Реорганизация ООО в МУП

Здравствуйте! В этой статье расскажем о преобразовании МУП в ООО.

Сегодня вы узнаете:

  1. В каких случаях МУП преобразовывается в ООО.
  2. Как осуществляется процесс преобразования.

Что означает преобразование МУП в ООО

Процесс преобразования МУП в ООО – один из способов приватизировать гос. имущество. Реорганизацию проводит администрация конкретного муниципального образования. Ею же регулируются сроки проведения и ход самой процедуры.

Чтобы преобразовать МУП, нужно, чтобы число сотрудников в нем или же размер прибыли за последние 36 месяцев подходили под требования законодательства к малому и среднему предпринимательству.

Законодательное регулирование

Процесс регулируется несколькими законодательными актами:

  1. ГК РФ.
  2. Федеральными законами.
  3. Подзаконными НПА на городском или областном уровне.

Условия для преобразования

Прежде всего, имущество, которое вы хотите приватизировать, нужно зафиксировать в передаточном акте. Обязательно нужно провести ревизию всего имущества, которое имеется в МУП. При этом отметим, что муниципальное унитарное предприятие – компания коммерческого типа и права собственности на закрепленное имущество она не имеет.

После того как ревизия будет проведена, акт, составленный по ее результатам, должны проверить аудиторы. Это позволяет предотвратить возможное хищение имущества.

Также специалисты по аудиту проверяют, насколько правильно выставлена стоимость балансового имущества, отданного в руки частников.

Доход, который поступит в соответствующий бюджет от приватизации объекта, должен быть равен стоимости объекта в реальности.

Что приватизировать нельзя

  • Имущество, которое изъяли из оборота;
  • Объекты, которые принадлежат социальной, культурной или сфере ЖКХ;
  • Объекты, которые в обязательном порядке должны принадлежать государству, либо находиться в коммунальной собственности.

Пошаговая инструкция по преобразованию

Весь процесс реорганизации состоит из нескольких шагов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Шаг 1. Принимаем решение о преобразовании.

Его принимает местный орган самоуправления либо судебная инстанция.

В решении фиксируется:

  • Характеристика всего имущества;
  • Способ, которым проводят приватизацию;
  • Стоимость объекта приватизации;
  • Возможен ли кредит или рассрочка для тех, кто захочет приобрести предприятие.

Также в решении нужно упомянуть:

  • Имущество, не подлежащее приватизации;
  • Список тех объектов, которые приватизировать можно.

Шаг 2. Составляем план приватизации.

В нем определяем сроки проведения ревизий и других мероприятий.

Кроме того, план необходим для:

  • Проведения инвентаризации без нарушений;
  • Более полного анализа экономической деятельности предприятия аудиторами;
  • Повышения инвестиционной привлекательности предприятия.

В план нужно включить следующие пункты:

  • Экономическое обоснование процедуры;
  • Основные мероприятия;
  • Как будет отчуждаться имущество: в пользу частного лица или компании;
  • Порядок формирования цены на объекты.

Шаг 3. Оцениваем имущество.

Для этого составляется промежуточный бухгалтерский баланс и оформляется документация на земельный участок. Затем аудиторы осуществляют проверку всей деятельности предприятия. Затем определяется балансовая стоимость активов. Только после этого формируют передаточный акт.

Шаг 4. Уведомляем кредиторов.

Если аудиторы выявляют, что вы использовали кредитные средства, то всех кредиторов ставят в известность о процессе преобразования МУП.

При этом:

  • Комиссия по реорганизации ставит в известность ФНС в трехдневный срок;
  • Сообщает кредиторам в письменном виде о начале процесса реорганизации. На это отводится 5 дней.

Шаг 5. В СМИ размещаем информацию о преобразовании.

Процесс приватизации во избежание различных нарушений должен контролироваться общественностью. Для этого информация о процедуре преобразования размещается в Вестнике госрегистрации юридических лиц. Публикация осуществляется 1 раз в две недели.

Шаг 6. Проводим инвентаризацию.

Если на предприятии нет комиссии, которая занимается проведением инвентаризаций, ее следует создать. Руководитель утверждает ее состав, а сам возглавляет комиссию. В процессе ревизии проверяют, все ли имущество в наличии.

