Рыбоохранная зона

Департамент градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел обращение, зарегистрированное на сайте Минстроя России по вопросу разъяснения норм действующего законодательства в области градостроительной деятельности и сообщает.

В соответствии с пунктом 3 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ) для охранных зон.

Таким образом, по общему правилу ограничение прав на землю в виде ограничения хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах сопровождается принятием акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. В то же время отдельными положениями законодательства Российской Федерации предусматривается установление таких ограничений, не требующее издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления в отношении охранных зон линейных объектов. К числу таких случаев можно отнести:

1) установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности на основании решения суда (пункт 3 статьи 56 ЗК РФ);

2) установление охранной зоны объектов электросетевого хозяйства посредством внесения организацией, которая владеет таким объектом электросетевого хозяйства, в государственный кадастр недвижимости сведений о границах такой зоны (пункт 6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 160);

3) установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах магистральных трубопроводов (пункт 4 Правил охраны магистральных трубопроводов, постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 22 апреля 1992 г. № 9, утверждены заместителем Министра топлива и энергетики 29 апреля 1992 г.).

Урегулирование порядка установления охранных зон предусматривается проектом Федерального закона № 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» (принят Государственной Думой в первом чтении 9 декабря 2014 года), в котором, в частности, предлагается унифицировать порядок установления различного типа зон, определить органы, уполномоченные на принятие решений об установлении зон с особыми условиями использования территории.

С точки зрения законодательства о градостроительной деятельности охранные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.

Департамент отмечает, что Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 252-ФЗ) зоны с особыми условиями использования территории исключены из перечня объектов землеустройства. Законом № 252-ФЗ установлено, что обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории являются сведения о границах такой зоны, содержащие текстовое и графическое описания местоположения ее границ и перечень координат их характерных точек в установленной системе координат.

Подготовка описаний местоположения границ этих зон обеспечивается правообладателями объектов, для эксплуатации которых они установлены, или иными лицами на основании договора с такими правообладателями.

Подготовка описаний местоположения границ этих зон в порядке, установленном Законом № 252-ФЗ, осуществляется с 1 января 2016 года.

Кроме того, Законом № 252-ФЗ установлено, что правообладатели земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны в течение пятнадцати дней с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об установлении такой зоны.

Безопасная эксплуатация линейных объектов в современных условиях может быть обеспечена только при условии внесения в нормативные правовые акты положений о необходимости и порядке внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр недвижимости, а также о последствиях отсутствия таких сведений в государственном кадастре недвижимости.

В связи с этим Законом № 252-ФЗ установлено, что с 1 января 2018 года для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требуются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны.

Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 марта 2016 г. № 163.

Сведения о местоположении границ зон с особыми условиями использования территории подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости до 1 января 2022 г. (часть 2 статьи 5 Закона № 252-ФЗ).

Согласно пункту 5.2 статьи 87 ЗК РФ подготовка текстового и графического описаний местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечня координат характерных точек границ такой зоны обеспечивается правообладателями указанных объектов или иными лицами на основании договора с такими правообладателями, т.е. по этой норме возложение такой обязанности на общество было бы законным.

Во исполнение пункту 5.3 статьи 87 ЗК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2016 г. № 662 утверждены Правила уведомления правообладателей земельных участков, включенных в границы зоны с особыми условиями использования территории, об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны.

Заместитель директора Департамента
градостроительной
деятельности и архитектуры
О.А. Дашкова

Водный кодекс принят два года назад, но до сих пор у водопользователей остается множество вопросов. В основном они касаются права на водопользование. Прокомментировать их мы попросили главу Росводресурсов Марину Селиверстову.

Марина Валерьевна, многие водопользователи недоумевают, что до сих пор некоторых крупных водных объектов нет в водном реестре. Почему это происходит?

Что представляет собой государственный водный реестр (ГВР)? Это сводный информационный ресурс, совокупность значительного количества документированных сведений и данных о водных объектах России, их состоянии и использовании, который требует постоянного поддержания и актуализации.

