Сельское поселение

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — это один из видов Муниципального образования.

Термин «Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения» определен в статье 2 «Основные термины и понятия» Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

«внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения — часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления».

Рассматриваемые муниципальные образования находятся в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

В Москве 146 внутригородских муниципальных образований (125 муниципальных округов, 2 городских округа и 19 поселений), в Санкт-Петербурге — 111 внутригородских муниципальных образований (81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок), в Севастополе — 10 внутригородских муниципальных образований (9 муниципальных округов и 1 город).

Пример

Муниципальные образования города Москвы (код ОКТМО 45 000 000):

Внутригородские муниципальные образования города Москвы:

муниципальный округ Гольяново (код ОКТМО 45 305 000)

муниципальный округ Измайлово (код ОКТМО 45 307 000)

муниципальный округ Якиманка (код ОКТМО 45 384 000)

муниципальный округ Коньково (код ОКТМО 45 902 000)

муниципальный округ Черемушки (код ОКТМО 45 908 000)

Городские округа:

Городской округ Троицк (код ОКТМО 45 931 000)

Городской округ Щербинка (код ОКТМО 45 932 000)

Городские поселения:

поселение Внуковское (код ОКТМО 45 941 000)

поселение Краснопахорское (код ОКТМО 45 948 000)

Подробнее: Муниципальные образования города Москвы

Рубрики:

Бюджетная сфера

Советуем прочитать

Муниципальное образование

Муниципальное учреждение

ОКТМО (Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований)

Учреждение

Право оперативного управления

Бюджетное учреждение

Субъекты Российской Федерации — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Статистическая информация о социально-экономическом развитии
сельских территорий Российской Федерации

Официальная статистическая информация по показателям, характеризующим развитие сельских территорий, формируется Росстатом на основе статистических и административных данных, предоставленных администрациями муниципальных образований по форме федерального статистического наблюдения № 1-МО «Сведения об объектах инфраструктуры муниципального образования».
В связи с изменениями границ муниципальных образований в ряде субъектов Российской Федерации, сводные итоги за 2019 год могут существенно отличаться от итогов за предыдущие годы.

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года»
(распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015г. № 151-р)

Сельские территории

Территории сельских поселений и межселенные территории

Сельские поселения

Один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и(или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Межселенные территории

Территория, находящаяся вне границ поселений

Сельская местность

Совокупность сельских населенных пунктов

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации”
(от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ) в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ)

Муниципальный район

Несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией

Муниципальный округ

Несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями

Городской округ

Один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. При этом не менее двух третей населения такого муниципального образования проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах

Сельское поселение

Один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населённых пунктов)

Городское поселение

Город или посёлок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населённые пункты, не являющиеся сельскими поселениями)

Межселенная территория

Территория муниципального района, находящаяся вне границ поселений
(в ред.Федерального закона от 01.05.2019 № 87 – ФЗ)

Электронная версия (RAR-архив): Сельские территории Российской Федерации в 2019 году
(размещено 10.09.2020 г.)

Электронная версия (RAR-архив): Сельские территории Российской Федерации в 2018 году
(обновлено 10.09.2020 г.)

Электронная версия (RAR-архив): Сельские территории Российской Федерации в 2017 году

Электронная версия (RAR-архив): Сельские территории Российской Федерации в 2016 году

Электронная версия (RAR-архив): Сельские территории Российской Федерации в 2015 году

Электронная версия (RAR-архив): Сельские территории Российской Федерации в 2014 году

Контакты для обратной связи:
E-mail:stat@gks.ru

Официальная статистическая информация других ведомств

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство культуры Российской Федерации

Главная / Местное самоуправление в Красноярском крае / Муниципальные образования

Основные термины и понятия, используемые в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ

Поселение — городское или сельское поселение:

Городское поселение — город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов, и др. сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Муниципальный район — несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Муниципальный округ — несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Межселенная территория — территория, находящаяся вне границ поселений.

