Служебный автомобиль

«Если ваш директор ездит от дома до работы на служебном автомобиле — это использование служебного положения!» — угрожающе говорят мне в транспортной инспекции Минтранса.
Еврорадио: А если председатель райисполкома ездит от дома до работы на служебном автомобиле?
«А если председатель, то это служебная поездка. Если вам что-то не нравится, звоните в КГБ, Совмин или еще куда!» — нервничают транспортники.
Получаются какие-то двойные стандарты: если обл- или райисполком — это служебная поездка, а если директор предприятия — это уже нарушение.
«Очень тонкая грань в использовании служебных автомобилей», — признается пинский межрайонный прокурор Руслан Кравчук и объясняет, где эта грань проходит.
«Если начальник ЖКХ едет на работу — он уже занимается работой, смотрит, чтобы все было ухоженно!»
Еврорадио: А когда председатель райисполкома едет на работу, что он смотрит?..
«А начальник райисполкома едет на работу и контролирует уже начальника ЖКХ! Может где-то уже надо вызывать к себе и накрутить хвосты!» — сам прокурор на работу ездит на личном автомобиле. Как узнало Еврорадио, несколько лет назад этот госслужащий уволил главу одного из СПК за то, что тот ездил на работу на служебном автомобиле за 50 километров от дома.
Еврорадио дозвонилось в этот СПК. И здесь тот случай вспоминают.
«Это, может, семь лет назад было! С того момента уже несколько руководителей сменилось!» — вспоминают в Столинском районе. Но на вопрос, как они используют автомобиль сейчас, определенного ответа не дают.
«По району, по хозяйству… Ну и до дома бывает», — неуверенно говорят в приемной. Нет конкретного ответа даже в постановлении Совмина об использовании служебных автомобилей. Здесь прописан только километраж, лимит служебных автомобилей, а вот время не указано.
В отделе образования Ивацевичского райисполкома, в котором объявили тендер на служебное авто, точно понимают цель использования служебного автомобиля:
«По району, по школам. Бывает, в лимит не вписываемся, особенно если командировки в областной центр».
А вот секретарь Центризбиркома Николай Лозовик приводит пример рационального использования служебной машины.
«У нас с Лидией Михайловной существует договор — от дома мы едем на одном автомобиле, а вот после обеда — на разных. Мы договорились, чтобы меньше расходовать топлива, чтобы меньше была нагрузка на водителя. Служебный автомобиль существует для того, чтобы чиновник больше проводил времени на работе. Общественный транспорт не использую, хотя у меня всегда есть несколько талончиков на общественный транспорт».
Еврорадио отыскало госслужащего, который сам отказался от служебного авто! Директор барановичской фабрики «Боровчанка» Наталья Дудик, как пишет местная газета Intex-press, практически не использует служебный Citroёn.
«Ходит пешком, а на работу добирается на общественном транспорте. Конечно, если командировка в Брест или Минск и ей надо добраться быстро. Но если, к примеру, водитель занят, то она может и электричкой поехать в Брест. А что тут такого?» — говорят работники фабрики «Боровчанка». С уважением.

Можно ли заправлять служебный автомобиль в нерабочее время?

Владимир Васильевич, аудитор:

– Данный вопрос возникает у многих организаций. Если нет документального обоснования таких фактов (командировка, ненормированный рабочий день), то у контролирующих органов при проверке могут возникнуть вопросы различного характера.

Например, если работник в свой выходной день заправляет автомобиль, то данный факт органы Минтруда и соцзащиты могут расценить как нарушение трудового законодательства: работник фактически работал, а зарплату за этот день не получал.

У налоговых органов могут появиться вопросы, например, о правомерности отнесения части амортизации на затраты для целей налогообложения прибыли, а также суммы топлива на затраты.

Таких ситуаций, в случае отсутствия документального обоснования, лучше не допускать.

Ольга Сергеевна, главный бухгалтер:

– В нашей организации работники используют свои автомобили для выполнения трудовых обязанностей. С ними заключены соответствующие договоры. И хотя мы разработали порядок учета топлива, который позволяет определить, сколько его было потрачено на производственные цели, нас все-таки волнует этот вопрос.

Случается, автомобилисты заправляются в выходные и праздничные дни. Почему-то принято считать, что заправка автомобиля в выходной день или в нерабочее время свидетельствует о его использовании не в производственных, а в личных интересах работника. Поэтому соответствующая часть пробега является дополнительным благом, которое должно облагаться налогами.

Но проблемы я не вижу, поскольку списываю только топливо, использованное в служебных целях. А это не что иное, как затраты предприятия.

Наталья Николаевна, бухгалтер:

– У нас такая же проблема. Водители заправляют транспорт, принадлежащий нашей организации, в нерабочее время. А бухгалтерии нужно это достойно и обоснованно оформить, доказать необходимость заправки в производственных целях.

Хотелось бы обойтись минимальным оформлением и не нести дополнительных расходов на водителей (командировочные, работа в нерабочее время и т.д.). Конечно, мне не понятно: как можно расценивать время заправки автомобиля как время его использования, ведь используется он подготовленным к работе (заправленным) в рабочее время?!

Многие компании имеют в собственности автотранспортные средства, которые используют в своей деятельности. А раз есть автомобиль, то неизбежно возникают и расходы по его обслуживанию. Сегодня мы рассмотрим порядок бухгалтерского и налогового учета условно-постоянных расходов (на платную парковку, мойку авто) и форс-мажорных затрат (на оплату хранения автомобиля на штрафной стоянке).

Эвакуация машины на штрафную стоянку

Начнем с самого проблемного расхода — оплаты пребывания транспортного средства на штрафной стоянке. Мало того что сама по себе ситуация, связанная с эвакуацией автомобиля, неприятна, но здесь у компании возникают трудности с учетом для целей налогообложения прибыли расходов на оплату штрафной стоянки.

Одним из наказаний за нарушение правил дорожного движения является принудительная конфискация транспортного средства (эвакуация на штрафную стоянку). Правила задержания и эвакуации автомобиля регламентируются положениями Федерального закона от 10.12.95 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и нормами КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ при нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида применяется задержание автомобиля, то есть исключение его из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на спецстоянке до устранения причины задержания.

Как показывает практика, чаще всего машину отправляют на штрафную стоянку за нарушение правил парковки. В случае эвакуации автомобиля придется не только заплатить штраф, но и оплатить время пребывания машины на штрафной стоянке.

Для налога на прибыль расхода нет…

Организации будет весьма проблематично учесть при расчете налога на прибыль расходы на оплату штрафной стоянки. На это есть две причины.

Во-первых, для целей налогообложения расходами признаются документально подтвержденные затраты, которые осуществлены для деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ). С документальным подтверждением рассматриваемых расходов проблем не будет (как правило, штрафные стоянки выдают после оплаты полный пакет документов). Но трудности возникнут с экономическим обоснованием произведенных расходов. Доказать налоговикам, что оплата времени пребывания автомобиля на штрафной стоянке в связи с его эвакуацией из-за нарушений правил дорожного движения напрямую связана с деятельностью организации, будет очень сложно.

Во-вторых, в п. 2 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде штрафов и иных санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций. Как мы уже сказали, задержание автотранспорта и перемещение его на специализированную стоянку является разновидностью административной санкции, предусмотренной ст. 27.13 КоАП РФ. Поэтому оплату штрафной стоянки можно рассматривать как следствие административного правонарушения. Следовательно, такой расход не учитывается при расчете налога на прибыль на основании п. 2 ст. 270 НК РФ.

Конечно, можно попытаться оплату штрафной стоянки рассмотреть как оплату парковки. Но с такой позицией вряд ли согласятся налоговые органы. Поэтому безопаснее все же не учитывать при расчете налога на прибыль такие расходы.

…а в бухгалтерском учете есть

В отличие от налогового учета в бухгалтерском учете расходы на оплату штрафной стоянки учитываются (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Для этих целей можно использовать счет 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу».

