Служба одного окна

Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.

Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:

  • упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, и сокращение сроков их предоставления;
  • повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;
  • сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг;
  • исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;
  • противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе;
  • унификация и автоматизация административных процедур предоставления государственных услуг на территории Санкт-Петербурга;
  • повышение качества информационного обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при предоставлении государственных услуг;
  • повышение удовлетворенности получателей государственных услуг качеством их предоставления;
  • повышение информированности населения о порядке, способах и условиях получения государственных услуг в Санкт-Петербурге;
  • повышение прозрачности и подконтрольности деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и подведомственных им организаций при выполнении государственных функций и административных процедур в процессе предоставления государственных услуг.

Реализация принципа «одного окна» обеспечивается посредством реорганизации существующих процессов предоставления государственных услуг, которая должна выражаться в исполнении административных процедур по сбору полного пакета документов за обратившихся заявителей на основе межведомственного и внутриведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, подведомственных им и(или) других уполномоченных организаций между собой.

Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» в Санкт-Петербурге является организация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по предметам их ведения.

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна» предполагает создание единых общественных мест приема и обслуживания разных категорий заявителей, в том числе обеспечивающих предоставление заявителям возможности одновременного получения нескольких государственных услуг при однократном обращении, включая государственные услуги, предоставляемые при участии федеральных исполнительных органов власти и органов местного самоуправления, функционирующих на территории Санкт-Петербурга.

Основными формами организации предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге по принципу «одного окна» являются:

  1. Организация предоставления государственных услуг через Многофункциональные центры предоставления государственных услуг (МФЦ);
  2. Организация предоставления государственных услуг через сеть Интернет.

Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ

Технология предоставления государственных (муниципальных) услуг через МФЦ включает следующие основные административные процедуры:

  • заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, и пакет документов на получение государственной (муниципальной) услуги, которые не могут быть собраны без участия заявителя;
  • сотрудник МФЦ определяет предмет обращения и информирует заявителя о порядке и условиях получения государственной (муниципальной) услуги через МФЦ;
  • сотрудник МФЦ заполняет в МАИС ЭГУ заявление на получение государственной (муниципальной) услуги, распечатывает его и представляет заявителю на подпись;
  • сотрудник МФЦ формирует в МАИС ЭГУ документы, представленные заявителем, распечатывает и выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием регламентных сроков исполнения государственной (муниципальной) услуги и контактных сведений для получения заявителем информации о ходе исполнения государственной (муниципальной) услуги;
  • сотрудник МФЦ с применением МАИС ЭГУ формирует запросы на предоставление недостающих документов в электронном виде (при наличии технической возможности) в соответствии с соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
  • сотрудник МФЦ направляет сформированные в МАИС ЭГУ документы заявителя и заявление в электронном виде в ответственный ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ в соответствии с технологиями, предусмотренными соответствующими соглашениями и регламентами информационного взаимодействия;
  • сотрудник МФЦ осуществляет взаимодействие в электронном виде по технологиям, предусмотренным в МАИС ЭГУ с должностными лицами ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для получения информации о результатах исполнения государственной (муниципальной) услуги и осуществляет посредством МАИС ЭГУ учет прохождения основных этапов государственной (муниципальной) услуги;
  • сотрудник МФЦ обеспечивает организацию получения результата государственной (муниципальной) услуги из ответственного ИОГВ/ФОИВ/ОМСУ для выдачи заявителю результата государственной услуги;
  • заявитель лично (или через доверенное лицо) обращается к сотруднику МФЦ, представляя документ, удостоверяющий личность, расписку о приеме документов в МФЦ и получает результат предоставления государственной (муниципальной) услуги;
  • в МАИС ЭГУ формируется электронный архив обращений заявителя для использования в целях подготовки информационно-аналитических материалов по результатам обслуживания заявителей в МФЦ.

