Результаты переоценки нефинансовых активов в государственных учреждениях

Понятие нефинансовых активов, их оценка

План счетов бюджетного учета начинается с раздела, который носит название «Нефинансовые активы». При этом создатели нормативного документа в термин «нефинансовые» вложили смысл «не являющиеся денежными». Учет нефинансовых активов ведется на обобщающем счете 0 100 00 ООО «Нефинансовые активы».

Инструкция № 157н предполагает учет нефинансовых активов на синтетических счетах:

  • • 101 (0 101 00 000) «Основные средства»;
  • • 102 (0 102 00 000) «Нематериальные активы»;
  • • 103 (0 103 00 000) «Непроизведенные активы»;
  • • 104 (0 104 00 000) «Амортизация»;
  • • 105 (0 105 00 000) «Материальные запасы»;
  • • 106 (0 106 00 000) «Вложения в нефинансовые активы»;
  • • 107 (0 107 00 000) «Нефинансовые активы в пути»;
  • • 108 (0 108 00 000) «Нефинансовые активы имущества казны»;
  • • 109 (0 109 00 000) «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной стоимостью нефинансовых активов признается сумма фактических затрат на их приобретение, сооружение или изготовление (создание). В первоначальную стоимость нефинансовых активов включается сумма НДС, предъявленная учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (исключения: приобретение, сооружение и изготовление объекта нефинансовых активов в рамках деятельности, облагаемой НДС, — в этом случае НДС не включается в первоначальную стоимость, а выделяется на отдельном счете).

Первоначальной стоимостью материальных запасов признаются затраты на их приобретение, изготовление (создание). В целях ведения бухгалтерского учета первоначальная стоимость признается их фактической стоимостью.

Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические затраты учреждения на их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот. Первоначальной стоимостью таких объектов признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету1.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств Соплату) неденежными средствами (бартер, обмен, договор мены), признается стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в порядке исполнения обязательств по договору. Стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением, устанавливается исходя из цены, по которой учреждение обычно определяет стоимость аналогичных ценностей. Если установить стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением невозможно, стоимость нефинансовых активов, полученных учреждением по указанным договорам, определяется исходя из стоимости, по которой приобретаются аналогичные нефинансовые активы.

Пример

Учреждение приобрело объект основных средств в рамках приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Между учреждением и поставщиком был заключен договор, согласно которому в счет оплаты за полученные основные средства учреждение передает поставщику свою продукцию в количестве 1000 единиц.

Учетная стоимость переданной продукции — 80 руб. за единицу.

Отпускная (продажная) стоимость — 100 руб. за единицу (без НДС). Реализация указанной продукции облагается НДС по ставке 18 %.

После отгрузки продукции учреждение осталось должно за полученные основные средства 29 500 руб.

Задание.

Определите первоначальную стоимость принятого объекта.

Решение.

Стоимость переданной продукции: 1000 шт. х 100 руб. = 100 000 руб.

Стоимость с НДС: 100 000 руб. + 18 % = 118 000 руб.

Стоимость объекта основных средств (с НДС): 118 000 руб. + 29 500 руб. = = 147 500 руб.

Стоимость объекта основных средств (без НДС): 147 500 — 18 % (в том числе) = 125 000 руб.

Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением по договору дарения, признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.

Определение текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества.

Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения — экспертным путем1.

При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются:

  • — данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
  • — сведения об уровне цен, полученные от органов государственной статистики, торговых инспекций, а также из СМИ и специальной литературы;
  • — экспертные заключения о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов (к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов эксперты могут быть привлечены как на платной основе, так и на добровольных началах).

Пример

Учреждение получило в дар объект основных средств в целях осуществления основной деятельности. За установку объекта учреждение заплатило 1500 руб.

Организация-даритель передала учреждению документы, в соответствии с которыми стоимость объекта без НДС — 70 000 руб., с НДС — 82 600 руб.

Учреждением была создана оценочная комиссия, которая определила рыночную стоимость объекта — 85 000 руб.

Задание.

Определите первоначальную стоимость объекта.

Решение.

Поскольку даритель предоставил документы, подтверждающие фактическую стоимость объекта, в оценочной комиссии не было необходимости. Стоимость объекта, используемого в основной деятельности, исчисляется с НДС: 82 600 руб. + 1500 руб. = 84 100 руб.

