Шаталов минфин

Содержание

Источник: Журнал «Налоговые споры» № 7/2013

Интервью со статс-секретарем – заместителем министра финансов Сергеем Дмитриевичем Шаталовым.

Правительство РФ утвердило Основные направления налоговой политики на ближайшие три года, разработанные Минфином России. О законопроектах, над которыми сегодня работает финансовое ведомство, о новых налогах и о перспективах изменения уже существующих мы побеседовали со статс-секретарем – заместителем министра финансов Сергеем Дмитриевичем Шаталовым.

Сергей Дмитриевич Шаталов родился в Пскове, окончил Ленинградский государственный университет. Является кандидатом физико-математических наук, а также доктором экономических наук. В 1995 г. назначен заместителем министра финансов РФ. Занимался разработкой проекта Налогового кодекса, работал в составе Комиссии Правительства РФ по экономическим вопросам. В 1998 г. назначен директором управления налогообложения Московского филиала PricewaterhouseCoopers. В 2000 г. вернулся в Минфин России, с 2005 г. работает в должности статс-секретаря, заместителя министра финансов РФ.

Сергей Дмитриевич, последнее время Налоговый кодекс активно пополняется целыми главами, регулирующими те или иные специфические отношения. Планируются ли подобные изменения в дальнейшем? Каковы тенденции развития налоговой системы с учетом Основных направлений налоговой политики на ближайшие три года, которые одобрены Правительством РФ в конце мая?

Над трансфертным ценообразованием и консолидацией налогоплательщиков мы работали больше 10 лет.
К новым правилам придется приспосабливаться довольно долго, зато уже можно с уверенностью сказать, что пройден еще один этап налоговой реформы, у нас появились новые инструменты, которые широко используются в других государствах.
Подобные изменения будут и в дальнейшем. Сейчас идет активная работа над законопроектом о контролируемых иностранных компаниях. В этом году мы планируем завершить работу над ним, а в следующем – обсудить проект в Правительстве и Парламенте. Возможно, новые правила будут действовать уже с 2015 г.
Что касается перспектив развития налоговой системы в целом, ее архитектура кардинально меняться не будет.
Повышения налоговой нагрузки во всех отраслях, кроме сырьевых, в ближайшее время не ожидается.
Но без серьезных изменений в Налоговый кодекс все же не обойтись. В частности, запланированы меры, связанные со стимулированием налогоплательщиков. Основные направления налоговой политики предусматривают налоговые преференции в отношении новых проектов на Дальнем Востоке, в Забайкальском округе, Иркутской области и Бурятии. По сути это налоговые каникулы по налогу на прибыль и региональным и местным налогам в отношении новых проектов, реализуемых в регионе. Дополнительно обсуждается возможность предоставления преференций по НДПИ в отношении таких проектов. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе, он опубликован на сайтах Минфина России и Правительства РФ.
Также стоит ожидать изменений в части налога на недвижимое имущество физических лиц и ряда других поправок.
Налоговая реформа, однажды начавшись, уже, по-видимому, никогда не закончится. Жизнь не стоит на месте, и налоговая система должна своевременно и гибко реагировать на постоянные изменения в экономике.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о тех законопроектах, над которыми сегодня работает Минфин России.

Из существенных отраслевых изменений в законодательстве я бы выделил налогообложение добычи нефти и газа. Начиная со следующего года будет установлен новый налоговый режим для шельфовых проектов по добыче углеводородов. Разрабатывается специальный режим налогообложения в отношении добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов: к ставке НДПИ будет применяться специальный коэффициент, характеризующий степень сложности добычи нефти. Также поменяется система налогообложения добычи природного газа: для расчета ставки НДПИ по газу будет использоваться формула, учитывающая состав добываемой смеси, глубину залегания, географические аспекты, динамику цен на газ на внутреннем и внешнем рынках и другие факторы.
Есть и более общие проекты: изменение законодательства в отношении налогообложения деятельности на финансовых рынках. В рамках создания в Российской Федерации Международного финансового центра и улучшения инвестиционного климата разработана «дорожная карта», предусматривающая реализацию с 2013 г. ряда мероприятий.
В частности, мы стремимся к тому, чтобы выровнять налоговую нагрузку на разные формы инвестирования средств физическими лицами (например, депозиты, вложения в ценные бумаги, в недвижимость и др.). Так, НДФЛ будут облагаться доходы по банковским вкладам свыше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 3 процентных пункта (сегодня – на 5 процентных пунктов). В дальнейшем мы будем рассматривать возможность облагать такие доходы полностью за вычетом лишь определенного необлагаемого минимума. Что касается жилой недвижимости, доход от продажи физическим лицом своего единственного жилья будет полностью освобождаться от налогообложения независимо от срока владения, а продажа иной жилой недвижимости будет облагаться налогом также независимо от срока владения ею. При реализации ценных бумаг, находившихся в собственности налогоплательщика не менее 3 лет, его доход будет облагаться налогом за исключением вычета на сумму 9 млн руб.
Изменится система вычетов для поддержки многодетных семей, особые преимущества предусмотрены для тех, кто имеет усыновленных детей или детей-инвалидов.
Также стоит задача введения механизма признания доходов и расходов, распределяемых в мультинациональных холдингах, с учетом правил, разработанных ОЭСР.

