Самообложение

Содержание

Cкачать: № 15 от 27.09.19 г.

Ленинградская область

Лужский муниципальный район

совет депутатов Скребловского сельского поселения

Четвертый созыв

РЕШЕНИЕ

от 27.09.2019 г.

№ 15

Об утверждении Положения о самообложении граждан на территории Скребловского сельского поселения

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Совет депутатов Скребловского сельского поселения РЕШИЛ:

  1. Утвердить Положение о самообложении граждан на территории Скребловского сельского поселения.

  2. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в газете «Лужская правда» и вступает в силу после его официального опубликования.

  3. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.

Глава Скребловского

сельского поселения,

исполняющий полномочия

председателя совета депутатов Босак Н.А.

Приложение

к решению Совета депутатов

Скребловского сельского поселения

От 27.09.2019 г. № 15

Положение о самообложении граждан

на территории Скребловского сельского поселения

Настоящее Положение о самообложении граждан на территории Скребловского сельского поселения (далее — Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 56 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», областным законом от 09.06.2007 № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области», Бюджетным кодексом Российской Федерации и регулирует порядок введения и использования средств самообложения граждан для решения непосредственно населением конкретных вопросов местного значения на территории муниципального образования.

  1. Общие положения

1.1. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан — жителей муниципального образования «Скребловское сельское поселение», осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения муниципального образования «Скребловское сельское поселение».

1.2. Плательщиком разового платежа, установленного настоящим Положением, является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и проживающий на территории муниципального образования «Скребловское сельское поселение».

1.3. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

1.4. Вопросы введения и использования средств самообложения решаются на местном референдуме, который проводится в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и областным законом от 09.06.2007 № 93-оз «О местном референдуме в Ленинградской области».

1.5. Введение, сбор и использование средств самообложения граждан осуществляется в соответствии с принципами законности, социальной справедливости, экономической обоснованности и целевого использования средств самообложения.

1.6. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования»Скребловское сельское поселение».

1.7. Вопросы введения и использования средств самообложения в пределах населенного пункта, входящего в состав поселения, городского округа решаются на сходе граждан, проводимом в соответствыии со ст 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о порядке подготовки и проведения схода граждан в населенных пунктах муниципального образования «Скребловское сельское поселение» , утвержденным решением Совета депутатов от 06.06.2019 г. № 208.

2 . Порядок введения самообложения граждан

2.1. Вопрос, предлагаемый к вынесению на местный референдум, должен содержать:

— конкретный вопрос (конкретные вопросы) местного значения муниципального образования, для решения которого (которых) предлагается проведение самообложения граждан;

— размер разовых платежей самообложения в абсолютной величине, равный для всех жителей муниципального образования;

— категории граждан для которых размер платежей по самообложению предлагается уменьшить;

— размер уменьшенных платежей по самообложению в абсолютной величине для отдельных категорий граждан;

— срок уплаты платежей по самообложению.

2.2. Решение о назначении местного референдума принимается Советом депутатов на очередном заседании в срок не позднее 10 дней со дня поступления документов, необходимых для назначения референдума.

2.3. В решении о назначении местного референдума в обязательном порядке указывается:

— день голосования на местном референдуме;

— вопрос (вопросы), выносимый (выносимые) на местный референдум, в том числе: мероприятия в рамках конкретного вопроса местного значения, решаемые за счет средств самообложения граждан, сроки реализации мероприятий;

— размер разового платежа в порядке самообложения граждан в абсолютной величине, равный для всех жителей муниципального образования и сроки его внесения;

— категории граждан, для которых размер разового платежа в порядке самообложения уменьшен;

— размер разового платежа в порядке самообложения граждан в абсолютной величине для категории граждан, в отношении которой размер разового платежа уменьшен, и сроки его внесения.

2.4. Вопрос (вопросы) должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

3.Порядок сбора средств самообложения граждан

3.1. Разовый платеж гражданами вносится в бюджет муниципального образования «Скребловское сельское поселение» в срок, установленный решением, принятым на местном референдуме.

3.2. Доходы бюджета муниципального образования «Скребловское сельское оселение», полученные от самообложения граждан, являются согласно статье 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговыми доходами.

3.3. Сбор и расходование средств самообложения граждан муниицпального образования «Скребловское сельское оселение» осуществляется в порядке установленном администрацией муниципального образования «Скребловское сельское поселение» (далее — Администрация) с учетом требований настоящего Положения.

3.4. Внесение средств самообложения гражданами производится на основании извещения направляемого Администрацией, включающего банковские реквизиты Администрации, а также информацию о порядке внесения таких средств.

