Ротация в спорте

Ротация сотрудников органов внутренних дел

А.В. КОРЕПИНА — доцент кафедры административного права филиала Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина в г. Вологде, кандидат юридических наук

В статье рассматривается один из современных способов формирования кадрового состава органов внутренних дел — ротация сотрудников. Раскрываются вопросы, связанные с определением понятия ротации, ее задач, круга ротационных должностей, а также специфика механизма ротации сотрудников органов внутренних дел. Данная статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина, НИР «Теоретические, методологические и организационно-правовые основы развития института государственной правоохранительной службы в Российской Федерации» (проект № 2.2.1.2).

Ключевые слова: ротация; органы внутренних дел; кадровый состав; повышение качества (эффективности) государственной службы; противодействие коррупции.

Rotation of the enforcement officers

Основу кадрового состава органов внутренних дел должны составлять профессионалы, «способные в современных условиях использовать в работе эффективные технологии государственного управления»1. Достижению этой задачи способствует применение различных методов кадровой работы, в частности ротации сотрудников органов внутренних дел.

Правовую основу формирования института ротации сотрудников органов внутренних дел заложил Федеральный закон от

30.11.2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-Ф3)2, который предусмотрел возможность перевода сотрудника органов внутренних дел на иную равнозначную должность в порядке ротации (с обязательным включением данного положения в служебный контракт), а также последствия отказа от такого перевода (ст. 23, 30, 82).

В самом общем виде ротация — это обновление кадрового состава организации. В законодательстве данный термин используется широко. На ротационной основе осуществляется замещение должностей высших органов различных государственных и негосударственных организаций: ротация членов совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации3, ротация членов совета Национального объединения саморегулируемых организаций4, ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональных отделений5, ротация членов Совета по аудиторской деятельности6, ротация патентных поверенных, входящих в квалификационную комиссию7, и др.

Законодательство о государственной службе понятия ротации не дает. Однако анализ правовых норм позволяет выделить следующие его вариации. Так, согласно ст. 60.1 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные зако-

нодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»8 под ротацией гражданских служащих следует рассматривать назначение служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе. Статья 30 Фз от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ позволяет определить ротацию как перевод сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода

— на иную равнозначную должность в другую местность.

Важной задачей реализации института ротации является повышение качества (эффективности) службы в органах внутренних дел. Ротация позволяет улучшить профессиональную составляющую правоохранительной системы, привлечь к управлению сотрудников, безупречно и эффективно исполняющих возложенные на них должностные обязанности. Вместе с тем некоторые ученые полагают, что не всегда ротация кадров повлечет за собой повышение качества государственной службы. В некоторых случаях эффективность государственной службы в результате произведенной ротации может и понижаться. Так, С. Чаннов считает, что перевод служащего на другую, даже аналогичную должность, тем более в другом регионе, «в большинстве случаев влечет снижение эффективности его работы в первоначальный период (который может быть достаточно продолжительным), что связано с его устройством на новом месте; ознакомлением с ситуацией и стоящими перед ним по новой должности проблемами; знакомством с коллективом и нахождением наиболее эффективных контактов с сотрудниками»9. Вместе с тем, на наш взгляд, именно вновь назначенные на должности сотрудники органов внутренних дел способны по-другому посмотреть на поставленные перед государственным органом цели и задачи, оценить сложившуюся ситуацию, увидеть проблемы и применить новые подходы к их решению. Более того, ротация позволит обеспечить профессиональное развитие государственного служащего посредством изменения его функциональных обязанностей.

Во многих странах механизм ротации напрямую связан с подготовкой государственных служащих для высших должностей. Такого рода ротация особо распространена в странах Юго-Восточной Азии, в частности в Сингапуре, Китае, Индии, Японии, Вьетнаме и др. Так, например, в Индии ротация при-

меняется для подготовки элиты, входящей в административную службу Индии (Indian Administrative Service, IAS), которая впоследствии занимает высшие должности в центральном правительстве или на уровне штатов. В Японии, напротив, в основе ротации лежит необходимость повышения уровня квалификации государственных служащих на местах10.

