Сафин Альберт изаилович

Цифровая грамотность и цифровые компетенции как фактор профессионального успеха

1Л £

Б

а

2 ©

Гладилина Ирина Петровна

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы», gladilinaIP@edu.mos.ru

Кадыров Нияз Назылович

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы, ugmzmag@yandex.ru

Строганова Евгения Владимировна

аспирант кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы, ugmzmag@yandex.ru

В работе проведено комплексное исследование категории цифровой компетентности, в том числе отмечено, что ключевым отличием данной компетенции от других заключается в наличии является стремление получить максимальный результат от деятельности. Показано, что на существует существенный отрыв в уровне владения информационными технологиями между поколениями. Кроме того, проблемы, с которыми сталкиваются пользователи имеют различную природу, что существенным образом затрудняет их решение посредством существующих институтов повышения цифровой грамотности. В поиске новых форм решения данной проблемы авторами предлагается формирование индекса цифровых компетенций, включающую в себя кроме приобретения навыков и знаний непосредственно в области овладения технологиями, также и навыков осуществления коммуникациями, поисками в сети Интернет и эффективного потребительского поведения. Показано, что данные компоненты являются значимыми для формирования цифровой компетентности. На основании работы авторами делается вывод о том, что дальнейшее развития институциональной модели развития цифровизации экономики невозможно без комплексного обобщения результатов реализации текущих проектов в данной области, реализованные в форме курсов корпоративных университетов и государством.

Ключевые слова: профессиональный успех, цифровая грамотность, цифровые компетенции, цифровая образовательная среда.

Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ 19-010-00014\19

Профессиональный успех — проблема, которая волнует каждого. Содержание термина «профессиональный успех» достаточно индивидуально и включает в себя самые разные аспекты одного и того же явления от идеалистических воззрений до абсолютно прагматичных взглядов. При этом понимание проблемы как на теоретическом уровне, так и на практическом, только усложняется. Такому положению дел способствуют не только объективные причины — изменения условий и оценки труда, но и ценностные, претерпевающие сегодня глубочайшую трансформацию. Но можно утверждать, что и те, и другие зависят от происходящих процессов цифровизации. Именно цифровиза-ция всех видов деятельности требует пересмотра критериев успешности в профессиональной деятельности, а, следовательно остро встает вопрос цифровой грамотности и цифровых компетенций. Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (2016 — 2021), основная цель которого заключается в создании к 2018 году условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства и увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн. человек к концу 2025 года, позволяет рассматривать он — лайн обучение как возможность участия работодателей в разработке контента онлайн — курсов. А для работника — возможность обучаться без отрыва от выполнения своих профессиональных обязанностей. Цифровая грамотность — это обязательный фактор эффективного использования цифровой образовательной среды.

Понятие цифровой грамотность появилось в 1997 г. в работе П. Гилстера. Под данным термином автор подразумевал умение критически оценивать и применять данные, которые индивид получает за счёт взаимодействия с компьютером в различных формах из множества источников. А. Мартин конкретизировал эту идею и дополнил тем фактом, что цифровая грамотность -это понимание, установки и умение индивида эффективно применять цифровой инструментарий и возможности для идентификации, доступа, оценки, интеграции, управления, синтеза и анализа цифровых ресурсов, составление новейших знаниевых систем, взаимодействие с другими индивидами для более конструктивного социального взаимодействий в парадигме определённых ситуаций.

Повышение уровня понимания термина «цифровая грамотность», оперирование термином «цифровая компетеность», ставшим популярным в последнее время вызвано целым рядом существенных предпосылок.

Рост возможностей, которые даёт глобальная сеть, популярность ее не только среди подростком и молодых людей, что в свою очередь подразумевает изучение Интернета с позиции особенной области деятельности индивида. Для современного развитого человека Интернет является целым миром, обладающими огромными возможностями. Успеваемость обучающихся стала напрямую зависеть от их компетенций в цифровой сфере, что в свою очередь, означает тот факт, что парадигма цифровой грамотности в текущем социальном контексте требует чёткой систематизации огромного набора цифровых навыков и знаний.

