Режиссер обязанности

УДК 791.6

РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖЕСТВЕННО-СПОРТИВНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ЗРЕЛИЩА

А. В. Плотников, кандидат философских наук, доцент,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: smishnik@bk.ru

Исследование раскрывает педагогические аспекты методики создания феномена культуры зрелища, описывает основные смысловые характеристики создания режиссерского замысла в учебном процессе бакалавров, этапы конструирования его композиции в зрелищную художественно-спортивную программу. Автор представляет цель статьи как возможность изучить и структурировать параметры феномена «режиссерского замысла» для создания содержательности педагогических приемов и освоения профессиональных оснований, на которых строится смысловая конструкция композиции художественно-спортивного зрелища, опираясь на тенденции изменений современной зрелищной культуры в аспекте реализации художественно-спортивных представлений и праздников как профильного направления подготовки высшего образования. В исследовании выявлены основы зрелищной природы в феноменологии режиссерского замысла, структурированы приоритетные этапы обучения практическим методам создания замысла зрелища.

Статья опирается на педагогические принципы построения вузовской среды для студентов как сферы ответственности в творческой деятельности для поиска бакалавром-режиссером «уникальной идеи замысла», как основы для компетентностно-го обучения и профессионально-смыслового «предощущения» драматургической структуры конструирования композиции развития сюжета зрелища, закрепляется определяющее место персональной ответственности режиссера-постановщика за создаваемое зрителям массовое художественно-спортивное зрелище.

Представлены системные теории режиссеров — классических исследователей профессии — В. И.

Немировича-Данченко, Г. А. Товстоногова — на режиссуру как вид творческой деятельности, раскрываются сущностные понятия практиков на исследуемый предмет поиска режиссерских решений зрелища — Б. Н. Петрова, О. И. Маркова, А. Д. Силина.

Автор рассматривает содержание режиссерского замысла художественно-спортивной программы как определяющий элемент профессиональной подготовки бакалавров в учебном процессе, как согласование значительного числа важных художественных, физкультурно-спортивных и постановочных элементов в единой композиционной системе реализации уникальной авторской идеи постановщика. Исследование включает оценку статистических данных мониторинга практических постановочных проб бакалавров направления и характеристику динамики творческих поисков режиссеров в направлении «зерна замысла», опирается на существующие требования профессиональной практики и результаты анализа квалификационных показателей ФГОС ВО направления 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в работе выпускников и обучающихся на этапе их подготовки.

Ключевые слова: режиссура; замысел; зрелище; культурно-спортивная программа; художественные смыслы; творчество и самодеятельность.

Введение. Разнообразие мировоззренческих и профессионально-постановочных аспектов профессиональной деятельности режиссера художественно-спортивной программы проявляется еще на этапе получения высшего образования в системе действий по созданию режиссерского замысла. На этом этапе учебного процесса студенты активно осваивают професси-

ональные компетенции режиссера зрелищ, на практических занятиях в вузе со студентами отрабатываются также функции постановщика зрелища и сценариста, создающего структуру композиции режиссерского замысла зрелища.

Еще совсем недавно аргументами зрелищности становились непосредственность «живого» общения индивидуальностей, микрогрупповое взаимодействие через общение, а также социально-групповое общение в процессе решения острых конфликтов. В современных коммуникационных условиях ситуация качественно изменилась. Сегодня на осознание студентами-режиссерами смысловой содержательности и определение параметров качества отношений людей к проектам зрелищной культуры направлено создание смысловых мотивирующих элементов в учебно-творческом процессе контактной работы студентов с преподавателем вуза. Существенно расширяют значение педагогического общения такие формы коммуникаций, как телефон и интернет, использование которых не включено в учебном плане направления подготовки в объем часов контактной работы со студентами. Такое формирующее тематические смыслы виртуальное общение требует все больших пространств социальной среды вузовских коммуникаций, становится значительным фактором педагогической мотивации студентов к учебе, позволяет отрабатывать смысловые границы практических проб студентов при создании замыслов художественно-спортивных зрелищ в процессе обучения.

Замысел художественно-спортивного зрелища, по мнению Б. Н. Петрова, становится инструментом эмоционально-эстетического, идейно-смыслового, композиционного и соревновательного конструирования педагогических моделей общения со зрителями и контактной работы со студентами . Поэтому принципы соучастия, согласованной мотивации студентов-режиссеров на сотворчество со зрителем становятся важнейшими характеристиками зрелищности произведений массового искусства. Будущим режиссерам нужно понимать, что зрелищная культура профессионального спорта активно обнаруживает свои формы в событиях массовой культуры общества, усиливает влияние на зрителей через создаваемые результаты режиссерского творчества, формирует художественные смыслы постановочных замыслов.

Режиссерский замысел художественно-спортивной программы — это попытка согласовать значительное число художественных, физкультурно-спортивных и постановочных элементов в единой системе реализации авторской идеи постановщика. В учебном процессе подготовки студентов-режиссеров — это система координирования материалов для конструирования композиции из фактов социальной проблематики жизни, осознания актуальности в ней специфики будущего зрелища, реализации его в целостном сценическом событии на драматургической основе сценического искусства через выразительные средства

художественно-спортивных элементов. Другими словами, замысел становится пространством продуманного совмещения студентом-режиссером «фактов жизни» и «фактов искусства» в событийном пространстве зрелища.

