Ресурсы шельфа

20 МАЯ, 14:12

Аспиранты вузов и научных институтов РФ получат гранты в размере 1,2 млн рублей

МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. Министерство науки и высшего образования РФ начало формировать план морских научных исследований в российских морях на 2021 год, заявки на проведение экспедиций принимаются до 1 августа текущего года. Соответствующее объявление опубликовано в пятницу на сайте министерства.

«<…> Российским заявителям необходимо представить в Минобрнауки России запросы на проведение морских научных исследований на 2021 год для включения их в проект плана (План морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ на 2021 год — прим. ТАСС) вместе с поступившими запросами не позднее 1 августа 2020 года», — говорится в сообщении.

Сформированный проект плана будет направлен в профильные министерства и ведомства для согласования.

В рамках федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ» нацпроекта «Наука» запланировано выполнение нарастающим итогом до 2024 года не менее 210 морских научно-исследовательских экспедиций.

Согласно целям нацпроекта, в 2024 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран, осуществляющих научные исследования и разработки в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Должны быть созданы привлекательные условия для работы в РФ российским и зарубежным ведущим ученым, а также молодым перспективным исследователям; увеличены внутренние затраты на научные изыскания. Нацпроект предусматривает обновление не менее чем на 50% приборной базы у ведущих организаций, выполняющих научные исследования.

Шельф Арктики за рубежом

Добыча нефти и газа на шельфе Арктики, в отличие от морских месторождений в других регионах мира, ведется в минимальных объемах (в основном в виде добычи нефти) и ее существенный рост не ожидается даже в долгосрочной перспективе. Причиной этому является высокая сложность реализации арктических морских проектов, что вызывает значительный рост издержек и снижение их привлекательности для компаний. Сложность проектов определяется климатическими условиями Арктики (низкие температуры, ледовые условия), необходимостью соблюдения более жестких экологических требований и использования дорогостоящих технологий и оборудования. В последние годы в условиях низких цен на нефть большая часть проектов по освоению ресурсов на шельфе Арктики была приостановлена на стадии геологоразведочных работ по причине их нерентабельности.

За рубежом освоение нефтегазовых ресурсов на шельфе Арктики ведется преимущественно в США (Аляска) и Норвегии.

В США добыча нефти на шельфе Арктики осуществляется в минимальном объеме, а за последние годы все крупнейшие компании (ExxonMobil, BP, Shell) приостановили свои арктические программы ввиду их экономической неэффективности (низкие цены на нефть) и высоких экологических рисков при использовании существующих технологий разведки, добычи и транспортировки сырья. Политика предыдущего президента США Б.Обамы была ориентирована на борьбу с изменением климата и снижение воздействия на окружающую среду, в связи с чем был принят ряд мер по ограничению геологоразведочных работ в Арктике. Так, в 2015 году было запрещено бурение на части акватории Чукотского моря и моря Бофорта, а в декабре 2016 года наложен мораторий на разработку нефти и газа в этих же морях, что включило около 98% площади федерального арктического шельфа США. Нынешний президент Д.Трамп объявил о намерениях стимулировать добычу нефти и газа, однако реальных шагов в сфере изменения правил доступа к ресурсам Арктики пока сделано не было.

В Норвегии основная часть нефти и газа добывается на шельфе, но преимущественно в Северном и Норвежском морях, характеризующихся мягкими условиями и отсутствием устойчивого ледового покрова в зимний период. В последние годы все большее внимание уделяется вопросу разработки ресурсов Баренцева моря, который по своим условиям схож с российским арктическим шельфом. В стране активно проводится выдача лицензий на освоение морских участков (через механизм открытого конкурса) с участием зарубежных компаний (в том числе, российских). Экономическая эффективность морских проектов в условиях низких цен на нефть обеспечивается особенностями национальной налоговой системы, которая ориентирована на налогообложение прибыли, а не взимание налога с объема выручки (российская модель). Государственное стимулирование разработки шельфовых нефтегазовых месторождений в Норвегии вызвано, прежде всего, отсутствием крупных континентальных запасов, и оно приносит свои результаты. В последние годы удалось остановить снижение добычи нефти и существенно нарастить производство газа.