Разрастание цифрового мира, оказывающего огромное влияние ни жизнь и деятельность индивида, повышает важность изучения и определения содержащихся в нём психологических, политических, социальных, этических и многих других процессов. Сегодня реальный и виртуальный мир нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Дать оценку данному явлению еще предстоит, но объективная реальность требует признать вышеуказанный фактор. В результате становится понятна ограниченность подхода, при котором человек рассматривается исключительно как обычный пользователь глобальной сети. Социологи и философы определяют такое положение вещей как цифровые гражданство и цифровая культура. Оперирование и работа с понятием «цифровая компетентность» имеет чёткий практический фундамент, т.к. согласуется в последними нововведениями в сфере образования и открывает новые возможности для использования новых идей в парадигме социальных компетенций. В исторической

Рис. 1. Индекс цифровых компетенций

и культурной психологической парадигме компетенция является знанием, используемым в действии, что в свою очередь подразумевает выход за рамки анализа умений и знаний индивида.

Цифровая компетентность подразумевает постоянное получение новых компетенций (мотивация, знания, ответственность, умения), умение человека критично, уверенно, безопасно и эффективно определять и использовать коммуникационные и информационные технологии во всех сферах своей деятельности. Под цифровой компетентностью понимается не только наличие каких-либо умений и знаний, но и желание получать максимальный эффект от своей деятельности.

Парадигма высокой ответственности, как важной части поля цифровых компетенций, подразумевает чёткое понимание обязанностей и прав каждого участника цифрового взаимодействие, осознание фундаментальных правил поведения в цифровом пространстве. Сфера ответственности также включает в себя вопросы цифровой безопасности, понимания, каких действий лучше избегать, что нужно делать в случае возникновения каких-либо проблем. Различные исследования, направленные на изучение проблем среди пользователей глобальной Сети среди разных возрастов, показывают, что владение компетенциями для работы в Интернете среди подростков и людей до 30 лет находится на гораздо более высоком уровне, чем у более старших пользователей. Разрыв между ними уменьшается очень медленно, что не даёт возможности более старшим пользователям помочь с решением проблем у молодёжи при работе с Интернетом. Исследования показывают, что причины

проблем имеют значительные различия, которые обуславливаются в зависимости от содержания деятельности, возраста, уровня владения компетенциями, наличием навыков и умений, уровня ответственности. В России, в отличие от европейских стран, до недавнего времени отмечалось отсутствие программ, нацеленных на повышение уровня цифровой грамотности и уменьшения вероятности возникновения рисковых случаев.

Для улучшения текущей ситуации в образовательной системе появляются и внедряются различные программы, направленные на повышение цифровой грамотности. В практической парадигме основными критериями успешности апробации программ является эмпирическое определение основных параметров, которые способствуют увеличению уровня цифровой грамотности и широкое распространение и популяризация исследований в этой области.

В теоретической парадигме основным направлением можно назвать глубокую проработку и фундаментальную обоснованность функционала и структурной составляющей базового конструкта, определяющего цифровую грамотность, создание необходимых методических разработок. При этом, взаимодействие конструкта с другими факторами должно быть многоуровневым, т.к. грамотность в цифровом пространстве неразрывно связана с общим уровнем умения и знаний.

Применение всех доступных возможностей для самообучения — повышения уровня собственной цифровой грамотности может происходить только вместе с желанием индивида максимально уменьшить свои риски, которые могут возникнуть в цифровом поле.

Анализ научной литературы позволил выделить некий условный индекс цифровых компетенций, который представлен на рисунке 1:

Межнациональный характер глобальной сети подразумевает актуализацию цифровых компетенций в различных сферах человеческой деятельности. Анализ научной литературы в области цифрови-зации позволяет определить определить четыре основные сферы, которые дают возможность максимального проявление возможностей и рисков цифрового пространства:

■ область коммуникации (создание, дальнейшее развитие, идентификация, поддержание взаимодействия, самоактуализация, репутация);

■ информационная область (появление, поиск, выбор, оценочные действия);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ техническая область (владение необходимой техникой, безопасность в техническом плане);

■ потребительская область (использование глобальной сети для потребительских задач).

В цифровом пространстве широко представлены следующие компетенции:

1. Коммуникационная (знания, ответственность, умения и мотивация, которые нужны для коммуникации в цифровом пространстве).

2. Информационная (знания, ответственность, умения и мотивация, находящиеся в области поиска, определения, оценки, переработки цифровых данных, критического понимания полученной информации).

