Штраф за непробитие чека 2018

Срок давности привлечения к ответственности за правонарушения, связанные с применением ККТ, составляет один год. Этот срок начинает исчисляться со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня его обнаружения проверяющим (ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Под длящимся правонарушением следует понимать длительное систематическое нарушение порядка применения ККТ. Такой вывод следует из п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5.

Неприменение ККТ (работа без кассового аппарата) в установленных законодательством РФ случаях влечет наложение штрафа по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ:

– на должностных лиц (ИП) – в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;

– на организацию – в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства административный штраф заменяется на предупреждение, если неприменение ими ККТ обнаружено впервые (ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ).

Повторное нарушение (неприменение ККТ), если сумма расчетов без применения ККТ составила в том числе в совокупности 1 000 000 руб. и более, влечет (ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ):

— дисквалификацию должностных лиц на срок от одного года до двух лет;

— административное приостановление деятельности на срок до 90 суток в отношении ИП и организаций.

Штрафа за непробитый чек (неприменение ККТ) можно избежать. Для этого нужно (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ):

— добровольно исполнить обязанность, за неисполнение которой предусмотрена административная ответственность, до вынесения постановления об административном правонарушении;

— добровольно в течение трех рабочих дней с момента исполнения обязанности заявить в налоговый орган через кабинет ККТ о совершенном правонарушении (подп. 7 п. 1, п. 2, подп. 11 п. 9 Приложения к Приказу ФНС России от 29.05.2017 N ММВ-7-20/483@).

При этом одновременно должны соблюдаться следующие условия:

— на момент получения заявления налоговый орган не знал о совершенном административном правонарушении;

— представленные сведения и документы подтверждают факт правонарушения.

Для исправления нарушений, как правило, нужно пробить чеки коррекции.

При формировании чека коррекции необходимо обеспечить в нем достаточность сведений, позволяющих точно идентифицировать конкретный расчет, в отношении которого применяется корректировка (Письмо ФНС России от 06.08.2018 N ЕД-4-20/15240@).

Подробнее про оформление чека коррекции читайте в статьях в СПС КонсультантПлюс «Сбой в работе ККТ: как продавцу избежать штрафа» (Капанина Ю.В., «Главная книга», 2018, N 3), «Не применили ККТ: как избежать штрафа» (Капанина Ю.В., «Главная книга», 2018, N 10).

Кроме того, до 1 июля 2020 года за непробитый чек административная ответственность не наступает, если расчеты связаны с оплатой (ст. 2 Федерального закона от 03.07.2019 N 171-ФЗ):

— проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте (оплату принимают водители или кондукторы в салоне транспортного средства);

— услуг в сфере ЖКХ (включая услуги ресурсоснабжающих организаций).

На заметку: об инспекционной практике проверок ККТ в 2019 году расскажет Надежда Самкова на семинаре «Применение ККТ: очередные новации» 29 августа 2019 года в Центре образования «ЭЛКОД».

Полный текст документа смотрите в СПС КонсультантПлюс Ссылки на документы доступны только пользователям КонсультантПлюс — клиентам компании «ЭЛКОД». Дополнительную информацию по приобретению СПС КонсультантПлюс Вы можете получить .

