Социальная микросреда формирования криминогенной личности

Личность преступника характеризуется разнообразными с позиции социальной значимости качествами и свойствами: положительными, нейтральными, отрицательными. Эти качества — продукт жизнедеятельности индивида. С момента рождения человека начинается процесс формирования, развития и закрепления у него разнообразных качеств и свойств, которые в случае приобретения отрицательного характера могут начать взаимодействовать с негативной окружающей средой, непосредственно формируя личность преступника.

При этом всю совокупность качеств и свойств личности можно условно подразделить на две группы:

  • 1) неизменные характеристики;
  • 2) изменяемые характеристики.

К неизменным характеристикам относятся демографические свойства, связанные с полом и национальностью, некоторые психологические характеристики, например, темперамент, а также отдельные биологические качества, например, психические расстройства. Причем неизменные характеристики закономерно и преимущественно выражаются в качествах и свойствах, связанных с биологической человеческой природой, которая генетически предопределена и характеризуется при естественном развитии событий постоянством.

Изменяемые характеристики в большинстве своем связаны с социальной природой человека (хотя в ряде случаев могут порождаться и биологическими процессами, например, приобретенным заболеванием), а потому зависят от воздействия разнообразных факторов, которые трансформируют их.

Нередко изменяемые характеристики претерпевают многоступенчатую трансформацию своего содержания, связанного с постепенным проникновением личности в социальные взаимоотношения. Например, такая характеристика, как «род занятий» за период жизни человека может неоднократно изменить свое содержание. Трансформация данной характеристики начинается с положения воспитанника детского дошкольного учреждения, затем данная характеристика «перетекает» в положение учащегося средней образовательной школы, потом — университета, после род занятий может быть связан с прохождением военной службы по призыву, затем — службой в государственных органах власти и, наконец, — с приобретением статуса «пенсионер».

Некоторые характеристики меняют свое содержание на полярные значения. Например, такая характеристика как «семейное положение» может проявляться в значениях либо «женат», либо «холост».

Поскольку основополагающими характеристиками, определяющими личность преступника, являются нравственные деформации личности (так как именно они порождают преступное поведение), процесс формирования такой личности следует рассматривать в преломлении к ним.

Итак, на становление личности преступника влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Внешние факторы проявляются в различных явлениях, отношениях, событиях, не связанных с волей лица, на которое они оказывают воздействие. Внутренние факторы, напротив, являются продуктом умственной и психической деятельности этого лица либо следствием имеющихся у него характеристик социального характера.

При этом первостепенными являются внешние факторы, поскольку они начинают оказывать воздействие на человека уже с момента рождения. Внутренние факторы, по сути, являются продуктом влияния внешних, поэтому имеют вторичный характер, что, однако, не исключает приобретение ими ведущей роли в процессе формирования личности преступника. Например, глубокое восприятие идеалов криминальной субкультуры, проявляющееся у преступников-рецидивистов и профессионалов, может нивелировать воздействие внешних положительных факторов (таких как повышение качества правоохранительной деятельности, развития рынка труда и т.д.) и укреплять стремление к продолжению преступной деятельности.

Па формирование личности преступника оказывают влияние как позитивные с точки зрения социальной значимости факторы, гак и негативные. Позитивные факторы, как правило, формируют положительные или нейтральные качества личности человека, а негативные, соответственно, порождают нравственные деформации и иные негативные характеристики. При этом личность преступника в любом случае характеризуется наличием негативных характеристик, детерминирующих преступное поведение. Влияние положительных факторов может смягчить их влияние или устранить ряд из них, но личность при этой продолжает оставаться преступной. Например, усиление профилактической работы участкового уполномоченного полиции и активизация деятельности оперативного аппарата могут напугать преступника, разрушить у него чувство безнаказанности и заставить отказаться от сбыта наркотиков, но при этом данное лицо может продолжать приобретать наркотические средства для собственных нужд.

Внешние факторы воздействуют через две сферы: через микросреду в которой находится человек и через всю совокупность общественных отношений, которые нередко могут даже не затрагивать лицо напрямую. Например, отсутствие контроля за финансовыми потоками при реализации национальных проектов, казалось бы, никак не связаны с рабочим завода какого-нибудь провинциального города. Но порожденные этим расхищения миллиардов рублей, широко анонсированные в средствах массовой информации, формируют у него представление о том, что раз на таком высоком уровне распространены хищения, остающиеся безнаказанным, то хищения в небольших размерах вообще не представляют опасности.

Среди внешних факторов можно выделить социальные, экономические, культурные, психологические, правовые, политические, организационно-управленческие причины, формирующие личность преступника. Поскольку речь идет о формировании личности преступника, основное внимание необходимо уделить негативным факторам.

Итак, такие негативные социальные факторы, как безработица, резкое разделение на богатых и бедных, отсутствие социальной поддержки многодетных семей, отсутствие социального контроля за детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, некачественное и бюрократизированное здравоохранение и т.д. формируют у человека негативные представления об общественных ценностях, нормах закона, роли государства и общества в жизни человека, заставляют рассчитывать только на свои силы.

Негативные экономические факторы, выраженные, например, в низких заработных платах, отсутствии мест работы, высоких ценах, нестабильности экономических отношений, наличии теневой экономики развивают у человека представление о невозможности удовлетворить свои материальные потребности законным способом, формируют неуверенность в завтрашнем дне, заставляют искать иные источники доходов, в том числе посредством противоправной деятельности, порождают стремление к сиюминутному обогащению.

Отрицательные культурные факторы связаны с теми идеями, представлениями, взглядами и ценностями, которые развиты в обществе и микросреде, в которой развивается человек. Грубые правы формируют у человека эгоизм и жестокость, идеи о превосходстве какой-либо нации, культуры и религии развивают человеконенавистничество, ксенофобию. Правовой нигилизм порождает у человека недоверие, а то и полное отрицание закона, формирует стремление решать возникающие проблемы в обход предписаний норм права. Безразличное или положительное отношение в обществе к противоправным формам поведения образует у индивида стереотипы возможных (или даже допустимых) преступных действий (как, например, в России распространено представление о допустимости взяточничества в образовательной, медицинской и даже правоохранительной сфере). Формирование в рамках медиакультуры положительного образа у отрицательных персонажей (преступников, наркоманов, антисоциальных элементов), а также представление в позитивном свете отрицательных явлений, событий, представляет пример для подражания. Так, фильм, в котором персонаж совершает хищение крупной денежной суммы, чтобы помочь больному ребенку, формирует у зрителей ощущение, что подобный поступок имеет положительную социальную значимость, а следовательно, допустим. Распространение криминальной субкультуры развивает идеалы преступного мира. В целом, негативные факторы культурного характера искажают положительные морально-нравственные качества человека, формируют у него представление о допустимости преступного поведения.

Повышенный уровень агрессивности в обществе или микросреде, недоверие к органам власти, социальная апатия или нервозность характеризуют внешние негативные психологические факторы и порождают у человека нравственные и психологические деформации личности — подозрительность, бессердечность, неуверенность в завтрашнем дне, замкнутость, недоверие к другим людям и органам государственной власти, агрессивность, нервозность, неотзывчивость.

