Содержание оперы Руслан и Людмила

Краткое содержание Пушкин Руслан и Людмила

Людмила выходит замуж за Руслана. На их свадьбе пирует много народу. Но есть три человека, которые не рады счастью пары. Князь Владимир — отец невесты. Он благословляет пару после пира.

Молодые уходят к себе в комнату. Но кто-то крадет невесту. Князь злится на жениха. Он просит витязей найти его дочку.

Три витязя и Руслан едут на поиски. Каждый из них намерен заполучить Людмилу. Путешественники расстаются.

Герой идет в пещеру. Он знакомится со стариком, тот знает, что Черномор украл невесту. Старик предсказывает, что Руслан победит колдуна. Руслан не может уснуть. Дед повествует о том, как сильно он любил Наину, и как он стал колдуном.

На следующий день герой отправляется в дорогу.

Цель Рогдая – прикончить Руслана. Он знакомится со старухой, она показывает ему, в какой стороне находится его враг. Она говорит Фарлафу идти домой.

Людмила просыпается утром. Её комната красивая, но за окном лежит снег и видны лишь горы. Она выходит в сад. Всё вокруг неё удивительной красы. Ночью к ней приходит карлик с горбом и седой бородой. Людмила пугает его, и карлик уходит.

Руслан убивает Рогдая в бою.

Наина приходит к Черномору в обличии змея и говорит об угрозе. Колдун никого не боится. Ведь с ним ничего не случится до тех пор, пока его борода в целости.

Людмила исчезла, на самом деле она стала невидима в шапке колдуна.

Руслан приходит на поле битвы и берет себе доспехи. Ночью он натыкается на громадную голову. Она дует на Руслана, его конь улетает, а витязь бьет голову в щеку, и та катится. Руслан находит меч там, где она лежала.

Голова повествует о том, что раньше она была витязем, брат которого — Черномор. Витязь ушел искать меч. Колдун отрубил ему голову.

Ратмир идет к замку. Его встречают девушки.

Колдун превращается в Руслана. Людмила ведется на уловку. Но кто-то зовет его, он уходит.

Герой берет за бороду колдуна, тот сдается и отводит витязя к возлюбленной. Руслан лишает Черномора бороды. Герой не может найти Людмилы, мечом он случайно снимает с неё шапку-невидимку. Она спит.

Руслан везет её в Киев. Он видит Ратмира, теперь тот женат и счастлив.

Наина говорит Фарлафу, что ему делать. Он закалывает героя, пока тот спит. Фарлаф забирает Людмилу, она не просыпается.

Старик воскрешает Руслана, и дает ему кольцо, которое пробудит Людмилу.

Людмила пробуждается. Фарлафа прощают. Все счастливы.

Книга учит тому, что ради любви нужно быть бесстрашным и готовым сразить любое зло.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Краткое содержание Маленький водяной Пройслера

    В старом пруду, у мельницы жила семья водяных. Жили они так же, как и люди, вот только кругом была вода, их жилище находилось на самом дне водоема. Однажды, жена сообщила своему супругу

  • Краткое содержание Паустовский Шиповник

    Главная героиня рассказа Константина Георгиевича Паустовского «Шиповник» Маша Климова плыла на пароходе из Ленинграда (где недавно окончила лесной институт) на Нижнюю Волгу работать – выращивать колхозные леса.

  • Краткое содержание Толстой Анна Каренина

    Потрясающие творения великолепного писателя покорили многие страны мира своей содержательностью. Прекрасный классик XIX века создал замечательные труды, среди которых выделяется «Анна Каренина».

  • Краткое содержание оперы Царская невеста Римского-Корсакова по действиям

    Александровская слобода, осень вторая половина шестнадцатого века, правление Ивана Грозного. Суровые времена. Несмотря на это, человеческие страсти кипят, как раскаленная магма.

