Составление протокола об административном правонарушении неуполномоченным лицом

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае».

2. Методические рекомендации определяют единые требования к реализации должностными лицами органов местного самоуправления Ипатовского муниципального района полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ставропольского края от 10 апреля 2008 года № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае» (далее – Закон)

3. Перечень должностных лиц органов местного самоуправления Ипатовского муниципальных районов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Ставропольского края «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае», определяется муниципальным правовым актом.

4. В соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими Перечень должностных лиц органов местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в Положения о структурных подразделениях и должностные регламенты муниципальных служащих, указанных в Перечне, вносятся соответствующие изменения.

5. Составление протокола об административном правонарушении осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

II. Порядок составления протокола об административном

правонарушении

1. О совершении административного правонарушения, предусмотренного Кодексом, составляется протокол.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются основания, указанные в статье 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При совершении лицом одновременно нескольких административных правонарушений, по факту совершения правонарушений, рассмотрение которых относится к компетенции административной комиссии, составляются отдельные протоколы.

С момента составления протокола об административном правонарушении дело об административном правонарушении считается возбужденным.

Протокол об административном правонарушении составляется при наличии надлежащего уведомления физического лица (его представителя), законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении.

Некоторые разъяснения по вопросу надлежащего уведомления законных представителей юридических лиц, перечень которых установлен ст. 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, даны в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10.

Подтверждением надлежащего уведомления законного представителя юридического лица о составлении протокола об административном правонарушении является его личная подпись на соответствующем уведомлении, а также выданная им доверенность на представление интересов юридического лица при участии представителя при составлении протокола об административном правонарушении по конкретному делу.

Надлежащим уведомлением физического лица о составлении протокола об административном правонарушении является его личная подпись в получении уведомления (в том числе, почтового), телефонограмма, оформленная надлежащим образом, отметка в журнале исходящих телефонограмм.

2. Требования к протоколам об административных правонарушениях содержатся в статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении:

— для физического лица: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес регистрации, место работы;

— для юридического лица: полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адреса, ИНН,

свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица (его представителя), или представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (при проведении административного расследования).

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда от 23.05.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

3. При описании события административного правонарушения обязательно указываются:

  • дата совершения административного правонарушения;
  • место совершения административного правонарушения;
  • лицо, совершившее административное правонарушение;
  • сущность административного правонарушения (подробное описание). Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

В протоколе также указываются время рассмотрения дела об административном правонарушении (в пределах 15 дней), которое указывается по согласованию с органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях) и место рассмотрения дела об административном правонарушении: наименование органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, адрес.

4. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу (его представителю) или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (глава 25), о чем делается запись в протоколе.

Интересы физических и юридических лиц при возбуждении дела об административном правонарушении могут представлять доверенные лица (представители) на основании надлежащим образом оформленной доверенности, с учётом особенностей, указанных в пункте 1 настоящего раздела методических рекомендаций.

При отсутствии доверенности доверенное лицо не может быть привлечен в качестве представителя физического либо юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении.

5. Физическому лицу (его представителю) или представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

При отсутствии таковых в протоколе об административном правонарушении делается соответствующая отметка.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом (его представителем) или представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 6 настоящих методических рекомендаций, в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола об административном правонарушении вручается физическому лицу (его представителю), представителю юридического лица под расписку.

6. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Документы, подтверждающие факт направления протокола об административном правонарушении (реестры отправки, почтовые квитанции об отправке заказной почты, обратные уведомления), приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

При направлении протокола об административном правонарушении факсом, об этом делается отметка в журнале исходящих факсограмм, а также в протоколе об административном правонарушении

Отметка в протоколе «отправлено почтой» без соответствующих подтверждающих документов не является фактом направления протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен.

7. В случае, если административное правонарушение выявлено не уполномоченным на составление административных протоколов должностным лицом органа местного самоуправления, в ходе исполнения своих должностных обязанностей, составляется акт о выявлении фактов административного правонарушения, который направляется должностному лицу органа местного самоуправления, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.

III. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Сроки составления протоколов об административных правонарушениях установлены в статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Требования к содержанию протокола установлены статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В протоколе указываются:

  • 1) дата и место составления протокола;
  • 2) должность, фамилия инициалы лица, составившего протокол;
  • 3) сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (составлен протокол);
  • 4) фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • 5) место, дата, время совершения и событие административного правонарушения;
  • 6) пункт или пункты нормативного правового акта, которые были нарушены при совершении административного;
  • 7) статья (пункт статьи) Закона, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
  • 8) объяснение физического лица (гражданина, должностного лица, индивидуального предпринимателя) (далее – физическое лицо) или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • 9) иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1, 25.3, 25.4, 25.5. КоАП РФ (лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, заявлять ходатайства, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ), статьей 51 Конституции Российской Федерации (никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников), о чем делается запись в протоколе.

Протокол по факту выявленного нарушения составляется только в присутствии физического лица, законного представителя юридического лица, совершившего правонарушение.

Протокол может быть составлен в отсутствие лица, совершившего правонарушение, если этому лицу было надлежащим образом (заказным письмом с уведомлением или иным способом, позволяющим контролировать получение приглашения на составление протокола) сообщено о месте и времени его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не сообщило о причинах неявки.

В приглашении на составление протокола необходимо указывать событие административного правонарушения, статью (пункт статьи) Кодекса Омской области, предусматривающую административную ответственность за данное административное правонарушение.

В случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц одновременно.

При привлечении к административной ответственности юридического лица в качестве лица, присутствующего при составлении протокола, должен выступать законный представитель.

Законным представителем юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (пункты 1 и 2 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в качестве законного представителя юридического лица протокол вправе подписывать любое лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами юридического лица, а также на основании надлежащим образом оформленной доверенности.

В целях эффективной защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, в производстве по делу могут участвовать защитники.

Согласно статье 25.5 КоАП РФ защитником является лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Защитник может быть допущен к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Он вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения по делу, постановление по делу и пользоваться иными процессуальными правами.

Защитниками и представителями могут быть адвокаты и иные лица.

Дата и место составления протокола

Число, месяц, год и время, наименование населенного пункта, где составлен протокол, указываются полностью, без сокращений.

Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол

Необходимо точное указание должности лица, составившего протокол, в соответствии с документами, определяющими статус и должностные обязанности должностного лица.

Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Фамилию, имя, отчество лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, указываемые в протоколе, необходимо вписывать печатными буквами (разборчиво) в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Также в протоколе необходимо указать наименование, серию и номер документа, удостоверяющего личность, дату и место рождения лица, место жительства, место работы, должность и телефон. Особое внимание следует уделять точному заполнению фамилии, имени, отчества, места рождения (не допускается внесение в протокол только обозначений «Омская область», «Грузия» и пр.) и места жительства лица, в отношении которого составлен протокол, обязательно истребуя документы, удостоверяющие личность.

При составлении протокола на индивидуального предпринимателя, кроме общепринятых требований, необходимо указывать ИНН, номер, дату и место выдачи свидетельства.

При составлении протокола на юридическое лицо указывается его организационно-правовая форма, название, юридический адрес, адрес фактического местонахождения, адрес для почтовой корреспонденции, телефон, ИНН, полные банковские реквизиты, фамилия, имя, отчество руководителя.

Фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей, если таковые имеются, отражаются в протоколе в полном объеме.

Место, время совершения и событие административного правонарушения

В протоколе необходимо точное указание времени и места совершения правонарушения. При описании места совершения правонарушения следует осуществлять его привязку к окружающим стационарным объектам (номерам домов, названиям улиц, названиям остановочных пунктов и пр.).

В протоколе излагается объективное, краткое и точное описание события допущенного правонарушения, при этом следует избегать формулировок общего характера («нарушил правила благоустройства», «без полученных разрешительных документов», «установлена рекламная конструкция», «имеется бытовой мусор»).

В протокол вносятся полное и точное название, дата и номер, пункты нарушенных правил, статья (пункт статьи) Закона, устанавливающая административную ответственность за совершенное правонарушение.

Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело.

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу. Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном. Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу.

