Самокритика педагога

Как и зачем писать инструкции для работы редакции? Как писать для умных людей? Как придумать название для сервиса, который станет знаменитым? 2 • Как правильно защитить свою позицию перед заказчиком, который боится «потерять» клиентов 5 • Я устроилась на работу журналистом и поняла, что ваша книга мне вряд ли пригодится в работе 6 • Как лучше описать преимущества на сайте рекламного агентства? Я ищу партнёра, который поможет улучшить текст, будет отслеживать прогресс, мотивировать 1 • С чего начинать движение в профессию? Где найти заказчиков? 1 • Как не попасть в ловушку самоуверенности после учёбы? Некоторые редакторы переписывают твои советы, а потом продают как свои курсы 2 • Как нанимать исполнителей на временную работу в отдельные проекты? 1 • Ставлю цель: убедить посетителя Что делает сео-специалист? 1 • Работаю корректором и иногда хочется влезть не в своё дело 1 • Многие издания тарифицируют гонорар по общей ставке или по просмотрам 2 • Вижу ваши изумлённые глаза 1 • Мне пока ни разу не удалось выбрать человека, который написал бы правильный текст 1 • Большинство сверхзадач коммерческих компаний сводятся к увеличению прибыли 1 • Как сделать интересную статью из статистических данных? Куда податься? 2 • Можно ли писать на хайповые темы? 3 • Какую информацию размещать в блоге, а какую оставить для курса? Как редактору отказывать клиентам, чтобы они возвращались? Что нового в сфере редактуры? 1 • Как вежливо напомнить об оплате заказа? 8 • В каких ситуациях текст лучше иллюстраций? 2 • Как редактору вести себя в соцсетях? 3 • Об издании мыслей в виде книги 2 • Меня все эти введения и предисловия бесят О количестве правок 2 • Меня все эти введения и предисловия бесят 2 • Как донести, что в такой работе мало смысла? Все становятся главредами, а я не хочу Хочу поговорить о слове «бизнес» Как правильно отвечать, если кто-то написал плохое в соцсетях? 1 • Кто такой редактор? Как выбирать профессиональные курсы? 1 • Клиент сидит, а в глазах пустота Расскажите о редактуре книги Как начать реализовывать свои цели? 4 • Новый год близко Как научиться видеть задачу со всех углов и выбирать лучшее решение? 1 • Где лучше искать проекты? 1 • Как выбрать правильный вектор развития и сделать подобие плана обучения? 3 • Клиент просит написать 1-2 тестовых текста 3 • Очень хочется вести блог или телеграм-канал о редактуре 1 • Как писать пресс-релизы для артиста? 1 • Как замотивировать наших ребят делиться своим опытом через текст? 5 • Однородные члены 1 • Зачем мне писать тексты в офисе, если могу дома? 1 • Как интересно, коротко и эмоционально рассказать о подразделениях компании? 1 • Как структурировать инструкцию пользователя? 1 • Клиент публикует текст с изменениями, которые я не вносила 2 • 3 • Как рассказать о себе в видеоформате при заявлении на работу? 1 • Как взять интервью? 2 • Как рассчитывать оплату за редактуру сайта? Вас тоже бесит, когда говорят «30 тонн снега»? 2 • Чем отличается редактура статьи от редактуры бизнес-книги? На мой взгляд, плакат неудачный 2 • 9 • Насколько велико различие писательского дела в B2B и B2C? 6 • Слышал мнение, что частица «не» не воспринимается читателем 3 • Как добавлять драму в инструкции? 2 • Как победить писательский блок в тексте о себе? 1 • Доходит до того, что в одном тексте сначала обращение на «вы», потом на «ты» 3 • Как правильно написать благодарственную открытку для покупателя? 2 • Почему люди прочитают вашу статью 3 • Неужели редактору плевать, сколько человек прочитает его материал? Нужно ли писать века римскими цифрами? 3 • Если писать только для своих, то идея распространяется слабо 3 • Как бороться с обидными ошибками? 4 • 1 • Когда примеры неуместны? Клиент не соглашается с пояснениями редактора Обязательно ли отвечать «благодарим за обращение»? Как уведомить клиента о повышении цены? 3 • Что думаете о таком сторителлинге? 3 • Как находить подход к капризным авторам? Что писать в подписи, если по фотографии всё очевидно? 3 • Клиент: «Ой я так занят! Как только смогу, так и пришлю» Нельзя просто так взять и сделать модульную страницу из текстовой 1 • Хочу научиться сторителлингу 12 • О чём вести соцсети, чтобы привлекать клиентов? 4 • Хочу научиться сторителлингу 2 • Есть правило в редполитике «писать названия сервисов так, как они сами называют себя» 2 • Хочу научиться сторителлингу Я считаю такой подход грубой манипуляцией 2 • Хочу научиться сторителлингу 2 • Стоит ли давать обратную связь? 1 • Можно ли использовать юмор, иронию в серьёзном издании? 1 • Мне не понравилось, я сам переписал текст 2 • Не могу спокойно смотреть на точку после приветствия 4 • Это не очень толерантно Как писать текст, чтобы не нравоучить читателя? 1 • Насколько заголовок получился информативным и достоверным? Чего на самом деле хотят заказчики, пытаясь выбить любую скидку? Коллега считает, что в тексте мы должны использовать триггеры и выделять их капсом и жирным шрифтом Иногда клиенты спрашивают исходники фотографий 3 • Как в русскоязычном письме писать названия типа «Beec», «Hopa» 2 • Почему редакторы удаляют часть текста, даже если автору кажется, что эта часть интересна читателю? Как развивать креативность? Дизайнер лезет в текст Почему в переписке нельзя использовать «Доброго времени суток»? Моему тексту мешают «нужно», «можно», «должен». Как вытравить этих монстров? Если я хочу стать редактором, с чего нужно начать? 1 • Посоветуйте, пожалуйста, приемы для конкретизации мысли Что написать в резюме, если прошлые начинания не связаны с нынешней профессией? Как сделать хороший плакат в 2018 году, когда все в интернете? Как объяснить заказчику, что «закошмаривание», оскорбления и «создание чувства страха» — плохая стратегия? 1 • Как более корректно применить знак рубля в диапазоне чисел? 3 • В юридических документах можно применять информационный стиль? 4 • При написании текстов для новостных сюжетов цифры округляют, чтобы упростить их восприятие на слух Есть проблема — хамство между сотрудниками и между врачами и пациентами 2 • Есть ли в арсенале редактора запретные инструменты, которые нельзя оправдать полезным действием? В каком тоне говорить об управляющей компании на сайте, если у жителей дома нет альтернативы? Как подать рекомендации, чтобы не вызвать у читателей ощущение «меня учат жизни»? У нас между отделами дизайна и копирайтинга возник спор 2 • Как бухгалтеру рассказать о себе? 1 • Вопрос про нативные статьи Кажется, что текст суховат, а придумать убеждающие истории или как сказано в книге — легкий синтаксис не получается. 1 • Как редактору правильно подбирать материал к теме, в которой не разбираешься? Не хочется, чтобы информация выглядела как выпендрёж, но в то же время подчеркивала масштабы 1 • Призывов к действию слишком много, читатель в них не верит. Возможно ли такое? 1 • Что будет после инфостиля? Как написать о миссии компании, чтобы без штампов и клише? 1 • Финальный продукт иногда расстраивает, показывать его в портфолио не хочется Как строить текст, когда правду нельзя разглашать по закону? Как ты относишься к тому, что инфостиль применяют в сферах, которые ты считаешь вредными? 1 • Как вести несколько проектов одновременно и правильно планировать будущие проекты? Могу день пролежать под одеялом, лишь бы не приступать к важному тексту 1 • Я пишу про беременность и младенцев 1 • Раздел «Очевидные сущности»: просьба предоставить информацию по данной теме в ближайшее время 1 • Помогите сформулировать эффективный призыв к действию Максим, как вы решили вопрос «утечки мозгов»? 3 • Помогите, пожалуйста, понять, решает ли текст задачу Как вы относитесь к подведению итогов года? 1 • Как предложить работу редактору? 1 • Мой вопрос про фактчекинг и ошибки 2 • 1 • Я уже предупредила, что размытые формулировки не закроют задачу Где брать клиентов с интересными задачами? Не нарушу ли я таким образом авторские права? С чего начать, чтобы внедрить в нашей компании хороший текст? Разве это «колешение» не нарушает естественный порядок чтения? Кажется, сервис «Главред» меня подставил! Как стать крутым редактором? Постоянно встречаю разные варианты написания слова «соцсеть» Часто возникает проблема написать душевное и небанальное поздравление к празднику Существует список слов — Academic Vocabulary List. Это стоп-слова, штампы? 1 • Нужно ли редактировать текст в титрах к видео? Как иллюстрировать статьи об абстрактных вещах? Мои усилия не улучшают синтаксис, а только портят Люди действительно думают, что наличие детей является жизненным достижением? Клиент уверен, что знает пунктуацию и орфографию лучше копирайтера Как сохранять работоспособность, если тебя постоянно критикуют? 3 • Или мы доказываем, почему «предлагаем выгодные условия», или убираем эту размазню 3 • Чем больше слов я напишу, тем больше заработаю 1 • Как договориться с юристами, не поубивав друг друга? Один из заказчиков текста на работе — бывший политпиарщик Как заменить местоимения второго лица, если я задаю прямой вопрос читателю? Будут ли работать принципы флекса для текста? Как быть, если заказчик просит поместить весь смысл текста в один знак? Ко мне обращаются прямые конкуренты с предложением писать для них 1 • Как разорвать замкнутый круг начинающего? 2 • Это животное надо просто пороть кнутом 2 • К двум вопросам постоянно возвращаюсь Всем нужна вычурная, пустая фигня без фактов и практической пользы Как выбрать стиль и тональность для нового СМИ? 1 • Как доказать клиенту, что предлагаемые им инструменты продаж плохие? 1 • Я следую всем принципам. Но когда пишу собственную статью, получается не так круто 3 • С чего начать создавать редполитику компании? Ваш инфостиль лезет изо всех щелей 1 • Как беспристрастно вычитывать свой текст? 2 • Имеет ли смысл публиковать часть статьи до полной готовности?