Первоначальная (фактическая) стоимость объектов нефинансовых активов, являющихся предметом договора лизинга (сублизинга), признается в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором данное имущество пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. Вопрос о принятии к учету имущества, являющегося предметом лизинга (сублизинга), на баланс лизингодателя или баланс лизингополучателя решается по согласованию между сторонами договора лизинга (сублизинга).

Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость. Как правило, первоначальная стоимость объектов нефинансовых активов не изменяется.

Изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов может производиться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации (раз- укомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов.

Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ. Условием отнесения затрат по проведенным работам на увеличение стоимости объекта является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.).

Учреждения проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы, за исключением активов в драгоценных металлах, ювелирных изделиях, а также имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации.

В соответствии с законодательством РФ сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ.

Переоценка активов в ценностях Госфонда России осуществляется Гохраном России на отчетную дату путем пересчета оценочной стоимости ценностей Госфонда России, определенной согласно п. 23.1 Инструкции № 157н, исходя из действующих на отчетную дату цен на драгоценные металлы, прейскурантов цен на драгоценные камни, официального курса доллара США к российскому рублю, установленному Банком России.

Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования, в целях отражения их в бюджетном учете осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности. Переоценка осуществляется в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами о переоценке, принятыми соответствующими органами власти.

Переоценка проводится на отчетную дату (31 декабря). Результаты проведенной переоценки объектов нефинансовых активов подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Обособленность отражения предполагает, что результаты переоценки объектов нефинансовых активов по состоянию на первое число текущего года не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав, осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета. Одновременно передается (и соответственно принимается к учету) сумма начисленной на объект нефинансового актива амортизации (по амортизируемым объектам).

Объекты нефинансовых активов, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в валюте РФ. Стоимость объекта исчисляется путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия объекта учета к бухгалтерскому учету (осуществления вложений в нефинансовый актив).

Неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, должны быть приняты к бухгалтерскому учету. Оценка таких объектов осуществляется по их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной собственником (балансодержателем) имущества. В случаях когда стоимость имущества не указана собственником (балансодержателем), имущество принимается к учету в условной оценке: один объект — один рубль.

Операции по передаче (возврату) материального объекта нефинансовых активов в безвозмездное или возмездное пользование отражаются на основании первичного учетного документа (акта) на соответствующих счетах учета нефинансовых активов путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости1.

Принятие к учету, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляются на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов.

В соответствии с группировкой, определенной Единым планом счетов, нефинансовые активы подразделяются:

  • — на недвижимое имущество;
  • — особо ценное движимое имущество (далее — ОЦДИ);
  • — иное движимое имущество;
  • — предметы лизинга.

При отнесении имущества к категории ОЦДИ следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества».

Перечни ОЦДИ определяются:

  • — на федеральном уровне — органами, осуществляющими функции учредителя (для бюджетных и автономных учреждений);
  • — на региональном и муниципальном уровнях: для бюджетных учреждений —учредителем; для автономных учреждений — в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, либо в порядке, установленном местной администрацией (для муниципальных автономных учреждений).

Необходимо иметь в виду следующее:

  • 1) учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания с учетом содержания недвижимого имущества и ОЦДИ;
  • 2) учреждение не имеет права распоряжаться ОЦДИ без согласия собственника;
  • 3) учреждение не отвечает по своим обязательствам ОЦДИ;
  • 4) определение ОЦДИ не является обязательным (это право, а не обязанность органов власти).

Критерии отнесения имущества к ОЦДИ:

  • 1) балансовая (минимальная) стоимость (лимит) устанавливается учредителем федерального или собственником имущества регионального (муниципального) учреждения в рамках диапазонов:
    • — для федеральных учреждений — 200—500 тыс. руб.;
    • — для учреждений, созданных субъектом РФ, — 50—500 тыс. руб.;
    • — для муниципальных учреждений — 50—200 тыс. руб.;
  • 2) движимое имущество, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением основных видов деятельности (предусмотренных уставом) будет существенно затруднено;

3) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пример

Муниципальное медицинское учреждение получило оборудование для проведения процедур. Стоимость оборудования 48 000 руб.

Может ли данное оборудование быть признано ОЦДИучреждения?

