификата или аттестата соответствия приобретаемой продукции, а также прайс-листы, счета и счета-фактуры.

Обратите внимание, что документов на возврат средств ФСС потребуется много: копии протоколов соглашений, лицензий, сертификаты, результаты проведенных мероприятий по охране труда, прайс-листы, счета-фактуры… Но это обоснованное требование: может возникнуть ситуация, при которой работодатель, например, приобрел СИЗ исходя из их низкой стоимости и не спросил при покупке сертификата, а в ходе эксплуатации этих средств работники получили травму.

Более того, если компания получит разрешение на такое финансирование, а в ходе проверки выяснится, что во время проведения мероприятий были нарушены требования законодательства, ФСС будет вынужден взыскать со страхователя недостающую сумму, да еще с процентами за несвоевременную оплату.

Поэтому пакет документов целесообразно приносить в ФСС не в последний день приема. На практике часто бывает, что при оформлении документов допущены неточности или не выполнены условия получения компенсации, а исправить ошибки уже нет времени.

Результаты действия программы

Результативность таких инвестиций в охрану труда очевидна: по мнению экспертов, производственный травматизм и профессиональная заболеваемость в компаниях и на предприятиях страны за годы действия данной программы снизились на 40%. Наибольшая часть средств направлена страхователями на приобретение СИЗ и финансирование санаторно-курортного лечения работников, которые трудятся во вредных условиях. Очевидна и прямая зависимость между увеличением финансирования охраны труда и сокращением количества случаев производственного травматизма и вновь выявленных профзаболеваний. Так, по данным ФСС, в 2002 г. в стране было зарегистрировано 134,7 тыс. подобных случаев, а через год их число сократилось более чем на 16 тыс. Данные последующих лет подтверждают тенденцию: к 2008 г. вложения в безопасность труда превысили 3 млрд, а количество случаев производственного травматизма и профзаболеваний снизилось до 90,2 тыс.

ФСС активно пропагандирует механизм экономической заинтересованности работодателей, однако возможность такого финансирования используют, к сожалению, далеко не все. Как правило, причина кроется в отсутствии информации о данной возможности и в том, что руководство небольших (в том числе строительных) фирм по разным причинам не стремится воспользоваться этим видом финансирования, хотя специализация таких компаний предполагает проведение мероприятий по охране труда. Некоторые же страхователи не находят времени, чтобы подготовить необходимые документы.

С.И.Гурин

Директор

ООО "ЦСЭТ"

Н.Ю.Костерина

Ведущий эксперт

ООО "ЦСЭТ"

Министерство Труда РФ направило на регистрацию в Минюст Приказ №103н от 20 февраля 2014 г. «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации», который:

  • Отменяет приказ о порядке проведения аттестации рабочих мест 342н;
  • Изменяет формы 1-9, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях»;
  • Изменяет типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды &#8212; в части переименования  &#171;аттестация рабочих мест&#187; на &#171;специальную оценку условий труда&#187;;
  • В Методике расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 августа 2012 г. № 39н &#8212; заменяется термин &#171;аттестация рабочих мест&#187; на &#171;специальную оценку условий труда&#187;;
  • В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г.

    Компенсация расходов на охрану труда за счет страховых взносов в 2017 году

    № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» &#8212; Предусматривается оплата проведения спецоценки по условиям труда за счёт средств ФСС (Предполагается, что для оплаты спецоценки до 1 августа в свое отделение ФСС организации понадобится сдать план финансирования, копию коллективного договора или списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который был установлен по результатам проведения спецоценки.);

Напомним,  что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов подлежат расходы страхователя на следующие мероприятия:

  • проведение специальной оценки условий труда;
  • реализация мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • обучение по охране труда следующих категорий работников:
  • руководителей организаций малого предпринимательства;
  • работников организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
  • руководителей (в том числе руководителей структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
  • руководителей и специалистов служб охраны труда организаций;
  • членов комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • приобретение работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее &#8212; СИЗ) в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ (далее &#8212; типовые нормы) и (или) на основании результатов проведения специальной оценки условий труда, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств;
  • санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • проведение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами;
  • обеспечение лечебно-профилактическим питанием (далее &#8212; ЛПП) работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 46н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 апреля 2009 г. № 13796) (далее &#8212; Перечень);
  • приобретение страхователями, работники которых проходят обязательные предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры, приборов для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры);
  • приобретение страхователями, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки, приборов контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов);
  • приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи.
  • Более подробную информацию Вы можете получить из  приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 580н «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» или в территориальном органе ФСС.

