Служба в МВД

Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2011 года N 878

Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 15 августа 2019 года)

Во исполнение Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Установить:
размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации согласно приложению N 1;
размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации, согласно приложению N 2;
абзац утратил силу с 14 апреля 2018 года — постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2018 года N 406;
размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации согласно приложению N 4.

2. Установить, что на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, которым оклады месячного денежного содержания установлены в соответствии с настоящим постановлением, не распространяется действие:
постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 487 «Об установлении окладов денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации»;
абзаца третьего пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2007 года N 837 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации».
____________________________________________________________________
Пункт 2 настоящего постановления утратил силу с 19 марта 2012 года — постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60.
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 не распространяется на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и частях 2 и 3 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяется с 1 января 2013 года.
— См. пункты 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60.
____________________________________________________________________

3. Установить, что действие настоящего постановления распространяется на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации:
проходящих службу в органах внутренних дел Российской Федерации, с 1 января 2012 года;
прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации или Федеральной миграционной службе, с 1 января 2013 года.

4. Установить, что с 1 января 2012 года оклады месячного денежного содержания, установленные в соответствии с настоящим постановлением, применяются в целях назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, уволенным или увольняемым со службы из федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 3 настоящего постановления.

5. Министру внутренних дел Российской Федерации с 1 января 2012 года при пересмотре размеров пенсий гражданам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью устанавливать применительно к аналогичным должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

6. В случае если размер пенсии, исчисленной с применением окладов, установленных в соответствии с настоящим постановлением, окажется ниже уровня пенсионного обеспечения, установленного гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2012 года, указанный уровень пенсионного обеспечения таким гражданам сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере.
(Пункт дополнительно включен с 19 марта 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60)
____________________________________________________________________
Действие постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 не распространяется на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и частях 2 и 3 статьи 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», применяется с 1 января 2013 года.
— См. пункты 5 и 6 постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года N 60.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Путин

Приложение N 1. Размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 ноября 2011 года N 878

(с изменениями на 6 марта 2015 года)

Наименование типовой должности

Оклад по типовой
должности
(рублей)

I. Типовые должности высшего, старшего и среднего начальствующего состава

1. Центральный аппарат Министерства внутренних дел Российской Федерации

Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации

Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации

Начальник департамента (главного управления) Министерства внутренних дел Российской Федерации

Первый заместитель начальника департамента (главного управления), начальник управления Министерства внутренних дел Российской Федерации

Заместитель начальника департамента (главного управления) Министерства внутренних дел Российской Федерации

Начальник управления департамента (главного управления) Министерства внутренних дел Российской Федерации, заместитель начальника управления Министерства внутренних дел Российской Федерации

Заместитель начальника управления департамента (главного управления) Министерства внутренних дел Российской Федерации

Начальник отдела в департаменте (главном управлении, управлении) Министерства внутренних дел Российской Федерации

Заместитель начальника отдела в департаменте (главном управлении, управлении) Министерства внутренних дел Российской Федерации

Начальник отделения

Старший: следователь по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, инспектор по особым поручениям, специалист по особым поручениям

Следователь по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, инспектор по особым поручениям, специалист по особым поручениям

Старший: следователь, оперуполномоченный, специалист, инспектор

Следователь, оперуполномоченный, специалист, инспектор

2. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном уровне*

* Месячные оклады по типовым должностям сотрудников территориальных органов, дислоцированных в гг.Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, повышаются на 10 процентов.

Начальник (руководитель) территориального органа

Заместитель начальника (руководителя) территориального органа

Начальник управления территориального органа

Заместитель начальника управления территориального органа

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела

Начальник отделения

Старший: следователь по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, инспектор по особым поручениям

Следователь по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, инспектор по особым поручениям

Старший: следователь, оперуполномоченный, эксперт, специалист, инспектор

Следователь, оперуполномоченный, эксперт, специалист, инспектор

3. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек*

* Месячные оклады по типовым должностям сотрудников территориальных органов, дислоцированных в гг.Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, повышаются на 10 процентов.