Ожидаются ли изменения в отношении правил о недостаточной капитализации?

Есть две конкурирующие модели правил о недостаточной капитализации.
Первая модель предполагает, что «сверхлимитные» проценты не признаются расходами для целей налога на прибыль, переквалифицируются в дивиденды и облагаются налогом как дивиденды. Эта модель сейчас применяется в российской практике.
Во второй модели «сверхлимитные» проценты также не признаются расходами в отчетном периоде, но в дивиденды не переквалифицируются.
Сумма таких процентов, не признанная в отчетном периоде, может быть включена в процентные расходы будущих отчетных (налоговых) периодов в таком объеме, чтобы в эти будущие периоды также не был превышен лимит по процентам. Этот механизм напоминает действующий механизм переноса убытков на будущее. Такой подход используют некоторые европейские государства.
Пока нам не удается до конца договориться о том, какой из двух моделей следует отдать предпочтение. Скорее всего, останется в силе первая. Но она вызывает очень много споров, поэтому даже при сохранении существующего подхода придется вносить коррективы в законодательство.

Поговорим о новых налогах. Минфин России и Минэкономразвития России еще в 2012 г. планировали подготовить поправки к проекту федерального закона № 51763-4, предполагающего введение местного налога на недвижимое имущество. Каковы его перспективы?

Законопроект подготовлен, на данный момент Госдума приняла его в первом чтении. На подготовку этой инициативы ушло порядка 10 лет. Нужно было создать кадастры объектов недвижимости, разработать систему массовой оценки, завершить оценку в каждом субъекте РФ. Эта работа уже проведена. Хотя до сих пор остаются проблемы: нужно совместить реестр собственности с реестром собственников и определить, у кого возникают налоговые обязательства.
При подготовке к введению местного налога на имущество обнаружились удивительные факты: число облагаемых объектов недвижимости составляло порядка 35 млн, а при подготовке реестров это число увеличилось более чем до 70 млн. Это позволяет местным бюджетам претендовать на довольно большие дополнительные доходы даже при сохранении тех ставок налога, которые существуют сегодня.
Налогообложение будет строиться на основе кадастровой стоимости, которая приближена к рыночной. Разумеется, это потребовало резкого снижения ставок налогов, которые могут устанавливать муниципалитеты. На федеральном уровне отменяются практически все льготы, и полномочия по установлению ставок налога и льгот передаются на местный уровень. Таким образом, муниципалитетам предстоят очень непростые дебаты на эту тему.
Мы предполагаем, что данный налог можно вводить с 1 января 2014 г., но сделают это, скорее всего, только наиболее «продвинутые» регионы. На федеральном уровне будет установлен период до 2018 г., в течение которого новый налог будет распространен на всей территории страны.

Как Вы считаете, Москва и Московская область войдут в перечень этих наиболее прогрессивных регионов?

Представители Москвы выражали уверенность в том, что ввести новый налог в регионе возможно с 2014 г. Но при этом они понимают, как сложно будет провести данный закон даже через Московскую городскую думу, потому что есть вопросы с предоставлением льгот.
Первоочередные претенденты на льготы – пенсионеры, особенно одинокие, которые проживают в центре Москвы в больших квартирах, а также многодетные семьи. Если применять налог без учета обстоятельств, это может привести к непосильной налоговой нагрузке на отдельных граждан. Не всем это понравится.

Сергей Дмитриевич, долгое время обсуждается возможность замены НДС налогом с продаж, который взимают только с конечного потребителя, а также введения местных налогов с продаж. Какова ситуация с этой инициативой?

Эта тема широко обсуждалась еще 3–4 года назад. Но число сторонников налога с продаж сократилось, бизнес понимает те преимущества, которые дает НДС.
В конце 2012 г. на совещании по налоговой системе в Правительстве РФ принято принципиальное решение по этому вопросу: никаких изменений не будет. Правительство РФ считает, что стабильность налоговой системы – преимущество, которым стоит дорожить.
Так что в ближайшее время мы к этому разговору не возвращаемся: потенциально дискуссия может быть возобновлена не ранее 2016–2018 гг.

Еще одна актуальная тема – налог на роскошь. Расскажите, пожалуйста, о том, какие объекты будут облагаться этим налогом.

Специального налога на роскошь, как, например, во Франции, не будет.
Тем не менее есть правительственные задачи в части налогообложения престижного потребления. Они будут исполнены в рамках двух налогов – налога на недвижимость, о котором я упоминал, для физических лиц и транспортного налога. В Основных направлениях налоговой политики этот вопрос нашел свое отражение.
Так, планируется ввести повышенные налоговые ставки в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн руб.
На федеральном уровне будут установлены только предельные значения, а местные власти смогут принимать самостоятельные решения. Для особо дорогой недвижимости ставки могут доходить до 1,5% от кадастровой стоимости объектов.
Разработан и прошел первое чтение в Госдуме проект федерального закона, предусматривающий с 1 января 2014 г. исчисление транспортного налога с применением повышающих коэффициентов в отношении легковых автомобилей стоимостью свыше 5, 10 и 15 млн руб. Эти повышенные ставки будут применяться в течение определенного периода времени: соответственно первых 5, 10 или 20 лет с момента выпуска автомобиля.