Как составить объявление для неплательщиков за ЖКХ?

4 • Как быстро найти идеального редактора на длинный проект? 1 • Забыл дорассказать о перечнях 1 • Я пишу текст о компании и должен часто использовать списки 1 • ЛУЧШЕ БЫ ВЫ СДОХЛИ В МУКАХ И НИЧЕГО БОЛЬШЕ НЕ МЕНЯЛИ!!! 1 • Тушу реальности что-то не очень получается разделывать 1 • Что вы можете сказать о сторителлинге? 1 • Заключительная часть совета о тексте о компании Продолжение совета о тексте о компании. Вторая часть: ответы на вопросы читателя Есть ли какой-то общий принцип создания таких текстов о компании? Как писать новости в информационном стиле? Заумь — это просто по-другому названные штампы? Что нужно знать о заголовках начинающему редактору? 2 • Часто в вебинарах и в книге вы упоминаете модули статей В прошлый раз было о честности, теперь — об игре Теперь — о честности 2 • Продолжение совета о тональности текста Что делать, если человек приносит пользу компании, но ведет себя, как мудак? 2 • Как донести до коллег, что висячие предлоги — это плохо? 2 • Что нужно знать о местоимениях в инфостиле? Вы согласны, что вопрос в лиде почти всегда вредит? Адекватны ли отзывы на сайте, если он посвящен не продукту, а специалисту? 1 • Расскажите о заключении Нужно ли редактору прокачивать себя в разных жанрах? 1 • Как себя представить? 1 • Что писать в начале статьи? Как научить поддержку писать грамотно? 1 • Людям нужен страдательный залог! 1 • На рынке есть, прямо скажем, дерьмо 1 • Какие правила и советы по знакам препинания стоит знать редактору 2 • Как наилучшим образом структурировать однородные члены? 7 • Модальность постоянно нужна при описании новых продуктов или обновлений 2 • Как понять, что написанное мной предложение удобно читать? Как правильно писать в обычном тексте подобные названия брендов и сервисов: «Яндекс.Директ», «FedEx»? 4 • Почему Главред подчёркивает «очень», «вполне» и «весьма»? Как подступиться к базе знаний на тему? Вы писали, что некоторые стоп-слова нужны в устной речи, но не нужны в письменной На каком основании вы причисляете какие-то слова к «стоп-словам»? 2 • Как переделать этот ад? 2 • Как бы вы определили информационный стиль? Напишешь сухо и коротко — не зацепит, напишешь много и художественно — никто не будет читать 1 • 1 • Как писать об очевидных вещах и писать ли о них вообще? 1 • Как писать письма-поздравления для клиентов компании? 2 • Как редактировать отзывы покупателей? 1 • Как заменить «большое количество окон» в тексте, когда в квартире их действительно большое количество? Как разрабатываются «долгие» текстовые проекты, например, книги? 7 • Как брать больше денег за текст? 5 • Получается, вообще надо избегать устойчивых словосочетаний Описания товаров тоже хотят быть классными 1 • Что делать, если заказчик отказывается давать факты для текста? О чём лучше написать на главной и о компании? 1 • Слова лишние 6 • 1 • Как-то это всё выглядит сухо и безлико 1 • Как структурировать работу, если очень много входящих и исходного материала? 1 • Как попасть в мир клиента? Как перевести всё это в выгоды? 1 • Что скажете про заголовки, которые понятны только в контексте статьи? Почему в качестве вступительного задания в Школу редакторов выбрана вёрстка плаката? 2 • Профессиональные навыки и интересны находятся в нескольких разных областях Как правильно составлять заголовки в коммерческих предложениях? Как написать текст о компании, которая реально делает всё? Задания описывает менеджер проекта, но совершенно безграмотно Помогите с решением по карьере Как добиваться от авторов качества, не тратя много времени? 1 • Что может сделать редактор со своим текстом с точки зрения вёрстки? Как быть, если клиент не принимает инфостиль? Как правильно написать в интерфейсе сообщение о статусе? 2 • Как описывать типовые товары? 1 • Составила продающее письмо о продаже крупного спецпроекта 2 • Какие программы или онлайн-сервисы вы используете? Почему в бюро пишут «Гугль», а не «Гугл»? 1 • Мы хотим написать приветственную заметку для новых сотрудников 2 • Как писать о том, о чём мало знаешь? 3 • Успей подготовиться к 8 марта! Как написать о большом опыте новой фирмы? «Обратитесь к нашим специалистам и получите профессиональную консультацию по услугам нашей компании» Есть ли в жанре «рекомендация» свои особенности использования инфостиля? 1 • Не хочется писать безликие посты 1 • Что насчёт устной речи? Что нужно знать редактору о заголовках и подзаголовках? Можно ли в профессиональных отраслевых журналах использовать «интернетные» заголовки? Как формулировать и доказывать правила, чтобы люди захотели им следовать? 1 • Как совместить информационный стиль и текст для поисковиков? 7 • Какие правила есть по поводу новогодних поздравлений? 2 • Нужны ли в информационном стиле вступления к тексту? Есть ли где-то полный и окончательный список стоп-слов? 1 • Мы внутри компании очень долго спорили насчёт текста «О нас» Как улучшить описание новых возможностей нашего продукта? 2 • Все прилагательные из этого списка у вас в стоп-словах 3 • Допустимо ли редактору менять смысл исходного текста? 1 • Как вы относитесь к «изобретательным» названиям блюд в меню? 1 • Как правильно писать публичные поздравления? Как бороться с пассивной агрессией в объявлениях? 5 • Как поступать с такими корпоративными штампами? Хотелось бы как-то облагородить текст Существуют ли универсальные принципы сокращения заголовков? 1 • В чём секрет энергичных предложений? 2 • В чём криминал? Есть ощущение запутанности 7 • Я веду блог на английском языке 2 • Как вычитывать тексты эффективнее? 1 • Как искать баланс между точностью формулировки и простотой? 3 • Где ищут писателей высокого уровня? Как лучше всего писать, если вы не владеете точными данными? Как вам шаблон? 2 •