Цель данной статьи — изучить и структурировать параметры феномена «режиссерского замысла» для создания содержательности педагогических приемов и освоения профессиональных оснований, на которых строится смысловая конструкция композиции художественно-спортивного зрелища. Теоретическим базисом статьи выступают исследования теоретиков и практиков классической режиссуры В. Э. Мейерхольда, В. И. Немировича-Данченко, Б. Е. Захавы, Г. А. Товстоногова, а также работы практиков режиссуры массовых зрелищ Н. Б. Петрова, О. Л. Орлова, А. Д. Силина, О. И. Маркова.

Эмпирическая основа исследования формируется на материалах мониторинга практических проб 45 студентов очной формы и 65 студентов заочной формы обучения направления 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», который проводился с сентября 2015 по март 2017 года.

Изложение основного материала статьи. На всех этапах создания замысла режиссеры учатся осмысливать границы социальной проблематики в вузовской среде, учиться профессии на принципах ответственности за формируемый результат, искать ответственные источники авторской идеи с вариантом решения фактического события. Совместно с преподавателем бакалавры-режиссеры разрабатывают элементы структуры замысла: художественно-смыслового и изобразительного решений; отбирают необходимых исполнителей, творческие коллективы, технологические средства выразительности постановочной работы. На профессиональном языке этот этап работы над замыслом называют «задумкой». Поскольку первичным элементом будущего представления оказывается не пьеса и не музыкальная партитура, а режиссерская «задумка», далее студент-режиссер учится ответственно совмещать функции драматурга и организатора постановочного процесса.

Важнейший ключ к решению зрелищной программы, по мнению известного постановщика спортивных зрелищ А. Д. Силина, определяется в звучании реальной жизни, своеобразии тематических границ, закрепленных в предлагаемых обстоятельствах замысла, оценке местных особенностей понимания зрителем формируемого тематического события . Решение замысла определяется также постановочными возможностями сценической площадки или спортивного пространства реализации замысла, составом исполнителей, другими ресурсами из арсенала режиссера.

По нашему мнению, обучение студентов-режиссеров основам художественного режиссерского творчества как вида профессиональной деятельности по созданию замысла художественно-спортивной про-

граммы имеет исходным моментом определение и защиту перед однокурсниками уникальной идеи будущего зрелищного произведения .

Источники идеи будущего замысла и студент, и профессиональный режиссер формируют на основе:

• информации и фактических данных о самом событии,

• мнений очевидцев и участников события,

• статистики события и общественного мнения будущей зрительской аудитории,

• художественных произведений и статей в СМИ по теме.

Преподавательский состав вуза помогает студенту-режиссеру понять «уникальность» идеи замысла, определять свою мировоззренческую ответственность в актуальности и содержательно-смысловой глубине релевантности теме, а также развить структуру сценической истории, закрепленную в фактическом материале события .

Содержательное мнение о режиссерском решении — замысле спектакля, в форме целостного учения о режиссерской профессии представил известный теоретик и постановщик русского театра Вл. И. Немирович-Данченко в теории о «трех правдах»: правде жизненной, правде социальной и правде театральной. Такие три правды, по мнению классика, тесно связаны друг с другом, и в своем единстве, взаимодействии и взаимопроникновении призваны создавать единую большую и глубокую правду реалистического спектакля . В контактной работе со студентами преподаватели направления разбирают смыслы тезиса Вл. И. Немировича-Данченко о том, что нельзя раскрыть социальную правду изображаемой действительности, игнорируя ее жизненную правду, — социальная правда в этом случае прозвучит как голая абстракция, как схема и окажется неубедительной. Жизненная правда, взятая вне социальной конфликтности реальной жизни, рождает искусство незначительное, поверхностное, натуралистично-примитивное . По нашему мнению, обе правды — и жизненная и социальная — не могут раскрываться режиссером, если в своей целостности не найдут выразительной театрализованной формы и не обратятся таким образом в правду театральную.

Особенное значение исследованию феномена творческой природы режиссерского замысла уделил в своих трудах Г. А. Товстоногов, классик профессии, создатель постановочной режиссерской школы, известный практик-исследователь режиссуры как вида творческой деятельности. Осмысливая собственный практический опыт режиссера, теоретическое наследие предшественников и учителей, мастер выстроил обоснованную систему принципов конструирования структуры композиции и выразительности спектакля. Определяющее место в такой системе, доказанное многими практическими пробами учебно-творческих поисков преподавателей и студентов направления, имеет методика воспитания исполнительской свободы в воплощении режиссерского замысла через продуманные по-

становочные решения. Г. А. Товстоногов выделял приоритетность гражданской ответственности режиссера и своевременность его театральных поисков, обусловливал специфику театральной природы режиссерской работы и особенную роль режиссера в театральном процессе . Школа Товстоногова, таким образом, систематизирует развитие режиссерских идей 20 века, которые представляют сущность режиссуры как осознанной и ответственной профессии, и дают студентам-режиссерам серьезнейший материал для современных исследований проблемных элементов в создании режиссерских замыслов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опираясь на классические теории мастеров режиссуры, мы, в свою очередь, доказываем в учебном процессе точность понятия — «режиссерский замысел» массового зрелища, определяем его как «предварительное ощущение режиссером всей художественно-смысловой и содержательно-структурной полноты произведения массового зрелища». На практических занятиях с преподавателем студенты-режиссеры защищают свой замысел, отвечая на ключевые вопросы по сценическому решению зрелища в конкретных театральных формах выразительности. На этом этапе студентам становится понятна уникальность авторской идеи, определенность предлагаемых обстоятельств замысла. Будущий режиссер с необходимой мерой условности и допущениями в материально-детальных деталях художественности зрелища в практической пробе вырисовывает форму, жанр, а иногда и стилистику построения замысла. Здесь у постановщика художественно-спортивной программы отрабатывается понимание «природы чувств» или атмосферы данного произведения. Именно в такой момент режиссер может приступать к следующему этапу работы — формированию драматургической конструкции композиции и осуществлению постановочных задач замысла будущего зрелища.