Арктический шельф в России: стратегическое видение

Ресурсы

По данным МЭА (2010 год), суммарные ресурсы шельфа российской Арктики составляют 48 млрд барр. нефти и 43 трлн куб. м природного газа, что эквивалентно 14% и 40% национальных ресурсов нефти и газа соответственно. При рассмотрении оценки запасов категорий ABCD доля арктических морей снижается до 6% по нефти и 16% по природному газу.

Регион

Оставшиеся извлекаемые ресурсы

Объем, млрд барр. / трлн куб. м

Доля в суммарных ресурсах нефти и газа в России

Доля в суммарных ресурсах в России по категориям ABCD

Нефть

Баренцево море

5%

3%

Остальной арктический шельф

9%

3%

Природный газ

Баренцево море

21%

7%

Остальной арктический шельф

19%

9%

Таблица 1 – Конвенциональные ресурсы нефти и газа в российской Арктике (2010 год)
Источник — МЭА, World Energy Outlook 2011

По данным компании EY со ссылкой на Администрацию энергетической информации США, потенциальные ресурсы нефти и природного газа в российской Арктике составляют около 220 млрд барр. н.э., или 52% суммарных ресурсов арктического шельфа мира. При этом в структуре российских запасов около 80% составляет природный газ, а на нефть и газовый конденсат приходится 20%.

Прогнозы добычи нефти и газа на шельфе Арктики

Арктический шельф в России воспринимается как одно из направлений для обеспечения стабильной добычи нефти и газа в долгосрочной перспективе, что вызвано постепенным увеличением выработанности крупнейших месторождений на суше и необходимостью восполнения ожидаемого снижения добычи на них. Это касается преимущественно нефти, добыча которой постепенно смещается из внутренних районов Западной Сибири на север (север ЯНАО и Красноярского края) и восток (Восточная Сибирь и Дальний Восток). Однако в долгосрочной перспективе ожидается, что шельф (в том числе арктический) должен обеспечить значительный прирост добычи нефти.

География добычи газа в России также меняется, прослеживается движение на север и восток страны. Однако выявленные запасы газа на суше в новых регионах (п-ов Ямал и Гыданский, Иркутская область и Республика Саха (Якутия)) позволяют обеспечить необходимые объемы добычи в долгосрочной перспективе и необходимость добычи на арктическом шельфе в значительных объемах отсутствует. В связи с этим в перспективе 10-15 лет освоение ресурсов шельфа Арктики связывают преимущественно с нефтяными месторождениями.

Альтернативой арктическому шельфу в долгосрочном периоде могут стать трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ) нефти, расположенные в основном в Западной Сибири. Государство стимулирует их освоение путем установления льготного режима налогообложения. Конкурентным преимуществом ТРИЗ является близость к основным рынкам сбыта и наличие развитой производственной и транспортной инфраструктуры, что снижает себестоимость их производства. При этом технологии и оборудование для разработки ТРИЗ, как и ресурсов арктического шельфа, преимущественно являются иностранными, и доступ к ним был сильно ограничен после введения санкций. Однако в случае отмены санкций и/или развития собственных технологий разработка ТРИЗ представляется более перспективным с точки зрения эффективности наращивания добычи нефти в стране.

Подобное видение роли шельфа Арктики отражено в стратегических отраслевых документах (Энергетическая стратегия, Генеральные схемы развития нефтяной и газовой отраслей) с небольшими различиями. Действующая Энергетическая стратегия до 2030 года (принята в 2009 году) предполагает добычу газа на шельфе Арктики в размере около 70 млрд куб. м в год к 2030 году (около 7% национальной добычи газа), что должно быть обеспечено преимущественно за счет разработки Штокмановского месторождения в Баренцевом море, а добычу нефти – в небольших объемах. Проект Энергетической стратегии до 2035 года (редакция от февраля 2017 года) не устанавливает объемы добычи нефти и газа, но шельф Арктики обозначается как стратегический регион для наращивания сырьевой базы с целью добычи энергоресурсов в долгосрочном периоде (после 2035 года).

