Социально значимое заболевание

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 3 июля 2017 года № 451
О внесении изменения в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367

«Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих»

В целях реализации подпункта 89) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11512, опубликован в информационно-правовой системе «Әділет» 15 июля 2015 года) следующее изменение:

перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющим опасность для окружающих изложить в редакции согласно приложению к настоящему приказу.

2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа его направление в периодические печатные издания, а также в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет — ресурсе Министерства здравоохранения Республики Казахстан;

4) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан предоставление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице — министра здравоохранения Республики Казахстан Актаеву Л.М.

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2004 года N 715

Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих

(с изменениями на 31 января 2020 года)

Правительство Российской Федерации
(Преамбула в редакции, введенной в действие с 28 июля 2012 года постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 710.
постановляет:
Утвердить прилагаемые:
Перечень социально значимых заболеваний;
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

Перечень социально значимых заболеваний

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2004 года N 715

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих

УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 2004 года N 715

(с изменениями на 31 января 2020 года)

Код заболеваний
по МКБ-10*

Наименование заболеваний

*Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).

1. В 20-В 24

болезнь, вызванная вирусом
иммунодефицита человека (ВИЧ)

2. А 90-А 99

вирусные лихорадки, передаваемые
членистоногими, и вирусные
геморрагические лихорадки

3. В 65-В 83

гельминтозы

4. В 16; В 18.0; В 18.1

гепатит В

5. В 17.1; В 18.2

гепатит С

6. А 36

дифтерия

7. А 50-А 64

инфекции, передающиеся преимущественно
половым путем

8. А 30

лепра

9. В 50-В 54

малярия

10. В 85-В 89

педикулез, акариаз и другие инфестации

11. А 24

сап и мелиоидоз

12. А 22

сибирская язва

13. А 15-А 19

туберкулез

14. А 00

холера

15. А 20

чума

16. В 34.2

коронавирусная инфекция (2019-nCoV)

(Пункт дополнительно включен с 11 февраля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66)

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»



О.В. Романовская,

д.ю.н., профессор кафедры частного и публичного права Пензенского государственного университета, г. Пенза, Россия, vlad93@sura.ru

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ, СТРАДАЮЩИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ1

УДК 342.922

Романовская О.В. Правовые основы оказания медицинской помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия)

Аннотация. В статье рассматриваются особенности оказания медицинской помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Выделяется понятие инфекционных заболеваний. Представлены статистические данные. Определен порядок оказания медицинской помощи гражданам, страдающим туберкулезом и ВИЧ-инфекцией. Указывается на недостатки в правовом регулировании оказания медицинской помощи без согласия пациента. Так, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не содержит специальной главы, в которой бы раскрывался порядок дачи судебной санкции на принудительные освидетельствование и госпитализацию лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. В российском законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие меры административного принуждения по отношению к гражданам указанной категории.

Ключевые слова: заболевание, социальная опасность, судебная санкция, особое производство, принудительная госпитализация.

Статья 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»2 (далее — Закон об основах охраны здоровья граждан) посвящена медицинской помощи двум группам граждан:

1) страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 7153 (в него входят: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатиты В и С, ВИЧ-инфекция, злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства и расстройства поведения, болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением);

2) страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (перечень утвержден указанным выше Постановлением №715,

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-03-00132.

Собрание законодательства РФ. — 2004. — №31. — Ст. 3215. Собрание законодательства РФ. — 2004. — №49. — Ст. 4916.

О.В. Романовская, 2014 г.

но имеет свои уточнения, включает как некоторые заболевания из первого перечня (например, ВИЧ-инфекция, гепатит С, так и другие: чума, холера, сибирская язва и др.).

Сами понятия групп заболеваний в Законе об основах охраны здоровья граждан не даны. В статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»4 закрепляется понятие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, — это инфекционные заболевания человека, характеризующиеся тяжелым течением, высоким уровнем смертности и инвалидности, быстрым распространением среди населения (эпидемия). Как видно, в определение добавляется прилагательное «инфекционные», однако ссылки законов указывают, что перечни в них идентичны. Это требует приведения терминологии к единому «знаменателю».