Ответ. Поскольку данное оборудование получено для проведения процедур, т. е. для лечения пациентов, можно признать, что деятельность учреждения в условиях отсутствия данного оборудования будет существенно затруднена. В связи с этим, несмотря на низкую стоимость, оборудование может быть признано ОЦДИ.

  • Пункт 28 Инструкции № 157н.
  • Там же.
  • Пункт 28 Инструкции № 157н.
  • Пункт 30 Инструкции № 157н.

Нормативно-правовая основа

Переоценка нефинансовых активов осуществляется в порядке и сроки, определенные Правительством РФ.

Порядок проведения переоценки нефинансовых активов в государственных (муниципальных) учреждениях определен:

  • Распоряжением Правительства РФ от 15.11.2002 N 1611-р;
  • совместным Приказом Минэкономразвития России, Минфина России, Минимущества России и Госкомстата России от 25.01.2003 N 25/6н/14/7 «Об утверждении Порядка проведения переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений» .

Отдельные разъяснения по применению указанных документов даны в Письме Минфина России от 08.02.2007 N 02-14-07/274.

Переоценка и Единый план счетов

Согласно п. 28 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Приказ N 157н), государственные (муниципальные) учреждения проводят переоценку стоимости объектов имущества и капитальных вложений в нефинансовые активы по состоянию на начало текущего года путем пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. В соответствии с законодательством Российской Федерации сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством РФ.

Исключением в данном случае является переоценка активов в драгоценных металлах, ювелирных изделиях, которая осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Минфином России.

Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в целях бухгалтерского учета осуществляется на дату совершения операции, а также на отчетную дату составления бюджетной отчетности в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Результаты проведенной переоценки объектов нефинансовых активов подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. При этом результаты переоценки объектов нефинансовых активов по состоянию на 1-е число текущего года не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Проведение переоценки

Переоценке подлежат основные средства и нематериальные активы, принадлежащие учреждениям на праве оперативного управления, в том числе объекты основных средств независимо от их технического состояния, как действующие, так и находящиеся на консервации, в резерве или в запасе, подготовленные к списанию, но не оформленные в установленном порядке соответствующими активами, а также объекты, сданные в аренду или переданные в безвозмездное пользование.

Стоимость полученных в аренду или в безвозмездное пользование объектов основных средств учреждением-арендатором (пользователем) переоценке не подлежит, за исключением объектов, арендуемых по долгосрочной аренде с правом выкупа и учитываемых на балансе арендатора. Стоимость объектов основных средств, полученных в долгосрочную аренду с правом выкупа и учитываемых на балансе арендатора, переоценивается в общеустановленном порядке.

Подлежит корректировке по итогам проводимой переоценки также и стоимость оборудования, предназначенного к установке, которое по правилам бухгалтерского учета учитывается в составе материальных запасов.

Переоценке подлежит стоимость имущества учреждений, используемого при осуществлении как основной (уставной), так и приносящей доход деятельности. При этом стоимость активов, учитываемых по разным кодам вида деятельности в 18-м разряде номера счета бюджетного учета (1 — бюджетная деятельность, 2 — приносящая доход деятельность, 4 — субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, 5 — субсидии на иные цели, 6 — бюджетные инвестиции, 7 — средства по обязательному медицинскому страхованию), переоценивается раздельно.

В целях исчисления налога на имущество также раздельно необходимо переоценивать объекты нефинансовых активов:

  • находящиеся на территории разных административно-территориальных образований, которые в соответствии с действующим законодательством вправе определять свои правила исчисления и уплаты налога;
  • освобожденные от обложения налогом на имущество и подлежащие налогообложению согласно установленным правилам.

Сводные документы (ведомости) по переоценке должны формироваться отдельно по видам осуществляемой деятельности, виду имущества (освобождаемое от обложения или нет), а также по обособленным структурным подразделениям учреждения.

Наряду с первоначальной (балансовой) стоимостью объектов нефинансовых активов переоценке подлежат начисленные по ним по состоянию на дату проведения переоценки суммы амортизации.

Отражение результатов переоценки

Для проведения переоценки создается комиссия учреждения, в состав которой включаются представители экономических и инженерных подразделений учреждения. Данную комиссию, как правило, возглавляет руководитель учреждения или один из его заместителей.

Исходные данные для переоценки берутся из аналитических регистров бухгалтерского учета, которые должны подтверждаться результатами проведенной в учреждении инвентаризации имущества по состоянию на дату проведения переоценки.