На территории Республики Казахстан денежные расчеты производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением определенной категории налогоплательщиков.
Невыдача чека контрольно-кассовой машины (ККМ) ведет к сокрытию доходов, неуплате причитающихся налогов, что в конечном итоге приводит к увеличению объемов теневой экономики в целом.
Согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 802 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения или заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.
Важно знать, что невыдача чека ККМ или товарного чека либо выдача чека ККМ или товарного чека на сумму больше или меньше уплаченной за товар или услугу влечет административную ответственность.
Доказательствами для привлечения к ответственности являются: объяснения привлекаемого лица; показания потерпевшего, свидетелей; заключения и показания эксперта, специалиста; вещественные доказательства; иные документы; протоколы об административном правонарушении и протоколы процессуальных действий, предусмотренные КоАП.
Предприниматели, впервые совершившие такие нарушения, могут получить предупреждение, а за повторно совершенное в течение года нарушение налагается штраф в размере от 15 до 50 МРП в зависимости от категории налогоплательщика.
Следует отметить, что для отработки алгоритма действий органов государственных доходов и налогоплательщиков пилотный проект по выявлению фактов невыдачи фискальных чеков контрольно-кассовых машин решено провести в г. Нур-Султан. Период проведения пилота с 12 августа по 30 ноября 2019 года.
Комитет государственных доходов призывает граждан Республики Казахстан проявить нулевую терпимость в отношении налогоплательщиков, скрывающих свои доходы, путем невыдачи чеков ККМ.
1. При покупке тех или иных товаров, работ или услуг ТРЕБУЙТЕ ФИСКАЛЬНЫЕ ЧЕКИ ККМ.
Фискальный чек должен содержать следующую информацию:
1) наименование налогоплательщика;
2) идентификационный номер налогоплательщика;
3) заводской номер ККМ;
4) регистрационный номер ККМ в налоговом органе;
5) порядковый номер чека;
6) дату и время совершения покупки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) цену товара, работы, услуги за единицу;
8) фискальный признак;
9) наименование оператора фискальных данных и реквизиты интернет-ресурса оператора фискальных данных для проверки подлинности контрольного чека ККМ с функцией фиксации и (или) передачи данных;
10) наименование товара, работы, услуги;
11) количество приобретаемых товаров, работ, услуг, единицу их измерения;
12) общую сумму продажи товара, работы, услуги;
13) сумму налога на добавленную стоимость с указанием ставки по облагаемым налогом на добавленную стоимость оборотам по реализации товаров, работ, услуг – в случае, если налогоплательщик является плательщиком налога на добавленную стоимость;

14) адрес места использования ККМ;
15) штриховой код, содержащий в кодированном виде информацию о чеке ККМ.
2. В случае невыдачи чеков ККМ снимайте на видео факт отказа выдачи продавцом чека ККМ, также снимите адрес и название магазина, название торгового дома, рынка (номер бутика в торговом доме, номер места на рынке) и иные сведения, позволяющие идентифицировать лицо, не выдавшее фискальный чек.
Видеоматериалы направляйте, в том числе посредством мобильного приложения Wipon. Приложение Wipon можно бесплатно скачать с Apple App store и Google Play market.
При этом дополнительно необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (при его наличии), свой ИИН и контактный телефон. Данные реквизиты необходимы для выплаты вознаграждения гражданину, проявившему активную гражданскую позицию, в случае подтверждения факта нарушения и привлечения к ответственности лица, не выдавшего фискальный чек.
Все направленные видеоматериалы будут отработаны органами государственных доходов.
Пресс-служба
Комитета государственных доходов МФ РК

Поделиться:

Каждый предприниматель при найме работника оценивает его опыт и профессионализм. Люди, устраивающиеся на работу в качестве кассиров, должны обязательно выдавать покупателям кассовые или товарные чеки. Если кассир отказывается выдавать данный платежный документ, то это является серьезным правонарушением.

Ответственность за такой проступок предусмотрена положениями ч. 6 ст. 14.5 КоАП. Она представлена в виде крупного штрафа.

Когда взимается штраф?

Первоначально определяется непосредственное правонарушение, которое представлено в двух видах:

  • отказ кассира направлять покупателю электронный вариант чека или БСО, для чего используются специальные функции ККТ;
  • отказ от передачи бумажного платежного документа при наличии требования от клиента.

На основании положений ФЗ №54, во время расчетов пользователь кассовой техники обязан выдавать чеки или БСО в бумажном виде клиенту. При наличии согласия разрешается направлять электронный вариант платежного документа клиенту, но для этого запрашивается электронный адрес или абонентский номер. Если данные действия не осуществляются кассиром, то это является серьезным правонарушением.

Размер санкции

За непробитый чек по КоАП назначается административный штраф. Его размер является строго фиксированным, поэтому не зависит от суммы, которая была потрачена клиентом в организации. Размер штрафа варьируется для разных нарушителей:

  • должностные лица, представленные индивидуальные предпринимателями, которые самостоятельно осуществляют расчеты с покупателями, уплачивают штраф в размере 2 тыс. руб., но иногда данное наказание заменяется предупреждением, если нарушение выявляется впервые;
  • если виновником признается организация, то для нее размер взыскания увеличивается до 10 тыс. руб.