В случае отказа правонарушителя от дачи объяснения в протоколе делается соответствующая запись.

Иные сведения, необходимые для разрешения дела

В целях обеспечения доказательств вины лица в совершении административных правонарушений к протоколу должны прилагаться акт осмотра территорий, зданий, сооружений, иных объектов, схемы, фотографии с места правонарушения, позволяющие идентифицировать территорию, здание, сооружение, иной объект и пр.

Также к протоколу об административном правонарушении следует прилагать надлежаще оформленную доверенность, выписки из приказа, должностной инструкции, копии учредительных документов.

Физическому лицу или законному представителю (защитнику) юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть представлена возможность ознакомления с протоколом. Данные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, представителем (защитником) юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Копия протокола вручается под расписку. В случае, если лицо отказывается от получения копии протокола, необходимо внести в протокол соответствующую запись, а также направить протокол лицу, совершившему правонарушение, заказным письмом с уведомлением (копия квитанции прилагается к протоколу).

Следует обратить внимание, что при совершении лицом двух и более административных правонарушений, протокол составляется за каждое совершенное административное правонарушение.

Сроки составления протокола об административном правонарушении

В зависимости от того, какой объем сведений, необходимый для разрешения дела, известен должностному лицу на момент выявления правонарушения, статьей 28.5 КоАП РФ предусмотрены следующие сроки:

— если известны все сведения, необходимые для разрешения дела, протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения;

— если отсутствуют сведения об отдельных обстоятельствах дела (обстоятельства дела, отягчающие или смягчающие ответственность, либо обстоятельства, указываемые на малозначительность правонарушения), данные о физическом лице или сведения о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, которые возможно получить до истечения двух суток с момента выявления правонарушения, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления совершения административного правонарушения.

В случаях составления протокола и других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов протокол возвращается должностному лицу, которое его составило.

В соответствии со статьей 28.8 КоАП РФ недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от административной комиссии. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются в административную комиссию в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, о чём лицу, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении направляется уведомление.

Уведомление составляется в виде письма на бланке муниципального образования в двух экземплярах.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что установленные в статье 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

IV. Сроки направления дела об административном правонарушении в орган, уполномоченный рассматривать дела об административных

правонарушениях

В соответствии с ч. 1 ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Таким образом, дело об административном правонарушении должно поступить в орган, уполномоченный его рассматривать, в пределах сроков, установленных статьями 4.5 и 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом сроков для уведомления лиц, участвующих в деле.

Новая редакция Ст. 29.8 КоАП РФ

1. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется при рассмотрении дела коллегиальным органом.

2. В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются:

1) дата и место рассмотрения дела;

2) наименование и состав коллегиального органа, рассматривающего дело;

3) событие рассматриваемого административного правонарушения;

4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке;

5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения;

6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела;

7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

3. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Комментарий к Статье 29.8 КоАП РФ

1. Комментируемая статья обязывает составлять протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении, когда оно рассматривается коллегиальным органом. Однако дела об административных правонарушениях рассматриваются также судьями и должностными лицами. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливается: учитывая, что КоАП не содержит запрета на ведение протокола при рассмотрении дела судьей, в необходимых случаях возможность ведения такого протокола не исключается.

2. Поэтому в случае составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении судьей целесообразно руководствоваться требованиями, установленными комментируемой статьей.

3. Коллегиальным органом ведется протокол, в котором закрепляются проведенные процессуальные действия, объяснения, показания и заключения участвующих в деле лиц и указываются исследованные документы.

4. Данный протокол подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

Другой комментарий к Ст. 29.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Одним из основных процессуальных документов при рассмотрении дела об административном правонарушении является протокол. В нем отражаются все процессуальные действия, которые совершались в ходе непосредственного разбирательства. Протокол является необходимым источником информации для судьи вышестоящего суда, должностного лица вышестоящего органа, и поэтому его содержание, порядок составления и форма должны точно соответствовать требованиям закона.

Как вытекает из содержания ч.1 статьи, обязательность составления протокола предусмотрена лишь в том случае, если дело находится в производстве коллегиального органа. При рассмотрении дела уполномоченным должностным лицом протокол не ведется.