Организация (документ)

Прогноз добычи нефти и газа на арктическом шельфе России

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (принята в 2009 году)

  • Газ: 70 млрд куб. м к 2030 году (7% от национального уровня), прежде всего за счет Штокмановского месторождения*

  • Нефть: добыча минимальная

Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года (редакция от февраля 2017 года)

  • Данные по добыче отсутствуют

  • Основной рост добычи в Арктике – после 2035 года

Генеральная схема развития нефтяной отрасли до 2020 года

До 2020 года: небольшие объемы добычи нефти

Генеральная схема развития газовой отрасли до 2030 года

Добыча газа:

  • Баренцево море (с 2013 года)

  • Обская и Тазовская губы (с 2017 года)

  • Шельф п-ова Ямал (после 2027 года)

Международное энергетическое агентство (World Energy Outlook 2011)

В 2035 году:

  • Нефть: 6,5 млн т (1,3% от национального уровня)

  • Газ: 58 млрд куб. м (1,3% от национального уровня)

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации и ИНЭИ РАН

До 2035 года масштабная добыча нефти и газа на арктическом шельфе не ожидается

Таблица 2 – Прогноз разработки ресурсов нефти и природного газа на арктическом шельфе России со стороны различных российских и международных организаций
Источник – составлено автором по открытым данным

Примечание: * проект освоения Штокмановского месторождения заморожен в 2012 году

Международные и российские организации также не прогнозируют существенного роста добычи нефти и газа на арктическом шельфе России в перспективе 10-15 лет. Прогноз МЭА по добыче 58 млрд куб. м газа к 2035 году связан с проектом освоения Штокмановского месторождения (ПАО «Газпром»), который был заморожен в 2012 году в связи с изменениями конъюнктуры мирового рынка газа (резким ростом добычи газа в США и снижении потребностей в импорте СПГ).

Реализуемые проекты и перспективы развития

Реализуемые проекты

В 2017 году добыча газа в арктических морях России не ведется. В перспективе ближайших 10 лет добыча газа не ожидается в силу отсутствия проектов в настоящее время и длительности их реализации.

Добыча нефти на шельфе Арктики осуществляется в рамках одного проекта – на Приразломном месторождении (ПАО «Газпром нефть») в Печорском море. В 2016 году было добыто 2,2 млн т нефти, и в ближайшие годы (по плану – с 2018 года) объем производства выйдет на полку в 5,2 млн т.

Проект

Оператор

Запасы

Добыча

Характеристика

С добычей

Приразломное месторождение (Печорское море)

ПАО «Газпром нефть»

72 млн т нефти

2,2 млн т в 2016 году (полка – 5,2 млн т)

Добыча ведется с ледостойкой платформы, нефть вывозится морем

Перспективные проекты

Долгинское месторождение (Печорское море)

ПАО «Газпром нефть»

236 млн т нефти

Начало добычи (план) – 2031 год

Пробурены разведочные скважины

Штокмановское месторождение (Баренцево море)

ПАО «Газпром»

3,9 трлн куб. м газа

Проектный уровень добычи в объеме от 24 до 71 млрд куб. м (три фазы)

Проект заморожен, запуск предполагался в 2015-2016 гг.

Таблица 3 – Проекты по добыче нефти и газа на арктическом шельфе России
Источник – составлено автором по открытым источникам

В среднесрочной перспективе на шельфе российской Арктики не ожидается ввод в строй новых месторождений нефти. В более отдаленной перспективе прирост добычи связан с запуском месторождения Долгинское (пробурено несколько скважин) в Печорском море с пиковым объемом добычи в 3-5 млн т в год. Однако в 2015 году начало добычи на месторождении было передвинуто с 2021 на 2031 год.