По мнению представителя комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю за деятельностью и реформированием правоохранительных органов и судебно-правовой системы Я. Терновского, «введение ротации

— дело хорошее. На определенных должностях люди не должны сидеть очень долго. Это всегда хорошо для человека: для его карьерного и профессионального роста». Однако он полагает, что «подобная ротация не должна затрагивать все руководящие должности без исключения. За принципами ротации должен стоять, прежде всего, принцип целесообразности — когда это действительно необходимо, в том числе и для борьбы с коррупцией»11.

Нет необходимости отрицать важность института ротации в системе мер противодействия коррупции. Регулярная ротация государственных служащих необходима12. Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 21.11.2011 г.) «О противодействии коррупции»13 институт ротации не закреплен. Однако термин «ротация» был введен в российское законодательство таким международным антикоррупционным документом, ратифицированным Российской Федерацией, как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции14. Согласно ст. 7 конвенции «каждое государство-участник стремится в надлежащих случаях и в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы создавать, поддерживать и укреплять такие системы приема на работу, набора, прохождения службы, продвижения по службе и выхода в отставку гражданских служащих и других неизбираемых публичных должностных лиц, какие а) основываются на принципах эффективности и прозрачности и на таких объективных критериях, как безупречность работы, справедливость и способности; b) включают надлежащие процедуры отбора и подготовки кадров для занятия публичных должностей, которые считаются особенно уязвимыми с точки зрения коррупции, и ротации, в надлежащих случаях, таких кадров на таких должностях».

Задача разработки антикоррупционных мероприятий по введению практики ротации руководящего состава органов внутренних дел была поставлена Президентом Российской Федерации перед министром внутренних дел еще в конце 2009 г.15 В целях ее реализации в 2010 г. в рамках ротации были назначены 47 чел., а в 2011 г. — 31. К середине 2011 г. были назначены 194 руководителя, из них 170 — в территориальные органы внутренних дел, еще 8 — в центральный аппарат, 6 — в образовательные и научные учреждения16.

В дальнейшем ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ четко определил категорию государственных служащих органов внутренних дел, подлежащих ротации. Согласно п. 12 ст. 30 данного правового акта ротации подлежат только те сотрудники органов внутренних дел, которые замещают должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. К ним относятся министры внутренних дел по республикам, начальники главных управлений (управлений) МВД России по иным субъектам Российской Федерации, начальники территориальных органов внутренних дел окружного уровня, начальники территориальных органов внутренних дел межрегионального уровня. Перевод в порядке ротации возможен только по решению Президента Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации или уполномоченного руководителя.

В этой связи хотелось бы отметить, что перечень «ротационных» должностей государственной гражданской службы гораздо шире. Федеральный закон от

06.12.2011 г. № 395-фЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» устанавливает, что «перечень должностей федеральной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных гражданских служащих, утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, либо руководителем федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, по согласованию с федеральным министром. В указанный перечень включаются должности гражданской службы категории «ру-

ководители» в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции. Ротация федеральных гражданских служащих, замещающих иные должности федеральной гражданской службы, включенные в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы, проводится в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, или утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями должностей федеральной гражданской службы, сформированными на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации»17. Более того, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»18 Правительству Российской Федерации было дано поручение до

01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие расширение использования механизма ротации применительно к государственным гражданским служащим, замещающим должности большинства категорий и групп должностей государственной гражданской службы. Таким образом, круг ротационных должностей будет лишь расширяться, он распространится не только на руководителей государственных органов, но и на иных государственных служащих.

Периодичность проведения ротации в органах внутренних дел законом определена и составляет шесть лет непрерывного замещения одной и той же должности руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Видимо, законодатель полагает, что за такой срок сотруднику органов внутренних дел будет сложно сформировать устойчивые коррупционные связи. Сравните, ротации в государственных правоохранительных органах Германии, Китайской Народной Республики осуществляются каждые пять лет19.

Понятие «непрерывное замещение одной и той же должности» российское зако-

нодательство не использует. По логике оно определяется шестигодичной продолжительностью нахождения на должности руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Однако неясным остается вопрос, включать ли в это время такого рода периоды, как повышение квалификации государственного служащего, нахождение в отпуске по уходу за ребенком и некоторые другие.

