Система внутреннего контроля

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций).
2. Установить, что правила внутреннего контроля, действующие до вступления в силу настоящего постановления, подлежат приведению организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), в соответствие с требованиями, утвержденными настоящим постановлением, в течение одного месяца.
3. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 г. N 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 188);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 638 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 44, ст. 4562);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 967-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст. 3377).
Председатель
Правительства Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ», 09.07.2012, N 28, ст. 3901.
Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)
1. Настоящий документ определяет требования, предъявляемые при разработке организациями (за исключением кредитных организаций, в том числе являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля (далее соответственно — организация, правила внутреннего контроля) в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2. Правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Правила внутреннего контроля являются документом, который:
а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации;
б) устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля;
в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
4. Правила внутреннего контроля включают в себя следующие программы осуществления внутреннего контроля:
а) программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля (далее — программа организации внутреннего контроля);
б) программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей (далее — программа идентификации);
в) программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);
г) программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее — программа выявления операций);
д) программа документального фиксирования информации;
е) программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее соответственно — Федеральный закон, программа по приостановлению операций (сделок));
ж) программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
з) программа проверки осуществления внутреннего контроля;
и) программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — программа хранения информации).
5. В правилах внутреннего контроля устанавливаются полномочия, а также обязанности, возлагаемые на специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля (далее — специальное должностное лицо).
6. Правила внутреннего контроля утверждаются руководителем организации.
7. Программа организации внутреннего контроля разрабатывается с учетом следующих условий:
а) в организации в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона назначается специальное должностное лицо;
б) в организации (с учетом особенностей ее структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами организации и их операциями) может быть сформировано или определено структурное подразделение, выполняющее функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
в) программа содержит описание системы внутреннего контроля в организации и ее филиале (филиалах) (при их наличии), порядок взаимодействия структурных подразделений организации по вопросам реализации правил внутреннего контроля.
8. Программа идентификации включает следующие процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя:
а) установление определенных статьей 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя;
б) проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;
в) определение принадлежности клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя к числу иностранных публичных должностных лиц;
г) выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
д) оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — риск), в соответствии с программой оценки риска;
е) обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
9. В программе идентификации может быть дополнительно предусмотрено установление и фиксирование следующих данных, получаемых организацией в соответствии с пунктом 5.4 статьи 7 Федерального закона:
а) дата государственной регистрации юридического лица;
б) почтовый адрес юридического лица;
в) состав учредителей (участников) юридического лица;
г) состав и структура органов управления юридического лица;
д) размер уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда.
10. При идентификации юридического лица (при наличии его согласия) могут предусматриваться установление и фиксирование кодов форм федерального государственного статистического наблюдения.
11. Программа идентификации в целях реализации требований, установленных статьей 7.3 Федерального закона, предусматривает:
порядок выявления среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц, а также их супругов и близких родственников;
порядок принятия на обслуживание иностранных публичных должностных лиц, а также меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц.
12. В программе идентификации определяются способы и формы фиксирования сведений (информации), получаемых организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, а также порядок обновления указанных сведений.
13. В программе оценки риска определяются процедуры оценки и присвоения степени (уровня) риска клиенту с учетом требований к его идентификации:
а) при возникновении договорных отношений с клиентом (принятии его на обслуживание);
б) в ходе обслуживания клиента (по мере совершения операций (сделок));
в) в иных случаях, предусмотренных организацией в правилах внутреннего контроля.
14. Программа оценки риска предусматривает проведение оценки риска клиентов на основе признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
15. Программа оценки риска предусматривает порядок и периодичность осуществления мониторинга операций (сделок) клиента в целях проведения оценки степени (уровня) риска и последующего контроля за ее изменением.
16. Программа выявления операций предусматривает процедуры выявления:
а) операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона;
б) операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям;
в) необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
17. Программа выявления операций в целях выявления операций (сделок), предусмотренных пунктом 16 настоящего документа (далее — операции, подлежащие контролю), предусматривает осуществление постоянного мониторинга операций (сделок) клиентов.
18. Программа выявления операций в целях выявления необычных операций, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, предусматривает обеспечение повышенного внимания (мониторинг) к операциям (сделкам) клиентов, отнесенным к группе повышенного риска.
19. Программа выявления операций в целях выявления операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, включает критерии выявления необычных сделок и их признаки.
20. Программа выявления операций предусматривает порядок информирования сотрудником организации, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, специального должностного лица для принятия последним решения о дальнейших действиях в отношении операции (сделки) в соответствии с Федеральным законом, настоящим документом и правилами внутреннего контроля.
21. Программа выявления операций предусматривает при выявлении признаков необычной операции (сделки) клиента проведение анализа иных операций (сделок) клиента, а также имеющейся в распоряжении организации информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе (при наличии последних) в целях подтверждения обоснованности подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
22. Программа выявления операций предусматривает изучение организацией оснований и целей совершения всех выявляемых необычных операций (сделок), а также фиксирование полученных результатов в письменной форме.
23. Программа выявления операций предусматривает порядок и случаи принятия организацией следующих дополнительных мер по изучению выявленной необычной
операции (сделки):
а) получение от клиента необходимых объяснений и (или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции (сделки);
