Сгс учетная политика оценочные значения и ошибки

Содержание

СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» подлежит применению с 1 января 2019 года и устанавливает единые:

  • требования к формированию, утверждению и изменению учетной политики;
  • правила отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности:

а) последствий изменения учетной политики;
б) оценочных значений;
в) исправлений ошибок.

Методические рекомендации по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» доведены Письмом Минфина России от 31.08.2018 № 02-06-07/62480. Обзор данных методических рекомендаций рассмотрим в данной статье.

Учетная политика

Учетная политика — это совокупность способов (конкретных принципов, методов, процедур, правил) ведения бухгалтерского учета, подготовки и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учетная политика формируется посредством принятия документов учетной политики. При этом выбор формы оформления вида правовых актов (приказ, приказы, распоряжения, постановления, порядок и т.д.), а также способ их издания (утверждения) — грифом «Утверждено» либо принятием отдельного акта, находится в компетенции субъекта учета.

При этом допустимо формирование учетной политики:

  • посредством принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета;
  • посредством принятия отдельных правовых актов, либо включением в отдельные правовые акты.

Что обязательно должно быть утверждено в составе учетной политики?

Пунктом 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», Инструкцией № 157н и СГС «Концептуальные основы» установлено, что в составе учетной политики обязательно утверждаются:

  • методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета (номера счетов бухгалтерского учета) либо коды счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;
  • порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
  • формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота и (или) порядком взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
  • правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией);
  • порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
  • порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты;
  • иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом учета.

Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотрен выбор методов ведения бухгалтерского учета, то учреждению также необходимо выбрать такой метод и установить его в рамках своей учетной политики (например, метод начисления амортизации, метод определения справедливой стоимости и т.д.).

Что в составе учетной политики не утверждается?

Документы учетной политики не должны содержать положения, дублирующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. То есть они не должны содержать методы, правила, способы ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Примером таких положений может являться то, что при ведении бухгалтерского учета объектов бухгалтерского учета применяется метод начисления; основные средства стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете 21 и т. д.

Когда положения учетной политики могут быть изменены?

При организации ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не будут меняться, а однотипные факты хозяйственной жизни будут учитываться одинаковыми методами.

Вместе с тем, в определенных случаях положения учетной политики могут изменяться. К таким случаям относятся:

  • изменение требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
  • разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, при котором повышается качество информации об объекте бухгалтерского учета;
  • существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.

Как правило, изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Однако, ее изменение возможно и в течение года. Если такое изменение не связанно с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов, принятием и (или) изменением нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, изменение положений учетной политики производится по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования.

Что не считается изменением учетной политики?

Изменением учетной политики не считается:

1) применение правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые отличны по существу от фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее.
Например, не будет считаться изменением учетной политики:

  • установление субъектом учета особенностей отражения в бухгалтерском учете на счетах бухгалтерского учета Рабочего плана счетов (включая дополнительную аналитику):
    — операций по выплате заработной платы в безналичной форме расчетов в рамках реализации «зарплатных проектов», при условии, что ранее выплата заработной платы осуществлялась наличными деньгами (через кассу);
    — операций по приобретению оборудования на условиях рассрочки платежа и перехода права владения таким имуществом по факту полной оплаты по договору, либо на условиях предоставления залога в виде имущества учреждения;
    — объектов учета, возникающих при реализации договора концессии, предусматривающего передачу помимо объектов недвижимого имущества (по ранее имевшей место практике), объекты движимого имущества;
  • изменение графика документооборота, а также введение особенностей формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, при переходе на электронный документооборот;

2) утверждение нового правила (способа) организации и ведения бухгалтерского учета для отражения фактов хозяйственной жизни, которые возникли в деятельности субъекта учета впервые.
Например, у субъекта учета возникла новая функция его деятельности (новый вид деятельности).

Способы изменения учетной политики

Существует 2 варианта изменения учетной политики:

  1. Перспективное применение измененной учетной политики — применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни, возникающим после даты соответствующего изменения учетной политики.
  2. Ретроспективное применение измененной учетной политики — применение измененной учетной политики к фактам хозяйственной жизни таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с момента возникновения соответствующего факта хозяйственной жизни. Ретроспективное применение измененной учетной политики выполняется путем корректировки сравнительных показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год (годы).

Последствия изменения учетной политики

Последствия изменения учетной политики, связанного с изменением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, отражаются в учете и отчетности согласно положениям нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, введение в действие СГС «Основные средства» предусматривает внесение изменений в документы учетной политики по методам амортизации. При этом переходными положениями СГС «Основные средства» предусмотрено, что сравнительная информация по объектам основных средств (сопоставимые показатели отчетности по объему начисленной амортизации) за годы, предшествующие первому применению СГС «Основные средства», не пересчитываются.

Если же нормативными правовыми актами не определяются требования по отражению последствий изменения учетной политики, то последствия ее изменений отражаются в отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики (посредством отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимых показателей отчетов за предыдущие года, пересчитанных с учетом изменения учетной политики).