Не могли бы вы прокомментировать, почему этот текст плохой?

Я работаю редактором в небольшой интернет-газете 1 • Как написать текст про действия, когда действующие лица неизвестны? Как правильно писать текст с использованием косой черты? 4 • Расскажите об особенностях синтаксиса при переводе 1 • Нужно ли всегда избавляться от деепричастий и деепричастных оборотов? Мы не новички. Мы не пришли из ниоткуда 1 • Как вы относитесь к необходимости писать плохие тексты? 5 • Что делать, если в предложении один ряд однородных членов вложен в другой? 1 • Почему качественные прилагательные — это стоп-слова? 9 • Хотим немного редакторской магии 1 • Как правильно написать текст с просьбой поддержать материально? 3 • Можно ли меньше заморачиваться качеством текста в Твитере, если хорошо пишешь в блоге? Как уйти от безличного повествования и использования страдательного залога? 4 • Пресловутая страничка «О нас» Предложение из тестового задания Яндекса 5 • Ваше мнение по вопросу рекламных текстов в социальных сетях 4 • 2 • Как объяснять сложные вещи с помощью текста? Вам кажется, что профессия выглядит не столь весомой? 1 • Как убедить клиента использовать инфостиль? Работаю пиарщиком в государственной организации Какой вариант будет работать лучше? Как вы относитесь к продающему стилю текстов? 3 • Как сформулировать просьбу заполнить поля, чтобы люди вводили настоящие данные? Как продвигать информационный стиль в массы, когда почти никто не понимает его важности? Как писать руководства и инструкции пользователя? 3 • Текста слишком много, текст «нечитаемый» 1 • Какие вопросы вы задаете заказчику текста перед тем, как начать его писать? 2 • Расскажите, как редактировать однородные члены без потери смысла Можно ли научиться писать хорошие тексты легко? Без стоп-слов текст мне кажется сухим, чёрствым, грубым и резким 25 • Есть ли какие-то приёмы для создания доверия в рекламных текстах? 2 • Расскажите о клише и устойчивых выражениях 12 • Как обычно построено взаимодействие редактора и заказчика? Хотим проявить заботу и не злить собеседника промедлением с решением вопроса 5 • Чертовски умный молодой юрист поможет разобраться в дебрях российских законов Как быть, если клиент испортил твою работу? Как в тексте придерживаться безличного повествования? 1 • Как составить хорошее описание дизайнерского проекта? 1 • Как дизайнеру написать рассказ о себе? Насколько оправданно использовать в текстах о продукции для корпоративного сайта «таблоидные» приёмы? Нужно ли делать все сайты в информационном стиле? 2 • Есть ли «правило большого пальца» для построения абзацев? 1 • У меня ощущение, что информационный стиль делает текст менее читаемым. 3 • Не можем определиться с написанием лаконичного текста для сайта Как работать со вложенными причастными оборотами? Есть много вопросов по работе с редактором 1 • Как склонять название компании, если оно состоит из названия компании и региона? Как доказать руководителю отдела, что мой текст лучше? 3 • 3 • Как вы относитесь к восклицательным знакам в скобках? 2 • Как правильно: «скидка 50%» или «скидка −50%»? 2 • Как вы относитесь к благодарностям авансом? 2 • Как научиться хорошо писать и говорить самому? 3 • Есть куча примеров, когда точные числа сбивают с толку 4 • Можно ли говорить «большая часть народа» и «большинство зданий»? 8 • Правильно ли писать текст о себе в третьем лице? 2 • Как вы относитесь к повелительному наклонению в слоганах и заголовках? 9 • 2 • Как вы относитесь к мату? 4 • Почему лучше без слова «которая»? 1 • 2 • Что написать на странице сайта, на которой в данный момент ничего нет? 2 • Как правильно писать вместе эти три слова: «Ауди», «центр» и «Таганка»? 1 • Как коротко и без потери смысла перевести на русский фразу Shop by? 1 • 2 • Как убеждать людей, что что-то делать нельзя? 6 • Маркетер или маркетолог? 7 • На какой стадии работы над проектом вы подключаетесь? Данные тексты должны были продавать, но есть большие сомнения, что эта цель осуществляется 2 • Как правильно подписывать адрес электронной почты? 2 • Мне приходится изредка делать англоязычные проекты или просто версии сайтов для Европы 1 • Я перевожу книгу, и в ней встречаются чисто американские моменты 2 • Руководитель стартапа считает, что слово «Настройки» давно вошло в обиход. 1 • Как научиться локализовывать англоязычные сайты и приложения на русский? Вот что вышло после того, как текст побывал в руках маркетологов Как на сайте журнала организовать список ссылок на номера? В каких случаях часы и минуты вместо двоеточия (19:00) можно разделять точкой (19.40)? 1 • Как заставить человека читать текст? Как лучше писать несколько номеров телефонов подряд, когда надо указывать код города? 1 • Меня всегда ставит в тупик задача написания темы для письма 15 • В каком формате писать числа разрядностью больше трёх? 3 • Если указать в теме письма имя получателя, письмо откроют чаще. Что вы думаете? 2 • Как лучше согласовать статистику посещений и продаж с написанием текстов? 1 • Как всё-таки читать и писать по-русски модное слово skeuomorphism? Каким образом сократить текст, при этом не потеряв суть? 6 • «Демо-версия» или «демоверсия»? Что вы думаете об использовании принципов Минто при работе с документами? 1 • Стоит ли выкладывать в продающем тексте все факты? 2 • Как правильно написать продающий текст о преимуществах работы с нами? 4 • Что лучше: написать на сайте, что в компании работает два специалиста поддержки или несколько? 1 • Как правильно написать текст на сертификате о прохождении тренинга? 5 • Нужно ли писать «школа» со строчной буквы? 1 • Что делать с названиями сезонов в мире моды? Как уходить от конструкций типа «если ты получил(а) подарок»? 1 • Максим, посоветуйте книги 4 • Диджей Дуфа? DJ Дуфа? 2 • Каково оптимальное количество однородных членов предложения? Расскажите о правильной структуре предложения: с чего оно должно начинаться и чем заканчиваться. 1 • Как лучше: «Нужна информация о проблемах и об известных ошибках» или «Нужна информация о проблемах и известных ошибках»? 1 • Как писать так, чтобы тексты легко читались? 11 • Как писать «фото (-) и видео (-) съёмка»? 3 • 1 • Как правильно писать: «Интернет» или «интернет»? 6 • Так что же выбрать? Полноту или краткость? 2 • Как писать «неудобные» названия сайтов и продуктов? 3 • Какова должна быть максимальная длина текстового блока, чтобы его было удобно читать? 7 • Клиент просит на сайте писать «Российская Федерация» вместо «Россия». 6 • Итоги конкурса уважаемых советчиков «Как стать разведчиком» Как правильно писать «МКАД» и почему? 16 • Я уверен, что «ВТБ Страхование» должно писаться через дефис. 3 • Как правильно отобразить, что цены актуальны на данный момент? Как правильно сочетать смайлики и знаки препинания в конце предложения? 9 • Как правильно перевести на русский язык wishlist? 9 • Каким правилом обосновать местоимение во множественном числе? Как правильно употреблять слово «спа»? Как правильно писать ООО, ОАО, ЗАО на английском? 4 • Что делать с иноязычными словами с двойными согласными? 5 • Когда предложения можно начинать с числительного, а в каких случаях лучше перестроить его? Я встречаю все три варианта в разных письмах. Какой из них правильный? 7 • Как правильно оформлять постскриптумы? 9 • Как писать «Новый год»? Что делать с точками и запятыми в конце цитаты в кавычках? 8 • Как использовать иноязычные слова и выражения в русском языке? 6 • Что скажете по поводу слова «инжиниринг» в русском языке? 1 • 2 • «Подписка по РСС» или «Подписка через РСС»? 2 • Как писать «вы» и «ваш»? Как писать названия станций метро? 3 • Правильно ли писать «псевдо профессиональный жаргон»? Как правильно писать Internet service provider по-русски? 2 • 3 • Как правильно писать заглавия текущего процесса? Как писать сложные названия организаций? 4 • Как писать диапазоны чисел в буквенном представлении? 1 • Как писать цены по-английски? 1 • 5 • Как писать «онлайн-заявка»? 3 • Как правильно писать название Pupkin Mega Trade по-русски? 5 • Что делать с кавычками на грузинском, армянском, азербайджанском и узбекском? 3 • Как правильно писать городской номер телефона с добавочным? 4 • Как писать имя производителя в названии? 3 • 7 • Они явно просят не использовать переносы. Почему? Икеа или Икея? Нокиа или Нокия? 7 • 1 • Как лучше и правильнее указывать цену товара в расчёте на квадратный метр? 7 • Что делать с названием «ВКонтакте»? 11 • Что посоветуете для изящности и конкретности текста? 2 • 8 • 5 • Какой вариант написания меню раздела про вопросы и ответы правильный и почему? 3 • «В. И. Ленин» или «Ленин В. И.»? 4 • Почему дизайнер должен уметь писать текст? 7 •