По озвученным недавно данным, в связи с повышением нагрузки на ФОТ за прошлый год прекратили деятельность более 200 тыс. малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Есть ли у Правительства планы по облегчению нагрузки (как налоговой, так и связанной с ней – отчетность, проверки) на малый и микробизнес?

Мы стремимся создавать выгодные условия для развития малого бизнеса.
Так, новый закон о бухгалтерском учете позволяет малому, а особенно микробизнесу вести учет в самом упрощенном порядке. Совершенствуется система специальных режимов для малого бизнеса. Недавно появилась патентная система налогообложения.
Мы внимательно анализируем ситуацию, которая привела к уходу из бизнеса сотен тысяч людей. На это повлияло сразу несколько факторов помимо страховых взносов. Например, более жесткая регламентация и запреты на продажу в ларьках алкоголя, пива, предстоящий запрет на продажу сигарет в киосках. Также высокие платежи за аренду, подключение к электросетям и др.
В Основных направлениях налоговой политики предложено сохранить действующую ставку взносов на 2016 г.
А для индивидуальных предпринимателей, получающих небольшие доходы, планируется разработать систему, учитывающую их способность платить взносы. Однако ни малому бизнесу, ни СМИ, ни IT-компаниям на это рассчитывать не приходится.
Не исключено, что для социально ориентированных видов бизнеса будет предусмотрена компенсация потерь от уплаты взносов.

Расскажите, пожалуйста, о работе с налогом на имущество организаций. Почему было принято решение исключить движимое имущество из объекта налогообложения?

Мы совершенствуем этот налог.
Если вспомнить его историю, сначала объектом налогообложения был практически весь актив баланса. Затем мы вывели из-под налогообложения денежные средства, товарные и материальные запасы. В результате по мере замены старого оборудования новым налог на имущество организаций постепенно должен превратиться в аналог налога на недвижимость, что соответствует нашим целям. То есть будет облагаться не оборудование, не основные средства, а здания, сооружения, земля, на которой находится предприятие.
Сейчас мы делаем к этому первые шаги. В зависимости от результатов мы либо ускорим, либо затормозим этот процесс. Вполне возможно, что понадобятся специальные правила для отдельных отраслей.

Проект федерального закона о внесении изменений в ст. 265 и 272 НК РФ (законопроект № 254686-6) позволяет торговым организациям списывать в расходы убытки от краж без справок из милиции, но только в отношении товаров, включенных в перечень, утверждаемый Правительством. Хотелось бы узнать, что войдет в этот перечень, как он будет выглядеть.

Пока не могу ответить на этот вопрос: этим будет заниматься не Минфин, а Минпромторг. Мы довольно долго сопротивлялись этой инициативе, опасаясь даже не столько бюджетных потерь, сколько сложностей администрирования. Мы постарались урегулировать вопросы, связанные с возможными злоупотреблениями со стороны налогоплательщиков и с контролем со стороны налоговых органов. Есть опасения, что торговые компании будут злоупотреблять этой нормой, списывая на расходы максимальную разрешенную сумму независимо от фактических потерь от краж. Соответствующие положения наверняка еще будут уточняться.
Логично предположить, что в перечни войдут продукты питания, мелкие бытовые товары, выкладываемые на полках в магазинах, и т. п. и не войдут автомобили, холодильники, сложная бытовая техника.

В последнее время активно развиваются технологии, позволяющие обмениваться данными в режиме реального времени. Как Вы считаете, наступит ли такой момент, когда государство сможет вообще освободить бизнес от сдачи отчетности и получать всю необходимую для контроля информацию самостоятельно?

Это зависит от того, готовы ли налогоплательщики быть настолько открытыми государству, чтобы ни одна транзакция, ни одно действие не остались незамеченными. При определенной степени доверия между налоговыми органами и компаниями это в принципе возможно.
Но согласятся ли на это все налогоплательщики? Сомневаюсь. Может ли принудить государство их к этому? Скорее всего, не в ближайшей перспективе.
Уже сегодня налоговые органы заключают соглашения с налогоплательщиками о доступе к их бухгалтерской информации, чтобы не перегружать компанию проверками. Такие примеры пока единичны, но они есть.
В целом информационные технологии развиваются, уже 80% налоговых деклараций передается в налоговые органы в электронном виде. Все большее распространение получают электронные счета-фактуры, в перспективе обязательным станет ведение книг покупок и продаж в электронной форме. Мы работаем над тем, чтобы налоговое администрирование становилось все менее обременительным для налогоплательщиков.

И последний вопрос. Какие меры сегодня принимаются для борьбы с фирмами-однодневками?