Штраф назначается на основании протокола, который выписывается в отношении нарушителя. По ст. 14.5 КоАП кассир может попросить о снижении размера выплаты. Это возможно, если правонарушение обнаруживается представителями ФНС в процессе проведения автоматизированной проверки.

Если кассир признает свою вину до вынесения постановления, то он может попросить о снижении размера санкции. При этом он обязан добровольно исправить свою ошибку, для чего в электронном или бумажном виде чек выдается покупателю. При таких условиях представители ФНС имеют право снизить размер санкции на 1/3.

Подведомственность нарушения, связанного с отсутствием чека

Контроль над применением кассового оборудования и выдачей чеков ведется налоговыми инспекторами. Они в любой момент могут потребовать от предпринимателя доступ к кассовому аппарату и фискальным накопителям. Они имеют право заниматься проверкой бумаг, связанных с использованием ККТ, а также проводить внеплановые проверки. О своем приходе налоговые инспекторы могут не предупреждать предпринимателей заранее. Именно они привлекают кассиров к ответственности, если специалисты не применяют ККТ или не выдают платежные документы.

Можно ли избежать ответственности?

Существует несколько возможностей, благодаря которым кассир может избежать уплаты крупного штрафа. К ним относится:

  • прекращение производства;
  • низкая значимость нарушения;
  • замена штрафа предупреждением, но это применяется только в отношении ИП, а также при первичном выявлении правонарушения;
  • освобождение от ответственности по просьбе кассира;
  • предприниматель самостоятельно обратился в отделение ФНС со сведениями о правонарушении;
  • на момент совершения проступка представители ФНС не знали о нем;
  • отсутствуют доказательства.

Кассиры обязаны выбивать и выдавать чеки всем покупателям и клиентам. Если они по разным причинам отказываются исполнить это обязательство, то назначается штраф, зависящий от статуса предпринимателя. Его можно попросить уменьшить, а также наказание отменяется при наличии веских оснований.


Переход на онлайн кассы — это довольно болезненное событие для бизнеса. Поэтому государство приняло решение «не рубить с плеча”, а проводить реформу в три этапа. Так, кассовая реформа началась в 2017 году, а закончится летом в 2019 году. Уже к 1 июля наступившего года использовать онлайн кассы, согласно54-ФЗ, должны будут все предприниматели и организации, за исключением тех, кто освобожден от установки касс по закону. И даже ИП и организации, которые принимают коммунальные платежи, предоставляют денежные займы, проводят расчеты по безналу, не исключение — им ставить кассу тоже придется.

54-ФЗ: кто должен быть с кассой в 2019 году?

В последний завершающий этап онлайн кассу должны будут поставить:

  • юр.лица и ИП на ЕНВД (кроме тех, что ведут деятельность в области розницы и общепита, они перешли в прошлом году),

    • Розничная торговля без стационарного зала или вовсе без торгового зала

    • Общепит с залом менее 150 м (или без зала)

    • Наружная реклама с применением конструкций или на транспортных средствах

    • Сдача в аренду технических и жилых площадей

    • Аренда или продажа техпомещений под общепит и торговлю и земельных наделов для этого

  • ИП на ПСН и ЕНВД осуществляющие деятельность самостоятельно, без привлечения наемных работников.

    Индивидуальные предприниматели на патенте:

    • Рембыттехника

    • Парикмахеры и косметологи

    • Пассажирские и грузоперевозки по земле и воде

    • Ветеринарные кабинеты

    • Спортивные секции

    • Охотничьи хозяйства

    • Прокатные сервисы

    • Рыболовные и рыбоводные хозяйства

    • Ремонт ПК

  • организации на общей либо упрощенной системе налогообложения, которые оказывают услуги физическим лицам (кроме услуг, связанных со сферой общепита, так как они перешли в прошлом году).

  • Также с 1 июля 2019 года онлайн кассу должны начать использовать индивидуальные предприниматели — владельцы вендинговых автоматов, у которых нет наемных работников. Однако чек выдавать они не обязаны.

Получить консультацию

Какие штрафы ждут нарушителей закона?