Правовые факторы, такие как несовершенство закона, пробелы в нормах права, лоббирование в нормах закона интересов определенных групп населения, чрезмерная жестокость закона или его чрезмерная мягкость, невозможность реализовать правовые предписания развивают у человека неприязнь к нормам права, недоверие к закону и органам власти, формируют стремление решить проблемы самостоятельно или при помощи криминальных структур, развивают правовой нигилизм.

Негативные политические факторы проявляются в нестабильности политических отношений в стране, противоборстве политических группировок, коррупции, пренебрежении политической властью интересами общества или отдельных социальных групп, наличии внутригосударственных конфликтов политического, этнического, культурного или религиозного характера. Эти факторы порождают недоверие к власти и политической системе в целом, развивают идеи сепаратизма, чувства собственной незащищенности, подрывают патриотические настроения, формируют представление о возможности решения проблем коррупционным путем.

Наконец, отрицательные организационно-управленческие факторы проявляются в низкой раскрываемости преступности, в слабой организации деятельности правоохранительных органов, неконструктивном, обременительном бюрократизме, отсутствии контроля за деятельностью различных органов и финансовых потоков. Данные факторы способствуют развитию чувства безнаказанности, безответственности и вседозволенности, формируют пренебрежение нормам и правилам закона, подрывают авторитет органов власти.

Рассмотренные негативные факторы оказывают влияние не только на нравственно-психологические качества и свойства личности, но и на другие характеристики — социальный статус, уровень доходов, развитие отдельных социально-опасных болезней (алкоголизма и наркомании), характер уголовной ответственности и пр.

Если рассматривать внутренние факторы, формирующие личность преступника, то следует отметить, что они представлены влиянием тех характеристик, которые образовались у человека в процессе его жизнедеятельности. Некоторые качества и свойства личности преступника способствуют развитию или преодолению влияния других качеств и свойств. Например, отсутствие работы и средств к существованию способствует развитию чувства безысходности и стремления заработать денежные средства любым путем. С другой стороны, рождение ребенка нередко способствует формированию чувства ответственности, подавляет эгоизм, развивает понимание социальной значимости последствий своих поступков.

Процесс формирования негативных качеств личности преступника (особенно нравственно-психологических), как правило, занимает длительные периоды времени — года и десятилетия, но в ряде случаев какое-либо происшествие или череда событий могут заставить человека в течение короткого периода времени пересмотреть свои жизненные позиции.

Таким образом, формирование личности преступника — процесс зарождения и развития личностных качеств и свойств, которые в последующем детерминируют преступное поведение.

Изучение процесса формирования личности преступника позволяет выявить детерминанты, порождающие преступное поведение, и на основе этого разработать меры по противодействию им.

От процесса формирования личности преступника следует отличать криминогенную ситуацию. При криминогенной ситуации негативные внешние факторы непосредственно приводят к совершению преступления, в то время как при формировании личности преступника, влияние негативных факторов непосредственно не приводит к совершению преступления, а только образует предпосылки для этого.

Изучение криминогенной ситуации дает возможность выявить те условия, которые способствуют совершению конкретного преступления, спрогнозировать индивидуальное преступное поведение, предотвратить или пресечь преступление, разработать меры по предупреждению преступлений.

Существует множество оснований для классификации криминогенных ситуаций. Так, по источнику возникновения можно выделить следующие криминогенные ситуации:

  • 1) созданные преступником. При этом данные криминогенные ситуации могут создаваться преступником специально, например, когда злоумышленник оставляет незапертым окно в магазине, через которое он в последующем проникнет внутрь с целью совершения хищения, либо непреднамеренно, например, когда лицо распивает совместно со своим знакомым спиртное, а когда последний достигает состояния сильного опьянения, решает воспользоваться этим и совершает хищение его имущества;
  • 2) созданные потерпевшим. Данные ситуации могут также создаваться специально, например, когда потерпевший оскорбляет лицо, которое в последующем наносит из-за этого ему побои, и непреднамеренно — когда забывает запереть свою квартиру, в которую затем проникают воры;
  • 3) созданные третьими лицами, когда, например, рабочие в автомастерской забыли подключить сигнализацию у автомобиля, что послужило условием, способствующим его угону;
  • 4) вызванные стихийными силами природы — весенний наводок, приведший к необходимости эвакуации населения из населенного пункта, способствует расхищению оставленного имущества.

По содержанию криминогенные ситуации подразделяются:

  • 1) на проблемные — характеризующиеся возникновением противоречия, которое не требует незамедлительного разрешения. Проблемные ситуации вообще могут быть оставлены без разрешения и с течением времени исчезнуть сами по себе. Примером такой ситуации может послужить словесная ссора с соседями из-за места для парковки автомобиля;
  • 2) конфликтные — характеризующиеся возникновением противоречий, требующих обязательного разрешения. Например, продолжающиеся оскорбления со стороны соседей, с которыми ранее произошла ссора, поступление от них угроз повреждения или уничтожения имущества;
  • 3) экстремальные ситуации, которые характеризуются острым столкновением интересов, требующим незамедлительного разрешения, например, умышленное повреждение соседом автомобиля лица или нападение на это лицо в связи с возникшей острой неприязнью на почве ссоры по поводу парковочного места у дома.

По характеру воздействия на преступника выделяют такие криминогенные ситуации, как:

  • 1) провоцирующие, отличающиеся тем, что сложившиеся обстоятельства подталкивают лицо к совершению преступления, например, оставленные без присмотра вещи могут провоцировать на совершение хищения;
  • 2) разряжающие ситуации характеризуются тем, что они вызывают разрядку психологической напряженности лица, например, в случае, когда лицо, озлобленное ссорой с женой и бытовыми проблемами, случайно задевает на улице прохожий и провоцирует тем самым разрядку аккумулированного напряжения в виде ответных насильственных действий;
  • 3) затрудняющие ситуации выражаются в обстоятельствах, которые не дают возможность лицу достичь поставленной цели законным путем и подталкивают к достижению ее иными способами. Например, длительные очереди в больнице и пренебрежительное отношение медперсонала к пациентам провоцируют дачу взятки главврачу с целью получения внеочередной и качественной медицинской консультации;
  • 4) сопутствующие ситуации отличаются тем, что они способствуют достижению преступником своей преступной цели, например, отключение электроэнергии в парке способствует совершению разбойного нападения, запланированного злоумышленниками в его малолюдной части.

Следующие типы криминогенных ситуаций не требуют специальных разъяснений. Так, по времени возникновения выделяются:

  • 1) внезапно возникшие криминогенные ситуации;
  • 2) криминогенные ситуации, формирующиеся длительное время.

По длительности существования бывают:

  • 1) длительные криминогенные ситуации;
  • 2) кратковременные криминогенные ситуации;

По распространенности можно выделить криминогенные ситуации:

  • 1) международного характера;
  • 2) общегосударственного характера;
  • 3) регионального характера;
  • 4) местного характера;
  • 5) локального воздействия.

По уровню охвата криминогенные ситуации бывают:

  • 1) воздействующее на одно лицо;
  • 2) воздействующее на нескольких лиц.

