Система оплаты труда учреждений спортивной подготовки

Целями разработки положение об оплате труда работников учреждения являются определение формы и систем оплаты труда, установление системы критериев для начисления оплаты труда в повышенном размере, усиление материальной заинтересованности работников в повышении количественных и качественных показателей труда и др. Какие разделы нужно включить в названный локальный акт и на что обратить внимание в каждом из таких разделов?

Нормативное регулирование.

Положениями ст. 144 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

При разработке положение об оплате труда спортивных учреждений следует руководствоваться:

  • Трудовым кодексом, в частности ст. 54.1;
  • Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год, утвержденными Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол № 11 (далее – Единые рекомендации);
  • Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству спорта Российской Федерации по видам экономической деятельности, утвержденным Приказом Минспорта РФ от 30.05.2014 № 382 (далее – Примерное положение);
  • Трехсторонним отраслевым соглашением по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2019 – 2021 годы, утвержденным Минспортом РФ, Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации», Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта» 10.10.2019;
  • Приказом Минспорта РФ от 27.12.2013 № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта»;
  • Приказом Минспорта РФ от 30.10.2015 № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации»;
  • Методическими рекомендациями по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, доведенными Письмом Росспорта от 12.12.2006 № СК-02-10/3685;
  • Методическими рекомендациями по формированию системы оплаты труда тренеров-преподавателей и специалистов, осуществляющих подготовку спортивного резерва в области спорта инвалидов, в образовательных государственных (муниципальных) учреждениях, доведенными Письмом Минспорттуризма РФ от 27.10.2011 № ПК-02-10/6271.

Следует учитывать, что на основе указанных нормативных актов на уровнях субъектов РФ и муниципалитетов разрабатываются свои документы, в соответствии с которыми должны производиться расчеты зарплаты работников государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта, например:

  • Постановление Правительства Нижегородской области от 10.01.2020 № 15 «Об утверждении Примерного положение об оплате труда спортивных работников государственных бюджетных и автономных учреждений Нижегородской области по виду экономической деятельности «Деятельность в области спорта» (код 93.1)»;
  • Постановление Правительства Ленинградской области от 15.06.2011 № 173 (в редакции от 16.09.2019) «Об утверждении Положения о системах оплаты труда в государственных бюджетных учреждениях Ленинградской области и государственных казенных учреждениях Ленинградской области по видам экономической деятельности»;
  • Постановление Совета министров Республики Крым от 31.12.2014 № 664 «О системе оплаты труда работников государственных учреждений, занятых в сфере физической культуры и спорта» (вместе с Положением о системе оплаты труда работников государственных учреждений, организаций Республики Крым, занятых в сфере физической культуры и спорта);
  • Постановление администрации Раменского муниципального района Московской области от 19.12.2017 № 9670 «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений Раменского муниципального района, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, находящихся в ведомственном подчинении Комитета по образованию администрации Раменского муниципального района Московской области»;
  • Постановление администрации Арзамасского района Нижегородской области от 10.10.2017 № 1831 (в редакции от 29.10.2018) «Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений физической культуры и спорта Арзамасского муниципального района Нижегородской области, подведомственных управлению спорта и молодежной политики администрации Арзамасского муниципального района Нижегородской области».

Структура и содержание положения об оплате труда.

При разработке своего локального нормативного акта учреждению существенно облегчит работу использование типового положения об оплате труда.

Какие разделы нужно включить в такой локальный акт и на что обратить внимание в каждом из таких разделов, рассмотрим далее.

  1. Общие положения

В данный раздел обычно включают:

  • действующие нормативные правовые акты, регулирующие особенности оплаты труда, в том числе ведомственные нормативные правовые акты;
  • описание применяемой системы (или систем) оплаты труда и ее основных элементов;
  • краткую характеристику особенностей оплаты труда для отдельных категорий работников;
  • указание на источники формирования фонда оплаты труда.