  • Краткое содержание Лесков Левша

    На Венском совете обсуждается окончание войны с Наполеоном. После этого правитель Александр Павлович уезжает путешествовать в Европу. Там он увидел много интересного и необычного. Он много восхищается работой иностранцев

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Руслана и Людмилы очень кратко

Киев,свадебный пир.Князь Владимир выдаёт замуж дочь Людмилу,за славного витязя Руслана.Молодые,получив благословление князя уходят на покой,пир окончен,сказитель Баян завершил песни.Гром,молнии и Людмила похищена неведомой силой.Владимир,убитый горем,объявляет награду в полцарства и замуж дочь тому,кто найдёт Людмилу.Четыре соперника отправляются на поиски княжны.
Рогдай, Ратмир, Фарлаф и Руслан разъезжаются на перепутье,каждый выбирает свой путь.Руслан встречает Финна и узнаёт историю жизни и любви старца к колдунье Наине.Старец предсказывает судьбу похитителя Людмилы,колдуна Черномора.Фарлаф встречает Наину,которая отправляет Рогдая навстречу Руслану,а труса Фарлафа-обратно домой,ждать своего часа.Рогдай вызывает Руслана на поединок и погибает в бою.
Людмила в замке колдуна находит шапку-невидимку,которую обронил карлик и благодаря шапке,скрывается от колдуна.Наина прилетает в виде змея к Черномору и предупреждает об опасности,но карлик верит в силу своей бороды.Хан Ратмир попадает в замок дев и на этом его путь оканчивается,он находит своё счастье.
Руслан продолжает путь к Людмиле и по дороге встречает Голову,охраняющую волшебный меч.Голова поведала историю своего обмана и открыла Руслану тайну Черномора и силы меча.Достигнув замка колдуна,Руслан вызывает его на бой.Черномор,обманом,поймал Людмилу и спрятал.Бой с Русланом завершён поражением колдуна,потеряв бороду,он потерял волшебную силу.Руслан находит спящую Людмилу и отправляется в обратный путь.
По дороге он встречает рыбака Ротмира с женой,сообщает Голове о победе над колдуном.Настаёт час Фарлафа,которого Наина научила,как погубить Руслана.Подкравшись ночью,Фарлаф убивает спящего Руслана и возвращается в Киев,как победитель Черномора и жених Людмилы.
Провидец Финн воскрешает Руслана и даёт ему волшебное кольцо,которое разбудит Людмилу.Руслан мчится в Киев,по дороги побеждает печенегов,осадивших город.Вернувшись во дворец Владимира,Руслан пробуждает Людмилу.Трус Фарлаф просит пощады у князя,за свою ложь.Князь прощает труса и жалкого колдуна Черномора.Пир по окончанию всех бед,завершает поэму.

Действующие лица

А. Я. Головин. Портрет Шаляпина в роли Фарлафа. (1907 г.)

Партия Голос Исполнитель на премьере
9 декабря 1842
(Дирижёр: Карл Альбрехт)
Исполнитель на премьере в Москве
1846
(Дирижёр: Иван Иоганнис)
Светозар, великий князь киевский бас Сергей Байков
Людмила, его дочь сопрано Мария Степанова Мария Степанова
Руслан, витязь, жених Людмилы бас / баритон Осип Петров Семён Гулак-Артемовский
Ратмир, князь хазарский контральто Петрова 2-я Анна Петрова-Воробьёва
Фарлаф, витязь варяжский бас Доминик Този Осип Петров
Горислава, пленница Ратмира сопрано Эмилия Лилеева
Финн, добрый волшебник тенор Лев Леонов Лев Леонов
Наина, злая волшебница меццо-сопрано Елизавета Марсель
Боян, сказитель тенор Н. А. Лиханский
Голова хор басов
Черномор, карлик, злой волшебник без пения
Хор и без пения: Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки, няни и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы, рабы Черномора, нимфы и ундины

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». Исполняет Военный оркестр лейб-гвардии Семёновского полка под управлением Ф. Ф. Шоллера. 1911 год.

Действие происходит во времена Киевской Руси.