Сейчас насчитывается 2,5 миллиона рек, а всего 5,5 миллиона поверхностных водных объектов. Разумеется, что за такой короткий срок огромный массив информации одномоментно сформировать невозможно. В формировании же водного реестра кроме Росводресурсов и минприроды участвуют более десяти федеральных ведомств — Росгидромет, минсельхоз, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Росморречфлот, Роснедра, Росрыболовство и др. В зависимости от того, как оперативно и быстро они формируют свой информационный ресурс, он появляется и в нашей сводной базе.

Значимость этого реестра для водопользователя трудно переоценить. Если я правильно понимаю, он необходим для того, чтобы получить право на водопользование…

Да, действительно, водное законодательство предполагает получение предварительной информации из Государственного водного реестра водопользователем для целей последующего предоставления права пользования водным объектом. Но бывают случаи, когда данных о водном объекте в ГВР не содержится ввиду неизученности этого водного объекта. Отсутствие данных в нашем реестре не является основанием в отказе предоставления права водопользования.

Однако известны случаи, когда водопользователь на свои деньги заказывал Гидромету провести исследование для последующего внесения в реестр. Но этот водный объект так и не появлялся там. С кого спрашивать?

Да, такие случаи известны. Порядок формирования ГВР определен соответствующим Постановлением Правительства РФ, и порядок внесения данных в реестр носит официальный характер. Следовательно, информация, полученная в результате частного заказа, должна быть внесена уполномоченным органом в Росводресурсы. Другого принципа формирования этого информационного продукта законодательство не предусматривает.

То есть предприятие вправе самостоятельно заключать договор с Росгидрометом на проведение исследований по водному объекту для включения его затем в реестр?

Пожалуйста. Это не запрещено. И если какое-то предприятие или водопользователь потенциально заинтересован в использовании этого водного объекта, он вправе эти работы выполнить.

А средства, потраченные на это, ему не компенсируют?

Пока такого механизма нет, но есть повод для размышлений, поскольку расходы, понесенные водопользователем, служат решению задачи улучшения изученности водного фонда России.

Поймите другое. Например, может возникнуть такая ситуация. Предположим, вы захотите получить право пользования на каком-то водном объекте, которого, может быть, на карте нет. Возьмем для примера лесное озеро где-нибудь под Екатеринбургом, в отношении которого вы хотите получить право пользования. И вам никто не откажет в этом праве. Но поскольку оно никогда раньше не использовалось для целей водопользования, то не возникало необходимости изучать его, и половина из тех данных, которые с 1 января 2007 года должны быть в ГВР, могут просто отсутствовать.

У меня же, как у практика, есть понимание того, что формирование любого информационного ресурса должно быть осмыслено с точки зрения его последующего практического использования и расходов на его формирование и поддержание, т.е. экономической точки зрения. В результате чего необходимо ответить на простой вопрос — «А не является ли этот ресурс избыточным?» Можно собирать всю информацию вообще обо всем. Но целесообразней было бы определить то необходимое и достаточное для целей эффективного государственного управления. Думаю, что практика поможет нам найти ответ на этот вопрос.

Может, выскажу крамольную мысль — а есть ли необходимость в таком подробном информационном ресурсе? К примеру, то же лесное озеро стоит ли вносить в реестр?

Я думаю, что оно в реестре должно значиться. Но половина из той информации, которая подлежит вынесению, с точки зрения государственного управления и хозяйственного использования, может быть, и не нужна.

Это же новый информационный продукт, находящийся в стадии формирования. И, конечно, есть какие-то погрешности и какие-то ошибки при подходах в определении структуры и объема информации. А насколько она реально необходима? Оправданы ли расходы на ее сбор и актуализацию? Это тоже нужно учитывать, потому что это затратно.

Существуют ли прецеденты (кроме случая с Байкальским ЦБК), когда решения по сбросу сточных вод были аннулированы?

Водным кодексом такое понятие, как «аннулирование решения», не предусмотрено, такой процедуры нет. Основание и порядок принудительного прекращения — так называется эта процедура — права пользования водным объектом установлены статьей 10 ВК РФ. При этом предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом должно предшествовать вынесение предупреждения органом, который принял решение. То есть или федеральное агентство водных ресурсов в лице территориальных органов, или регион, в зависимости от того, кто выдал этот разрешительный документ. Сначала выносят предупреждение о нарушении, потом реализуется установленная процедура прекращения права пользования.

