Самопрезентация о себе кратко и красиво написать

Что такое самопрезентация?

Как следует из названия, самопрезентация (ещё её можно назвать автопрезентацией) — это представление человеком самого себя. Автор презентации выступает в роли рассказчика, рассчитывая произвести на слушателя или читателя нужное впечатление.

Чтобы составить самопрезентацию о себе, необходимо определить её цель и решить, к кому она будет обращена

Не существует явных разделений по временному предназначению самопрезентации. Поскольку повествование ведётся от первого лица и в принципе не касается личностей слушателей или читателей, оно может быть ориентировано:

  • на одного конкретного человека — при приёме на работу или персонализированных попытках найти инвестора в действующий бизнес;
  • на нескольких определённых людей — при выступлении со сцены или первом знакомстве с коллективом;
  • на виртуальных получателей информации — если автопрезентация пишется для создания необходимого имиджа в будущем или выкладывается в открытый доступ.

Последнее особенно характерно для практики делового или неофициального общения в Интернете. Человеку, не имеющему цели привлечь внимание конкретного индивида или группы, значительно легче сделать небольшую презентацию и разместить её на своих страницах в социальных сетях или в профилях специализированных сайтов, чем рассылать ту же информацию всем желающим.

Совет: узнайте, какие вопросы задают на собеседовании.

Когда нужно писать самопрезентацию?

Невозможно перечислить все случаи, в которых может понадобиться составить и провести автопрезентацию. Современная жизнь слишком изменчива и непредсказуема, а потому, чтобы не оказаться вдруг без нужных слов, имеет смысл написать небольшую универсальную заготовку заранее.

Чаще всего самопрезентацию требуется проводить:

  1. При поступлении в престижное учебное заведение. Особенно важна подготовка для взрослых людей, уже имеющих высшее образование. Вряд ли приёмная комиссия с чрезмерной строгостью отнесётся к презентации, составленной выпускником школы или лицом, ранее не пробовавшим свои силы в вузах.
  2. При устройстве на работу. Также достаточно мало распространённое в отечественных реалиях, но обычное для стран Запада явление. Чем более ответственную (и оплачиваемую) должность намеревается занять соискатель, тем серьёзнее нужно подойти к составлению текста. Его стилистика будет зависеть от профиля компании и бытующих в ней традициях.
  3. При знакомстве с новым коллективом. Тут представить себя, если того требует корпоративная этика, придётся и только заступившему на должность руководителю, и простому сотруднику. Выступления в подавляющем большинстве случаев проводятся в устной форме с кафедры, со сцены или непосредственно на рабочем месте. И начальнику, и работнику не стоит при общении с другими людьми использовать холодный деловой стиль.
  4. При поиске кредиторов или инвесторов. Как начинающему, так и опытному предпринимателю время от времени приходится искать заёмные средства или людей, готовых вложиться в очередной проект за обещание в будущем части прибыли. Составить бизнес-план, способный заинтересовать будущих деловых партнёров или займодавцев, — дело сложное, но вполне привычное. А вот подготовить на письме грамотную автопрезентацию и после эффектно её подать — задача не менее важная и значительно более нестандартная. При выступлении перед будущими инвесторами и кредиторами или письменном к ним обращении следует особое внимание уделить своим прошлым коммерческим успехам, не стесняясь хвастаться: зачастую решение слушателей зависит от первого впечатления.
  5. При попытках получить помощь деньгами от богатых людей, частных или государственных фондов. В отличие от предыдущей ситуации, речь идёт не о кредитах или инвестициях, а о безвозмездных денежных вливаниях: пожертвованиях, грантах или даже стипендиях. Чтобы получить нужную сумму, претенденту или просителю придётся как следует постараться, сделав автопрезентацию не только увлекательной и информативной, но и максимально убедительной.
  6. При неформальном общении. В компании друзей самопрезентация вряд ли понадобится: даже о новичке в коллективе гораздо красноречивее расскажут приведшие его друзья, чем собственное представление. Но если дело касается компании, состоящей из малознакомых или вовсе незнакомых людей, имеет смысл немного рассказать о себе, не увлекаясь при этом описанием успехов на работе и в бизнесе, а сконцентрировав внимание слушателей на интересных аспектах своей личности. Самопрезентация в неформальной обстановке проводится обычно в виде выступления, хотя, если общение началось в Интернете, может быть и письменной.
  7. При общении в Глобальной сети. Если взаимодействие, официальное или нет, продолжается в той же виртуальной среде, где и началось, каждому из желающих представить себя участников стоит подготовить небольшую самопрезентацию. Как правило, достаточно и текстового варианта, но, если позволяет время и есть технические возможности, будет вполне разумно записать небольшой информативный ролик о себе. Информация должна находиться в открытом доступе, чтобы с ней мог ознакомиться каждый желающий — иначе автору придётся постоянно заниматься рассылками, что не слишком удобно.

