Сколько сфер общества?

Общество, являясь сложной системой человеческой деятельности и взаимоотношений, состоит из материального производства, социального воспроизводства, организационной и духовной деятельности. В данной статье мы расскажем об основных сферах общественной жизни, укажем на их признаки и взаимосвязь. С помощью материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, составить план по теме.

Сферы общественной жизни

Общество состоит из определённых подсистем (сфер). Совокупность сфер общественной жизни – это устойчивые отношения между социальными субъектами.

В обществознании выделяют четыре подсистемы:

  • Экономическая;
  • Политическая;
  • Социальная;
  • Духовная.

Каждая из перечисленных сфер состоит из:

  • определённого вида деятельности;
  • социальных институтов (школа, семья, церковь, партии);
  • взаимоотношений, возникших во время деятельности человека.

Экономическая сфера

Данная область включает в себя отношения, которые возникают при материальном производстве жизненных благ, а именно изготовление, обмен, распределение, потребление услуг и товаров.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Что такое общество
  • 2. Общественный прогресс
  • 3. Семья как социальный институт
  • 4. Структура деятельности

Экономическая составляющая общества включает производственные силы (рабочие кадры, орудия труда) и производственные отношения (изготовление, распределение, обмен, потребление товара). Главными компонентами экономической подсистемы являются производство, потребление и торговля.

Политическая сфера

Включает в себя отношения, связанные с политикой, властью.

Первоначальное значение слова политика в переводе с древнегреческого языка обозначало «искусство управления государством». В современном мире термин употребляется для обозначения общественной жизни, проблемами которой являются приобретение, использование и удержание власти.

Основными составляющими данной группы общественной жизни являются:

  • политические институты (партии);
  • правовые и моральные нормы;
  • коммуникации;
  • культура и идеология.

Социальная сфера

К данной группе общественной жизни относятся отношения, возникающие при производстве и жизни человека, как индивида социума. Она включает в себя социальные общности и взаимоотношения между ними.

Социальная структура делится:

  • демографическую;
  • этническую;
  • поселенческую;
  • образовательную;
  • профессиональную;
  • сословно-классовую группы.

Духовная сфера

Данная система включает идеальные нематериальные образования, которые включают в себя ценности, идеи, религию, искусство, мораль.

Духовность направлена на удовлетворение потребностей в самосознании, мировоззрении и духовных качеств. Основными составляющими являются духовное производство (наука, искусство, религия) и духовное потребление (посещение культурно-массовых заведений, получение новых знаний).

Взаимосвязь сфер общества

Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.

В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения – научные знания и нравственность. Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции – праву и политике.

Характеристикой современного общества является совокупность и взаимосвязь всех составляющих. Пример – место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа. Взаимосвязь сфер можно проследить и в исторических событиях. Например, князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь (духовная сфера), в следствии это стала распространяться новая религия и грамотность (тоже духовная), появился новый налог – десятина (экономическая), князь укрепил власть и повысил международный авторитет (политическая сфера), люди стали добрее и милосерднее (социальная).

Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:

Подсистема

Функции общества

Учреждения

Экономическая

Изготовление, потребление и распределение материальных благ

Биржи, банки, заводы, фирмы

Политическая

Взаимосвязь между государством и гражданским обществом, между партиями и государством

Правительство, партии, парламент

Социальная

Социальные гарантии, связь между разными социальными группами

Здравоохранение, коммунальные учреждения, социальное обеспечение

Духовная

Взаимоотношения в процессе создания духовных ценностей

Театры, школы, библиотеки, музеи

Что мы узнали?

Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление – политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения – социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Устойчивые отношения между социальными субъектами называют…

    • общением
    • обществом
    • законом
    • сферы общества

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Слайд 1

Тема: «Присоединение Карелии к Новгородской республике» Пар. 5 (10 класс). Кукелева И.А. МОУ «Средняя школа №10»

Слайд 2

1. Начало новгородской колонизации. В результате экономической мощи отдельных русских земель и «междоусобиц» князей единое Древнерусское государство распалось .

Слайд 3

В 1136-1137 гг. возникла Новгородская феодально-аристократическая республика.

Слайд 4

Власть: Глава местной епархии архиепископ Великого Новгорода и Пскова – «ВЛАДЫКА» Законодательная власть ВЕЧЕ Судебная ПОСАДНИК ТЫСЯЦКИЙ Исполни тельная КНЯЗЬ ПОСДНИК ТЫСЯЦКИЙ

Слайд 5

Читаем текст стр. 29. Пересказ пункта: «Распространение власти Новгорода «

Слайд 6

2. Приход русских крестьян в Карелию. В 1220-х годах в Новгороде разразился конфликт между князем и вечем. Воспользовавшись разладом в государстве, тысячи крестьян из-под Новгорода и Пскова покинули владельцев земель и разошлись по разным местам. Часть их осела в Карелии на землях, освобожденных от колбягов.