И законодательные, и административные, и организационные. Законодательные меры – это законопроект № 196666-6, который сейчас рассматривается в Государственной Думе.
Он был принят во втором чтении, но предусматривает большое количество поправок, поэтому его пока не смогли принять в третьем чтении. Среди планируемых изменений – приостановление операций по счетам фирм-однодневок в случае, если их не удается найти ни по электронному, ни по почтовому адресу, если они не отзываются на обращения налоговых органов.
Перечислю еще несколько мер.
Обязательным становится представление деклараций по НДС в электронном виде. Появляется обязанность вести книги покупок и продаж в электронном виде и такую информацию тоже предоставлять инспекторам.
Кроме того, совершенствуется аналитическая база в налоговых органах.
Это позволяет анализировать сложные цепочки фирм, многие из которых создаются только для маскировки сделок, уклонения от налогов, незаконного отмывания средств, полученных преступным путем, вывода денег за пределы страны.
В последнее время физические лица все чаще используются в той роли, в которой традиционно использовались фирмы-однодневки. Поэтому теперь на банки возложена обязанность информировать налоговые органы о банковских счетах, открытых физическими лицами.
И, наконец, если говорить об организационных мерах, это, конечно, взаимодействие разных правоохранительных, силовых органов и Федеральной налоговой службы: Росфинмониторинга, Следственного комитета, МВД, в какой-то степени Центрального банка и, разумеется, ФНС России.
Россия заинтересована также в международном сотрудничестве и обмене налоговой информацией с другими государствами для совместной борьбы с эрозией налоговой базы.
Мы прилагаем большие усилия для того, чтобы минимизировать ущерб от противозаконной деятельности фирм-однодневок.

Спасибо за интервью!

Сергей Шаталов. Фото с сайта Minfin.ru Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в ходе видеоселекторного совещания, прошедшего на прошлой неделе, объявил о привлечении к созданию новой налоговой концепции российского специалиста Сергея Шаталова. Глава государства отметил, что иностранный эксперт будет работать на постоянной основе, сообщает Gazeta.uz.

Мирзиёев признал справедливость высказываний представителей Всемирного банка и других международных финансовых институтов о том, что в Узбекистане нет четкой налоговой системы. При этом президент считает, что не нужно торопиться с изменениями. По его мнению, на реализацию реформ в налоговой сфере уйдет от трех до десяти лет.

Российский экономист Сергей Шаталов в интервью узбекскому телевидению заявил о некоторых изменениях в системе, предлагаемых им правительству Узбекистана: «Будут установлены пороговые значения по выручке, которые позволят сделать более адекватную, нормальную, соответствующую международным стандартам систему. То есть, будут установлены пороговые значения не слишком высокие, которые сохранят для малого бизнеса старый порядок налогообложения, а большинство организаций с солидной выручкой, солидными капиталами перейдут на общий режим налогообложения». Эксперт добавил, что эти изменения приведут к снижению налога на прибыль и страховых взносов.

Отметим, что специалисты Всемирного банка, напротив, для достижения бездефицитного бюджета порекомендовали правительству Узбекистана повысить налог на прибыль, снизить налог на имущество, сохранить ставку НДС и отказаться от критерия численности, используемого для субъектов малого бизнеса.

Сергей Шаталов родился в 1950 году в городе Пскове, кандидат физико-математических наук, доктор экономических наук. Он дважды становился заместителем министра финансов России, работая в этой должности с 1995 по 1998 годы и с 2000 по 2016 годы вплоть до выхода на пенсию. Шаталов – ключевой автор налоговой реформы и Налогового кодекса РФ. Именно его усилиями в середине 2000-х были проведены изменения в налогообложении нефтяной отрасли, основанные на изъятии у нефтяных компаний дополнительных доходов при высоких ценах на сырье, что позволило пополнить суверенные фонды.

Ранее сообщалось, что к разработке проекта налоговой реформы Узбекистана власти привлекли бывшего премьер-министра Грузии Нику Гилаури, сейчас возглавляющего консалтинговую компанию Reformatics. Политик так сформулировал базовые принципы нового налогового кодекса: он должен быть простым, прогнозируемым и создавать равные условия для всех.

Белее детально с этой темой можно ознакомиться в материале «Пять проблем для будущего Узбекистана. Почему Мирзиёеву следует поторопиться с налоговой реформой», который написал директор Center for Economic Development (Узбекистан) Юлий Юсупов.

Международное информационное агентство «Фергана»

О второй части Налогового кодекса (НК), о переработке Налогового кодекса РФ, о контроле за трансфертным ценообразованием, о снижении налоговых ставок, о механизмах дополнительных гарантий налогоплательщику со стороны налоговых органов, об автоматическом возбуждении уголовных дел за уклонение от уплаты налогов

Шаталов согласен с тем, что 2-я часть Налогового кодекса требует существенной корректировки

МОСКВА, 9 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ. — Замминистра министра финансов РФ Сергей Шаталов, курирующий в финансовом ведомстве вопросы налоговой политики, согласился с мнением министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, что вторая часть Налогового кодекса (НК) требует существенной корректировки.

Ранее сообщалось, что, по словам Г. Грефа, вторая часть НК значительно уступает по качеству его первой части, ни одно из ее положений не может трактоваться однозначно, и она требует полной переработки.

«Я не согласен может быть с тем, что первая часть Налогового кодекса много лучше, чем вторая»,— сказал журналистам в среду С. Шаталов, который является одним из авторов НК.

«Я считаю, что и первую, и вторую части можно было бы очень существенно, с учетом накопленного опыта, скорректировать»,— отметил он, отвечая на вопрос «Интерфакс-АФИ».

При этом, по его словам, вторая часть НК содержит много проблемных вопросов, которые не решены до конца. «Она содержит большое количество оценочных категорий, которые в налоговом законодательстве, по-видимому, останутся»,— сказал С. Шаталов.