б) обеспечение повышенного внимания (мониторинг) в соответствии с настоящим документом ко всем операциям (сделкам) этого клиента в целях получения подтверждения, что их осуществление может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
24. Программа выявления операций предусматривает принятие руководителем организации либо уполномоченным им должностным лицом решения:
а) о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона;
б) о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма;
в) о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;
г) о представлении информации об операциях, предусмотренных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
25. Программа документального фиксирования информации предусматривает порядок получения и закрепления сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации в целях реализации Федерального закона, иных нормативных правовых актов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правил внутреннего контроля организации.
26. Программа документального фиксирования информации предусматривает документальное фиксирование информации при выявлении признаков совершения клиентом:
а) операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии со статьей 6 Федерального закона;
б) операции (сделки), подпадающей под критерии выявления и (или) признаки необычной операции (сделки);
в) иной операции (сделки), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
27. Программа документального фиксирования информации предусматривает составление сотрудником организации, выявившим операцию (сделку), подлежащую контролю, внутреннего сообщения — документа, содержащего следующие сведения о такой операции (сделке) (далее — внутреннее сообщение):
а) категория операции (сделки) (подлежащая обязательному контролю либо необычная операция), критерии (признаки) либо иные обстоятельства (причины), по которым операция (сделка) может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям (сделкам);
б) содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения;
в) сведения о лице (лицах), проводящем операцию (сделку);
г) сведения о сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке), и его подпись;
д) дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке);
е) запись (отметка) о решении специального должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке), и его мотивированное обоснование;
ж) запись (отметка) о решении руководителя организации либо уполномоченного им должностного лица, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке) в соответствии с пунктом 24 настоящих требований, и его мотивированное обоснование;
з) запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.
28. Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи ответственному лицу определяются организацией самостоятельно и отражаются в программе документального фиксирования информации.
29. Программа по приостановлению операций (сделок) предусматривает сроки и порядок принятия организацией мер, направленных на:
а) приостановление в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона операций (сделок), в которых одной из сторон является организация или физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности или терроризме, и информирование Федеральной службы по финансовому мониторингу в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;
б) приостановление операций (сделок) клиента в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании статьи 8 Федерального закона;
в) приостановление операций (сделок) клиента на дополнительный срок в случае получения решения суда о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании статьи 8 Федерального закона.
30. Программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
31. Программа проверки осуществления внутреннего контроля обеспечивает осуществление контроля за соблюдением организацией и ее сотрудниками законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля.
32. В программе проверки осуществления внутреннего контроля предусматриваются:
а) проведение на регулярной основе, но не реже одного раза в полугодие, внутренних проверок выполнения в организации правил внутреннего контроля, требований Федерального закона и иных нормативных правовых актов;
б) представление руководителю организации по результатам проверок письменных отчетов, содержащих сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;
в) принятие мер, направленных на устранение выявленных по результатам проверок нарушений.
33. Программа хранения информации обеспечивает хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:
а) документов, содержащих сведения о клиенте организации, представителе клиента, выгодоприобретателе, полученных на основании Федерального закона, иных принятых в целях его исполнения нормативных правовых актов Российской Федерации, а также правил внутреннего контроля;
б) документов, касающихся операций (сделок), сведения о которых представлялись в Федеральную службу по финансовому мониторингу, и сообщений о таких операциях (сделках);
в) документов, касающихся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии со статьей 7 Федерального закона и настоящим документом;
г) документов по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения;
д) внутренних сообщений;
е) результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);
ж) документов, относящихся к деятельности клиента (в объеме, определяемом организацией), в том числе деловой переписки и иных документов по усмотрению организации;
з) иных документов, полученных в результате применения правил внутреннего контроля.
34. Программа хранения информации предусматривает хранение информации и документов таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Федеральной службе по финансовому мониторингу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.
35. Правила внутреннего контроля предусматривают обеспечение конфиденциальности информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля, а также мер, принимаемых организацией при реализации таких правил в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительные Деятельность агентов по оптовой торговле сельскохозяйственным сырьем, живыми животными, текстильным сырьем и полуфабрикатами (46.11) Деятельность агентов по оптовой торговле живыми животными (46.11.1) Деятельность агентов по оптовой торговле прочими сельскохозяйственным сырьем и сельскохозяйственными полуфабрикатами, не включенными в другие группировки (46.11.39) Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных (46.21) Торговля оптовая сельскохозяйственным сырьем, не включенным в другие группировки (46.21.19) Торговля оптовая необработанным табаком (46.21.2) Торговля оптовая живыми животными (46.23) Торговля оптовая шкурами и кожей (46.24) Торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (46.3) Торговля оптовая мясом и мясными продуктами (46.32) Торговля оптовая мясом и мясом птицы, включая субпродукты (46.32.1) Торговля оптовая продуктами из мяса и мяса птицы (46.32.2) Торговля оптовая консервами из мяса и мяса птицы (46.32.3) Торговля оптовая одеждой и обувью (46.42) Торговля оптовая бытовыми электротоварами (46.43) Торговля оптовая машинами и оборудованием для добычи полезных ископаемых и строительства (46.63) Торговля оптовая скобяными изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и принадлежностями (46.74) Торговля оптовая неспециализированная (46.90) Торговля розничная мясом и мясом птицы, включая субпродукты в специализированных магазинах (47.22.1) Торговля розничная продуктами из мяса и мяса птицы в специализированных магазинах (47.22.2) Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (49.4) Деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий (62.02) Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов (63.11.1) Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях (71.1) Деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения (71.12.5) Деятельность в области технического регулирования, стандартизации, метрологии, аккредитации, каталогизации продукции (71.12.6) Технические испытания, исследования, анализ и сертификация (71.20) Ремонт компьютеров и периферийного компьютерного оборудования (95.11) Свернуть