Начальник (руководитель) территориального органа

Заместитель начальника (руководителя) территориального органа

Начальник управления в территориальном органе

Заместитель начальника управления в территориальном органе

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела

Начальник отделения

Следователь по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, инспектор по особым поручениям

Старший: следователь, оперуполномоченный, эксперт, специалист, инспектор

Следователь, оперуполномоченный, эксперт, специалист, инспектор

4. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн человек

Начальник (руководитель) территориального органа

Заместитель начальника (руководителя) территориального органа

Начальник отдела

Заместитель начальника отдела

Начальник отделения

Следователь по особо важным делам, оперуполномоченный по особо важным делам, инспектор по особым поручениям

Старший: следователь, оперуполномоченный, эксперт, специалист, инспектор

Следователь, оперуполномоченный, эксперт, специалист, инспектор

5. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне*

* Месячные оклады по типовым должностям сотрудников территориальных органов, дислоцированных в гг.Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, повышаются на 10 процентов.

Руководитель территориального органа (начальник управления)

Руководитель территориального органа (начальник отдела), заместитель руководителя территориального органа (заместитель начальника управления)

Заместитель руководителя территориального органа (заместитель начальника отдела), начальник отдела в управлении

Заместитель начальника отдела в управлении

Начальник отделения

Старший: следователь, оперуполномоченный, эксперт, специалист, инспектор

Следователь, оперуполномоченный, эксперт, специалист, инспектор

II. Типовые должности рядового и младшего начальствующего состава
гг.Москва и Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области

Заместитель командира взвода

Младший инспектор

Старший полицейский

Полицейский

Курсант &nbspобразовательной организации Министерства внутренних дел Российской Федерации (для сотрудников органов внутренних дел из числа граждан, не проходивших службу до поступления на обучение)**

(Позиция в редакции, введенной в действие с 21 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 201.

_______________
** Сотрудникам органов внутренних дел, поступившим на обучение в &nbspобразовательную организацию&nbsp Министерства внутренних дел Российской Федерации, в период обучения выплачиваются оклады по должностям, замещаемым ими до поступления на обучение.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 21 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 201.

Центры субъектов Российской Федерации и города с населением свыше 100 тыс. человек

Заместитель командира взвода

Младший инспектор

Старший полицейский

Полицейский

Курсант &nbspобразовательной организации &nbsp Министерства внутренних дел Российской Федерации (для сотрудников органов внутренних дел из числа граждан, не проходивших службу до поступления на обучение)**

(Позиция в редакции, введенной в действие с 21 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 201.

_______________
** Сотрудникам органов внутренних дел, поступившим на обучение в &nbspобразовательную организацию&nbsp Министерства внутренних дел Российской Федерации, в период обучения выплачиваются оклады по должностям, замещаемым ими до поступления на обучение.
(Сноска в редакции, введенной в действие с 21 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 201.

Остальные местности

Заместитель командира взвода

Младший инспектор

Старший полицейский

Полицейский

Курсант &nbspобразовательной организации &nbsp Министерства внутренних дел Российской Федерации (для сотрудников органов внутренних дел из числа граждан, не проходивших службу до поступления на обучение)**

(Позиция в редакции, введенной в действие с 21 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 201.

_______________
** Сотрудникам органов внутренних дел, поступившим на обучение в &nbspобразовательную организацию&nbsp Министерства внутренних дел Российской Федерации, в период обучения выплачиваются оклады по должностям, замещаемым ими до поступления на обучение.
Сноска в редакции, введенной в действие с 21 марта 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года N 201.

Приложение N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 ноября 2011 года N 878

Размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации

(с изменениями на 15 августа 2019 года)

Наименование типовой должности

Оклад по типовой
должности
(рублей)

I. Типовые должности высшего, старшего и среднего начальствующего состава

1. Центральный аппарат Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации

Позиция исключена с 27 августа 2019 года — постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2019 года N 1048..

Заместитель директора Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации

Начальник управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации

Заместитель начальника управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации

Начальник отдела в управлении Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации

Заместитель начальника отдела в управлении Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации

Начальник отделения

Старший инспектор по особым поручениям

Старший инспектор

Инспектор

2. Территориальные органы Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации*

* Месячные оклады по типовым должностям сотрудников территориальных органов, дислоцированных в гг.Москве и Санкт-Петербурге, повышаются на 10 процентов.