При ретроспективном применении измененной учетной политики входящие остатки на начало отчетного периода бухгалтерского баланса подлежат корректировке по строкам, отражающим соответствующие показатели, и по строке 0 401 30 000. Указанные изменения показателей баланса дополнительно отражаются в форме 0503173 (0503773) (по соответствующим строкам) с указанием причин изменений – «пересчитано» ввиду изменения учетной политики.

Ретроспективное применение измененной учетной политики не представляется возможным, если оценка в денежном измерении (стоимостном выражении) последствий такого изменения:

  • не может быть произведена, в связи с недостаточностью (отсутствием) информации за соответствующий предшествующий год;
  • требует использования оценочных значений, основанных на информации, которая не была доступна на дату представления бухгалтерской (финансовой) отчетности за предшествующий год.

В отношении последствий изменения учетной политики обязательному раскрытию подлежит следующая информация:

  • обоснование изменения учетной политики;
  • содержание изменения учетной политики;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в отчетности, включая указание на обстоятельства, в связи с которыми применяется выбранный способ ведения бухгалтерского учета, и дату, начиная с которой он применяется в связи с изменением учетной политики.

Раскрытие указанной информации осуществляется в Пояснительной записке (ф. 0503160, ф. 0503760).

Оценочное значение

Под оценочным значением понимается рассчитанное или приблизительно определенное значение какого-либо показателя, необходимого для ведения бухгалтерского учета и (или) отражаемого в бухгалтерской (финансовой) отчетности, при отсутствии точного способа его определения (пункт 6 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

К оценочным значениям относятся:

  • сроки полезного использования объектов основных средств, нематериальных активов, прав пользования активами (в том числе условно определенные по договорам аренды с неопределенным сроком аренды);
  • величины оценочных резервов (например, резервов на предстоящую оплату отпусков, включая платежи на обязательное социальное страхование; резервов предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки);
  • величины амортизационных отчислений;
  • величины стоимости нефинансовых активов в случаях, предусмотренных стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (например, стоимостные значения справедливых стоимостей нефинансовых активов);
  • иные значения показателей, необходимых для ведения учета и (или) отражаемых в отчетности, рассчитываемые или приблизительно (оценочно) определяемые на основе экспертных заключений (профессиональных суждений) при отсутствии точного способа их определения (расчетная оценка).

Оценочные значения (оценки) должны быть в обязательном порядке документально подтверждены расчетом, прогнозом, оценочным экспертным суждением (в частности, заключением оценщика, решением комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов) и т.д.

Корректировка (изменение метода) оценочных значений

Пересмотр (корректировка) оценочных значений, отраженных в бухгалтерском учете, не является исправлением ошибки и изменением учетной политики. Информация о таких корректировках не подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Например, резерв по реорганизации (в части оплаты выходного пособия) может быть уточнен (пересчитаны значения ожидаемых выплат) в связи с появившимися новыми обстоятельствами — сокращением сотрудников, изъявивших желание продолжить работу на новых условиях оплаты труда.

Изменение оценочного значения отражается в бухгалтерской (финансовой) отчетности перспективно. Перспективное признание результатов изменения оценочного значения и отражение их в отчетности осуществляется:

  • в отчетном периоде, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели отчетности только данного отчетного периода;
  • в периоде, в котором произошло изменение и в будущих отчетных периодах, на которые указанное изменение оказывает влияние.

Обратите внимание, изменение метода определения (расчета) оценочного значения является изменением учетной политики, и подлежит раскрытию в отчетности путем ретроспективного применения измененной учетной политики.

Например, в 2018 году для определения оценочного значения поступившего в результате дарения объекта нефинансового актива (его справедливой стоимости) применялся метод амортизационной стоимости замещения, а с 01.01.2019 внесено изменение в учетную политику, предусматривающее определение справедливой стоимости поступивших в результате дарения объектов нефинансовых активов по методу рыночных цен.

Исправление ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности.

Ошибка отчетного периода классифицируется в зависимости от периода, в котором она была допущена:

  • ошибка отчетного года — ошибка допущена в периоде (в году), за который субъект учета не сформировал отчетность (промежуточную или годовую), либо в периоде, за который годовая отчетность сформирована, но не утверждена;
  • ошибка прошлых лет — ошибка допущена в периоде, за который годовая отчетность утверждена.

Как исправить ошибку отчетного года?

Исправление ошибки отчетного года осуществляется в зависимости от периода ее обнаружения дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью.

При этом формирование отчетности с учетом выявленных ошибок осуществляется:

  • по решению субъекта учета — при выявлении по результатам осуществления внутреннего контроля после подписания отчетности, но до предельной даты ее представления;
  • по решению уполномоченного органа — при выявлении по результатам камеральной проверки отчетности после предельной даты ее представления, но до даты ее принятия уполномоченным органом (исходя из существенности ошибки, повлиявшей на достоверность отчетности);
  • по решению уполномоченного органа — при выявлении по результатам осуществления внутреннего финансового контроля, внешнего финансового контроля, а также внутреннего контроля или внутреннего финансового аудита после даты принятия отчетности, но до даты ее утверждения (исходя из существенности ошибки, повлиявшей на достоверность отчетности).