Программа IT Аудит версии Профессионал позволяет организовать эффективную систему внутреннего контроля контроля бухгалтерского учета. Включанная в программу методика внутреннего контроля включает более 200 процедур внутреннего контроля.

Разработка индивидуальной методики внутреннего контроля

Бизнес каждой организации индивидуален. Наши специалисты, являющиеся аттестованными аудиторами, могут взять на себя подготовку индивидуальной методики внутреннего контроля и разработку автоматических процедур внутреннего контроля.

Внутренний финансовый контроль бухгалтерского учета в IT Аудит

В целях организации системы внутреннего финансового контроля, программа IT Аудит предоставляет следующие возможности:

  • автоматически внести формы бухгалтерской отчетности из xml-файла, формируемого в 1С: Предприятие и других бухгалтерских программах
  • рассчитать более 50 коэффициентов финанализа в динамике их изменения за несколько отчетных периодов
  • проверить взаимоувязку форм бухгалтерской отчетности
  • подготовить программу аудита, используя включенную в программу методику аудита, содержащуюю более 200 аудиторских процедур
  • использую модуль интеграции с 1С: Предприятие, подключиться к базе данных 1С: Предприятие 8.3 или загрузить перечень проводок и остатков по счетам из файлов Microsoft Excel с целью из последующей проверки и формирования рабочих документов
  • сформировать список однотипных групп операций с целью углубленного планирования аудита. Внутренний аудитор имеет возможность задокументировать, какие группы операций он проверил, а какие еще не были проверены
  • задокументировать вопросы к сотрудникам бухгалтерии вплоть до отдельной проводке
  • оценить риски по группе однотипных операций и с учетом оцененных рисков сформировать статистическую аудиторскую выборку
  • задокументировать выполненные аудиторские процедуры
  • подготовить отчет внутреннего аудитора, в который автоматически будут включена информация о первичных документах, в которых были выявлены нарушения

Внутренний контроль согласно закону «О бухгалтерском учете» 402-ФЗ

Статьей 19 Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 09.12.2011 на предприятия возложена обязанность организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Под фактом хозяйственной жизни понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение, финансовый результат и (или) движение денежных средств организации.