09.03.2005 13:38

Налоговый кодекс РФ нуждается в серьезной переработке, считает замминистра финансов РФ Сергей Шаталов

ВН. РЕД.: Добавлены высказывания Сергея Шаталова (после второго абзаца)

МОСКВА, 9 марта. РИА «Новости». — Налоговый кодекс РФ нуждается в серьезной переработке, считает замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.

«И первую, и вторую часть Налогового кодекса можно было бы очень существенно переработать»,— заявил он журналистам в среду.

Шаталов не согласился с мнением главы Минэкономразвития Германа Грефа, что в кардинальной переработке нуждается только вторая часть кодекса, а первая значительно лучше по качеству.

Греф заявил об этом на прошлой неделе на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве РФ.

«Я не согласен, что первая часть значительно глубже, чем вторая»,— сказал Шаталов.

«Многие инструменты, которые необходимы налоговому законодательству, во второй части отсутствуют, и в первой тоже»,— отметил он.

Так, по словам замминистра, вторая часть кодекса содержит большое количество «проблем, которые не решены до конца». В частности, во второй части присутствует «большое количество оценочных категорий», сказал Шаталов.

09.03.2005 13:36

«Законопроект о контроле за трансфертным ценообразованием планируется внести в Госдуму к осенней сессии» — Минфин

МОСКВА, 9 марта. РИА «Новости». — Законопроект о контроле за трансфертным ценообразованием планируется внести в Госдуму в текущем году, скорее всего, к осенней сессии, сообщил журналистам в среду заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

Он отказался прогнозировать, когда документ может быть принят. «Как только пройдет через Думу»,— ответил Шаталов на вопрос журналистов.

Трансфертное ценообразование применяется при сделках между взаимозависимыми компаниями, при внешнеторговых и бартерных сделках.

Выступая ранее на «круглом столе» в Совете Федерации, Шаталов сообщил, что предполагается, в частности, уточнить формальные признаки, по которым компании могут быть признаны взаимозависимыми, уточнить критерии, по которым цена сделки может быть признана несправедливой, а также предоставить налогоплательщикам возможность обосновать свое ценообразование на досудебной стадии для защиты своих прав перед налоговыми органами.

09.03.2005 13:27

«Правительство РФ намерено внести поправки в НК по трансфертному ценообразованию в этом году» — Шаталов

МОСКВА, 9 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ. — Правительство РФ намерено внести на рассмотрение в Думу поправки в Налоговый кодекс, ограничивающие возможности минимизации налогов с помощью трансфертного ценообразования (манипулирования ценами — ИФ-АФИ), в этом году, сообщил журналистам замминистра финансов РФ Сергей Шаталов в среду.

«Я думаю, что они будут внесены в этом году, а вступят в силу, как только пройдут через Думу»,— сказал замминистра.

Он также отметил, что, скорее всего, в Налоговом кодексе будут предусмотрены штрафы за минимизацию налогов с помощью применения трансфертного ценообразования. Вместе с тем, по словам С. Шаталова, скорее всего, эти шарфы не будут такими же значительными, как в Великобритании, где взыскивается 100% штрафа от сэкономленных налогов, или как в Польше, где в отношении сэкономленных доходов применяется ставка налога на прибыль 50%. «Я думаю, что таких жестких мер, как в Великобритании и Польше, у нас не будет, будет что-то помягче»,— сказал замминистра, не конкретизировав готовящиеся предложения.

Также, по его словам, Минфин считает целесообразным введение пороговой суммы сделки, ниже которой ее объем не контролируется в целях изучения рыночности цены и доначисления налогов. «Это разумно, вполне обсуждаемо»,— сказал он. Вместе с тем, по его словам, вряд ли будет использоваться симметричная корректировка налоговой базы не только налогоплательщика, который использовал трансфертное ценообразование для минимизации налогов, но и его контрагентов. «Симметричная корректировка не всегда получается, эту тему мы очень подробно анализировали, обсуждали. Не всегда она нужна и возможна, если смотреть на международную практику, то она тоже редко используется»,— подчеркнул замминистра, отвечая на вопрос «Интерфакса-АФИ».

09.03.2005 13:33

Комиссия правительства РФ по бюджету-2006 может рассмотреть меры налоговой реформы 11 марта

МОСКВА, 9 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ. — Комиссия правительства РФ по вопросам подготовки проекта федерального бюджета на 2006 год и трехлетнюю перспективу может рассмотреть вопрос о снижении налоговых ставок в пятницу, 11 марта, сообщил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов в беседе с журналистами в среду.

«Насколько мне известно, вопрос о ставках будет обсуждаться 11 марта»,— сказал он, отвечая на вопрос агентства «Интерфакс-АФИ». Вместе с тем он затруднился предположить, удастся ли на этот раз комиссии принять окончательное решение в данной области.

Ранее сообщалось, что комиссия правительства РФ по бюджету-2006 на заседании 5 марта так и не определилась в вопросе о том, будет ли с 2006 года предпринято снижение ряда налогов. В частности, аппарат правительства предлагает снизить НДС до 13%, использовав средства

стабилизационного фонда для замещения выпадающих доходов, в то время как Минфин и Минэкономразвития выступают против такого снижения, предлагая ограничиться ускорением возмещения НДС по объектам капитального строительства.