Был самокритичен. С язвительной беспощадностью

критиковал себя за недостаточную любовь к себе.

Фазиль Искандер

Самокритика (Самокритичность) как качество личности – способность трезво оценивать свои поступки и признавать ошибки; склонность выявлять недостатки в своей работе, в своём поведении.

К одному мастеру пришёл человек и спросил: — Что мне следует делать, чтобы стать мудрым? Учитель ответил: — Выйди и постой там. А на улице шёл дождь. И человек удивился: — Как это может помочь мне? Но кто знает, всё может быть… Он вышел из дома и встал там, а дождь лил и лил. Человек полностью промок, вода проникла под одежду. Через десять минут он вернулся и сказал: — Я постоял там, что теперь? Мастер спросил его: — Что случилось? Когда вы там стояли, было ли дано вам какое-нибудь открытие? Человек ответил: — Открытие? Я просто думал, что выгляжу, как дурак! Мастер сказал: — Это великое открытие! Это начало мудрости! Теперь вы можете начинать. Вы на правильной дороге. Если вы знаете, что вы дурак, то изменение уже началось.

«Всех умней, по-моему, тот, кто хоть раз в месяц самого себя дураком назовет, — способность ныне неслыханная! – писал Ф.М. Достоевский.

На самокритике в большой степени построено развитие личности. Чтобы личностно расти, совершенствоваться, нужно быть строгим, самокритичным к себе. Критицизм к другим следует подавлять, самокритичность к себе – поощрять, не переходя при этом в самобичевание и самоедство. Результатом самокритики должен быть какой-то обет, аскеза, самоизучение, а не бесплодное самокопание и самоунижение.

От негативной самокритики нет никакого толку. Самокритика ради самокритики – действо, недостойное разума. От неё один только вред, выраженный в ударе по самооценке и формировании многочисленных комплексов. Самокритика хороша, если мы с её помощью диагностировали в себе проявление порочных качеств личности и начинаем активно заниматься самовоспитанием – взращиванием в себе достоинств, которые, окрепнув, нейтрализуют выявленные пороки. То есть задача самокритики: запеленговать голос порочных качеств личности и накрыть их развивающимися достоинствами.

Достоинство самокритики – она позволяет трезво, не предвзято смотреть на себя. После этого человек может не тенденциозно смотреть и на окружающий мир. Односторонний критицизм всегда ущербен из-за своей поверхностности и насыщенности гордыней. Он даёт искажённое, иллюзорное видение мира, генерирует эгоизм и тщеславие. Франсуа де Ларошфуко писал: «Мы браним себя только для того, чтобы нас похвалили».

Развив в себе самокритичность, человек начинает жить по совести, а, значит, видит в мире больше чистоты и красоты. Критикуя себя в разумных пределах, человек начинает больше уважать других. Наличие самокритики считается условием психического здоровья личности. Объективная и реалистичная оценка собственных сил и слабостей, достоинств и недостатков – часть здорового самопринятия.

Психологи считают что самокритичность – это «умение отстраненно взглянуть и оценить себя и свои поступки; увидеть собственные ошибки и по возможности их исправить. Самокритичность – это отношение к своим мыслям, словам и поступкам без предубежденности в собственной правоте. Самокритичность – это трезвая оценка себя и своих действий в различных обстоятельствах, это сочетание ума, позволяющего увидеть свои промахи, и смелости, позволяющей их признать. Самокритичность – это отсутствие самолюбования при наличии самоуважения. Самокритичность – это активное желание собственного личностного роста».

Самокритичность – признак того, что человек находится под влиянием энергии благости. Люди, находящиеся под влиянием энергии страсти и невежества, как правило, считают, что только они хорошие, а остальные – скопище пороков. Они ругают мир, своё окружение, отыскивают недостатки в других, проявляют недовольство всем и вся. Человек в благости видит недостатки в себе. Это активная самокритика. Исправить себя, учесть свои ошибки куда проще, чем изменить других людей. Иными словами, человек в благости занимается активной, результативной самокритикой, ибо видит собственные недостатки и взращивает в себе достоинства. Находясь под влиянием энергии страсти, он критикует тех, кто не с ним. Невежественный человек критикует всех без разбору. Для него один Бог – это он сам.