Ещё одна ситуация, в которой неплохо будет написать автопрезентацию, — восстановление доброго имени. Не имеет значения, пострадала репутация человека в результате клеветы или его собственных неосторожных действий; происшедшее надо исправлять, и чем скорее, тем лучше.

Разновидности автопрезентаций

Прежде чем приступить к написанию текста для автопрезентации, следует определиться с её направленностью, учитывая:

  • целевую аудиторию;
  • ситуацию, для которой проводится презентация;
  • число слушателей;
  • способ обращения к аудитории;
  • конечную цель.

Первые два пункта были рассмотрены в предыдущих разделах. Самопрезентация, какой бы специализированной она не казалась автору и как бы мастерски ни была составлена, должна быть строго ориентирована на аудиторию и полностью соответствовать ситуации — иначе все старания пройдут впустую.

В зависимости от численности аудитории все презентации делятся на:

  1. Приватные. Предназначены для одного или нескольких особо влиятельных людей. И текст, и выступление представляющегося должны быть выстроены так, чтобы привлекать внимание именно этой небольшой группы. Автопрезентация может содержать личные обращения, отсылки к обстоятельствам, известным обеим сторонам или объединяющим их, и, если позволяет обстановка, неформальные обороты.
  2. Камерные. В этом случае численность аудитории составляет от трёх до десяти человек. Автопрезентация в устном формате проводится в небольших помещениях или кабинетах; в письменном — путём целевой рассылки или общения в корпоративном чате. Хотя грамотно составленный текст может по-прежнему содержать личные обращения к одному или нескольким слушающим, увлекаться ими не стоит, как и разговорами об общих интересах.
  3. Публичные. Рассчитаны на широкую, разнородную и эмоционально плохо контролируемую аудиторию. Выступающему (или автору, если речь идёт о письменной автопрезентации) не стоит задерживаться на несущественных подробностях или заговаривать с кем-либо из зала — это пустая трата времени. Лучше всего сразу обратиться к фактам, как можно доходчивее представив слушателям или читателям свои интересы, плюсы, минусы и просьбы.

По способу общения с аудиторией автопрезентации можно разделить на:

  • Письменные — оформляются на бумаге или в виде электронного документа, рассылаются одному или нескольким потенциальным читателям;
  • Устные — человек, желающий представить себя, сам выступает перед публикой.

Важно: хотя первый вариант предполагает меньшие временные затраты, он не слишком удобен в плане обратной связи. Автор текста, пересланного адресату или размещённого в открытом доступе, не может оперативно отвечать каждому желающему задать вопрос или внести коррективы. Следовательно, высока вероятность упустить выгодное предложение или потерять возможность отреагировать на явную провокацию, что в итоге плохо скажется на репутации автора.

По конечной цели презентации делятся на:

  • Продвигающие. Предназначены для получения коммерческого эффекта, материальной или нематериальной пользы. К ним относятся выступления перед потенциальными инвесторами, кредиторами, жертвователями, благотворителями и другими лицами, имеющими нужную сумму денег и, возможно, готовыми с нею расстаться. При написании продвигающей презентации следует, если проект носит финансовый характер, делать упор на возможность слушателей получить прибыль (как часть будущего дохода или в виде возвращённого с процентами кредита) или совершить социально значимый поступок (помочь какому-либо фонду, благотворительной организации или конкретному нуждающемуся). Если речь идёт о нематериальной пользе, например продвижении по служебной лестнице или поступлении на работу, нужно дать понять слушателям или читателям, что они, сделав правильный выбор, получат грамотного целеустремлённого специалиста, перспективного учащегося и так далее — всё зависит от назначения самопрезентации.
  • Информационные. Создаются, когда необходимо донести до одного или нескольких читателей (или слушателей) важные сведения о личности, интересах, привычках или достоинствах автора. Обычно информационные презентации проводятся при знакомстве с коллективом или новой социальной группой, напрямую не связанной с получением выгоды. Составлять их, с одной стороны, проще, поскольку можно не заострять внимание на коммерческом компоненте текста; с другой — сложнее, ведь текст ориентирован не на быстрое получение желаемого, а на налаживание долговременных тёплых взаимоотношений.

Как сделать самопрезентацию о себе?

Вне зависимости от конечной цели, численности аудитории и её состава текст написанной правильно и красиво самопрезентации состоит из семи обязательных блоков. Их содержание и наполненность можно варьировать практически без ограничений, но составителю настоятельно не рекомендуется пренебрегать ни одной из частей — иначе презентаций будет выглядеть неполной или откровенно провальной.