В культурологической парадигме анализа феномена режиссерского замысла наличествуют две противоположные точки зрения исследователей и тенденции мнений от практиков режиссуры. В педагогическом процессе нами используется методология обеих концепций.

Одна тенденция заключается в определении замысла как процесса формирования художественного решения зрелища в ходе конструирования спектакля и заранее его проводить нет никакого смысла. Замысел режиссером формируется эмпирическим путем, методом проб и ошибок. Чем менее предвзято подойдет режиссер к формированию драматургической структуры как основы массово-зрелищного представления, тем выгоднее это «отпечатается» в результатах его постановочной работы.

Другая точка зрения противоположна первой. Она заключается в осознании режиссером факта, что до начала репетиций должно четко представлять картинку будущего представления, вплоть до его специфических и детальных «зримых» подробностей. Замысел будущего зрелища должен быть четким по представлению «ки-

ноленты видений», как кинофильм, не предполагающий случайностей и видоизменений в процессе его последующего воплощения.

Практические пробы студентов-режиссеров направления под контролем преподавателей доказали, что обе исследуемые позиции не чужды реальности. Они позволяют профессионалу использовать отдельные элементы от каждой из них. Из первой — для освоения студентами мы выделяем в работе режиссера над замыслом важность в поиске непредвзятости отношения постановщика к определению авторской идеи будущего зрелищного произведения. Стоит одновременно понимать и порочность представления о том, что возникновение художественного образа есть случайно-эмпирический процесс. При этом, с одной стороны, режиссер ищет уникальности в определении новых содержательных художественных смыслов, с другой, в самостоятельной работе над практическими пробами каждый студент уходит от осознания режиссерского творчества как организации единственно творческого процесса. Такая позиция изнутри уничтожает композиционность мышления в процессе подготовки зрелища, лишая режиссуру творческой инициативы и целенаправленности, давая простор для дилетантизма и любительщины.

Из второй тенденции нам представляется важным для обучения выделить осознанное и увиденное «как в кино» будущее зрелища с композиционным пониманием специфики и детальности конструируемого произведения в реализуемом студентом сценическом действии. Вместе с тем стоит не дать развиться у начинающего специалиста потенциалу «омертвения» или даже уничтожения возможности импровизационного существования исполнителей на сцене, т. к. в этом случае режиссер лишает исполнителей и даже участников постановочной группы собственной творческой активности. В контактной работе с бакалаврами важно подчеркивать, что в результате излишне рационального подхода к постановке появляется «заталкивание» исполнителей в авторитарный рисунок, предопределенный собственным, возможно ошибочным, замыслом.

Но в обеих ситуациях приоритетна аксиома — поиска: уникальной идеи режиссера, без которой замысла зрелища не существует в принципе. В учебном процессе мы дополняем поиск студентами-режиссерами уникальной идеи определением содержательных сторон режиссуры, среди которых выделены:

а) идейно-художественное ограничение темы зрелищного события или поиск тематического своеобразия в истолковании драматургического произведения (сценария, инсценировки);

б) определение характеристик героев и отдельных персонажей;

в) определение жанровых и стилистических особенностей режиссуры и исполнительских выразительных средств для конструирования структуры зрелища;

г) решение конструкции замысла постановки в динамике развития пространства, времени и в характере

действия мизансцен и планировок (в ритмах и темпах);

д) определение принципов сценографии и музыкально-шумового решения .

Режиссерский замысел всегда зависит от наличия у молодого режиссера и влияния на него собственных творческих методов: отношения к репетиционному процессу, использования игровой природы, глубины работы с исполнителями и текстами, театрализации реальных событий и пр. По мнению В. И. Немирович-Данченко, на начальном этапе создания замысла у режиссера создается ощущение целого, «чтобы все элементы замысла вырастали из единого общего корня, из «зерна» будущей постановки». В учебно-творческом исследовании студенческих проб подтверждено, что такое воображаемое «зерно» приводит в действие и фантазию режиссера. Проведенный под руководством автора статьи анализ более 120 режиссерских замыслов учебных практических проб студентов направления 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» показал наличие обязательного «зерна» замысла у 85 % студентов. Отсюда следует вывод, что каждый из студентов-режиссеров искал, для начала, специфическую деталь и находил выразительный элемент драматургической конструкции композиции будущего зрелища. Найденное «зерно» рождает ассоциации и заставляет работать творческое воображение студента-постановщика. Тогда на экране его «киноленты видения» фантазия начинает рождать этим зерном эпизоды сценического действия зрелища. Картины смутные, часто неопределенные, иногда ярко и отчетливо проявленные в живом творчестве режиссера-постановщика.