Действие 1

Светозар, великий князь Киевский, устраивает пир в честь своей дочери Людмилы. Людмила подает руку Руслану. Князь одобряет выбор дочери, и пир переходит в свадебное торжество. Баян предрекает в своих песнях беду, грозящую Руслану и Людмиле. Народ желает счастья молодым. Вдруг страшный гром потрясает хоромы. Все засыпают. Когда все приходят в себя, оказывается, что Людмила исчезла. Светозар в отчаянии обещает руку Людмилы тому, кто возвратит исчезнувшую княжну.

Действие 2

Н. Н. Ге. Руслан и Людмила.

Картина 1. И вот Руслан, Фарлаф и Ратмир отправились искать Людмилу. Руслан находит хижину волшебника Финна. Здесь молодой витязь узнает, что его невеста находится во власти злого карлика Черномора. Финн рассказывает о своей любви к надменной красавице Наине и о том, как он попытался чарами завоевать её любовь к себе. Но он в страхе бежал от своей возлюбленной, которая к тому времени состарилась и стала ведьмой. Любовь Наины обратилась в великую злобу, и теперь она будет мстить всем влюблённым.

Картина 2. Фарлаф также старается напасть на след Людмилы. Вдруг появляется злая волшебница Наина. Она советует ему идти домой, обещая «добыть» для него Людмилу.

Картина 3. Тем временем Руслан уже далеко. Конь приносит его на заколдованное поле, усеянное мёртвыми костями. Огромная голова — жертва Черномора — насмехается над Русланом, и тот наносит ей удар. Появляется волшебный меч, голова умирает, но успевает поведать тайну: только этим мечом можно отсечь бороду Черномора и лишить его колдовской силы.

Действие 3

Волшебница Наина обещала Фарлафу избавить его от соперников. Её чаровницы заманили к себе Ратмира и не отпускают его, лишая воли, обольщая его песнями, танцами и своей красотой. Здесь звучит «Персидский хор», написанный Глинкой на основе азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ». Потом Ратмира должна убить Наина. Такая же участь ждет и Руслана. Помешать чарам Наины пытается её пленница Горислава, покинувшая свой гарем в поисках Ратмира. Но появляется Финн и освобождает героев. Они все вместе отправляются на север.

Действие 4

Титульный лист издания поэмы «Руслан и Людмила».

Во дворце злого Черномора музыкой и танцами развлекают Людмилу. Но все напрасно! Людмила думает только о своем возлюбленном Руслане.

Но вот наконец Руслан попадает во дворец Черномора. Черномор погружает Людмилу в глубокий сон, а затем принимает вызов Руслана на смертный бой. Волшебным мечом Руслан отрезает карлику бороду, в которой содержалось его могущество. Руслан побеждает Черномора и спешит к Людмиле. Руслан видит, что его невеста спит мёртвым сном, невольная ревность охватывает витязя. Но Ратмир и Горислава успокаивают его. Руслан забирает её и, сопровождаемый друзьями и бывшими рабами Черномора, покидает дворец, устремив свой путь на Киев в надежде там разбудить юную княжну.

Действие 5

Картина 1. Ночь. По пути в Киев Руслан, Ратмир, Горислава и сопровождающие их освобождённые рабы Черномора остановились на ночлег. Их сон стережет Ратмир. Мысли его обращены к Гориславе, он охвачен воскреснувшей любовью к ней. Вбегают рабы Черномора и сообщают Ратмиру, что Фарлаф, подстрекаемый Наиной, похитил спящую Людмилу, а Руслан исчез во тьме ночной. Появившийся Финн приказывает Ратмиру пуститься вслед за Русланом в Киев и вручает ему волшебный перстень, который разбудит Людмилу ото сна.