  1. Первый блок любой самопрезентации — вступление. Его предназначение — показать читателям или слушателям, с кем они будут иметь дело в ближайшие несколько минут. Раздел должен включать в себя следующие данные:
    • фамилию, имя, отчество (или просто имя и отчество) обращающегося;
    • несколько приветственных слов;
    • небольшой комплимент аудитории в целом или нескольким слушателям по отдельности;
    • основные детали биографии рассказчика: где и когда он родился, учился, где работает, чем занимается и интересуется;
    • цель, с которой автор обращается к аудитории: получение кредита, инвестиций, новой должности, места работы, учёбы, намерение завязать дружеские отношения и так далее.
  2. Второй блок — род деятельности представляющегося. Здесь можно развить тему, обозначенную в первом разделе, подробнее рассказав читателям или слушателям о собственных профессиональных обязанностях и навыках. Грубейшей ошибкой будет плохо отзываться о своих настоящих или прошлых работодателях, клиентах или заказчиках. Даже если речь зайдёт о каждом из них в отдельности, необходимо придерживаться благожелательного или нейтрального тона, не впутывая аудиторию в свои жизненные проблемы. Не стоит концентрировать внимание на сложности, опасности работы и других негативных факторах: лучше найти более уместные способы дать читателям или слушателям понять, сколь ответственную должность выступающий занимает. Если целевая аудитория состоит из специалистов, достаточно перечислить свои должностные обязанности, сделав это по возможности не скучно. Если нет — тоже перечислить их, но снабжая каждый пункт небольшим пояснением.
  3. Третий блок — образование рассказчика. Где учился и каких в это время достиг успехов автор самопрезентации, будет интересно даже случайным слушателям, не говоря уже о работодателях и коллегах. Не имеет смысла начинать рассказ со школы: в отечественных условиях все они практически одинаковы, а разделение на «элитные» и обычные — простая условность. А вот институт или университет, давший рассказчику высшее образование, — уже достойная внимания тема. Как и прежде, не стоит заострять внимание на отрицательных воспоминаниях, связанных с учёбой. Они мало интересны слушателям или читателям и не несут никакой смысловой нагрузки. Гораздо лучше будет упомянуть об участии в различных олимпиадах, призовых местах в спортивных соревнованиях и, наконец, о получении диплома с хорошими отметками. Если выступающий устраивается на работу по профилю, важно рассказать и об успехах, достигнутых при прохождении преддипломной практики: зачастую они более важны, чем сам факт получения диплома.
  4. Четвёртый блок — достижения. Здесь можно или просуммировать ранее описанные успехи в учёбе и работе, или привести дополнительные факты. Они должны быть интересны аудитории, но не обязательно связаны с профессиональной деятельностью. Официальная часть закончилась на третьем блоке; далее продолжается знакомство автора с читателями или слушателями. Вполне возможно, им доставит удовольствие рассказ о спортивных победах, участии в крупных творческих проектах или о создании представляющимся благотворительного фонда. Ну а если интереса эти истории не вызовут — не беда, можно переходить к следующему разделу автопрезентации.
  5. Пятый блок — личные качества. Продолжая свободное общение с аудиторией, рассказчик может подробнее познакомить её со своими привычками, предпочтениями, достоинствами и даже, если это не повредит репутации, недостатками.

Совет: помня о том, что любая самопрезентация (даже в неофициальном кругу) рассчитана на первое знакомство, не следует сразу посвящать читателей или слушателей во все свои тайны. Вряд ли их заинтересует, что рассказчик не любит мыть посуду или лучше, чем кто-либо в округе, умеет гладить брюки. А вот о действительно важных ограничениях, например невозможности быть на связи по пятницам или подниматься вверх по лестнице, упомянуть нужно, если это связано с темой презентации. Как и в предыдущих случаях, следует концентрироваться на положительных аспектах: своих творческих, профессиональных, физических или интеллектуальных способностях, оставляя в стороне несущественное для взрослого человека. Хвастаться можно, главное — не слишком увлекаться и фантазировать и приводить аудитории действительно захватывающие подробности; тогда успех обеспечен.

  1. Шестой блок — подведение итогов с повторной формулировкой основной мысли:
    • работодателю следует ещё раз дать понять, какого замечательного специалиста он имеет возможность нанять;
    • приёмной комиссии — что в качестве учащегося рассказчик, уже обладающий рядом достижений, будет просто бесподобен и принесёт вузу добрую славу;
    • инвесторам или кредиторам — что дело действительно выгодное, и если они сейчас откажутся от возможности в него вложиться, в будущем такое решение обернётся упущенной прибылью и разочарованиями;
    • благотворителям — что, согласившись на просьбу автора, они совершат по-настоящему доброе дело, которое благоприятно скажется на репутации каждого из них;
    • будущим приятелям, друзьям или неопределённой (виртуальной) аудитории, что рассказчик — компетентный и приятный человек, заслуживающий доверия и уважения и ничего не имеющий против тёплых взаимоотношений с коллективом.
  2. Седьмой блок — заключительный. Рассказчику следует попрощаться с аудиторией, поблагодарив её ещё одним комплиментом и уверив в своей готовности ответить на любые появившиеся вопросы. Неплохо будет в заключение привести свои контактные данные (на письме) или рассказать, где и как слушатели могут пообщаться с заказчиком (при устном выступлении).