    В части обучения по охране труда Вам необходимо будет к пакету документов  приложить программы обучения утверждённые и согласованные с органами государственного регулирования. Для этих целей, Образовательный центр охраны труда может Вам предоставить заверенные копии программ согласованные с Комитетом по труда и занятости Санкт-Петербурга.

    Вернутся на предыдущую страницу.

    Возврат средств из ФСС

    Все компании обязаны перечислять взносы в Фонд Социального Страхования.

    ФСС компенсирует затраты на охрану труда

    При правильном ведении бухгалтерского и кадрового учетов и при наличии правильно составленных документов компания может вернуть до 1 440 рублей за каждый день больничного листа. 

    Пример кейса BLS по возмещению средств из ФСС.

    Компания с численностью персонала 350 человек самостоятельно возмещала средства из ФСС за 2011-2013 годы. В 2014 году ФСС провел проверку комплекта документов для возврата средств за этот период, комплект оказался неполным, некоторые документы были некорректно составлены или отсутствовали. ФСС истребовал все выданные средства назад и наложил на компанию штраф. Убыток компании превысил 5 000 000 рублей. Работники внутренней бухгалтерии компании не обладали необходимой компетенцией и достаточной тщательностью подхода к процессу сбора документов для возврата средств из ФСС. С 2014 года компания передала этот бизнес-процесс в аутсорсинг BLS. Проверка 2015 года прошла без замечаний.

    Процедура возмещения средств из ФСС

    Процедура возмещения средств из ФСС осуществляется с периодичностью раз в квартал, раз в полгода либо раз в год, в зависимости от потребностей клиента и суммы, накопленной к возмещению.

    ШАГ 1. Бухгалтер готовит реестр больничных листов и пособий, которые были оплачены в заданный период и передает его кадровому администратору.

    ШАГ 2. Кадровый администратор подготавливает по реестру пакеты документов и сообщает о готовности бухгалтеру. В пакет документов входят: листы нетрудоспособности, заявления о назначении пособий по уходу за ребенком, заявления о назначении пособий по беременности и родам, заявления о назначении единовременных пособий, справки с места работы супругов, копии свидетельств о рождении детей и др.

    ШАГ 3. Бухгалтер проводит аудит подготовленных документов чтобы убедиться, что комплектность и порядок оформления соответствуют требованиям ФСС. Составляет письмо о возмещении средств и предоставляет его вместе с реестром в территориальный орган ФСС.

    ШАГ 4. Проверяющий инспектор из ФСС в десятидневный срок выставляет требование на предоставление интересующих документов из реестра. Бухгалтер предоставляет в ФСС документы по требованию. Требование может выставляться несколько раз, все зависит от конкретного отделения ФСС.

    ШАГ 5. После того как ФСС получит по требованию все интересующие документы, бухгалтер получает решение о возмещении средств, и деньги перечисляются из ФСС на счет клиента.

    Процедура возмещения может занимать от 2 недель до 2 месяцев (иногда более) в зависимости от порядка, установленного в конкретном территориальном отделении ФСС.

    01.07.2013

    Отчетность в ФСС по аттестации рабочих мест

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2012 года № 524 «Об утверждении Правил установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и приказом Минтруда России от 01.08.2012 года № 39н «Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что «сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах отражаются страхователями в расчетной ведомости по форме 4-ФСС РФ, утверждаемой Министерством труда и социальной защиты РФ».

    Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.03.2013 года № 107н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения» внесены изменения в форму расчетной ведомости 4-ФСС: данная форма дополнена таблицей 10 «Сведения по аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам работников на начало года» (см. приложение к заключению № 1).

    Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту Федеральный закон), размер скидки или надбавки к страховому тарифу устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов на обеспечение по страхованию.

    В соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 17 Федерального закона, страхователь обязан «сообщать страховщику обо всех известных обстоятельствах, имеющих значение при определении страховщиком в установленном порядке надбавок и скидок к страховому тарифу, в том числе сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников, подлежащих указанным осмотрам».

    На основании изложенного, в целях установления размера скидки (надбавки) к страховому тарифу, который применяется при расчете страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, страхователю необходимо предоставить в орган ФСС следующие сведения:

    1. о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда;
    2. о проведении периодических медицинских осмотров сотрудников.

    Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 года № 324н. Аттестацию обязаны проводить все организации независимо от того, подразумевает их деятельность наличие вредных факторов или нет. Согласно пункту 8 указанного Порядка, каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет.