На какое время выдаются эти лицензии?

Срок действия лицензии содержится в самой лицензии, в соответствии с законом он мог достигать двадцати пяти лет. Но если происходит нарушение условий лицензии, то действие ее может быть принудительно прекращено в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

Так были все-таки прецеденты помимо БЦБК?

По тем решениям, которые выдавало Федеральное агентство водных ресурсов, таких прецедентов принудительного прекращения не было. Обычно все вопросы регулируются на уровне предъявления предварительного уведомления. То есть до стадии принудительного прекращения не доходит.

Какие чаще всего происходят нарушения правил водопользования?

Одно из распространенных нарушений — это превышение установленных объемов забора воды. В соответствии с договором водопользования водопользователь должен представлять отчетность о фактических параметрах водопользования, при превышении установленного объема уплачивается пятикратный тариф за сверхлимитный объем.

А если, наоборот, недобор?

Если меньше, у водопользователя есть право произвести перерасчет в последующих периодах. Но для этого нужно своевременно, в том отчетном периоде, в котором вы осуществляете водопользование, представить отчет о фактических параметрах водопользования.

Марина Валерьевна, можете прокомментировать факты проведения торгов на право водопользования. К примеру, не так давно Комитет по природопользованию правительства Санкт-Петербурга объявил, что продает спуски к Неве и Фонтанке. На ваш взгляд, насколько такая форма может быть популярной?

В соответствии с Водным законодательством предметом договора водопользования может быть только исключительно использование водного объекта, а не объектов береговой инфраструктуры. Потому то, о чем вы говорите, — спуски к Фонтанке, Неве — это элементы набережных, причальные комплексы, что и относится к объектам инфраструктуры. Поэтому здесь речь не может идти о водных отношениях.

Что касается использования акваторий, то в соответствии с Водным кодексом РФ право пользования приобретается на аукционе. Подобных торгов за два года проводилось достаточно. Это особенно актуально в Москве, Санкт-Петербурге, на Черноморском побережье, где активно используются акватории водных объектов. Все средства, полученные в результате аукционов, идут в доход федерального бюджета.

между тем

В настоящий момент в водный реестр внесена информация более чем о 150 тысячах водных объектов, 1800 водохозяйственных и мелиоративных системах, информация о наблюдениях гидрологических характеристик на 1500 постах Росгидромета, информация о более чем 8000 ГТС

кстати

Платежи по ставкам водного налога распределяются по отраслям экономики следующим образом: в промышленности — 0,06 процента, в электроэнергетике — 0,6, в жилищно-коммунальном хозяйстве — около 1 процента

факт

Крупнейшими загрязнителями воды являются объекты жилищно-коммунального хозяйства

ПРАВИЛА УСТАНОВЛЕНИЯ РЫБООХРАННЫХ ЗОН

1. Настоящие Правила определяют порядок установления рыбоохранных зон.

2. Рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов.

3. Рыбоохранной зоной является территория, прилегающая к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, на которой вводятся ограничения и устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности.

4. Ширина рыбоохранной зоны рек и ручьев устанавливается от их истока до устья и составляет для рек и ручьев протяженностью:

до 10 километров — 50 метров;

от 10 до 50 километров — 100 метров;

от 50 километров и более — 200 метров.

5. Ширина рыбоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением водохранилища, расположенного на водотоке, или озера, расположенного внутри болота, устанавливается в размере 50 метров.

6. Ширина рыбоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине рыбоохранной зоны этого водотока.

7. Ширина рыбоохранной зоны моря составляет 500 метров.

8. Ширина рыбоохранных зон магистральных или межхозяйственных каналов совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов.

9. Рыбоохранные зоны для рек, ручьев или их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

10. Ширина рыбоохранных зон рек, ручьев, озер, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, зимовки, нереста и размножения водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров.

11. Ширина рыбоохранных зон прудов, обводненных карьеров, имеющих гидравлическую связь с реками, ручьями, озерами, водохранилищами и морями, составляет 50 метров.

12. Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют подготовку предложений об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения с учетом ценности и состава водных биологических ресурсов, их рыбопромыслового значения, в том числе для обеспечения жизнедеятельности населения, и направляют их в Федеральное агентство по рыболовству.