Самопрезентация о себе — образцы текста

Чтобы получить представление о правилах составления самопрезентации, начинающему автору полезно будет ознакомиться с тремя небольшими примерами: при устройстве на работу, общении с инвесторами и знакомстве со смешанной аудиторией.

Пример №1

Здравствуйте! Меня зовут Рыбаков Владимир Леонтьевич. Благодарю всех собравшихся здесь за возможность немного рассказать о себе. Для меня честь выступать перед столь приятной и компетентной аудиторией. Разрешите рассказать, почему я претендую на должность старшего разработчика отдела современных технологий.

Начну со своих профессиональных навыков и обязанностей. Я инженер-электронщик, стаж работы по специальности — более пятнадцати лет; на первую работу устроился сразу после окончания университета. Должностные обязанности — разработка электронных схем, проверка проектов подчинённых, изучение и адаптация зарубежных технологий и обучение молодых специалистов. За время работы участвовал в десяти конкурсах регионального и двух — федерального значения. Имею грамоты, награды и благодарственные письма.

Обучался последовательно в техникуме №23 Караганды и Университете электроники имени Володарского (Нижний Волочек). С первого курса принимал участие в олимпиадах и межвузовских спортивных соревнованиях. Имею диплом с отличием.

Увлекаюсь кулинарией и горнолыжным спортом. Имею сертификат кондитера-универсала, а также звание мастера спорта в соответствующем направлении.

Собран, организован, уверен в себе. Имею навыки долгосрочного планирования. Хороший организатор, о чём свидетельствуют рекомендательные письма с прошлого места работы. Предмет моей гордости — создание частного благотворительного фонда «Поможем, чем можем», действующего с 2015 года.

Прошу рассмотреть мою кандидатуру. Уверяю, что в случае положительного решения вы получите преданного и грамотного сотрудника, имеющего организаторские и производственные навыки.

С радостью отвечу на все возникшие у вас вопросы. Благодарю за внимание; было приятно перед вами выступать.

Пример №2

Добрый день, господа инвесторы! Меня зовут Андрей Васильевич, и сегодня я расскажу вам о своём новом проекте. Приятно вновь видеть знакомые лица, а всем, с кем ещё не имел чести познакомиться, — огромное спасибо за внимание! Тема моего выступления — производство аккумуляторов для пультов.

Теперь к делу. Я занимаюсь продвижением энергосберегающих самозаряжающихся батареек для телевизионных пультов уже на протяжении пяти лет. За это время были и успехи, и небольшие неудачи. Всё же мы смогли наладить производство и в прошлом году получили сертификат качества государственного образца.

Идея о производстве особых батареек для пультов возникла у меня ещё во время обучения в Институте имени Теслы, более десяти лет назад. Этой теме была посвящена моя преддипломная практика, а позже — и сам диплом, защищённый мною с отличием.

Сфера моих личных интересов совпадает с профессиональной: это внедрение в жизнь новых энергосберегающих технологий, которые в будущем сделают жизнь человека легче, а природу — чище.

Помогают мне в развитии проекта и личные качества: настойчивость и умение двигаться вперёд, несмотря ни на что. Я круглые сутки обрабатываю новую информацию и продумываю технологические схемы, чтобы сделать нашу с вами планету зеленее, а наш общий воздух — приятнее.

Предлагаю вам поучаствовать в финансировании моего нового проекта, с которым вы можете ознакомиться, заглянув в прилагаемые брошюры. Вы получите гарантированное вознаграждение уже через полгода после старта, а в дальнейшем сможете вновь вложиться в развитие бизнеса.

Искренне благодарю за внимание. Если есть вопросы, задавайте; с радостью пообщаюсь с умными людьми.

Пример №3

Всем привет! Меня зовут Алексей, и теперь я буду частью вашего коллектива. Мы пока незнакомы, но я уже сейчас чувствую к вам симпатию и не сомневаюсь, что мы подружимся. С этой целью я и расскажу немного о себе.

В настоящее время я работаю в НИИ Кардиоэлектроники имени Левковского. До того был практикующим врачом в Центральной Самарской больнице №1, а позднее преподавал в Медицинском университете того же города.

Его же я в своё время и закончил — с красным дипломом и несколькими благодарностями из интернатуры. Пока учился, участвовал в межвузовских соревнованиях по волейболу и спортивной гимнастике, а также нескольких олимпиадах по специальности и гуманитарным дисциплинам.

В свободное время занимаюсь спортивной ходьбой и вязанием. Ещё люблю читать книги и слушать классическую музыку. Не скажу, что добился хотя бы в одном из своих хобби заметных успехов; они просто приносят мне удовольствие.