Следует отметить, что возникновение криминогенной ситуации необязательно приводит к совершению преступления, особенно у законопослушных граждан. Но даже лица, характеризующиеся наличием негативных личностных характеристик, попав в криминогенную ситуацию, нередко не совершают преступления. Так, например, лицо, оказавшееся в зоне стихийного бедствия, не обязательно станет расхищать имущество эвакуированных граждан, оно может, наоборот, оказывать посильную помощь в борьбе со стихией, помочь пострадавшим, спасать их имущество.

Таким образом, криминогенная ситуация представляет собой совокупность негативных факторов внешней среды, которые, взаимодействуя с личностью преступника, детерминируют совершение преступления.

Совершение преступления зависит от особенностей взаимодействия криминогенной ситуации и личности преступника. В том случае, когда конкретная криминогенная ситуация воспринимается лицом через призму его негативных нравственно-психологических качеств и возникает преступление. Нередко лицо самостоятельно создает криминогенную ситуацию, используя для этого обычную обстановку. При этом преступление также представляет из себя продукт взаимодействия внешней среды (криминогенной ситуации) и внутренней (негативных качеств и свойств личности преступника).

Процесс зарождения и развития преступного поведения можно представить в виде механизма преступного поведения, состоящего из ряда взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых приводит к совершению преступления. Всего можно выделить пять элементов механизма преступного поведения (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Элементы механизма преступного поведения

Начинается механизм преступного поведения с актуализации какой- либо потребности. Например, потребности в пище. Лицо сопоставляет возможность реализовать данную потребность в преломлении на конкретную жизненную ситуацию и собственные нравственные ценности. При этом лицо осознает, что жизненная ситуация носит криминогенный характер, выражающийся в отсутствии у него средств на приобретение пищи и возможности их достать. Негативные нравственные качества лица допускают возможность приобретения средств существования преступным путем. При подобном сочетании у лица формируется преступный мотив (в данном случае корыстный характер).

Следует отметить, что данный элемент механизма преступного поведения может занимать довольно продолжительное время (недели и месяцы) и нередко определение всех его составных частей вызывает объективные трудности. Зачастую этот элемент формируется за рамками конкретной криминогенной ситуации. Например, жертва преступного посягательства желает восстановления социальной справедливости. Реализация данной потребности сталкивается с необъективностью предварительного расследования и судебного разбирательства, формируя преступный мотив, а освобождение лица от уголовной ответственности, порождает криминогенную ситуацию, под воздействием которой лицо решает самостоятельно наказать преступника, убив его.

Принятие решения о совершении преступления следует рассматривать в рамках самостоятельного элемента механизма преступного поведения. Во-первых, это связано с тем, что актуализация потребности и формирование преступного мотива не обязательно заканчиваются принятием решения о совершении преступления, а во-вторых, момент принятия такого решения однозначно связан с воздействием криминогенной ситуации, наконец, в-третьих, данный элемент приводит в действие другие элементы механизма преступного поведения.

Следующий элемент механизма преступного поведения связан с действиями по планированию совершения преступления. Этот мыслительный процесс характеризуется оценкой криминогенной ситуации, выбором места, времени, способа и орудия преступления, анализом своих возможностей и способностей, сопоставлением их с преступными намерениями. Следует отметить, что изменение криминогенной ситуации, а также влияние положительных нравственных качеств и свойств личности могут изменить план совершения будущего преступления, а иногда могут способствовать отказу от преступных намерений.

После того, как лицо обдумает последовательность совершения своих преступных действий, оно приступает к их реализации. В этот момент задействуется четвертый элемент механизма преступного поведения — совершение преступления, которое состоит из трех стадий: приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Приготовление к преступлению отличается от планирования будущих преступных действий тем, что предполагает совершение конкретных действий: приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления. При планировании протекают только мыслительные процессы. В момент покушения на преступление лицо начинает совершать действия, непосредственно направленные на совершение преступления. С доведением преступления до конца механизм преступного поведения не заканчивается.

Последний элемент механизма преступного поведения — посткриминальное поведение, которое включает в себя две составляющих: мыслительную и поведенческую. В рамках мыслительной деятельности преступник оценивает совершенное им деяние и свое место в нем. При этом лицо, совершившее преступление, может одобрять совершенное преступление и даже решить продолжить заниматься преступной деятельностью, может осуждать себя за какие-то действия либо раскаяться в содеянном. Внешнее поведение человека после совершенного преступления также характеризуется многообразием. Лицо может предпринять попытки сокрыть следы преступления, уничтожить улики, сбыть похищенное, запугать свидетелей, активно противодействовать органам предварительного следствия

или суда, или же наоборот, — написать явку с повинной, вернуть похищенное, загладить причиненный вред. Причем мыслительные процессы могут не совпадать с действиями. Так, например, лицо может загладить причиненный вред, будучи задержанным органами полиции и стремясь облегчить наказание, в то время как само не раскаивается в совершенном деянии.

Интересной особенностью механизма преступного поведения является его подверженность влиянию как внешней среды (криминогенной ситуации), так и внутренних факторов (нравственно-психологических деформаций личности). При этом влияние данных факторов возможно на каждый из элементов преступного поведения, а также друг на друга. Так, например, преступник, решив совершить кражу, может обнаружить, что криминогенная ситуация не в полной мере способствует этому — уехавшие хозяева квартиры установили новую дверь со сложным замком. Тогда преступника начинает влиять на криминогенную ситуацию, соглашаясь «взять в долю» сообщника — специалиста по взламыванию таких замков.

С другой стороны, длительная криминогенная ситуация, выражающаяся в постоянных оскорблениях и издевательствах со стороны мужа, при нереагировании участкового уполномоченного полиции формирует озлобленность, недоверие органам власти, надежду только на свои силы и стремление прекратить аморальное и противоправное поведение супруга, проявляющиеся в рамках аффектированного взрыва.

Изучение механизма преступного поведения необходимо для установления момента, когда негативные факторы внешнего или внутреннего характера играют наиболее активную роль в формировании преступного поведения и их устранения (или минимизации их влияния). Кроме этого, механизм преступного поведения позволяет выявить положительные качества личности, которые привели к отказу от доведения преступного умысла до конца либо вызвали раскаяние преступника и т.д., чтобы, опираясь на них, разработать более эффективные меры противодействия преступному поведению.

Таким образом, механизм преступного поведения представляет собой последовательность мыслительных и поведенческих актов человека, возникающих и развивающихся при взаимодействии конкретной криминогенной ситуации и негативных качеств и свойств личности, приводящих к совершению преступления.

8 О практике привлечения к уголовной ответственности за преступления, связанные с выборами и референдумами, проведенными в Российской Федерации в 2000-2002 годах (по материалам правового управления аппарата ЦИК). URL: http://izbirkom.novo-sibirsk.ru (дата обращения: 11.09.2013).

9 См.: Климова Ю.Н. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав путем подкупа: разграничение преступления и административного правонарушения // Административное право и процесс. 2011. № 7. С. 31.

10 Бабай Е.А. Юридическая ответственность политических партий за нарушения законодательства о финансировании их избирательных кампаний // Современное право. 2010. № 9. С. 38.

О.В. Шляпникова, Е.И. Дудкина

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРЕСТУПНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЛЕНОВ ОРГАНИЗОВАННЫХ ПРЕСТУПНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

В статье анализируются факторы, порождающие противоправное поведение членов организованных преступных формирований, предлагается и обосновывается классификация криминогенных детерминант групповой преступности.