Поскольку признанные в бухгалтерском учете расходы по оплате услуг по хранению служебного автомобиля при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются, то в бухгалтерском учете возникают постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство (п. 4, 7 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Размер этого обязательства определяется путем умножения суммы затрат на оплату штрафной стоянки на налоговую ставку (20%). При этом бухгалтер должен сделать проводку:

Дебет 99 Кредит 68

— отражено постоянное налоговое обязательство.

Парковка служебного автомобиля

Не у всех компаний есть территория, на которой можно оставлять служебные автомобили. Выход в такой ситуации — платная парковка. Стоянку служебного автомобиля может оплачивать водитель. Но есть и другой вариант — организация может заключить с собственниками автостоянки договор возмездного оказания услуг по предоставлению парковочного места или же арендовать место на стоянке. В этом случае расчеты будут осуществляться непосредственно между компаниями.

Налог на прибыль

По общему правилу расходы на содержание служебного транспорта при расчете налога на прибыль учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). На наш взгляд, по данной норме Кодекса можно учесть и расходы по оплате автостоянок.

С таким подходом согласны специалисты Минфина России. Так, в письме от 11.01.2006 № 03-03-04/2/1 финансисты указали следующее. Если у организации отсутствует собственный гараж для содержания служебных автомашин, то возникает необходимость либо арендовать гаражи у других организаций, либо пользоваться услугами платных автостоянок. В первом случае нужно заключить договоры аренды гаражей или земельных участков, используемых под автостоянки. Арендные платежи будут учитываться на основании подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Во втором случае, когда организация пользуется услугами платных автостоянок, оплата производится наличными через подотчетное лицо. Расходы по оплате услуг платных автостоянок компания может отнести в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, как расходы на содержание служебного автотранспорта.

При методе начисления расходы на парковку признаются на дату:

  • утверждения авансового отчета, если стоянка оплачена подотчетным лицом;

  • получения акта об оказании услуг автостоянки в случае заключения договора на оказание услуг;

  • на последнее число отчетного (налогового) периода, если заключен договор аренды.

Бухгалтерский учет

За стоянку служебного автомобиля может расплатиться водитель. Для этих целей организация выдает ему под отчет денежные средства. В бухгалтерском учете такая операция отражается проводкой:

Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами» Кредит 50 «Касса».

Задолженность сотрудника перед организацией по подотчетным суммам погашается после того, как работник представит авансовый отчет, а руководитель его утвердит (п. 6.3 Порядка ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства, утвержденного Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). В бухгалтерском учете делается запись:

Дебет счетов учета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

В том случае когда организация заключила с автостоянкой договор возмездного оказания услуг или договор аренды гаража, оплата по таким договорам отражается записью:

Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 51 «Расчетные счета».

После того как организация получит акт об оказании услуг, затраты включаются в состав расходов. В бухгалтерском учете делается проводка:

Дебет счетов учета затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу») Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Мойка служебного автомобиля

На сегодняшний день в КоАП РФ отсутствует штраф за использование грязного автомобиля. Однако есть административный штраф за управление транспортным средством с нечитаемыми государственными регистрационными знаками. Он предусмотрен п. 1 ст. 12.2 КоАП РФ, его размер составляет 500 руб.

Конечно, водитель может просто протереть номера, но все же лучше держать автомобиль в чистом виде. Поэтому от расходов на оплату мойки машины не уйти.

Проблем с учетом таких затрат у компании не возникнет. В состав расходов на содержание служебного транспорта включаются и затраты на его мойку. Основание — подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Затраты организации по оплате услуг специализированной организации по мойке легкового автомобиля являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Расходы по мойке служебного легкового автомобиля непосредственно не связаны с производственным процессом. Поэтому они являются управленческими расходами. Согласно Плану счетов такие затраты могут отражаться в бухгалтерском учете по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» или счета 44 «Расходы на продажу».

Какие документы подтвердят расходы на парковку и мойку?

Для целей налогообложения прибыли расходы признаются только при наличии документального подтверждения. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, в частности, оформленными в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции организации должны оформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетными документами. Формы первичных учетных документов организация устанавливает самостоятельно. При этом первичный учетный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование документа;

2) дату составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

По мнению налоговых органов, организация без проблем сможет документально подтвердить обоснованность расходов (то есть доказать, что именно этот автомобиль компании ставился на стоянку или же компания получила услуги по его мойке), если в документах будет содержаться информация об автомобиле (марка автомобиля, его регистрационный номер). Такую точку зрения высказали специалисты УФНС России по г. Москве в письме от 12.04.2006 № 20-12/29007.

Какими оправдательными документами можно подтвердить расходы на платную парковку для целей налогообложения прибыли?

Во-первых, у компании должен быть акт (отчет) об оказании услуг. Этот документ составляется, если компания заключает долгосрочный договор на оказание услуг по предоставлению парковочного места. На практике возможна ситуация, когда в акте исполнитель указывает просто наименование услуги — предоставление парковочного места. В таком случае организации лучше составить приложение к договору и указать в нем перечень автомобилей, которые хранятся на автостоянке.

Во-вторых, подтвердить расходы может кассовый чек. Данный документ подойдет для ситуации, когда стоянку оплачивает водитель и при этом организация, оказывающая услуги парковки, использует ККТ при наличных расчетах (письмо Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/1/404). Чтобы не возникло претензий со стороны проверяющих, советуем приложить к кассовому чеку товарный чек с указанием в нем марки и регистрационного номера автомобиля. Обратите внимание: если в чеках ККТ отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов или чтение этих чеков невозможно по каким-то причинам, такие чеки не могут служить первичными учетными (оправдательными) документами, принимаемыми для целей налогообложения прибыли. Если применяемые в установленном порядке модели ККТ формируют неустойчивые оттиски чеков, на которых со временем может теряться (выцветать) отраженная информация (например, используется метод термопечати), налогоплательщику необходимо сделать заверенные должным образом копии таких чеков либо иметь товарные чеки с соответствующими реквизитами. Поступить таким образом порекомендовали специалисты налоговых органов в письме УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007.

В-третьих, подтверждающим документом может служить бланк строгой отчетности (если организация, оказывающая услуги парковки, не использует ККТ). В приказе Минтранса России от 24.06.2014 № 166 «Об утверждении форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе» приведены две формы парковочного чека — на случай оплаты наличными и на случай расчетов пластиковой картой.

Таким образом, парковочный чек является документом строгой отчетности и применяется фирмами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении расчетов за предоставление платных услуг парковок. В парковочном чеке отражают такие сведения, как:

  • кем выдан чек (наименование, местонахождение и ИНН организации или индивидуального предпринимателя);

  • зона парковки;

  • номер и адрес паркомата;

  • номер автомобиля;

  • время начала и окончания парковки;

  • размер платы за один час стоянки;

  • итоговая сумма к оплате;

  • номер платежной карты, если оплата производится с использованием карточки.

Порядок документального подтверждения для целей налогообложения прибыли расходов на мойку служебного автомобиля будет точно таким же, как и при оплате расходов на парковку машины. То есть если оплата была произведена по безналичному расчету, то по итогам отчетного периода составляется акт об оказании услуг. Этот документ и подтвердит обоснованность расходов.

Если же водители самостоятельно оплачивают наличными денежными средствами расходы на мойку служебного автомобиля, то расходы подтвердит кассовый или товарный чек. В этих документах обязательно должно быть указано, что оплата была произведена за мойку конкретного автотранспортного средства с указанием его марки и номера (письмо УФНС России по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007).

Использование служебных автомобилей сотрудниками организаций в личных целях запрещается. Это обусловлено тем, что компания в таком случае несет имущественные и материальные потери. В отдельных случаях допускается эксплуатация транспортирных средств в нерабочее время, если на предприятии имеется соответствующая инструкция, которая регламентирует подобные действия.