В этих случаях записи по счетам бухгалтерского учета отражаются последней отчетной датой отчетного периода и (или) путем формирования отчетности, содержащей уточненные показатели с учетом выявленных и исправленных ошибок.

Как исправить ошибку прошлых лет?

Ошибка прошлых лет, допущенная при ведении бухгалтерского учета, исправляется в бухгалтерском учете дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью способом «Красное сторно» и дополнительной бухгалтерской записью в период (на дату) обнаружения ошибки с применением спецсчетов (0 304 86 000, 0 304 96 000, 0 304 84 000, 0 304 94 000, 0 401 18 000, 0 401 19 000, 0 401 28 000, 0 401 29 000) и ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ретроспективный пересчет бухгалтерской (финансовой) отчетности — исправление ошибки предшествующего года (годов) путем корректировки сравнительных показателей отчетности за предшествующий год (годы) таким образом, как если бы ошибка не была допущена.

Корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда осуществление такой корректировки не представляется возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в отчетности отчетного года обособленно с отметкой «Пересчитано».

К сравнительным показателям относятся, в частности: показатели на начало отчетного периода (начало года, предшествующего отчетному периоду (году), показатели на конец отчетного периода (месяца, квартала, полугодия, 9 месяцев) года, предшествующего отчетному периоду (году), обороты по показателям за отчетный период года, предшествующего отчетному периоду (году).

Пример исправления ошибки прошлых лет:
В отчетном периоде (в сентябре 2019 года) субъектом учета (казенным учреждением) обнаружена ошибка, допущенная в 2018 году, — расходы по текущему ремонту здания в сумме 1 200 000 руб. ошибочно отнесены на увеличение стоимости здания и отражены следующими бухгалтерскими записями (в 2018 году):

  • Дт 1 106 11 310 Кт 1 302 25 730 — 1 200 000,00
  • Дт 1 101 12 310 Кт 1 106 11 310 — 1 200 000,00;

за 2018 год начисленная сумма амортизации отражена:

  • Дт 1 401 20 271 Кт 1 104 12 411 — 3 000,00.

В бюджетном учете (по дате обнаружения ошибки прошлых лет — сентябрь 2019 год) исправительные корреспонденции отражаются следующими бухгалтерскими записями:

  • Дт 1 101 12 310 Кт 1 304 86 731 — 1 200 000,00 «Красное сторно»;
  • Дт 1 304 86 831 Кт 1 106 11 310 — 1 200 000,00 «Красное сторно»;
  • Дт 1 106 11 310 Кт 1 304 86 731 — 1 200 000,00 «Красное сторно»;
  • Дт 1 401 28 271 Кт 1 104 12 411 — 3 000,00 «Красное сторно»;
  • Дт 1 401 28 225 Кт 1 304 86 731 — 1 200 000,00.

Исправительные операции отражаются в отдельном регистре — Журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет».

При этом показатели отчетности на начало отчетного периода (в любых формах отчетности) отражаются с учетом их корректировок по исправительным записям, выявленных ошибок прошлых лет. Входящие остатки корректируются по строке 0 401 30 000, а также по строкам, отражающим значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Опубликовано 29.10.2018

Транскрипт

1 Е. А. БАЕВА 23 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В СЕКТОРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Е. А. БАЕВА В статье рассматриваются концептуальные основы государственного бухгалтерского учета и отчетности, значение нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» как нормативного акта, устанавливающего единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создающего единый правовой механизм регулирования бухгалтерского учета. Ключевые слова: концепция государственного бухгалтерского учета, международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности для сектора государственного управления (МСФО ОС), учетная система государственного (муниципального) учреждения. На современном этапе бюджетной реформы в рамках разработки и реализации Федерального закона 83-ФЗ сформировалась концепция государственного бухгалтерского учета как система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки понятий, явлений, процессов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. На сегодня она объединяет: концептуальные основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности в государственном секторе. К онцептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе. Основным документом, определяющим порядок создания и внедрения федеральных стандартов учета и финансовой отчетности в секторе государственного управления, соответствующих МСФО ОС, являются Концептуальные основы разработки и утверждения национальных стандартов учета и отчетности. Оптимальность и действенность системы государственного учета должны обеспечивать Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе. Предпосылками для их разработки послужили: базовые законы нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в учреждениях сектора государственного управления: Федеральный закон 83-ФЗ, вступивший в действие с 1 января 2011 г., и Федеральный закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г.; международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности для сектора государственного управления (одна из задач в рамках методологической деятельности Министерства финансов Российской Федерации это работа по гармонизации отечественных национальных учетных и отчетных процедур с международными стандартами); формирование отдельных элементов операций сектора государственного управления на базе Руководства по статистике государственных финансов; появление в секторе государственного управления трех типов государственных (муниципальных) учреждений (казенные, бюджетные, автономные), которые относятся к некоммерческим организациям, являются участниками бюджетного процесса и обладают гораздо большей самостоятельностью и ответственностью ; публично-правовые образования, как органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя при относительно полной (для каждого типа учреждений своей) самостоятельности государственных (муниципальных) учреждений, несущие ответственность за их деятельность учреждения подконтрольны учредителю являются единицами сектора государственного управления; учетная система государственного (муниципального) учреждения, независимо от его типа, должна давать возможность учредителям, финансовым органам получать информацию о ходе и качестве оказания учреждением государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ и (или) исполнения государственных (муниципаль-