Административный центр сельского поселения, муниципального района, муниципального округа — населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

Поиск

Городские округа

  • г. Ачинск
  • г. Боготол
  • г. Бородино
  • г. Дивногорск
  • г. Енисейск
  • г. Канск
  • г. Красноярск
  • г. Лесосибирск
  • г. Минусинск
  • г. Назарово
  • г. Норильск
  • г. Сосновоборск
  • г. Шарыпово
  • ЗАТО г. Железногорск
  • ЗАТО г. Зеленогорск
  • ЗАТО п. Солнечный
  • п. Кедровый

Муниципальные районы

  • Абанский район
  • Ачинский район
  • Балахтинский район
  • Березовский район
  • Бирилюсский район
  • Боготольский район
  • Богучанский район
  • Большемуртинский район
  • Большеулуйский район
  • Дзержинский район
  • Емельяновский район
  • Енисейский район
  • Ермаковский район
  • Идринский район
  • Иланский район
  • Ирбейский район
  • Казачинский район
  • Канский район
  • Каратузский район
  • Кежемский район
  • Козульский район
  • Краснотуранский район
  • Курагинский район
  • Манский район
  • Минусинский район
  • Мотыгинский район
  • Назаровский район
  • Нижнеингашский район
  • Новоселовский район
  • Партизанский район
  • Рыбинский район
  • Саянский район
  • Северо-Енисейский район
  • Сухобузимский район
  • Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район
  • Тасеевский район
  • Туруханский район
  • Ужурский район
  • Уярский район
  • Шушенский район
  • Эвенкийский муниципальный район

Муниципальные округа

  • Пировский муниципальный округ
  • Тюхтетский муниципальный округ
  • Шарыповский муниципальный округ

Москва, Россия

Широта: 55.74, Долгота: 37.61

Посмотреть на карте

Редактировать карту

Пользователи этого места
Users in Москва

  • GPS-треки
  • Maplint
  • informationfreeway
  • Проверить элементы карты с помощью Query-to-map
  • Geohack for OSM, где ещё больше карт

Внешние ссылки:

  • OSM Inspector
  • Notes
  • Keep Right!
  • Проверить улицы без названий
  • Общественный транспорт
  • Википедия: рус.
  • Google (также поиск по картинкам)
  • Geograph

Шаблон для своего города •

Москва — большой город. Расположение — RU:Россия, при 55°44′24.00″ северной широты и 37°36′36.00″ восточной долготы.

Loading map…

{«tileLayer»:»//{s}.tile.openstreetmap.org/{z}/{x}/{y}.png»,»attribution»:»\u0026copy; \u003Ca href=\»http://osm.org/copyright\»\u003EOpenStreetMap\u003C/a\u003E contributors»,»center»:{«lat»:55.74,»lon»:37.61},»zoom»:»9″}

Административно-территориальное деление

Основная статья: RU:Москва/Административно-территориальное деление

Территориальное деление Москвы — взаимосвязанная система территориальных единиц, создаваемая в пределах границ города.

Территориальными единицами города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы.

Районы города Москвы образуются с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социально-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территории.

Административные округа — территориальные единицы города Москвы, образуемые для административного управления соответствующими территориями. Административный округ включает в себя несколько районов города Москвы. Границы административного округа не могут пересекать границ районов.

В Москве 10 административных округов, в которые входят 125 районов.

Муниципальные образования

Основная статья: RU:Москва/Муниципальные образования

Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территориях районов города Москвы (включая районы города Зеленограда) в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

Каждое муниципальное образование имеет выборные органы местного самоуправления, устав, определяющий его деятельность, муниципальную собственность и местный бюджет, а также вправе иметь собственную символику (герб, эмблему, флаг и др.). Статус внутригородских муниципальных образований определяется Уставом города Москвы, законами города Москвы и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По типу муниципальные образования в Москве относятся к внутригородской территории города федерального значения.

Территория и границы внутригородских муниципальных образований определяются законом города Москвы «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве», согласно которому в Москве сейчас 125 муниципальных образований, границы которых совпадают с границами административных районов Москвы. При этом сами муниципальные образования не являются объектами административного деления.