Ключевые слова: криминогенные факторы, преступное поведение, участники организованных преступных формирований, процессы криминализации, социальная среда, личностная мотивация.

O.V. Shlyapnikova E.I. Dudkina

THE FACTORS INFLUENCING CRIMINAL BEHAVIOR OF MEMBERS OF ORGANIZED CRIMINAL FORMATIONS

Преступное поведение членов организованных преступных формирований — это основа функционирования организованной преступности. В криминологической литературе утвердились неоднозначные подходы к определению понятия «преступное поведение». Одни авторы рассматривают его как некий активный процесс, включающий не только сами действия, изменяющие внешнюю среду, но и предшествующие им психологические процессы и явления, определяющие генезис противоправного поступка1; другие рассматривают преступное поведение как результат взаимодействия личности преступника и социальной среды, оказывающий влияние этих двух факторов друг на друга2.

Разнообразие проявлений организованной преступной деятельности, ее связь с различными сторонами общественной жизни обусловливают необходимость изучения факторов, ее порождающих.

Исследованию факторов как организованной преступности в целом, так и факторов, влияющих на отдельные ее составляющие, в том числе и на личность

© Шляпникова Ольга Викторовна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); shliapnikova.olga@yandex.ru

© Дудкина Елена Игоревна, 2014

Аспирант кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail:dulaya@mail.ru 173

участников организованных преступных формирований, посвящено много научных работ в области уголовного права, криминалистики, криминологии, юридической психологии и т.д.

Как представляется, при исследовании объективных факторов, влияющих на организованную преступность, необходимо учитывать общие причины всей преступности, а также рассматривать ее специфические составляющие, оказывающие влияние на личность участника организованной преступной группы, поскольку организованная преступность — это конгломерат преступников, личности которых формируются, развиваются и существуют в определенных социально-экономических условиях, определяющих их преступное поведение.

К основным объективным факторам, порождающим организованную преступность в целом и в частности противоправное поведение участников организованных преступных формирований, на наш взгляд, необходимо отнести особенности экономической и социально-политической ситуации в стране, которые характеризуются ослаблением значимости государства в правовом регулировании экономики, в развитии цивилизованных рыночных взаимоотношений, имущественным расслоением общества, безработицей, ликвидацией множественных форм общественного контроля, политической нестабильностью.

Категории людей, оказавшихся из-за социально-экономического кризиса невостребованными в тех или иных сферах жизнедеятельности общества, пытаются адаптироваться к усложненным условиям существования через девиантное, в т.ч. преступное поведение.

Согласно аналитическим данным зарубежных специалистов, рост безработицы на 1 % вызывает увеличение преступности на 5 %, а для организованной ° преступности данный показатель в 1,5 раза больше. При этом возможности ¿г кримоногенного слоя нетрудоустроенных нацелены отнюдь не на общеуголовную ~ преступность, а главным образом на вовлечение организованной преступности ? в криминальный бизнес3.

| Обострение межнациональных, этнических, религиозных конфликтов спо-

| собствует становлению криминальных группировок, организованных по этни-| ческому признаку. Вооруженные конфликты, межклановые распри, сложное

1 экономическое положение усиливают процессы незаконной миграции.

| В правовой сфере, по нашему мнению, также существует немало проблем, в

п.

2 определенной мере влияющих на преступное поведение участников организо-§ ванных преступных формирований. Так, среди факторов правового характера | необходимо отметить несоответствие законодательной базы характеру и особен-| ностям организованной преступности. Так, законодательство, регулирующее 2 противодействие организованной преступности в России, в настоящее время § не в состоянии реализовать принцип неотвратимости наказания в отношении £ многих лидеров преступных группировок, их активных членов4. Несовершенство <3 в системе уголовной юстиции приводит к безнаказанности виновных и отрица-1 тельно сказывается на криминальной ситуации в стране.

I Проведенное нами исследование показало, что еще одной проблемой совре-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менного общества, непосредственно оказывающей влияние на состояние именно организованной преступности, является коррупция. Для достижения поставленных целей члены организованных преступных формирований прибегают к взаимосвязям коррупции и опасных видов криминального насилия, в т.ч. терроризму. Подобные формирования являются субъектом подкупа должностных

и обладающих государственными или прочими полномочиями, возможностями

и авторитетом лиц. С одной стороны, это служит предпосылкой, а с другой стороны, проявлением организованной преступности и орудием ее прикрытия5.

В качестве основного фактора, влияющего на организованную преступность, выделяемого учеными, можно назвать преемственность отечественного криминального опыта и сохранение его носителей6. Исследователи проблем организованной преступности отмечают, что, перестав расти в количественном плане, «вал» преступности изменился в качественном отношении: преступления стали более целенаправленными, корыстными и ухищренными. Преемственность криминального опыта и сохранение его носителей выражается в наблюдающейся тенденции криминализации экономических отношений. Вторжение в легальную экономику криминального предпринимательства породило переход в законное предпринимательство криминальных способов конкурентной борьбы и конфигураций взаимоотношений товаропроизводителей7. Кроме того, данный факт привел к тому, что легальное предпринимательство в значимой мере криминализировалось.

Исследуя феномен «организованной преступности» в условиях глобализации, ученые пришли к выводу, что глобализация существенно «переформатирует» организованную преступность, способствует формированию и активизации новых форм преступной деятельности в транснациональных масштабах, обеспечивает качественно иной масштаб как самой этой деятельности, так и масштаб последствий. Безусловно, все это, на наш взгляд, налагает отпечаток и на поведение участников организованных преступных формирований, открывая перед ними новые горизонты, побуждая осваивать новые «преступные профессии».

Одновременно с этим основным движущим субъективным фактором преступного поведения участника организованного преступного формирования, на наш взгляд, ш являются личностные характеристики участника такого формирования. Исследо- н ватели личности преступника к основным признакам преступного типа относят С взгляды, черты, расчеты и склонности личности, которые предопределили в каче- | стве господствующего в его сознании занятие преступной деятельностью, а также к возникновение склонности к совершению преступления для достижения опреде- Г ленных результатов. Для криминологической характеристики личности важны д такие дополнительные признаки, как степень умственной одаренности и развития | преступника, в частности, степень его образования, общий склад его характера и н др. Однако для того чтобы личностные качества индивида трансформировались в й конкретное поведение, необходима некая движущая сила, скрытая в личностных и характеристиках участника организованного преступного формирования. е

В связи с изложенным представляется возможным субъективные факторы, | влияющие на поведение участников организованных преступных формирований, а условно поделить на две группы: 1) внешние субъективные факторы, связанные | с формированием личности преступника; 2) внутренние субъективные факторы, и включающие в себя мотивационную сферу личности преступника. Г

По нашему мнению, определяющая роль в формировании личности отводится Ц семье, в которой рождается ребенок, поскольку именно она оказывает влияние на 00 его ожидания, выбор ролей, установки, систему взглядов и взаимоотношений с 14 другими людьми, а также на эмоциональное, когнитивное, социальное и физическое развитие человека в течение всего жизненного пути. Вырастая, ребенок все более активно вливается в социальную среду, которая предопределяет сознание и поведение лица, оказывает воздействие на него всевозможными способами. Неразрешенность конфликтов с родителями, педагогами и соучениками приводит к усилению отрицательного влияния со стороны ближайшего окружения. 175

Процесс социализации в подростковом возрасте осложняется эмансипацией, сопровождающейся зарождением самостоятельного и критического мышления, которое характеризуется отказом от авторитетов. Влечение к самостоятельности, проявляющейся в актах преступного поведения, может принимать стихийные и агрессивные формы. Огромное значение при формировании личности подростка имеют криминологически значимые акцентуации характера, выражающиеся в конформной, лабильной, сенситивной формах. Они формируют зависимость психики подростка от окружающей социальной среды и в дальнейшем играют существенную роль в групповой деятельности.