09.03.2005 13:22

Минфин РФ считает, что подготовил более либеральный принцип выявления трансфертного ценообразования, представитель РСПП утверждает, что эти предложения являются ужесточением налогового режима

/версия 1/

МОСКВА, 9 марта. /ПРАЙМ-ТАСС/. — Минфин РФ считает, что новый принцип выявления трансфертного ценообразования будет более либеральным по сравнению с нынедействующим. Об этом, выступая на «круглом столе» по трансфертному ценообразованию в среду заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов.

В частности, он отметил, что в предложениях, подготовленных Минфином, предлагается отказаться от установления каких-либо коридоров по определению трансфертного ценообразования, а также определения «непродолжительного периода», в который были совершены такие сделки. Предлагается учитывать минимальные и максимальные цены между участниками рынка. «В каких-то случаях при этих условиях коридор будет шире, а в каких-то уже /чем существующие 20 проц/»,— заявил С. Шаталов.

Кроме того, Минфин предлагает обеспечить дополнительную защиту налогоплательщика пока все обстоятельства применения той или иной цены не будут разобраны в досудебном порядке или в судебном порядке. Для этого налогоплательщик имеет право представить все необходимые документы, особенно в случае контролируемых сделок. «Если сделка подпадает под контролируемую и налогоплательщик сознательно применяет цену, то он должен иметь обоснование ценообразования»,— заявил С. Шаталов.

В случае, если налогоплательщик не обосновывает цены, то, по мнению С. Шаталова, у налоговых органов должна сохраниться норма бесспорного взыскания сумм, недоплаченных налогов при применении трансфертного ценообразования. В то же время, если такое обоснование существует, то налоговые органы могут лишь в суде доказать, что это обоснование не является корректным.

Замминистра финансов сообщил, что Минфин также намерен предложить расширить число косвенных методов при определении взаимозависимости компаний. В частности, он подчеркнул, что сейчас сестринские компании /у которых один и тот же владелец/ формально не признаются взаимозависимыми. Необходимо также решить вопросы о применении штрафных санкций, если та или иная компания не доплатила налоги. Также необходимо рассматривать вопрос о гарантиях в случаях, если налогоплательщик обращается в налоговые органы перед фактом сделки, чтобы получить «некую индульгенцию». В случае, если такая индульгенция будет получена, то в дальнейшем никто не может пересчитать налоги. «Я считаю, что для России это пока рано, так как существуют большие возможности для коррупции, в том числе и в налоговых органах»,— заявил С. Шаталов. Замминистра финансов отметил, что необходимо в случае определения взаимозависимых компаний ориентироваться на рекомендации ОЭСР, а также соседних стран, которые используют такую практику.

В свою очередь, заместитель председателя комитета по налоговой политике Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Беляков, выступая на «круглом столе», предложил отказаться от контроля за трансфертным ценообразованием в рамках сделок внутри страны. «То, что предлагается в законопроекте — это ужас какой-то»,— заявил С. Беляков.

Он отметил, что эти предложения являются ужесточением налогового режима и отменяют презумпцию невиновности налогоплательщика. По его мнению, законопроект направлен против налогоплательщика и вынуждает его нести дополнительные издержки, в том числе и судебные, не решая вопрос об ответственности налоговых органов, которые возбуждают такие дела. Он также подчеркнул, что не решаются проблемы вывода из тени тех предприятий, которые действуют вне рамок правового поля, что в результате введет дополнительные нагрузки на налогоплательщиков.

Кроме того, РСПП предлагает ввести возможность заключений предварительных соглашений с налоговыми органами в рамках определения цены сделок, создав при этом прозрачный механизм контроля для избежания коррупции. «Фактически нас выгоняют из правового поля. Зачем вести сделки по жестким правилам, когда можно рассчитываться наличными и решать проблемы по мере их возникновения с конкретным налоговым инспектором»,— заявил С. Беляков.

Он отметил, что налогоплательщик будет менее заинтересован в решении конкретных вопросов в случае заключения предварительного соглашения с государством в лице налоговых органов, чем когда такая проблема уже стала перед ним и ее необходимо решать.

09.03.2005 12:38

«В РФ рано вводить механизмы дополнительных гарантий налогоплательщику со стороны налоговых органов» — замминистра

МОСКВА, 9 марта. РИА «Новости». — В России рано вводить механизмы дополнительных гарантий налогоплательщику со стороны налоговых органов, подобные тем, которые существуют в ряде других стран, считают в Минфине РФ.

Выступая в среду на «круглом столе» в Совете Федерации, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов пояснил, что в некоторых странах налогоплательщик может заранее, еще до совершения сделки, предоставить налоговым органам информацию о ней, «чтобы получить своего рода индульгенцию на случай, если цена сделки в будущем будет подвергнута сомнению». Налоговые органы в ответ гарантируют налогоплательщику, что цена сделки подвергаться сомнению не будет.

«В разных странах применяются разные механизмы, но в России сегодня запускать такие механизмы очень рано, поскольку это открывает очень большие возможности для коррупции»,— подчеркнул Шаталов.

Вместе с тем, считает он, «когда ситуация изменится, этот вопрос можно будет ставить и обсуждать».

