Сколько сотрудников в Аэрофлоте

Содержание

Кадровая политика Группы «Аэрофлот» направлена на укрепление позиций на российском и международном рынках авиаперевозок и завоевание доверия пассажиров, партнеров и всех заинтересованных сторон. В число приоритетов Аэрофлота входит привлечение, удержание и обеспечение профессионального развития специалистов, повышение экономической эффективности по всем направлениям работы с персоналом, а также формирование особой корпоративной культуры как важного конкурентного преимущества Компании.

Аэрофлот постоянно работает над повышением привлекательности компенсационного и социального пакетов для сотрудников, а также развитием гибких мотивационных схем, помогающих всем работникам в полной мере реализовать свой потенциал.

Приоритетные направления кадровой политики:

  • поиск и привлечение сотрудников, включая укомплектование летных и кабинных экипажей;
  • удержание высокопрофессиональных сотрудников;
  • обучение сотрудников, включая подготовку персонала для работы на новых типах воздушных судов;
  • организация подготовки кадрового резерва;
  • проведение аттестации сотрудников;
  • развитие систем мотивации;
  • поддержание высокого уровня лояльности сотрудников;
  • обеспечение социальной поддержки сотрудников;
  • укрепление привлекательности Группы как ведущего работодателя на рынке авиаперевозок.

В ПАО «Аэрофлот» действует Кодекс корпоративной этики, который является сводом этических и нравственных норм, принимаемых и разделяемых в Компании. Аэрофлот уважает права и свободы работников, предоставляет равные возможности и гарантирует защиту от любых форм дискриминации, определенных российским законодательством и нормами международного права. В Компании действует запрет на любые преференции по политическим, религиозным, национальным и иным мотивам при реализации кадровой политики, политики оплаты труда и социального обеспечения. Компания никогда не использовала и не использует детский труд или труд по принуждению.

Структура персонала1

Списочная численность персонала Группы «Аэрофлот» по состоянию на 31 декабря 2017 года составила 38 870 человек2, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 6,3% (на 31 декабря 2016 года – 36 556 человек). Рост численности обусловлен увеличением парка воздушных судов и расширением сети маршрутов.

Списочная численность персонала ПАО «Аэрофлот» по состоянию на 31 декабря 2017 года выросла на 6,7% и составила 22 991 человека (на 31 декабря 2016 года – 21 554 человека).

Списочная численность персонала Группы «Аэрофлот»

ТЫС. ЧЕЛ.

Списочная численности персонала ПАО «Аэрофлот»

Доля женщин в общей численности персонала Группы «Аэрофлот» составляет 50,9%. В частности, в головной компании ПАО «Аэрофлот» работает 11 740 женщин, включая бортпроводниц, сотрудниц офисных подразделений и технических служб, а также пилотов. По состоянию на конец 2017 года в авиакомпании «Аэрофлот» работала 31 пилотесса, пять пилотесс в авиакомпании «Россия» и две пилотессы в авиакомпании «Аврора».

Структура персонала Группы «Аэрофлот» по видам деятельности, 2017 год

Структура персонала ПАО «Аэрофлот» по видам деятельности, 2017 год

Структура персонала Группы «Аэрофлот» по компаниям, 2017 год

Гендерная структура персоналаn Группы «Аэрофлот», 2017 год

Структура персонала ПАО «Аэрофлот» по возрастному составу, 2017 год

Структура персонала ПАО «Аэрофлот» по стажу работы, 2017 год

По состоянию на 31 декабря 2017 года в штате ПАО «Аэрофлот» работали 38 пилотов-нерезидентов.

Показатель текучести персонала по ПАО «Аэрофлот» в 2017 году составил 6,8% (в 2016 году – 7,5%).

Подбор персонала

Подбор персонала Компани ведется в соответствии с Положением об организации работы по поиску и подбору персонала от 25.06.2010 и включает размещение объявлений о вакансиях на официальном сайте ПАО «Аэрофлот», внутрикорпоративном интранет-портале, а также на специализированных сайтах в сети Интернет и СМИ.