На криминализацию несовершеннолетних решающее влияние оказывают многочисленные социальные факторы, в т.ч. бродяжничество, беспризорность, деформация ценностных ориентаций, развитие высоких технологий, несовершенные законы, существование системы интернатных учреждений, отсутствие бесплатного позитивного досуга.

Одной из составляющих личности преступника является его социальная роль, под которой понимаются реальные социальные функции конкретного лица, определенные его положением в системе общественных отношений и принадлежностью к тем или иным социальным группам8. Немаловажное значение для определения причин, движущих поведением участника организованного преступного формирования, имеет социальный слой, в котором он сформировался как преступник.

Для лидеров и участников организованных преступных формирований характерна четко выраженная престижно-потребительская ориентация, повышенное внимание к своему физическому состоянию, послушность указаниям 14 руководителя. Охранникам и боевикам присущи решительность, быстрота

? реакции, агрессивность, стремление разрешить конфликты путем физического

(101 или психического насилия.

| Как показало проведенное нами исследование, только 15,6 % респондентов

1 указали на сплоченные межличностные отношения внутри организованного | преступного формирования; 78,4 % — отметили устойчивые связи; на конфликт-| ность обратили внимание 5,2% опрошенных; иное — 0,8 %.

§ Как отметили более половины респондентов, они ощущали физическое и психо-

ф

| логическое воздействие группы и испытывали невозможность выхода из ее состава.

§■ Для того чтобы сформировавшаяся в процессе социализации личность реали-

° зовала свои потребности, необходима определенная мотивация, представляющая

1 собой процесс возникновения, формирования, развития, изменения, коррек-

| тировки мотивов, постановки целей и принятия решений9. Мотивация и цели,

| на достижение которых направлена деятельность личности, — это внутренние

° субъективные факторы, влияющие на поведение участников организованных

° преступных формирований.

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

з Изучение уголовных дел по преступлениям, совершенным организован-

1 ными преступными формированиями, показало, что основные мотивы пове-| дения участников организованных преступных формирований заключаются

в следующем: постоянная материальная нужда — 38 %, желание обогатиться — 42 %, агрессия — 20 %. Следует иметь в виду, что для участников преступных формирований, в т.ч. лидеров, в качестве основного мотива преступной деятельности выступает также и стремление к власти (44%).

Кроме того, в ходе исследования было выявлено, что воздействию объективных 176 факторов более подвержены рядовые участники организованных преступных

формирований, поскольку на их преступную деятельность повлияло отсутствие или потеря работы (39 %), низкий уровень заработной платы (27 %), невозможность реализоваться в жизни (24 %), проблемы в семье (отсутствие взаимопонимания с родителями, развод и т.п. — 10 %). Организаторы же преступных формирований характеризуются как личности, менее подверженные воздействию объективных факторов, умеющие использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах. Основными движущими мотивами их преступного поведения выступают корысть (40 %), жажда власти (37 %), самоутверждение (23 %).

Участие в организованном преступном формировании также налагает отпечаток на мотивацию ее участников. Таким образом, представители преступных организаций применяют приемы страхования криминальных рисков, используя механизмы материальной мотивации (тяга заполучить выгоду от участия в преступной деятельности организации); механизм статусной мотивации (заинтересованности получить определенное место в иерархической структуре криминальной организации), механизм принудительной мотивации (властное принуждение к соблюдению норм и угроза жесткими санкциями); механизм идентификации (потребность в принадлежности к какому-либо сообществу, в причастности к ее идеалам, целям, нормам)10.

Сформировавшийся мотив приводит к цели, наличие которой предвосхищает результат и ориентирует активность субъекта, утверждая признак социальной деятельности. Цель — это системообразующая и организующая основа совместной деятельности.

Специализация организованной преступности налагает отпечаток как на личность преступника в целом, так и на его мотивацию. Направленность специализации организованного преступного формирования находит свое отражение в мотивационной сфере их участников. Это еще раз подчеркивает ранее рассмотренную позицию ученых о подверженности участников организованного преступного формирования его целям.

Результаты исследования, изложенные в настоящей статье показали, что факторы, влияющие на поведение участников организованных преступных формирований, складываются из трех составляющих: объективные факторы (социально-экономические условия, процессы криминализации, происходящие в современном обществе); внешние субъективные факторы (среда, в которой происходит социализация личности, социально-психологический климат организованного преступного формирования, влияние его и лидера на индивида) и внутренние субъективные факторы (личностная мотивация, включающая мотивы и цели преступного поведения). При этом доминирующими причинами преступного поведения организаторов преступных формирований выступают внутренние субъективные факторы, а для рядовых исполнителей организованных преступных формирований — объективные факторы, что позволяет констатировать «антиморальную» устойчивость лидеров организованных преступных формирований и подверженность иных участников организованных преступных формирований воздействию социальной среды.

2 См.: Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992. С. 10, 35.

3 См.: Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. М., 2006. С. 98.

4 См. : Зуев С.В. Борьба с организованной преступностью: нужны надлежащие правовые средства // Законность. 2011. № 3. С. 28.

5 См.: Долгова А.И. Организованная преступность, терроризм и коррупция: тенденции и совершенствование борьбы с ними // Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. М., 2005. С. 3-6.

6 См.: Криминалистика: учебник / под ред. Е.П. Ищенко. М., 2011. С. 167; Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. С. 231 и др.

7 См.: Шеслер А.В. Криминогенные последствия приватизации объектов государственной и муниципальной собственности // Применение нового законодательства в области борьбы с преступностью. Домодедово, 1994. С. 24.

8 См.: Малков В.Д. Криминология: учебник. М., 2006. С. 87.

9 См.: Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 107.

Е.А. Герасимова

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРЕЮДИЦИИ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

В статье анализируются научные позиции относительно перспектив применения института административной преюдиции в уголовном праве. Обосновываются выводы, отражающие авторский взгляд на проблему соотношения административного и уголовного законодательства в рамках указанного правового института.

Ключевые слова: административная преюдиция, уголовное право, административное право, ответственность, уголовно-правовая обязанность.

E.A. Gerasimova

THE PROBLEMS OF OPERATION OF THE INSTITUTE OF ADMINISTRATIVE PREJURISDICTION IN CRIMINAL LAW

Keywords: administrative prejurisdictions, criminal law, administrative law, responsibility, criminal and legal duty.