Главное качество, которое ценю в себе, — дружелюбность. Надеюсь, сразу после окончания моего небольшого выступления вы сможете в нём убедиться.

Уверен, мы с вами найдём общие темы для разговора и сможем наслаждаться общением ещё не один год. Большое спасибо, что выслушали меня. Если есть вопросы, не стесняйтесь; буду рад поговорить с новыми знакомыми.

Монолог о себе

Каждый человек должен уметь сам рассказать о себе, о своих сильных и слабых сторонах, о своих увлечениях, о том, что он любит и что умеет делать хорошо.

Это часто необходимо:

· при знакомстве,

· при переходе в новый коллектив,

· при вступлении в какую-либо организацию,

· при поступлении на работу, учебу.

Монолог о себе — это сообщение информационного характера, содержащее автобиографические данные и имеющее целью сформировать у собеседников благоприятное впечатление.

Помните! · Нельзя хвастаться, но нужно рассказать о своих положительных качествах. · Нельзя говорить о себе уничижительно, но важно уметь в своем рассказе отнестись к себе с юмором.

Задание 1. Познакомьтесь с примерной моделью монолога о себе. Запомните порядок изложения информации и речевые клише, с помощью которых она вводится.

Порядок изложения Речевые клише
1. Обращение к аудитории. Друзья! Коллеги! Разрешите представиться…
2. Представление. Меня зовут….
3. Место жительства и учебы. Сейчас я живу в …, учусь в ….
4. Место рождения. Я родился в …, потом жил …, учился ….
5. Характер. По характеру я человек ….
6. Любимое. Я люблю (что делать).
7. Нелюбимое. Больше всего я не люблю (что делать).
8. Сильные стороны характера. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются….
9. Слабости. К своим слабостям я бы отнес….
10. Интересные истории. Со мной иногда происходят интересные / забавные / странные случаи.
11. Любимое занятие. Мое любимое занятие — ….
12. Планы на будущее. В будущем я бы хотел ….
13. Пожелание. Я надеюсь на то, что ….
14. Завершение выступления Благодарю / спасибо за внимание.

Помните! Рассказывая о себе, говорить надо коротко (1-2 минуты), в приветливой манере, доброжелательно, искренне, с чувством собственного достоинства, с мягкой иронией в отношении собственных недостатков.

Задание 2. Прокомментируйте высказывание В.В. Маяковского: «Я человек решительный, я хочу сам говорить с потомками, а не ожидать, что им будут рассказывать мои критики в будущем».

Существует два основных вида рассказа о себе: · монолог о себе, · автобиография Автобиография — это официальный (устный или письменный) рассказ человека о себе, составленный по определенной схеме, содержащий объективную и точную информацию и в стилевом отношении отвечающий требованиям официального стиля речи.

Задание 3. Прочитайте отрывки из автобиографического произведения В.В. Маяковского «Я сам». Как вы считаете, можно ли назвать текст, написанный В.В. Маяковским, автобиографией в полном смысле слова? Почему? Каков стиль этого отрывка?

* * *

Учила мать и всякоюродные сестры. Арифметика казалась неправдоподобной. Приходится рассчитывать яблоки и груши, раздаваемые мальчикам. Мы всегда давали, и я давал без счета. На Кавказе фруктов сколько угодно! Читать выучился я с удовольствием.

* * *

Переехали. Из Багдада в Кутаис. Экзамен в гимназию. Выдержал. Спросили про якорь (на моем рукаве) — знал хорошо. Но священник спросил — что такое «око». Я ответил: «Три фунта» (так по-грузински). Мне объяснили любезные экзаменаторы, что «око» — это глаз по-древнему, церковнославянскому. Из-за этого чуть не провалился. Поэтому возненавидел сразу — все древнее, все церковное и все славянское. Возможно, что отсюда пошли и мой футуризм, и мой атеизм, и мой интернационализм.

* * *

Всегдашней любовью думаю о Давиде . Прекрасный друг. Мой действительный учитель. Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать не голодая…

Задание 4. Прочитайте стихотворение В. Высоцкого. Найдите синонимы к фразе «Я не люблю». Как вы думаете, а что лирический герой поэта В. Высоцкого любит?

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

В которое болею или пью.

Я не люблю холодного цинизма,

В восторженность не верю, и еще —

Когда чужой мои читает письма,

Заглядывая мне через плечо.

Я не люблю, когда наполовину

Или когда прервали разговор.

Я не люблю, когда стреляют в спину,

Я также против выстрела в упор.

Я ненавижу сплетни в виде версий,

Червей сомненья, почестей игру,

Или — когда все время против шерсти,

Или — когда железом по стеклу.