Магистрали

Нижеприведённый список должен отражать текущий статус дорог, используемый на карте OSM. Изменение статуса можно обсудить в специальной теме форума, либо на странице обсуждения. Дороги классифицируются в соответствии с соглашением о типах дорог, принятым в результате голосования; смотрите также highway=*.

motorway

  • МКАД

trunk

Нет таких. Транки утыкаются в МКАД и через Москву не проходят (т.к. транзитный проезд запрещён)

primary

Кольцевые:

  • ул. Моховая
  • Садовое кольцо — на всём протяжении
  • Третье транспортное кольцо — на всём протяжении + motorroad=

Радиальные:

secondary

Общественный транспорт

  • Метро
  • Трамваи
  • Троллейбусы
  • Автобусы
    • Коммерческие маршруты (т.н. «маршрутки»)
    • Пригородные маршруты
  • BBBike @ Москва — a cycle route planner for Москва

Источники информации

Официальные источники

Законы

  • Устав города Москвы
  • Закон города Москвы от 5 июля 1995 года №13-47 «О территориальном делении города Москвы»
  • Закон города Москвы от 15 октября 2003 года №59 «О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве»

Генеральный план

  • Генеральный план города Москвы

Классификаторы

  • Общемосковский классификатор улиц Москвы (ОМК УМ)
  • Общемосковский классификатор территориальных единиц Москвы (ОМК ТЕ)
  • Общемосковский классификатор муниципальных образований Москвы (ОМК МО)
  • Общемосковский классификатор территорий Москвы (ОМК ТМ)
  • Проект Общемосковского классификатора водных объектов Москвы (ОМК ВО)

Иное

  • портал управления многоквартирными домами. Можно узнать дату постройки и серию для большинства домов.
  • Адресный реестр Москвы на data.mos.ru. Набор геоданных с адресами домов и геометриями. Это не первичная информация о номерах, они могут не совпадать с табличками на доме. В основном геометрия зданий очень точная, но для некоторых зданий может не совпадать, при использовании нужно проверять по космоснимкам и на местности.
    • Обсуждение на форуме
    • Исходный код парсера от trolleway на python, преобразующего их json файл в csv с валидной геометрией, для открытия в QGIS
    • Папка с выгрузками геоданных для открытия в josm

Альтернативные источники

  • Москва (Википедия)
  • Административно-территориальное деление Москвы (Википедия)
  • Муниципальные образования Москвы (Википедия)

Роман Петухов — старший научный сотрудник Центра комплексных социальных исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, канд. юрид. Наук

Весной 2019 г. в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» были внесены изменения, значимо меняющие подходы к организации местной власти в нашей стране. Речь идет о поправках, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». Этот документ кардинальным образом поменял требования к городскому округу и ввел новый тип муниципального образования — муниципальный округ.

В пояснительной записке к проекту, ставшему законом № 87-ФЗ, указывалось, что изменения вносятся, чтобы совершенствовать принципы территориальной организации местного самоуправления. По мнению авторов законопроекта, введение нового типа муниципального образования (муниципального округа) должно обеспечить дополнительную вариативность подходов к осуществлению местного самоуправления с учетом особенностей территорий. В записке говорится, что округа позволят консолидировать представительские и административные ресурсы для оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления посредством создания одноуровневой системы местного самоуправления.

Надо заметить, что впервые за многие годы в официальном документе федерального уровня была предусмотрена возможность перехода к одноуровневой системе организации муниципальной власти. Нельзя сказать, что эта тема была табуирована, но начиная с 2003 г., когда был принят Федеральный закон № 131-ФЗ, и где-то до 2015 г., когда одновременно в нескольких регионах стали преобразовывать муниципальные районы с входящими в их состав поселениями в городские округа, соответствующие инициативы серьезно не обсуждались. Двухуровневость местной власти, обязательная для всех субъектов Российской Федерации, являлась одним из базовых принципов муниципальной реформы начала 2000-х гг. В ее основе было представление о том, что не все вопросы местного значения целесообразно решать на уровне городских и сельских поселений. Для реализации масштабных, но не теряющих свой местный характер задач были предусмотрены муниципальные районы. Суть двухуровневой модели муниципальной организации лучше всего передает формула: поселения для населения, а районы для поселений.

В последние пять лет в нескольких регионах России (Калининградская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Сахалинская и Тверская области, а также Краснодарский и Пермский края) сформировалась практика отхода от двухуровневости за счет преобразования муниципальных районов в городские округа, сопровождающаяся ликвидацией поселенческого уровня местной власти. Причем юридические основания для таких преобразований были закреплены в федеральном законодательстве только в 2017 г., т.е. почти через два года после того, как регионы стали их осуществлять на практике.

Подробнее о последствиях преобразования муниципальных районов в городские округа — лекция Романа Петухова в Университете КГИ.