Организация предоставления государственных услуг по принципу «одного окна»

Основной идеей создания системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем, популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» закреплены особенности организации предоставления государственных услуг в МФЦ, функции, права и обязанности МФЦ, требования к соглашениям о взаимодействии, а также обязанности органов, предоставляющих государственные услуги и муниципальные услуги, в том числе их обязанность предоставлять МФЦ необходимые для осуществления госуслуг сведения и доступ к информационным системам, содержащим такие сведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены требования к функционированию МФЦ в целях обеспечения единообразного применения таких требований в каждом из МФЦ на территории страны, в том числе требования к материально-техническому обеспечению МФЦ, к информационно-коммуникационным технологиям, применяемым в деятельности МФЦ, к взаимодействию МФЦ с организациями, участвующими в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, к количеству окон обслуживания, режиму работы, к площади, зонированию, к расположению МФЦ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» определены вопросы взаимодействия МФЦ с органами государственной власти, местного самоуправления, заключения соглашений о взаимодействии, а также утверждены перечни услуг, предоставление которых организуется в МФЦ. Утвержденные перечни включают в себя наиболее массовые и востребованные населением услуги, предоставление которых организуется во всех МФЦ страны.

Основными функциями МФЦ являются:

  • прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
  • представление интересов заявителей при взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
  • представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;
  • информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
  • взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;
  • выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
  • прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра и 10130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94%.

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 года Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей.

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Первый паспорт, свадьба, рождение ребенка, свое дело или новый дом — в этих ситуациях людям важно получить нужные им документы без проблем и как можно быстрее вернуться к решению своей текущей жизненной ситуации. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативной-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Скоро гражданину в рамках его жизненной ситуации не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативные-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья.

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ определены: внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Новое имя бренда МФЦ – «Мои Документы». Под этим именем с 2014 года начали открываться новые центры и офисы, а после прохождения стадии ребрендинга и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни».

В адрес ГБУ РК «МФЦ» поступил вопрос от заявителя: «В МФЦ обратился за услугой Госкомрегистра. Взял талон, сдал документы – все без проволочек и проблем. Однако когда я пришел за результатом, узнал что принято решение об отказе в проведении кадастрового учета моей недвижимости. На мои вопросы о причинах отказа специалист многофункционального центра озвучил причину, указанную в решении об отказе, но не стал ее комментировать. Почему сотрудник МФЦ отказался разъяснять решение, принятое сотрудником органа, предоставлявшего услугу?».

Чтобы ответить на вопрос заявителя, давайте подробнее рассмотрим функции и задачи многофункциональных центров «Мои Документы».

Что такое МФЦ?

Многофункциональные центры, оказывающие государственные и муниципальные услуги (МФЦ), начали открываться в России в 2010 году. В Республике Крым первый МФЦ открылся в ноябре 2015 года. Сеть охватила не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. Россияне активно пользуются возможностью обратиться в государственные органы через службу «одного окна» — только в Крыму ежедневно услуги МФЦ получают порядка 2600 человек.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг — учреждение, которое является связующим звеном между органами государственной или муниципальной власти и рядовым жителем страны. Проект создавался с целью упростить россиянам доступ к услугам властных органов, которые могут понадобиться в той или иной жизненной ситуации. Разветвленная система центров позволяет гражданину получить услугу неподалеку от места его проживания. Кроме того, со своей проблемой он идет не к чиновнику, а к дружелюбному сотруднику в многофункциональный центр. В результате экономится не только время, но и нервы, ведь никто из нас не любит ходить по инстанциям.

Как организована работа МФЦ?

Многофункциональные центры и ведомства взаимодействуют между собой на основе заключенных соглашений. Они охватывают порядок обмена документами и информацией, предельные сроки для выполнения процедур и ответственность всех участников процесса. На практике это работает очень просто — человек обращается со своей проблемой в центр, как к посреднику.

В настоящее время в ГБУ РК «МФЦ», согласно действующим 108 соглашениям о взаимодействии между ГБУ РК «МФЦ» и органами власти разного уровня, организовано предоставление 112 услуг, из которых: федеральных — 37, государственных — 20, муниципальных — 51, АО «Корпорация «МСП» — 4.

Что говорится в законе о полномочиях специалистов МФЦ?