3.5. Учет поступлений в бюджет муниципального образования «Скребловское сельское поселение» средств самообложения граждан, осуществляется Администрацией.

3.6. Администрация дает разъяснения гражданам вопросам учета и сбора средств самообложения граждан.

3.7. Разовый платеж, не внесенный в установленный срок, подлежит взысканию Администрацией, в порядке, установленном законодательством для взыскания невнесенных в срок неналоговых платежей.

  1. Порядок использования средств самообложения граждан

4.1. Средства самообложения граждан, поступившие в бюджет муниципального образования «Скребловское сельское поселение», расходуются только на реализацию мероприятий, направленных на решение вопросов местного значения, определенных на местном референдуме.

4.2. Средства самообложения граждан, поступившие в бюджет муниципального образования «Скребловское сельское поселение» и не израсходованные в текущем финансовом году, сохраняют свое целевое назначение и расходуются в следующем финансовом году с учетом требований, установенных Бюджетным кодексом Россйиской Федерации.

4.3. Администрация за счет средств самообложения обеспечивает реализацию мероприятий по решению вопросов местного значения муниципального образования «Скребловское сельское поселение», определенных решением местного референдума, а также информирует население об использовании собранных средств самообложения граждан.

4.4. Совет депутатов муниципального образования «Скребловское сельское поселение» в сроки, установленные для предоставления ежегодного отчета об исполнении местного бюджета, информирует жителей муниципального образования «Скребловское сельское поселение» об исполнении решения о введении самообложения граждан, принятого на местном референдуме.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

самообложе́ние

Существительное, неодушевлённое, средний род (тип склонения ?? по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сам-; интерфикс: -о-; приставка: об-; корень: -лож-; суффикс: -ениj; окончание: -е .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения ? ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

Гиперонимы

  1. обложение

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

Этимология

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Список переводов

    Библиография

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Уточнить парадигму словоизменения, используя более конкретный шаблон словоизменения
      • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
      • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
      • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
      • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

      Об утверждении Положения о порядке самообложения граждан на территории муниципального образования городской округ ‘город Грозный’

      ГРОЗНЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
      РЕШЕНИЕ
      от 26 июля 2018 года N 55
      Об утверждении Положения о порядке самообложения граждан на территории муниципального образования городской округ «город Грозный»

      В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Чеченской Республики от 24 мая 2010 года N 11-РЗ «О местном самоуправлении в Чеченской Республике» и Уставом города Грозного, в целях повышения гражданской активности населения, вовлечения его в непосредственное осуществление местного самоуправления и пополнения доходной части бюджета муниципального образования для решения вопросов местного значения Грозненская городская Дума решила:

      1. Утвердить Положение «О порядке самообложения граждан на территории муниципального образования городской округ «город Грозный» согласно приложению.

      2. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на Комитет по экономике, бюджету и налоговой политике Грозненской городской Думы.

      3. Настоящее Решение подлежит опубликованию в газете «Столица плюс» и размещению на официальном сайте Грозненской городской Думы.

      4. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

      Глава города Грозного
      З.Х.ХИЗРИЕВ

      Приложение. Положение о порядке самообложения граждан в муниципальном образовании городской округ «город Грозный»

      Приложение
      к Решению Грозненской
      городской Думы
      от 26 июля 2018 г. N 55

      Общие положения

      1.1. Настоящее Положение определяет порядок введения, сбора и использования средств самообложения граждан Российской Федерации на территории муниципального образования городской округ «город Грозный».

      1.2. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, которые закреплены в статье 14 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

      1.3. Вопросы введения и использования средств самообложения решаются на местном референдуме. Местный референдум по вопросу самообложения граждан — референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Чеченской Республики от 28 апреля 2007 года N 19-РЗ «О референдуме Чеченской Республики», Законом Чеченской Республики от 2 апреля 2007 года N 11-РЗ «О местном референдуме в Чеченской Республике», Уставом города Грозного, среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, достигших возраста 18 лет и зарегистрированных по месту жительства в границах города Грозного, на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления граждан при тайном голосовании по вопросу самообложения граждан.

      1.4. Использование средств самообложения граждан осуществляется на мероприятия, направленные исключительно на решение вопросов местного значения, принятых на местном референдуме.

      1.5. Участие граждан в местном референдуме является свободным и добровольным.

      1.6. Администратором доходов бюджета и ведение бюджетного учета как начисленных сумм поступлений, так и сумм, поступивших в бюджет от средств самообложения, является ГУ Департамент финансов города Грозного.

      1.7. Контроль за целевым и эффективным расходованием средств бюджета по самообложению осуществляется Контрольно-счетной палатой города Грозного.