Слайд 7

Стр. 30-31. Как ученые – лингвисты помогают историкам установить начало заселения Заонежья русскими крестьянами?

Слайд 8

3. Крещение веси и корелы. Погосты.

Слайд 9

Погост — — место, где стояла церковь; обширная сельская округа, в которой проживали прихожане данной церкви; — кладбище.

Слайд 10

Вааламский монастырь.

Слайд 11

Коневский монастырь.

Слайд 12

Муромский монастырь.

Слайд 13

Палеостровский монастырь.

Слайд 14

Соловецкий монастырь.

Слайд 15

Александро — Свирский монастырь.

Слайд 16

4. Крестьянское освоение края и зарождение новых этнических общностей. (Д\З) Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1) охарактеризуйте духовные, социальные, административные и хозяйственные функции, которые выполняли православные церкви и монастыри в период Новгородской колонизации Карелии 2) в результате каких процессов возникли этнические группы карелов-ливвиков и карелов-людиков

2. Основные сферы жизни общества

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют как бы свое социальное пространство. Последнее очерчивается соответствующим видом общественных отношений, в рамках которых происходит та или иная общественная деятельность. В результате складываются различные сферы жизни общества. Основные из них – экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ.

Экономическая сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое сознание людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализуется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и др.), а также национальных общностей по поводу социальных условий их жизни и деятельности.

Речь идет о создании здоровых условий производственной деятельности людей, об обеспечении необходимого уровня жизни всех слоев населения, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, о соблюдении социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ, о разрешении противоречий, возникающих из социального расслоения общества, о социальной защите соответствующих слоев населения. Имеется в виду регулирование всего комплекса социально-классовых и национальных отношений, касающихся условий труда, быта, образования и уровня жизни людей.

Как видно, функционирование социальной сферы связано с удовлетворением особого круга социальных потребностей. Возможности их удовлетворения обусловлены социальным положением человека или социальной группы, а также характером существующих общественных отношений. Степень удовлетворения указанных потребностей определяет уровень и качество жизни того или иного человека, семьи, социальной группы и т. д. Это – обобщающие показатели достигнутого уровня благосостояния людей и эффективности функционирования его социальной сферы. На это должна быть направлена социальная политика государства.

Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, национальных общностей, политических партий и движений, разного рода общественных организаций. Их деятельность происходит на почве сложившихся политических отношений и направлена на осуществление их политических интересов.

Эти их интересы касаются прежде всего политической власти, а также реализации их политических прав и свобод. В интересах одних субъектов – упрочение существующей политической власти. Других – ее устранение. Третьи стремятся к тому, чтобы разделить политическую власть с иными субъектами. В итоге, все желают в той или иной форме оказывать влияние на политические процессы в собственных интересах.

Для этого каждый из действующих в политической сфере субъектов, будь то класс, политическая партия или же отдельная личность, стремится расширить свои политические права и свободы. Это раздвигает границы их политической деятельности, создает большие возможности для реализации их политических интересов и воплощения их политической воли.

Современные политические процессы существенно политизируют сознание многих людей и повышают их политическую активность. Это усиливает роль и значение политической сферы в жизни общества.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. При этом под духовными ценностями подразумеваются не только, скажем, предметы живописи, музыка или литературные произведения, но также знания людей, наука, моральные нормы поведения и т. д., словом, все то, что составляет духовное содержание общественной жизни или духовность общества.

Духовная сфера общественной жизни складывается исторически. Она воплощает в себе географические, национальные и другие особенности развития общества, все то, что отложило свой отпечаток в душе народа, его национальном характере. Духовная жизнь общества складывается из повседневного духовного общения людей и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. Все это составляет содержание духовной сферы, развивает духовный мир людей, их представления о смысле жизни в обществе. Это оказывает решающее влияние на формирование духовных начал в их деятельности и поведении.

Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.

Одна из фундаментальных проблем развития современного общества заключается в том, как сформировать, сохранить и обогатить духовный мир людей, приобщить их к подлинным духовным ценностям и отвратить от ложных, разрушающих человеческую душу и общество. Все говорит о том, что значение духовной сферы в развитии современного общества, для его настоящего и будущего, трудно переоценить. К исследованию происходящих здесь процессов все чаще и настойчивее обращаются ученые, философы, религиозные деятели, другие представители духовной культуры.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Тестовые задания по обществознанию Политика 9 класс с ответами. Тест включает в себя 20 заданий части А, 4 задания части В и 6 заданий части С.