3. Потребительская (знания, ответственность, умения и мотивация, позволяющие эффективно решать повседневные вопросы).

4. Техническая(знания, ответственность, умения и мотивация, дающие возможность эффективно и безопасно работать в цифровом пространстве).

Любая из компетенций, которая актуальна для цифрового пространства, включает в себя ряд аспектов, которые относятся к сфере ответственности и мотивации при достижении профессионального успеха. Мотивация подразумевает появление осмысленного желания повысить уровень цифровых компетенций как базу для активности в цифровом пространстве, которая необходима человеку для достижения профессионального успеха. Сфера ответственности содержит в себе аспекты безопасного взаимодействия с информационным пространством, что сегодня является приоритетным направлением цифровой безопасности личности.

© £

Я

г

Все компоненты цифровых компетенций по-разному используются в цифровом пространстве. Использования глобальной Сети для социального взаимодействия, поиска и получения интересующего человека контента, поиска решений технических вопросов, для повседневных дел являются разными возможностями, что в свою очередь подразумевает наличие ресурсной базы для их использования. Профессиональный успех сегодня прямо связан с умением использовать возможности цифрового пространства, но риск «утонуть» в лишней, непроверенной, а зачастую и ложной информации требует развития цифровой грамотности, формирования цифровых компетенций.

Таким образом, понимание глубочайшей важности цифровых возможностей в развитии профессионального успеха требует новых подходов в организации и вузовского, и дополнительного профессионального образования. Зарубежный и отечественный опыт непрерывного образования позволяет к приоритетным направлениям профессионального успеха отнести выстраивание индивидуальных образовательных траекторий с акцентом на самообучение, а значит, на активное использование цифрового образовательного пространства. Анализ образовательных программ, представленных в открытом доступе, Корпоративного университета Сбербанка, Корпоративного института Газпрома, Академий Роскосмоса и Росатома, Ростелеком показал, что обучение большинство из них

рассматривает как часть экосистемы организации с он — лайн обучением, мобильными приложениями и др. Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» позволит создать каждому «студенту» цифровое портфолио с определением его образовательного багажа (какие он — лайн курсы прошел, какие результаты имеет).

Литература

1. Индикаторы цифровой экономики: статистический сборник. — М. — НИУ ВШЭ. — 2018 — 268 с.

3. Комлева Н.В. Профессиональная компетентность личности в условиях Smart-об-щества // Открытое образование. 2017. № 1. С. 27-33

6. Портал Университета Сбербанка-// https://sberbank-university.ru/about/university/

Digital literacy and digital competencies as

a factor of professional achievement Gladilina I.P., Kadyrov N.N.,

Stroganova E.V.

Moscow City University of Management of the Government of Moscow

Keywords: professional achievement, digital literacy, digital competencies, digital educational environment

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Indicators of the digital economy: a statistical

compilation. — M. — HSE. — 2018 — 268 s.

2. Kaufman N. Yu. The Transformation of Knowledge

Management in the Conditions of the Development of the Digital Economy // Creative Economy. — 2018. — Vol. 12. — № 3. — P. 261270.

3. Komleva N.V. Professional competence of the

individual in the conditions of a smart society // Open Education. 2017. No. 1. P. 27-33

4. Modern digital educational environment // STSOS

Альберт Изаилович, как в Татарстане регулируется деятельность беспилотных летательных аппаратов?

А.С.: Общий порядок выполнения полетов гражданской, государственной и экспериментальной авиации устанавливается рядом нормативно-правовых актов. Ключевым документом здесь является Воздушный кодекс РФ. С него начинаются правовые основы полетов беспилотных воздушных судов.

Нормы, регламентирующие правой статус беспилотников, появились в Воздушном кодексе РФ сравнительно недавно, когда был принят и вступил в силу федеральный закон от 2015 года «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ в части использования беспилотных воздушных судов». Это так называемый «закон о беспилотниках».

Законодатель установил, что такое «беспилотные воздушные суда», «экипаж беспилотника», «регистрация судна».

Как происходит учет и регистрация беспилотников?