      1.8. Введение и использование средств самообложения граждан осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Конституцией Чеченской Республики, Законом Чеченской Республики от 2 апреля 2007 года N 11-РЗ «О местном референдуме в Чеченской Республике», Уставом города Грозного, настоящим Положением.

      Порядок введения самообложения граждан

      2.1. Местный референдум о проведении самообложения назначается и проводится в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Чеченской Республики от 2 апреля 2007 года N 11-РЗ «О местном референдуме в Чеченской Республике», Уставом города Грозного, настоящим Положением.

      2.2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования городской округ «город Грозный».

      2.3. Инициатива проведения местного референдума по проведению самообложения принадлежит:

      гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;

      Грозненской городской Думе и Мэрии города Грозного совместно;

      избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в референдумах и которые зарегистрированы в порядке, определенном федеральным законом, на местном или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению референдума.

      2.4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории города Грозного в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

      В поддержку инициативы проведения местного референдума, выдвинутой совместно Грозненской городской Думой и Мэрией города Грозного, сбор подписей участников местного референдума не проводится.

      2.5. Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно Грозненской городской Думе и Мэрии города Грозного, оформляется постановлением Мэрии города Грозного и решением Грозненской городской Думы.

      2.6. Решение о назначении местного референдума принимает Грозненская городская Дума в 30-дневный срок со дня поступления документов, необходимых для назначения референдума:

      постановление Мэрии города Грозного об инициативе проведения местного референдума;

      решение Грозненской городской Думы об инициативе проведения местного референдума.

      2.7. В решении Грозненской городской Думы о назначении местного референдума указываются:

      — день голосования на местном референдуме по вопросу введения и использования самообложения граждан;

      — конкретный вопрос местного значения, решаемый за счет средств самообложения граждан;

      — равный размер разового платежа для каждого гражданина, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей города Грозного и для которых размер платежей может быть уменьшен;

      — календарный год, в котором вводится самообложение граждан;

      — срок внесения платежа в бюджет города Грозного;

      — в случае уменьшении размера разового платежа для отдельных категорий граждан определяется перечень отдельных категорий граждан, для которых размер разового платежа предлагается уменьшить, а также размер льготного платежа для этих категорий граждан;

      — обозначается, что расходы, связанные с проведением местного референдума, осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования городской округ «город Грозный»;

      — решение о назначении местного референдума подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

      2.8. Вопрос должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.

      2.9. Решение о назначении местного референдума подлежит официальному опубликованию в газете «Столица плюс», обнародованию на информационных стендах и размещению на официальных сайтах Грозненской городской Думы и Мэрии города Грозного не менее чем за 45 дней до дня голосования на местном референдуме.

      2.10. Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

      2.11. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории муниципального образования городской округ «город Грозный» и является обязательным для исполнения всеми гражданами, проживающими на данной территории, со дня его официального опубликования.

      2.12. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городской округ «город Грозный».

      2.13. Подготовку и проведение местного референдума обеспечивает избирательная комиссия города Грозного в соответствии с Законом Чеченской Республики от 2 апреля 2007 года N 11-РЗ «О местном референдуме в Чеченской Республике» и Федеральным законом от 12 июня 2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

      Порядок сбора средств самообложения граждан

      3.1. Разовые платежи граждан вносятся в бюджет города Грозного в срок, установленный решением, принятым на местном референдуме.

      3.2. Разовые платежи вносятся гражданами на основании извещения Мэрии города Грозного, включающего банковские реквизиты Мэрии города Грозного, а также информацию о сроке уплаты платежа.

      3.3. Оплата платежей гражданами производится путем перечисления денежных средств через расчетные организации, имеющие право на осуществление расчетов по поручению физических лиц, на осуществление почтовых переводов, или иным законным способом.

      3.4. Уплата платежей по самообложению граждан производится всеми гражданами, достигшими 18-летнего возраста, проживающими на территории города Грозного, независимо от их участия в референдуме и отношения, выраженного ими при голосовании.

      3.5. Доходы бюджета муниципального образования городской округ «город Грозный», полученные от самообложения граждан, являются, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, неналоговыми доходами.

      3.6. Разовые платежи, не внесенные в установленный срок, подлежат взысканию в порядке, установленном законодательством для взыскания невнесенных в срок неналоговых платежей.