А1. Политическую сферу общества представляют

1) банк, биржа, инвестиционный фонд
2) церковь, филармония, театр оперы и балета
3) телевидение, радио, газета
4) законодательное собрание, демократическая партия, прези­дент

А2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует политическую деятельность?

1) В парламентских выборах приняли участие демократ и республиканец.
2) Накануне Дня города горожане провели субботник.
3) Пассажиры обратились к руководству зарубежной авиаком­пании с жалобой на задержку рейса.
4) Студенты участвовали в создании устава университета, исполь­зуя специальный веб-сайт.

А3. К признакам государства относится

1) единый язык
2) общая культура
3) единство территории
4) наличие СМИ

А4. Верны ли следующие суждения об участии СМИ в политике в демократическом обществе?

В демократическом обществе

А. СМИ отстранены от участия в политической жизни.
Б. участие СМИ в политике влияет на решение властей и на способы проведения этих решений в жизнь.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А5. Форма правления, форма государственно-территориального устройства, политический режим отражены в понятии

1) форма власти
2) централизованное руководство
3) законодательная власть
4) форма государства

А6. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?

А. Монархическое государство не может быть демократическим.
Б. Республиканское государство всегда является демократическим.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А7. В соответствии с конституцией в государстве А регулярно про­водятся выборы в парламент. Глава парламента участвует в разра­ботке внешнеполитического курса и вместе с королевой принима­ет участие в международных политических мероприятиях. Государ­ство А является

1) парламентской республикой
2) ограниченной монархией
3) абсолютной монархией
4) президентской республикой

А8. В государстве С действует двухпалатный парламент. Нижняя палата представляет интересы всех граждан, верхняя палата реша­ет вопросы с учётом интересов отдельных областей. Какая дополни­тельная информация позволяет утверждать, что государство С имеет федеративное устройство?

1) Представители областей регулярно участвуют в программах телевидения государства С.
2) Каждая область в государстве С имеет свой гимн и флаг.
3) Все области государства С управляются из единого центра.
4) В областях государства С действуют законодательные собрания.

А9. Устойчивая политико-правовая связь с государством называется

1) суверенитетом
2) конституцией
3) гражданством
4) публичной властью

А10. Верны ли следующие суждения о форме территориально-госу­дарственного устройства в РФ?

А. Россия является федеративным государством.
Б. Россия является социальным государством.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А11. Государственную власть осуществляет

1) председатель парламента
2) директор школы
3) редактор журнала
4) глава семьи

А12. Гражданство в РФ

1) приобретается в момент получения паспорта
2) делится на федеральное и республиканское
3) может быть прекращено в качестве наказания за совершён­ное правонарушение
4) является единым и равным независимо от оснований приоб­ретения

А13. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. Политический режим устанавливается в тоталитарных и авто­ритарных государствах.
Б. Политический режим определяется формой государства и бывает монархическим или республиканским.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А14. В соответствии с Конституцией носителем суверенитета и источ­ником власти в РФ является

1) Президент РФ
2) многонациональный народ
3) Конституционный Суд
4) Федеральное Собрание

А15. Только в условиях демократического политического режима существует/ существуют

1) законодательная власть
2) органы местного самоуправления
3) свободные альтернативные выборы
4) конституция

А16. Верны ли следующие суждения о принципах демократии?

Принципом демократии является

А. правило «один человек — один голос», которое означает равенство избирательных прав.
Б. запрет политической оппозиции, принятой большинством на­селения страны.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

А17. В государстве А произошли демократические преобразования. Была принята новая конституция, которая провозгласила, что госу­дарство А стало правовым. Что из перечисленного обязательно вошло в конституцию государства А?

1) принцип разделения властей
2) определение права
3) перечень прав и обязанностей граждан
4) право быть избранным в представительный орган

А18. В соответствии с Конституцией главой государства и гарантом Конституции в РФ является

1) Председатель Государственной Думы
2) Председатель Правительства
3) Президент РФ
4) Председатель Совета Федерации

А19. Политическая партия в демократическом обществе

1) выражает интересы определённой социальной группы
2) добивается утверждения единой идеологии
3) сращивается с государственным аппаратом
4) принимает законы

А20. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. В гражданском обществе граждане не участвуют в полити­ческой деятельности.
Б. Для полноценного развития гражданского общества должно сложиться правовое государство.

1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

В1. Сравните президентскую и парламентскую республики. Выбери­те и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт различий двух видов республики.