Картина 2. В гриднице Светозара в Киеве оплакивают прекрасную Людмилу, которую никто не может разбудить. Её принёс похитивший её Фарлаф, но разбудить её он не в силах. Слышен шум приближающихся всадников — это Руслан с друзьями. В ужасе трусливый Фарлаф убегает. Руслан подходит к Людмиле и надевает ей на палец волшебный перстень Финна. Людмила пробуждается. Народ славит великих богов, святую Отчизну и мудрого Финна.

Отзывы на оперу

Опера не была встречена с восторгом — и виной тому было не само произведение, а публика, оказавшаяся не готовой к восприятию глинковских музыкальных новаторств, ухода от традиционной итальянской и французской оперных школ. Как отмечает А. Гозенпуд, «первое знакомство с шедевром Глинки в 1842 году захватило слушателей врасплох: привычные сценарные схемы наполнились новым содержанием. Музыка старых волшебных опер лишь иллюстрировала смену ситуаций — здесь она приобрела самостоятельное значение».

По заведённому театральному обычаю, сам Глинка готовил постановку со всеми исполнителями, более того, сам композитор отбирал исполнителей. Партия Ратмира изначально предполагалась для певицы А. Я. Петровой-Воробьевой. Однако к самой премьере исполнительница партии заболела, вместо неё на сцену спешно вышла не успевшая подготовиться к партии молодая певица-однофамилица А. Н. Петрова, выступавшая по критериям времени как Петрова 2-я. В результате премьера прошла неудачно, о чём тут же сообщила пресса:

… в 1842 году, в те ноябрьские дни, когда в Петербурге впервые давалась опера «Руслан и Людмила». На премьере и на втором спектакле из-за болезни Анны Яковлевны партию Ратмира исполняла молодая и неопытная ещё певица Петрова — однофамилица её. Пела довольно робко, и во многом поэтому опера была принята холодно.

То же самое свидетельствовал А. Серов, написав про неё:

«… едва справилась с материальным разучиванием нот своей огромной партии и, несмотря на красивейший контральтовый голос, была в Ратмире слаба до жалости, следовательно, чуть ли не половина эффекта оперы в первое представление была утрачена».

Кроме того, что опера была довольно холодно принята публикой, откровенно враждебно высказались о «Руслане и Людмиле» некоторые критики (в первую очередь консервативная печать во главе с Ф. Булгариным). С другой стороны, Глинку поддержали В. Одоевский, О. Сенковский, Ф. Кони.

Отношение к спектаклю резко изменилось к третьему представлению, когда, оправившись после болезни, в партии Ратмира вышла наконец Анна Яковлевна (Руслана пел С. Артемовский). Об этом записал сам композитор:

«На третье представление явилась старшая Петрова, — пишет Глинка в своих „Записках“, — она исполнила сцену третьего действия с таким увлечением, что привела в восторг публику. Раздались звонкие и продолжительные рукоплескания, торжественно вызывали сперва меня, потом Петрову. Эти вызовы продолжались в продолжение 17 представлений…».

Тем не менее, сохранялось мнение о том, что это произведение несценичное. Партитура переделывалась и подвергалась сокращениям, которые нарушали логику музыкального развития. Впоследствии один из защитников «Руслана и Людмилы», В. Стасов, назвал оперу «мученицей нашего времени».

В советском музыковедении, и в частности, Б. Асафьевым, отстаивался взгляд на оперу как на продуманную концепцию композитора, в противовес сложившемуся ранее мнению, что «Руслан» — произведение «случайное».

История постановок

  • Первая постановка — 9 декабря 1842, Большой театр (Санкт-Петербург) (дирижёр К. Ф. Альбрехт, художники Роллер, Журдель, Федоров, балетмейстер А. Титюс; Светозар — Сергей Байков, Людмила — Мария Степанова, Руслан — Осип Петров, Ратмир — Анфиса Николаевна Петрова, Фарлаф — Доминик Този, Горислава — Эмилия Лилеева, Финн — Леон Леонов, Наина — Елизавета Марсель, Боян — Николай Лиханский).
  • В 1846 — в Москве, Большой театр, силами петербургских артистов Императорской труппы (дирижёр Иоганнис; Руслан — Гулак-Артемовский, Людмила — Мария Степанова, Ратмир — Анна Петрова-Воробьёва, Фарлаф — Осип Петров, Горислава — Эмилия Лилеева, Финн — Леон Леонов).