Результаты переоценки стоимости основных средств отражаются на основании данных ведомостей переоценки, сформированных по результатам переоценки, в следующих регистрах аналитического учета:

  • в инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031): в графе 6 — балансовая стоимость с учетом проведенной переоценки, в графах 9 и 10 — суммы амортизации после переоценки за месяц и за год, в графе 11 — сумма амортизации с начала эксплуатации с учетом переоценки; в графах 4, 5, 6 раздела «Результаты переоценки» — соответственно дата переоценки, номер справки, суммы дооценки основного средства и амортизации (на лицевой стороне инвентарной карточки);
  • в инвентарной карточке группового учета основных средств (ф. 0504032): в графах 1 и 2 — балансовая стоимость с учетом проведенной переоценки, в графах 3, 4, 5 — соответственно дата переоценки, номер справки, суммы дооценки основных средств и амортизации, в графе 10 — сумма амортизации с начала эксплуатации с учетом переоценки.

Результаты переоценки оформляются актом, составленным в произвольной форме. Данный акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем учреждения.

Бухгалтерский учет результатов переоценки

В бухгалтерском учете операции по переоценке стоимости нефинансовых активов оформляются записями за межотчетный период на основании справки (ф. 0504833) в разрезе соответствующих номеров счетов бюджетного учета (см. табл.).

Таблица

Бухгалтерская запись
Дебет счета
бюджетного
учета
Кредит счета
бюджетного
учета
1 2 3 4
1. Дооценка стоимости объектов основных средств
1.1 Дооценка (увеличение балансовой стоимости)
стоимости объектов основных средств,
учтенных в установленном порядке на дату
переоценки на соответствующих счетах
аналитического учета счета 0 10100 000
«Основные средства»
0 101XX 310 0 40130 000
1.2 Дооценка (увеличение) сумм начисленной на
дату проведения переоценки амортизации по
переоцениваемым объектам основных средств
0 40130 000 0 104XX 410
2. Уценка стоимости объектов основных средств
2.1 Уценка (уменьшение балансовой стоимости)
стоимости объектов основных средств,
учтенных в установленном порядке на дату
переоценки на соответствующих счетах
аналитического учета счета 0 10100 000
«Основные средства»
0 40130 000 0 101XX 410
2.2 Уценка (уменьшение) сумм начисленной на
дату проведения переоценки амортизации по
переоцениваемым объектам основных средств
0 104XX 410 0 40130 000
3. Дооценка стоимости нематериальных активов
3.1 Дооценка (увеличение балансовой стоимости)
стоимости нематериальных активов
0 10230 320 0 40130 000
3.2 Дооценка (увеличение) сумм начисленной на
дату проведения переоценки амортизации по
переоцениваемым нематериальным активам
0 40130 000 0 10439 420
4. Уценка стоимости нематериальных активов
4.1 Уценка (уменьшение балансовой стоимости)
стоимости нематериальных активов
0 40130 000 0 10201 420
4.2 Уценка (уменьшение) сумм начисленной на
дату проведения переоценки амортизации по
переоцениваемым нематериальным активам
0 10439 420 0 40130 000
5. Дооценка стоимости непроизведенных активов
5.1 Дооценка (увеличение балансовой стоимости)
стоимости непроизведенных активов
0 103XX 330 0 40130 000
6. Уценка стоимости непроизведенных активов
6.1 Уценка (уменьшение балансовой стоимости)
стоимости непроизведенных активов
0 40130 000 0 103XX 430
7. Дооценка стоимости материальных запасов
7.1 Дооценка (увеличение балансовой стоимости)
объектов оборудования, предназначенного
к установке (монтажу), учтенных на счете
0 105X6 000
0 105X6 340 0 40130 000
8. Уценка стоимости материальных запасов
8.1 Уценка (уменьшение балансовой стоимости)
объектов оборудования,
предназначенного к установке (монтажу),
учтенных на счете 0 105X6 000
0 40130 000 0 105X6 4400

Результаты проведенной переоценки подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно в отдельно формируемом журнале по прочим операциям.

Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных баланса главного распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) (для казенных учреждений) или Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (для бюджетных и автономных учреждений) на начало отчетного года.