Ответственность за использование служебного автомобиля в личных целях

Использование служебного автомобиля сотрудником предприятия без соответствующего разрешения может привести к двум видами ответственности:

  • имущественной
  • материальной.

Имущественная ответственность на водителя возлагается вследствие того, что его действия приводят к чрезмерным тратам горюче-смазочных веществ (ГСМ), которые не учитываются в отчетности предприятия. Кроме этого, эксплуатация транспортного средства приводит к изнашиванию основных агрегатов и узлов, что в свою очередь влияет на увеличение амортизационных трат компании.

Материальная ответственность возникает только в тех случаях, когда сотрудник компании причиняет какой-либо ущерб машине, требующий проведения дальнейшего ремонта: замены лакокрасочного покрытия или же определенных деталей.

Получение разрешения на использование автомобиля компании в нерабочее время

Предоставление сотрудникам компании возможности использовать служебный автомобиль в нерабочее время должно регламентироваться соответствующим внутренним документом: политикой, порядком, инструкцией или протоколом. В нем должны быть учтены такие важные особенности:

  1. осуществление компенсации расходов на ГСМ;
  2. методика контроля пробега;
  3. нюансы использования автомобиля;
  4. способ ведения отчетности.

Стоит обратить внимание на то, что использование транспортных средств компании сотрудниками в нерабочее время не требует от них необходимости иметь с собой путевые листы. Несмотря на это, инспекторы ГИБДД могут их требовать. В подобных ситуациях защищать свои права водителю придется в судебном порядке.

Для минимизации потерь предприятию необходимо осуществлять технический контроль за своим автомобильным парком, который может использоваться сотрудниками в личных целях. Компания «ПредРейс МСК», осуществляющая свою деятельность в Москве и Московской области, может в значительной степени упростить данный процесс, сделав его менее длительным и затратным. Для получения более детальной информации, обращайтесь за помощью к нашим сотрудникам прямо сейчас!

Поделиться страницей:

Рожкова Е.

Журнал «Главная книга» № 12/2014

Нужны ли доплаты и медосмотры?

Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).

Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль <1>. Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами? Давайте разберемся.

Разбираемся с доплатой за совмещение

Необходимость доплаты работнику за управление служебным автомобилем зависит от того, действительно ли он выполняет работу водителя, то есть перевозит грузы или людей.

Это можно выяснить из содержания трудового договора работника и должностной инструкции, если она является частью этого договора <2>.

Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата <3>.

Когда доплата не положена

Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:

— не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);

— может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.

А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена.

Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель — образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно. В этом случае управление автомобилем выполняется в рамках заключенного трудового договора и предусмотренной им трудовой функции, что не подразумевает каких-либо доплат. Такой вывод косвенно подтверждают Минздравсоцразвития и Роструд <4>.

Предупреждаем руководителя

Если работник на служебном автомобиле возит грузы или людей, при этом ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции про управление автомобилем ничего не сказано, то ему положена доплата за совмещение.

Эту же точку зрения поддерживают и суды, отказывая в доплате за совмещение профессий (должностей), в частности, если:

<или> профессии инженера и водителя не совмещались, так как инженер не исполнял обязанностей по должности водителя, а в соответствии с должностной инструкцией был лишь допущен к управлению автомобилем для проезда к месту работ на удаленных объектах <5>;

<или> работник был принят на должность водителя-охранника, оплата труда производилась по тарифной ставке, установленной штатным расписанием и трудовым договором для должности водителя-охранника, следовательно, он не совмещал должности водителя и охранника и доплата ему не положена <6>.