1) исполнительной властью руководит президент
2) граждане избирают парламент
3) правительство несёт ответственность перед парламентом
4) высшие органы власти избираются на строго установленный срок

Черты сходства Черты различий

В2. Установите соответствие между фактами политической жизни и видом политического режима: к каждому элементу, приведённому в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

Факты политической жизни

А) глава государства А распустил государ­ственный совет и парламент, ввёл запрет на деятельность политических партий в стране. Он принимает все решения единолично, опи­раясь на органы государственной безопасно­сти и вооружённые силы
В) в государстве В установлен единый день голосования. В этом году граждане, достиг­шие 18 лет, выбирали депутатов парламента из представителей нескольких партий
В) все средства массовой информации в го­сударстве В проверяются цензурой
Г) в государстве Г прошли выборы законода­тельных собраний субъектов федерации. В не­которых из них будет проведено повторное голосование, так как кандидаты не смогли набрать необходимого количества голосов
Д) в государстве Д не существует политиче­ской оппозиции население полностью разде­ляет взгляды правящей партии, которая яв­ляется единственной

Политический режим

1) демократический
2) тоталитарный

В3. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А) Учение о правовом государстве зародилось ещё во времена Античности. (Б) В современном мире существует множество госу­дарств, в конституциях которых отражены его принципы. (В) Такое государство надолго останется идеалом для человечества.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты
2) выражают мнения

Запишите рядом с буквами цифры, обозначающие характер соответ­ствующих положений.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные таблицы и выполните задание В4.

В нашей стране был проведён опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какая форма правления — монархия или республика — лучше подходит нашей стране?». Некоторые результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

Все опрошенные Москва и Санкт-Петербург Города-миллионники Сёла
Монархия 11 19 10 11
Республика 82 69 79 84
Затрудняюсь ответить 7 12 11 6

В4. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Большинство опрошенных — жителей больших городов — счи­тает монархию лучшей формой правления.
2) Примерно каждый десятый из числа опрошенных делает выбор в пользу монархии.
3) Доля тех, кто не смог ответить на поставленный вопрос, вдвое ниже в сёлах по сравнению с городами-миллионерами.
4) Среди опрошенных жителей Москвы и Санкт-Петербурга мне­ние о том, что республика лучше подходит нашей стране, рас­пространено шире, чем среди опрошенных жителей села.
5) В городах-миллионерах за республику высказалось три четверти опрошенных.

Прочитайте текст и выполните задания C1-С6.

Государство — это всеохватная, самая мощная и самая значимая социальная коалиция людей. На горизонте исторической эволюции нет других человеческих коллективов, которые могли бы составить конкуренцию государству по объёму выполняемых им задач, а тем более прийти ему на смену. Те, кто вещает о конце эпохи государств, обычно представляют состоявшиеся и сильные государства. С самих себя эти государства не собираются начинать процесс своего схода с мировой арены. Даже наоборот, они готовы использовать к своей пользе ситуации, когда те или иные государства переживают кри­зис, или не так успешны в отправлении основных функций управ­ления для блага общества, или же переживают внутренние распри.

При всей первичной значимости современных государств они, к сожалению, сохранили давнее свойство опасного соперничества, стремление к доминированию, притязания на региональное или гло­бальное господство. Это заставляет нас говорить не только о поль­зе государства, но и о тех рисках, которые заключает в себе сама система деления мира на государства.

Все состоявшиеся государства имеют постоянное и посчитанное население, оформленное гражданством, признанное территориаль­ное пространство с чёткими границами, установленный основным законом строй, систему законов и институты принуждения, общее (национальное) самосознание, важнейшей частью которого является патриотизм. Государство обеспечивает внутреннюю и внешнюю без­опасность своих граждан и может защищать их независимо от места пребывания. Только государство сохраняет сегодня законное право на применение насилия по отношению к своим гражданам и по отно­шению ко всем тем, кто может нести угрозу безопасности страны и её жителей. Отсюда важный вывод: укрепление и защита госу­дарства — это одна из приоритетных миссий гражданина, помимо миссии обеспечения собственного социального благополучия, вклю­чая долгую и достойную собственную жизнь и жизнь своих близких.
(По В. А. Тишкову)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Автор говорит о приоритетных (первостепенных) миссиях (функ­циях) гражданина. Основываясь на тексте, назовите их.

С3. Автор текста перечисляет несколько признаков, которые харак­теризуют любое государство как особую политическую организацию. Укажите любые два признака государства, названные в тексте.