      3.7. Обжалование решений и действий (бездействия), нарушающих право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

      Порядок использования средств

      4.1. Денежные средства, собранные в порядке самообложения, расходуются только на реализацию мероприятий, направленных на решение конкретных вопросов (конкретного вопроса) местного значения, предусмотренных решением, принятым на местном референдуме. Перечень мероприятий, на которые могут расходоваться средства самообложения, устанавливается решением Грозненской городской Думы и подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

      4.2. Мэр города Грозного ежегодно отчитывается перед жителями муниципального образования о реализации мероприятий и использовании средств самообложения граждан по вопросу, принятому на местном референдуме.

      4.3. Средства самообложения граждан, поступившие в бюджет муниципального образования городской округ «город Грозный» и не израсходованные в текущем финансовом году, сохраняют свое целевое назначение и расходуются в следующем финансовом году.

      рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.Ю. Лунтова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

      1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.Ю. Лунтов — глава Первомайского сельсовета Мишкинского района Курганской области оспаривает конституционность статьи 56 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая содержит следующие положения: под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения; размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен; вопросы введения и использования указанных разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

      Как следует из представленных материалов, постановлением суда общей юрисдикции было признано незаконным решение местного референдума о введении на территории муниципального образования разовых платежей в порядке самообложения граждан, поскольку, как указал суд, такие платежи не были разовыми и, по существу, носили налоговый характер.

      По мнению заявителя, введение на основе оспариваемого законоположения на территории муниципального образования платежей, подлежащих внесению гражданами в порядке самообложения ежегодно в течение нескольких лет, не означает, что такие платежи приобретают налоговый характер. Иное понимание оспариваемого законоположения, которого в силу его неопределенности придерживаются правоприменительные органы, препятствует реализации права граждан на самообложение, что противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.

      2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

      Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно и органы которого не входят в систему органов государственной власти (статья 12), устанавливает, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130); что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения (статья 132, часть 1).

      В развитие приведенных конституционных положений во взаимосвязи со статьей 72 (пункт «н» части 1) Конституции Российской Федерации Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и закрепляет государственные гарантии его осуществления (преамбула).

      Определяя правовой режим средств самообложения граждан, названный Федеральный закон в статье 56 предусматривает, что вопросы введения и использования соответствующих разовых платежей решаются на местном референдуме (сходе граждан), а их размер устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен. Такое регулирование, как и предназначение средств самообложения граждан — для решения конкретных вопросов местного значения — призваны разграничить данный вид доходов местных бюджетов с местными налогами.

      Вслед за указанным регулированием Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает, что сумма средств самообложения граждан относится к неналоговым доходам бюджета муниципального образования (пункт 3 статьи 41) и увязывается в определенном финансовом году с расходом местного бюджета, необходимым для решения конкретного вопроса местного значения (статья 35).

      Таким образом, оспариваемое законоположение, действующее в системе правового регулирования, по сути, предусматривает один из способов осуществления населением местного самоуправления непосредственно, предоставляет ему дополнительные, согласующиеся с природой местного самоуправления правовые возможности для решения конкретных вопросов местного значения и, следовательно, само по себе не может рассматриваться как нарушающее права граждан на осуществление местного самоуправления.

      Разрешение же вопроса о соответствии параметров платежа, введенного на территории конкретного муниципального образования, требованиям статьи 56 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в том числе в части, обеспечивающей дифференциацию этого источника доходов местного бюджета с налогами, равно как и проверка законности и обоснованности судебных постановлений по делу заявителя к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не относятся.

      Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

      1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лунтова Сергея Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

      2.Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

      Председатель
      Конституционного Суда
      Российской Федерации
      В.Д. Зорькин

      Зеленодольский городской суд прекратил административные дела жителей села Бело-Безводное, отказавшихся от самообложения. В марте они получили предупреждения от административной комиссии за то, что не скинулись по 250 руб. на благоустройство своего поселка. Суд посчитал такое решение комиссии незаконным. Жители заявляют, что им «непонятно, куда идут деньги», собираемые с граждан, и ставят под сомнение результаты референдумов о самообложении. В Госсовете Татарстана «Ъ» заявили, что самообложение остается добровольным, любые наказания за неуплату взносов являются незаконными.

      Зеленодольский городской суд отменил решения местной административной комиссии, которая в марте этого года вынесла предупреждения жителям села Бело-Безводное (входит в состав Раифского поселения Зеленодольского района Татарстана) за неуплату средств самообложения за 2015 год в размере 250 руб. Тогда комиссия признала их виновными по ч. 1 ст. 2.6 КоАП Татарстана (неисполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления). Восемь жительниц обжаловали эти решения. Суд постановил прекратить их дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В судебном постановлении отмечается, что решение о самообложение жителей села принималось на местном референдуме, оно «не относится к муниципальным правовым актам органов местного самоуправления», у властей не было полномочий наказывать местных жителей.