Важная задача исследователя и педагога — понять, определяется ли качество зрелища найденным художественно-образным решением режиссерского замысла студенов-режиссеров? Такое решение связано с выстраиванием сверхзадачи режиссера, ответом на вопрос: ради чего он ставит данное драматургическое произведение? Студент-режиссер как губка впитывает в себя всю фактическую и литературную основу события, элементы драматургии замысла, чтобы поставить конкретные задачи составу исполнительской и постановочной группы однокурсников, соответствующие общей сверхзадаче постановки.

В заключение важно отметить, что формирование у студентов-режиссеров ответственно-эмоционального и мировоззренческого отношения к смысловому ракурсу замысла, под которым воспринимает решение социальной проблемы режиссер, и его освоение через факты жизни и искусства — есть важнейшая педагогическая задача преподавателей вуза и сверхзадача сценического воплощения зрелищного произведения режиссера. Художественно-спортивное зрелище становится «призмой», сквозь которую этот ракурс рассматривается и студентом-режиссером и зрителем . Создавая замысел и студенту, и профессионалу важно разобраться в наличии драматургических оснований для композиции зрелищной программы. Это особен-

но зависит от фактических событий, в которые включено действующее режиссерское поколение, осознания остроты социальной проблематики в звучании идей времени, до понимания уровня культуры будущего зрителя. Понимание замысла режиссера спаяно с сегодняшней актуальностью зрелища, с идеей и сверхзадачей будущей программы. Этот тезис центральный и в методике подготовки студентов-режиссеров направления 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников».

По материалам исследования можно сделать выводы:

В процессе обучения студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников глубокие предвидения, осознанные предощущения не станут событиями в искусстве до тех пор, пока не будут заключены в образную и содержательно-смысловую форму. Молодому режиссеру в учебных практических пробах нужно решать главную задачу руководителя зрелищной постановки — реализовывать свой замысел в авторской форме, которая наилучшим образом передает новые смыслы в конструируемой композиционной структуре.

Студенту-режиссеру художественно-спортивных праздников важно осознавать профильную направленность зрелища, формировать стиль работы с составом постановочной группы, для которого работа над созданием зрелищной программы является не столько творческим поиском, сколько физической задачей организма и производственной функцией, требующей большой личной энергии исполнителя. Потому для достижения творческих целей режиссер должен осваивать компетенции взаимодействий с профессионалами различных профильных направленно-стей. Воодушевлять, убеждать и мотивировать сотрудников постановочной группы — важнейшая функция режиссера-организатора.

Таким образом, понимание культурологических оснований феномена режиссерского замысла культурно-досуговых и художественно-спортивных зрелищ в учебной работе студентов вуза становится содержанием методики основных профессиональных образовательных программ по освоению профессиональных компетенций режиссера на этапе его профессиональной адаптации во всех видах профессиональной деятельности по организации зрелищ .

ЛИТЕРАТУРА:

3. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учебное пособие. — 5-е изд. — М.: Изд-во РАТИ — ГИТИС, 2008.

— 432 с.

5. Марков О. И. К вопросу о сценариях акций постмодерна // Культура и время перемен. — 2014. — № 1(4).

6. Немирович-Данченко Вл. И. О творчестве актера: учебное пособие. — М.: Изд-во «Искусство», 1984. — 624 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Плотникова Г. Г., Плотников А. В. Сценическая речь: от теории к практике: учебно-методическое пособие.

— Краснодар, 2016. — 147 с.

10. Плотников А. В., Егорова А. А. Социальное партнерство в профессиональном образовании: на что надеяться вузам? // В сборнике: Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом.: материалы III Международной научно-практической конференции: в 3-ех томах, 2016. — С. 428-431.

11. Плотников А. В. Основы подготовки режиссерского сценария: учебно-методическое пособие. — Краснодар, 2015.

12. Силин А. Д. Площади — наши палитры. — Москва: Изд-во «Советская Россия», 1982. — 184 с.

STAGE DIRECTOR’S CONCEPTION OF THE ARTISTIC AND SPORTS PROGRAM AS A PHENOMENON OF PERFORMANCE CULTURE

ing theatrical performances and festivals» in the work of graduates and students during their preparation.

3. Zahava B. E. Masterstvo aktera i rezhissera . Moscow, RATI-GITIS, 2008, 432 p. (in Russian)

6. Nemirovich-Danchenko Vl. I. O tvorchestve aktera . Iskusstvo, 1984, 624 p.

Обычно профессия сценарист у нас ассоциируется с кино, значительно реже с театром. Сценарист — фигура не самая заметная в процессе. Обычно мы помним актеров и режиссера, а вот вспомнить того, кто написал сценарий можем далеко не всегда. А ведь его роль в создании зрелищного продукта очень велика.

Сценарист занимается тем, что прописывает что актеры будут говорить, в каких условиях, что в это время будут делать и т.д. Разумеется, потом режиссер перенесет все это с «плоской бумаги» на «объемный экран», что-то в процессе съемок убавит, что-то добавит, что-то радикально изменит, но основа, от которой можно отталкиваться, ему необходима.

Изредка сценарист делает и другие дела, иногда он может быть одновременно режиссером, продюсером или актером. Тут, безусловно, вспоминается пример на тот момент неизвестного актера, который принес в киностудию собственный сценарий и сказал, что если его утвердят, то снимется бесплатно. Сценарий киностудии понравился и в результате получился известнейший «Рокки», а мир узнал актера Сильвестра Сталлоне. И опять же никто не помнит, что он еще и сценарист, не только написавший все части «Рокки», но и создавший своего Рэмбо.