Когда я вижу сломанные крылья —

Нет жалости во мне, и неспроста,

Я не люблю насилья и бессилья,

Вот только жаль распятого Христа.

Я не люблю себя, когда я трушу,

Я не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более — когда в нее плюют.

Я не люблю манежи и арены:

На них мильон меняют по рублю —

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю.

Задание 5. Прочитайте тексты речей студентов. Укажите смысловые части, перечисленные в Задании 1. Скажите, с кем из авторов вам хотелось бы пообщаться и почему. Какие вопросы вы хотели бы ему задать? Обратите внимание на начало и завершение текстов. Как вы считаете, какое из обращений к студенческой аудитории наиболее удачно?

Примерная модель речи-самопрезентации

Дисциплина «Риторик» (очное отделение)

Требования к ЗАЧЕТУ:

1. Представить конспекты пяти лекций (по указанным вопросам):

Лекция 1. Риторика как учение о речи. История риторики. Виды и жанры ораторских выступлений.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1) История развития риторики.

2) Основные категории и законы риторики.

3) Основные риторические традиции: диалектика, эристика, софистика.

4) Основные классические определения риторики.

5) Определения риторики в русских классических риториках. История риторики в России.

6) .Современные определения риторики.

7) Виды и жанры ораторских выступлений. Заполнение табл.

Термин Определение Общие требования Специфические требования
Информационная речь
Убеждающая речь
Агитационная речь
Развлекательная речь
Воодушевляющая речь
Приветственная речь

Лекция 2. Образ ритора. Взаимодействие оратора и аудитории.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1) Образ говорящего как центральное понятие риторики.

2) Риторический канон для выступающего. Заполнение табл.

Глазной контакт
Стойка оратора (рабочая)
Жест и мимика

3) Ораторские нравы.

4) Коммуникативные аспекты риторики.

5) Риторическая позиция выступающего.

Лекция 3. Изобретение. Классификация топосов

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1) Изобретение как раздел риторики.

2) Проблемная ситуация, предмет речи и формулирование тезиса. Цель речи.

3) Классификация топосов.

4) Топосы как источник изобретения аргументов к данному тезису.

Лекция 4. Расположение. Композиция речи. Аргументация в публичном выступлении.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1) Расположение как раздел риторики.

2) Виды и функции вступления. Правила построения вступления.

3) Виды и функции заключения. Правила построения заключения.

4) Правила построения основной части выступления. Расположение аргументов в систему (индукция, дедукция, двусторонняя, односторонняя и т.п.).

5) Построение речи по хрии.

Лекция 5. Языковое оформление публичной речи. Языковые средства выразительности.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Особенности ораторского подстиля. Языковое воплощение стилевых черт ораторского монолога.

2. Понятие риторического тропа и фигуры. Классификация фигур и тропов.

При отсутствии на лекционных занятиях представить в письменном виде полные ответы на указанные вопросы по учебной литературе (см. список литературы в методичке).

2. Творческие задания:

Творческое задание 1.

Подготовьте 3-5 минутное информационное выступление-самопрезентацию. Ваша аудитория – слушатели группы.

Примерная модель речи-самопрезентации

(Заимствовано из пособий:Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие. – М., 2007; Аннушкин В.И. Риторика. Экспресс-курс: учеб. пособие. – М., 2007.)

Модель 1

1. Меня зовут…

2. Где родились, откуда приехали, где сейчас живете, учитесь?

3. По характеру я человек…

4. Я люблю…

5. Больше всего я не люблю…

6. Моими сильными сторонами, как мне кажется, являются …

7. К своим слабостям я бы отнес следующее…

8. Мои друзья считают меня…

9. Со мной иногда случаются интересные (забавные, странные… случаи).

10. Моё любимое занятие…

11. В будущем я бы хотел…

12. Я надеюсь на то, что…

Модель 2

1. Прежде всего, представьтесь. Встает задача: как себя назвать? Есть официальная форма: имя, отчество, фамилия – в каком бы возрасте вы ни были, свое именование желательно осуществлять с достоинством и ответственностью. Если хотите, прокомментируйте ваши Ф.И.О.

2. Несомненно, всех интересует, каким делом вы занимаетесь. Сделайте маленькую рекламу вашему труду, вашей профессии, вашему делу.

3. В какой сфере лежат ваши интересы и увлечения? Вы постоянный человек в своих увлечениях? Много не расскажешь, но заинтригуйте если можете. Есть ли какое-нибудь увлечение, которое помогает вам сегодня?

4. Хранит ли семейное предание какие-нибудь рассказы о вашем рождении? Наша память хранит многое о знаменательных событиях нашего личного прошлого. Если считаете нужным, расскажите.

5. Насколько вы чувствуете связь с вашими родителями? Кто они: кем работают или работали, какие у них интересы? Можете ли вы сказать, что яблоко от яблони недалеко падает?

6. Какие качества вы цените в людях?