Также предприятие обязано организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исключение сделано для организаций, бухгалтерская отчетность которых не подлежит обязательному аудиту и в случае, если согласно учетной политике обязанность по ведению бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия.

Внутренний контроль способствует достижению эффективности, снижает риск потери активов, помогает обеспечению достоверности финансовой отчетности и соблюдению требований законодательства. Основными направлениями внутреннего контроля являются:

  • контрольная среда — контроль со стороны органов управления за организацией деятельности предприятия
  • процесс оценки рисков аудируемым лицом (контроль системы управления рисками и оценка рисков)
  • информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности
  • контрольные действия
  • мониторинг средств контроля
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Нагоев А.Б. 1 Сижажева С.С. 1 Аппоева Ж.А. 1 1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова» Создание успешного бизнеса – многоэтапный процесс. Наличие в организации эффективной службы внутреннего контроля позволяет собственнику отслеживать движение своих активов и оперативно координировать все этапы работы. В статье проведен анализ понятия внутренний контроль. Изучены различные точки зрения на толкование данного термина, и как следствие, «внутренний контроль» – это сплошной непрерывный процесс отслеживания качества управления данными организации, эффективности работы менеджмента, достижение поставленных целей с минимальными затратами, обнаружение рисков и их своевременное предотвращение, а также выявление внутренних резервов организации. Определив сущность понятия «внутренний контроль», перед руководителем предприятия возникает очевидная проблема организации самой службы контроля. Обобщены достоинства и недостатки основных видов органов внутреннего контроля; исходя из этого, внутренний аудит является наиболее актуальным, глубоким и отвечающим современным требованиям органом внутреннего контроля. 997 KB внутренний контроль аудит внутренний аудит ревизия договор 1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011г. № 402-ФЗ // СПС Гарант ст. 19. 2. «IS Audit and Control Journal», IV, p. 26–35, 1996 г. (Janet L. Colbert, Ph.D., CPA, CIA, и Paul L. Bowen, Ph.D., CPA. «Comparison of Internal Controls: COBIT, SAC, COSO and SAS 55/78»), свободный перевод. 3. Ерофеева В.А. «Международные стандарты аудиторской деятельности (МСА) № 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации» : учебное пособие «Аудит» / В.А. Ерофеева, В.А. Пискунов, Т.А. Битюкова, Юрайт, высшее образование, 2010. – 640 с. 4. Кириченко М. Системы внутреннего контроля. Организационные аспекты построения. // Финансовая газета от 10.04.13. 5. Скала В.И., Скала Н.В., Нам Г.М. Национальная система бухгалтерского учета в Республике Казахстан. ТОО «Издательство LEM». – Алматы, 2007 . ч.1 – 420 с. 6. Аренс Э., Лоббек Дж. Аудит: Пер. с англ. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 267 с. 7. Бурцев В.В. Принципы внутреннего аудита в страховой компании. // «Финансовый менеджмент» №4 год, 2008.

В мире глобализации, современных компьютерных технологий, единого информационного и экономического пространства, бизнес, пожалуй, является главным механизмом развития и модернизации всех перечисленных процессов. Именно уровни экономической стабильности и финансовой независимости являются ключевыми показателями для отнесения той или иной страны к категории «передовая».

Создание успешного бизнеса, способного выдержать как внутреннюю, так и внешнюю конкуренцию – это сложный многоэтапный процесс, требующий не только больших капиталовложений, но и грамотной организации самой структуры предприятия. Как показывает мировой опыт, наличие в организации эффективной службы внутреннего контроля позволяет собственнику отслеживать движение своих активов и оперативно координировать все этапы работы.

В России вопрос создания органа по внутреннему контролю оставался за собственниками организаций (кроме предприятий банковской сферы). Однако этим правом выбора предприниматели обладали до 2013 года.

С 1 января 2013 г. согласно ст. 19 Федерального закона от 06.12.11 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» все экономические субъекты должны осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, а те, которые подлежат обязательному аудиту, – также и внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности (за исключением случаев, когда руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учета на себя). Следует заметить, что новый закон не дает никаких рекомендаций по процедуре организации данной службы, его структуре, задачам и полномочиям. С одной стороны, отсутствие раскрытия сущности данного понятия не дает руководству понять, что именно подразумевается под «обязанностью осуществлять внутренний контроль», с другой стороны – дана некая свобода в наполнении этого понятия тем содержанием, которое собственник посчитает наиболее уместным именно для своего предприятия.