Последующие возобновления в Петербурге: 1858, 1864 (дирижёр Константин Лядов), 1868; 1871 (дирижёр Эдуард Направник), 1882, 1886.

  • 9 декабря 1892 — Мариинский театр в 50-летнюю годовщину первой постановки с восстановлением некоторых купюр (дирижёр Эдуард Направник, художники Андреев, Матвей Шишков и Каменский, балетмейстер Мариус Петипа). В 1904, там же в восстановленном виде (дирижёр Эдуард Направник, режиссёр Осип Палечек, художники Александр Головин и Константин Коровин, балетмейстер Александр Ширяев).
  • Возобновление в Москве 1868, 1872, 1882, 1892, 1897.
  • 1902 — в Театре Гаврилы Солодовникова, Частная русская опера (дирижёр Михаил Ипполитов-Иванов).
  • 1907 — Большой театр (дирижёр Вацлав Сук, художники Коровин и Александр Головин).

Первые постановки за рубежом: Прага (1867, дирижёр Балакирев, реж. Коларж, декорации Горностаева; 1886; 1956, реж. Захаров, дирижёр Халабала, худ. Свобода); Мюнхен (1899, 1900, концертное исполнение); Любляна (1906); Хельсинки (1907, на рус. яз.); Париж (1930, на рус. яз.); Лондон (1931, на рус. яз.).

На советской сцене:

  • впервые — 9 декабря 1917, Мариинский театр (в 75-ю годовщину оперы, первый спектакль после Октябрьской революции; дирижёр Малько, реж. Мельников, художники Головин и Коровин, балетм. Фокин; Руслан — Касторский; Фарлаф — Шаляпин, Финн — Ершов, Боян — Пиотровский; Наина — Панина, Светозар — Преображенский).
  • 1931 — Большой театр (дирижёр Голованов, реж. Н. Смолич, худ. Соколов, балетмейстер А. Чекрыгин; Руслан — М. Рейзен, Людмила — Степанова, Ратмир — Златогорова, Финн — Ханаев). 1937 там же (дирижёр Самосуд, режиссёры Самосуд и Захаров, худ. Ходасевич, балетм. Р. В. Захаров). 1948 (дирижёр Мелик-Пашаев, реж. и балетм. Захаров, худ. Дмитриев).
  • 1947 — Театр оперы и балета им. Кирова (дирижёр Хайкин, режиссёры Гладковский и Шлепянов, декорации Коровина и Головина, возобновление под рук. худ. Вирсаладзе, хорм. Степанов, балетм. Пономарев).
  • 1954 — там же, в нов. муз. редакции (дирижёр Ельцин).

Некоторые исполнители

Ф. И. Шаляпин в роли Фарлафа. А. П. Крутикова в роли Ратмира.

В партии Руслана прославился Касторский. О его исполнении Э. Старк пишет:

«Давая совершенно достаточную звучность во всех тех местах, где на первый план выступает богатырство Руслана, он с исключительным мастерством освоил ту музыку, что рисует в Руслане размышляющего и любящего человека. Это убедительно звучало ещё в I акте („О, верь любви моей, Людмила“) и разворачивалось в яркую образную картину в арии „О поле, поле…“, где столько было сосредоточенного настроения и глубокого чувства. По законченному постижению стиля музыки можно сказать, что здесь сам Глинка говорил устами Касторского».

Столь же высоко оценил исполнение Касторским партии Руслана Б. Асафьев. Он писал: «Приветствовать и радоваться — вот что остаётся мне сделать в данной заметке… Мастерство пения, в особенности в мелосе Руслана с его могучей выразительностью, приковывает к себе внимание бесповоротно и неотразимо».