В период до 2020 года «Газпром» и «Роснефть» планируют провести большой объем геологоразведочных работ на арктическом шельфе. Наибольшая плотность работ будет производиться в Баренцевом и Карском морях и будет включать 2D и 3D сейсмику. В восточных морях Арктики в ближайшие годы запланировано проведение ОВОС и 2D сейсмики.

Долгосрочные проекты российских компаний по освоению ресурсов нефти и газа пока находятся на начальных стадиях – оценка ресурсов, бурение разведочных скважин. В связи с этим трудно оценивать сроки запуска производства в случае их экономической рентабельности.

Государственное стимулирование разработки ресурсов на шельфе Арктики

С 2014 года в России действуют льготы по НДПИ и экспортной пошлине при разработке нефтегазовых ресурсов на шельфе. В отношении арктического шельфа применяются три категории льготных ставок НДПИ (от 5% до 15% по нефти и от 1% до 15% по газу в зависимости от региона разработки ресурсов), а также полностью отменены вывозные таможенные пошлины для нефти и природного газа, которые будут добываться на шельфе. Данные льготы по времени действия дифференцированы в зависимости от региона добычи – от 7 до 15 лет с начала добычи, но не позднее 2032-2042 годов. Отметим, для категории восточных морей Арктики (самая сложная для разработки ресурсов) таможенные пошлины обнулены бессрочно.

Расположение месторождения (море)

Ресурс

Ставка НДПИ (коэффициент от базовой ставки)

Срок действия льготы

Печорское, Белое (на 50% и более)

Нефть, природный газ

15%

7 лет после начала промышленной добычи, но не позднее 31 марта 2032 года

Баренцево (южнее 72 гр. с.ш.) — на 50% и более

Нефть

10%

10 лет после начала промышленной добычи, но не позднее 31 марта 2037 года

Природный газ

1,3%

Карское, Баренцево (севернее 72 гр. с.ш.), Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово – на 50% и более

Нефть

5%

15 лет после начала промышленной добычи, но не позднее 31 марта 2042 года

Природный газ

1%

Таблица 4 – Льготы по ставке НДПИ при добыче нефти и газа в арктических морях России
Источник – составлено автором на основе Налогового кодекса Российской Федерации

Снижение зависимости от импортных технологий

В 2014 году со стороны ряда стран, включая США и страны Евросоюза, были введены санкции против нефтегазовой отрасли России: запрет на поставки оборудования и технологий, которые могут использоваться для разведки и добычи трудноизвлекаемой нефти, а также реализации шельфовых проектов. Помимо этого для ряда российских компаний нефтегазового сектора было ограничены возможности привлечения долгосрочного финансирования в западных банках.

В результате введения санкций западные компании были вынуждены приостановить свою деятельность в проектах на территории России, в том числе связанных с освоением нефтегазовых ресурсов шельфа Арктики. Так, компании Eni и ExxonMobil имели совместные предприятия с «Роснефтью» для освоения ресурсов ряда лицензионных участков в Баренцевом и Карском морях, однако вся деятельность была приостановлена осенью 2014 года.

Партнер

Лицензии (участок)

ГРР

Первая скважина, год

Начало добычи нефти, год

Восточно-Приновоземельский-1 (Карское море)

Сейсмика в 2012-2016 гг.

Восточно-Приновоземельский-2 (Карское море)

Сейсмика в 2012-2016 гг.

Восточно-Приновоземельский-3 (Карское море)

Сейсмика в 2012-2016 гг.