Охват «ротационной» территории законодательством регламентирован следующим образом: «сотрудник органов внутренних дел… может быть переведен в порядке ротации… на иную равнозначную должность в той же местности, а при невозможности такого перевода — на иную равнозначную должность в другую местность» (п. 12 ст. 30 Фз от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ). Таким образом, ротация возможна как внутри одного, так и между двумя органами внутренних дел, а также в пределах одного либо нескольких территориальных образований. При этом обязательным условием ротации является перевод сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность. Должность считается равнозначной, если для нее предусмотрены специальное звание и должностной оклад, равные специальному званию и должностному окладу по прежней должности в органах внутренних дел.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья 23 ФЗ от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ предусматривает обязательное включение в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность, по которой предусмотрена ротация, положения о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа

— о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 Указ Президента РФ от 10.03.2009 г. № 261 (ред. от

2 См.: Там же. 2011. № 49 (Ч. 1). Ст. 7020.

4 См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 25.06.2012 г.) // Там же. 2005. № 1 (Ч. 1). Ст. 16.

5 См.: Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ (ред. от 02.04.2012 г) «О политических партиях» // Там же. 2001. № 29. Ст. 2950.

или увольнения со службы в органах внутренних дел. Таким образом, служащему органов внутренних дел предоставляется право отказаться от перевода на другую должность в порядке ротации с возможностью замещения другой, пусть и нижестоящей, должности. Корреспонденция ст. 23 и 30 Фз от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ показывает, что такая ситуация допустима только при отсутствии уважительных причин отказа. Тогда неясным остается вопрос с отказом служащего от перевода на другую должность в порядке ротации при наличии уважительных причин. Перечня уважительных причин данный федеральный закон не содержит и последствия такого варианта развития событий не регламентирует. В этой связи следует согласиться с С. Чанно-вым, что подобного рода правовой пробел, оставляя простор для толкования правоприменителем (в случае отказа сотрудника органа внутренних дел от перевода в порядке ротации по уважительной причине он может быть оставлен на прежней должности), является «очевидным коррупциоген-ным фактором»20.

Некоторые сомневаются в перспективах введения института ротации в системе органов внутренних дел. Так, по словам председателя центрального совета общероссийской общественной организации «Российская организация сотрудников правоохранительных органов» Евгения Ло-бачева, система ротации — это временный выход, который можно считать эффективным при условии, если будет из кого ротировать. Как полагает эксперт, эта система будет работать лишь при условии достаточности кадрового состава21. Вместе с тем ротацию следует признать в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава органов внутренних дел в рамках проводимой государственной антикоррупционной политики.

1 Ukaz Prezidenta RF ot 10.03.2009 д. № 261 (red. ot

2 Sm.: Тат zhe. 2011. № 49 (СЬ|. 1). St. 7020.

4 Sm.: Gradostroitel’nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 д. № 190^ ^. ot 25.06.2012 д.) // Tam zhe. 2005. № 1 (СТ|. 1). St. 16.

5 Sm.: Federal’nyj zakon ot 11.07.2001 д. № 95^ (red. ot 02.04.2012 д.) «О politicheskih раА:уаЬ|» // Tam zhe. 2001. № 29. St. 2950.

6 См.: Федеральный закон от 30.12.2008 г № 307-Ф3 (ред. от 11.07.2011 г.) «Об аудиторской деятельности» // Там же. 2009. № 1. Ст. 15.

7 См.: Федеральный закон от 30.12.2008 г № 316-Ф3 (ред. от 11.07.2011 г.) «О патентных поверенных» // Там же. № 1. Ст. 24.

8 См.: СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7337.

9 Чаннов С. Ротация государственных служащих // Вопросы трудового права. 2012. № 6. С. 65.

10 См.: http://do.gendocs.ru/docs/index-94427.

Мт1?раде=3#2913271

11 См.: http://www.pravda.ru/politics/military/homeministry/14-06-2011/1080419-гс^асіа-0/

12 См.: Шестакова Е.В. Налоговая оптимизация. М., 2012.

13 См.: СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228.

14 См.: Там же. 2006. № 26. Ст. 2780.

16 См.: http://policemagazine.ru/forum/showthread.

php?t=1787

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7337.

18 См.: Там же. 2012. № 19. Ст. 2338.

19 См.: http://do.gendocs.ru/docs/index-94427.

html?page=3#2913271

20 Чаннов С. Ротация государственных служащих. С. 69.

21 См.: http://www.pravda.ru/politics/military/homeministry/14-06-2011/1080419-rotacia-0/

6 Sm.: Federal’nyj zakon ot 30.12.2008 д. № 307^ (red. ot

11.07.2011 д.) «ОЬ auditorskoj dejatel’nosti» // Tam zhe. 2009. № 1. St. 15.

7 Sm.: Federal’nyj zakon ot 30.12.2008 д. № 316^ (red. ot 11.07.2011 д.) «О patentnyh poverennyh» // Tam zhe. № 1. St. 24.

8 Sm.: SZ RF. 2011. № 50. St. 7337.

9 Channov S. Rotacija gosudarstvennyh sluzhawih // Voprosy trudovogo prava. 2012. № 6. S. 65.

10 Sm.: http://do.gendocs.ru/docs/index-94427.

html?page=3#2913271

11 Sm.: http://www.pravda.ru/politics/military/homeministry/14-06-2011/1080419-rotacia-0/

12 Sm.: Shestakova E.V. Nalogovaja optimizacija. М., 2012.

13 Sm.: SZ RF. 2008. № 52 (Ch. 1). St. 6228.

14 Sm.: Tam zhe. 2006. № 26. St. 2780.

15 Sm.: Ukaz Prezidenta RF ot 24.12.2009 g. № 1468 (^. ot

В Википедии есть страница «ротация».

ротация I

В Викиданных есть лексема ротация (L158965).

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. рота́ция рота́ции
Р. рота́ции рота́ций
Д. рота́ции рота́циям
В. рота́цию рота́ции
Тв. рота́цией
рота́циею
рота́циями
Пр. рота́ции рота́циях

ро-та́-ци·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рот-; суффикс: -ациj; окончание: -я .

Произношение

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.

Семантические свойства

Значение

Общее прототипическое значение — оборот, оборачиваемость, последовательная смена чего-либо.

  1. книжн. постоянное обновление, смена состава представительных органов с целью предотвращения их бюрократизации ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. книжн. обновление, смена состава какой-либо группы, организации и т. п. ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  3. с.-х. период времени, в течение которого все поля какого-либо хозяйства должны быть заняты культурами в соответствии с севооборотом ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

Синонимы

Антонимы

  1. застой
  2. застой

Гиперонимы

  1. обновление
  2. обновление
  3. период

Гипонимы

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: суперротация
  • прилагательные: ротационный

Этимология

Происходит от лат. rotatio «вращение, круговое движение», из rotare «вертеть, кружить, вращать», далее из rota «колесо», из праиндоевр. *rot- «катить».

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • ротация кадров

Перевод

постоянное обновление, смена состава представительных органов

  • Английскийen: rotation
  • Белорусскийbe: ратацыя ж.
  • Болгарскийbg: ротация ж.
  • Испанскийes: rotación ж.
  • Украинскийuk: ротація ж.

обновление, смена состава какой-либо группы, организации

  • Английскийen: rotation
  • Белорусскийbe: ратацыя ж.
  • Болгарскийbg: ротация ж.
  • Испанскийes: rotación ж.
  • Украинскийuk: ротація ж.

период времени, в течение которого все поля какого-либо хозяйства должны быть заняты культурами в соответствии с севооборотом

  • Английскийen: rotation
  • Белорусскийbe: ратацыя ж.
  • Украинскийuk: ротація ж.

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

ротация II

В Викиданных есть лексема ротация (L158966).
падеж ед. ч. мн. ч.
Им. рота́ция рота́ции
Р. рота́ции рота́ций
Д. рота́ции рота́циям
В. рота́цию рота́ции
Тв. рота́цией
рота́циею
рота́циями
Пр. рота́ции рота́циях

ро-та́-ци·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -рот-; суффикс: -ациj; окончание: -я .

  • МФА: ед. ч. , мн. ч.
  1. полигр. то же, что ротационная машина ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

  1. ротационная машина
  1. машина

См. ротация I.

См. ротация I.

    Список переводов

    • Английскийen: rotary press
    • Белорусскийbe: ратацыя ж.
    • Испанскийes: rotativa ж.
    • Украинскийuk: ротація ж.

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}

    01.12.2016 11:44:00

    Ротация – это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на иную должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация. Ее цель – повышение эффективности гражданской службы и противодействие коррупции.

    Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентирован Федеральными законами № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», методическими рекомендации по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти, утвержденными Минтрудом России 30.04.2013 (далее – Рекомендации).

    Ротация не является мерой поощрения (награждения) или видом дисциплинарного взыскания.

    В территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль или надзор, ротация является обязательной для должностей категории «руководители», обязанности которых связаны с выполнением контрольных или надзорных функций (ч. 2 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, абз. 1 п. 2.5 Рекомендаций).

    Вместе с тем, ротация в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти возможна и по иным должностям гражданской службы, помимо предусмотренных ч. 2 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ. Обязательным условием проведения ротации является то, что перечни таких должностей должны быть утверждены нормативным актом Президента или Правительства Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти (абз. 2 п. 2.5 Рекомендаций).

    Ротация проводится по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа. Проект плана готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня должностей (п. 5.1 Рекомендаций). Утвердить план ротации необходимо не позднее чем за год до наступления периода ротации (п. 5.3 Рекомендаций).

    Период ротации определяется предельным сроком замещения должности, на которую гражданский служащий был назначен в порядке ротации. Согласно законодательству этот срок составляет от трех до пяти лет (ч. 6 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 4.1 Рекомендаций).

    Перечень должностей гражданской службы субъекта Российской Федерации, по которым предусматривается ротация, и план ее проведения утверждаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 10 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ).

    При проведении ротации гражданского служащего учитывается следующее (п. 2.2 Рекомендаций): уровень его квалификации; его профессиональное образование; стаж государственной службы или стаж работы (службы) по специальности.

    Назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов (абз. 8 п. 5.10 Рекомендаций). Следует избегать назначения служащего на должность, которую он ранее замещал (абз. 9 п. 5.10 Рекомендаций).

    Государственный служащий может быть назначен на иную должность в порядке ротации только с его согласия (ч. 7 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ).

    Гражданский служащий вправе отказаться от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации по причинам, указанным в п. 1, 2 ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона № 79-ФЗ. При этом гражданскому служащему предлагается иная вакантная должность гражданской службы в том же или другом государственном органе с учетом уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаний и умений, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей. Это должно быть сделано в письменной форме не позднее чем за 30 дней до истечения срока действия срочного служебного контракта. Если иная должность гражданской службы данному служащему не предоставлена (например, при отсутствии подходящей вакантной должности) или он отказывается от ее замещения, то служебный контракт прекращается в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ.

    Возврат к списку

    В последнее время слово «ротация» вновь звучит все чаще, из-за сложной политической ситуации и участившихся предвыборных кампаний. Обсуждались возможности ротаций – на посту главы государства — между Ливни и Герцогом, Лапидом и Ганцем, Либерманом и Нетаниягу, а сегодня все больше говорят уже о возможности ротации между Биби и Ганцем.

    Стоит напомнить, что принцип ротации между лидерами различных партий успешно сработал один единственный раз. Это случилось 35 лет назад, когда Шимон Перес («Авода») и Ицхак Шамир (Ликуд) смогли преодолеть взаимную антипатию, и создали правительство национального единства, после чего совместными усилиями поочередно руководили государством.

    Правительство национального единства на условиях ротации работало с 1984 по 1988 год. Почему это стало возможным, и чем та ситуация отличается от нынешней?

    На выборах в Кнессет 11-го созыва в 1984 году блок «Маарах», состоявший из партий «Авода» и МАПАЙ, получил 44 места, а Ликуд — 41. Обе партии пытались склонить на свою сторону меньшие группы и прилагали большие усилия, чтобы сформировать правящую коалицию (и в то же время заблокировать такую возможность сопернику). Но в конечном счете сформировалось два больших блока, по 60 депутатов в каждом, и ни одна из сторон не могла сформировать кабинет.

    Тогда президент Хаим Герцог смог убедить Переса и Шамира сформировать правительство национального единства, в котором каждый будет исполнять обязанности премьера в течение двух лет, по очереди. Так родилась эта беспрецедентная модель управления. В течение первых двух лет Шимон Перес был премьер-министром, а Ицхак Шамир исполняющим обязанности премьера (этот пост был создан специально для него) и министром иностранных дел.

    В коалиционном соглашении новая модель описывалась следующим образом: «Для осуществления ротации Шимон Перес подаст в отставку с поста премьер-министра через 25 месяцев с момента формирования правительства, а блок «Маарах» и партия «Ликуд» совместно рекомендуют президенту государства сформировать следующее правительство во главе Ицхаком Шамиром».

    В своем выступлении перед Кнессетом Перес сказал: «Это правительство родилось на зыбкой почве, не имеющей прецедентов, в результате непростой работы по соблюдению баланса интересов. Оно вступает на нелегкий путь, сопровождаемое искренней надеждой народа на то, что люди с различными взглядами смогут прийти к общему согласию для наилучшего решения насущных проблем во многих областях.

    Это правительство, которое должно будет полагаться на добрую волю не менее, чем на власть большинства. Это правительство, которое должно доказать, что управление означает убеждение. Тот факт, что два крупнейших политических лагеря в Израиле решили объединить силы ради страны, уже породил сильные ожидания в Израиле и получил положительный отклик за его пределами.

    Будем надеяться, что новый стиль управления займет свое место, наряду с дебатами. Давайте помолимся, чтобы этот акт единения помог преодолеть все разногласия, которые существуют между нами и внутри нас».

    Чтобы обеспечить взаимопонимание и облегчить взаимодействие, соглашением было определено, что Шамир будет получать ту же информацию в сфере безопасности, что и Перес. Каждый день в его бюро поступали пачки секретных документов. Но, как вспоминает бывший помощник Шамира, разница заключалась в том, что на Переса работала целая команда, в то время как у лидера «Ликуда» было лишь двое помощников.

    Шамир и Перес также встречались друг с другом, как минимум один раз в неделю.

    Фото: Herman Chanania, GPO

    Несмотря на все кризисы, это правительство оказалось одним из немногих в истории государства Израиль, которые продержались полную каденцию! В октябре 1986 года, как и было запланировано, стороны осуществили ротацию. Хотя Шамир беспокоился, что Перес не выполнит соглашение, и был приятно удивлен, когда поменялся с ним местами, как и было условлено.

    Не обходилось и без накладок. Например, когда помощники Шамира стали выяснять, какие материалы по политической деятельности Переса остались в канцелярии, то ни одного из них в компьютерах они не нашли. Это разозлило главу «Ликуда». Но настоящий кризис разразился вскоре после этого — в середине 1987 года. Тогда Шимон Перес отправился в Лондон на секретную встречу с королем Иордании Хусейном, и вернулся с договором о созыве международной мирной конференции. Шамир отверг эти предложения — не только потому, что не был с ними согласен, но и из-за того, что их достигли без его ведома.

    Однако кризис не привел к разрыву соглашений. Несмотря на все проблемы, оба лидера, в конечном итоге, доказали способность преодолевать взаимные подозрения и идеологические разногласия, чтобы успешно функционировать на условиях ротации.

    Это правительство добилось больших успехов в самых разных областях. В сфере безопасности оно осуществило первый отвод войск ЦАХАЛа в зону безопасности на юге Ливана. Кроме того, были сравнительно успешно преодолены последствия первой интифады 1987 года. В области экономики — крупномасштабная реформа резко сократила инфляцию, и с тех пор экономический кризис подобного масштаба не угрожал стране.

    Но с тех пор в израильской политике никогда не происходило подобной ротации. Хотя правительства национального единства создавались и до, и после этого.

    Офер Адерет, «ХаАрец». В.П. К.В. Фото: Herman Chanania, GPO