Разумная самокритика – честное признание своих недостатков. Самокритичность ни в коей мере не должна якшаться с комплексом неполноценности и деструктивным чувством вины. Закомплексованность – результат глупой самокритики. Профессор Мелани Феннелл пишет: «Закомплексованные люди ставят на себя клеймо («глупый», «недостаточно компетентный», «непривлекательный», «никуда не годная мать») из-за любой трудности или неудачи. Такое отношение к себе провоцирует полное игнорирование положительных качеств. В результате человек видит себя только с одной стороны. Отсюда и излишняя самокритичность».

Самокритичность в дружбе с разумом – признак духовно развитой личности. Когда человек смиренно настраивается не на свои самооправдания и самообман, а на энергию своего духовного наставника, он находит объяснение своему поведению, причём такое, какое должно быть, а не какое ему хочется. Осознав своё непотребство, он начинает раскаиваться. То есть самокритика реализуется правильно, если человек имеет правильный настрой – без обиженности, гордыни и глупости. Самокритика результативна, пока человек верит в себя. Без веры в себя она превращается в самораздавливание, в самоуничтожение.

Самокритика – способность людей развитых, зрелых и целостных. Человек, не способный признать то, что он где-то не прав – инвалид самокритичности. То есть он не способен к самоанализу, самоисследованию, самокритике. Зрелый человек спокойно, доброжелательно смотрит на мир, ни на кого не посягает, никого не пытается давить, менять, поучать.

По-настоящему самокритичный человек понимает, что он не совершенство, что, как и у всех, в нём в проявленной или не проявленной форме присутствуют недостатки, поэтому он, принимая себя, разрешает быть себе несовершенным, при этом делает всё возможное, чтобы нивелировать свои недостатки вскормленными и заботливо выращенными достоинствами.

Самокритика не должна калечить личность. Если, критикуя себя, человек испытывает стресс, растаптывает свою самооценку и вползает в депрессию, значит, он занимается не самокритикой, а самоликвидацией, значит, он подвергся атаке со стороны идеализаций и различных избыточностей, крайностей и чрезмерностей. Правильная самокритика подталкивает человека двигаться дальше в плане личностного роста. Нельзя, взглянув в себя самокритично, испытывать к себе неуважение. Поэт Игорь Губерман в этой связи писал:

Красив, умён, слегка сутул,
Набит мировоззрением.
Вчера в себя я заглянул
И вышел с омерзением.

Один молодой литератор однажды сказал Марку Твену, что теряет уверенность в своём писательском таланте. — Посещали ли вас когда-либо подобные ощущения? — спросил литератор. — Да, — ответил Твен. — Однажды, когда я уже писал пятнадцать лет, я вдруг осознал, что я абсолютно бездарен. — И как же вы поступили? Бросили писать? — Да как же я мог? К тому времени я был уже знаменит.

Библиографическое описание:

Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет.

Для педагогической деятельности на совре­менном уровне требований общества необходимо посто­янно обновлять и обогащать свой профессио­нальный потенциал.

Повышение квалификации – условие жизни в современном мире. В наши дни невозможно один раз получить специальность, а потом только реализовывать свои знания и умения. Мир не стоит на месте. Он подобен лифту, который всё время движется вверх. Если ты остановился, разрыв будет только увеличиваться. Хороший специалист сегодня уже может оказаться невостребованным завтра.

Чтобы оставаться профессионалом, требуется непрерывный процесс самообразования. Для этого нужно выделить время, усилия, деньги. Все это окупается сторицей. Можно сказать, что только это и окупается по-настоящему. Самый ценный капитал – внутренний, а не внешний. Если человек умеет действовать сообразно меняющемуся миру, он всегда добудет в нем необходимое. В этом и смысл личностной ориентации – то, что вложено в знания, способности и умения движущегося человека, оказывается дороже вложений в «недвижимость». Развивающийся специалист сумеет обрести и внешний капитал.

Профессиональное самосовершенствование и самовоспитание педагога в прин­ципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподавае­мым основам науки, недостаточность своего педагоги­ческого инструментария. Приступая к, работе по само­воспитанию и профессиональному самосовершенство­ванию, педагог должен иметь данные ана­лиза своей работы за определенный период, объектив­ную их оценку и рекомендации коллег по улуч­шению своей деятельности. Опыт преподавателей, добившихся заметных успехов в профессиональной деятельности пу­тем систематической работы над собой, свидетельствует о том, что работу по самосовершенствованию надо на­чинать с углубленного анализа собственной педагогиче­ской практики, с установления причин, как успехов, так и неудач. Анализируя результаты и процесс собственной деятельности, преподаватель совершает рефлексию, без кото­рой нет понимания закономерностей образовательного процесса, нет поступательного движения к педагогиче­скому мастерству.

Ведущим компонентом профессионального самосо­вершенствования и самовоспитания педагог является самообразование, под которым мы понимаем «целенап-равленную, определенным образом осуществляемую по­знавательную деятельность педагога по овладению об­щечеловеческим опытом, методологическими и специ­альными знаниями, профессиональными умениями и навыками, необходимыми для совершенствования пе­дагогического процесса» Самообразование — основа роста учите­ля как специалиста.

Педагог, по словам А. Дистервега, «лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собствен­ным воспитанием и образованием» . Если он не учится, не читает, не следит за научными достижениями в своей области и не внедряет их в практику, мало сказать что он отстает: он тянет назад, затрудняет решение задач, поставленных перед учебным заведением, и хочет или не хочет, сопротивляется общему движению педагогического коллектива. Переклика­ясь с «учителем русских учителей» — К.Д. Ушинским ут­верждавшим, что учитель живет до тех пор, пока учится, один из выдающихся ученых современности, академик Д.С. Лихачев, обращаясь к молодежи, писал: «Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учить­ся — не сможешь и учить. Ибо знания все растут и ус­ложняются» .

Сама жизнь обозначила проблему непрерывного пе­дагогического образования как наиболее актуальную.

Но в реальной практической деятельности, как ука­зывает В.А. Сластенин, «при многочисленных обязанно­стях, отнимающих много времени у педагога, может сложиться ситуация, когда он не выходит за пределы непосредственных дел, осуществляемых каждодневно. В этом случае его отношение к профессии — это отноше­ние к ее отдельным сторонам. Соответственно оценка профессии и себя в ней носит фрагментарный, ситуа­тивный характер, связанный с возникающими пробле­мами (установлением дисциплины, организацией кол­лектива, выяснением взаимоотношений с администра­цией школы и т.д.)» .

Подобная непосредственность профессионального бытия рано или поздно приходит в противоречие с ло­гикой педагогической деятельности, что побуждает учи­теля критически оценить себя в профессии, заставить подняться над непосредственно данными условиями. Этот способ профессиональной деятельности связан с проявлением рефлексии, или, по выражению С.Л. Ру­бинштейна, мировоззренческого чувства, формирую­щего обобщенно-целостное отношение к профессии.