Институт административной преюдиции приобрел широкую известность среди представителей юридической науки и правоприменительной практики в советский период. УК РСФСР 1960 г. связывал основание ответственности с предварительным привлечением к административной ответственности за аналогичное деяние более чем в 20 составах преступлений1. Как указывал в свое время И.О. Грунтов, общим для всех видов преступлений с административной преюдицией по советскому уголовному праву было то, что «эти действия совершаются с прямым умыслом; не представляют большой общественной опасности; в большинстве случаев совершение таких действий нарушает специальные правила поведения; за совершение в первый раз таких правонарушений установлена административная ответственность»2. Ученый активно отстаивал востребованность анализируемого правового института. Основные аргументы в защиту административной преюдиции основывались на тезисе о том, что «вряд ли возможно исправлять и перевоспитывать методом, не давшим результатов»3.

Социальная среда, т.е. общество, в котором живет человек, оказывает решающее влияние на формирование его личности, в т.ч. и личности преступника. Виды и способы воздействия общества на человека разнообразны, поэтому выделяют два уровня воздействия: макроуровень и микроуровень.

На макроуровне социальная среда воздействует на личность через отношения человека с государством и общественными институтами, в т.ч. и производственными структурами. Здесь важны уровень развития экономических отношений и связанный с ним уровень жизни. Если в конкретном государстве у его граждан мало возможностей материально обеспечить себя, свою семью и близких законными путями, – высок уровень безработицы, велик разрыв между богатыми и бедными слоями общества, сложно получить образование и т.д., то это провоцирует людей на преступления. Кроме того, важно отношение государства к политическим и социально-экономическим права своих граждан.
В случае пренебрежения к ним, массовых систематических нарушений норм и принципов народовластия со стороны государственных органов, а также его неспособности или нежелания пресечь такие нарушения со стороны неформальных структур (организованных преступных объединений, крупных корпораций- монополистов), граждане также будут склонны к различным правонарушениям.

На микроуровне это воздействие проявляется через различные межличностные отношения, в т.ч. отношения в семье, между близкими и знакомыми. Личность преступника как человека, поведение которого имеет антиобщественную, социально опасную направленность формируется, как правило, с детства и юности. Здесь важнейшую роль играет семья и ближайшее окружение, а также школа и неформальные структуры. От того, какие нравственные, морально-этические, религиозные ценности усваивает человек в раннем возрасте, зависит то, какое поведение будет для него естественным на протяжении всей его жизни. Важен также уровень правосознания общества, его отношение к необходимости соблюдения законов и правоохранительным структурам, – если это отношение будет отрицательным, то у новых членов общества больше шансов стать преступниками.

На всех уровнях влияние социальной среды на формирование личности преступника может проявляться в трех основных формах: 1) прямым влиянием общественных условий на развитие личности; 2) опосредованным (косвенным) влиянием, когда в обществе приняты такие правила поведения, которые способствуют развитию свойств личности, способствующих возникновению мотивации на преступное поведение; 3) путем создания таких ситуаций, которые вынуждают или облегчают выбор преступного варианта поведения.

Процесс формирования личности принято рассматривать как социализацию, т.е. процесс наделения личности общественными свойствами, выбора жизненных путей, установления социальных связей, формирования самосознания и системы социальной ориентации, вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций. В этот период возникают и закрепляются типичные реакции на возникающие жизненные ситуации, наиболее характерные для данного человека предпочтения.
Социализация личности как активный процесс длится не всю жизнь, а лишь период, необходимый для восприятия комплекса норм, ролей, установок и т.д., т.е. на протяжении времени, необходимого для становления индивида как личности. Можно выделить первичную социализацию, или социализацию ребенка, и промежуточную, которая знаменует собой переход от юношества к зрелости, т.е. период от 17—18 до 23— 25 лет.
Особенно важную роль в формировании личности играет первичная социализация когда ребенок еще бессознательно усваивает образцы и манеру поведения, типичные реакции старших на те или иные проблемы, как показывают психологические исследования личности преступников, уже взрослым человек часто воспроизводит в своем поведении то, что запечатлелось в его психике в период детства. Например, он может с помощью грубой силы разрешить конфликт так, как это раньше делали его родители. Можно сказать, что преступное поведение в определенном смысле есть продолжение, следствие первичной социализации, но, конечно, в других формах.
Дефекты первичной, ранней социализации в родительской семье могут иметь криминогенное значение в первую очередь потому, что ребенок еще не усвоил другие положительные воздействия, он полностью зависим от старших и совершенно беззащитен от них. Поэтому вопросы формирования личности в семье заслуживают исключительного внимания криминологов. Семья — главное звено той причинной цепочки, которая выводит на преступное поведение.
Сейчас накоплено значительное количество данных о семьях правонарушителей, условиях их родительского воспитания. В основном это социологические, социально-демографические данные о семье. Однако на нынешнем этапе развития науки и запросов правоохранительной практики становится ясно, что с помощью лишь такой информации (о составе родительской семьи будущих правонарушителей, общих характеристиках отношений в ней, уровне культуры родителей, совершении ими и другими родственниками аморальных или противоправных действий и т.д.) уже нельзя в должной мере объяснить происхождение преступного поведения.
Так, при всей ценности весьма многочисленных данных о неблагополучных или неполных семьях, остается непонятным, почему многие «выходцы» из таких семей никогда не совершают противоправных действий. К числу же неблагополучных семей относят только те, в которых родители совершают противоправные или аморальные действия. Отсутствие, например, отца или его аморальное поведение далеко не всегда формирует личность правонарушителя. Поэтому следует считать, что решающую роль играет не состав семьи, не отношения между родителями, даже не их объективно неблаговидное, пусть и противоправное поведение, а главным образом их эмоциональное отношение к ребенку, его принятие или, напротив, отвержение.
Можно обнаружить достаточное количество семей, в которых родители совершают правонарушения, но их эмоциональное отношение к детям отличается теплотой и сердечностью. Поэтому есть все основания считать, что именно отсутствие подобных отношений в детстве в решающей степени определяет ненадлежащее поведение человека в будущем.
Однако условия жизни ребенка не прямо и непосредственно определяют его психическое и нравственное развитие. В одних и тех же условиях могут формироваться разные особенности личности прежде всего из-за того, в каких взаимоотношениях со средой находится человек, какими биологическими чертами он обладает. Средовые влияния воспринимаются в зависимости от того, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются.
Имеется множество убедительных доказательств того, что в семьях с прочными, теплыми эмоциональными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, способность к сопереживанию, самостоятельность, инициативность, умение разрешать конфликтные ситуации и др. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников.
Напротив, чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Даже недостаточное внимание, низкая частота общения родителей и детей (гипоопека) по самым разным причинам, в том числе объективным, нередко вызывают у последних эмоциональный голод, недоразвитость высших чувств, инфантильность личности. Следствием этого может быть отставание в развитии интеллекта, нарушения психического здоровья, плохая успеваемость в школе, совершение аморальных и противоправных проступков.
Психологическое отчуждение ребенка родителями — не единственная причина формирования личности преступника. Нередко это происходит иным путем: у ребенка и подростка есть необходимые эмоциональные связи с родителями; но именно последние демонстрируют ему пренебрежительное отношение к нравственным и правовым запретам, образцы противоправного поведения (например, постоянно пьянствуют, учиняют хулиганские действия и т.д.).
Поскольку же тесные контакты с ними имеются, подросток сравнительно легко усваивает эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, которые вписываются в его психологию и начинают стимулировать его поступки. Этот путь криминогенного заражения личности достаточно хорошо известен практическим работникам правоохранительных органов.
Криминогенные последствия может иметь и такой недостаток семейного воспитания, когда при отсутствии теплых эмоциональных отношений и целенаправленного нравственного воспитания окружающие заботятся об удовлетворении лишь материальных потребностей ребенка, не приучая его с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, соблюдению нравственных норм. По существу, здесь проявляется равнодушие к нему.
Отвергание родителями ребенка, отсутствие родительской заботы и попечения могут иметь место в явной, открытой форме. Чаще всего это случаи, когда его бьют, издеваются над ним, иногда очень жестоко, выгоняют из дома, не кормят, никогда не проявляют заботы и т.д., нанося ему незаживающие психические травмы. Неприятие своего ребенка может быть и скрытым, отношения между родителями и детьми в этих случаях как бы нейтральны, эмоционально никак не окрашены, каждый живет по-своему и мало интересуется жизнью другого. Такие отношения выявить всегда трудно, их обычно скрывают и родители, и дети, причем делают это скорее невольно, непреднамеренно. Ведь даже для взрослого человека очень травматично признать, да еще открыто, что родители его не любили, что он был им в тягость и т.д. Осужденные в местах лишениях свободы не часто делают признания об этом, поскольку для них в их бедственном положении помощь, сочувствие и любовь родителей чрезвычайно важны, даже если с ними ранее никакой близости не было.