З.К.Денискина

Главный бухгалтер

г. Чебоксары

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

  • основные средства субъекта (движимое, недвижимое имущество, используемое в хозяйственной деятельности);
  • активы, относящиеся к нематериальным (интеллектуальная собственность), непроизведенным (земельные участки, недра);
  • материальные запасы субъекта (ГСМ, инвентарь, продукты питания, стройматериалы);
  • имущество, относящееся к госказне (драгметаллы, соответствующего типа нематериальные, непроизводственные активы).

В отношении НФА могут осуществляться операции:

  • получения или создания;
  • выбытия.

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

  • аналитическим кодом по классификации поступлений и выбытий (фиксируется в разрядах 1–17);
  • кодом по финансовому обеспечению (фиксируется в разряде 18);
  • синтетическим счетом (он фиксируется в разрядах с 19-го по 23-й);
  • кодом по операциям с объектом учета (ему соответствуют разряды с 24-го по 26-й).

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Как определяется аналитический код по классификации поступлений и выбытий?

Первый элемент кода счета бюджетного учета, отражаемый в разрядах 1–17, устанавливается законодательно. Бухгалтерия бюджетной организации в общем случае не использует данный код: в рабочих планах счетов учета в соответствующих разрядах указываются нули или же ничего не указывается. В журнале операций данный код, как правило, не отражается вовсе.

О составлении плана счетов бюджетного учета читайте .

Как определить код финансового обеспечения в составе кода счета бюджетного учета?

Код, о котором идет речь (фиксируется он в разряде 18), может соответствовать цифрам:

  • 1 — если в коде прописывается операция за счет средств бюджета;
  • 2 — если в коде фиксируется операция за счет доходов учреждения;
  • 3 — если транзакция осуществляется за счет средств во временном пользовании;
  • 4 — если отражается субсидия на госзаказ;
  • 5 — если отражается субсидия на прочие цели;
  • 6 — если отражается бюджетная инвестиция;
  • 7 — если операция осуществляется за счет средств по ОМС;
  • 8 или 9 — если операция осуществляется за счет средств НКО на лицевых счетах.

Рассматриваемый элемент кода счета бюджетного зависит, таким образом, от содержания операции (финансирования).

Как определяются синтетические счета НФА в структуре кодов счетов бюджетного учета?

Список синтетических счетов по нефинансовым активам в бюджетном учете – это сведения, которые содержатся в разделе «Нефинансовые активы» приложения 2 к приказу № 157н.

Данные счета в разрядах с 19-го по 23-й представлены следующими основными элементами:

  • код объекта учета (разряды 19, 20, 21 — например, основные средства с кодом 101);
  • код группы (разряд 22 — например, недвижимость с кодом 1, движимое имущество с кодом 3);
  • код вида имущества (разряд 23 — например, жилым помещениям соответствует код 1, нежилым помещениям — 2, движимым машинам и оборудованию — 4).

Например, транзакции по основным средствам, являющимся недвижимостью и относящимся к жилым помещениям, фиксируются с использованием синтетического счета 10111. Если ОС представлены машинами и оборудованием, то операции по ним отражаются в журнале с использованием синтетического счета 10134.

Подробнее об учете основных средств читайте в статье «Бюджетный учет основных средств в 2019 — 2020 годах (нюансы)».

Как определить код операции с объектом бюджетного учета?

Еще один элемент кода счета бюджетного учета — код операции с объектом соответствующего учета в госуправлении, или КОСГУ. Он трехзначный.

При транзакциях с НФА его 2-й и 3-й разряды (то есть 25-й и 26-й разряды счета по единому плану) могут соответствовать цифрам:

  • 10 — если учитывается объект основных средств;
  • 20 — если учитываются нематериальные активы;
  • 30 — если учитываются непроизведенные активы;
  • 40 — если учитываются материальные запасы.

Разряд 24 счета по единому плану при транзакциях с нефинансовыми активами может соответствовать цифрам 3 или 4, если, соответственно, фиксируется прибытие или выбытие активов.

Итоги

Учет нефинансовых активов в бюджетных учреждениях осуществляется посредством внесения сведений о хозяйственных операциях с соответствующими активами в специальный журнал. Ключевой элемент данных сведений — коды счетов бюджетного учета. Они при учете нефинансовых активов в казенных учреждениях уникальны для каждого из типов НФА и определяются исходя из норм, которые установлены приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 06.12.2010 № 162н.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.