КоАП РФ не предусматривает ведение протокола и при назначении административного наказания судьей. В этой ситуации, очевидно, судьи должны при рассмотрении дела об административном правонарушении руководствоваться ст.226 ГПК и ст.123 АПК, в которых предусмотрена обязательность составления протокола. Возможно, при рассмотрении дела об административном правонарушении содержание протокола должно иметь свою специфику: например, в нем следует указывать только сведения о процессуальных действиях, изложенных в ч.1 комментируемой статьи. Но в любом случае протокол о рассмотрении дела об административных правонарушениях необходим, поскольку без него не представляется возможным проследить порядок рассмотрения дела. Практика свидетельствует о том, что нередко материалы рассматриваются без участия лиц, привлекаемых к административной ответственности; в них отсутствуют данные о вызове свидетелей и потерпевших; нарушаются сроки рассмотрения; не отражается судьба вещественных доказательств, возможные отводы и самоотводы, возражения лица, привлекаемого к административной ответственности либо его представителя или защитника.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях должностным лицом требуются дополнительные гарантии защиты прав лиц, участвующих в деле, поэтому в этом случае также требуется фиксация процессуальных действий, что позволяет судить о соблюдении требований, предусмотренных ст.29.7 КоАП РФ. В частности, ведение протокола необходимо при рассмотрении дел об административных правонарушениях, по которым проводится административное расследование.

2. Составление протокола возлагается на секретаря коллегиального органа. При составлении протокола следует избегать исправлений, дописок, подчисток, сокращений слов, зачеркиваний. Если возникла необходимость внесения исправлений, то это делается, как правило, в заключительной части протокола с указанием страниц, к которым они относятся. Ответственность за полное и объективное отражение в протоколе хода разбирательства дела возлагается на председательствующего коллегиального органа.

Сроки окончательного оформления протокола заседания законом не предусмотрены, но он должен быть подготовлен в максимально короткое время. Протокол считается оформленным с момента подписания председательствующим и секретарем коллегиального органа. Отсутствие подписи в протоколе лишает его юридической значимости.

I. Основные положения об извещении лиц, участвующих в деле об административном правонарушении

I. Основные положения об извещении лиц, участвующих в деле об административном правонарушении

В силу статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Данная норма направлена на соблюдение правовых гарантий защиты лица, привлекаемого к административной ответственности.
Цель направления уведомления — это извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о факте составления и подписания протокола об административном правонарушении, о дате, времени и месте составления названного протокола или рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения ему процессуальных гарантий прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из статьи 25.15 КоАП РФ в извещении должны указываться следующие сведения:
— о лице, которому такое извещение направлено;
— адрес — для гражданина и индивидуального предпринимателя — это место его жительства, для юридического лица — место нахождения юридического лица, определяемое на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц;
— о времени и месте составления протокола об административном правонарушении или рассмотрения дела об административном правонарушении.
Следовательно, КоАП РФ не устанавливает требований к содержанию извещения, кроме как, указания лица, которому такое извещение направлено, адреса, времени и места составления протокола об административном правонарушении (рассмотрения дела об административном правонарушении).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 24.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 10) разъяснил, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами. Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся сходные разъяснения: поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
При разрешении споров об исполнении административным органом обязанности извещения организации при уведомлении ее представителя необходимо учитывать, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является (пункт 24 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).
Ниже приводится обзор выводов судов, изложенных в решениях конкретных дел, по вопросам извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, а именно:
— споры о способе осуществления извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении;
— неисполнение/ненадлежащее исполнение административным органом обязанности по извещению лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении:
— несоблюдение порядка оказания услуг почтовой связи по доставке и вручению почтовых отправлений;
— некорректный адрес направления извещения;
— недостатки содержания уведомительных документов, не заблаговременность направления и доставки извещения;
— споры об исполнении обязанности извещения организации при уведомлении ее представителя.