Начальник управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по федеральному округу

Заместитель начальника управления Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по федеральному округу

Начальник: управления, отдела Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации (территориальный орган)

Заместитель начальника: управления, отдела Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации (территориальный орган)

Начальник отдела в управлении Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по федеральному округу

Заместитель начальника отдела в управлении Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации по федеральному округу

Начальник отделения

Главный специалист

Старший инспектор

Старший офицер фельдсвязи для особых поручений

Инспектор

Старший офицер фельдсвязи

Офицер фельдсвязи

II. Типовые должности рядового и младшего начальствующего состава
гг.Москва и Санкт-Петербург

Фельдъегерь

Остальные местности

Фельдъегерь

Приложение N 3
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 ноября 2011 года N 878

Размеры месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по типовым должностям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных в соответствии с законодательством Российской Федерации к Федеральной миграционной службе

Приложение N 4. Размеры месячных окладов в соответствии с присвоенным специальным званием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Приложение N 4
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 3 ноября 2011 года N 878

Специальное звание

Оклад (рублей)

Генерал полиции Российской Федерации

Генерал-полковник: полиции, внутренней службы, юстиции

Генерал-лейтенант: полиции, внутренней службы, юстиции

Генерал-майор: полиции, внутренней службы, юстиции

Полковник: полиции, внутренней службы, юстиции

Подполковник: полиции, внутренней службы, юстиции

Майор: полиции, внутренней службы, юстиции

Капитан: полиции, внутренней службы, юстиции

Старший лейтенант: полиции, внутренней службы, юстиции

Лейтенант: полиции, внутренней службы, юстиции

Младший лейтенант: полиции, внутренней службы, юстиции

Старший прапорщик: полиции, внутренней службы, юстиции

Прапорщик: полиции, внутренней службы, юстиции

Старшина: полиции, внутренней службы, юстиции

Старший сержант: полиции, внутренней службы, юстиции

Сержант: полиции, внутренней службы, юстиции

Младший сержант: полиции, внутренней службы, юстиции

Рядовой: полиции, внутренней службы, юстиции

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Комитет

по законодательству и судебно-правовой реформе

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

по проекту Закона Республики Казахстан

«О внесении изменения и дополнений в Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе»

Рассмотрев вышеназванный законопроект, предлагаем включить в сравнительную таблицу по законопроекту следующие изменения и дополнения.

1. Заголовок проекта Закона изложить в следующей редакции:

«О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О правоохранительной службе».

Обоснование:

Так как в законопроект вносятся дополнительные изменения.

2. Новый подпункт 21) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе» расположить в алфавитном порядке на государственном языке.

Обоснование:

Приведение в соответствие с Законом Республики Казахстан «О нормативных правовых актах».

3. Подпункт 1) статьи 1 проекта Закона изложить в следующей редакции:

«1) статью 1 дополнить подпунктом 21) следующего содержания:

«21) полиграфологическое исследование – процедура опроса по определению достоверности информации, заключающаяся в регистрации с помощью специальных датчиков отдельных физиологических реакций человека;»;».

Обоснование:

В понятии «полиграфологическое исследование» необходимо исключить уточнение физиологических реакций человека в виде дыхания, сердцебиения, сопротивления кожи и т.д., так как помимо данных реакций человека могут быть использованы и другие физиологические реакции человека, а также понятие нужно дополнить словами «по определению достоверности информации» для приведения в соответствие с новым пунктом 5-1 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе».

Перечень физиологических реакций человека предлагается утвердить постановлением Правительства Республики Казахстан, который при необходимости будет периодически изменяться.

4. Абзацы первый — третий подпункта 2) статьи 1 проекта Закона изложить в следующей редакции:

«2) в статье 6:

в пункте 2:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«2. На правоохранительную службу не должно быть принято лицо:»;

дополнить подпунктами 2-1) и 2-2) следующего содержания:

«2-1) не прошедшее психофизиологическое или медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях для определения пригодности к службе;

2-2) не прошедшее полиграфологическое исследование либо от него отказавшееся;»;».