Принятие Федерального закона № 8-ФЗ, по сути, является следующим шагом к одноуровневости местной власти. Муниципальные и городские округа имеют одинаковый перечень вопросов местного значения, закрепленный в статье 16 Федерального закона № 131-ФЗ, но различаются по характеру территорий, которые могут быть включены в их границы. Муниципальными округами могут стать три и более объединенных общей территорией населенных пункта, не являющиеся муниципальными образованиями. Образование муниципального округа, состоящего менее чем из трех объединенных общей территорией населенных пунктов, не допускается.

Как уже было сказано, изменились требования и к городским округам, которыми предлагается считать муниципальные образования, состоящие из одного или нескольких объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, не менее 2/3 жителей которого проживает в городах и (или) иных городских населенных пунктах. Действовавшая с весны 2017 г. редакция Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривала требований ни к количеству, ни к типу населенных пунктов, конституирующих данный вид муниципального образования. Это в теории позволяло создавать городские округа вообще без городов или иных городских населенных пунктов. На практике такого не было, но в некоторых регионах, например, в Московской области, были созданы городские округа, состоявшие из одного рабочего поселка и нескольких десятков сельских населенных пунктов.

На устранение противоречия между формальными представлениями о городском округе как о сильно урбанизированной территории и реальной практикой создания городских округов на базе «сельских» муниципальных районов был направлен Федеральный закон № 8-ФЗ. Повторимся, что этот документ не ограничивает субъекты федерации в их стремлении переходить на одноуровневую систему организации местной власти, но устраняет — как сказано в пояснительной записке к соответствующему законопроекту — «семантическое противоречие, возникающее вследствие объединения поселений с городским округом с последующей утратой муниципальным районом статуса муниципального образования». Противоречие между названием «городской округ» и реальным территориальным содержанием этих муниципальных образований устраняется за счет введения муниципальных округов, наименование которых нейтрально к составу входящих в его границы территорий.

Согласно пункту 3.2 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ территорию муниципального округа составят земли не менее трех объединенных общей территорией населенных пунктов, а также прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего муниципального округа, а также земли рекреационного назначения. Следует обратить внимание на то, что формулировки, данные в рассматриваемом законопроекте, не исключают как вхождения городов и иных городских поселений в состав муниципальных округов (как подчеркивают авторы законопроекта, в городах концентрируются бюджетообразующие ресурсы), так и сельских населенных пунктов — в состав городских округов.

В свою очередь, пункт 3.3. части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что в состав территории городского округа входят один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых проживает не менее 2/3 жителей городского округа, при этом в состав территории городского округа также могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов, входящих в состав городского округа. При этом, на территории городского округа плотность населения должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.

Таблица 1

Законодательно установленные требования к городским и муниципальным округам

Требования к городскому округу

(п. 3.3 ч. 1 ст. 11)

Требования к муниципальному округу

(п. 3.4 ч. 1 ст. 11)

один или несколько городов и (или) иных городских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями

несколько объединенных общей территорией населенных пунктов

в городе(-ах) и (или) иных городских населенных пунктах должно проживать не менее 2/3 населения городского округа

размер территории сельских населенных пунктов и территорий развития, входящих в состав городского округа, не может превышать в 2 и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов

на территории городского округа плотность населения должна в 5 и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации

по возможности должна быть обеспечена транспортная доступность до административного центра городского округа и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в их состав

по возможности должна быть обеспечена транспортная доступность до административного центра муниципального образования и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в их состав

Оговорка законодателя, позволяющая наделять статусом городского округа муниципальные образования, в которых города и городские населенные пункты занимают менее половины их площади, а плотность населения в пять и более раз превышает среднюю плотность по стране, делает невозможной распространенную сейчас практику создания городских округов, ядром которых являются небольшие города или поселки городского типа. Например, в городском округе Шаховская Московской области площадь рабочего поселка Шаховская, являющегося административным центром этого муниципального образования, составляет 3900 га, в то время как площадь всего этого муниципального образования более 121 тыс. га. Предполагается, что к 2025 году такие городские округа должны быть преобразованы в муниципальные округа.