Кроме того, Аэрофлот развивает сотрудничество с образовательными учреждениями в целях привлечения молодых перспективных специалистов и повышения качества подготовки будущих сотрудников. Компания ежегодно отбирает лучших курсантов выпускных курсов летных учебных заведений гражданской авиации для прохождения дополнительной тренажерной подготовки по стандартам ПАО «Аэрофлот». Кроме того, в структурных подразделениях Компании организуется производственная и преддипломная практика курсантов старших курсов отраслевых учебных заведений.

В отчетном периоде Компания продолжила участие в программе целевой подготовки за счет средств федерального бюджета. Договоры о целевом приеме действуют с тремя отраслевыми вузами: Санкт-Петербургским государственным университетом гражданской авиации, Ульяновским институтом гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева и Московским государственным техническим университетом гражданской авиации. За пять лет 278 курсантов заключили ученические договоры о целевом обучении, которые предусматривают обязательство выпускника проработать в Компании не менее определенного количества лет. В 2017 году состоялся первый выпуск.

ПАО «Аэрофлот» также продолжило сотрудничество с семью отраслевыми учебными заведениями гражданской авиации в рамках проекта «Именная стипендия», включая Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Бугурусланское, Сасовское и Краснокутское летные училища гражданской авиации, а также Егорьевский и Кирсановский авиационные технические колледжи. Ежегодно Компания назначает до 50 именных стипендий в размере 10 тыс. руб. в месяц. Стипендиатами ПАО «Аэрофлот» стали 182 курсанта.

В 2017 году ПАО «Аэрофлот» совместно с Росавиацией и Объединенной авиастроительной корпорацией провело конкурс «Лучший в небе» среди курсантов Ульяновского института гражданской авиации, Сасовского и Краснокутского летных училищ гражданской авиации. По итогам конкурса были выбраны лучшие будущие пилоты российских воздушных судов Sukhoi Superjet 100.

Обучение и развитие персонала

Эффективная организация процесса обучения и повышения квалификации персонала позволяет Группе «Аэрофлот» поддерживать высокий уровень профессиональной подготовки работников в соответствии с современными требованиями международных стандартов и Федеральных авиационных правил.

Количество слушателей обучающих программ

В 2017 году ПАО «Аэрофлот» организовано обучение 32,5 тыс. слушателей (некоторые работники изучали более одной программы обучения) как внутри Группы, так и в сторонних учреждениях по программам подготовки, переподготовки, повышения квалификации и сертификации.

В дочерней компании – частном профессиональном образовательном учреждении «Авиационная школа Аэрофлота» в отчетном периоде организовано обучение более 27 тыс. слушателей из числа работников ПАО «Аэрофлот». В число основных направлений переподготовки и повышения квалификации вошли:

  • наземное обслуживание воздушных судов на перроне;
  • обучение бортпроводников;
  • переподготовка пилотов на новые типы воздушных судов;
  • подготовка инженерно-технического персонала;
  • авиационная безопасность;
  • правила перевозки опасных грузов;
  • охрана труда;
  • иностранный язык.

Организовано обучение более 3 тыс. слушателей в сторонних образовательных учреждениях и учебных центрах по следующим программам:

  • обязательная подготовка производственного персонала (подготовка водителей и руководителей подъездом (отъездом) спецмашин к воздушному судну для работы на аэродроме Шереметьево, подготовка государственных инспекторов в области гражданской авиации и инспекторского состава гражданской авиации; подготовка водителей электрокаров и электропогрузчиков; промышленная безопасность и т. д.);
  • подготовка общей направленности (занятия по гражданской обороне, охране окружающей среды, экологической безопасности; повышение квалификации бухгалтеров, маркетинг и менеджмент и т. д.).

Департамент подготовки авиационного персонала ПАО «Аэрофлот» (ДПАП) в отчетном периоде организовал обучение более 2 тыс. слушателей, включая переобучение пилотов на новые типы воздушных судов, подготовку пилотов – кандидатов на должность командиров воздушных судов, первоначальную подготовку инструкторского состава, подготовку экзаменаторов, а также курсы CRM и обучение по системе управления безопасностью полетов.