Нередко дети предоставлены сами себе в семьях, в которых много детей или в которых родители слишком заняты по работе. К., 17 лет, осужденная за ряд квартирных краж, так рассказала о своей семье: «Нас детей в семье было семеро, я — пятая. Каждый жил, как хотел, на меня родители внимания не обращали, хотя и не обижали никогда». Итог: две младшие сестры К. живут в детском доме, двое братьев и она — в местах лишения свободы.
Отсутствие надлежащих семейных контактов особенно пагубно для девочек. Во-первых, почти все отвергнутые семьей девочки слишком рано начинают половую жизнь, становятся легкой сексуальной добычей более взрослых парней, быстро деморализуются, их интимные связи приобретают беспорядочный характер. Во-вторых, оторвавшись от семьи, школы, выйдя за пределы нормального человеческого общения, таким девушкам очень трудно, а иногда и невозможно вернуться к обычной жизни, завоевать уважение окружающих. Социальное клеймение (стигматизация) женщин обычно оказывается более стойким и губительным, чем мужчин. Особенно трагично складывается судьба бродяг, проституток, наркоманок, алкоголичек, а также тех, кто связал себя с профессиональными преступниками. Их не только трудно перевоспитать, но они сами подчас не могут найти место в нормальной человеческой жизни.
Чрезвычайно важно отметить, что в результате эмоционального отвергания родителями ребенка, его неприятия или лишения родительской ласки и попечения в его психике на бессознательном уровне формируются тревожность, беспокойство, боязнь утраты себя, своего «я», своего положения в жизни, ощущение враждебности, даже агрессивности окружающего мира. Эти качества из-за отсутствия надлежащих воспитательных воздействий или, напротив, негативных влияний затем закрепляются в ходе общения в школе, в учебных и трудовых коллективах, среди товарищей и, что очень важно, очень многими и субъективно значимыми условиями жизни индивида.
Все названные качества можно назвать тревожностью, понимая ее как страх небытия, несуществования. Этот страх может иметь два уровня — страх смерти (высший уровень) и постоянное беспокойство и неуверенность (низший уровень). Если тревожность достигает уровня страха смерти, то человек начинает защищать свой биологический статус, свое биологическое существование — отсюда совершение насильственных преступлений как способ защиты от мира, субъективно воспринимаемого как опасный или враждебный. Рядом специальных психологических исследований установлено, что наиболее характерной чертой убийц является повышенная восприимчивость, ранимость, ожидание угрозы со стороны среды. Если тревожность сохраняется на уровне постоянного беспокойства и неуверенности, то человек может защищать свой социальный статус, социальное существование, свою социальную определенность путем совершения корыстных и корыстно-насильственных преступлений.
Формирование и последующее развитие будущих преступников складываются так, что по сравнению с другими они совершенно иначе видят окружающий мир и соответственно реагируют на его воздействия. Их ведущей чертой становится постоянное стремление к самоутверждению, к самоприятию, защите себя и своего «Я», отстаиванию своего места в жизни. Тенденция к утверждению и самоутверждению может осуществляться за счет снижения статуса другого человека, его унижения и даже уничтожения. Именно такие люди обладают наибольшей степенью внутренней несвободы и весьма предрасположены к противоправному поведению.
Наличие тревожности, бессознательное ощущение призрачности и хрупкости своего бытия, опасения небытия являются фундаментальными особенностями личности и качественно отличают преступника от непреступника. Эти особенности возникают в результате неблагоприятного формирования личности начиная с детских лет. При их наличии человек может совершать преступления потому, чтобы не разрушались его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло приемлемое для него его биологическое и социальное бытие.
Высокая тревожность может быть прирожденной, но снята надлежащим воспитанием. Неблагоприятное же формирование личности способно еще более усилить тревожность, породить ее высокий уровень у тех, кто не был предрасположен к этому. У тревожных личностей угроза бытию, биологическому и социальному способна преодолеть любые нравственные преграды или правовые запреты, игнорировать их, никак не принимать во внимание. Поэтому не учитывается и угроза сурового наказания. Нравственные нормы в силу указанных особенностей и отсутствия целенаправленного воспитания не воспринимаются ими. Однако в принципе возможна компенсация указанных черт с помощью целенаправленного, индивидуализированного воздействия с одновременным, если это нужно, изменением условий жизни. Но это в большинстве случаев не делается.
Названные качества закрепляются, развиваются в личности, «обрастают» другими положительными и отрицательными особенностями, часто противоположными, причем эти наслоения нередко преобладают в ее реакции на средовые воздействия. Поэтому подобные качества обнаружить очень сложно даже с помощью специальных методов. Изначальные контуры этого психического и психологического явления как бы исчезают, затушевываются более поздними образованиями, в первую очередь культурными, а также теми, которые вызваны физиологическими изменениями.
В нашей стране уже давно существуют объективные факторы, формирующие высокий уровень тревожности личности: значительное расслоение общества в связи с разным уровнем материальной обеспеченности, объемом и качеством социальных услуг; социальная напряженность между людьми; утеря людьми, особенно молодыми, привычных жизненных ориентиров и идеологических ценностей, некоторое ослабление родственных, семейных производственных и иных связей, социального контроля; постепенное возрастание числа тех, кто в современном производстве не может найти себе места. Надо полагать, что люди пожилого возраста, несовершеннолетние и женщины более уязвимы для неблагоприятных внешних социальных воздействий.
Конечно, многие люди обладают прирожденной предрасположенностью к тому, чтобы с повышенной тревожностью воспринимать окружающий мир, и у них риск поведенческого срыва достаточно велик. Однако никакая предрасположенность фатально не приводит к совершению преступлений. Страх смерти, как и постоянное беспокойство, могут быть преодолены вполне допустимыми и нравственными способами, великое множество которых выработало человечество на протяжении своей истории. Это рождение, воспитание и попечение своих детей и внуков, передача им по наследству имущества, традиций и нравственных ценностей, делание карьеры, создание произведений искусства, литературы, научных трудов, накопление богатства и т.д. Поэтому можно сказать, что преодоление страха небытия и в том числе страха смерти является мощным стимулом человеческого поведения, творческой деятельности, хотя и очень редко осознается в таком качестве. Вот почему ни в коем случае нельзя считать, что страх небытия выполняет лишь негативные функции. Нравственная и правовая его оценка полностью зависит от того, какими способами он преодолевается.