Если обратиться к обоим перечням, изложенным в Постановлении №715, то можно увидеть, что и тот, и другой перечни небольшие, но включают в себя именно те заболевания, которые вызывают наибольшую обеспокоенность со стороны общества и государства. Инфекционные заболевания характеризуются скоростью распространения. А каждая болезнь из первой группы практически определяет уровень смертности в нашем государстве. Именно по ним возникают наибольшие проблемы в силу их распространенности, но в рамках данной статьи остановимся на проблемах правового регулирования оказания медицинской помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

Статистика выглядит неутешительно. Так, выявлено больных туберкулезом (впервые) — 97,5 тыс., сифилисом — 47,3 тыс. Причем в Республике Тыва, например, заболеваемость по сифилису в 2010 г. была в 5,8 раза выше среднероссийского показателя. Высокие показатели заболеваемости сифилисом наблюдались в Еврейской автономной области, Амурской области, Республике Хакасия, Забайкальском крае (в 2,6-3,3 раза выше), Иркутской, Кемеровской областях, республиках Алтай, Бурятия, Хабаровском крае, Удмуртской республике (в 1,9-2,3 раза выше). В 2012 г. зарегистрировано 59 700 человек (в 2011 г. — 59 600) с болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека (диагноз установлен впервые в жизни), всего зарегистрировано больных — 438 4005. По абсолютному числу новых зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции Россия лидирует среди всех стран мира. В 2012 году в Великобритании было зарегистрировано 6358 новых случаев ВИЧ-инфекции, во Франции — 4066, в Италии — 3898, в Испании — 3210, в Германии — 2954, всего во всех странах Европейского союза — 29 381 (5,8 на 100 тысяч населения). В 2011 году в США был зарегистрирован 42 181 новый случай ВИЧ-инфекции с учетом штатов, которые своевременно не представили данные, расчетное число новых случаев составляет 49 2736.

Россия лидирует в европейском рейтинге по частоте инфекционных заболеваний. По туберкулезу мы занимаем четвертое место (127,5 на 100 тысяч населения), по вирусному гепатиту В — первое (35,7 на 100 тысяч, Дания, например, — 0,8 на 100 тысяч насе-

4 Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.

5 Федеральная служба государственной статистики / URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/popu-lation/zdrav/zdr2-2.xls

6 Ладная Н., Покровский В., Соколова Е. ВИЧ-инфекция в России сегодня / http://demoscope.ru/week-ly/2014/0599/tema02.php

№11 Менеджер

ления), по сифилису — второе место (кстати, в 2008 г. 229,9 на 100 тысяч населения7), уступая только Казахстану, по вновь зарегистрированным случаям ВИЧ-инфекции — также второе место, уступая только Эстонии (в России 60,6 на 100 тысяч населения8, а в Венгрии — 0,8 на 100 тысяч)9. Хотя намечается тенденция по улучшению ситуации (что показывает снижение числа впервые зарегистрированных социально значимых заболеваний), но она не должна обусловливать отход от активных мер противодействия.

3акон об основах охраны здоровья граждан определяет лишь общие параметры оказания медицинской помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Так закрепляется, что указанная помощь предоставляется в соответствующих медицинских организациях. Основные гарантии лицам, страдающим некоторыми опасными заболеваниями, предусматриваются специальными федеральными законами. 3акон об основах охраны здоровья граждан закрепляет таким образом лишь общий признак. Н.В. Путило считает такой метод правового регулирования перспективным, но отмечает недостаток: «…помимо конкретики правового регулирования, исходящей из специфики заболевания и его лечения, взаимоотношений лиц, страдающих этим заболеванием, с окружающим миром, в подобных законах имеется много дублирующих и декларативных норм, положений, лишенных «юридической нагрузки»10.

В настоящее время действует Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»11, статья 7

которого предусматривает: «Оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, общедоступности в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». Противотуберкулезная помощь оказывается как при добровольном согласии граждан, так и при его отсутствии в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом. Для оказания помощи больным туберкулезом создаются медицинские противотуберкулезные организации, имеющие соответствующие лицензии. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, проходят обследование в целях выявления туберкулеза. Предусматривается вакцинация против туберкулеза в целях его профилактики. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан. Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза определены Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2001 г. № 89212. Этим же Постановлением утверждены Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом и Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.

Следует учитывать, что диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей. Решение о необходимости диспансерного наблюдения или его прекращения принимает-

8 По 2010 г. распространенность заболевания составляет 352,4 на 100 тыс. населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Атлас здоровья в Европе. М., 2004. Ситуация по ВИЧ-инфекции только ухудшилась.