А.С.: Изменения в Воздушный кодекс РФ были внесены в 2015 году. Только через четыре года постановлением российского Правительства были утверждены Правила учета беспилотных гражданских воздушных судов. Документ был подписан в мае текущего года. Полномочия по регистрации отданы Росавиации.

Документ вступает в силу 1 октября этого года. Таким образом, с октября владельцы беспилотников массой от 250 граммов до 30 кг в течение 30 дней должны подать заявление о постановке беспилотного воздушного судна на учет в Приволжское межрегиональное территориальное управление Росавиации, которое находится в Самаре. Оно рассматривает обращение и после постановки на учет уведомляет об этом владельца.

Сложно ли получить разрешение для выполнения полетов?

А.С.: Полеты беспилотных воздушных судов отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства. Физические или юридические лица, планирующие осуществлять запуски беспилотников, должны знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством России.

Полеты беспилотных воздушных судов производятся на основании разрешения, чтобы его получить, нужно представить план полетов. Для получения разрешения на полеты в Казани есть дополнительный перечень документов. Должно пройти согласование полета в татарстанских управлениях ФСБ, Росгвардии, МВД по РТ и Татаэронавигации. На все процедуры до получения разрешения на легальный полет может уйти 15 дней.

Поэтому в Татарстане создана Ассоциация пилотов беспилотных летательных аппаратов, которая помогает владельцам дронов на законных основаниях получить разрешение на полет по упрощенному варианту. Причем в России подобной организации нет.

А.Г.:Зарегистрировавшийся в ассоциации пилот беспилотника может получить разрешение за день до полета на сайте. Всю остальную работу ассоциация делает за пилота.

Алексей Викторович, расскажите подробнее о деятельности Ассоциация пилотов беспилотных летательных аппаратов и сервисе для регистрации полетов.

А.Г.: Цель работы ассоциации – безопасность полетов, легализация и упрощение получений разрешений на полеты беспилотных летательных аппаратов. Сегодня чтобы запустить квадрокоптер хоть на метр, необходимо получить разрешение. Сроки его получения в обычном порядке колеблются от 15 до 24 дней. Это очень много, учитывая, что погода может поменяться.

Благодаря Президенту Татарстана Рустаму Минниханову, Совету по предпринимательству при Президенте РТ, а также слаженным действиям всех ведомств в Казани на сегодня удалось решить главную проблему легального применения беспилотников – получение разрешений на выполнение полетов в пределах города.

То есть ассоциация разработала уникальный сервис, не имеющий аналогов в России. С его помощью владелец квадрокоптера или авиамодели может накануне зарегистрировать свой полет нажатием пары кнопок. Сервис был запущен в августе прошлого года. До этого, в 2016 году, мы обратились за помощью в Совет по предпринимательству при Президенте РТ. Проходило много обсуждений, дискуссий со всеми ведомствами, в итоге разработали комплекс мер по взаимодействию.

Из-за длительности получения разрешения люди не могут испытывать свои разработки, а дети из авиамодельных школ вообще самостоятельно не могут пройти всю процедуру. Ассоциация помогает развивать авиационную отрасль в республике, инновационные разработки, способствует обучению детей авиамоделизму.

Мы регулярно получаем обращения из различных регионов России с просьбой наладить взаимодействие и реализовать наш опыт в других городах и субъектах страны.

Сколько сейчас пилотов зарегистрировано в ассоциации и много ли совершено полетов?

А.Г.: В Ассоциации пилотов беспилотных летательных аппаратов РТ зарегистрированы более 350 пилотов, зафиксировано свыше 2,5 тыс. легальных полетов. Пилотами ассоциации являются представители не только России, но и таких стран, как Франция, Турция, Норвегия, Казахстан и Италия. Активные пользователи – около 170 пилотов, в основном из Татарстана. Среди них – «киношники», блогеры, представители практически всех республиканских ведомств, средств массовой информации.

Очень много поступает обращений от туристов, которые хотят приехать в Татарстан на отдых и сделать красивые снимки, чтобы потом выложить их в соцсетях. Можно сказать, что наша деятельность способствует развитию туризма.

В пиковые дни над Казанью совершается около 50 полетов беспилотников. Это праздничные дни, выходные, особенно – с пятницы по воскресенье. Если в одной точке регистрируют больше одного полета, то приходит уведомление с номерами телефонов, чтобы люди могли созвониться друг с другом, поскольку речь идет о безопасности полетов.