Существует множество определений термина «внутренний контроль». Первое официальное определение внутреннего контроля было опубликовано в 1992 году Комитетом организаций-спонсоров Комиссии Тредвея (англ. The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission, COSO). Модель COSO определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый советом директоров, менеджментом и остальным персоналом компании, предназначенный для обеспечения «разумной уверенности» касательно достижения целей в следующих категориях:

– эффективность и продуктивность операций;

– надежность финансовой отчетности;

– соблюдение законов и правил.

В российских стандартах аудита дается следующее определение: «Система внутреннего контроля – это процесс, который организуют собственники организации и ее руководство, чтобы достичь определенных целей». По нашему мнению, данная интерпретация не дает полного понимания сущности внутреннего контроля, а самое главное, важности данной службы для качественного функционирования предприятия.

В связи с переходом России на Международные стандарты аудита, наиболее актуальным в настоящее время является определение рассматриваемого понятия в МСА 315 «Понимание деятельности аудируемого лица и оценка рисков существенного искажения информации»: «Внутренний контроль – это совокупность политики и процедур, которые используются руководством для обеспечения сохранности активов предприятия и уверенности в точности и достоверности бухгалтерских данных» .

В международной литературе различные точки зрения на определение термина «внутренний контроль» высказывают и научные авторы, занимающиеся данной проблематикой. К примеру, Скала Н., один из ведущих авторов по бухгалтерскому учету и аудиту в Республике Казахстан даёт следующее определение внутреннему контролю: «Внутренний контроль — это контроль за составлением и ведением бухгалтерского учета и финансовой отчетности, осуществляемый постоянно силами специализированного отдела, создаваемого в структуре организации» .

А. Арене и Дж. Лоббек в своем труде «Аудит» полагают, что «внутренний контроль обеспечивает администрацию ценной информацией для принятия решений, касающихся эффективного функционирования их бизнеса».

Среди российских авторов, изучающих проблемы внутреннего контроля, наиболее точно главную цель внутреннего контроля, по нашему мнению, определяет В.В. Бурцев – обеспечение информационной прозрачностью объекта управления для принятия эффективных решений.

Изучив различные точки зрения авторов на толкование данного термина, мы пришли к выводу, что внутренний контроль – это сплошной непрерывный процесс отслеживания качества управления данными организации, эффективности работы менеджмента, достижение поставленных целей с минимальными затратами, обнаружение рисков и их своевременное предотвращение, а также выявление внутренних резервов организации.

Итак, определив для себя сущность понятия «внутренний контроль», перед руководителем возникает следующий вопрос: как организовать саму службу контроля? Ввиду отсутствия рекомендаций, регламентированных законодательством, можно проанализировать накопленный опыт зарубежных и российских компаний по данной проблематике.

В мировой практике тенденция сложилась таким образом, что служба внутреннего контроля в организации может быть представлена путем создания:

1) службы внутреннего аудита (СВА);

2) контрольно-ревизионной службы (КРС);

3) заключения договора со сторонней организацией (Дог.);

4) отдела внутреннего контроля (ОВК).

При выборе того или иного органа для внедрения в свою внутреннюю структуру, важно знать основной принцип – разумность и сопоставление материальных и трудовых затрат с масштабами организации и конечной целью.

Также необходимо ответить на три следующих вопроса:

– для чего создается орган внутреннего контроля?

– какие задачи он должен выполнять?

– какими финансовыми средствами мы располагаем для создания данного отдела?

Для наглядности мы обобщили достоинства и недостатки основных видов органов внутреннего контроля в таблице. По нашему мнению, перечень указанных в таблице задач является тем самым минимальным и ключевым объёмом требований, которые должен выполнять современный орган внутреннего контроля. Из данных таблицы видно, что внутренний аудит является наиболее актуальным, глубоким и отвечающим нынешним требованиям органом внутреннего контроля. Спектр вопросов, решаемых внутренним аудитом, очень широк. Если представить предприятие как больницу, то специалист по внутреннему аудиту – это терапевт, который первым распознает симптомы заболевания и назначает курс лечения для полного выздоровления всей системы.