10 Путило Н.В. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан: на пороге перемен//Журнал российского права. — 2010. — № 10.

11 Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 26. — Ст. 2581.

12 Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 53 (ч. 2). — Ст. 5185.

ся комиссией врачей, назначенной руководителем медицинской противотуберкулезной организации, которая оказывает противотуберкулезную помощь в амбулаторных условиях, и оформляется в медицинской документации записью об установлении диспансерного наблюдения или о его прекращении, о чем в письменной форме извещается лицо, подлежащее диспансерному наблюдению (статья 9 Закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»).

В Российской Федерации принят Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»13 (Закон о предупреждении ВИЧ). Отношение к ВИЧ-инфекции отличается высоким уровнем общественного резонанса. Так, 12 мая 2014 г. министр здравоохранения России В. Скворцова приняла участие в Четвертой конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии (г. Москва), определила озабоченность государства ростом численности заболевших, отметив: «Российской Федерацией уделяется большое внимание развитию научных направлений с выработкой как современных средств профилактики ВИЧ-инфекции — один из таких опытных образцов российской вакцины против ВИЧ-инфекции будет подготовлен уже к концу этого года и вступит в фазу клинических исследований, так и соответственно современных препаратов, которые позволят прервать ВИЧ-инфекцию на ранней стадии заболевания».

Нередко слышны мнения, что ВИЧ — это наказание за «беспутный» образ жизни, так как основной группой риска являются наркоманы, лица, занятые в сфере оказания сексуальных услуг, гомосексуалисты. Предлага-

лось даже предавать огласке случаи таких заболеваний. Кстати, известны истории преднамеренного заражения ВИЧ-инфицированными. Так, Окружной суд штата Огайо (США) вынес приговор 29-летнему Андре Дэвису (экс-боксер по прозвищу «гангстер любви»), который сознательно заражал девушек СПИДом (доказано 14 эпизодов). В итоге — 32 года пребывания в тюрьме14. В 2012 г. рассматривалось уголовное дело, возбужденное в Швейцарии в отношении иглоукалывателя-самоучки по факту преднамеренного заражения 16 человек вирусом иммунодефицита. Как оказалось, мужчина практиковал акупунктуру только с целью инфицирования своих жертв столь опасным заболеванием. Он специально проводил процедуру иглами, на которых присутствовали остатки зараженной крови. Примечательно, что сам обвиняемый не является ВИЧ-по-ложительным15. В нашем государстве также предаются огласке аналогичные случаи из судебной практики. Часть 2 статьи 122 Уголовного кодекса РФ устанавливает за заражение другого лица ВИЧ-инфекцией лицом, знавшим о наличии у него этой болезни, наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Тем самым данное преступление относится к категории средней тяжести.

Впервые удар по «порочности» ВИЧ-инфицированных был нанесен массовым заражением несовершеннолетних в Элисте (это еще было в советские времена), произошедшим из-за халатности медперсонала. Общество поняло, что ВИЧ может прийти не только в дом наркомана или проститутки, но и к еще не осознавшему ничего в этом мире ребенку. Распространенность заболевания, отсутствие эффективных способов лечения придают проблеме ВИЧ международный характер. В 1996 г. во время Второй международной

14 http://www.medikforum.ru/news/health/sex/17216-za-umyshlennoe-zarazhenie-spidom-32-goda-tyurmy.html

№11 Менеджер

3014 здравоохранения /

консультации по ВИЧ/СПИДу и правам человека, проводимой под эгидой ООН, были выработаны Международные руководящие принципы по поощрению и защите прав человека в связи с ВИЧ/СПИДом. В руководящем принципе 3 указывается, что законодательство в области общественного здравоохранения должно обеспечивать, чтобы медицинское освидетельствование на выявление ВИЧ-инфекции проводилось лишь в том случае, когда лицо дает на это осознанное согласие. Исключения из принципа добровольности медицинского освидетельствования должны допускаться лишь при наличии специального разрешения суда, выданного после надлежащей оценки важных соображений, связанных с неприкосновенностью частной жизни и свободы16. Указанные руководящие принципы допускают разглашение врачом информации о наличии ВИЧ-инфекции партнеру по половым отношениям своих пациентов, но с учетом каждого индивидуального случая и этических соображений. Однако обращает внимание значимый момент: международные принципы допускают освидетельствование без согласия самого пациента, но на основании судебного решения.