В силу п. 8 Примерного положения ФОТ работников федеральных учреждений формируется на календарный год исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке федеральным учреждениям из федерального бюджета, и средств от приносящей доход деятельности. При этом предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, находящихся в ведении Минспорта, составляет не более 40 %.

  1. Порядок и условия оплаты труда: основные условия оплаты труда работников учреждений; порядок и условия установления выплат компенсационного и стимулирующего характера

В данном разделе необходимо прописать размеры:

  • окладов (должностных окладов);
  • ставок заработной платы;
  • оплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами.

Размеры окладов, надбавок и иных выплат следует определять с учетом штатного расписания и имеющихся средств на оплату труда.

Установление окладов. Оклады должны быть установлены так, чтобы они были дифференцированы в зависимости от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, сложности выполняемых работ либо на основе профессиональных квалификационных групп (квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп). По должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются в зависимости от сложности труда.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников различных профессиональных квалификационных групп (ПКГ) устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Минимальные размеры окладов (ставок) работников различных ПКГ устанавливаются с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

К минимальным окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам с учетом обеспечения финансовыми средствами рекомендуется применять следующие повышающие коэффициенты:

  • коэффициент квалификации;
  • коэффициент специфики работы (рекомендуется устанавливать в размере 0,15 к окладу тренерского состава, имеющего непосредственное отношение к организации работ специализированных отделений, а также отделений по олимпийским видам спорта);
  • персональный повышающий коэффициент.

Коэффициенты рекомендуется устанавливать на определенный период времени в течение соответствующего календарного года или на более длительный срок (например, олимпийский цикл – четыре года).

Повышающие коэффициенты квалификации к окладам (должностным окладам) по должностям «спортсмен», «спортсмен-инструктор» устанавливаются в зависимости от наличия спортивного разряда, спортивного звания.

Рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов квалификации составляют:

  • кандидат в мастера спорта – до 1,0;
  • мастер спорта России, гроссмейстер России – до 1,5;
  • мастер спорта России международного класса – до 2,0;
  • мастер спорта России международного класса – призер всероссийских соревнований – до 2,5;
  • мастер спорта России международного класса – призер международных соревнований – до 3,5;
  • заслуженный мастер спорта России – 3,5.

Установление надбавок. Необходимо предусмотреть возможность установления:

  • надбавок к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников федеральных учреждений, имеющих ученую степень (кандидат, доктор наук) по занимаемым должностям, а также персональной надбавки конкретному работнику;
  • персональных надбавок работникам с учетом уровня их профессиональной подготовки, сложности, важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач (согласно п. 13 Примерного положения такие надбавки устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года).
  • Надбавки не образуют новый оклад и не учитываются при начислении выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом:
  • Перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 822;
  • Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 № 818.

Кроме того, перечень выплат стимулирующего и компенсационного характера приведен в Рекомендациях по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 № 167.

Установление выплат компенсационного характера и доплат. Такие выплаты устанавливаются за работу:

  • в тяжелых, вредных или опасных условиях труда и иных особых условиях. Оплата труда работников федеральных учреждений, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, в повышенном размере производится по результатам специальной оценки условий труда. Порядок проведения такой оценки установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 426‑ФЗ «О специальной оценке условий труда». Если по итогам спецоценки рабочее место признается безопасным, то указанная выплата не осуществляется;
  • в местностях с особыми климатическими условиями;
  • в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

Конкретные размеры выплат компенсационного характера не могут быть ниже предусмотренных трудовым законодательством.

В качестве компенсационных могут быть предусмотрены выплаты, связанные с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях.

Выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, осуществляются в размере (ст. 147 ТК РФ) (выбрать нужное):

Выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями осуществляются с применением (ст. 315 – 317 ТК РФ, Закон РФ от 19.02.1999 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях») (выбрать нужное):

1) районного коэффициента:

2) процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях:

За работу в выходные и нерабочие праздничные дни оплата осуществляется:

  • в размере ______ (одинарной, двойной, тройной и т. д.) дневной или часовой ставки (части оклада, должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени;
  • в размере ______ (двойной, тройной и т. д.) дневной или часовой ставки (части оклада, должностного оклада) за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется (Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 № 573):

  • в размере 50 – 75 % должностного оклада (тарифной ставки) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности»;
  • в размере 30 – 50 % должностного оклада (тарифной ставки) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно»;
  • 10 – 15 % от должностного оклада (тарифной ставки) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно», при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий;
  • 5 – 10 % от должностного оклада (тарифной ставки) за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно», без проведения проверочных мероприятий.

Установление стимулирующих выплат. Объем средств на выплаты стимулирующего характера должен составлять не менее 30 % средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований федерального бюджета. В частности, в федеральных учреждениях пре­дусмотрены следующие виды выплат стимулирующего характера:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • выплаты за опыт работы и достижения работников в сфере физической культуры и спорта, образования в области физической культуры и спорта, отмеченные государственными и ведомственными званиями и наградами;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Конкретный размер премии может устанавливаться как в процентном отношении к окладу, так и в абсолютном значении.

Кроме того, стимулирующие выплаты могут быть установлены молодым специалистам (работникам в возрасте до 35 лет, получившим среднее профессиональное или высшее образование при первичном трудоустройстве по специальности в организации, осуществляющим спортивную подготовку), а также тренерам, тренерам-преподавателям, другим специалистам, осуществляющим наставничество над молодыми специалистами.

Тренерскому составу можно устанавливать стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ.

Установить тренерскому составу стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ:

  • за стабильность состава занимающихся, регулярность посещения ими тренировочных занятий (не менее 70 % из числа занимающихся в группе) – 10 %;
  • за результаты участия занимающихся в спортивных соревнованиях (улучшение спортивных результатов не менее чем у 80 % занимающихся в группе в сравнении с предыдущим периодом) – 20 %;
  • за включение спортсменов в составы спортивных сборных команд РФ (за каждого спортсмена) – 50 %.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются с учетом разрабатываемых показателей и критериев оценки эффективности труда работников учреждений.

Разработка показателей и критериев оценки эффективности труда осуществляется с учетом принципов:

  • объективности – размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов своего труда;
  • предсказуемости – работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда;
  • адекватности – вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат коллективного труда;
  • своевременности – вознаграждение должно следовать за достижением результатов;
  • прозрачности – правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому работнику.

Например, в качестве показателей эффективности труда можно установить достижение наивысшего результата, показанного спорт­сменом на соревновании, при условии участия в соревновании не менее пяти участников (пар, групп, экипажей), команд по каждому виду программы или подготовку спортсмена к соревнованиям на региональном уровне или чемпионатам (Европы, мира и пр.) с занятием спортсменом призового места.

Рекомендуется устанавливать стимулирующие выплаты к окладу (должностному окладу), ставке заработной платы за качество выполняемых работ в процентном отношении к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы в следующих размерах:

1) за отраслевые нагрудные знаки «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного образования», «Отличник физической культуры и спорта», «Почетный работник физической культуры», «Почетный работник среднего профессионального образования» и иные отраслевые нагрудные знаки за заслуги в области физической культуры и спорта – 20 %;

2) за ведомственные награды, спортивные звания «Мастер спорта России международного класса», «Мастер спорта СССР международного класса», «Гроссмейстер СССР», «Мастер спорта СССР», «Мастер спорта России» (работникам, непосредственно реализующим в учреждении дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и (или) осуществляющим спортивную подготовку по олимпийским и (или) неолимпийским видам спорта) – 30 %;

3) за ученую степень кандидата наук, почетное звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации», за государственные награды, включая почетные звания Российской Федерации и СССР», за почетный знак «За заслуги в развитии физической культуры и спорта» – до 40 %;

4) за почетные спортивные звания «Заслуженный тренер России», «Заслуженный тренер СССР», «Заслуженный мастер спорта России», «Заслуженный мастер спорта СССР» (работникам, непосредственно реализующим в учреждении дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта и (или) осуществляющим спортивную подготовку по олимпийским и (или) неолимпийским видам спорта) – до 40 %;

5) за образцовое качество выполняемых работ, соблюдение регламентов, стандартов, технологий, сроков, требований к процедурам при выполнении работ, оказании услуг – до 20 %;

6) за качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения, – до 10 %;

7) за положительную оценку работы сотрудника (не менее 95 %) со стороны потребителей услуг (участников мероприятий) учреждения (отсутствие обоснованных жалоб) – до 10 %;

8) в целях привлечения и укрепления кадрового тренерского состава рекомендуется применять стимулирующие выплаты молодым специалистам, а также тренерам, тренерам-преподавателям, другим специалистам, осуществляющим наставничество над молодыми специалистами (далее – специалист-наставник):

  • до 10 % к должностному окладу – молодому специалисту;
  • до 15 % к должностному окладу – специалисту-наставнику.

Выплата материальной помощи. Из фонда оплаты труда работникам может быть оказана материальная помощь. Решение об оказании материальной помощи работнику и ее конкретных размерах принимает руководитель учреждения на основании письменного заявления работника.

III. Условия оплаты труда руководителя учреждения, заместителей руководителей и главного бухгалтера

По общему правилу заработная плата данных категорий работников складывается из оклада, компенсационных и стимулирующих выплат.

Устанавливая оклад руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру, стоит учитывать п. 20 Примерного положения и нормы Единых рекомендаций, согласно которым должностные оклады устанавливаются руководителям учреждений в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

Оклады заместителей руководителя учреждения, главного бухгалтера устанавливаются на 10 – 30 % ниже должностного оклада руководителя учреждения.

Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

  • для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
  • для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов РФ – нормативными правовыми актами этих субъектов;
  • для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений – нормативными правовыми актами муниципалитетов.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров учреждений, включенных в специальные перечни (в частности, в перечни, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2012 № 2627‑р).

Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качестве показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством РФ).

Оценка выполнения целевых показателей и премирования руководителей возлагается на специально созданные комиссии. Такая комиссия действует в соответствии с разработанным в каждом федеральном исполнительном органе государственной власти положением о ней. Для оценки федеральных учреждений, находящихся в ведении Минспорта, положение об оплате труда учреждения о комиссии утверждено Приказом Минспорттуризма РФ от 18.11.2009 № 1073.

  1. Другие вопросы оплаты труда

Завершающий раздел положения. В нем отражаются вопросы по оплате труда, которые необходимо урегулировать учреждению, в частности:

  • условия и порядок оказания материальной помощи работникам учреждений физической культуры и спорта;
  • делегирование руководителям филиалов полномочия по определению размеров заработной платы работникам филиалов, компенсационных и стимулирующих выплат в пределах средств, направляемых филиалом на оплату труда.

Введение в действие положения об оплате труда.

По правилам ч. 4 ст. 135 ТК РФ локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Порядок учета такого мнения определен в ст. 372 ТК РФ. После согласования проекта локального нормативного акта со всеми заинтересованными лицами (например, с юридической службой) его вместе с обоснованием направляют в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта должен направить работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме:

  • если такое мнение не содержит согласия с проектом положения об оплате труда либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения;
  • в случае, когда достичь согласия не удалось, разногласия оформляются протоколом. С таким протоколом работодатель имеет право принять локальный нормативный акт. При этом выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать положение об оплате труда учреждения в соответствующей государственной инспекции труда или суде;
  • если профсоюз выразил согласие с проектом положения об оплате труда, оно утверждается приказом (распоряжением) руководителя учреждения и доводится до сведения всех работников (ст. 68 ТК РФ).

По тексту во врезах приводятся примерные положения, которые могут быть использованы при разработке локального акта.

Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение, №3, 2020 год