Штраф за незаезд

Ответственность постояльца за порчу имущества

В предыдущих номерах мы рассматривали вопросы ответственности гостиниц за сохранность вещей постояльца. Теперь же проанализируем юридические тонкости противоположной проблемы: порчу постояльцем имущества гостиницы, его ответственность, а также рамки компенсации. К тому же совместно с экспертами пропишем алгоритм действий персонала отеля в случае выявления причиненного заведению ущерба намеренно и по неосторожности

Ксения Ошарина

Каждая гостиница время от времени сталкивается с таким понятием, как порча имущества. Разбитый телевизор, сломанный стул или ободранные обои — размер ущерба может быть разным. В Европе и США с постояльца в большинстве случаев за порчу имущества денег не возьмут (все отели застрахованы от подобных казусов), а вот в черный список занесут и в следующий раз откажут в поселении. Согласно данным American Hotel Association, ежегодно страховые компании возмещают около $100 млн в год за потери от краж гостиничного имущества постояльцами гостиниц и мотелей в США. В Украине же страхование номерного фонда от нанесения вреда третьими лицами не является распространенным. Большинство отельеров либо закладывает возможные убытки в стоимость номера, либо решают каждый конкретный случай с постояльцем отдельно (чаще — с помощью правоохранительных органов).

Разбор понятий

Руководствуясь действующим законодательством, ущерб, причененный отелю, может быть умышленным или совершенным по неосторожности. Гость, который повредил мебель или сжег абажур лампы, может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.ст. 194 или 196 Уголовного кодекса Украины. «Статья 194 — это умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее ущерб в крупных размерах. Наказание, предусмотренное данной статьей, — штраф до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до трех лет», — говорит адвокат, партнер юридической фирмы «Гарантия» Олег Новак.

К тому же гости отелей часто воруют ценные и менее ценные предметы быта, которые им не принадлежат. Наиболее распространенный случай — воровство фирменного халата и тапочек. Около 20% гостей уносят их с собой в качестве сувенира. Популярно также воровство чашек. Следующее в рейтинге убытков — испачканная постель, ковер или полотенце. Въевшиеся пятна краски, лака для ногтей, свежих фруктов, которые невозможно вывести, встречаются в практике горничных почти каждый месяц. Вместе с тем нередко отельеры сталкиваются с ущербом, причиненным курильщиками (прожженные пеплом покрывала, шторы, обивка кресел, обугленные столы и т.д.). «Несмотря на запреты курения в номерах, гости часто позволяют себе это. А поскольку пепельниц не находят, то используют для пепла и окурков чашки, стаканы и пр. Вследствие этого после того, как чашка использовалась в качестве пепельницы, пить из нее чай или кофе становится невозможно, и мы просто выбрасываем такую посуду. Подобных случаев довольно много, но мы не взимаем с гостей плату за урон, а предупреждаем и просим не курить в номере», — рассказывает администратор отеля «Ника» Ольга Мишенина.

«Чаще всего порча мебели или общественных зон подпадает под ст. 196 Уголовного кодекса Украины «Неосторожное уничтожение или повреждение имущества». Особенностью ответственности по данной статье является то, что, в отличие от преступления, предусмотренного ст. 194, способ уничтожения или повреждения имущества на квалификацию содеянного не влияет. Ответственность за это деяние обусловлена только его последствиями», — поясняет Олег Новак. Проще говоря, если стул был сломан неумышленно, то гость просто возмещает отелю его стоимость. А если умышленно — помимо материальной компенсации, виновный заплатит еще и штраф, а в редких случаях может даже попасть за решетку.

Классификация ущерба

Конечно, на разбитый стакан и испорченное полотенце можно закрыть глаза, но как быть, если гость разбил вдребезги зеркало в ванной или порезал ножом кожаный диван? Условно причиненный ущерб делится на:

— мелкий;

— значительный;

— ущерб в особо крупных размерах.

Так, под мелким ущербом подразумевается бой и порча чайников и посуды, запачканное или украденное полотенце и т.д.

Значительный ущерб, будь то причиненный по неосторожности или же умышленно, включает порчу мебели, сантехники, интерьера номера или публичных зон.

Ущерб в особо крупных размерах — это украденная мебель, сломанная или сожженная дорогая картина известного мастера, выведение из строя телевизора или же пожар. Юрист ЮФ «Лавринчук и партнеры» Олег Лавринчук отмечает, что, согласно ст. 185 Уголовного кодекса Украины, кражей является тайное хищение чужого имущества. В соответствии со ст. 51 Кодекса Украины об административных правонарушениях, кража чужого имущества считается мелкой, если стоимость такого имущества на момент совершения правонарушения не превышает 0,2 необлагаемого минимума доходов граждан. Руководствуясь ст. 185 Уголовного кодекса Украины, кража наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или исправимыми роботами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до трех лет. Если речь идет о краже в больших размерах — от пяти до восьми лет. Крупной кража признается, если ее ущерб оценивается в размере от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Специально для сайта www.audit4dk.ru Костюченко Юлия Михайловна, Юрисконсульт 09.01.2018

Согласно ст. 781 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) заказчик обязуется оплатить оказанные ему услуги, указанные в договоре возмездного оказания услуг. В случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 утверждены Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации (далее – Правила).

Согласно п. 14 Правил исполнитель вправе осуществлять бронирование в любой форме, в том числе путем составления документа, подписанного двумя сторонами, а также путем принятия заявки на бронирование (далее — заявка) посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей установить, что заявка исходит от потребителя или заказчика. Форма заявки устанавливается исполнителем.

Пунктом 15 Правил предусмотрено, что в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя с него или с заказчика взимается плата за фактический простой номера (места в номере), но не более чем за сутки.

То есть действующим законодательством установлена ответственность за незаезд в период исполнения договора оказания гостиничных услуг в виде взимания платы за фактический простой номера (места в номере) за одни сутки.

Таким образом, если физическим лицом заключен договор о предоставлении гостиничных услуг, в том числе путем принятия исполнителем заявки на бронирование посредством почтовой, телефонной и иной связи, позволяющей установить, что заявка исходит от потребителя или заказчика, исполнитель вправе в случае несвоевременного отказа от бронирования, опоздания или незаезда потребителя взимать с него или с заказчика плату за фактический простой номера (места в номере), но в размере не более, чем стоимость номера (места в номере) за сутки.

Данная правовая позиция также подтверждена сложившейся судебной практикой (см., например Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.03.2016 № 33-3053/2016 по делу № 2-4851/2015).

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Согласно ч. 3 ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (п. 2 ст. 160 ГК РФ) кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

В соответствии с ч. 2 ст. 847 ГК РФ клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.

Согласно ст. 848 ГК РФ банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

В силу положений ст. 854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

При этом согласно п. 2 указанной статьи без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

К таким условиям договора между банком и клиентом суды относят, например, положения условий выпуска кредитной банковской карты, являющихся неотъемлемой частью договора банковского счета, согласно которым для банка основанием списания с картсчета/зачисления на картсчет сумм операций, совершенных с использованием карты, является расчетная информация, полученная банком на электронных носителях от сертифицированных платежными системами организаций, осуществляющих услуги по сбору и рассылке расчетной информации; расчетная информация приравнивается к платежному документу (см, например, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 01.03.2016 № 33-3053/2016 по делу № 2-4851/2015) или условие о том, что банк имеет право списывать в бесспорном порядке (без дополнительных распоряжений клиента) со счета клиента денежные средства, эквивалентные суммам операций, совершенным по карте, выданной Клиенту, и выставленным к оплате организациями через международные платежные системы (см, например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.06.2013 № 33-8417/13).

То есть гостиница вправе предусмотреть в договоре ответственность за незаезд в период исполнения договора оказания гостиничных услуг в виде взимания платы за фактический простой номера (места в номере) за одни сутки и удерживать с кредитной карты физического лица данный штраф, если физическим лицом заключен договор о предоставлении гостиничных услуг, в том числе путем принятия исполнителем заявки на бронирование, а банк вправе произвести подобное списание, если основания для подобного списания установлены договором между банком и клиентом.