Сценаристы могут писать сценарии для фильмов и сериалов, компьютерных игр, праздничных и деловых мероприятий, шоу-программ, реалити-квестов.

На сегодняшний день должность сценариста есть в киностудиях, театрах, рекламных конторах, праздничных агентствах, ИТ-компаниях, разрабатывающих компьютерные игры.

Обязанности сценариста

Несмотря на различные сферы работы, основные обязанности сценариста могут выглядеть так:

  • Разработка идей фильмов, представлений или мероприятий.
  • Формирование соответствующего контента (описания, скрипты актеров/ведущих, задания, подводки, подсказки и т.д.).
  • Создание сценариев видеороликов.
  • Написание пресс-релизов и рекламных статей.

Также ряд задач может касаться участия в съемках и активной работы по ходу создания фильма, сериала или иного продукта.

Требования к сценаристу

Обычно требования к сценаристу таковы:

  • Высшее образование.
  • Грамотная устная и письменная речь.
  • Творческое мышление и умение сочинять.
  • Понимание сферы работы (например, кино).
  • Знание ПК.

Само собой, если работа ведется с зарубежными партнерами, то знание соответствующего языка необходимо.

Образец резюме

Образец резюме сценариста

Как стать сценаристом

Стать сценаристом можно и не имея высшего образования, но имея талант и немного везения. Наличие диплома о филологическом, журналистском или театральном образовании сделает карьерный путь намного проще. Если вы связываете свое будущее именно с театральной или кинематографической деятельностью, то и вуз надо выбрать соответствующий (например, ВГИК, ГИТИС и другие).

В любом случае, безусловно, надо постоянно нарабатывать портфолио: диплом — хорошо, но работодателю желательно видеть и то, что вы умеете на практике. И начинать нарабатывать портфолио можно и до поступления в вуз.

Зарплата сценариста

Посчитать, сколько зарабатывает сценарист довольно сложно, поскольку многие из них работают сами по себе, их заработки могут существенно меняться от наличия или отсутствия заказов.

Однако на основе открытых вакансий можно увидеть, что зарплата сценариста колеблется в диапазоне от 15 000 до 80 000 рублей в месяц.

Для зрителя режиссер очень часто остается за кадром фильма или постановки — как в буквальном, так и в переносном смысле. Вся слава достается актерам, а тот, чье художественное видение воплотилось в произведение искусства, остается только мимолетной строчкой в титрах. Всего единицам представителей этой профессии удается заслужить всемирную славу, повсеместное признание. Но все же специальность «режиссер» не теряет престижности. Предлагаем познакомиться поближе: кто такой режиссер и что входит в круг его профессиональных обязанностей.

История профессии

Сегодня профессия режиссёра чаще всего ассоциируется с работой в кино. Но до изобретения кинематографа также были востребованы люди, занимающиеся постановкой пьес, спектаклей, различных шоу. Первыми режиссерами были драматурги, которые ставили на театральной сцене свои произведения. Работу режиссёра-постановщика также мог выполнять ведущий актёр, но для театральной постановки был необходим человек, отвечающий за творческую организацию игры актёров. Постепенно искусство театральной режиссуры совершенствовалось и утвердилось как профессия в ХIX ст. Название специальности произошло от латинского слова rego («управляю») и французского régisseu («заведующий»). Когда появилось игровое кино, опыт театральной режиссуры был перенесён на новый вид искусства.

В чем заключается работа режиссера

Чем занимается режиссер? Эти специалисты востребованы не только для постановки театральных спектаклей, фильмов, эстрадных или цирковых представлений, но и для организации различных массовых мероприятий. Должность предусмотрена в кинокомпаниях, киностудиях, театрах, цирках. Работать по специальности можно на телевидении, в крупных рекламных агентствах.

Несомненно, данная профессия относится к разряду творческих. В отличие от продюсера, режиссер не несет ответственности за финансовую и техническую сторону постановки. Его обязанности напрямую зависят от специфики творческого процесса, количества задействованных специалистов. По сути, во время создания художественного произведения он должен стать вдохновителем для всей группы людей, направляя их в творческой работе.

Сегодня сфера режиссуры предлагает широкий спектр специализаций. Например, отрасль кинематографа: кинорежиссер анимационных фильмов, кинорежиссер художественных фильмов, кинорежиссёр научно-познавательных фильмов, кинорежиссер хронико-документальных фильмов. Хотя их ключевая обязанность — разработка режиссерского сценария на основе утвержденного литературного сценария, но в том, что делает режиссер каждой специализации, присуща своя специфика. Если кинорежиссер художественных фильмов на этапе съемок активно работает с актерским составом, операторами, гримерами, каскадерами, то кинорежиссёр 3d-анимационных фильмов возглавляет команды арт-отдела, моделинга, анимации, рендеринга… Кинорежиссер документальных фильмов, кроме работы над созданием, подбирает экспертов, ищет технических консультантов — он отвечает за достоверность использованного в фильме материала.

Работа кинорежиссёра и театрального режиссёра содержит похожие моменты. Например, подбор сценария, выбор актёров, работа с декораторами, художниками по костюмам… Отличие заключается в том, что кинорежиссёр активно работает с операторами и монтажерами. А театральный режиссёр нацелен на то, чтобы добиться синхронного и слаженного действия актеров на сцене. Основной задачей режиссёра является художественное воплощение задуманного на экране или на сцене. В обязанности режиссера, работающего на телевидении, входит создание сценария проекта, оценка готовности сюжетов, контроль монтажа телепередач или других видеоматериалов.