13. Федеральное агентство по рыболовству рассматривает предложения территориальных органов об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения и принимает решение об их установлении.

14. Федеральное агентство по рыболовству информирует заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридических и физических лиц об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения путем размещения соответствующей информации в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети Интернет и обеспечивает установление на местности границ рыбоохранных зон посредством размещения специальных информационных знаков в порядке, определяемом Федеральным агентством по рыболовству.

Минприроды России подготовил проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон».

Документ разработан на основании анализа правоприменительной практики Минприроды России в части регулирования охранных зон государственных природных заповедников и национальных парков.
Проектом постановления предлагается дополнить Правила создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2015 г. № 138, положением о том, что для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий ‎на государственный природный заповедник, национальный парк, расположенный полностью или частично на территории города федерального значения, на прилегающих к нему земельных участках и водных объектах устанавливается свободная от застройки и подлежащая озеленению (местными видами растений) и благоустройству охранная зона, минимальная ширина которой – 150 метров от границы указанных особо охраняемых природных территорий федерального значения.
В части социально-экономических и иных последствий реализации предлагаемых решений проект постановления приведет к ограничению негативного воздействия на природные комплексы и объекты особо охраняемых территорий федерального значения, расположенных полностью или частично на территории города федерального значения, поскольку указанная охранная зона будет свободной от застройки и подлежит озеленению местными видами растений и благоустройству.
При этом проектом постановления устанавливается лишь минимальный размер охранной зоны.
Так, по представлению высшего должностного лица города федерального значения (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения), на территории которого полностью или частично расположен государственный природный заповедник или национальный парк, для указанной особо охраняемой природной территории федерального значения может быть установлена охранная зона шириной больше 150 метров.
Ознакомиться с текстом Проекта Постановления Правительства РФ можно
поссылке: regulation.gov.ru/projects#StartDate=9.4.2020&EndDate=9.4.2020&npa=101054

В соответствии со статьей 48 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила установления рыбоохранных зон.

Председатель Правительства Российской Федерации

В. Путин

Правила установления рыбоохранных зон

1. Настоящие Правила определяют порядок установления рыбоохранных зон.

2. Рыбоохранные зоны и их границы устанавливаются Федеральным агентством по рыболовству в целях сохранения условий для воспроизводства водных биологических ресурсов.

3. Рыбоохранной зоной является территория, прилегающая к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения, на которой вводятся ограничения и устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности.

4. Ширина рыбоохранной зоны рек и ручьев устанавливается от их истока до устья и составляет для рек и ручьев протяженностью:

до 10 километров — 50 метров;

от 10 до 50 километров — 100 метров;

от 50 километров и более — 200 метров.

5. Ширина рыбоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением водохранилища, расположенного на водотоке, или озера, расположенного внутри болота, устанавливается в размере 50 метров.

6. Ширина рыбоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине рыбоохранной зоны этого водотока.

7. Ширина рыбоохранной зоны моря составляет 500 метров.

8. Ширина рыбоохранных зон магистральных или межхозяйственных каналов совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов.

9. Рыбоохранные зоны для рек, ручьев или их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

10. Ширина рыбоохранных зон рек, ручьев, озер, водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нагула, зимовки, нереста и размножения водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров.

11. Ширина рыбоохранных зон прудов, обводненных карьеров, имеющих гидравлическую связь с реками, ручьями, озерами, водохранилищами и морями, составляет 50 метров.

12. Территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют подготовку предложений об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения с учетом ценности и состава водных биологических ресурсов, их рыбопромыслового значения, в том числе для обеспечения жизнедеятельности населения, и направляют их в Федеральное агентство по рыболовству.

13. Федеральное агентство по рыболовству рассматривает предложения территориальных органов об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения и принимает решение об их установлении.

14. Федеральное агентство по рыболовству информирует заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также юридических и физических лиц об установлении рыбоохранных зон водных объектов рыбохозяйственного значения путем размещения соответствующей информации в средствах массовой информации и на своем официальном сайте в сети Интернет и обеспечивает установление на местности границ рыбоохранных зон посредством размещения специальных информационных знаков в порядке, определяемом Федеральным агентством по рыболовству.