Достоинства и недостатки основных видов органов внутреннего контроля

№ п/п

Задачи

СВА

КРС

Договорной

ОВК

Выявление рисков и слабых сторон

+

+

Проверка финансовой документации

+

+

+

Контроль за соблюдением персоналом своих полномочий

+

+

+

Выявление скрытых резервов

+

Разработка рекомендаций по повышению эффективности деятельности

+

+

+

Помощь в разработке стратегий развития в кризисный период

+

+

Непрерывность процесса контроля

+

+

Проверка соблюдения выполнения требований нормативных актов

+

+

+

Проверка уровня достижения поставленных целей

+

+

+

Контроль за сохранностью материальных ценностей

+

+

Задачами внутреннего аудита являются своевременное выявление рисков, разработка рекомендаций для устранения выявленных нарушений, помощь управляющему персоналу в разработке стратегий развития бизнеса, как в обычное время, так и в кризисные периоды, анализ уровня достижения поставленных целей путем сравнения фактических данных с плановыми и, безусловно, проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности и др. Данный орган контроля необходим для крупной организации со сложной внутренней структурой, многоэтапным производственным процессом и большим кадровым персоналом. Качественная работа отдела внутреннего аудита позволит оперативно контролировать хозяйственную деятельность предприятия и своевременно информировать руководство о необходимости принятия важных управленческих решений.

Однако любому виду внутреннего контроля присущи некоторые недостатки. И внутренний аудит не является исключением. Вопрос независимости – основная проблема внутренних аудиторов (эта проблема присуща и иным формам внутреннего контроля). Так как специалисты внутреннего аудита являются внутренними сотрудниками организации, то снизить риск независимости аудиторов от руководства до 0 % является невозможным. Однако существуют пути решения данной проблемы. В первую очередь для минимизации риска зависимости необходимо установление подчинения отдела внутреннего аудита не руководителю компании, а высшему исполнительному руководству (совет директоров, совет акционеров). Данный способ используется большинством успешных компаний, в которых функционирует внутренний аудит. Другая проблема – дороговизна содержания данного органа. Ведь, как известно специалисты по аудиту являются одними из самых высокооплачиваемых сотрудников в организациях, поскольку только человек, обладающий достаточными профессиональными знаниями и опытом может являться первоклассным внутренним аудитором. Однако, как показывает практика, затраты на создание и обеспечение отдела по аудиту легко окупаются, в случае найма высококвалифицированных специалистов и высокого уровня качества их работы.

Основная задача контрольно-ревизионной службы – недопущение неэффективного использования ресурсов, контроль за сохранностью материальных ценностей, выявление и предотвращение злоупотреблений. Если главной целью, к примеру, внутреннего аудита является помощь руководству организации в разработке программ и процедур по повышению эффективности работы организации, то главной целью ревизионной комиссии является проверка финансовой документации общества и соблюдение персоналом своих полномочий. То есть внутренний аудит ориентирован на настоящее и будущее, а контрольно-ревизионная служба –на прошлое и настоящее. Данный вид внутреннего контроля является выгодным для тех предприятий, которые занимаются однотипным ограниченным спектром работ и процедур. Как правило, контрольно-ревизионная служба осуществляет свою деятельность с определенной периодичностью, регламентированной в Уставе фирмы. Работа КРС является низкозатратным процессом, что является бесспорным достоинством.

Внутренний аудит на договорной основе, то есть проведение внутренних проверок внешними специалистами, среди авторов является наименее предпочтительным видом внутреннего контроля. Объясняется это тем, что проверки, осуществленные привлеченными экспертами, являются одномоментными и не носят регулярного характера. Работа сторонних специалистов ограничена по времени, что не позволяет им достаточно глубоко узнать все особенности деятельности данного предприятия. Процедуры тестирования будут носить выборочный характер, тем самым вероятность необнаружения ошибок будет присутствовать. Как нам кажется, у данного вида контроля есть очевидные преимущества, которые необходимо отметить. Во-первых, проблема независимости контролеров именно при данном виде контроля является наименее жесткой. Привлеченные специалисты не являются штатными сотрудниками проверяемого объекта, тем самым снижается угроза близкого знакомства с внутренними работниками данной организации. Существует определенная уверенность в том, что контролеры выполнят проверку объективно и беспристрастно, основываясь исключительно на своих профессиональных знаниях и суждении. Во-вторых, такой способ проверки выгоден для тех небольших предприятий среднего и малого бизнеса, в которых услуги внешних специалистов по внутреннему контролю могут быть нужны лишь в определенных ситуациях и будут носить единичный характер (к примеру, при покупке новой фирмы либо при обнаружении хищений и злоупотреблений на функционирующем предприятии).

