Системный блок косгу

Содержание

УЧЕТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ЗАПЧАСТЕЙ И НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

 
    Компьютерная техника есть в каждом учреждении. К ней покупаются запасные части, аксессуары, носители информации и т. д. У бухгалтеров нередко возникают вопросы, как учитывать отдельные части — в составе одного объекта или как самостоятельные единицы, как основные средства или как материальные запасы.
 

Один объект или несколько?

 
    Компьютеры относятся к основным средствам учреждения, так как являются материальными объектами имущества, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенными для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, для осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения (п.

КонсультантПлюс:Форумы

38 Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н).
    Компьютер состоит из целого набора комплектующих — материнской платы, процессора, оперативной памяти, жесткого диска, монитора, клавиатуры, мыши и других. Но, напомним, что объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н).
    В настоящее время распространены два основных подхода к учету компьютера как основного средства:

1. Учет компьютера как единого инвентарного объекта, включающего системный блок, монитор, клавиатуру, мышь и др.
2. Учет системного блока и монитора как самостоятельных основных средств. При этом клавиатура, мышь и другие части являются составными частями системного блока.

    Выбранный способ учета должен быть закреплен в учетной политике учреждения. При этом необходимо учитывать, что монитор и системный блок легко разъединяются, мониторы можно переставлять между разными компьютерами и т. д. Если компьютер учитывается как единое основное средство, то перестановка мониторов — это уже разукомплектация объектов основных средств. Поэтому более распространен второй подход — раздельный учет системных блоков и мониторов.
    При этом остаются вопросы, как учитывать другие существенные части системного блока (например, материнскую плату, процессор, оперативную память), а также внешние устройства и носители информации (флеш-карты, USB-токены, DVD- или CD-диски и т. д.).
 

Минфин разъясняет

 
    В недавнем письме Минфина России от 01.07.2016 № 02-07-10/38843 специалисты ведомства пояснили, какими критериями необходимо руководствоваться при отнесении отдельных материальных ценностей (DVD-дисков, оперативной памяти, материнских плат) к основным средствам или материальным запасам.

По какой статье КОСГУ следует отражать расходы по приобретению системного блока, монитора, клавиатуры, мыши, блока питания как одного объекта учета основных средств?

“Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение“, 2010, N 9

Вопрос: По какой статье КОСГУ следует отражать расходы по приобретению системного блока, монитора, клавиатуры, мыши, блока питания как одного объекта учета основных средств?

Ответ: В соответствии с п.

КОСГУ для приобретения жесткого диска для сервера

16 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция N 148н), объектом основных средств является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Инвентарным объектом основных средств согласно п. 19 Инструкции N 148н является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

Таким образом, все перечисленные выше комплектующие узлы и оборудование приобретаются в рамках одного создаваемого объекта основных средств (компьютера). Учитывая, что все они приобретаются единовременно, у одного поставщика и создание соответствующего объекта основных средств не требует от учреждения дополнительных (отдельно оплачиваемых) затрат, все затраты на их приобретение следует относить на статью 310 “Увеличение стоимости основных средств“ КОСГУ.

Если же перечисленные выше комплектующие узлы и агрегаты приобретаются учреждением в течение определенного периода (или у разных поставщиков) для создания на их основе одного или нескольких объектов основных средств (как силами работников учреждения, так и с привлечением сторонних организаций), а также для использования при производстве ремонта, модернизации имеющейся в учреждении компьютерной техники, затраты на их приобретение следует относить на статью 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“ КОСГУ.

И.Гарнов

Генеральный директор

ООО “Аудиторская компания “Интера“

Подписано в печать

23.08.2010

Финансирование  »  Разъяснения классификатора

310 "Увеличение стоимости основных средств"

Н.Ю.Дикова Референт государственной гражданской службы РФ 1 класса (КонсультантПлюс)

Бюджетное учреждение (медицинский колледж) приобрело по контрактам легковой автомобиль и дополнительный комплект колес (шины зимние шипованные) к нему. На какую статью (подстатью) классификации операций сектора государственного управления следует отнести расходы по оплате данных контрактов?
Ответ:
В соответствии с Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" расходы по оплате договора (контракта), предметом которого является приобретение:
— легкового автомобиля, следует отражать по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств";
— дополнительного комплекта колес (шины зимние шипованные) — по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Заместитель директора Департамента С.В.РОМАНОВ (КонсультантПлюс)

О классификации работ по замене асфальтобетонного покрытия на покрытие из плитки для целей отражения данных операций по кодам (статьям, подстатьям) Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ПИСЬМО от 21 января 2009 г. N 02-06-10/147
——————————————————————————————-
КонсультантПлюс: примечание.
Письмом Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931 сообщено, что письма Минфина России, разъясняющие порядок применения классификации операций сектора государственного управления, с 1 января 2009 г. могут быть применены исключительно получателем письма и органом, с которым он взаимодействует (орган Федерального казначейства, проверяющий орган и др.), при принятии соответствующего решения в целях реализации возложенных на них полномочий.
——————————————————————————————
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо и в части своей компетенции сообщает следующее.
Применение кода статьи, подстатьи Классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом от 24.08.2007 N 74н, при отражении в бюджетном учете операции по замене асфальтобетонного покрытия на покрытие из плитки зависит от классификации указанного вида работ в соответствии с нормативными правовыми актами органов исполнительной власти, в чьей компетенции находится данный вопрос.
В случае отнесения работ по замене асфальтобетонного покрытия к работам по осуществлению капитального, текущего ремонта или содержания имущества расходы по данным работам следует отражать с применением подстатьи 225 КОСГУ "Расходы на услуги по содержанию имущества", если названные работы характеризуются как реконструкция сооружений, следует применять статью 310 КОСГУ "Увеличение стоимости основных средств".
Вместе с тем отмечаем, что, по мнению Минфина России, руководствуясь Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.11.2007 N 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному строительству, ремонту, содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них", а также Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 25.05.2000 N 51 "Об утверждении Классификаторов работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе", работы по замене асфальтобетонного покрытия на покрытие из плитки можно классифицировать как ремонт или содержание имущества.

И.Ю.Кузьмин Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

По какому коду бюджетной классификации следует отразить расходы на приобретение съемного жесткого диска (накопителя)?
Ответ:
В соответствии с положениями разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, расходы по оплате договора на приобретение съемного жесткого диска (накопителя) следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" классификации операций сектора государственного управления.

И.Ю.Кузьмин Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Учреждением заключен государственный контракт на изготовление и установку металлического ограждения. По какой статье бюджетной классификации можно провести оплату?
Ответ:
Из вопроса не следует, что конкретно приобретает учреждение в результате исполнения договора.
Согласно положениям разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, расходы по оплате указанного государственного контракта следует отразить следующим образом:
— по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" классификации операций сектора государственного управления — в случае, если в результате исполнения договора учреждение приобретает услуги по установке ранее приобретенных им металлоконструкций, сборке ограждения и т.п.;
— по соответствующим статьям группы статей 300 "Поступление нефинансовых активов" классификации операций сектора государственного управления — в случае, если в результате исполнения договора учреждением приобретается (создается) объект нефинансовых активов.

Д.В.Новиков Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Учреждению необходимо произвести устройство шатровой крыши над зданием взамен имеющейся мягкой кровли. В связи с тем что работы планируется оплатить по коду КОСГУ 225, но при этом они связаны с реконструкцией, возможно ли применить для отражения этих расходов указанную статью и, как следствие, не относить эти расходы на увеличение стоимости основного средства (здания)?
Ответ:
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления определен разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, разработанных в соответствии с положениями гл. 4 и ст. 165 Бюджетного кодекса РФ и утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н (далее — Указания).
Однако поставленный вопрос затрагивает в том числе вопросы бюджетного учета, в связи с чем необходимо обратиться к Приказу Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее — Инструкция N 25н).
Исходя из п. 13 Инструкции N 25н осуществление реконструкции объекта нефинансовых активов ведет к изменению его первоначальной стоимости.
Необходимо отметить, что Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету" (далее — Инструкция N 148н) утверждена новая Инструкция по бюджетному учету, которая распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2009 г. При этом новая Инструкция N 148н не изменяет вышеуказанный порядок в рассматриваемом случае.
В связи с этим расходы по реконструкции объекта должны быть отнесены на увеличение его стоимости в обязательном порядке, а в соответствии с требованиями Указаний расходы на оплату договора, предметом которого является реконструкция здания, следует относить на подстатью 310 "Увеличение стоимости основных средств".

Д.В.Новиков Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

В соответствии с Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации": на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" отнесены расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 — 225, для государственных (муниципальных) нужд, в том числе на проведение проектных и изыскательских работ в целях разработки проектно-сметной документации для строительства, реконструкции, технического перевооружения, ремонта, реставрации объектов, а также работ по ее экспертизе; на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по оплате договоров на строительство, приобретение (изготовление) в государственную, муниципальную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование. В связи с изложенным просим разъяснить, по какой статье классификации операций сектора государственного управления должна быть произведена оплата договора на выполнение комплекса работ по строительству лесной дороги, включающего: инженерные изыскания, разработку проектной документации, получение положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию, получение разрешения на строительство лесной дороги, выполнение строительных работ в соответствии с проектной документацией, получение разрешения на ввод лесной дороги в эксплуатацию, ее постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на дорогу?
Ответ:
Порядок применения в 2009 г. классификации операций сектора государственного управления определен разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, разработанных в соответствии с положениями гл. 4 и ст.

Вопросы применения бюджетной классификации: 225 КОСГУ

165 Бюджетного кодекса РФ и утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н.
Согласно требованиям вышеуказанного раздела расходы на оплату договора (государственного контракта), предметом которого является строительство лесной дороги, при этом к обязанностям исполнителя (генерального подрядчика), помимо осуществления строительных работ, отнесены: разработка проектной документации на строительство дороги, получение заключения государственной экспертизы на проектную документацию, разрешения на строительство, разрешения на ввод дороги в эксплуатацию, — следует относить на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств".

И.Ю.Кузьмин Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Администрация сельского поселения приобретает светильники уличного освещения с натриевыми лампами для установки их на опорах на улицах. По какой статье классификации операций сектора государственного управления следует отразить данные расходы? Как отдельный элемент (самостоятельно) светильники не функционируют.
Ответ:
В соответствии с положениями разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, расходы на приобретение светильников уличного освещения с натриевыми лампами для их последующей установки на опоры линий электропередачи следует отнести на соответствующую статью группы 300 "Поступление нефинансовых активов" (310 "Увеличение стоимости основных средств" или 340 "Увеличение стоимости материальных запасов") классификации операций сектора государственного управления исходя из критериев, установленных Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Н.Ю.Дикова Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса (КонсультантПлюс)

Патрульно-постовой службе милиции в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности в зависимости от характера выполняемых задач дополнительно может выдаваться аэрозольный распылитель. По какому коду классификации сектора государственного управления следует отражать расходы на приобретение аэрозольных распылителей?
Ответ:
В соответствии с порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", расходы по оплате договоров на приобретение аэрозольных распылителей следует отражать по соответствующим статьям классификации операций сектора государственного управления (статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" (счет 010109000 "Прочие основные средства") или статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (счет 010506000 "Прочие материальные запасы")) согласно критериям отнесения объектов к основным средствам или материальным запасам, установленным Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

И.Ю.Кузьмин Референт государственной гражданской службы РФ 2 класса (КонсультантПлюс)

По какой статье классификации операций сектора государственного управления следует отразить расходы на приобретение различного хозяйственного инвентаря (ведер, тряпок, грабель, лопат, швабр, шлангов для полива, зеркал, веников, фляг и т.п.)?
Ответ:
Положениями разд. V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, для отражения операций, связанных с приобретением (созданием) в государственную и (или) муниципальную собственность объектов нефинансовых активов, предусмотрена группа 300 "Поступление нефинансовых активов", которая в том числе детализирована статьями:
— 310 "Увеличение стоимости основных средств";
— 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Нормами п. п. 16 и 51 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н (далее — Инструкция), определено, что:
— к объектам основных средств относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов со сроком полезного использования более 12 месяцев;
— к материальным запасам относятся:
— предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
— готовая продукция;
— орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи и прочие орудия лова) независимо от их стоимости и срока службы;
— бензомоторные пилы, сучкорезки, сплавной трос, сезонные дороги, усы и временные ветки лесовозных дорог, временные здания в лесу сроком эксплуатации до двух лет (передвижные обогревательные домики, котлопункты, пилоточные мастерские, бензозаправки и прочее) независимо от их стоимости;
— специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного и массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости; сменное оборудование, многократно используемые в производстве приспособления к основным средствам и другие вызываемые специфическими условиями изготовления устройства — изложницы и принадлежности к ним, прокатные валки, воздушные фурмы, челноки, катализаторы и сорбенты твердого агрегатного состояния и т.п., независимо от их стоимости и срока службы;
— специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности независимо от их стоимости и срока службы;
— форменная одежда, вещевое имущество, одежда и обувь в учреждениях здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и других учреждениях, состоящих на бюджете, независимо от стоимости и срока службы;
— временные сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся на стоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
— тара для хранения товарно-материальных ценностей;
— предметы, предназначенные для выдачи напрокат, независимо от их стоимости;
— молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, подопытные животные;
— многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

Отнесение расходов на приобретение разного рода хозяйственного инвентаря (в том числе упомянутого в вопросе) на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" классификации операций сектора государственного управления следует осуществлять исходя из вышеозначенных положений Инструкции.

 

До недавнего времени из разъяснений Минфина и Федерального казначейства следовало, что замену приспособлений и принадлежностей (например, монитора, системного блока, перезаписывающего привода DVD компьютера и т.п.), выполняющих свои функции т

“Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности“, 2010, N 7

Вопрос: До недавнего времени из разъяснений Минфина и Федерального казначейства следовало, что замену приспособлений и принадлежностей (например, монитора, системного блока, перезаписывающего привода DVD компьютера и т.п.), выполняющих свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, нельзя квалифицировать как модернизацию объектов основных средств, на которых осуществляется указанная замена. Операции по замене составляющих и комплектующих частей объектов основных средств следует рассматривать как использование прочих материалов при проведении текущего (капитального) ремонта основных средств (Письмо Казначейства РФ от 27.06.2006 N 42-7.1-15/2.2-265). Соответственно, расходы по их приобретению нужно было отражать по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“. Совершение данных расходов по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств“ квалифицировалось как нецелевое использование бюджетных средств. Последние разъяснения финансистов об отнесении работ, изменяющих эксплуатационные характеристики компьютера (как правило, замена любой части компьютера, включая монитор или системный блок, приводит к улучшению его эксплуатационных характеристик, что связано с постоянным развитием и совершенствованием компьютерных технологий), к модернизации или ремонту свидетельствуют об обратном. Так, в Письме Минфина России от 06.11.2009 N 03-03-06/4/95 прямо указано, что замена отдельных элементов компьютера на новые по причине их морального износа не может рассматриваться как ремонт компьютера и является его модернизацией. В связи с данными разъяснениями, а также принимая во внимание Методические рекомендации по применению классификации операций сектора государственного управления, приведенные в Письме Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383 (далее — Методические рекомендации), просим пояснить, следует ли производить оплату комплектующих к компьютерной технике по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“ КОСГУ? Не будет ли это являться нецелевым использованием бюджетных средств?

Ответ: Исходя из разъяснений, приведенных в Методических рекомендациях, относительно применения статьей 310 “Увеличение стоимости основных средств“ и 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“, приобретение материальных запасов для вычислительной техники (мониторы, системные блоки, клавиатуры, манипуляторы типа “мышь“, соединительные кабели и т.п.) отражается по статье 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“ КОСГУ вне зависимости от того, для каких видов работ (модернизации или ремонта) они приобретаются. Приобретение данных материальных запасов по статье 340 КОСГУ не будет являться нецелевым использованием бюджетных средств. На чем основан вывод о применении в данном случае статьи 340 КОСГУ, а не 310?

Во-первых, об отнесении расходов на приобретение запасных и (или) составных частей для вычислительной техники (мониторы, системные блоки, клавиатуры, манипуляторы типа “мышь“, соединительные кабели и т.п.) на статью 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“ КОСГУ прямо сказано в Методических рекомендациях.

Во-вторых, в Методических рекомендациях, в которых указано, по каким статьям и подстатьям КОСГУ отражаются расходы по оплате договоров на строительство, приобретение в государственную (муниципальную) собственность объектов, относящихся к основным средствам, их изготовление, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование, сказано, что модернизация — это совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными.

Приобретение комплектующих компьютера

При заключении государственного (муниципального) контракта, предмет которого — модернизация единых функционирующих систем (таких как: охранно-пожарная сигнализация, локальная вычислительная сеть, телекоммуникационный узел связи и т.п.), не являющихся одним инвентарным объектом основных средств, расходы отражаются:

— в части оплаты поставки основных средств, необходимых для проведения модернизации, — по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств“;

— в части оплаты услуг по разработке документации, а также работ по проведению монтажа, инсталляции оборудования, его сопряжения — по подстатье 226 “Прочие работы, услуги“.

А.Бирюков

К. э. н.,

профессор

Академии бюджета и казначейства

Минфина России,

заместитель начальника

Управления внутреннего контроля и аудита

Федерального казначейства

Подписано в печать

29.06.2010

Расшифровка и применение КОСГУ 310 и КОСГУ 340 в 2018 году