Международные принципы подчеркивают, что по возможности имя инфицированного даже при беседе с его половым партнером не должно разглашаться. Общество заинтересовано в выявлении данного заболевания, но оно заинтересовано и в том, чтобы человек самостоятельно обращался за профессиональной помощью. Подобное возможно только при атмосфере терпимости к таким больным, гарантирования анонимности. При этом международные принципы специально закрепляют, что обязательное тестирование оправдано только при донорстве органов и (или) тканей. Особое внимание в практике законодательного регулирования уделяется шифрованию данных о ВИЧ-инфицированных в информационных системах публичных орга-

нов. Упоминание в официальных документах, предназначенных для широкого круга использования, не допускается, устанавливается режим секретности, фамилии больных кодируются.

Анализ указанных нормативных актов показывает одну из серьезных проблем в оказании медицинской помощи гражданам, страдающим социально опасными заболеваниями. Это связано с оказанием помощи вне согласия самого инфицированного. Если в отношении больных туберкулезом и ВИЧ-инфекцией установлены специальные правила, то в отношении других заболеваний действуют общие правила Закона об основах охраны здоровья граждан.

Так, статья 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» устанавливает основания для обязательного обследования и лечения больных туберкулезом. В случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.

Больные заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно уклоняющиеся от обследования в целях выявления туберкулеза или от лечения туберкулеза, на основании решений суда госпитализируются в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследования и лечения. Российское законодательство описывает процедуру принятия решения о принудительной госпитализации. Медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию также может быть как добровольным, так и

ВИЧ/СПИД и права человека. ООН, Нью-Йорк и Женева, 1998, с. 27.

№11

обязательным. Обязательному медицинскому освидетельствованию подлежат доноры крови, биологических жидкостей, органов и тканей. Обязанность по соответствующему освидетельствованию устанавливается также для работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций. Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. №101717. Утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции»18. Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. №221 утверждены Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)19.

Однако рассмотрим ситуацию, если гражданин заболел чумой, холерой или сибирской язвой. Профилактика данных заболеваний определяется санитарными правилами, в которых стандартной нормой закрепляется: в случае выявления данного заболевания больной немедленно подлежит госпитализации. Предусматривается вакцинация граждан. Часть 9 статьи 20 Закона об основах охраны здоровья граждан устанавливает, что медицинское вмешательство без согласия гражданина допускается в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Порядок оказания медицинской помощи без согласия пациента в данном законе не прописан. Феде-

ральный закон от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» вообще не содержит правила вакцинации без согласия самого гражданина. Хорошо, если гражданин понимает серьезность ситуации и будет руководствоваться предписаниями медицинских работников. Представим обратную ситуацию. Насильно вакцинировать нельзя, а принудительная госпитализация не гарантирована соответствующими мерами принуждения20.

Даже при применении норм Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» возникают серьезные трудности. Дело в том, что сама госпитализация на основании судебного решения урегулирована только в отношении лиц, которым оказывается психиатрическая помощь. Данная категория дел рассматривается в особом порядке, поскольку в них отсутствует материально-правовой спор. Более того, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, он выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства21. Статья 262 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает перечень дел, рассматриваемых судом в порядке особого производства. Согласно ему, в ГПК РФ имеется глава 35 «Госпитализация гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном

17 Собрание законодательства РФ.. — 1995. — № 43. — Ст. 4070.

18 Российская газета. — 2011. — № 81. — 15 апреля.

19 Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 12. — Ст. 1112.

20 См. более подробно: Романовский Г.Б. Правовое регулирование организации профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни//Правовые вопросы в сфере здравоохранения. — 2013. — №9. — С. 12-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№11 Менеджер

порядке и психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке». Часть 2 статьи 262 ГПК РФ содержит расширительное правило: «Федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела». Однако даже в отношении граждан, больных туберкулезом, такие дела судом не рассматриваются, поскольку ГПК РФ не определяет процедуру рассмотрения. Анализ сложившейся ситуации в учреждениях уголовно-исполнительной системы Пензенской области показывает, что и в отношении граждан, приговоренных к лишению свободы и больных туберкулезом, сотрудники УИС требуют письменное согласие на медицинское вмешательство. Хотя в данной системе действуют жесткие правила по обеспечению санитарного режима. И если в условиях данной системы никто не приходит в суд с заявлением о принудительной госпитализации, то о каких заявлениях может идти речь от представителей «гражданских» медицинских организаций.

Статья 27 Закона об основах охраны здоровья граждан предусматривает обязанности граждан:

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их времен-

ной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Но приведенные обязанности отличаются декларативностью и не подкреплены ни гарантиями их соблюдения, ни значимыми санкциями, обеспечивающими их исполнение. Никто не ратует за провозглашение принудительной медицины, но каждый должен понимать, что при появлении некоторых заболеваний «игра» в права человека может привести к катастрофическим последствиям22.

Помимо обозначенной проблемы, нельзя не указать, что некоторые нормативные акты предусматривают «свои» перечни заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наличие которых обусловливает определенные правовые последствия. Так, статья 6.123 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 1 1 5-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» устанавливает, что иностранный гражданин, прибывший в Россию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган ФМС (в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание), принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Перечень инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство,

22 Романовский Г.Б. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья//Гражданин и право. — 2012. — № 12. — С. 30-38.

23 Статья введена Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 110-ФЗ//Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 30. — Ст. 3286.

или разрешения на работу в Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 18824. Этот перечень включает в себя: болезнь, вызванную вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция), лепра (болезнь Ган-сена), туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем (сифилис, хламидийная лимфогранулема (венерическая), шанкроид. В развитие указанных положений принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 декабря 2007 г. № 86 «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства»25.

«Свой» перечень заболеваний содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 22 января 2008 г. № 326, которым утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации». Это — Перечень инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, к которым относятся: оспа; полиомиелит, вызванный диким полиовирусом; человеческий грипп, вызванный новым подтипом; тяжелый острый респираторный синдром; холера; чума; желтая лихорадка, лихорадка Ласса, лихорадка Западного Нила, крымская геморрагическая лихорадка, лихорадка Денге, лихорадка Рифт-Вали (долины Рифт); болезнь, вызванная вирусом Марбург, и болезнь, вызванная вирусом Эбола, и некоторые другие.

Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию нашего государства и распространения на его территории инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а

также на предотвращение ввоза и реализации на территории России товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.

В случае выявления указанных заболеваний в пути следования иностранных граждан в Российскую Федерацию больные (или с подозрением на заболевание), отказавшиеся от госпитализации, подлежат временному помещению в медицинский изолятор на территории пункта пропуска до решения вопроса об их возвращении в страну выезда. По прибытии транспортного средства на территорию России, на котором имеются такие больные (подозрительные), павшие грызуны, проводятся специальные санитарно-противоэпидеми-ческие (профилактические) мероприятия.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать ряд выводов: 1) необходимо унифицировать терминологию и перечни заболеваний, представляющих опасность для окружающих; 2) необходимо внести изменения в санитарное законодательство, определив порядок принудительного освидетельствования и госпитализации лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) необходимо внести изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ, закрепив порядок дачи судебной санкции на принудительное освидетельствование и госпитализацию граждан, страдающих некоторыми заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 4) необходимо установить четкие меры административного принуждения, применяемые к гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, защищающие как самого гражданина от возможных злоупотреблений, так и медицинских работников, оказывающих соответствующую помощь.

Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 14. — Ст. 1286.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2008. — № 5. Российская газета. — 2008. — № 82. — 16 апреля.

№11 Менеджер

Литература

2. Путило Н.В. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан: на пороге перемен//Журнал российского права. — 2010. — № 10.

3. Романовский Г.Б. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья//Гражданин и право. — 2012. — № 12. — С. 30-38.

4. Романовский Г.Б. Правовое регулирование организации профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни//Правовые вопросы в сфере здравоохранения. — 2013. — №9. — С. 12-24.

UDC 342.922

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: disease, social danger, legal sanction, special production, mandatory hospitalization.

Здравоохранение-SOI 4

О ГОСЗАКУПКАХ ИМПОРТНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

По данным аналитиков DSM Group, доля лекарств российского производства на коммерческом рынке в стоимостном выражении составляет всего 23%, в натуральном, по числу проданных упаковок, — 56%. Импорт занимает около 85% от общего объема лекарственных госзакупок, в госпитальном сегменте — 70% (годовой объем закупок — 115 миллиардов рублей), в программе дополнительного лекарственного обеспечения — 86% (годовой объем — 65,5 миллиарда рублей).

В начале сентября Минпромторг уже представил проект постановления об ограничении госзакупок импортных лекарственных препаратов, разработанный в целях выполнения задач импортозамещения в фармакологической сфере. Этот законопроект, в частности, запрещает закупать для государственных нужд импортные препараты, если в тендерах фигурируют от двух и более лекарств от российских, белорусских и казахстанских производителей. При этом запрещать зарубежным производителям лекарств участвовать в тендерах не планируется, особенно если такая компания — единственный поставщик лекарственного средства.

Однако некоторые отечественные производители медицинской продукции из-за бюрократических препон просто не попадают на российский рынок лекарственной продукции. Сейчас регистрация лекарственных препаратов в Министерстве здравоохранения ограничена семью месяцами, однако на практике это не предел: часто из-за разного рода бюрократических проволочек процедура может длиться гораздо дольше.

Общая информация

Неинфекционные заболевания (НИЗ), также известные как хронические заболевания, как правило, имеют продолжительное течение и являются результатом воздействия комбинации генетических, физиологических, экологических и поведенческих факторов.

К основным типам НИЗ относятся сердечно-сосудистые заболевания (такие, как инфаркт и инсульт), раковые заболевания, хронические респираторные заболевания (такие, как хроническая обструктивная болезнь легких и астма) и диабет.

Бремя НИЗ диспропорционально велико в странах с низким и средним уровнем доходов, на которые приходится более трех четвертей случаев смерти от НИЗ во всем мире (32 миллиона).

Кто подвергается риску таких заболеваний?

НИЗ распространены во всех возрастных группах, всех регионах и всех странах. Эти заболевания часто связывают с пожилыми возрастными группами, но фактические данные свидетельствуют о том, что среди всех случаев смерти, связываемых с НИЗ, 17 миллионов регистрируется в возрастной группе от 30 до 69 лет. При этом более 85% этих случаев «преждевременной» смерти имеет место в странах с низким и средним уровнем доходов. Дети, взрослые и пожилые люди — все уязвимы перед факторами риска, способствующими развитию НИЗ, такими как нездоровое питание, недостаточная физическая активность, воздействие табачного дыма или злоупотребление алкоголем.

Развитию этих заболеваний способствуют такие факторы, как быстрая и неорганизованная урбанизация, глобализация нездорового образа жизни и старение населения. Последствия нездорового питания и недостаточной физической активности могут проявляться у отдельных людей в виде повышенного кровяного давления, повышенного содержания глюкозы в крови, повышенного уровня липидов в крови и ожирения.

Факторы риска

Поддающиеся изменению поведенческие факторы риска

Поддающиеся изменению формы поведения, такие как употребление табака, отсутствие физической активности, нездоровое питание и вредное употребление алкоголя, — повышают риск развития НИЗ.

  • От последствий употребления табака каждый год умирает более 7,2 млн. человек (в том числе от последствий воздействия вторичного табачного дыма), и по прогнозам в предстоящие годы эта цифра заметно вырастет . (1)
  • Каждый год от последствий чрезмерного потребления соли/натрия умирает 4,1 млн. человек. (1)
  • Из 3,3 млн. случаев смерти в год в результате употребления алкоголя более половины приходятся на долю НИЗ, в том числе раковых заболеваний . (2)
  • 1,6 млн. случаев смерти в год можно признать связанными с недостаточным уровнем физической активности . (1)

Метаболические факторы риска

Метаболические факторы риска способствуют развитию четырех основных изменений метаболизма, приводящих к повышению риска НИЗ:

  • повышенное кровяное давление
  • излишний вес/ожирение
  • гипергликемия (высокое содержание глюкозы в крови)
  • гиперлипидемия (высокое содержание липидов в крови)

Первым метаболическим фактором риска смерти от НИЗ во всем мире является повышенное кровяное давление (с которым связано 19% всех случаев смерти в мире) (1), за которым следуют избыточный вес, ожирение и повышенное содержание глюкозы в крови.

Каковы социально-экономические последствия НИЗ?