На рынке товаров, работ и услуг встречаются такие компании, деятельность которых отличается специфичностью, особенными процессами производства, сезонностью выпуска товаров и пр. Примерами подобных предприятий могут быть компании сельскохозяйственного сектора, туристические фирмы, горнодобывающие комплексы и т.д. В подобных компаниях создание стандартной системы внутреннего контроля может быть нецелесообразным. Именно для таких случаев мы рекомендуем создавать отдел внутреннего контроля. Достоинством и одновременно недостатком данной службы является то, что в литературе практически не встречается рекомендуемой методологии создания отдела контроля. Это позволяет руководству предприятия наделить отдел внутреннего контроля теми функциями и задачами, которые необходимы именно для изучаемого объекта.

Принимая во внимание всё вышеизложенное, мы предлагаем схематичный тест для упрощенного выбора органа внутреннего контроля (Схема 1).

Тест выбора наиболее оптимального органа внутреннего контроля

Таким образом, главная цель руководителя организации – это не создание системы контроля, которая бы полностью гарантировала отсутствие отклонений, ошибок и неэффективности в работе, а система, которая помогала бы их своевременно выявлять и устранять, способствуя повышению эффективности работы. Основной принцип организации внутреннего контроля заключается в том, что не нужно концентрироваться на экспертном контроле операций, а необходимо контролировать то, как построен и работает сам процесс и какие качественные изменения в нем происходят. Повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества внутреннего контроля, а не в увеличении количества перепроверенных операций .

Рецензенты:

Алибеков Ш.И., д.э.н., профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, Кизлярского филиала ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Кизляр.

Работа поступила в редакцию 05.09.2014.

Библиографическая ссылка

Нагоев А.Б., Сижажева С.С., Аппоева Ж.А. РОЛЬ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-10. – С. 2283-2287;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35312 (дата обращения: 26.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

21. Внутренний контроль и система мер по ограничению риска хозяйственной деятельности

Внутренний контроль состоит из системы бухгалтерского учета, контрольной среды, средств контроля. Его цель: изучение и предоставление информации по корректировке ошибок, искажений, ранее принятых решений.

Внутренний контроль:

1) обеспечивает надежной информацией руководство предприятия о финансово-хозяйственной деятельности субъекта;

2) обеспечивает сохранность документов, актов, имущества, предотвращая хищение, злоупотребления, порчу, уничтожение, разглашение, нецелевое использование;

3) исключает непроизводительные затраты, нерациональное использование ресурсов, укрепляет дисциплину и оптимизирует налоговые платежи;

4) обеспечивает выполнение персоналом организации внутренних локальных нормативных актов, приказов, распоряжений, инструкций, положений;

5) обеспечивает условия для ведения бухгалтерского учета в организации согласно действующему законодательству.

Внутренний контроль предполагает выполнение контрольных процедур, способствующих выявлению ошибок, сравнению динамики показателей и выяснению причин расхождения, а также настраивает сотрудников организации на добросовестное выполнение своих обязанностей.

Под внутрихозяйственным риском понимают вероятность появления существенных искажений в бухгалтерском учете операций и в целом отчетности. Данный риск характеризует степень подверженности существенным нарушениям счета бухгалтерского учета, статьи баланса, однотипной группы хозяйственных операций и отчетности в целом у проверяемого экономического субъекта.

Оценку внутрихозяйственному риску контролер-ревизор дает на стадии планирования, учитывая систему внутреннего контроля предприятия, используя свое профессиональное суждение. При оценке необходимо учитывать такие факторы, как:

1) особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли;

2) специфика деятельности субъекта;

3) опыт и квалификация персонала организации, ответственного за ведение учета и подготовку отчетности;

4) возможность наличия внешнего давления на руководителей и персонал субъекта в целях достижения определенных показателей бухгалтерской отчетности;

5) возможность контроля над деятельностью субъекта со стороны его собственников.

Внутрихозяйственный риск может быть низким, средним и высоким. Проанализировать систему риска можно, разработав мероприятия по ограничению риска хозяйственной деятельности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >