Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации

— дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья Кодекса), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

— срок дисквалификации;

— даты начала и истечения срока дисквалификации;

— наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;

— сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;

— основания исключения из реестра дисквалифицированных лиц;

— дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Реестр ведется на русском языке. Содержащаяся в реестре информация является открытой. Запросы о предоставлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в нем с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты представления информации. Срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет пять дней с даты получения запроса.

Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП РФ уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

Исключение из реестра дисквалифицированных лиц производится:

— по истечении срока дисквалификации;

— во исполнение вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации, заверенная копия которого поступила в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, из суда либо от ранее дисквалифицированного лица в составе приложения к заявлению об исключении из реестра дисквалифицированных лиц.

4. В одних случаях законодательство РФ четко определяет все условия заключения трудового договора с руководителем организации, в других необходимая четкость отсутствует. Так, в соответствии со ст. 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий могут быть включены в компетенцию общего собрания, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Законодатель не раскрывает термина «образование исполнительного органа общества», и поэтому вопрос о том, кто принимает решение о содержании трудового договора с единоличным исполнительным органом акционерного общества, устанавливает размер его заработной платы и проч., остается дискуссионным.

Проект трудового договора может быть предметом рассмотрения на общем собрании акционеров, однако принять решение по данному вопросу акционеры не смогут, поскольку в соответствии с законом это не входит в компетенцию общего собрания. Кроме того, вынесение условий трудового договора на обсуждение общего собрания чревато нежелательными последствиями: не все акционерные общества заинтересованы в том, чтобы вознаграждение руководителя было известно за пределами общества (а при большой численности акционеров сохранить данную информацию в тайне не представляется возможным).

Чтобы восполнить этот пробел, в уставе общества необходимо предусмотреть право совета директоров не только образовать единоличный исполнительный орган, но и определить условия трудового договора, заключаемого с ним, в том числе и условия вознаграждений.

Согласно Закону об ООО единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран не только из числа его участников (ст. 40).

В соответствии с Законом о производственных кооперативах в кооперативе с числом членов более 10 избирается правление. Правление кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива на срок, предусмотренный его уставом. Правление кооператива руководит деятельностью кооператива в период между общими собраниями членов кооператива. В компетенцию правления кооператива входят вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива. Правление кооператива возглавляет председатель кооператива. Председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива. Если в кооперативе создан наблюдательный совет, председатель кооператива утверждается общим собранием членов кооператива по представлению наблюдательного совета кооператива.

Закон о народных предприятиях устанавливает, что их деятельностью руководит генеральный директор, который избирается общим собранием акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на пять лет, и может избираться неограниченное число раз.

5. Как и любое другое решение общего собрания акционеров (или участников общества), его решение об избрании руководителя организации может быть оспорено в суде по мотивам нарушения процедуры его проведения.

Решение о назначении руководителя может быть оспорено, если его принял наблюдательный совет, в то время как в соответствии с уставом решение о назначении руководителя отнесено к компетенции общего собрания акционеров. И даже если избранный с нарушением процедуры руководитель приступил к исполнению обязанностей, трудовые отношения должны быть прекращены органом, имеющим право прекращения полномочий единоличного исполнительного органа организации.

При заключении трудового договора с руководителем его стороной должен выступать непосредственно собственник имущества (организация как юридическое лицо).

В уставе, решениях органов управления должно быть определено, какие органы вправе подписать трудовой договор с руководителем организации.

Приказом Минэкономразвития России от 02.03.2005 N 49 утвержден примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, который определяет в качестве работодателя федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральному государственному унитарному предприятию, подведомственному органу исполнительной власти.

С руководителями унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов РФ, трудовые договоры заключают, как правило, органы исполнительной власти субъектов РФ и уполномоченные ими лица.

В корпоративных организациях вопрос о том, кто сможет подписать трудовой договор с руководителем организации, должен быть решен учредительными документами или самим органом, правомочным принимать решение, если это входит в его компетенцию.

6. Трудовое отношение возникает между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК).

В числе иных оснований возникновения трудового отношения ТК предусматривает в первую очередь фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли надлежащим образом оформлен трудовой договор.

В связи с этим на практике нередко встает вопрос о том, какие меры применимы к руководителю организации, если он допущен к работе, но отказывается заключить трудовой договор.

Статья 67 ТК предусматривает, что трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Таким образом, Кодекс прямо определяет, что трудовой договор должен быть заключен в письменной форме и у работодателя, ответственного за правильное и своевременное оформление трудового договора с руководителем (равно как и с другим работником), возникает право требовать от работника подписания такого документа.

При отказе работника подписать трудовой договор без уважительных причин работодатель может применить к нему меры дисциплинарного воздействия.

Комментируемая глава не содержит норм, специально регламентирующих вопросы содержания трудового договора с руководителем организации. Поэтому такой договор должен содержать обязательные условия, определенные для всех видов трудовых договоров.

Согласно ст. 57 ТК в качестве таких условий необходимо указать:

— место работы;

— дату начала работы, а если заключается срочный трудовой договор — срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК или иным федеральным законом;

— трудовую функцию в соответствии с уставными документами;

— условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха; условие об обязательном социальном страховании;

— льготы и компенсации, в том числе размер компенсации, выплачиваемой в связи с досрочным прекращением полномочий руководителя по решению собственника или уполномоченного им органа.

Условия о трудовой функции, правах и обязанностях руководителя организации должны строго соответствовать учредительным документам организации. Об этом см. комментарий к ст. 274.

При установлении оплаты труда руководителя организации необходимо обратиться к положениям ст. 145 ТК, определяющей, что оплата труда руководителей производится:

— в организациях, финансируемых из федерального бюджета, — в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ;

— в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами государственной власти соответствующего субъекта РФ;

— в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Вознаграждение руководителей иных организаций определяется по соглашению сторон трудового договора.

Заработная плата руководителей федеральных бюджетных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Кодекс корпоративного поведения рекомендует при решении вопросов оплаты труда руководителя иметь в виду, что она должна соответствовать его квалификации, учитывать реальный вклад в деятельность общества и стимулировать руководителя дорожить своим местом работы (п. 5.1 гл. 4).

7. В трудовой договор с руководителем могут быть включены и другие условия: о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), инсайдерской информации; об испытании; о дополнительных основаниях прекращения трудового договора; о выплате дополнительных компенсаций при прекращении трудового договора.

Как правило, руководитель организации работает в условиях ненормированного рабочего дня (см. ст. 101 ТК).

8. Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы в договоре с генеральным директором была закреплена обязанность о добросовестном и разумном исполнении обязанностей руководителем в интересах общества. Руководитель должен взять на себя обязанность воздерживаться от совершения действий, которые приведут к возникновению конфликта между его интересами и интересами общества (п. 3.1 гл. 4).

Кроме того, Кодекс корпоративного поведения рекомендует включать в трудовые договоры с руководителями обязанность руководителя заблаговременно уведомлять общество об увольнении по собственному желанию и положения, касающиеся возможности занятия должностей в иных организациях в период исполнения обязанностей руководителя общества (п. 2.2.2 гл. 4).

9. Руководитель организации должен отвечать требованиям профессиональной квалификации и иметь опыт работы, необходимый для руководства текущей деятельностью общества. В квалификационных требованиях могут быть оговорены и личностные качества, которыми, по мнению работодателя, руководитель должен обладать.

10. Прием на работу руководителя организации оформляется приказом (распоряжением) о вступлении в должность, издаваемым на основании решения уполномоченного органа и трудового договора. Как правило, его издает сам руководитель.

11. Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается на основе типовой формы трудового договора, утверждаемой Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения» утверждена такая типовая форма. В ней указываются федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, иной государственный орган, организация, которые будут выступать в данном трудовом договоре в качестве работодателя.

Трудовой договор, заключаемый с руководителем учреждения, может заключаться как на определенный, так и на неопределенный срок.

Пункт 3 типовой формы определяет, что трудовой договор с таким руководителем может быть договором по основной работе. Это означает, что по общему правилу выполнение обязанностей, возложенных на руководителя трудовым договором, должно осуществляться в рамках договора по основной работе и не может быть оформлено договором о выполнении работы по совместительству.

Определяется, что руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью.

Руководитель самостоятельно осуществляет руководство деятельностью учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом учреждения, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, заключенным с ним трудовым договором, за исключением вопросов, принятие решений по которым отнесено законодательством РФ к ведению иных органов и должностных лиц.