НИЗ ставят под угрозу прогресс на пути осуществления Повестки дня в области развития на период до 2030 г., где предусмотрена цель по снижению числа случаев преждевременной смерти от НИЗ на одну треть к 2030 году.

Существует тесная связь между бедностью и НИЗ. По прогнозам, стремительный рост заболеваемости НИЗ будет препятствовать реализации инициатив в области сокращения бедности в странах с низким уровнем доходов, в частности, приводя к росту медицинских расходов домохозяйств. Представители уязвимых и незащищенных категорий населения болеют чаще и умирают в более молодом возрасте по сравнению с представителями более благополучных социальных групп, главным образом, в силу своей подверженности более высокому риску воздействия со стороны вредной для здоровья продукции, такой как табак, или склонности к нездоровому питанию, а также ввиду ограниченного доступа к услугам здравоохранения.

В условиях низкой обеспеченности ресурсами медицинские расходы, связанные с НИЗ, приводят к быстрому истощению ресурсов домохозяйств. Каждый год непомерные издержки, связанные с НИЗ, включая расходы, связанные с нередко продолжительным и дорогостоящим лечением, и последствия потери кормильца, ввергают людей в нищету и мешают развитию.

Профилактика НИЗ и борьба с ними

Важным способом борьбы с НИЗ является целенаправленная деятельность по сокращению воздействия факторов риска развития этих болезней. Есть недорогостоящие решения, которыми правительства и другие заинтересованные стороны могли бы воспользоваться для сокращения воздействия поддающихся изменению факторов риска. При выработке мер политики и расстановке приоритетов важное значение имеет мониторинг прогресса и тенденций в области НИЗ.

Для снижения негативного воздействия НИЗ на отдельных людей и общество в целом требуется комплексный подход, в реализации которого должны участвовать все сектора, включая здравоохранение, финансы, транспорт, образование, сельское хозяйство, планирование и другие, работая в сотрудничестве друг с другом над сокращением рисков, связанных с НИЗ, и содействуя осуществлению мероприятий по профилактике этих болезней и борьбе с ними.

Инвестиции в более эффективное ведение НИЗ имеют важнейшее значение. Ведение НИЗ включает выявление, скрининг и лечение этих болезней и предоставление доступа к паллиативной помощи для всех нуждающихся. Высокоэффективные основные мероприятия в отношении НИЗ могут осуществляться на базе первичной медико-санитарной помощи, что позволит укрепить раннее выявление и своевременное лечение. Фактические данные показывают, что при условии их своевременного проведения такие мероприятия с экономической точки зрения являются прекрасной инвестицией, поскольку они могут снизить потребность в более дорогостоящем лечении.

Страны с недостаточным охватом медицинским обслуживанием едва ли будут способны обеспечить всеобщий охват основными мероприятиями по лечению и профилактике НИЗ. Такие мероприятия имеют важнейшее значение для достижения поставленной на глобальном уровне цели относительного сокращения риска преждевременной смертности от НИЗ на 25% к 2025 г. и задачи ЦУР по снижению числа случаев преждевременной смерти от НИЗ на одну треть к 2030 году.

Ответные действия ВОЗ

Роль ВОЗ в области общего руководства и координации

В повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г. НИЗ признаны одним из главных препятствий на пути к устойчивому развитию. В рамках Повестки дня главы государств и правительств взяли на себя обязательство принять на национальном уровне решительные меры с тем, чтобы к 2030 г. сократить на одну треть преждевременную смертность от НИЗ посредством лечебно-профилактической работы (задача 3.4 ЦУР). Эта задача была поставлена по итогам проведения Совещаний высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по НИЗ в 2011 и 2014 гг., на которых вновь подтверждалась роль ВОЗ в области общего руководства и координации в сфере мониторинга и содействия глобальной работе по борьбе с НИЗ. Генеральная Ассамблея ООН проведет третье Совещание высокого уровня в 2018 г. для анализа хода работы и выработки консенсуса относительно дальнейших действий на период 2018-2030 гг.

Для оказания странам поддержки в их работе на национальном уровне ВОЗ подготовила Глобальный план действий в области профилактики неинфекционных заболеваний и борьбы с ними на 2013-2020 гг., включающий девять глобальных целей, достижение которых окажет наибольшее влияние на глобальные показатели смертности от НИЗ. Эти цели касаются вопросов профилактики и ведения НИЗ.