      Напомним, программа самообложения в Татарстане действует с 2013 года. На каждый собранный на референдуме рубль правительство республики выделяет муниципалитету из регионального бюджета еще 4 руб. За первые четыре года республика потратила на софинансирование самообложения 2,8 млрд руб., а с граждан собрали 582 млн руб. (данные на август 2017 года). В 2016 году Кабинет министров Татарстана вносил в Госсовет законопроект по установлению штрафов за неисполнения решений, принятых на местном референдуме или сходе граждан, в размере 1–2,5 тыс. руб. (предполагалось ввести отдельную статью в КоАП РТ). Однако парламент республики отложил принятие законопроекта, усомнившись в целесообразности наказания.

      Тем не менее в начале этого года жители Татарстана стали сообщать, что их начали вызывать на заседания административных комиссий. В Зеленодольском районе чиновники объясняли свою активность тем, что получили представление городской прокуратуры (у Раифского поселения недоимка по самообложению достигла почти 1 млн руб.) Надзорный орган требовал «принять меры по недопущению впредь нарушения», наказать виновных чиновников и «незамедлительно инициировать процедуру взыскания недоимки по средствам самообложения». Помимо Зеленодольского района подобная ситуация наблюдалась в поселке Уруссу (Ютазинский район). Однако там протоколы в отношении жителей решили не составлять, а лишь предложили уплатить сбор.

      Как рассказала «Ъ-Казань» Татьяна Васина из Бело-Безводного, всего в их селе предупреждения вынесли 25 жителем, но лишь восемь обратились в суд. «Я даже и не ожидала такого решения, но суд и прокуратура оказались на нашей стороне. Все замечательно», — сказал она «Ъ-Казань». Госпожа Васина отметила, что пока местные власти «с нас ничего не требуют», но ранее у тех, кто не платил сборы, возникали проблемы: «Приходят люди в сельсовет за справкой. А им говорят: уплати сбор, потом получишь справку».

      По словам Татьяны Васиной, жители против самообложения, поскольку «непонятно, куда эти деньги идут»: «На сельском сходе чиновники отчитываются, что парк сделали, фонтан установили. Но люди знают, что это было за счет районных и республиканских программ, а не за средства самообложения». Также у жителей нет доверия к результатам референдума. Госпожа Васина полагает, что власти занимаются «приписками». Например, в прошлом ноябре ход референдума контролировали наблюдатели, он был признан несостоявшимся из-за низкой явки, а «раньше, наверное, накручивали», полагает жительница.

      Общественники не раз подвергали сомнению результаты референдумов по самообложению, полагая, что власти республики завышают явку. По закону референдумы считаются несостоявшимися, если на участки не пришли половина избирателей. В прошлом году низкая явка была зафиксирована еще в 13 поселениях поселениях, расположенных преимущественно вблизи Казани. В большинстве из них за голосованием наблюдали представители движения «Голос» совместно с активистами штаба Алексея Навального, а также сторонники «Яблока» и ПАРНАС. Оппозиция пришла к выводу, что явка зависела от наличия наблюдателей на участках.

      Власти озабочены собираемостью средств самообложения. В 2016 году, когда региональное правительство предлагало ввести штрафы за отказ от самообложения, одним из доводов необходимость принять такой закон была низкая собираемость (17-23%) взносов в отдельных поселениях Татарстана. Получалась парадоксальная ситуация: сначала граждане идут на участки и голосуют за самообложение, а потом сами же отказываются от своего решения. Первый заместитель министра юстиции республики (сейчас занимает пост министра) Рустем Загидуллин говорил, что штрафы должны иметь «социальный эффект»: «Когда гражданин знает, что сумма обложения 200 руб., а тут штраф 1 тыс. или 1,5 тыс. руб., он наверняка сделает выбор, чтобы погасить эти 200 руб.».

      Вместе с тем Госсовет Татарстана по-прежнему не намерен вводить наказания за неуплату сборов самообложения, заверил «Ъ» заместитель председателя парламентского комитета по законности и правопорядку Рафил Нугуманов. «Такого в планах нашего комитета нет. Два года назад эта тема обсуждалась, но это не пошло, было много критики. Самообложение же добровольное, а со штрафами было бы добровольно-принудительное»,— сказал депутат. При этом он назвал «несправедливой» ситуацию, когда 80% жителей платят за строительство дорог и благоустройство, а еще 20% пользуется этим бесплатно. Тем не менее господин Нугуманов подчеркнул, что наказания за отказ от уплаты сборов законодательством не предусмотрены: «Конечно же, они незаконны. Поэтому суд их и отменил».

      Кирилл Антонов