Ф. И. Шаляпин исполнял в опере партии Руслана и Фарлафа, и именно во второй роли он, по словам А. Гозенпуда, достиг вершины, превзойдя своих знаменитых предшественников — О. Петрова и Ф. Стравинского.

Дерзость, хвастовство, безудержная наглость, опьянение собственным «мужеством», зависть и злоба, трусость, сластолюбие, вся низость натуры Фарлафа раскрывались Шаляпиным в исполнении рондо без карикатурного преувеличения, без подчеркивания и нажима. Здесь певец достигал вершины вокального исполнительства, с виртуозной легкостью побеждая технические трудности».

Среди других исполнителей:

  • Руслан — Осип Петров (1-й исполнитель), Георгий Бакланов, Семён Гулак-Артемовский, Иван Матчинский, Иван Мельников, Геннадий Кондратьев, Василий Петров, Платон Радонежский, Павел Хохлов, Василий Шаронов;
  • Людмила — Мария Степанова (1-я исполнительница), Наталья Акцери, Адела Больска, Анисья Булахова, Надежда Забела, Зоя Кочетова, Александра Кочетова-Александрова, Александра Меньшикова, Евгения Мравина, Антонина Нежданова, Юлия Платонова, Вильгельмина Рааб, Екатерина Семенова, Александра Соловьева;
  • Ратмир — Петрова 2-я (самая первая исполнительница ввиду болезни премьерши), Анна Петрова-Воробьева (первая исполнительница — с 3-го спектакля из-за болезни), Елизавета Деканова, Мария Долина, Евгения Збруева, Лидия Звягина, Евлалия Кадмина, Александра Крутикова, Елизавета Лавровская, Дарья Леонова, Мария Славина, Клавдия Тугаринова, Ольга Шредер
  • Фарлаф — Доминик Този (1-й исполнитель), Матвей Горяинов, Михаил Корякин, Владимир Лосский, Пётр Оленин, Фёдор Стравинский, Николай Сперанский;
  • Горислава — Ольга Ольгина, Марианна Черкасская;
  • Финн, Боян — Лев Леонов (1-й исполнитель партии Финна), Николай Лиханский (1-й исполнитель партии Бояна), Иван Алчевский, Иван Ершов, Михаил Медведев, Михаил Михайлов, Гавриил Морской (Финн), Раппопорт, Леонид Собинов.
  • Наина — Елизавета Марсель (1-я исполнительница)

Среди советских исполнителей:

  • Руслан — Павел Андреев, Александр Батурин, Борис Гмыря, Филимон Коридзе, Алексей Кривченя, Е. Нестеренко, И. Петров, Г. Пирогов, Яшугин,
  • Людмила — Барсова, Катульская, Г. Ковалева, О. Кондина, И. Масленникова, Б. Руденко, Е. Степанова, Халилеева, В. Фирсова, Чавдар;
  • Ратмир — Антонова, Е. Вербицкая, Мшанская, Т. Синявская
  • Горислава — М. Бутенина, Держинская, Т. Павловская, Нина Фомина
  • Фарлаф — П. Журавленко, Алексей Кривченя, Лубенцов, Марк Рейзен, Фрейдков;
  • Финн, Боян — Александр Архипов, Козловский, Лемешев, А. Масленников, Г. Нэлепп, Нечаев.
  • Светозар — В. Гаврюшов, М. Михайлов
  • Наина — Г. Борисова, Р. Бабак, Е. Корнеева