7. Вы человек общительный? В чем выражается ваша любовь/нелюбовь к общению? Любите ли вы большие компании?

8. Вам часто приходилось разочаровываться в людях? Как вы считаете, это было полезно или, напротив, вредило вам?

9. Кто ваши учителя в жизни, школе, институте, работе? Расскажите о самых главных.

10. Каковы ваши планы на будущее? Можно ли считать ваши планы наполеоновскими?

11. Любите ли вы читать? Какую роль занимает книга в вашей жизни?

12. Любите ли вы музыку? Какую: классическую или современную?

13. Любите ли вы танцевать?

14. Любите ли вы спорт? Какую роль в вашей профессии занимает физическая подготовка? Насколько необходимы вам в вашем деле крепкое здоровье и стойкая нервная система?

15. «Скажи мне, кто твой друг…». У вас много друзей? Не страдаете ли вы от излишнего общения? Скучаете ли вы здесь без ваших друзей?

16. Вы человек «утренний» или «вечерний» (жаворонок или сова)? Когда вы любите работать? Как вы работаете?

17. Ваше отношение к природе: солнцу, лесу и дождю? Вы домосед или, скорее, любите путешествовать?

18. Расскажите на манер юного героя Заходера: что я люблю?

Разновидности презентаций

Можно передавать информацию о себе людям с помощью самопрезентации. Они делятся на группы:

  1. По отношению аудитории к презентатору.
  2. По форме реализации (устные, в виде текста).
  3. По цели проведения (продвигающие, информационные).
  4. По размеру аудитории (приватные, камерные, публичные).
  5. Теория самопрезентации предполагает, что поведение человека направлено на создание желаемого впечатления. Мы хотим, чтобы люди видели нас определенным образом.

Три компонента успешной самопрезентации:

Как рассказать о себе

  • оратор должен быть мотивирован, чтобы оказать особое действие на умы слушателей
  • выступающий должен обладать когнитивной способностью знать, какое конкретное поведение приведет к нужному впечатлению
  • должен уметь и желать принять желаемое поведение

Успешная самопрезентация предполагает баланс между преимуществами (представляя наиболее полезный образ для ситуации) и правдоподобием (удостоверяясь, что образ будет воспринят другими). Осознавая эти факторы, люди обычно изменяют поведение в соответствии с ожиданиями аудитории.

Советы для самопрезентации

Планируя речь, разделите ее на три части — начало, середину, вывод. Это придаст ей структуру и поможет в написании.

Приветствуйте аудиторию с теплотой, расскажите, кто вы, о чем и зачем вы собираетесь говорить.

Собеседование

Расскажите о себе: увлечениях, надеждах, мечтах, целях. Будьте информативны, если уместно, обязательно расскажите о личных достижениях.

Находясь на собеседовании, обсудите причины желания работать в компании, коснитесь прошлого опыта и объясните, почему считаете себя подходящим для вакансии. Расскажите интересный случай из прошлого, связанный с данной должностью, если уместно. Сообщите интервьюерам, чем гордитесь. Это может быть умение экономить время, эффективность, навыки. Готовьтесь к вопросам по этому поводу.

Если учитесь в школе, начинаете новый курс колледжа, расскажите, почему выбрали этот курс, что интересует в конкретной работе или карьере.

Самый важный момент ! Не добавляйте дополнительную информацию в конце выступления, вы должны спросить аудиторию, есть ли какие-либо вопросы. Вы должны поблагодарить слушателей за время и внимание.

Аспекты личной презентации

Важные составляющие личной презентации: одежда, аксессуары (сумки, телефоны, ежедневники, ювелирные изделия, шарфы), язык тела, голос.

Одежда наиболее очевидная сторона личной презентации. Решая, что надеть, обратите внимание на несколько вещей. Что ожидает аудитория? Деловой костюм может быть не всегда уместным. Многое зависит от ожиданий потенциальных слушателей. Иногда стиль smart casual более уместен.

Надо чувствовать себя на презентации достаточно уверенно и расслаблено, следует найти баланс между ожиданием аудитории и комфортом.

Женщинам нужно подумать об обуви: вам придется стоять длительное время, убедитесь, что сможете это сделать. Если не привыкли к каблукам – не носите их.

Аксессуары должны соответствовать одежде. Это не значит, что сумка должна быть одного цвета с пиджаком. Если носите костюм, то ваши материалы должны быть в портфеле, а не в рюкзаке.

Роль голоса в выступлении

Голос может раскрыть личную историю так же, как внешний вид. Звук голоса и содержание речи могут служить ключом к эмоциональному состоянию индивида. Голос уникален для каждого человека.

Три основных элемента речи должны быть усвоены желающими стать эффективными докладчиками:

  1. Громкость – чтобы быть услышанным.
  2. Ясность – чтобы быть понятым.
  3. Разнообразие — вызвать интерес.