В 2017 году ДПАП разработал 17 программ подготовки специалистов. Также в 2017 году была проведена сертификация ДПАП на соответствие требованиям Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 29.09.2015 № 289. Получен бессрочный Сертификат авиационного учебного центра.

Реализована серия инновационных проектов, включая модернизацию тренажеров FFS A320, MFTD A320. Также были завершены работы по договору с АО «ГСС» на изготовление процедурного тренажера для подготовки летных экипажей самолета SSJ100. Продолжена работа по созданию учебного центра по комплексной подготовке авиационного персонала для МС-21.

Тренажерный комплекс

ПАО «Аэрофлот» использует собственный тренажерный комплекс, на базе которого проходят подготовку члены летных и кабинных экипажей Аэрофлота и дочерних авиакомпаний. Тренажерный комплекс оснащен 23 современными тренажерами отечественного и зарубежного производства. В отчетном периоде реализован ряд проектов, направленных на повышение качества подготовки членов летных и кабинных экипажей на собственной тренажерной базе, в том числе модернизация тренажеров и доработка компьютера управления полетом. В 2017 году подготовку на полнопилотажных и специализированных тренажерах прошли более девяти тысяч экипажей, на тренажерах аварийно-спасательной подготовки «Суша – вода» обучение прошли более 4 тыс. человек.

Конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии»

Аэрофлот» проводит конкурс «Лучший по профессии» в целях укрепления корпоративной культуры, выявления и поощрения лучших сотрудников, популяризации массовых профессий авиакомпании.

В 2017 году в конкурсе приняли участие около 700 человек, представляющих 20 профессий. Конкурс проходил также в четырех специальных номинациях: «Лучшее представительство ПАО «Аэрофлот» в Российской Федерации», «Лучшее представительство ПАО «Аэрофлот» за границей», «За лучшую демонстрацию ценностей Аэрофлота в работе», «Лучший наставник». Победители конкурса получили значительные денежные премии и существенный стимул к развитию карьеры.

Кадровый резерв

ПАО «Аэрофлот» продолжило работу по формированию кадрового резерва. В течение 2017 года ключевые назначения в Компании были реализованы из числа сотрудников – участников программы кадрового резерва руководителей высшего звена управления. В то же время велась работа по развитию кадрового резерва на должности руководителей среднего звена управления и для работы в представительствах Компании за границей. По состоянию на конец отчетного периода в состав данных кадровых резервов входили 149 и 131 человек соответственно.

Система мотивации

ПАО «Аэрофлот» работает над развитием системы мотивации сотрудников в целях повышения операционной эффективности и укрепления конкурентных преимуществ. Компания использует гибкие мотивационные схемы и последовательно повышает привлекательность компенсационного и социального пакетов.

Система оплаты труда в Компании учитывает категории должностей, результативность деятельности структурных подразделений, особенности региональных рынков труда, а также индивидуальный вклад каждого работника. Оценка деятельности высшего руководства Компании осуществляется с учетом ключевых показателей эффективности, утверждаемых Советом директоров.

Особое внимание Компания уделяет привлечению и мотивированию пилотов. Поддерживается конкурентоспособный уровень оплаты труда, регулярно проводится индексация должностного оклада. В целях привлечения на работу квалифицированного летного состава действует система стимулирующих единовременных выплат при трудо­устройстве. Авиакомпания компенсирует пилотам расходы, связанные с обучением, по ученическим договорам при увольнении с прежнего места работы или затраченные работником средства на свое обучение.

В Компании также активно используются нематериальные формы мотивации труда. В соответствии с Коллективным договором Аэрофлот награждает и поощряет сотрудников за достижение высоких показателей в работе. В 2017 году два сотрудника были отмечены государственными наградами Российской Федерации, 117 сотрудников – ведомственными наградами Минтранса России, 20 сотрудников – наградами других ведомств. Корпоративными видами поощрений были отмечены более 1 200 человек.

Социальная поддержка персонала

Компания реализует широкий спектр социальных программ в целях создания комфортных условий для профессионального и личностного роста сотрудников, обеспечения социальной защищенности персонала. Социальные программы являются конкурентным преимуществом Компании, способствуют привлечению квалифицированных специалистов, повышению эффективности работы, формированию благоприятного социально-психологического климата, а также укреплению имиджа социально ответственной компании.