Руководитель имеет право:

а) на осуществление действий без доверенности от имени учреждения;

б) выдачу доверенности, в том числе руководителям филиалов и представительств учреждения (при их наличии), совершение иных юридически значимых действий;

в) открытие (закрытие) в установленном порядке счетов учреждения;

г) осуществление в установленном порядке приема на работу работников учреждения, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с ними;

д) распределение обязанностей между своими заместителями, а в случае необходимости передачу им части своих полномочий в установленном порядке;

е) утверждение в установленном порядке структуры и штатного расписания учреждения, принятие локальных нормативных актов, утверждение положений о структурных подразделениях, а также о филиалах и представительствах учреждения (при их наличии);

ж) ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров;

з) поощрение работников учреждения;

и) привлечение работников учреждения к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с законодательством РФ;

к) решение иных вопросов, отнесенных законодательством РФ, уставом учреждения и настоящим трудовым договором к компетенции руководителя;

л) получение своевременно и в полном объеме заработной платы;

м) предоставление ему ежегодного оплачиваемого отпуска;

н) повышение квалификации.

Руководитель обязан:

а) соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, устава учреждения, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и заключенного с ним трудового договора;

б) обеспечивать эффективную деятельность учреждения и его структурных подразделений, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности учреждения;

в) обеспечивать планирование деятельности учреждения с учетом средств, получаемых из всех источников, не запрещенных законодательством РФ;

г) обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного учреждению в оперативное управление в установленном порядке;

д) обеспечивать своевременное и качественное выполнение всех договоров и обязательств учреждения;

е) обеспечивать работникам учреждения безопасные условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, а также социальные гарантии в соответствии с законодательством РФ;

ж) создавать и соблюдать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с трудовым законодательством, коллективным договором и соглашениями;

з) обеспечивать разработку в установленном порядке правил внутреннего трудового распорядка;

и) требовать соблюдения работниками учреждения правил внутреннего трудового распорядка;

к) обеспечивать выплату в полном размере заработной платы, пособий иных выплат работникам учреждения в соответствии с законодательством РФ, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и трудовыми договорами;

л) не разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, ставшие известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей, и др.

Заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с заключенным с ним трудовым договором.

Руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством РФ и трудовым договором.

За совершение дисциплинарного проступка, т.е. за неисполнение или ненадлежащее исполнение руководителем по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение по соответствующему основанию;

г) иные дисциплинарные взыскания, предусмотренные законодательством РФ.

Руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению, в соответствии со ст. 277 ТК.

Руководитель может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

12. Лицо, поступающее на должность руководителя государственного (муниципального) учреждения (при поступлении на работу), и руководитель государственного (муниципального) учреждения (ежегодно) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей. Представление указанных сведений осуществляется:

— лицом, поступающим на должность руководителя федерального государственного учреждения, руководителем федерального государственного учреждения — в порядке, утверждаемом Правительством РФ;

— лицом, поступающим на должность руководителя государственного учреждения субъекта РФ, руководителем государственного учреждения субъекта РФ — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом субъекта РФ;

— лицом, поступающим на должность руководителя муниципального учреждения, руководителем муниципального учреждения — в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 13.03.2013 N 208 утверждены Правила представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

Согласно указанным Правилам лицо, поступающее на должность руководителя федерального государственного учреждения, при поступлении на работу представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для поступления на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя, по утвержденной форме;

б) сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи лицом документов для поступления на работу на должность руководителя, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для поступления на работу на должность руководителя, по утвержденной форме.

Руководитель федерального государственного учреждения ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода по утвержденной форме;

б) сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия и иные выплаты), а также сведения об их имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода по утвержденной форме.

Сведения, предусмотренные п. п. 2 и 3 рассматриваемых Правил, представляются в уполномоченное структурное подразделение работодателя.

В случае если руководитель федерального государственного учреждения обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения не позднее 31 июля года, следующего за отчетным.

Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с рассматриваемыми Правилами лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Эти сведения представляются руководителю федерального государственного органа и другим должностным лицам федерального государственного органа, наделенным полномочиями назначать на должность и освобождать от должности руководителя федерального государственного учреждения.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться указанным Постановлением при разработке и утверждении правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя государственного учреждения субъекта РФ, муниципального учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также о представлении руководителем государственного учреждения субъекта РФ, муниципального учреждения, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.

В ряде местностей подобные положения уже вступили в силу. Так, администрацией городского округа Троицк в г. Москве Постановлением от 12.01.2013 N 303 утверждено Положение «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей муниципальных учреждений городского округа Троицк, и руководителями муниципальных учреждений городского округа Троицк сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера». Этим же Постановлением утверждены также форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина, претендующего на замещение должности руководителя муниципального учреждения городского округа Троицк, форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей гражданина, претендующего на замещение должности руководителя муниципального учреждения городского округа Троицк, форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя муниципального учреждения городского округа Троицк, форма справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей руководителя муниципального городского округа Троицк.

РУКОВОДИТЕЛЬ УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, ОПЛАТА ЕГО ТРУДА

Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом предприятия. Он обязан действовать добросовестно и разумно, обеспечивать выполнение установленных для предприятия основных экономических показателей и осуществлять иные полномочия, отнесенные законодательством, уставом предприятия и трудовым договором к его компетенции. Реализация таких полномочий требует инициативного и творческого отношения к работе, повседневного руководства предприятием. Подробнее об этом — читайте в представленном материале.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ) руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.07.2014 г. по делу N А72-4640/2013).
В соответствии со статьей 20 Закона N 161-ФЗ собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение, назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.
Непосредственный порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора, в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами, в обязательном порядке должны быть предусмотрены в уставе унитарного предприятия (статья 9 Закона N 161-ФЗ).

Приказом директора технолог Румянцев был переведен из цеха №1 в цех №3 в связи с производственной необходимостью. Румянцев отказался от перевода ссылаясь на то, что условия труда в цехе №3 его не устраивают, а также в организации имеются и другие вакантные должности.Обоснован ли отказ Румянцева от работы в цехе №3 в связи с производственной необходимостью?

Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей статьи 72.2 настоящего Кодекса.

Да, данный отказ обоснован. Ст. 74 ТК РФ гласит: если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Билет № 18

1.Запрещение дискриминации в сфере труда.

Особое значение в трудовом праве имеют отраслевые принципы запрещения дискриминации в сфере труда и запрещение принудительного труда, предусмотренные конституцией РФ и раскрытые соответственно в ст. 3 и ст. 4 ТК РФ.

Суть принципа запрещения дискриминации в сфере труда состоит в том, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Как видно из вышеизложенного – каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав, без какого-либо ограничения или преимуществ за исключением предопределенных деловыми качествами работника. Однако ограничение трудовых прав работников допускается в некоторых специально установленных в законе случаях. В частности, в соответствии с ч. 3 ст. 3 ТК РФ, не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Вторым важным принципом является принцип запрещения принудительного труда. Принудительный труд, в соответствии с ч. 2 ст. 4 ТК РФ, – это выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

• в целях поддержания трудовой дисциплины;• в качестве меры ответственности за участие в забастовке;• в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;• в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;• в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности.

Вышеуказанным перечислением понятие принудительного труда не исчерпывается. Дополнительный открытый перечень действий, относящихся к принудительному труду, содержится в ч. 3 ст. 4 ТК РФ. В соответствии с указанной статьей принудительным трудом также признается вынужденное выполнение работником работы, в то время как в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами он имеет право отказаться от ее выполнения, в том числе в связи с:• нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере;• возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья работника вследствие нарушения требований охраны труда, в частности необеспечения его средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

В исключение из общего правила о запрете принудительного труда, ТК РФ в ч. 4 ст. 4 прямо закрепляет работы, не относящиеся к принудительному труду.

В соответствии с указанной статьей, принудительный труд не включает в себя:

1. работу, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

2. работу, выполнение которой обусловлено введением чрезвычайного или военного положения в порядке, установленном федеральными конституционными законами;

3. работу, выполняемую в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;

4. работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Уважаемая Татьяна!

Законодательство не содержит прямого запрета на осуществление предпринимательской деятельностью директором (руководителем) муниципального казенного учреждения.

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения — также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, — нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.