Предоставление государственных и муниципальных услуг специалистами МФЦ осуществляется в соответствии с административными регламентами и Федеральным законом о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с 16 статьей закона, основные функции специалиста многофункциональных центров заключаются в приеме запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также представление интересов заявителя при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги. Однако специалист МФЦ не имеет доступ к информационным системам органов и, соответственно, не владеют информацией почему заявителю отказано в получении того или иного документа.

Другими словами, сотрудник МФЦ просто посредник, который передает ваши документы в той или иной орган, освобождая вас от личного визита в инстанцию. Сотрудник многофункционального центра обязан проинформировать и предоставить консультации заявителям о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения запросов о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Поэтому, еще раз обращаем ваше внимание на то, что ни сотрудники, ни руководство ГБУ РК «МФЦ» не влияют на принятие решений органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и не владеют информацией о причинах принятых решений.

Для упрощения решения повседневных проблем людей в стране последовательно предпринимается ряд правовых мер, направленных на дебюрократизацию нашей жизни.

Основное требование, которое Александр Лукашенко неизменно предъявляет к государственным органам и организациям республики, заключается в том, чтобы власть повернулась лицом к повседневным заботам и нуждам людей.

В этой связи принят Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 года «Об основах административных процедур», который направлен на реальное внедрение в Беларуси принципа «одно окно».

Данный закон — комплексный нормативно-правовой акт, который призван упростить порядок выдачи различного рода справок и документов, совершения определённых юридически значимых действий.

Указанным нормативным правовым актом изменен порядок законодательного регулирования решения вопросов, с которыми наиболее часто сталкиваются граждане республики. Например, если человеку нужно получить какую-то справку, он зачастую даже не может понять, что ему нужно делать, потому что все это рассредоточено по различным документам: закон, указ, постановление Совета Министров и еще различные инструкции министерств, исполкомов и других ведомств.

Все нормы по решению какого-либо вопроса отныне сосредоточены в соответствующем правовом акте, содержащем исчерпывающий перечень документов, которые гражданину необходимо предъявлять. Изучив один документ, человек сможет получить реальную картину — что ему надо делать, куда идти, какие справки получить и сколько за это заплатить. Такая систематизация законодательства направлена на то, чтобы решение какого-либо вопроса не отдавалось на откуп различным ведомствам, а происходило комплексно.

Законом запрещается требование у гражданина иных документов, кроме тех, которые будут прописаны в правовом акте. Так что теперь, если работникам ЖЭСа или исполкома, например, понадобятся какие-то дополнительные справки, то их они будут затребовать сами.

Кроме того, новыми правилами запрещено запрашивать у человека документы, если организация может получить их сама, допустим, выписки из реестров, регистров, банков данных, которые она ведет. Это предполагает принцип «одно окно».

Важно еще то, что законом четко регламентирован срок выдачи различного рода справок и документов. Он не должен превышать 15 дней, а если необходимо делать запрос в другие ведомства или проводить экспертизу — месяц. Этот срок не будет действовать только в случае получения документов из-за рубежа.

Справки, выдаваемые госорганами, отныне действительны в течение шести месяцев.

Законом также категорически запрещается прекращать прием граждан и выдачу документов по причине отсутствия уполномоченного работника.

Во всех организациях, куда приходят люди, должны быть вывешены координаты руководства, сотрудников, правила получения документов, часы приема.

Одним из последних решений введения в действие принципа «одно окна» стал Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200, которым закреплен четкий порядок выдачи госорганами и иными госорганизациями справок и других документов. Аналогичной международной практики, когда все административные процедуры были бы систематизированы в едином правовом акте, не существует.

Данный Указ направлен на упрощение, создание более доступной и понятной для граждан процедуры обращения в государственные органы за получением справок и других документов. Утвержденный этим нормативным актом перечень включает административные процедуры, которые охватывают практически все сферы жизни: жилищные правоотношения, здравоохранение, связь, природопользование, архитектуру и строительство, труд и социальную защиту, транспорт, полученные доходы и уплаченные налоги, регистрацию недвижимости и сделок с ней и многие другие.

Он помогает гражданам свободно ориентироваться в том, в какой именно госорган следует обращаться за получением определенной справки, какие конкретно документы нужно иметь с собой, сколько стоит услуга по выдаче такой справки и в какие максимальные сроки госорган обязан рассмотреть данное обращение.