09.03.2005 12:00

В Минфине РФ считают по-прежнему актуальной проблему манипулирования ценами для минимизации налогов

(добавлен текст после четвертого абзаца)

МОСКВА, 9 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ. — Проблема использования трансфертного ценообразования в целях налогообложения, то есть манипулирования ценами для минимизации налогов, по-прежнему актуальна в России, заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов на «круглом столе» в Совете Федерации в среду.

«Эта проблема не надуманная»,— подчеркнул замминистра.

По его словам, в России трансфертное ценообразование, то есть манипулирование ценами, используется в сделках между зависимыми партнерами и может привести к очень серьезным налоговым последствиям для государства.

«Поэтому всегда есть интерес использовать это ценообразование, чтобы получить хороший результат»,— подчеркнул замминистра.

Замминистра финансов рассказал о ряде схем с использованием трансфертного ценообразования, применяемых налогоплательщиками в России в настоящее врем.

Прежде всего, по его словам, это использование внутренних и внешних офшоров. «Если с внутренними офшорами удалось проблему решить, были приняты решения, ограничивающие возможности по снижению налогов в тех или иных регионах, то во внешних офшорах возможности применяются в полной мере»,— подчеркнул он.

Вместе с тем он добавил, что эта проблема характерна для России в рамках льготы по налогу на прибыль в размере до 4%, которую могут вводить регионы. Между тем, эта тема может быть более актуальна в случае развития законодательства об особых экономических зонах со специальными налоговыми режимами.

Еще одной схемой является, по утверждению С. Шаталова, торговля убытками. «Это достаточно эффективный механизм, который сводится к тому, что компании, одна из которых имеет прибыль, а другая убытки, могут совершать сделки, чтобы ситуацию выровнять»,— пояснил он.

Также по его словам, до недавнего времени острой оставалась ситуация с налогами, которые уплачиваются на одном определенном этапе, это в частности касалось налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Когда по этому налогу действовала адвалорная ставка, то компания, добывающая сырье, при его продаже занижала цену, уплачивая на этом этапе минимальный налог. Между тем, после внедрения специфической ставки НДПИ нельзя сказать, что эта проблема ушла, подчеркнул С. Шаталов.

По его словам, на днях он столкнулся с применением следующей схемы. Компания, являющаяся сельхозтоваропроизводителем и пользующаяся специальным налоговым режимом, добывает песок и продает его другой компании, которая принадлежит тому же лицу, не по 90 рублей, как на рынке, а по одному рублю, и существенно экономит на налогах. С. Шаталов подчеркнул, что если бы эта компания продавала песок по нормальным ценам, то ее выручка была настолько значительной, что она не уложилась бы в специальный налоговый режим для сельхозтоваропроизводителей.

Еще одной схемой, отметил С. Шаталов, является централизация налогов в фирмах-однодневках, которые впоследствии бесследно исчезают. «Поскольку трансфертное ценообразование позволяет достаточно эффективно централизовать прибыль там, где это разумно, оно используется в криминальных целях, когда создаются фирмы-однодневки, в них концентрируются все налоги — НДС, налог на прибыль, после чего компания бесследно исчезает, а другие участники приходят за возмещением НДС, который никогда не поступал в бюджет»,— подчеркнул замминистра.

Также по его словам, трансфертное ценообразование применяется, если транснациональная корпорация «имеет особо теплые отношения с губернатором одного региона и не очень любит губернатора другого региона». «В этом случае можно добиться того, чтобы налоги уплачивались там, где это по политическим, экономическим причинам представляется более выгодным»,— пояснил замминистра.

Таким образом, подчеркнул С. Шаталов, совершенствование законодательства в этой области является актуальным. «То есть круг вопросов, который предстоит решить, достаточно велик, и налоговое законодательство должно создавать эффективный инструмент, с помощью которого государство должно правильно собирать налоги, именно там и в тех размерах, где эти налоги должны уплачиваться»,— резюмировал замминистра.

09.03.2005 12:05

Минфин РФ предлагает ряд мер по совершенствованию налогового регулирования в сфере трансфертного ценообразования

ВН. РЕД.: Содержит дополнительную информацию после четвертого абзаца

МОСКВА, 9 марта. РИА «Новости». — Минфин РФ предлагает ряд мер по совершенствованию налогового регулирования в сфере трансфертного ценообразования (применяемого при сделках между взаимозависимыми компаниями, при внешнеторговых и бартерных сделках).

Как заявил в среду замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, выступая на «круглом столе» в Совете Федерации, необходимо, в частности, четко определить в законодательстве формальные признаки, по которым кампании могут быть признаны взаимозависимыми. Кроме того, по словам замминистра, необходимо обозначить ориентиры, которыми должны руководствоваться суды при рассмотрении таких дел, «чтобы не признавать взаимозависимыми всех и вся только на том основании, что кампании начали переговоры о совершении сделки».

Шаталов напомнил, что сейчас круг лиц, которые могут быть формально, без судебных процедур, признаны взаимозависимыми, очень узок: к ним относятся кампании, которые владеют другими кампаниями или участвуют в них более чем на 20%. Таким образом, сестринские компании, у которых один собственник, формально взаимозависимыми не являются.

С другой стороны, указал замминистра, суд может признать взаимозависимость компании практически по любым признакам, так как Налоговый кодекс никаких рекомендаций не дает, и судья руководствуется только своим правосознанием.