Однако в настоящее время региональные власти не спешат преобразовывать городские округа, созданные на базе муниципальных районов, в муниципальные округа. Известно о шести случаях создания муниципальных округов, четыре из которых в Пермском крае, а два — в Тверской области. Во всех этих случаях муниципальные округа создавались на базе муниципальных районов (см. табл. 2). Процедура такого преобразования предусмотрена частью 3.1-1 статьи 13 Федерального закона и предусматривает, что входящие в состав муниципального района поселения объединяются в единое муниципальное образование, которое законом соответствующего субъекта Российской Федерации наделяется статусом муниципального округа. При этом муниципальный район, в котором все поселения объединились, а также сами эти поселения утрачивают статус муниципальных образований.

Таблица 2

Информация о муниципальных округах, созданных с мая по октябрь 2019 г.

№ п.п.

Название муниципального образования

Закон, которым осуществлено преобразование

Состав территории муниципального округа

Весьегонский муниципальный округ Тверской области

Закон Тверской области от 17 мая 2019 г. № 23-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Весьегонский район», путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области»

264 населенных пункта, ранее входивших в состав 1 городского и 6 сельских поселений Весьегонского муниципального района

Александровский муниципальный округ Пермского края

Закон Пермского края от 27 мая 2019 года № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края»

38 населенных пунктов (в т.ч. город Александровск, рабочий поселок Всеволодо-Вильва, рабочий поселок Яйва), ранее входивших в состав 3 городских и 1 сельского поселения Александровского муниципального района

Березовский муниципальный округ Пермского края

Закон Пермского края от 27 мая 2019 года № 396-ПК «Об образовании нового муниципального образования Березовский муниципальный округ Пермского края»

89 сельских населенных пунктов, ранее входивших в состав 7 сельских поселений Березовского муниципального района

Ординский муниципальный округ Пермского края

Закон Пермского края от 27 мая 2019 года № 397-ПК «Об образовании нового муниципального образования Ординский муниципальный округ Пермского края»

45 сельских населенных пунктов, ранее входивших в состав 5 сельских поселений Ординского муниципального района

Андреапольский муниципальный округ Тверской области

Закон Тверской области от 13 июня 2019 г. № 33-ЗО «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Андреапольский район», путем объединения поселений и создании вновь образованного муниципального образования с наделением его статусом муниципального округа и внесении изменений в отдельные законы Тверской области»

251 населенный пункт, ранее входивший в 1 городское и 7 сельских поселений Андреапольского муниципальный район

Кудымкарский муниципальный округ Пермского края

Закон Пермского края от 20 июня 2019 года № 425-ПК «Об образовании нового муниципального образования Кудымкарский муниципальный округ Пермского края»

276 сельских населенных пунктов, ранее входивших в состав 6 сельских поселений Кудымкарского муниципального района

Как видно из приведенных выше данных, муниципальные округа на практике имеют самый разный территориальный состав, и есть все основания считать, что в обозримом будущем именно в этот тип муниципального образования будут преобразовывать муниципальные районы. В свою очередь, число городских округов, непрерывно возраставшее с 2014 г. (см. рис. 1), не будет больше сильно меняться. Действующее законодательство задало довольно высокую планку для городского округа, которую смогут преодолеть не так много территорий. В этом плане показательно, что Александровский муниципальный район Пермского края, состоявший из трех городских и одного сельского поселения, был преобразован не в городской, а в муниципальный округ.

Рисунок 1. Динамика изменения численности муниципальных образований с 2009 по 2018 гг. (по данным Росстата)

В завершение отметим, что введение муниципальных округов, как представляется, мало связано с решением реальных проблем муниципального развития и повышения уровня жизни граждан России. Большие по территории муниципальные образования в условиях относительно плохой дорожной сети, нерегулярности работы и дороговизны общественного транспорта, бюрократизированности получения государственных и муниципальных услуг, требующих регулярного личного обращения граждан в органы власти, создают существенные сложности для жителей периферии преобразованных муниципальных образований. Экономическая и административная эффективность больших по территории муниципальных образований на данный момент не подтверждается реальными цифрами. Об этом, в частности, свидетельствуют исследования, проведенные в рамках проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста». Чаще всего основным эффектом от преобразования района в округ становится концентрация всех ресурсов в административном центре и сужение возможности для жителей периферийных населенных пунктов влиять на их распределение. Представляется, что изменения, настолько существенно вторгающиеся в повседневную жизнь людей, должны происходить, как минимум, с их согласия, выраженного путем голосования референдумного типа.

Подробнее о тонкостях муниципально-территориальной организации и о том, как вся эта система работает на практике — лекция Романа Петухова в Университете КГИ