Обоснование:

В случае несоответствия кандидата на правоохранительную службу одному из предъявляемых условий, данное лицо не должно быть принято на работу в правоохранительных органах. Подпункт 2-1) необходимо разделить на 2 подпункта, так как предъявляемые условия носят индивидуальный характер.

5. Абзацы четвертый — пятый подпункта 2) статьи 1 проекта Закона изложить в следующей редакции:

«пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Принимаемые на службу в правоохранительные органы граждане в обязательном порядке проходят психофизиологическое и медицинское освидетельствование в военно-врачебных комиссиях, а также полиграфологическое исследование для определения пригодности к службе.»;

Обоснование:

Приведение в соответствие с предлагаемым подпунктом 2-1) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 6 января 2011 года № 380-IV «О правоохранительной службе».

6. Абзацы шестой — седьмой подпункта 2) статьи 1 проекта Закона изложить в следующей редакции:

«дополнить пунктом 5-1 следующего содержания:

«5-1. Порядок прохождения полиграфологического исследования по определению достоверности информации определяется Правительством Республики Казахстан.».».

Обоснование:

Необходимо исключить слова «на специальных технических средствах», так как каким методом осуществляется полиграфологическое исследование будет определено порядком, утверждаемым Правительством Республики Казахстан.

7. Подпункт 2) статьи 1 проекта Закона дополнить новыми абзацами восьмым — девятым следующего содержания:

«дополнить пунктом 5-2 следующего содержания:

«5-2. Перечень физиологических реакций человека, необходимых для проведения полиграфологического исследования по определению достоверности информации утверждается Правительством Республики Казахстан.».

Обоснование:

Для проведения полиграфологического исследования должен быть конкретный перечень физиологических реакций человека, утверждаемый постановлением Правительства Республики Казахстан, который при необходимости будет периодически изменяться.

8. Подпункт 2) статьи 1 проекта Закона дополнить новыми абзацами десятым — одиннадцатым следующего содержания:

«дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. При поступлении на службу в правоохранительные органы граждане в обязательном порядке проходят полиграфологическое исследование, положительные результаты которого приобщаются в личное дело кандидата на зачисление для прохождения службы в правоохранительных органах. Гражданам, которым по тем или иным основаниям отказано в прохождении службы в правоохранительных органах, результаты полиграфологического исследования не выдаются.».

Обоснование:

Необходимо прописать в данном законодательном акте основные моменты прохождения полиграфологического исследования по определению достоверности информации.

9. Статью 1 проекта Закона дополнить новым подпунктом 3) следующего содержания:

«3) пункт 3 статьи 7 изложить в следующей редакции:

«3. Право поступления на правоохранительную службу вне конкурсного отбора имеют лица, завершившие обучение в организациях образования правоохранительных органов, лица, ранее являвшиеся сотрудниками и военнослужащими, депутаты Парламента, политические государственные служащие, судьи, прекратившие свои полномочия, за исключением лиц, уволенных либо прекративших свои полномочия по отрицательным мотивам или не прошедших полиграфологическое исследование, и соответствующие предъявляемым квалификационным требованиям. Порядок и условия занятия ими должностей определяются нормативными правовыми актами правоохранительных органов.

Обоснование:

Для лиц, имеющих право поступления на правоохранительную службу вне конкурсного отбора необходимо предусмотреть требование о прохождении полиграфологического исследования.

10. Статью 1 проекта Закона дополнить новым подпунктом 4) следующего содержания:

«4) часть первую пункта 3 статьи 47 изложить в следующей редакции:

«3. Сотрудники проходят аттестацию по истечении каждых последующих трех лет непрерывного пребывания на службе в системе правоохранительных органов. При этом аттестация должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня наступления указанного срока. При прохождении аттестации, повторной либо внеочередной аттестации сотрудники в обязательном порядке проходят полиграфологическое исследование, результаты которого влияют на соответствие сотрудника занимаемой должности.».

Обоснование:

При прохождении аттестации либо внеочередной аттестации необходимо предусмотреть для сотрудников прохождение полиграфологического исследования.