Федынский (Баренцево море)

Сейсмика в 2017 году

Центрально-Баренцевский (Баренцево море)

Сейсмика в 2016 году

Персеевский (Баренцево море)

Сейсмика в 2014 году

Таблица 5 – Планируемая деятельность «Роснефти» и зарубежных компаний по совместным проектам по разработке нефтегазовых ресурсов на шельфе Арктики
Источник – The Oxford Institute for Energy Studies

Помимо заморозки деятельности западных нефтегазовых компаний в морских проектах на территории России еще одним существенным ограничением для российской стороны стал запрет на поставки оборудования и технологий, а также оказание сервисных услуг для шельфовых проектов. Это особенно важно в силу того, что по состоянию на 2014 год зависимость России от импортных поставок по технологиям и оборудованию для шельфовых проектов составляла 80-90%, а по технологиям сжижения природного газа – 50-67%. В 2015 году был принят план по импортозамещению, который предполагает снижение зависимости в том числе по этим направлениям до 40-70%.

Технология

Доля импорта в потреблении в 2014 году

Максимальная плановая доля импорта в потреблении к 2020 году

Технологии и оборудование, используемое для реализации шельфовых проектов

80-90%

60-70%

Технологии сжижения природного газа

50-67%

40-55%

Сервисные услуги в нефтегазовом секторе

40-92%

30-75%

Таблица 6 – Зависимость России от импорта технологий в нефтегазовой сфере
Источник – Планы мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения, нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности

В настоящее время в России реализуется государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015-2030 годы», которая направлена на создание научно-технического задела для производства конкурентоспособных высокоэкономичных судов и плавсредств для добычи энергоресурсов шельфа, также производственных мощностей, обеспечивающих строительство, ремонт и модернизацию современных крупнотоннажных судов и объектов морской техники. Согласно госпрограмме, в 2015 году доля российской продукции на внутреннем рынке составляла менее 1% по таким направлениям, как морские ледостойкие стационарные платформы, плавучие буровые платформы и обеспечивающие суда.

Анализ лицензионных участков арктического шельфа по условиям освоения ресурсов

По состоянию на конец 2015 года Правительство Российской Федерации выдало 48 лицензий (21 – «Газпром», 27 – «Роснефть») на освоение углеводородных ресурсов на участки, расположенные в арктических морях России (по закону правом получения лицензии на участки на арктическом шельфе имеют государственные (более 50%) компании с опытом работы на шельфе более 5 лет). Данные участки различаются по степени изученности ресурсов, транспортной доступности и удобством навигации, а также рядом других условий, которые влияют на принятие решения о начале разработки ресурсов. В связи с этим была проведена работа по анализу и классификации лицензионных участков по условиям для освоения нефтегазовых ресурсов.

Лицензионные участки были проанализированы по пяти показателям: ресурсы нефти и газа, геологическая изученность, инфраструктура, глубина моря и климатические и ледовые условия. В результате расчетов были получены три класса лицензионных участков с точки зрения условий для освоения ресурсов нефти и газа.

Большая часть лицензионных участков с наилучшими условиями (высокой вероятностью) для освоения нефтегазовых ресурсов расположена в пределах Баренцева (включая Печорское) и Карского морей. Это объясняется, главным образом, относительно высокой геологической изученностью данных морей, развитостью инфраструктуры в регионе (близость к крупным портам), а также сравнительно благоприятными климатическими и ледовыми условиями. В группу лицензионных участков с низкой вероятностью освоения ресурсов вошли участки в восточных арктических морях России (восточнее п-ова Таймыр) в силу неразвитости инфраструктуры, тяжелыми климатическими условиями и низкой геологической изученностью.

Таким образом, анализ показывает, что промышленная разработка ресурсов шельфа возможна в первую очередь в западных морях Арктики, на участках, примыкающих к материку и расположенных недалеко от транспортной и производственной инфраструктуры на суше. При этом в долгосрочном периоде перспективы и скорость освоения углеводородных ресурсов будет зависеть от развития Северного морского пути. Это может значительно снизить транспортные издержки и благотворно сказаться на рентабельности морских нефтегазовых проектов на шельфе российской Арктики.