В каких районах Татарстана доступны зоны для легальных полетов? Планируется ли расширение?

А.Г.: Хотим расшириться на весь Татарстан, потому что обращаются, например, из Закамской зоны, из различных городов регионов России. На сегодня помимо согласованных зон в Казани вышли в Верхнеуслонский, Высокогорский, Лаишевский, Зеленодольский, Камско-Устьинский районы. Планируем расширяться на Алексеевский район, Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны, Бугульму. Сейчас активно идут переговоры.

После регистрации и получения разрешения как отслеживается полет беспилотника?

А.Г.: У нас есть диспетчерская служба, которая занимается отслеживанием полетов. Плюс есть доступ к нашему сервису у ФСБ, МВД и Росгвардии. Они тоже могут увидеть, где летает беспилотник. Кроме того, есть доступ у пилотов вертолетов.

Есть внутренние правила ассоциации, каждый пилот под ними подписывается. Если он вылетает за легальные зоны и это обнаруживается, то мы его можем исключить из ассоциации за нарушение.

В восемь вечера вся информация, включая фамилию, имя, отчество пилота, зону и время полета, уходит в МВД, ФСБ и Росгвардию. Они сверяют, согласован ли полет, находится ли беспилотник в легальной зоне. Хотел бы отметить взаимодействие этих ведомств. Например, нам сообщают, в какой день лучше не летать, мы оповещаем наших пилотов, на карте, где указаны легальные зоны полетов, ставим ограничения времени. Пилоты относятся с пониманием.

Альберт Изаилович, какие существуют факторы риска, связанные с запуском беспилотников?

А.С.: Любой полет беспилотника связан с риском для граждан, других участников полета. Поэтому для безопасности полетов необходимо получить разрешение. Вес аппарата – 450 грамм, скорость 150 – 200 км/час. Если полет осуществляется без разрешения, то другие участники не будут знать, что запущен дрон. Представьте, если в эту зону залетит вертолет. При их столкновении может случиться катастрофа. А виноват будет тот гражданин, который не получил разрешение.

При полете нужно вести визуальное наблюдение за аппаратом. Беспилотник должен летать там, где мало людей, потому что в случае его падения могут возникнуть травмы.

Какие административные меры предусмотрены за полеты дронов без разрешений?

А.С.: За нарушение правил использования воздушного пространства на владельцев беспилотников возлагается административная ответственность по статье 11.4 КоАП РФ. В частности, на граждан накладываются штрафы в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, на должностных лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, на юридических лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

А.Г.: С конца июля штрафы за данное нарушение выросли в десять раз. Сам аппарат стоит от 40 тыс. рублей до 150 тыс. рублей и выше. Получается, что нарушитель заплатит штраф почти равный стоимости аппарата.

А.С.: В 2018 году в республике было зафиксировано 20 случаев полетов без разрешений. В этом году выявлено только шесть нарушителей. И это не татарстанцы, а приезжие.

Мы стараемся работать на опережение, то есть для нас главное – провести профилактику, беседы, консультации. Ведь есть люди, которые покупают беспилотные летательные аппараты, но даже не знают, что нужно подавать заявки на полеты.

В Татарстане обучают управлению беспилотниками?

А.Г.: Есть планы создать при Ассоциации пилотов беспилотных летательных аппаратов РТ своеобразную школу для обучения управлению дронами. Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Хотим организовать такие курсы. У нас как раз одно помещение проходит экспертизу по пожарной безопасности. Составляем правила, будем подавать документы.

Ассоциация уже сейчас помогает всем заинтересованным лицам проводить полеты беспилотников. Устраиваем совещания, собрания, но, конечно, этого мало. Необходима школа, куда бы человек любого возраста мог прийти и получить знания по законности полетов.

А.С.: Беспилотники – это наше будущее, поэтому важен вопрос законности полетов. Необходим закон об обучении внешних пилотов. Почему происходят нарушения, связанные с полетами беспилотников? Их владельцы не обучены, то есть их научили кнопку нажимать, а законы они не знают. Нормативная база по выполнению полетов беспилотников пока достаточно слаба. Если бы были соответствующие курсы, то в программе было бы заложено изучение воздушного законодательства.