2 24 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ ных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления за счет средств соответствующего бюджета; учетная система государственных (муниципальных) учреждений должна быть единой и обеспечивать сопоставимость результатов их деятельности, а также формировать сводную отчетность публично-правовых образований. Цель разработки концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе состоит в определении порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составлении и представлении бухгалтерской отчетности субъектами государственного сектора РФ, а также их взаимоотношений с внешними пользователями информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности. Концепция государственного бухгалтерского учета является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и призвана: быть основой разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по государственному бухгалтерскому учету; быть основой принятия решений по вопросам, еще не урегулированным нормативными актами; помогать потребителям бухгалтерской информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской обеспечивать специалистов, занятых регулированием бухгалтерского учета, информацией о подходах, используемых при проведении этой работы; определять основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями сектора государственного управления, видов их деятельности и организационно-правовых форм; формировать единую систему государственного бухгалтерского учета для всех типов государственных (муниципальных) учреждений, сопоставимых между собой и формирующих отчетность публично-правовых образований. Основные положения концепции государственного бухгалтерского учета для организаций сектора государственного управления отражены в новом Федеральном законе 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Целями данного нормативного акта является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Его положения применяются в отношении: коммерческих и некоммерческих организаций; государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Банка России; индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой; находящихся на территории РФ филиалов, представительств и иных структурных подразделений иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ; ведения бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, составления бюджетной ведения доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества; ведения одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учета; ведения бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции. Таким образом, действие Закона 402-ФЗ в полной мере распространяется на государственные (муниципальные) учреждения. Новым законом введен термин «организация государственного сектора». С 1 января 2013 г. так называют государственное (муниципальное) учреждение, государственную академию наук, государственный орган, орган местного самоуправления, орган управления государственных внебюджетных фондов и орган управления территориальных государственных внебюджетных фондов. В рамках реализации концепции государственного бухгалтерского учета в Российской Федерации устанавливаются четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета в организациях государственного сектора: 1-й уровень федеральные стандарты бухгалтерского учета (в рамках разработки законопроекта соединились национальные стандарты хозяйственного учета и отдельные национальные стандарты государственного бухгалтерского учета). Данный уровень представлен Единым планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению 157н;

3 Е. А. БАЕВА 25 2-й уровень отраслевые стандарты бухгалтерского учета (в соответствии с Федеральным законом 83-ФЗ отраслевые стандарты играют очень важную роль в рамках реализации деятельности той или иной отрасли с учетом ее специфики и особенностей и разрабатываются отраслевыми министерствами и ведомствами); 3-й уровень это инструкции о порядке ведения учета, которые уже более детально описывают процедуры применения национальных стандартов, они представлены Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению ( 162н для казенных учреждений, 174н для бюджетных учреждений, 183н для автономных учреждений соответственно); 4-й уровень это учетная политика учреждения, представляющая собой стандарты экономической деятельности субъекта бухгалтерского учета, участника экономической деятельности. При этом к разработке методологии учета Закон 402-ФЗ устанавливает новый принципиальный подход, закрепляя международные стандарты (МСФО ОС) в качестве основы для формирования национальных стандартов бухгалтерского учета. Национальные стандарты учета и отчетности в государственном секторе призваны обеспечить: адаптацию МСФО ОС в Российской Федерации; состав основных пользователей бухгалтерской отчетности субъектов общественного сектора, требования которых к составу показателей отчетности, ее качеству, оперативности существенны при разработке федеральных стандартов; перечень форм бухгалтерской отчетности субъектов общественного сектора, отвечающий требованиям основных пользователей; целевую степень соответствия российских стандартов бухгалтерского учета и отчетности МСФО ОС; взаимосвязи бухгалтерского учета и бюджетного планирования; структуру стандартов бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе с учетом МСФО ОС; адекватную ситуации систему нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в общественном секторе в Российской Федерации. В условиях рыночных отношений резко возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации. Бухгалтерская (бюджетная) отчетность это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (бюджетного) учета. Цель бухгалтерской (бюджетной) отчетности представить пользователям отчетности информацию о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств субъектов государственного сектора за отчетный период, а также об использовании субъектами государственного сектора ресурсов и степени достижения ими поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению других функций, для осуществления которых они созданы). Бухгалтерская отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, оценки эффективности деятельности ее руководства, выбора направлений инвестирования капитала . Посредством бухгалтерской (бюджетной) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского (бюджетного) учета формировать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Одна из главных причин реформирования бухгалтерского (бюджетного) учета заключается в необходимости применения унифицированных форм отчетности, которые могли бы стать общепризнанными, понятными для широкого круга пользователей. В данном контексте речь идет об отчетности общего назначения, т. е. публичной. Она нужна, прежде всего, внешним пользователям, не имеющим возможности ознакомиться со специально подготовленной информацией (например, со сведениями, которые учреждения подают вышестоящей организации по ее указаниям, или с информацией, представленной в бюджетной отчетности). К пользователям финансовой отчетности общего назначения можно отнести налогоплательщиков, представителей законодательной власти, кредиторов, поставщиков, представителей средств массовой информации и наемных работников. Необходимость обеспечить возможность прочтения отчетности широкому кругу пользова-