Семья как известно, психологически характеризуется взаимосвязью между ее членами, а именно наличием взаимных идентификаций, взаимными привязанностями, что порождает общие интересы и ценности, согласованное поведение. Внутрисемейные отношения представляют собой социально-психологические механизмы взаимопонимания между членами семьи, способность каждого из них принимать на себя роль другого. Человек может сочувствовать и сопереживать другому человеку, если он способен представить себя на его месте, понять, что тот, другой, тоже может нуждаться в помощи и поддержке. Идентификация неразрывно связана с коммуникацией, ибо только вообразив себя на месте другого, человек может догадаться о его внутреннем состоянии. На идентификации основывается одна из главных функций семьи — формирование у ее членов способности учитывать в своем поведении интересы других людей, общества.
Значительно возросшие за последние годы агрессивность и жестокость людей, выражающиеся в росте насильственных преступлений, прямо связаны с нарушением эмоциональных коммуникаций в семье. Эти коммуникации сейчас ослабли, семья меньше, чем ранее, способна эффективно контролировать поведение своих членов, которые в свою очередь далеко не всегда находят в ней возможность психологической разрядки и отдыха. Семья перестала в должной мере обучать женщину состраданию, сочувствию, мягкости, причем надо отметить, что если родители ее не любили и не заботились о ней, то она вряд ли сможет научить этому своих детей. Понятно, что все это негативно сказывается на воспитании подрастающего поколения, активно способствуя росту правонарушений среди подростков.
Семья, включая ребенка в свою эмоциональную структуру, обеспечивает тем самым его первичную, но чрезвычайно важную социализацию, т.е. «через себя» вводит его в структуру общества. Если этого не происходит, ребенок отчуждается от нее, закладывается основа для весьма вероятного отдаления в будущем от общества, его институтов и ценностей, от малых социальных групп. Это отдаление может принять форму стойкого дезадаптивного, отчужденного существования, в том числе бродяжничества, если не будут осуществлены специальные воспитательные мероприятия. Последнее обстоятельство нужно подчеркнуть особо, так как просто наступление благоприятных, по мнению окружающих, условий жизни может не привести к желаемым результатам, поскольку эти условия субъективно будут восприниматься как чуждые для данного индивида, не соответствующие его ведущим мотивационным тенденциям.
Неблагоприятное формирование личности продолжается в антиобщественных малых неформальных группах сверстников. Последние, как правило, представляют собой объединение в прошлом отвергнутых семьей детей — и юношей, и девушек. Их сближение в рамках такой группы происходит обычно очень быстро, так как они представляют друг для друга социальную и психологическую ценность. Дело в том, что групповая сплоченность и постоянное общение позволяют им устоять перед обществом, которое воспринимается ими как нечто чуждое и враждебное. Естественно, некоторые его важные нормы перестают регулировать их поведение.
Таким образом, существование преступных групп или групп, в которых господствуют отсталые, вредные взгляды и нравы, антиобщественные нормы поведения и которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на личность, также обусловлено социальными причинами. Существование подобных групп неизбежно в той же мере, в какой закономерно существование таких общественных структур, из которых выталкиваются отдельные люди, обрекаемые на отчуждение. Отчужденные же личности обязательно объединяются в свои группы для защиты собственных интересов и взаимной поддержки. Общество всегда их будет осуждать, почти всегда забывая о том, что само виновато в этом. Конечно, группы отличаются друг от друга и своей сплоченностью и устойчивостью, и степенью своей общественной опасности, причем не только для среды в целом, но и для отдельных членов.
Отторгнутый родительской семьей индивид почти всегда попадает под сильнейшее влияние антиобщественной группы сверстников, участники которой, как правило, совершают преступления. Под влиянием группы формируются установки и ценностные ориентации, включающие способы разрешения возникающих жизненных ситуаций и проблем. Это очень важный момент, поскольку не всегда противоправны сами мотивы и цели поведения, таковыми чаще являются способы реализации мотивов и достижения целей. Например, противоправно не стремление разбогатеть, а то, каким путем приобретается достаток. Уголовно наказуемым способам может научить семья, но чаще это делает именно группа.
Влияние группы значительно постольку, поскольку данный человек ценит свое участие в ее жизнедеятельности. Ее члены находятся в повседневном общении, между ними возникает множество отношений, основанных на чувствах, а их отношения друг к другу и их оценки различных социальных фактов, событий, других людей неизбежно выражаются в эмоциональной форме. Группа осуждает или одобряет, радуется или негодует, и потому общие настроения или мнения выступают ее основными социально-психологическими и духовными факторами. Настроения и мнения, господствующие в группе, неизбежно передаются ее членам.
Личность преступника формируется не только под влиянием микросреды (семьи, иных малых социальных групп), но и широких, макросоциальных явлений и процессов. Они действуют двояко: непосредственно, особенно с помощью средств массовой информации, и опосредованно, через микроокружение.
Как известно, постсоветское российское общество претерпело значительные изменения: утрачены прежние идеологические ориентиры, произошло резкое расслоение населения по уровню материального благосостояния, повысилась мобильность людей и в то же время ослаб социальный контроль за их поведением. Возросли опасения, тревоги, страхи. Так, по выборочным данным в 1996 г. по сравнению с 1990 г. страх тирании и беззакония повысился с 22,5 до 66,7%, нищеты — соответственно с 16,7 до 67,2%, криминализации — с 14,6 до 66,0%, возврата массовых репрессий — с 13,7 до 27,6%, национальных конфликтов — с 12,3 до 48,2%. Другие исследования показывают, что в среднем двое из десяти человек страдают повышенной общеличностной тревожностью, усугубляемой социально-экономической нестабильностью, хотя истоки их невротизма глубже и должны быть объяснены фактами их биографии. В целом более 70% опрошенных обнаруживают более или менее выраженное состояние социальной тревожности.
Названные явления не могут не оказывать существенного влияния на формирование личности преступника. Понятно, что приведенная Психологическая характеристика относится отнюдь не к каждому отдельно взятому преступнику. Как мы увидим в последующих главах, среди преступников достаточно часто встречаются волевые, уверенные в себе личности, активно подчиняющие себе окружающих людей. Это в особенности относится к членам и руководителям организованных преступных сообществ. Неуверенность в будущем, постоянные опасения за своих близких и за себя определяют особое восприятие окружающего мира и самого себя, противоправные способы защиты против действительной или мнимой опасности.