    Согласно пункту 4 Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 года № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее — вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

    • работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
    • эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
    • работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
    • использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
    • хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов,

    за исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства. Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы) (далее — Исключение).

    Указанное Исключение введено Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2012 года № 590н «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года N 342н», который вступил в действие 26.02.2013 года. До указанного момента аттестации подлежали все рабочие места.

    Учитывая, что данные в Таблице 10 формы 4-ФСС приводятся на начало года, то необходимо будет указывать количество рабочих мест, подлежащих аттестации на начало 2013 года.

    Необходимо также отметить, что статьей 5.27 КоАП РФ установлена ответственность за не проведение обязательной аттестации в форме: «административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток».

    В то же время, согласно статье 4.5. КоАП РФ давность привлечения за такие правонарушения составляет два месяца с момента совершения, следовательно, срок для привлечения к административной ответственности в настоящее время истек, поскольку обязанность по аттестации рабочих мест, указанных в Исключении отпала с 26.02.2013 года.

    Из изложенного следует, что у страхователя с 26.02.2013 года отсутствует обязанность по проведению аттестации рабочих мест тех работников, чья трудовая функция связана исключительно с работой на компьютерах, с эксплуатацией копировально-множительной (ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд самой организации, с использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства, следовательно, такие данные не будут представляться с 2014 года.

    Возмещение расходов на мероприятия по улучшению условий труда через ФСС (часть 1)

    Так, согласно статье 24 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством РФ, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры».

    Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 года № 302н.

    Таким образом, в случае отсутствия в деятельности организации вредных и опасных производственных факторов (а также, если деятельность организации не относится к отдельным случаям, предусмотренным законодательством РФ), у страхователя отсутствует обязанность по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников и представлению соответствующей отчетности.

    В пункте 30 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.03.2013 года № 107н установлен порядок заполнения таблицы 10 «Сведения об аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам работников на начало года».

    Согласно указанному пункту при заполнении таблицы:

    "30.1. по строке 1 в графах 3 — 6 указываются данные об общем количестве рабочих мест работодателя, подлежащих аттестации, о количестве рабочих мест, аттестованных по условиям труда, в том числе отнесенных к вредным и опасным классам условий труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, а именно к 3 и 4 классам условий труда, содержащиеся в сводной ведомости результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № 6 (см. приложение № 2 к заключению) к Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года № 342н, с изменениями, внесенными приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 декабря 2012 года № 590н), составляемой по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда по состоянию на начало года с учетом того, что согласно пункту 8 каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет;

    30.2. по строке 2 в графах 7 — 8 указываются данные о количестве работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих и прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры.

    Графы 7 — 8 заполняются в соответствии со сведениями, содержащимися в заключительных актах медицинской комиссии по результатам периодических медицинских осмотров (обследований) работников (пункт 42 Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от12 апреля 2011 года № 302н) и в соответствии со сведениями, содержащимися в заключениях по результатам предварительного медицинского осмотра, выданных работникам, прошедшим указанные осмотры за предшествующий год (пункт 12 указанного Порядка);

    30.3. в графе 7 указывается общее число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, подлежащих обязательным предварительным и периодическим осмотрам;

    30.4. в графе 8 указывается число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, прошедших обязательные предварительные и периодические осмотры.

    При этом следует учитывать результаты проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников по состоянию на начало года, учитывая, что согласно пункту 15 указанного Порядка, частота проведения периодических медицинских осмотров определяется типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ«.

    Необходимо отметить, что Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.03.2013 года № 107н закреплен Порядок заполнения формы расчета 4-ФСС, согласно пункту 2 которого, «при заполнении формы Расчета в каждую строку и соответствующие ей графы вписывается только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных формой Расчета, в строке и соответствующей графе ставится прочерк.

    Титульный лист, таблица 1, таблица 3, таблица 6, таблица 7 формы Расчета являются обязательными для представления всеми страхователями.

    В случае отсутствия показателей для заполнения таблицы 2, таблицы 3.1, таблицы 4, таблицы 4.1, таблицы 4.2, таблицы 4.3, таблицы 5, таблицы 8, таблицы 9, таблицы 10 формы Расчета указанные таблицы не заполняются и не представляются».

    Таким образом, в случае, если у страхователя отсутствует обязанность по проведению аттестации рабочих мест и обязанность по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников, таблица 10 формы 4-ФСС не заполняется и не представляется.

    01.07.2013 года

    Юридическая компания «Бизнес-Аналитика»

    Возврат к списку