Как стать режиссером

Профессия режиссера считается престижной и высокооплачиваемой. Конечно же, есть и свои минусы: ненормируемый рабочий день, большие психологические нагрузки, нерегулярный отдых. Да и стать профессионалом не так-то просто. Профессию можно получить в специализированных университетах, академиях либо институтах культуры. Зачастую конкурс на подобные специальности очень высокий. Условия поступления предусматривают прохождение творческого конкурса. Чтобы повысить шансы, можно записаться на подготовительные курсы или пройти консультации для абитуриентов. Специалисты советуют выбирать учебное заведение сразу по желаемой специальности, ведь переквалифицироваться, например, из театрального режиссёра в кинорежиссёра — задача из непростых.

Студент во время обучения на режиссера должен приобрести обширные знания в сфере режиссуры; узнать о способах, средствах, техниках воплощения художественного замысла; освоить основы изобразительного искусства. Он также изучает отраслевые документы, определяющими направление развития кинематографии, телевидения, театра; непременно пробует свои силы в профессии, воплощая дебютные проекты.

Достичь режиссерского олимпа сможет лишь талантливый человек, обладающий фантазией, образным мышлением, умением находить общий язык с другими. Но одного таланта будет недостаточно. Необходим огромный ежедневный труд, результатом которого будет мастерство, профессионализм и признание.

Вакансия № 3470578 на сайте Электронная Служба занятости населения от компании «ООО НТВ-Центр» на должность «Выпускающий режиссер» в отрасли экономики «Искусство, развлечения, масс-медиа» → «Телевидение»

Прямой работодатель «ООО НТВ-Центр» ищет работника на вакантное место в своей организации на должность «Выпускающий режиссер».

Обязательное требование работодателя к опыту работы искомого сотрудника: 3–6 лет.

Вакансия № 3470578 на должность «Выпускающий режиссер» относится к отрасли деятельности «Искусство, развлечения, масс-медиа» → «Телевидение».

Вакансия № 3470578 на должность «Выпускающий режиссер» добавлена в базу данных сайта о работе и трудоустройстве Электронная Служба занятости населения в Вторник, 1 сентября 2020 года и после публикации модератором веб-портала для соискателей работы доступна для просмотра всем зарегистрированным безработным.

Обращаем Ваше внимание, что на момент обращения к работодателю ООО НТВ-Центр вакантная должность «Выпускающий режиссер» может быть уже занята. Администрация Электронной Службы Занятости Населения приносит извинения за доставленные неудобства.

Дата обновления анкеты вакансии № 3470578 на должность «Выпускающий режиссер» на сайте Электронной Службы занятости населения: Суббота, 26 сентября 2020 год.

Статистика просмотров соискателями работы и отправки сообщений работодателю ООО НТВ-Центр для вакансии № 3470578:

Вакансия № 3470578 с предложением должности Выпускающий режиссер прочитана соискателями работы — 144 раз(а);
Отправлено откликов соискателями работы на вакансию № 3470578 от прямого работодателя ООО НТВ-Центр — 1 раз(а);

Компанией (организацией, фирмой, ИП) «ООО НТВ-Центр» предлагается работа в городе Москва.

Вакантное место работы в компании «ООО НТВ-Центр» находится по адресу: Москва, улица Академика Королёва, 12.

Работодатель «ООО НТВ-Центр» предложит заработную плату по результатам собеседования с соискателем работы.

В обязанности работника на вакантом месте «Выпускающий режиссер» входит следующее:

— Запись в студии с ведущими (многокамерная съёмка)

— Организация съемок дополнительного материала к специальным репортажам и новостям (реконструкции, досъёмы)

— Контроль перегонов и архивирования материалов из регионов, обмен видео с другими программами канала

— Работа с архивом программы (учет снятых (не смонтированных) и готовых (смонтированных) сюжетов)

— Разработка ТЗ графики к новостным сюжетам и другим рубрикам (реконструкции с 3D графикой)

— Черновая и чистовая озвучка сюжетов и мастера программы (работа с диктором).
— Контроль звукового сведения эфирного выпуска.

— Подготовка мастера программы к отсмотру

— Ведение эфирной документации (паспорт программы, музыкальные справки, титры)

— Планирование чернового и чистового монтажа

Требования к работнику на должности «Выпускающий режиссер», предъявляемые работодателем «ООО НТВ-Центр» в городе Москва, следующие:

— Опыт работы режиссёром монтажа или выпускающим режиссером. Опыт работы на федеральном канале от 3-х лет.
— Знание ПО Adobe, Avid
— Грамотная устная и письменная речь, дисциплинированность
— Стремление к профессиональному росту
— Полная занятость – ненормированный рабочий день.

Условия труда в компании «ООО НТВ-Центр» на вакантном месте «Выпускающий режиссер» следующие:

•Офис: Телецентр «Останкино»

•Испытательный срок 3 месяца;

•Оформление по ТК РФ;

•»Белая» заработная плата на конкурентном уровне,

•Работа в стабильной и динамично развивающейся компании

Для получения номера контактного телефона (или иной контактной информации) для связи с работодателем «ООО НТВ-Центр» из города (региона) Москва, Вам сначала необходимо отправить с нашей Электронной Службы занятости населения письмо с прикрепленным к нему файлом Вашего резюме или укажите в тексте сообщения работодателю ссылку на Ваше резюме на другом сайте для соискателей работы. Работодатель «ООО НТВ-Центр» рассмотрит Ваше резюме и сообщит свои контактные данные (номер телефона, e-mail, факс, Skype, ICQ), по которому с ним можно связаться по поводу собеседования, чтобы занять вакантное место работы «Выпускающий режиссер».