Кроме того, сказал Шаталов, пришло время отказаться от ценового коридора, прописанного в законодательстве, согласно которому цена сделки может быть признана несправедливой, если она на 20% отклоняется от рыночной.

Поскольку Налоговый кодекс не дает четкого определения рыночной цены, то «этот инструментарий не очень эффективен и не очень понятно, каким образом им пользоваться», указал замминистра. По его мнению, вместо этого ценового коридора «можно было бы ориентироваться на минимальные и максимальные цены между независимыми партнерами».

По мнению Минфина, необходимо ввести механизм, согласно которому налогоплательщик может обосновать свое ценообразование. «Если он его обоснует, то налоговые органы, даже если они считают, что налоги уплачены неправильно, не должны иметь право их взыскивать в бесспорном порядке, а только после завершения всех судебных процедур»,— пояснил Шаталов.

При этом он указал, что обоснование ценообразования должно быть не обязанностью, а правом налогоплательщика, которое дает ему дополнительные возможности для защиты своих прав.

Шаталов подчеркнул, что эти изменения в законодательство направлены не на его ужесточение, а напротив — на либерализацию. «Это дополнительная либерализация и дополнительная защита для налогоплательщика. Говорить об ужесточении здесь вряд ли можно»,— подчеркнул он.

09.03.2005 11:44

Минфин против выдачи «индульгенций» налогоплательщикам от доначисления налогов

МОСКВА, 9 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ. — Минфин РФ полагает, что в настоящее время преждевременно применять в России механизм дополнительных гарантий налогоплательщикам от доначисления налогов, заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов на «круглом столе» в Совете Федерации в среду.

Он пояснил, что существует вопрос о необходимости таких гарантий налогоплательщикам, которые могут быть предоставлены налоговыми органами, когда налогоплательщик заранее обращается в налоговые органы, чтобы цена его сделки впоследствии не подвергалась сомнению с налоговой точки зрения. Замминистра пояснил, что это касается ситуации «когда налогоплательщик заранее обращается в налоговые органы, чтобы получить своего рода индульгенцию на случай, если окажется, что эти цены потом могут быть подвергнуты сомнению».

«Если же будет получена индульгенция, то цена не может быть подвергнута сомнению, и тогда никто не сможет пересчитать налоги»,— добавил С. Шаталов.

«Я думаю, что в России такие механизмы запускать еще очень рано, так как здесь открываются возможности для коррупции со стороны налоговых органов. Когда ситуация изменится, такие вопросы можно будет обсуждать»,— подчеркнул он.

09.03.2005 11:37

Минфин обеспокоен автоматическим возбуждением уголовных дел за уклонение от уплаты налогов

МОСКВА, 9 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ. — Минфин России обеспокоен автоматическим возбуждением уголовных дел за уклонение от уплаты налогов, заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов в среду на «круглом столе» в Совете Федерации.

Он отметил, что вопросы совершенствования уголовного законодательства в отношении уклонения от уплаты налогов заслуживают энергичных мер.

«Здесь есть серьезные проблемы, когда по формальным признакам при незначительной сумме доначисления налогов материалы передаются в органы внутренних дел, и автоматически возбуждается уголовное дело»,— подчеркнул замминистра.

«Эта ситуация достаточно тревожная»,— добавил он.

Шаталов Сергей Дмитриевич родился 2 января 1950 года во Пскове.
Образование
В 1972-м окончил Ленинградский государственный университет им. Жданова по специальности «математик».
С 1978 по 1981 год обучался в аспирантуре Псковского политехнического института.
В 2003-м защитил докторскую диссертацию по теме «Методология формирования и развития налоговой системы Российской Федерации».
Имеет ученое звание доцента.
Трудовая деятельность
С 1973-го в течение пяти лет был ассистентом, старшим преподавателем кафедр теоретической механики и высшей математики Псковского филиала Ленинградского политехнического института.
С 1981 по 1990 год являлся доцентом кафедры высшей математики Псковского филиала Ленинградского политехнического института.
С 1998-го на протяжении двух лет занимал пост директора управления налогообложения Московского филиала транснациональной корпорации Price Waterhouse Coopers (PwC).
Разработчик проекта налоговой реформы в России. C января 2000 по апрель 2004 года — первый заместитель министра финансов России (статс-секретарь). Активный участник реализации налоговой реформы и автор комментариев к Налоговому кодексу Российской Федерации.
В апреле 2004 г. стал заместителем министра финансов России.
С ноября 2005 г. — статс-секретарь, заместитель министра финансов России.
18 января 2016 года появилась информация о том, что он покинет пост в связи с выходом на пенсию. При этом Минфин сообщил, что он по-прежнему будет консультировать ведомство по налоговой политике внештатно.
В 2016—2018 годах был вице-президентом медиагруппы «Актион-МЦФЭР».
Входит в совет директоров ПАО «ЛУКОЙЛ».
Награды
Имеет множество наград, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, полученный в 2007 году, орден Дружбы народов (Белоруссия, 2009 год) и орден Дружбы, полученный в 2013 году.
В 1997 году был награжден медалью «Защитнику свободной России», а 13 мая 2015 года Высший совет Евразийского экономического союза вручил ему медаль «За вклад в создание Евразийского экономического союза» 2 степени.
Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.