II. Выводы судов

Споры о способе осуществления извещения лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

1.1. Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.11.2015 N Ф01-4725/2015 по делу N А17-1070/2015
Исковые требования:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ (административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Арслановой Л.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, за несоблюдение арбитражным управляющим требований пункта 7 статьи 12, пункта 4 статьи 13, пункта 1 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Решение суда:
Заявление удовлетворено, арбитражному управляющему назначено наказание в виде штрафа.
Позиция суда:
Признавая, что Управление (административный орган) приняло необходимые и возможные меры для уведомления арбитражного управляющего о времени и месте составления протокола о совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, и обеспечения ему возможности реализовать права и гарантии, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, суд исходил из того, что при решении вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица о составлении протокола, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно, следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи), и принял во внимание, что извещение о составлении протокола об административном правонарушении получено представителем арбитражного управляющего по доверенности, а также направлено по адресу, который указан в выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, о времени и месте составления протокола административный орган уведомлял арбитражного управляющего и путем направления телеграммы по адресу, указанному в Реестре, организация, осуществлявшая доставку телеграмм, соблюдая требования к оказанию услуг телеграфной связи, неоднократно пыталась вручить телеграмму адресату, однако телеграмма не была доставлена, так как квартира была закрыта, адресат по извещению за телеграммой не являлся.
1.2. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.07.2015 N Ф04-20608/2015 по делу N А70-14986/2014
Исковые требования:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъекту РФ (административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Миненкова Д.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решение суда:
В удовлетворении заявления отказано.
Позиция суда:
Суд кассационной инстанции, не согласившись с выводом суда апелляционной инстанции, отклонившего довод арбитражного управляющего о не извещении надлежащим образом о времени и месте составления протокола о совершении административного правонарушения, со ссылкой на то, что извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении управлением было направлено арбитражному управляющему почтой, по электронной почте, а также посредством SMS-уведомления на номер телефона арбитражного управляющего, указанный в деле о банкротстве, установил, что уведомление о месте и времени составления протокола не направлялось арбитражному управляющему по месту его регистрации, то есть административный орган не исполнил требования статьи 25.15 КоАП РФ; представленная административным органом с сайта предприятия «Почта России» информация не содержит сведений о вручении по состоянию на дату составления протокола об административном правонарушении арбитражному управляющему писем, направленных почтой.

Законопроектом № 3327, зарегистрированным в ВРУ, предлагается внести изменения в положения Кодекса Украины об административных правонарушениях, которыми устанавливается порядок составления протокола об административном правонарушении, изложив их в новой редакции.

Среди наиболее заметных новаций — возможность составлять протокол при отсутствии нарушителя. Предполагается, что протокол об административном правонарушении, в случае его оформления, составляется в течение трех месяцев с момента обнаружения лица, совершившего правонарушение, в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности, если это лицо присутствовала при составлении протокола об административном правонарушении. Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, не присутствовало при составлении протокола об административном правонарушении, протокол составляется в двух экземплярах, один из которых направляется лицу, привлекаемому к административной ответственности, на ее адрес места жительства или адрес места работы, службы.

Кроме того, законопроект упрощает процедуру составления протокола об административном правонарушении, в случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола, а также в случае отказа такого лица явиться на место составления протокола для его подписания.

Законопроектом также устанавливается право уполномоченных лиц собирать и предоставлять информацию с персональными данными физического лица в целях составления протоколов об административных правонарушениях.

Проект № 3327 предусматривает, что непредоставление ответа, неправомерный отказ в предоставлении информации, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности, в ответ на адвокатский запрос, запрос квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, ее палаты или члена повлечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 1700 до 8500 грн.

— «Больничные за самоизоляцию и штрафы за поджог травы — подписан Закон»

— «Налоговики будут штрафовать за РРО-нарушения, допущенные во время «карантинного» моратория»;

— «Какие права человека в случае привлечения к административной ответственности за нарушение правил карантина»;

— «Что разрешено водителям во время карантина и за что штраф до 34 тысяч грн».

Проверить, попала ли ваша компания в план проверок контролирующих органов, можно с помощью сервиса CONTR AGENT. Оформите заявку на тестовый доступ.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и страницу в Facebook, чтобы всегда быть в курсе бухгалтерских событий.