  • Штраф за неприменение онлайн кассы и операции в обход нее при розничных продажах: можно потерять всё!

Для должностных лиц или предпринимателей сумма штрафных выплат составит от 25% до 50% той суммы, которая была уплачена в обход онлайн кассы. Сумма штрафа не может составлять менее 10 тысяч рублей на основании ст. 2.4 КоАП Российской Федерации, поэтому ИП будут нести такую же ответственность, как и другие организации.

Для юридических лиц неприменение онлайн кассы будет караться штрафом от 75 до 100% уплаченной в обход ККТ суммы, однако штраф не может составлять менее 30 тысяч рублей.

  • Штраф за нарушение выполнения требований к онлайн кассе

Предприниматель или организация, использующие ККТт без ее перерегистрации, должен будет выплатить государству от 1,5 до 3 тысяч рублей. А для лиц юридических штрафы будут куда выше — уже от 5 до 10 тысяч! Вот такие требования изложены в п. 4 статьи 14.5 КоАП РФ.

  • Штраф за нарушение чекового документооборота

Что имеется в виду?

  1. Ошибка в данных чека. Ошибочно могут быть оформлены номер фискального накопителя, регистрационный номер ККМ, номер, дата и время проведения чека, место, где чек выдан, и т.д. Такая ошибка должна быть исправлена еще одним чеком — сопроводительным.

  2. Продавец не отправляет электронную копию чека, хотя клиент этого потребовал.

  3. Чек не передается в ОФД. Такое бывает при ошибке программного обеспечения онлайн кассы.

Этот раздел штрафных санкций регулируется п. 6 статьи 14.5 КоАП РФ. Должностных лиц и ИП ждет штраф на сумму 2 тыс. рублей. Юрлицам такое пренебрежение документацией обойдется куда дороже – в 10 тыс. рублей.

Однако и для первых, и для вторых все может закончиться на первый раз предупреждением. А вот второй штраф будет уже не административным, а вполне уголовным. Так, директору предприятия, которое вело неправильный чековый оборот, грозит срок отлучения от ведения дел от 1 до 2 лет. Индивидуальный предприниматель отделается тремя месяцами остановки деятельности. Это же наказание применяется за совершение торговых операций в обход кассы.

Ответственность за нарушение кассового закона всегда будет лежать на владельце магазина. Штраф за онлайн-кассу также предстоит платить ему. Поэтому важно заранее обучить персонал работе с кассой и рассказать о последствиях ошибок.

Штраф за торговые операции в обход онлайн кассы Индивидуальные предприниматели:

от 25 до 50% утаенных средств, но не меньше 10 тысяч рублей

Организация:

От 75 до 100% утаенных средств. Не меньше 30 тысяч рублей.

Повторный штраф:

ИП — остановка деятельности на 90 дней.

Организация — приостановка деятельности на срок от 1 до 2 лет

Штраф за несоответствие кассы установленному законом образцу От 1,5 до 3 тысяч рублей От 5 до 10 тысяч рублей
Штраф за нарушение чекового обмена 2 тысячи рублей (возможно предупреждение) 10 тысяч рублей (возможно предупреждение)

Умные кассы нового поколения

Как видите, кассовым законом пренебрегать не стоит. Совсем скоро завершится третий этап введения онлайн-касс, а значит и штрафные санкции не заставят себя ждать. ФНС непременно захотят проверить, соответствует ли оборудование предпринимателей требованиям закона. Чтобы не прогадать с покупкой, эксперты советуют приобретать смарт-терминалы — они, как правило, всегда соответствуют 54 ФЗ, удобны в работе, легко обновляются и подключаются к товароучетной системе. Это сервис, который позволяет автоматизировать торговлю и значительно упростить работу бухгалтеру, кассиру, кладовщику, маркетологу.

Такую кассу не обязательно покупать прямо сейчас — сегодня МТС предлагает взять ее в аренду всего за 1700 руб. в месяц. Такое решение позволит вам сэкономить на единовременной покупке кассы в июне и протестировать кассовое оборудование перед его приобретением. Аренда станет отличным решением в том числе для сезонного бизнеса и стартапов.

Заказать