В ПАО «Аэрофлот» действует Коллективный договор. Совместным решением работодателя и представителя работников от 10 августа 2017 года действие Коллективного договора было продлено до 1 декабря 2020 года. Социальный пакет, установленный Коллективным договором, в значительной мере превышает объем льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренный действующим трудовым законодательством.

Негосударственное пенсионное обеспечение

В Аэрофлоте действует система негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), основанная на принципе взаимного участия сотрудника и работодателя. Негосударственная пенсия формируется из ежемесячных пенсионных взносов работников, ежеквартальных доплат Компании, ежегодного инвестиционного дохода, начисляемого негосударственным пенсионным фондом на сумму взносов работника, и доплат работодателя.

В корпоративной программе НПО принимают участие 6,2 тыс. работников. В 2017 году на личные взносы участников программы НПО начислялась доплата от авиакомпании в размере 20%.

С 2016 года программу негосударственного пенсионного обеспечения для работников Компании реализуют два корпоративных негосударственных пенсионных фонда: ОАО «НПФ РГС» и АО «НПФ Сбербанка».

В целях привлечения и удержания в Компании командиров воздушных судов действует специальный пенсионный план – программа «Золотой якорь». Участникам программы Компания начисляет ежегодные бонусы на именной пенсионный счет в корпоративном негосударственном фонде. Размер бонуса увеличивается за каждый последующий год, отработанный в авиакомпании.

При увольнении работников на пенсию Компания дополнительно к накопительной пенсии назначает участникам программы корпоративную пенсию. По состоянию на конец 2017 года корпоративную пенсию получали 4,3 тыс. бывших работников Компании.

Также действует поощрительная программа обязательного пенсионного страхования по софинансированию накопительной части государственной пенсии. Участникам программы работодатель отчисляет дополнительный страховой взнос на личный пенсионный накопительный счет работника в размере от 20 до 50% от взноса работника.

Санаторно-курортное лечение

В 2017 году в санаторно-курортных учреждениях прошли лечение 3,8 тыс. работников ПАО «Аэрофлот», в том числе 712 детей работников совместно с родителями по программе «Здоровый ребенок». Финансирование программы осуществлялось за счет средств добровольного медицинского страхования, средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, формируемого из страховых взносов Компании на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Компания сотрудничает с санаториями Юга России и Словакии. Для летного состава была организована специальная реабилитационно-восстановительная лечебная программа в Чехии, по которой 511 пилотов и бортпровод­ников прошли лечение бесплатно.

Спортивные мероприятия

Программы по развитию корпоративного спорта и проведению праздничных мероприятий направлены на укрепление корпоративной культуры. В 2017 году были арендованы спортивные площадки для спортивных секций, действующих на постоянной основе: футбол, волейбол, хоккей, баскетбол, теннис. Спортивные команды Аэрофлота успешно выступили в турнирах по мини-футболу на Кубок CSA, на Кубок авиации и космонавтики и на Кубок авиаотрасли, во внутрикорпоративном теннисном турнире. В целях укрепления здоровья работников Компании в течение года предоставлялись абонементы в фитнес-клубы.

Жилищная программа для летного состава

В 2017 году в жилищной программе с субсидированием процентных ставок банковских ипотечных кредитов на приобретение жилья за счет средств Компании продолжили участие 19 пилотов.

Предоставление служебного жилья ключевым специалистам

В течение года региональным ключевым специалистам Компании предоставлялось служебное жилье вблизи аэропорта Шереметьево. В служебном жилье в среднем проживало более 1,5 тыс. человек. Основной зоной проживания является Летный городок Аэрофлота, расположенный в ГК «Озеро Круглое».

Предоставление служебного автотранспорта и служебных автостоянок

Для перевозки работников к месту работы в офисы Компании, расположенные в районе аэропорта Шереметьево, используется служебный автотранспорт. В 2017 году ежедневно служебным транспортом перевозилось около 3,6 тыс. работников Компании.