С4. Автор утверждает, что государство обеспечивает внешнюю без­опасность своих граждан. К какому виду относится названная функ­ция государства? Приведите примеры выполнения современным го­сударством двух других функций, относящихся к тому же виду.

С5. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, какое значение имеет патриотизм. Дайте два объяснения.

С6. В тексте говорится, что ни сейчас, ни в исторической перспек­тиве «нет других человеческих коллективов, которые могли бы со­ставить конкуренцию государству». Используя текст и обществовед­ческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) дан­ное суждение о роли государства.

Ответ на тестовые задания по обществознанию Политика 9 класс
А1-4
А2-1
А3-3
А4-2
А5-4
А6-4
А7-2
А8-4
А9-3
А10-1
А11-1
А12-4
А13-4
А14-2
А15-3
А16-1
А17-1
А18-3
А19-1
А20-2
В1. 2413
В2. 21212
В3. 112
В4. 23
С1.
1) Перспективы существования государства.
2) Риски деления человечества по государственному признаку.
3) Особенности современного государства.
4) Миссии современного гражданина.
С2.
Две миссии:
— укрепление и защита государства;
— обеспечение собственного социального благополучия.
С3.
— постоянное и посчитанное население, оформленное гражданством;
— признанное территориальное пространство с чёткими грани­цами;
— установленный основным законом строй;
— система законов.
С4.
1) Определение вида, к которому относится функция государства (обеспечение внешней безопасности граждан) внешняя функция.
2) Примеры выполнения современным государством двух дру­гих внешних функций, допустим:
— Россия, США и другие государства ведут совместную борьбу с международным терроризмом;
— Россия активно участвует в деятельности ООН.
С5.
— патриотизм является важнейшей составной частью обще­го национального мировоззрения граждан, т. е. он объединяет граж­дан;
— патриотизм помогает гражданину достойно выполнить мис­сию по отношению к государству -беречь и защищать его.
С6.
— государство — всеохватная, самая мощная и самая значимая социальная коалиция людей;
— государство выполняет самые важные функции в обществе по сравнению с другими политическими организациями;
— только государство имеет законное право на применение насилия и может поддерживать порядок, используя принудительные методы;
— государство обеспечивает безопасность страны и её жителей;
— государство создаёт законы, которые регулируют общественную жизнь.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.

В социальной философии и социологии — это сфера жизни общества, включающая в себя различные социальные общности и связи между ними. В экономике и политологии под социальной сферой часто понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения; при этом к социальной сфере относят здравоохранение, социальное обеспечение, коммунальное обслуживание и т.д.

Экономическая сфера — это совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ. Экономическая сфера — область производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг. Для того чтобы произвести нечто, необходимы люди, инструменты, станки, материалы и т.д. — производительные силы. В процессе производства люди вступают в разнообразные отношения друг с другом — производственные отношения. Производственные отношения и производительные силы в совокупности составляют экономическую сферу жизни общества:

  • производительные силы — люди (рабочая сила), орудия труда, предметы труда;

  • производственные отношения — производство, распределение, потребление, обмен.

Политическая сфера — это отношения людей, связанные прежде всего с властью, которые обеспечивают совместную безопасность. Cовременный термин «политика» сейчас употребляется для выражения общественной деятельности, в центре которой стоят проблемы приобретения, использования и удержания власти. Элементы политической сферы можно представить таким образом:

  • политические организации и институты — социальные группы, революционные движения, парламентаризм, партии, гражданство, президентство и т.д.;

  • политические нормы — политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

  • политические коммуникации — отношения, связи и формы взаимодействия между участниками политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

  • политическая культура и идеология — политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

  • религия— форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

  • мораль— система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

  • искусство— художественное освоение мира;

  • наука— система знаний о закономерностях существования и развития мира;

  • право— совокупность норм, поддерживаемых государством;

  • образование— целенаправленный процесс воспитания и обучения.

6.Диалектика общества и природы. Глобальные проблемы.

Диалектика природы и общества есть процесс развивающийся , объективный и противоречивый. Используя гегелевскую схему развития противоречия, можно выделить ряд этапов взаимодействия общества и природы.

Первый этап характеризует процесс становления общества. Он охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления скотоводства и земледелия. Второй этап взаимодействия природы и общества связан с возникновением и развитием скотоводства и земледелия, что характеризует переход к «производящей» экономике, поскольку человек начал активно преобразовывать природу, производить не только орудия труда, но и средства существования. Начало третьего этапа взаимодействия природы и общества связано с развертыванием промышленной революции ХVIII века в Англии.

Основные глобальные проблемы современности: экологическая,демографическая, проблема войны и мира.