Аудиозаписи

Год Организация Дирижёр Солисты Лейбл звукозаписи и Каталожный шифр Примечания
1938 Хор и оркестр Большого театра Самуил Самосуд Руслан — Марк Рейзен, Людмила — Валерия Барсова, Ратмир — Елизавета Антонова, Фарлаф — Василий Лубенцов, Финн — Никандр Ханаев, Наина — Любовь Ставровская, Горислава — Елена Сливинская, Баян — Соломон Хромченко, Светозар, Голова — Максим Михайлов M10 46739-46 (издание 1986 г.) С сокращениями
1950 Хор и оркестр Большого театра Кирилл Кондрашин Руслан — Иван Петров, Людмила — Вера Фирсова, Ратмир — Евгения Вербицкая, Фарлаф — Алексей Кривченя, Финн — Георгий Нэлепп, Наина — Елена Корнеева, Горислава — Нина Покровская, Баян — Сергей Лемешев, Светозар — Владимир Гаврюшов Д 02452-61 (издание 1955 г.)
1961 Хор и оркестр Большого театра Борис Хайкин Руслан — Виктор Нечипайло, Людмила — Галина Олейниченко, Ратмир — Мария Митюкова, Фарлаф — Алексей Гелева, Финн — Владимир Петров, Наина — Вера Смирнова, Горислава — Евгения Смоленская, Баян — Николай Тимченко, Светозар — Марк Решетин Aquarius, AQVR 382-2 Запись спектакля от 20 декабря 1961 г. Сценическая версия (с сокращениями)
1979 Хор и оркестр Большого театра Юрий Симонов Руслан — Евгений Нестеренко, Людмила — Бэла Руденко, Ратмир — Тамара Синявская, Фарлаф — Борис Морозов, Финн — Алексей Масленников, Наина — Галина Борисова, Горислава — Нина Фомина, Баян — Александр Архипов, Светозар — Валерий Ярославцев Мелодия,

C10 11801-8

1994 Новая опера (Москва) Евгений Колобов Руслан — Мовсар Минцаев, Людмила — Ольга Кондина, Ратмир — Елена Свечникова, Фарлаф — Александр Короткий, Финн, Баян — Марат Гареев, Наина — Эмма Саркисян, Горислава — Юлия Абакумовская, Светозар — А. Кичигин Russian Compact Disc, RCD 22001
1995 Хор и оркестр Мариинского театра Валерий Гергиев Руслан — Владимир Огновенко, Людмила — Анна Нетребко, Ратмир — Лариса Дядькова, Фарлаф — Геннадий Беззубенков, Финн — Константин Плужников, Наина — Ирина Богачёва, Горислава — Галина Горчакова, Баян — Юрий Марусин, Светозар — Михаил Кит Philips,

446 746-2, 456 248-2

Также в форме видеозаписи (реж. Лотфи Мансури)
2003 Хор и оркестр Большого театра Александр Ведерников Руслан — Тарас Штонда, Людмила — Екатерина Морозова, Ратмир — Александра Дурсенева, Фарлаф — Валерий Гилманов, Финн — Виталий Панфилов, Наина — Ирина Доленко, Горислава — Мария Гаврилова, Баян — Максим Пастер, Светозар — Вадим Лынковский Pentatone, PTC 518 6034
2009 Оркестр Bielefelder Philharmoniker и Bielefelder Opernchor Leo Siberski Руслан — Michael Bachtadze, Людмила — Victoria Granlund, Ратмир — Dshamilja Kaiser, Фарлаф — Jacek Janiszewski, Финн — Luca Martin, Наина — Ljubka Nikolowa, Горислава — Sarah Kuffner, Баян — Lassi Partanen, Светозар — Monte Jaff, Черномор — Ulrich Neuweiler

Почтовые марки России, посвящённые 200-летию со дня рождения М. И. Глинки, 2004, 4 × 3 рубля (ИТЦ 942—944, Михель 1174—1176)

М.Глинка «Руслан и Людмила»

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Шумит весельем свадебный пир в гриднице великого киевского князя Светозара. Светозар выдает свою дочь Людмилу за храброго витязя Руслана. Вещий Баян в своей песне предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: им уготованы разлука и тяжкие испытания. Неудачливые соперники Руслана — хвастливый Фарлаф и пылкий, мечтательный Ратмир — втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных, и на смену печали придут радость и счастье. Гости поднимают заздравные чаши, славят молодых.