В 2017 году для обеспечения персонала производственных подразделений компании парковочными местами были арендованы шесть автостоянок в районах, прилегающих к аэропорту Шереметьево.

Предоставление материальной помощи

В 2017 году 234 действующим и бывшим работникам Компании была оказана материальная помощь в связи со сложными жизненными ситуациями.

Возмещение работникам затрат на содержание детей в детских дошкольных учреждениях

В 2017 году возмещение родительской платы за содержание ребенка в дошкольных учреждениях получили более 2,3 тыс. работников Компании.

Дополнительные социальные льготы для летного состава

Для летного состава предусмотрен ряд дополнительных социальных льгот, включая:

  • ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 70 дней – самый продолжительный в гражданской авиации;
  • специальные программы страхования, размер выплат по которым был существенно увеличен в декабре 2017 года;
  • возможность бесплатного посещения спортивных площадок для тренировок по различным видам спорта.

Медицинский центр Аэрофлота

Структура прикрепленных на медицинское обслуживание в медицинском центре, 2017 год

В ПАО «Аэрофлот» действует собственный медицинский центр, который обслуживает работников, членов их семей и пенсионеров Компании. Проводится врачебно-летная экспертиза и реабилитация летного состава и бортпроводников, предполетные медосмотры. В медицинском центре действуют поликлиника, стационар и амбулаторная хирургия с дневным стационаром. На базе поликлиники проводится широкий спектр лабораторных исследований. В 2017 году в поликлинике медицинского центра зарегистрировано 246,8 тыс. посещений. Также в течение года была проведена врачебно-летная экспертиза 5,4 тыс. пациентов.

Социальное партнерство

ПАО «Аэрофлот» успешно развивает социальное партнерство. В Компании действуют 10 первичных профсоюзных организаций четырех различных профсоюзов, включая Профсоюз авиаработников города Москвы, Шереметьевский профсоюз летного состава, Шереметьевский профсоюз бортпроводников, Общероссийский профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации. Общая численность членов всех профсоюзных организаций составляет около 9 тыс. человек. Интересы работников в социальном партнерстве представляет Единый представительный орган работников, в который вошли представители большинства первичных профсоюзных организаций.

Охрана и безопасность труда

В ПАО «Аэрофлот» выстроена эффективная система охраны труда в соответствии с применимыми требованиями и передовыми отраслевыми практиками. Компания имеет сертификат соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям. Компания стремится к исключению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, работает над предупреждением опасных ситуаций.

В 2017 году произошел 21 несчастный случай различной степени тяжести, в том числе 3 тяжелых. Значимая роль во всех несчастных случаях принадлежит человеческому фактору.

В течение года велась работа по обучению и инструктажу по вопросам охраны труда, профилактике профессиональных заболеваний и предотвращению случаев травматизма. С целью профилактики профессиональных заболеваний были проведены периодические медицинские осмотры.

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в ПАО «Аэрофлот» по состоянию на конец 2017 года специальная оценка условий труда проведена на 5 832 рабочих местах, из которых 4 385 признаны допустимыми. Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлена доплата в размере от 4 до 24%.

Количество дней временной нетрудоспособности на одного пострадавшего по ПАО «Аэрофлот»

Количество рабочих мест, для которых была произведена специальная оценка условий труда

Численность пострадавших от несчастных случаев в расчете на 1 тыс. работников ПАО «Аэрофлот»

ЧЕЛ.

Режим труда и отдыха членов летных и кабинных экипажей

Режим труда и отдыха членов летных и кабинных экипажей установлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Положением о режиме рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов ПАО «Аэрофлот».

Продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов в месяц и 800 часов за календарный год. С письменного согласия работника продолжительность полетного времени может быть увеличена до 90 часов в месяц и до 900 часов за календарный год. Членам летных и кабинных экипажей установлена доплата за работу во вредных и/или опасных условиях труда, а также дополнительные дни отпуска.