Желание и опыт самосовершенствования составляет необходимую предпосылку самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию профессионально значимых качеств своей личности в трех на­правлениях:

а) адаптирование своих индивидуально-неповтори­мых особенностей к требованиям педагогической дея­тельности;

б) постоянное повышение профессиональной ком­петентности;

в) непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности .

В этом плане весьма примечательно мнение Р.П. Скульского, утверждавшего, что необходимо и учи­теля научить быть учителем! Что это значит для него? Немного перефразируя его ответ (с учетом того, что книга была написана до начала демократических преоб­разований), получаем следующее:

1. Систематически овладевать методологическими знаниями, изучать труды классиков философии, государственные и ведомственные документы об образовании и воспитании подрастающих поко­лений.

2. Сосредоточить свои усилия на совершенствова­нии учебного процесса, в котором наиболее пол­но реализуются профессионально-педагогические функции учителя, применяя в своей деятельности новейшие достижения психологии и педагогики, передового опыта и осуществляя собственный на­учно-педагогический поиск.

3. Постоянно анализировать состояние реализуе­мого образовательного процесса, соотнося его с общими тенденциями развития процесса обуче­ния, используя в качестве критериев оценки пе­дагогической эффективности своего учительского труда его конечные и промежуточные результаты,

обоснованность проектов конкретных вариантов методик требованиями науки.

4. Глубоко осознавать собственную педагогическую деятельность как творческий процесс решения разнообразных по содержанию учебно-воспита­тельных задач в их системе.

5. Непрерывно совершенствовать свою профессио­нально-педагогическую квалификацию посредст­вом самообразования, изучения и применения достижений науки и передового опыта, а также собственного педагогического поиска.

6. Посредством самовоспитания и саморазвития формировать в себе те профессионально-педаго­гические качества, которые являются предпосыл­ками творческой деятельности; руководствуясь всей системой дидактических принципов, посте­пенно овладевать исследовательскими умениями и приемами решения педагогических задач твор­ческого характера .

Профессиональное самовоспитание, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспита­ния педагога называют потребность в совершенствова­нии. Следует заметить, однако, что эта потребность не формируется сама по себе из необходимости разрешить противоречия между требованиями, предъявляемы­ми обществом к педагогу и имеющимся уровнем его профессионально-личностного развития. Требования, предъявляемые обществом к педагогу «либо стимулиру­ют работу над собой, либо вынуждают педагога идти на всевозможные ухищрения, снимающие эти противоре­чия, во всяком случае, в его сознании» . Психологи указывают на компенсаторные механизмы снятия по­добных противоречий: рационализация, инверсия, про­екция, «бегство от реальности» и др.

В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности учителя, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель — значит, вызвать истинную потребность в само­воспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями; чувст­вами долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессио­нального идеала. Другими словами, когда педагогиче­ская деятельность приобретает в глазах педагога лично­стную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявля­ется потребность в самосовершенствовании, тогда и на­чинается процесс самовоспитания.

Наука отмечает два приема формирования само­оценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уро­вень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй — в социальном сравнении, сопоставлении мне­ний о себе окружающих. Но при использовании этих приемов не всегда вырабатывается адекватная само­оценка. Невысокие притязания могут привести к фор­мированию завышенной самооценки, так как затрудне­ния в работе имеют лишь те воспитатели, которые ста­вят перед собой высокие задачи. Не может удовлетво­рить творчески работающего педагога и прием форми­рования самооценки через сравнение себя и своих ре­зультатов с результатами коллег.

Основной способ формирования самооценки педагога (в том числе будущего) — соизмерение своих резуль­татов с идеалом личности и деятельности педагога — воспитателя, и такая работа должна начинаться как можно раньше, с первого курса. Самый простой и в то же время самый надежный способ формирования про­фессионального идеала — самообразовательное изуче­ние специальной литературы, знакомство с жизнью и творчеством выдающихся педагогов с целью поиска сво­его идеала педагога. Это — главное условие эффективности его самовоспитания. В этом плане весьма полез­ную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого явится примером для подражания. Таким при­мером для студента педвуза может быть Л.Н. Толстой, оставивший в своих дневниках великолепные образцы самовоспитательной работы. Он придавал чрезвычайно важное значение выполнению следующих правил: «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, не­смотря ни на что… Что исполняешь, исполняй хоро­шо. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить… Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможной силою» . Лучшему самоотчету и самоанализу способствует ве­дение личного дневника, по которому субъект самовос­питания может наблюдать за развитием своих способно­стей. На основе проведенного анализа собственных не­достатков Л.Н. Толстой определил такие задачи по са­мовоспитанию: «Важнее всего для меня в жизни ис­правление от 3-х главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени»

К внешним факторам, стимулирующим процесс са­мовоспитания, относят педагогический коллектив, стиль руководства школой и фактор свободного времени.

Педагог, особенно начинающий, попадая в педа­гогический коллектив, где царит атмосфера взаимной доброжелательности и требовательности, принципиаль­ности, конструктивной критики и самокритики, где с особым вниманием относятся к творческим поискам коллег и искренне радуются их находкам, где чувствует­ся заинтересованность в профессиональном росте начи­нающих педагогов, стремится соответствовать требова­ниям профессионального идеала. Напротив, отсутствие коллективистических начал среди педагогов, пренебре­жение к творческому поиску и скептическое отношение к возможностям самовоспитания неизбежно убьют по­требность в самосовершенствовании.

Если руководство учебным заведением не создает педагогам усло­вия, при которых каждый из них имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности, если за его требованиями не чув­ствуется озабоченности успехами педагогов, стремления помочь, то в такой учебным заведением у них не появляется потреб­ности в самовоспитании.

Наконец, фактор времени. Оно необходимо педагогу для чтения художественной литературы, периодики, по­сещения музеев, театров, выставок, просмотра фильмов и телепередач, изучения специальной, а также психо­лого-педагогической литературы.

Процесс профессионального самовоспитания чрез­вычайно индивидуален. Однако в нем всегда можно вы­делить три взаимосвязанных этапа:

  • самопознание;

  • самопрограммирование;

  • самовоздействие.

Профессиональному самопознанию будущего педагога может помочь курс психологии. Для выявления общей само­оценки должна быть использована традиционная мето­дика построения ранжированных рядов качеств идеала и характерных для конкретной личности с последующим вычислением коэффициента по соответствующей фор­муле . Самооценка профессиональных качеств определяет­ся с помощью той же методики при условии, что эта­лонный ряд строится из профессионально значимых ка­честв. Для выявления уровня направленности на педа­гогическую профессию, области предпочитаемой педа­гогической деятельности (преподавание или воспита­тельная работа) лучше использовать проективные мето­дики типа вербального теста «понятийный словарь». Для выявления уровня общительности (коммуника­бельности) рекомендуется тест В.Ф. Ряховского .

Учитывая, что умение общаться складывается из частных умений, а также зависит от многих факторов, углубленное познание себя должно идти по линии выявления уровня сформированное перцептивных умений, навыков педагогической техники и таких умений, как умение слушать собеседника, уп­равлять общением, выступать перед аудиторией и т.п.

Профессиональное самопознание предполагает так­же выявление особенностей волевого развития, эмоцио­нальной сферы, темперамента и характера, особеннос­тей познавательных процессов (восприятия, памяти, во­ображения, мышления), речи и внимания как свойств личности.