Депутаты

Н. Логутов

Р. Ким

А. Маковский

А. Тойбаев

В ближайшее время выпускникам ВУЗов предстоит выбрать место работы. Достойная зарплата и социальные гарантии сделали службу в полиции достаточно престижной и востребованной. Об условиях и порядке поступления на службу в органы внутренних дел и требованиях, предъявляемых к кандидатам рассказал заместитель начальника отдела кадров и государственной службы Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте майор внутренней службы Александр Самбуев.

— Александр Дагбаевич, расскажите, какие требования предъявляются к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел?

— Требования к гражданам, поступающим на службу в полицию определены в ст.35 Федерального закона от 7 февраля 2011 №3-ФЗ «О полиции». На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников Законом о полиции и другими федеральными законами.

— Проводится ли конкурс при поступлении на службу в полицию?

— Конкурс проводится только на замещение вакантных должностей государственной федеральной гражданской службы. А поступление на службу в полицию проводится на основе тщательного отбора кандидатов. В полицию могут попасть только самые достойные граждане: способных брать на себя ответственность, отзывчивых и сильных, сдержанных и в то же время честных, открытых и стойких.

— Наличие какого образования дает возможность поступить на службу в полицию?

— В связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» повышены квалификационные требования к отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел.

Так, в соответствии со статьей 9 вышеуказанного закона в число квалификационных требований к должностям среднего и старшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование.

Кандидаты на должности следствия, дознания, подразделений лицензионно-разрешительной работы рассматривается лишь при наличии оконченного высшего юридического образования. В остальных случаях при назначении на должности среднего начальствующего состава необходимо наличие образования не ниже среднего специального, а на должности младшего начальствующего состава – не ниже среднего (полного) общего образования.

— В каких случаях гражданин не может быть принят в полицию? Какие существуют ограничения?

— Законом о полиции оговорены случаи, при которых гражданин не может быть принят на службу в полицию. Например: гражданин осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу; имеет судимость (в том числе погашенную); является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; имеется случай прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности. Также, если представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в полицию; имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции; приобрел или имеет гражданство иностранного государства, отказался от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.

— Правда ли, что теперь в полицию берут только после прохождения «детектора лжи»?

— Отбор кандидатов – слишком ответственная задача, чтобы проводить его на основе гипотез. Поэтому решение о пригодности кандидата для прохождения службы принимается по результатам комплексных психофизиологических обследований, существенная роль в которых отводится исследованию на полиграфе. Через полиграф проходят сегодня все кандидаты на службу. С его помощью выявляются факторы риска: злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, участие в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, контакты с криминалом, участие в незаконном обороте оружия, участие в деятельности запрещенных общественных объединений, совершение уголовных преступлений, сокрытие или искажения анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, склонность к злоупотреблению должностными полномочиями, склонность к суициду.

В ходе комплексных обследований также изучается уровень общего интеллектуального развития кандидата, его способность к логическим суждениям и умозаключениям. Еще одним важным критерием становится оценка его эмоциональной устойчивости, самоконтроля поведения и внешних проявлений эмоций. Большое значение для будущего сотрудника, особенно — оперативника, имеет уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности.

— Сколько времени проводится проверка кандидата на пригодность к службе?

— Проверка кандидата проводится в течение трех месяцев со дня принятия заявления. В течение этого времени в отношении гражданина проводятся мероприятия, связанные с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки. Гражданин также направляется для прохождения медицинского и психологического обследования.

Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина.

— Все ли кандидаты, которые хотят служить в полиции, проходят испытания?

— По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований, тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:

1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;

2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел;

3) о заключении с гражданином контракта;

4) о направлении гражданина для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;

5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.

— Сколько процентов отсеивается во время прохождения военно-врачебной комиссии?

— Отсев при приеме на службу в полицию достаточно большой. Только на стадии прохождения военно-врачебной комиссии порядка 35-40% кандидатов признаются негодными к прохождению службы.

— Какова продолжительность испытательного срока для тех, кого приняли на службу?

— Испытательный срок назначается индивидуально, может составлять от двух до шести месяцев. За это время, будущий сотрудник полиции нарабатывает навыки, изучает специфику деятельности. На период испытания указанный гражданин Российской Федерации назначается на соответствующую должность стажером .