Что делать, если работодатель «ООО НТВ-Центр» из города (региона) Москва не отвечает на Ваш запрос по вакансии?
Разместите Ваше резюме на нашем портале трудоустройства и Вас обязательно найдут другие работодатели!

Добавить резюме СЕЙЧАС!

Смотрите похожие вакансии на должность «Выпускающий режиссер» в разных городах (регионах) России и СНГ, в том числе в регионе (городе, селе, деревне, поселке) «Москва», на нашей Электронной Службе занятости населения:

  • Вакансия № 15568821 на должность «Инженер прямых трансляций с опытом работы с vMix» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «ГК «ВИЗАВИ Консалт»» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568812 на должность «Специалист по сервису» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «ООО Медиа Альянс» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568806 на должность «Начальник управления мультимедийных технологий» с заработной платой от 85000 руб. до вычета налогов от компании «Нек. орг. ФАУ ИЦ ОКСИОН» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568775 на должность «Продюсер планирования» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «МИЦ «Известия»» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568765 на должность «Compositing artist / Композер» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «AltSpace» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568754 на должность «Редактор портала» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «Полилог, КГ» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568721 на должность «Специалист ОТК» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «ООО ГПМ РТВ» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568711 на должность «Бродкаст дизайнер / Дизайнер оперативной графики» с заработной платой от 60000 до 100000 руб. до вычета налогов от компании «ООО Царьград медиа» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568660 на должность «Ведущий менеджер по маркетингу и PR» с заработной платой от 70000 до 70000 руб. до вычета налогов от компании «ООО Мобильное телевидение» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568620 на должность «Инженер технической поддержки (телеканал)» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «Shopping Live» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568618 на должность «Менеджер YouTube-проектов» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «Исаев Станислав» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568608 на должность «Менеджер по продажам мероприятий Шоу Бизнеса» с заработной платой от 50000 до 100000 руб. на руки от компании «ООО С-Ворк» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568584 на должность «Амбассадор — ведущий (YouTube и Instagram)» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «ООО Роборокс» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568573 на должность «Бизнес-ассистент» с заработной платой от 65000 до 145000 руб. на руки от компании «ИП Садыков Евгений Ханиилович» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568538 на должность «Видеоинженер ( IT админ)» с заработной платой от 80000 руб. до вычета налогов от компании «ОАО Спутниковое телевидение» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568535 на должность «Директор по развитию бизнеса» с заработной платой от 170000 руб. до вычета налогов от компании «ООО TopAssistant» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568464 на должность «Оператор ТЖК» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «РБК» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568455 на должность «Комплектовщик ТЖК» с заработной платой от 35000 руб. до вычета налогов от компании «ООО Телеканал Дождь» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568447 на должность «Корреспондент» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «МГУТУ им. К.Г. Разумовского» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568434 на должность «Видеооператор / видеомонтажер» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «ООО Сумма Технологий» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568415 на должность «Видеооператор — монтажёр» с заработной платой от 50000 до 60000 руб. на руки от компании «ООО Лаборатория Улыбок» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568399 на должность «Звукорежиссёр (МУЗ-ТВ)» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «ЮТВ-Медиа» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568391 на должность «Редактор по гостям ежедневного ток-шоу на 1 канале» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «ООО Здоровье инфо» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568389 на должность «Генеральный продюсер шоу проекта» с заработной платой от 130000 до 200000 руб. на руки от компании «ООО Arbat Hall» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568386 на должность «Гостевой редактор-продюсер» с заработной платой от 59000 руб. на руки от компании «АО Редакция газеты Вечерняя Москва» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15568373 на должность «Помощник руководителя в СМИ» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «АНО Информационно-аналитический центр МедиаНьюс» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15440652 на должность «Руководитель направления Продажи анимационного контента» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «Riki.Team» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15440645 на должность «Монтажник слаботочных систем» с заработной платой от 60000 руб. на руки от компании «Ремонт и установка антенн. Антенна в дом» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15440629 на должность «SMM-специалист + PR» с заработной платой от 50000 до 90000 руб. до вычета налогов от компании «ООО ЛЕГИО ФЕЛИКС» в регионе (городе) Москва;
  • Вакансия № 15440584 на должность «Шеф-редактор новостных программ» с заработной платой, определяемой по договоренности, от компании «МИЦ «Известия»» в регионе (городе) Москва;

Обратите внимание на сайт Электронный Центр занятости населения с актуальной базой данных предложений работы в форме вакансий.
Переходите на страницу «Найти работу по вакансиям в Центре занятости населения» и ищите свежие вакансии или переходите на страницу «Разместить резюме в Центре занятости населения», добавляйте резюме и после его публикации Вам начнут приходить свежие вакансии с предложениями работы.

Заходите на сайт Электронная Биржа труда с актуальной базой данных предложений работы в форме вакансий.
Переходите на страницу «Найти работу по вакансиям на Бирже труда» и ищите свежие вакансии или переходите на страницу «Разместить резюме на Бирже труда», добавляйте резюме и после его публикации Вам начнут приходить свежие вакансии с предложениями работы.