Грустно расставаться Людмиле с отцом, с родным Киевом. Шутливо утешая Фарлафа и Ратмира, она просит простить за отказ, и со словами привета обращается к избраннику сердца Руслану. Светозар благословляет молодых.

Внезапно раздаются удары грома, наступает мрак, все поражены: «Какое чудное мгновенье! Что значит этот дивный сон?» Таинственный мрак постепенно рассеивается, но Людмилы нигде нет: она похищена. В награду тому, кто спасет княжну, Светозар обещает руку дочери и полцарства. Витязи отправляются на поиски.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

В поисках Людмилы Руслан приходит к пещере мудрого старца Финна. Он открывает витязю, что княжну похитил злой волшебник Черномор. Победить же злодея суждено Руслану.

По просьбе витязя Финн рассказывает свою печальную историю. Еще в молодости он полюбил красавицу Наину, но был отвергнут ею. Ни подвигами, ни богатством не мог он завоевать сердце гордой красавицы. Лишь силой волшебных чар Финн сумел, наконец зажечь в ней любовь. Но судьба жестоко посмеялась над ним. После томительно долгих лет пред Финном, пылая страстью, предстала «старушка дряхлая, седая, с горбом, с трясучей головой». С тех пор уж Наина преследует его.

Напутствия витязя, Финн предостерегает его от чар злой колдуньи. Руслан продолжает свой путь.

Картина вторая

Фарлаф тоже пытается найти Людмилу, но опасный путь пугает его. Он не намерен рисковать жизнью ради умильного взора прекрасной княжны, и при первой же опасности готов отказаться от поисков.

Неожиданно перед ним появляется старушка. Это Наина. Она обещает помочь Фарлафу отыскать княжну и победить Руслана. Людмила будет принадлежать ему. Хвастливый герой, захлебываясь от восторга, предвкушает победу: «Близок уж час торжества моего!»

Картина третья

Все дальше и дальше на север продолжает путь Руслан. Пред ним открывается пустынное поле, усеянное костями павших воинов и полуистлевшими боевыми доспехами. Между тем, туман рассеивается, и перед изумленным Русланом возникают очертания громадной спящей Головы. Потревоженная незваным гостем, она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря. Ловким ударом копья храбрый витязь поражает Голову и находит хранимый ею волшебный меч. Руслан берет его и снова устремляется в путь.

Картина четвертая

Волшебный замок Наины. Прекрасные девы призывают путников отдохнуть в покоях, полных роскоши и неги. В поисках любимого к замку приходит покинутая Ратмиром Горислава. А вот и сам Ратмир. Но тщетны призывы и моленья Гориславы: обольщенный коварными волшебными девами, Ратмир не узнает ее. Наина завлекла в волшебный замок и Руслана. Ослепленный чудными ведениями, храбрый витязь уже готов забыть Людмилу. Внезапно появляется Финн. Он освобождает витязей от злых чар. Ратмир и Горислава вновь счастливы. Вместе с Русланом они отправляются к замку Черномора.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина первая

В волшебных садах Черномора томится Людмила. Ничто не может развеять ее печальных дум, ее тоски о милом. Таинственные голоса утешают ее, сулят богатство и роскошь. Но княжна скорее готова умереть, чем покориться злому карле. Черномор со свитой является проведать пленницу. Начинаются танцы. Внезапно раздается зов трубы. Это Руслан вызывает похитителя на поединок. Черномор погружает Людмилу в волшебный сон и спешит навстречу витязю. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишив его чудесной силы. Но пробудить Людмилу от волшебного сна Руслан не в силах. Со спящей Людмилой Руслан, Ратмир и Горислава направляются в Киев.

Картина вторая

В княжеской гриднице спит очарованным сном княжна. Похитив Людмилу с помощью Наины, Фарлаф привез её в Киев. Никто не может разбудить её. Неожиданно появляется Руслан, а следом за ним Ратмир и Горислава. Волшебным перстнем Финна, со словами любви он пробуждает спящую княжну.

На смену печали возвращаются радость и счастье.