Громкость. У некоторых людей от природы мягкие голоса. Если голос слишком высок, тональное качество теряется. Не поднимайте, а «проецируйте» голос на выдохе.

Разговаривая с группой, важно не направлять речь на передний ряд или просто к ближайшим к вам людям, а сознательно адресовать фразы тем, кто расположен дальше.

Правила поведения

Ясность. Некоторые люди склонны говорить сквозь стиснутые зубы. Эта неспособность открывать рот и не произносить звуки отчетливо является основной причиной неразборчивости речи.

Разнообразие. Чтобы сделать речь эффективной и интересной, нужно применить вокальное разнообразие. Пути достижения вокального разнообразия:

  • скорость
  • громкость
  • подача – интонация – акцент
  • пауза

Скорость говорения. Если речь слишком быстрая, слушатели не успевают усвоить сказанное. Чтобы сохранить интерес слушателей, нужно варьировать темп речи – сначала ускоряя, а затем замедляя.

Громкость. Увеличивая или уменьшая громкость, можно создавать акцент.

Подача — интонация — акцент: говоря на публике, постарайтесь передать информацию с такой энергией и энтузиазмом голоса, насколько возможно.

Пауза. Может использоваться для эффекта, чтобы выделить предыдущее утверждение или для привлечения внимания важным сообщением.

Образец ведения самопрезентации на собеседовании

Собеседование — встреча и разговор соискателя с потенциальным работодателем. Во время собеседования для сторон важно понять, подходят ли они друг другу, обсудить детали совместной работы. Работодатель может задавать вопросы об образовании и опыте соискателя, а также о навыках и знаниях. Возможен разговор о личном, устремлениях и планах в жизни.

Первые впечатления могут сыграть важную роль в том, как работодатель воспримет вас как кандидата. То, что вы говорите на первом этапе интервью, может иметь большое значение в результате.

Рекомендуемый порядок действий во время собеседования:

Секреты успеха

  1. Начните с улыбки на лице, назовите себя.
  2. Расскажите о деталях образования.
  3. Ответьте на вопрос, почему вы хотите работать в этой компании.
  4. Сообщите о навыках и умениях.
  5. При необходимости добавьте сведения о семье.
  6. Расскажите об увлечениях, хобби.
  7. Как потратите свободное время, если оно будет.
  8. Закончив, скажите СПАСИБО лицу, которое слушало вас.

Вещи, о которых нужно избегать говорить на собеседовании:

  1. Я терпеть не могу мою нынешнюю работу.
  2. Мой босс — худший босс.
  3. Моя нынешняя компания ужасна.
  4. Когда я могу рассчитывать на отпуск?
  5. Можете ли дать мне такси, чтобы вернуться домой?
  6. Можно я отвечу на звонок?
  7. Мне очень нужна эта работа.
  8. Я не обладаю всем опытом, который вам нужен, но я быстро учусь.
  9. Я не знаю.
  10. У меня назначена встреча, скоро эта закончится?
  11. Извините, я опоздал.
  12. Профанация, ругательства.
  13. Няни для детей сейчас нет, но я что-нибудь предприму.
  14. У меня пока нет машины, но скоро.
  15. График не подходит мне. Можно ли его изменить?
  16. Вопросов не имею.
  17. Что включено в пакет льгот?
  18. Интервью заставляют меня нервничать.
  19. Могу ли я работать из дома?

Пример самопрезентации

Доброе утро,

Приятно представиться. Меня зовут Игорь Новиков. Я из Санкт-Петербурга. Я занимаюсь электроникой и программной инженерией. В прошлом году я закончил ЛЭТИ. Там же я окончил курсы по компьютерной безопасности.

Мой отец государственный служащий, а мать – домохозяйка.

Мои сильные стороны – мне нравится решать проблемы, я самомотивированный человек и самодисциплинированный человек. Я хороший командный игрок и отлично умею руководить командой. Я могу принять любую среду. Я хороший слушатель и быстро учусь.

Я не хочу говорить о своих слабостях, но мне нравится говорить о возможности улучшения, я верю в себя и свою работу, и я хочу совершенствоваться.

Моя краткосрочная цель — я хочу получить такую базу, где я могу сделать карьеру вместе с ростом такой организации, как ваша.

Моя долгосрочная цель — я хочу быть одной из причин успеха вашей компании.

Это все обо мне. Спасибо, что дали мне возможность рассказать о себе.

Когда подаете заявку на новую работу или начинаете новый курс, нередко первая встреча будет включать знакомство друг с другом, и это означает немного рассказать о себе. К счастью, это короткий временной отрезок, пять или десять минут, поэтому это не так сложно, как кажется. Узнав секреты успешной самопрезентации, ознакомившись с нашими советами, вы почувствуете себя более уверенно и с легкостью достигнете желаемого результата.