— На какой срок подписывается контракт с сотрудником, поступившим на службу в полицию?

— В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ» контракт может быть заключен как на определенный срок, так и на неопределенный срок. С сотрудником полиции, впервые поступающим на службу в ОВД, заключается контракт сроком на 4 года.

— Какое денежное довольствие тех, на кого возложены задачи по охране правопорядка и борьбе с криминалом?

— Реформирование системы МВД, которое длилось почти два года, нашло отражение не только в организационно-штатных изменениях и пересмотре структуры органов внутренних дел, но и в оплате труда сотрудников. Новые зарплаты, адекватные той повышенной нагрузке, которая ложится на плечи защитников правопорядка.

— Существуют ли привилегии для выпускников ВУЗов МВД России?

— Да, студенты ВУЗов МВД России автоматически зачисляются на службу в органы внутренних дел с момента поступления в учебное заведение и по окончании переводятся на службу в подразделения ОВД.

У молодежи, которая желает связать свою судьбу со службой в органах внутренних дел, есть хорошие перспективы. Мы будем рады молодому, энергичному пополнению. Разумеется, предпочтение будет отдаваться физически и морально крепким кандидатам, которые хотят и могут результативно работать, готовы учиться и профессионально расти.

Служба в органах внутренних дел и в полиции – особый вид государственной службы, отличающийся рядом специфических особенностей, которые получили отражение и юридическое закрепление в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. № 342-ΦЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты», в котором определены: принципы службы в органах внутренних дел; должности, специальные звания; правовое положение (статус) сотрудника, его права и обязанности; ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой; порядок поступления на службу и заключения контракта о прохождении службы; меры служебной дисциплины; служебное время и время отдыха сотрудника, а также порядок прекращения службы в органах внутренних дел.

Можно выделить четыре основные характерные особенности этой разновидности государственной службы: особенности в поступлении на службу и увольнении со службы, особенности в прохождении службы, наличие социально- экономических и правовых льгот и гарантий, предоставление сотрудникам полиции и военнослужащим внутренних войск определенных административных полномочий в процессе осуществления их служебной деятельности.

Особенности в поступлении на службу и увольнении со службы сотрудников органов внутренних дел РФ проявляются прежде всего в условиях приема на службу в органы внутренних дел и предъявляемых при этом повышенных требованиях.

На службу в органы внутренних дел принимаются в добровольном порядке граждане Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет (на службу в полицию – не старше 35 лет) независимо от национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. В учебные заведения МВД России могут приниматься лица, не достигшие 18 лет, имеющие среднее образование. При приеме граждан на службу в органы внутренних дел проводятся их психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, а также оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы нс менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников Федеральным законом РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ΦЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, а также согласно приказу МВД России от 18 мая 2012 г. № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство».

При этом российский гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, если он имел или имеет судимость.

Согласно ст. 29 Федерального закона «О полиции» на сотрудников полиции возлагаются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции, а также ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ΦЗ «О противодействии коррупции» и ст. 17,18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Особенности прохождения службы в органах внутренних дел заключаются в том, что их сотрудники принимают присягу, им присваиваются специальные звания но всем должностям рядового и начальствующего состава, а главная особенность – в повышенных требованиях к профессиональной подготовке и дисциплине всех сотрудников органов внутренних дел. В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни.

В целях определения соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел один раз в четыре года проводится аттестация сотрудника органов внутренних дел, а в случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения. Назначение внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, проводится по решению Президента РФ.

Внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:

  • – при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;
  • – при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта;
  • – по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов: о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел; об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел; в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

До вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Сотрудники органов внутренних дел женского пола, находившиеся в отпуске по беременности и родам, а также сотрудники, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходят аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

Для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ΦЗ).

Правовые и социально-экономические гарантии и льготы для сотрудников также являются особенностью службы в органах внутренних дел по сравнению с гражданскими государственными служащими. При исполнении служебных обязанностей сотрудник органов внутренних дел находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность. Отмена или изменение решения, принятого сотрудником органов внутренних дел при осуществлении служебных обязанностей, сами по себе не влекут его ответственности, если они не явились результатом преднамеренного нарушения закона. За образцовое же исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются различные виды поощрений.