4 26 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ телей объясняется, прежде всего, публичным характером государственных доходов и расходов. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют свои публичные функции, оказывают государственные и муниципальные услуги и в этой связи выступают как участники экономической деятельности, являются кредиторами и заемщиками средств на внутреннем и внешних рынках. Таким образом, весьма целесообразной представляется гармонизация отчетности субъектов сектора государственного управления и хозяйствующих субъектов других секторов экономики страны, сближение международных и национальных стандартов для достижения единообразия и сопоставимости финансовой отчетности во всем мире. Финансовая отчетность общего назначения может носить прогнозный или перспективный характер благодаря сведениям, полезным для прогнозирования уровня ресурсов, которые необходимы для продолжения деятельности и могут генерироваться в результате ее ведения и сопутствующих этому рисков и неопределенностей. Концепция государственной бухгалтерской отчетности определяется как система взглядов, выражающая определенный способ видения, понимания, трактовки понятий, явлений, процессов формирования информационных данных в рамках бухгалтерского (бюджетного) учета в секторе государственного управления. Концептуальные основы в части бухгалтерской (бюджетной) отчетности определяют: состав пользователей бухгалтерской отчетности субъектов государственного сектора и их информационные потребности; цели бухгалтерской отчетности, формируемой в соответствии с системой государственных финансов и системой национальных счетов; качественные характеристики информации бухгалтерской основные элементы бухгалтерской критерии признания элементов бухгалтерской способы оценки элементов бухгалтерской основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской отчетности. Основными нововведениями концепции являются: 1. Использование понятия бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения отчетности, предназначенной для внешних пользователей бухгалтерской отчетности, которые не обладают правом требовать от субъектов государственного сектора раскрытия специальной информации для удовлетворения своих информационных потребностей. 2. Определение отчитывающегося субъекта, которым может быть как одна организация, так и группа организаций, включающая контролирующую организацию и одну или более контролируемых организаций. В связи с этим вводятся понятия консолидированной отчетности как отчетности группы организаций и контроля для целей формирования консолидированной отчетности. Группа организаций может включать субъекты, преследующие как социальные, так и коммерческие цели. 3. Определения активов, обязательств, чистых активов, доходов и расходов. Определение контроля для целей признания активов в бухгалтерском учете и отчетности. 4. Определение будущих экономических выгод и полезного потенциала для целей признания в бухгалтерском учете и отчетности активов, обязательств, доходов и расходов. 5. Определение критериев признания активов, обязательств, доходов и расходов в бухгалтерском учете и отчетности: соответствие определению одного из элементов (активы, обязательства, чистые активы, доходы и расходы); вероятность поступления или оттока будущих экономических выгод или полезного потенциала, связанного с данным элементом бухгалтерской (финансовой) возможность надежно измерить стоимость элемента бухгалтерской (финансовой) отчетности. При несоблюдении хотя бы одного из критериев соответствующие активы, обязательства, доходы и расходы не должны отражаться в отчетности субъекта (возможно их отражение в пояснениях к отчетности). Подводя итог изложенного, необходимо отметить, что концептуальные основы учета и отчетности в государственном секторе обеспечивают дальнейшее развитие системы бухгалтерского (бюджетного) учета, в первую очередь, путем: определения субъектов учета; уточнения объектов учета; стандартизации основных подходов и принципов учета, отчетности и классификации между единицами разных секторов экономики; дальнейшей гармонизации с международными стандартами.

5 Е. А. БАЕВА 27 Литература 1. Особенности организации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях в 2011 году. Доступ из справ.-правовой системы «ГА- РАНТ». 2. URL: * * * CONCEPTUAL BASES OF ACCOUNTING AND REPORTING IN THE SECTOR OF PUBLIC ADMINISTRATION Ye. A. Bayeva In article conceptual basics of the state accounting and the reporting are covered. Value of the new Federal law «About accounting» as the statutory act establishing uniform requirements to accounting, including accounting (financial) reports, and also regulation of accounting creating a uniform legal mechanism. Key words: concept of state accounting, international standards of accounting and reporting for sector of public administration (IFRS FA), registration system of public (municipal) institution.