Классификация лицензионных участков недр для освоения нефтегазовых ресурсов на арктическом шельфе Российской Федерации по условиям (вероятности) освоения ресурсов
Источник – составлено автором на основе анализа данных Минприроды России и других источников

  1. Южно-Русский
  2. Центрально-Баренцевский
  3. Персеевский
  4. Федынский
  5. Штокман-запад
  6. Северо-Поморский-2
  7. Поморский
  8. Северо-Поморский-1
  9. Южно-Приновоземельский
  10. Западно-Приновоземельский
  11. Западно-Матвеевский
  12. Русский
  13. Демидовский
  14. Медвежий
  15. Ферсмановский
  16. Ледовое
  17. Альбановский
  18. Варнекский
  19. Лудловское
  20. Хейсовский
  21. Северо-Западный
  22. Долгинское
  23. Медынско-Варандейский
  24. Восточно-Приновоземельский-1
  25. Восточно-Приновоземельский-2
  26. Восточно-Приновоземельский-3
  27. Харасавэй-море
  28. Северо-Карский
  29. Морской
  30. Нярмейский
  31. Скуратовский
  32. Белоостровский
  33. Русановское
  34. Северо-Харасавэйский
  35. Амдерминский
  36. Западно-Шараповский
  37. Невский
  38. Обручевский
  39. Ленинградское
  40. Южно-Чукотский
  41. Северо-Врангелевский-1
  42. Северо-Врангелевский-2
  43. Усть-Ленский
  44. Усть-Оленекский
  45. Анисинско-Новосибирский
  46. Притаймырский
  47. Хатангский
  48. Северо-Врангелевский
  49. Восточно-Сибирский-1
  50. Приразломное
  51. Новопортовское
  52. Штокмановское

Шельф — выровненная область подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.

Шельф континентальный — морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального вод государства.

Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ними.

Границами шельфа являются берег моря и бровка (резкий перегиб поверхности морского дна к материковому склону).

Глубина над бровкой обычно составляет 100-200 метров, но в некоторых случаях может достигать до 1500 м

Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива, включающего в себя поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема.

Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориальных вод.

Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод.

Площадь континентального шельфа Земли составляет около 32 млн. км2, в тч:

  • океанского мелководья (глубиной до 200 м) до 12 % площади водной поверхности.

  • шельфа Евразии -10 млн. км2, в тч шельф Северной и Западной Европы занимает 2,6 млн. км2,

  • шельф Северной Америки и Гренландии — до 6 млн. км2;

  • шельф Тихоокеанского побережья и островов Индонезии — 4,5 млн. км2;

  • шельф Южной Америки — 2,2 млн. км2, в тч — 2 млн. км2 на восточном побережье и 0,2 млн. км2 — на западном);

  • шельф Австралии, Новой Зеландии и Тасмании — более 2 млн. км2;

  • шельф Африки — 1 млн. км2.

Средняя глубина внешнего края шельфа Мирового океана составляет 132 м, ширина — около 78 км).

Конвенция ООН по морскому праву от 1982 г. предоставляет прибрежным государствам право контроля над континентальным морским шельфом.

Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Реализация этих прав прибрежным государством не должна ущемлять судоходства и других прав и свобод, предусмотренных в вышеуказанной Конвенции ООН по морскому праву.

Все государства имеют правопрокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе в соответствии с положениями Конвенции.

Начальные суммарные ресурсы углеводородов континентального шельфа России составляют около 100 млрд т у. т., из которых около 80% — газ.

Основные ресурсы углеводородов (около 70%) сосредоточены в недрах Баренцева, Печорского, Карского и Охотского морей.

При этом в недрах Баренцева и Карского морей преобладают газ и газовый конденсат, в Печорском море — нефть, в Охотском море — нефть и газ.

Ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ являются государственной федеральной собственностью. Это право производно от суверенных прав России, являющихся исключительными в том смысле, что если Российская Федерация не производит разведку континентального шельфа или не разрабатывает его минеральные или живые ресурсы, никто не может этого делать без ее согласия. Так, исключительными являются права Российской Федерации разрешать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе, сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений и осуществлять юрисдикцию над ними, в том числе в отношении таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных правил, правил безопасности, а также осуществлять юрисдикцию в отношении морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды, прокладки и эксплуатации подводных кабелей и трубопроводов.

Поэтому использование и охрану континентального шельфа и исключительной экономической зоны регулируют многочисленные акты. В их числе федеральные законы о континентальном шельфе, исключительной экономической зоне, морских водах, указы Президента РФ об охране морских ресурсов, постановления Правительства РФ о лицензировании, плате за пользование минеральными и биологическими ресурсами акваторий и т. п. Существенную роль играют акты международного морского и экологического права.

Изучение, разведка и разработка минеральных ресурсов (ресурсные исследования) проводятся в народнохозяйственных целях. Для изучения, разведки и разработки минеральных ресурсов континентального шельфа, согласно российскому зак-ву, требуется получение специального разрешения — лицензии, предоставляющей право использования минеральных ресурсов континентального шельфа.

В Законе содержатся положения, определяющие права РФ на континентальный шельф, компетенцию федеральных органов гос. власти на континентальном шельфе. Специальные разделы Закона посвящены таким правовым институтам, как изучение, разведка и разработка минеральных ресурсов; изучение и использование живых ресурсов; создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе; морские научные исследования; защита и сохранение минеральных и живых ресурсов, захоронение отходов на континентальном шельфе и других материалов; особенности экономических отношений при пользовании континентальным шельфом; обеспечение выполнения положений Закона.

Федеральный закон от 25 октября 1995 г. (30 ноября 1995 г.) № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» состоит из восьми глав, включающих 49 статей1. Глава IV «Создание искусственных сооружений и прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе» устанавливает нормы, регулирующие круг субъектов, осуществляющих эту деятельность, и порядок представления и рассмотрения запросов на создание и использование искусственных островов, установок и сооружений, содержание запроса, основания для отказа в разрешении, права и обязанности заявителей, а также правила прокладки подводных кабелей и трубопроводов.

Лицензия включает различные требования, связанные со сроками, порядком использования, с соблюдением правил (норм, стандартов) по безопасному ведению работ. Помимо этого в Законе о континентальном шельфе Российской Федерации, регулирующем данные отношения, содержатся экологические требования. Это в первую очередь охрана и рациональное использование минеральных и живых ресурсов континентального шельфа, охрана окружающей среды, минимизация экологического вреда.

Закон «О недрах» регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории РФ, ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов.

Основа экономической деятельности России в М. о. включает судоходство, рыболовство, разведку, использование минеральных ресурсов Мирового океана и континентального шельфа РФ, территориального моря, внутренних морских вод РФ, прилежащей зоны РФ. Они обеспечиваются комплексом международных правовых актов и политических акций гос-в.

Государственная экологическая экспертиза проводится в отношении проектов федеральных программ и планов, предплановой, предпроектной и проектной документации, относящийся к региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов и промыслу живых ресурсов, созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, подводных кабелей и трубопроводов, захоронению отходов (перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, утвержден приказом Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 10 сентября 1996 г. № 169).

Недра — часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовому регулированию подлежит разнообразная деятельность, связанная с использованием недр и содержащихся в них минеральных ресурсов, в том числе: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне); строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых; использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. п. для захоронения или временного хранения отходов, и др.

Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года предусмотрено: «Повысить эффективность мер по охране природы. Шире внедрять малоотходные и безотходные технологические процессы. Развивать комбинированные производства, обеспечивающие полное и комплексное использование природных ресурсов, сырья и материалов, исключающие или существенно снижающие вредное воздействие на окружающую среду… Улучшить охрану недр и комплексное использование минеральных ресурсов. Снижать потери полезных ископаемых при их добыче, обогащении и переработке. Обеспечить сохранность природной среды экономической зоны СССР и континентального шельфа СССР».