Процесс самопрограммирования развития личности не что иное, как материализация собственного прогноза о возможном усовершенствовании своей личности.

Построению программы самовоспитания обычно предшествует выработка системы «правил жизни», кото­рые постепенно становятся принципами поведения и деятельности личности. Например, никогда и никуда не опаздывать; никогда и никому не отвечать односложно «да» или «нет» — искать другие формы ответа; никогда и никому не отказывать в помощи и т.п.

К.Д. Ушинский считал, что ему в самовоспитании помогало следующее:

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

7. Издерживать только на необходимое или прият­ное, а не по страсти издерживать.

8. Каждый вечер добросовестно давать себе отчет в своих поступках.

9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет» .

Наряду с программой самовоспитания можно соста­вить и план работы над собой: план-максимум на боль­шой отрезок времени и план-минимум (на день, неде­лю, месяц).

Для начинающих самовоспитательную деятельность, не накопивших достаточного опыта работы над собой, более приемлемой представляется программа, состоящая из трех разделов: самопознание и самообразование; овла­дение навыками учебной работы в вузе; самовоспитание.

Чтобы правильно поставить цели самовоспитания, необходимо знать свои сильные и слабые стороны, то есть познать себя. Один из важнейших методов самопо­знания — анализ собственного опыта, как положитель­ного, так и отрицательного. Опыт, «сын ошибок труд­ных», — превосходный учитель, дорого, однако, беру­щий за свои уроки. Другой способ познания себя — сравнение с другими.

По понятным причинам не все задачи и направле­ния работы над собой можно зафиксировать в програм­ме. Подчас в этом и нет особой необходимости. Глав­ное, чтобы каждый, вступивший на педагогическую сте­зю, выработал свой свод жизненных правил, принципов и неукоснительно руководствовался ими в жизни.

Средства и способы самовоздействия бесконечно разнообразны. Учитывая особенности своей личности и конкретные условия, каждый человек выбирает их оп­тимальное сочетание. Релаксация — общее состояние покоя, расслабленности после сильных переживаний или физических усилий.

Особое место в ряду средств самовоспитания зани­мают средства управления своим психическим состоя­нием, т.е. средства саморегуляции. К ним относят раз­ного рода приемы отключения, самоотвлечения, рас­слабления мышц (релаксации), а также самоубеждение, самоприказ, самоконтроль, самовнушение и др.

В последние годы благодаря широкой популяриза­ции все шире используются методы и приемы целена­правленного самовнушения с помощью специальных словесных формул — аутотренинг.

Совершенное овладение интегральным умением пе­дагогически мыслить и действовать не может быть обеспечено без специальных упражнений, направлен­ных на развитие наблюдательности, воображения как основы предвидения и творческого проектирования своих действий и действий воспитанников. Научное пе­дагогическое мышление выражается в свободном опе­рировании педагогическими фактами, их разложении на составляющие компоненты с целью проникновения в их сущность, установлении аналогий, сходства и различия в педагогических явлениях. Для этого будущий педагог должен научиться классифицировать факты и явления, устанавливать причины и выявлять мотивы поведения и деятельности участников социального взаимодействия, решать аналитические, прогностические и проективные задачи.

При совершенствовании мастерства и развитии компетентности перед педагогом встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. Представляется, что необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь личностного и профессионального развития.

В проведенном нами исследовании, мы попытались показать, какое место отводили ведущие ученые-педагоги профессионализму педагога. Они считали, что профессионализм, зависит зачастую не только от каких-либо внешних обстоятельств (подготовка в ВУЗе, уровень подготовки учеников или студентов, заработная плата и т.д.), а, прежде всего от желания педагога быть мастером, профессионалом и достигать этого уровня вопреки всем обстоятельствам.

Литература: Основные термины (генерируются автоматически): педагог, педагогическая деятельность, самовоспитание, педагогический коллектив, профессиональное самовоспитание, профессиональное самосовершенствование, профессиональный идеал, умение, учебное заведение, будущий педагог.Катрин Денев в фильме «Отвращение», 1965 год

Вы всегда и во всем обвиняете только себя. У особенно рьяных любителей самобичевания доходит до абсурда: они запросто могут начать корить себя за то, что пошел дождь или, скажем, задержался рейс. Запомните: есть обстоятельства, которые от вас не зависят.

Вы боитесь высказать собственное мнение. И дело здесь не в стеснительности: вы просто сами не верите в то, что оно может быть стоящим.

А вот на критику со стороны вы реагируете очень резко. Психологи отмечают интересную тенденцию: многие люди готовы сами себя ругать сколько угодно, но другим не позволят (даже если замечания на все 100% справедливые).

Вы никогда не просите о помощи («А вдруг все подумают, что я ни на что не гожусь?!»). Излишняя самокритичность — это в первую очередь комплексы и неуверенность в себе.
Вы часто сравниваете себя с другими, причем совсем не в свою пользу. Но вот стоит кому-то сделать вам комплимент, как вы сразу начинаете за него оправдываться.

Ну и наконец, последнее. Вы концентрируетесь исключительно на своих ошибках. Достижения при этом отходят на второй план. Психолог Мария Долинова уверяет: если не начать хвалить самих себя, успеха в жизни будет добиться труднее. «Лучше даже выписывать свои победы в отдельный блокнот, — советует она. — Сначала будет непривычно, но зато потом вы точно втянетесь и начнете совершенно по‑другому оценивать свою жизнь».

Самокритичность — это, конечно, лучше шизофрении, но всё равно вещь крайне неприятная. Кто-то скажет, что критиковать себя очень полезно для воспитания личности, но только в разумных пределах. У этой приспешницы перфекционизма есть одно нехорошее свойство — она свидетельствует о низком уровне самооценки. А там и до депрессии недалеко. Поэтому избавляйся от самокритичности как от воспаленных гланд, иначе сам себя погубишь. 1 Самокритичные винят себя за каждую негативную ситуацию

Ты чувствуешь, что несешь личную ответственность за все плохие вещи, которые с тобой происходят. А как же внешние факторы, как же законы физики и разные нюансы вроде человеческого кидалова? Их тоже надо учитывать. Если погода нелетная, то самолет никак не взлетит. Поэтому не впадай в крайности — это не перфекционизм, а какая-то слепота.

2 Не ищешь способ исправить ошибку, а зацикливаешься на ней

Вместо того, чтобы сказать: «Это был не лучший способ решить проблему. Больше никогда не буду привязывать начальника к стулу и загонять ему иглы под ногти, чтобы он увеличил мне зарплату», ты относишься к неудаче как к ошибке сапера. Как к провалу, который не устранить. Таким образом ты сосредотачиваешься на прошлом вместо того, чтобы искать другие варианты решить проблему. К тому же ты подпускаешь негативные мысли близко к сердцу, полностью уверяешь себя в своей неправоте и подрываешь уверенность в целом.

3 Самокритичный человек избегает рисков

Вот ты предпочитаешь ничего не делать, потому что дело слишком рискованное, и есть вероятность прогореть и остаться ни с чем. Вот как так? Мы написали 347 статей о том, что риск — дело благородное! Но ты бездействуешь, боишься рисковать и убеждаешь себя в том, что лучший выход — это бездействие. А бездействие приводит к тому, что ни черта не происходит. Стагнация хуже рака яичек, мы гарантируем это.