Посетите сайт «Работа в России и СНГ» с базой данных предложений работы в форме вакансий.
Переходите на страницу «Найти работу по вакансиям на сайте «Работа в России и СНГ»» и ищите свежие вакансии или переходите на страницу «Разместить резюме на сайте «Работа в России и СНГ»», добавляйте резюме и после его публикации Вам начнут приходить свежие вакансии с предложениями работы.

Поиск Работы по любой Профессии

Ищите работу на специализированном сайте Агрегатор вакансий от работодателей России и СНГ с актуальной базой данных предложений работы в форме объявлений с вакансиями.
На портале RABOTKA.com.ru к Вашим услугам доступен удобный поиск работы в городе Москва по полной базе данных свежих вакансий Службы Занятости Населения города Москва.
Все вакансии с портала Службы Занятости Населения Вы можете удобно просматривать на сайте-агрегаторе предложений работы RABOTKA.com.ru в виде списка или выполнять поиск вакансий с учетом своего города проживания и желаемой должности.

Почти два года в России действуют новые нормы, регулирующие права режиссёров-постановщиков театров. И хоть режиссёры не уравнены правами с авторами, права исполнителей и смежные права теперь действуют более эффективно, защищая интересы постановщика в большей мере, чем то может показаться на первый взгляд. О правах режиссера рассказывает юрист в области культуры и искусства Валерия Маламура.

Любому режиссёру, впрочем, как и театру, приглашающему к себе специалиста, или же заключающего договор с штатным сотрудником, стоит помнить о ряде нововведений. Главенствующим из которых стоит определить неприкосновенности постановки.

За режиссёром-постановщиком закреплено право на неприкосновенности постановки при публичном исполнении. Для обеспечения нормального функционирования театра и реализации режиссёром этого права на практике стоит вносить в текст договора следующие пункты:
– указание на то, что именно и при каких условиях может быть осуществлено без согласования с правообладателем;
– порядок согласования изменения постановки;
– что именно не может быть сделано театром ни при каких условиях.

Таким образом можно прописать условия ввода нового актёра и его характеристики, необходимо ли при этом присутствие режиссёра-постановщика, участвует ли режиссёр в выездном показе спектакля или присутствует ли на показе постановки в рамках фестиваля.

У административного руководства театра могут возникнуть опасения насчёт неприкосновенности постановки: не будет ли режиссёр ставить ультиматум театру, если например, по техническим причинам (смена сцены, замена сценического оборудования и прочее) декорации немного сдвинут, актёры заменят слова или просто сыграют спектакль не по указанному хронометражу. Чтобы избежать подобной ситуации достаточно подробно расписать основные технические условия для показа спектакля как на стационарной площадке, так и на выездной.

Закон же на эту тему говорит просто: должна сохраняться узнаваемость спектакля. Поэтому в договоре можно прямо прописать, что изменения, осуществляемые театром в рамках художественной разумности и возможностей театра при сохранении узнаваемости постановки спектакля не должны считаться нарушением постановки.

Прописав в договоре чётко все интересующие пункты, можно аккуратно ограничить требования режиссёра в пределах разумности и обезопасить на случай чрезвычайных ситуаций, предоставив им возможность производить некоторые экстренные изменения, опять же, при сохранении художественного замысла и сохранении узнаваемости постановки зрителем.

В рамках договора театр должен получить от режиссёра-постановщика разрешение на публичное исполнение постановки. В документе указываются условия, на которых это право предоставляется: возмездно или безвозмездно, при присутствии режиссёра-постановщика или в его отсутствие и т.п.

Что касается возмездного показа, то стороны в таком случает могут договориться о выплате гонорара или поспектакльных выплатах, возможны также сочетания различных форм выплат. Размер и порядок выплат должен быть отражён в договоре. Любые изменения, уменьшения или новые требования закрепляются обеими сторонами в дополнительном соглашении.

Показ спектакля на сцене театра, несомненно должен осуществляться с разрешения режиссёра-постановщика, однако не стоит думать, что такое разрешение надо спрашивать перед каждым показом, достаточно получить его по договору единожды на все последующие показы.

Кроме того, в договоре стоит отразить, что режиссёр-постановщик даёт согласие на показ спектакля на выездных площадках, а также не выступает против создания видео-версии постановки и её трансляции как в интернете в режиме офф-лайн, так и в режиме он-лайн в сети и кинотеатрах.

Стоит помнить, что любое условие, любой важный факт, который кажется существенным театру и режиссёру, стоит прописывать в договоре обязательно. Уже давно не является странным вариант договора в двадцать и более листов – это не пустая трата времени, это качественно составленный документ, предусматривающий подробное указание прав и обязанностей каждой из сторон. Иногда это позволяет избежать суда и штрафных санкций.

Более того, театру и режиссёру стоит помнить и о том, что после подписания акта с формулировкой «стороны не имеют претензий к срокам и качеству выполненной работы» ни одно исковое заявление, связанное с качеством постановки не будет удовлетворено в суде ни в какой инстанции.

Также стоит помнить о том, что неимущественное право режиссёра-постановщика действует бессрочно, а вот право на публичное исполнение – пожизненно, но не менее 50 лет, то есть может достаться наследникам. 50-летний срок начинает отсчитываться с 1 января года, следующего за годом первого публичного исполнения спектакля. Следовательно, если премьера состоялась 27 марта 2019 года, то срок отсчитывается с 1 января 2020 года.