Учетная политика государственных (муниципальных) учреждений для целей бухгалтерского учета

Бюджетный учет, N 12 2011

С.Г.Хабаев,
доктор экономических наук, доцент,
консультант ООО «ЦентрАудит М»

Формирование единых принципов организации бухгалтерского учета является неотъемлемым условием деятельности любого учреждения.
Необходимость учетной политики обусловлена прежде всего спецификой деятельности конкретных государственных (муниципальных) учреждений. О правилах формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета пойдет речь в данной статье.
В связи с вступлением в силу в 2011 году ряда документов, регламентирующих бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях, к настоящему времени сформировалась пятиуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в данных организациях (см. рисунок 1).

Рисунок 1

Нормативными документами, которыми в первую очередь будут руководствоваться в государственных (муниципальных) учреждениях при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета, будут Закон N 129-ФЗ и Инструкция N 157н.
Согласно пункту 6 Инструкции N 157н государственные (муниципальные) учреждения в целях организации бухгалтерского учета руководствуются законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, Инструкцией N 157н и формируют свою учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и полномочий, выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из Закона N 129-ФЗ вытекают следующие правила формирования учетной политики:

1) принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п.3 ст.6);

2) принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год (п.4 ст.6);

3) изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (п.4 ст.6);

4) в целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года (п.4 ст.6);

5) в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности организация объявляет об изменениях в своей учетной политике на следующий отчетный год (п.4 ст.13).
Кроме вышеперечисленных норм при формировании учетной политики следует руководствоваться еще несколькими правилами:
— в учетной политике рассматриваются только те вопросы, решение которых в соответствии с нормативными документами многовариантно или не определено в нормативных документах;
— дополнения в учетную политику могут быть внесены в течение года, необходимость дополнений может быть связана с изменениями, произошедшими в организации (например, появление филиала в учреждении приводит к необходимости внесения дополнений в график документооборота);
— учетная политика утверждается и применяется по учреждению в целом, то есть филиалы не могут иметь учетную политику, отличную от той, что принята в головном учреждении.
В пункте 6 Инструкции N 157н определен перечень вопросов, необходимых для изложения в учетной политике государственных (муниципальных) учреждений. В учетной политике данных учреждений утверждаются:
— рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
— порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
— правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
— формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством Российской Федерации не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные Инструкцией N 157н;
— порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
— иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Содержание данного пункта Инструкции N 157н свидетельствует о том, что перечень вопросов, отражаемых в учетной политике, не является закрытым.
Учетная политика государственных (муниципальных) учреждений состоит из двух разделов:
— организационного;
— методического.

Организационный раздел

Рассмотрим содержание организационного раздела учетной политики государственных (муниципальных) учреждений. В данном разделе следует раскрыть следующую информацию.

Перечень документов, регламентирующих отраслевую специфику бухгалтерского учета в государственном (муниципальном) учреждении

Например, для учреждений здравоохранения такими документами могут быть:
— Отраслевые особенности бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденные Минздравсоцразвития России 9 июня 2007 года;
— приказ Минздрава СССР от 5 мая 1983 г. N 530 «Об утверждении Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР».

Организацию бухгалтерской службы в учреждении

В соответствии со статьей 6 Закона N 129-ФЗ существуют следующие варианты организации бухгалтерской службы в организациях:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) руководитель ведет бухгалтерский учет лично.

Рабочий план счетов

Как влияет тип учреждения на содержание учетной политики

Бюджетное учреждение относится к группе государственных (муниципальных) учреждений наряду с автономными и казенными. Учетная политика каждого учреждения имеет свою специфику в зависимости:

  • от цели создания учреждения;
  • источников финансирования его деятельности;
  • вида учредителя;
  • степени государственной регламентации финансовой деятельности и диапазона самостоятельности учреждения;
  • иных аспектов.

Содержание учетной политики бюджетного учреждения зависит:

  • от вида и структуры бюджетного учреждения;
  • предмета, цели, видов его деятельности, а также предоставленных полномочий;
  • отраслевых и иных особенностей деятельности бюджетного учреждения.

Об особенностях учетной политики автономного учреждения читайте в статье «Скачать бесплатно учетную политику автономного учреждения».

Подготовительный этап разработки учетной политики

Учетная политика бюджетного учреждения (УП БУ) — основополагающий элемент учетного процесса. Разрабатывать ее необходимо всем бюджетным учреждениям. Другой вопрос — кто будет этим заниматься? По ст. 7 закона № 402-ФЗ «О бухучете» есть несколько вариантов решения этой задачи:

  • заняться разработкой УП БУ самостоятельно, возложив этот процесс на уполномоченного сотрудника учреждения;
  • передать функции ведения учета и разработки УП БУ централизованной бухгалтерии, оказывающей услуги для учреждений госсектора.