Когда придется доплачивать

Суды признают факт совмещения профессий и право работника на доплату в случаях, когда:

<или> в должностные обязанности работника по основной должности не входили обязанности, которые он выполнял дополнительно по другой должности, для которой в организации была предусмотрена единица в штатном расписании, а также своя должностная инструкция <7>;

<или> работник выполнял работу, которая отсутствовала в его должностных обязанностях и не была предусмотрена трудовым договором, но при этом фактически было достигнуто соглашение об оплате за совмещение (работник обратился с заявлением, в котором отказался от исполнения ряда обязанностей, а директор письменно просил учредителя доплачивать работнику за совмещение) <8>;

<или> работник с должности водителя был переведен на должность водителя-экспедитора и выполнял, помимо обязанностей водителя, обязанности экспедитора без доплаты за совмещение. Суд решил, что профессии водителя и экспедитора, согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, являются двумя самостоятельными должностями с различными трудовыми функциями, а также самостоятельно аттестованы как рабочие места у работодателя <9>;

<или> положения трудового договора свидетельствовали о том, что фактически выполнявшиеся работником действия, связанные с вождением автомобиля и поддержанием его в исправном состоянии, выходили за пределы обычных должностных обязанностей работника как начальника отдела <10>.

Как видим, доказать факт совмещения работникам удается только на основании документов. И если такие документы имеются, то работодателю проще доплатить работнику за совмещение, не доводя дело до суда.

Предрейсовые медосмотры только для водителей

За отсутствие предрейсовых медосмотров водителей (которые работодатель проводит за свой счет <11>) инспектор ДПС может оштрафовать организацию на 30 000 руб. <12> Также организацию может наказать и трудовая инспекция — привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП <13>.

Вместе с тем медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принятых на работу в качестве водителя <14>. Поэтому если сотрудник ездит на служебном авто, но при этом в качестве водителя не оформлен, то проходить обязательные медосмотры, в том числе предрейсовые, он не должен.

* * *

А вот каково мнение представителя Роструда по этим вопросам.

Из авторитетных источников

Шкловец Иван Иванович — Заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

«Требование проводить медосмотры относится к транспортным компаниям, в штате которых есть водители. Если компания не ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, и должности водителей штатным расписанием не предусмотрены, то нет оснований и для медосмотров.

Что касается доплат работникам, которым предоставлен служебный транспорт, то ситуация такая. Если в трудовом договоре (должностной инструкции) сказано, что работник использует автомобиль для выполнения своей трудовой функции, то дополнительная оплата за это ему не положена. Ведь, подписав договор, работник тем самым подтвердил, что согласен с его условиями.

Если про использование автомобиля ни в трудовом договоре, ни в должностной инструкции ничего не сказано, то управление автомобилем следует расценивать как дополнительную работу, за которую полагается доплата».

Итак, если работнику положена доплата за совмещение, а ваша организация ее не платит, это может привести к весьма неблагоприятным последствиям. Это не только штраф от трудинспекции (для организации — от 30 000 до 50 000 руб., а для ее руководителя — от 1000 до 5000 руб. <15>), но и претензии со стороны работников, что может оказаться гораздо хуже. Ведь тогда работодателю придется раскошелиться еще и на денежную компенсацию за задержку доплаты, а также на возмещение морального ущерба и судебных издержек <16>.

<1> п. 2 ст. 209 ГК РФ; п. 2.1.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства от 23.10.93 N 1090

<2> ст. 57, ч. 3 ст. 68 ТК РФ

<3> ч. 1, 2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ

<4> Письма Минздравсоцразвития от 12.03.2012 N 22-2-897; Роструда от 24.05.2011 N 1412-6-1

<5> Определение Мосгорсуда от 12.10.2010 N 33-29136

<6> Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 08.02.2013 N 33-771/2013

<7> Апелляционное определение Омского облсуда от 06.11.2013 N 33-7293/13

<8> Апелляционное определение ВC Республики Хакасия от 21.05.2013 N 33-1251/2013

<9> Определение Приморского краевого суда от 15.12.2010 N 33-10823

<10> Апелляционное определение Калининградского облсуда от 11.07.2012 N 33-2925/2012

<11> п. 5 ст. 23 Закона от 10.12.95 N 196-ФЗ

<12> ч. 2 ст. 12.31.1, ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ

<13> абз. 12 ст. 212 ТК РФ; Решение Мосгорсуда от 18.07.2012 N 7-1369/2012

<14> ст. 2, п. 3 ст. 23 Закона от 10.12.95 N 196-ФЗ

<15> ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