За образцовое выполнение служебного долга сотрудники, прослужившие в органах внутренних дел не менее 10 лет, могут быть награждены почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации».

За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, другие особые заслуги сотрудники органов внутренних дел могут быть представлены к награждению государственными наградами РФ, в том числе и такие специфические, как награждение нагрудным знаком, именным оружием, досрочное присвоение очередного специального звания, которые не применяются в системе государственной гражданской службы.

Для стимулирования добросовестного и активного отношения сотрудников органов внутренних дел к выполнению своих обязанностей в долгосрочном плане Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено применение различных мер: дополнительные отпуска, государственное личное и дополнительное социальное страхование, денежное довольствие (ежемесячные надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), за квалификационное звание; за особые условия службы; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей; поощрительные выплаты за особые достижения в службе; надбавка к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время; коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентные надбавки, предусмотренные законодательством РФ) и пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел РФ, обеспечение жилыми помещениями, медицинским обслуживание сотрудников (оплачивается стоимость проезда железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также к месту лечения либо медицинского освидетельствования и обратно или к месту долечивания (реабилитации) в санаторно-курортном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также предоставление им иных социальных гарантий.

Вопросы служебной дисциплины отражены в Дисциплинарном уставе органов внутренних дел, утвержденном Указом Президента РФ от 14 октября 2012 г. № 1377. В нем прописаны обязанности сотрудников, обязанности и права руководителей по поддержанию служебной дисциплины, определен порядок применения мер поощрения, а также порядок наложения, исполнения дисциплинарных взысканий и обжалования их. На сотрудников могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) предупреждение о неполном служебном соответствии; д) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; е) увольнение со службы в органах внутренних дел (п. 33 Устава). На сотрудника, допустившего грубое нарушение служебной дисциплины, независимо от наличия или отсутствия у него дисциплинарных взысканий может быть наложено любое дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения со службы в органах внутренних дел (и. 50 Устава).

Административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск в процессе осуществления служебной деятельности регламентируются федеральными законами «О полиции» (ст. 14–21), «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 24–30) и КоАП РФ (ст. 23.3). На основе и в соответствии с этим и иным федеральным законодательством в целях выполнения своих задач и обязанностей, возложенных законом на полицию и внутренние войска, их сотрудники имеют право на применение необходимых административно-предупредительных и контрольно-предупредительных мер (проверка у граждан документов, удостоверяющих их личность; временное запрещение или ограничение движения транспорта на определенных участках, использование транспортных средств организаций и граждан для проезда к месту чрезвычайных обстоятельств, различного рода осмотры, досмотры, блокирования и оцепление зданий, сооружений, отдельных участков местности и другие меры), участие в реализации административновосстановительных мер (например, при сносе самовольно возведенных строений, при административном выселении лиц, самоуправно занявших жилые помещения), применение мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также применение мер административных наказаний к лицам, виновным в совершении административных правонарушений.

Сотрудники полиции и военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.

Применять имеющиеся на вооружении полиции и внутренних войск специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, электрошоковые устройства) они могут в следующих случаях: для отражения нападения на граждан и сотрудников органов внутренних дел, для пресечения оказываемого им сопротивления; для задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление; для доставления задерживаемых лиц в полицию, конвоирования и охраны задержанных, а также лиц, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу, когда они своим поведением дают основание полагать, что могут совершить побег либо причинить вред окружающим или себе или оказывают противодействие сотруднику полиции; для освобождения насильственно удерживаемых лиц; захвата зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков; для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций; для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться; для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления. Перечень специальных средств, состоящих на вооружении полиции и внутренних войск, а также правила их применения устанавливаются Правительством РФ. Сотрудники органов внутренних дел имеют право применять табельное огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в установленных законом случаях.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства но делу об административном правонарушении: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод (см. гл. 27, ст. 27.1-27.15 КоАП РФ).

Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ МВД России установило Перечень должностных лиц системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденный приказом МВД России от 5 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию». Эти лица имеют право осуществлять административное задержание в соответствии с п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.