Наиболее распространена ситуация, когда УП БУ разрабатывает главбух учреждения. Это позволяет:

  • максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности учреждения;
  • обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.

Разработка УП БУ специалистами централизованной бухгалтерии позволяет учреждению сэкономить финансовые ресурсы и решить иные важные задачи (например, по снижению налоговых рисков).

ВАЖНО! С 01.01.2019 все бюджетные организации обязаны публиковать свою учетную политику на сайте централизованной бухгалтерии, а также подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина от 30.12.2017 № 274н).

Структура учетной политики бюджетной организации

Структура УП БУ определяется самим учреждением с учетом обязательных элементов, регламентированных законом № 402-ФЗ о бухучете и отраслевыми НПА. К примеру, в п.6 Инструкции к единому плану счетов для госучреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) предусмотрены следующие обязательные составные части УП БУ:

  • рабочий план счетов, отвечающий необходимому уровню аналитики информации — за основу принимается План счетов бухучета бюджетных учреждений (утвержден приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н);

Об основных разделах плана счетов учреждения и составе бюджетных счетов читайте .

  • учетные алгоритмы, включающие методы оценки имущества и обязательств;
  • процедуры, направленные на обеспечение сохранности имущества учреждения (инвентаризационные мероприятия, порядок организации ВФК (внутреннего финансового контроля));

О том, с какого документа начинается любая инвентаризация, читайте в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».

  • схема отражения в учете событий после отчетной даты;
  • «документальные» процедуры (формы первички и учетных регистров, порядок документооборота, детализация технологии обработки учетной информации);

Полный набор форм первичных документов, учетных регистров и отчетности для бюджетных учреждений вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой правовой системе, полный пробный доступ можно получить бесплатно.

  • иные организационно-методологические решения.

УП БУ включает в себя положения, относящиеся к бухгалтерскому и налоговому учету. Поскольку эти положения не всегда совпадают, учетная политика либо состоит из двух частей (бухгалтерской и налоговой), либо представлена двумя самостоятельными документами. Разработанную учетную политику потребуется утвердить приказом.

Форму приказа об утверждении учетной политики можно скачать .

Приложения к учетной политике бюджетного учреждения

Специфика бюджетного учетного процесса способствует тому, что УП БУ отличается от учетной политики коммерческой фирмы многообразием приложений. Если коммерческая фирма может ограничиться стандартным набором обязательных приложений к своей учетной политике (рабочий план счетов, график документооборота, формы учетных регистров и первички), то УП БУ только этими элементами не обходится.

О приложениях к учетной политике коммерческой компании читайте .

В приложениях к УП БУ в зависимости от специфики его работы может детализироваться информация (кроме перечисленных обязательных элементов) в виде:

  • инструкций: о порядке принятия обязательств, алгоритмах определения срока службы хозяйственного инвентаря, о процедуре проведения инвентаризации;
  • перечислений состава комиссий: по поступлению и выбытию активов, для проведения внезапной ревизии кассы;
  • перечней: имеющих право подписи первички ответственных лиц; должностей сотрудников, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности;
  • положений: о ВФК, о служебных командировках;
  • других документов (методик, схем).

Разработчик УП БУ определяет самостоятельно (исходя из специфики работы и требований НПА):

  • состав приложений к УП БУ;
  • степень детализации информации в приложениях;
  • порядок изменения приложений.

О том, как в БУ проводится инвентаризация обязательств, читайте в материале «Инвентаризация финансовых обязательств в бюджетном учреждении».

Методологические аспекты составления учетной политики

При разработке УП БУ в части методологических вопросов бухучета требуется учесть следующее:

  • УП БУ должна отражать особенности работы учреждения по аспектам, не урегулированным нормативно либо по тем, в отношении которых законодательно предоставлено право выбора;
  • применение установленных УП БУ учетных алгоритмов должно производиться последовательно из года в год.

Далее остановимся на методологических нюансах УП БУ в разрезе основных объектов учета.

Учет нефинансовых активов

Посвященный учету нефинансовых активов раздел УП БУ может содержать:

  • алгоритм определения срока полезного использования основного средства (ОС), если его наименование отсутствует в классификаторе;
  • порядок определения: текущей оценочной стоимости ОС (комиссионно, при помощи экспертной оценки), стоимости ликвидируемых частей ОС и начисленной на них амортизации;
  • схему присвоения ОС уникального инвентарного номера;
  • особенности учета отдельных объектов имущества (библиотечного фонда, программного обеспечения);
  • перечень особо ценного имущества по его видам;
  • порядок забалансового учета имущества;
  • особенности учета НМА;
  • нюансы учета МПЗ (принятие на учет, оценка, списание);
  • методику раздельного учета расходов при формировании себестоимости оказываемых учреждением услуг по их видам с указанием списка прямых и накладных расходов;
  • иные учетные аспекты.

О специфике учета ОС в бюджетных учреждениях читайте .