1 Списочная численность и структура персонала по состоянию на конец года.
2 Списочная численность персонала Группы «Аэрофлот» без учета персонала ЧПОУ «Авиационная школа Аэрофлота»: 137 человек на 31 декабря 2016 года и 181 человек на 31 декабря 2017 года.
3 Включает командиров воздушных судов, вторых пилотов, прочий летный состав (борт-инженеры, пилоты-инструкторы и др.).

Авиаперевозки на современных воздушных судах требуют высокой квалификации и специальной подготовки кадров. Сегодня летчиков в учебных заведениях, как правило, учат устойчивым навыкам пилотирования. Но этого недостаточно. Основные навыки пилоты получают уже в авиакомпании. К 2023 году «Аэрофлот» планирует довести пассажиропоток до 100 млн человек. Это потребует значительного увеличения парка воздушных судов. В планах компании принять на работу 2500 пилотов.

Сегодня ведущий авиаперевозчик не испытывает нехватки квалифицированного персонала на растущем рынке. Как сообщил заместитель генерального директора — летный директор «Аэрофлота» Игорь Чалик, «только в 2018 году авиакомпания подготовила 554 пилота, из них 210 командиров».

Следует сказать, что пилот гражданской авиации — одна из самых высокооплачиваемых профессий в стране. Мало где сегодня можно заработать более 600 тысяч рублей в месяц — а именно столько получает командир воздушного судна в «Аэрофлоте». К тому же отпуск у него 70 дней. К слову, отпуск у офисных сотрудников — 40 дней.

Корпоративные билеты, добровольное медицинское страхование, 100-процентная оплата содержания ребенка в муниципальных детских садах, санаторно-курортное лечение для семьи — эти и много других льгот предоставляет «Аэрофлот» своим работникам.

Также для привлечения на работу квалифицированных пилотов в компании действует система стимулирующих единовременных выплат при трудоустройстве. Для командира входной бонус составляет 650 тысяч рублей, для второго пилота — 350 тысяч.

Между тем, как сообщают СМИ, лидеры Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) время от времени публично распространяют домыслы о том, что якобы ведущая авиакомпания беспощадно эксплуатирует своих пилотов. Понятно кому на руку такие слухи — вербовщикам российских летчиков на азиатские рынки авиаперевозок. Они занимаются обработкой и отправкой наших пилотов за рубеж, в иностранные компании, не только заманивая их обещаниями баснословных зарплат, но и пытаются скомпрометировать российских авиаперевозчиков, в частности, инсинуациями о переработках пилотов.

«Переработки пилотов в «Аэрофлоте» нет, — заявил командир учебно-летного отряда департамента производства полетов Николай Изосимов. — Когда такие деятели, как глава ШПЛС Дельдюжов, говорят, что пилоты перерабатывают, они имеют в виду, что пилоты налетывают больше 80 часов в месяц. Но по закону это допустимо. При добровольном согласии пилота. Надо также учесть, что норма 80 часов в месяц существовала в СССР, и до сих пор сохранилась только у нас. В Европе и США пилоты летают больше — по 1000 часов в год, в Канаде — по 1200 часов. И никто не возмущается, наоборот, пилоты довольны, что имеют возможность зарабатывать больше. Нужно понимать, что норма 80 часов была оправдана в то время, когда самолеты управлялись вручную. Экипаж весь полет находился в напряжении. По части технического оснащения современные самолеты с прежними не идут ни в какое сравнение.

Однако пока проблема миграции специалистов существует и наши высококвалифицированные летчики продолжают летать за рубежом на китайских самолетах, может, все-таки стоит платить им больше у себя на родине, где на их подготовку были потрачены немалые силы и средства? «Полагаю, — ответил на этот вопрос Николай Изосимов, — что в настоящий момент пилоты получают достойную заработную плату. Если еще ее поднять, то это неизбежно приведет к росту стоимости билетов. Мы же понимаем, что доходы российских граждан не позволяют им сегодня часто пользоваться воздушным транспортом. Таким образом, поднимая зарплату пилотам за счет повышения стоимости билетов, мы автоматически столкнемся с тем, что люди станут меньше летать. В этом случае авиакомпаниям придется сокращать свой флот, сокращать не только пилотов, но и бортпроводников, наземный, технический персонал. То есть во всем должен быть разумный баланс».