4 Избегаешь высказывать свое собственное мнение

Самокритичному человеку кажется, что он выглядит весьма глупо, когда что-то говорит. Считаешь, что из твоей любезной пасти вырываются только нелепые гадости? Думаешь, что недостаточно информирован, чтобы обсудить некоторые вещи с определенной компанией? Ну, если ты сидишь в толпе гениев, то лучше, конечно, помолчать, но если ты в компании таких же посредственно осведомленных обывателей, многие из которых тупее тебя, то молчать нельзя ни в коем случае. Иначе тебя действительно будут считать недалеким.

5 Сравниваешь себя с остальными

Если тебя часто сравнивают с кем-то другим, будь то сын маминой подруги или коллега, то твоя самооценка, ясное дело, ухудшается. Так что нужно перебороть ощущение вечного стыда и перестать ориентироваться на мнения других людей. Ты сам царь своей жизни. Если кто-то лучше тебя — порадуйся и начни операцию по наверстыванию упущенного.

И, кстати, в этом случае лучше относиться к другим как к грязи, иначе повышается вероятность развития тенденции относиться ко всем так, будто они лучше тебя.

6 Самокритичный человек никогда не удовлетворен своими достижениями

Что бы ты ни делал, как бы филигранно ни выполнял свою работу, ты всё равно будешь находить недостатки. При скрупулезном рассмотрении ты найдешь какие-то изъяны. Или спустя время на тебя снизойдет озарение, что так было бы лучше. Но если ты не можешь делать всё идеально, то лучше либо вообще ничего не делать, либо не углубляться. Недостатки есть везде — самокритичный Моцарт, например, который Вольфганг Амадей, ненавидел свою увертюру к Дон Жуану, считал ее отвратительной, поскольку дописал утром в день премьеры. Но нам с тобой, людям высококультурным, она кажется шедевром.

7 У тебя донельзя высокие стандарты и требования

Перфекционизм, если говорить совсем уж откровенно, принес своим адептам больше зла, чем добра. Слишком уж задранные стандарты — лишний повод уличить себя в собственной никчемности. Всегда добиваться отличных результатов невозможно, поэтому лучше снизить требования к себе.

8 Постоянное беспокойство «а что, если…»

Как же ты надоел, сраная Ванга! Тоже мне, Нострадамус! Заканчивай с попыткой предвидеть худший сценарий, она только развивает депрессию. Когда пытаешься представить себе худшее развитие событий в красках, то беспокойство плавно захватывает контроль над разумом. Самокритика превращается в самоуничижение, вера в себя исчезает, и ты начинаешь беспричинно волноваться о том, чего не было.

9 Презрение к своей внешности

Возможно, тебя не отпускают проблемы с твоей внешностью. А ведь и правда, такое ощущение, будто Шварценеггер в «Хищнике» говорил фразу: «Ну ты и урод, настоящий ублюдок» не паскуде из джунглей, а тебе. Но ладно, всё не так уж плохо, на самом деле с этой проблемой сталкиваются даже ангелоподобные люди. Тут на самом деле проблема не в том, как обстоят дела на самом деле, а в том, как ты видишь себя со стороны. Если ты никогда не думал о себе хорошо, то ты захлебнешься в самокритике.

10 Никогда не просишь о помощи

Что это — гордость или трусость? Впрочем, не важно, как правило, у людей, которые боятся просить о помощи, большие проблемы всё с той же самокритикой. Всё настолько плохо, что человек боится показать себя слабым и некомпетентным. Настолько высоки требования к себе. Но если разобраться, то это обычный блеф, попытка предстать перед обществом в маске, хотя в душе ты понимаешь свою ущербность.

11 Ты не отстаиваешь свои потребности и желания

Самокритичные люди очень боятся отказов. Поэтому предпочитают не лезть на рожон, а сидеть себе тихо в уголке и лишний раз не напоминать о себе. И он никогда не будет бороться за свои потребности, никогда, просто примет всё как есть. Поскольку самокритичный человек буквально пребывает в состоянии ожидания отказа, и тем самым убеждает себя в неудаче.

12 Мысли о членовредительстве

Для многих различные формы членовредительства служат в качестве физического освобождения эмоциональной боли. И очень часто эмоциональная боль имеет корни в самокритике.

13 Родители — деспотичные критики

Были проблемами с родителями? Если тебе пришлось провести детство в окружении деспотов, которые держали тебя в ежовых рукавицах, то вполне возможно, ты перенял этот образ мышления и выдумал своего собственного внутреннего критика.

14 Неправильно анализируешь ошибки

Как часто и как долго ты думаешь о совершенных ошибках? Много ли времени и энергии ты вкладываешь в анализ того, что пошло не так? Как долго ты переживаешь за собственные ошибки? Так вот, если уж анализировать все эти ошибки прошлого, черпать что-то ценное, то в строго дозированных количествах. Не переусердствуй, скорее всего, ты слишком долго копаешь и слишком сурово иронизируешь.

15 Не прощаешь ошибки другим

Самокритичные люди с большим трудом и неохотой прощают другим их прегрешения. Это та самая степень максимализма, которая доводит и тебя самого, и других. Самое обидное то, что ты порой не можешь простить другим какие-то мелочи и оплошности, что уж говорить о себе.

16 Ты не делаешь себе комплименты

Посмотри на себя в зеркало. Какой красивый, хороший и умный мальчик. А какой талантливый, а какой спортивный. Тебя не коробит то, что тебе делает комплимент незнакомый мужик? А зря, потому что если не я, то никто не похвалит. А ведь иногда просто необходимо говорить себе «Я хорош», «Я смогу это сделать», «Я долбаный гений!». Это может показаться странным и смешным, но это здорово настраивает на нужный лад и помогает справиться с депрессией. Как известно, сам себя не похвалишь — никто не похвалит, а если все-таки не хвалишь, то у тебя нелады с самокритикой.

17 Сложно переносишь критику

Ты испытываешь боль, гнев, разочарование, когда люди швыряют в лицо обоснованную или конструктивную критику? Если да, то и с самокритикой должны быть большие проблемы. В идеале, если критика обоснована, человек должен воспринимать ее расстроенно, но адекватно, без истерик и острого самоуничижения. Хотя некоторые с помощью самокритики оправдываются.

18 И комплименты принимать не можешь

Что ты чувствуешь, когда кто-то тебя нахваливает? Чувствуешь, что заслужил это или самоуничижительно отклоняешь комплименты? Тут дело не в ложной напускной скромности, а во внутреннем состоянии. Если ты осознаешь, что не достоин похвалы за свою работу, то смотришь на себя слишком самокритично. Поэтому просто скажи спасибо.

19 Весь мир делится только на черное и белое

«В мире есть только черное и белое, две крайности, между которыми нет ничего». Довольно популярная в наши времена версия, но мир слишком сложен, чтобы делиться на плохое и хорошее. Установка абсолютных идеалов заставляет игнорировать частичные успехи и давать себе кредит для небольших достижений.

20 Достижения упали ниже возможностей

Классический признак хронической самокритики при исполнении. За несколько лет твоя продуктивность и качество работы стремительно упали вниз.

Оглядываясь назад, ты видишь запущение и хаос. Казалось бы, нужно наорать на свое Я, взять себя в руки и критиковать, чтобы лучше работалось. Но это последствие критики, поэтому заткнись, не ругай себя и работай.