Учет финансовых активов

При разработке этого раздела УП БУ предусматривается:

  • порядок учета денежных средств на лицевых счетах учреждения;
  • «кассовые» алгоритмы: ведения кассовой книги, учета денежных документов;
  • описание процедуры выдачи денежных средств под отчет;
  • иные «денежные» нюансы.

О том, какую нормативку учесть при разработке данного раздела УП БУ, читайте в статье «Учет кассовых операций в бюджетных учреждениях (нюансы)».

Учет обязательств

Соответствующий раздел может включать порядок учета отдельных видов обязательств:

  • по уплате налогов;
  • по соцобеспечению;
  • по привлечению денежных средств на исполнение обязательств;
  • по переводу активов и обязательств между видами деятельности.

Об учетно-методических аспектах по бюджетным обязательствам читайте .

Учет финансовых обязательств

Среди важных моментов, описываемых в данном разделе УП БУ, можно назвать:

  • методику обособленного учета доходов по видам деятельности;
  • перечень расходов текущего финансового года и систему их учета.

Резервы предстоящих расходов

В данном разделе УП БУ расписываются нюансы формируемых учреждением резервов. К примеру, по резерву для предстоящей оплаты отпусков можно предусмотреть следующие учетные элементы:

  • дату формирования резерва;
  • формулу расчета ежемесячного процента отчислений;
  • предельный размер резерва;
  • инвентаризационные процедуры по резерву;
  • схему списания и доначисления резерва.

Санкционирование расходов

В УП БУ отражаются:

  • способы принятия обязательств (момент признания, документ-основание);
  • способы принятия денежных обязательств.

О том, чем примечательна организация бухучета в бюджетном учреждении, читайте в статье «Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях».

Налоговая учетная политика бюджетного учреждения: где скачать образец на 2021 год

В учетной политике для целей налогового учета в УП БУ отражаются следующие учетные особенности:

  • схема подстройки рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
  • алгоритм использования информации, формируемой на бухсчетах, для целей налогового учета;
  • применяемая система налогообложения;
  • способ представления налоговой отчетности;
  • ответственные за ведение налогового учета и представление отчетности лица;
  • формы применяемой первички;
  • формы, порядок и периодичность заполнения налоговых регистров;
  • методологические аспекты учета отдельных видов налоговых обязательств (НДС, налог на прибыль, транспортный налог, налог на имущество).

Образец УП БУ, сформированной как документ, объединяющий бухгалтерскую и налоговую ее части, можно увидеть и скачать на нашем сайте.

Скачать образец

Как внедрить разработанную учетную политику в учетный процесс учреждения

Для того чтобы разработанная по всем правилам УП БУ на законных основаниях стала применяться в учреждении, требуется комплекс предварительных организационных мероприятий:

  • оформить приказ об утверждении УП БУ с указанием даты, начиная с которой применение положений УП БУ является обязательным;

О том, как оформить такой приказ, читайте в статье «Форма приказа об утверждении учетной политики».

  • изучить установленные УП БУ учетные процедуры с работниками, чьи функции связаны с организаций и исполнением учетного процесса;
  • разместить на рабочих местах выписки из учетной политики;
  • произвести настройку применяемого учреждением программного обеспечения под установленные УП БУ нормы (методы, способы);
  • определить ответственных лиц: за поддержание УП БУ в актуальном состоянии, за правильность применения установленных учетных алгоритмов исполнителями.

О том, как часто требуется утверждать учетную политику, читайте в материале «Нужно ли каждый год утверждать учетную политику?».

Процесс разработки и внедрения УП БУ представляет собой комплекс мероприятий. При этом каждый этап требует от ответственных лиц жесткой исполнительской дисциплины и безусловного знания бухгалтерского и бюджетного законодательства.

Как и когда учреждение может изменить учетную политику

Учреждение обязано поддерживать свою учетную политику в актуальном состоянии, а также вправе изменять применяемые учетные способы. В таких случаях в УП БУ вносятся изменения. Их правила таковы:

  • изменения производятся с учетом требований закона о бухучете от 06.12.2011 №402-ФЗ, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утверждено приказом Минфина РФ от 06.10. 2008 № 106н), ст. 313 НК РФ (причины внесения изменений, дата начала применения, способы отражения последствий изменений УП БУ в отчетности учреждения);
  • изменения вносятся приказом (распоряжением) руководителя учреждения;
  • должны быть проведены мероприятия, знакомящие персонал учреждения с внесенными изменениями, и необходимые настройки учетной программы.

О том, какие процедуры помогают улучшить учетную политику, читайте в статье «Анализ и аудит учетной политики в организации (нюансы)».

Итоги

Пример учетной политики в бюджетном учреждении, образец которого размещен на нашем сайте, поможет разобраться в нюансах и тонкостях разработки данного документа и его внедрения в учетный процесс учреждения. Чтобы учетная политика способствовала повышению достоверности учетной информации и формируемой на ее основе отчетности, необходимо разрабатывать ее с учетом специфики деятельности учреждения и поддерживать в актуальном состоянии.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.