При этом:

  1. Если выявляются ценности, которые не были оприходованы, их оценивают и вносят на баланс предприятия.
  2. Имущество, признанное непригодным для дальнейшего использования, списывают.

Шаг 7. Составляем передаточный акт.

Чтобы он был составлен верно, в него нужно включить следующую информацию:

  • Список имущества, которое подлежит приватизации;
  • Список всех кредиторов (если таковые имеются);
  • Информация о земельных участках;
  • Размер балансовой стоимости имущества;
  • Сумма уставного капитала ООО, которое будет создано.

Шаг 8. Создаем новое ООО.

Это завершающий этап преобразования. ООО, которое будет создано, является юрлицом, требующим регистрации. Для этого нужно внести изменения в ЕГРЮЛ.

С этой целью вы подаете в ФНС заявление, в котором указываете:

  • ОКПО предприятия;
  • ИНН;
  • Название предприятия полностью;
  • Полный адрес вместе с почтовым индексом;
  • Причину, по которой вносятся изменения;
  • Информацию обо всех участниках ООО;
  • Данные паспорта каждого учредителя;
  • Данные об имуществе предприятия, находящемся в залоге.

На основании этого заявления происходит регистрация преобразования МУП в ООО. А вы получаете на руки документ, подтверждающий регистрацию изменений.

Чаще всего гендиректором вновь созданной компании становится руководитель МУП. Что касается сотрудников, то если у них нет возражений, остаются в силе их трудовые договоры, заключенные ранее.

Собственником уставного капитала созданного ООО является муниципальное образование, а это значит, что участники общества покупать доли в УК не смогут.

Процесс преобразования МУП в ООО позволяет повысить эффективность работы предприятия. Кроме этого, снижается количество предприятий, которые не приносят прибыли, либо деятельность которых не соответствует изначально заявленным целям.

Преобразование в данном случае – хороший выход, главное не допускать нарушений при его проведении.

Решение задач из темы 13 практикума.

Тема 13. Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав.

1-е занятие.

Задача 1.

Акционерное общество «Хлебопашец» закупило в совхозе 2 т семенного картофеля, полностью за него расплатившись. Поскольку закупка картофеля происходила зимой, стороны условились до весны оставить картофель в совхозе, с тем, чтобы не подморозить семенной материал при транспортировке. Весной, однако, вследствие небывалого в здешних местах паводка склад, в котором хранился семенной картофель, в том числе и закупленный АО, оказался затопленным водой, и картофель стал непригоден для посадки.

АО потребовало от совхоза либо вернуть за картофель деньги по рыночным ценам на день уплаты, либо выделить для посадки такое же количество картофеля того же сорта. Совхоз оба эти требования отклонил, полагая, что купленный картофель был оставлен ему на хранение, а потому риск порчи картофеля должен нести покупатель. Не может совхоз выделить АО для посадки и другой картофель, так как вследствие гибели картофеля он сам остался без семенного материала и вынужден будет получить картофель из государственных резервов. К тому же даже если бы совхоз и смог получить для АО дополнительное количество картофеля, то оплатить его должно было бы АО.
Поскольку стороны к соглашению не пришли, дело было передано в арбитражный суд.

Как его решить?

Задача 2.

Члены крестьянских хозяйств, расположенных в соседних деревнях, — Максутова и Мыльникова — заключили договор о продаже коровы. Деньги за корову Максутова получила сполна. Поскольку Мыльникова не заготовила для коровы кормов, женщины договорились, что корова останется у Максутовой и в мае, не позднее 20-го числа, будет доставлена продавцом покупателю.

В мае Максутова тяжело заболела и смогла отправиться с коровой в соседнюю деревню лишь в первых числах июня. Перегоняя корову через мостик, Максутова поскользнулась и упала вместе с коровой в реку. Максутова и корова погибли.
Мыльникова потребовала от членов крестьянского хозяйства, в который входила Максутова, возврата денег, уплаченных за корову. Члены крестьянского хозяйства с этим не согласились и, в свою очередь, стали требовать от Мыльниковой возмещения расходов на прокорм коровы.

Решите дело.

Задача 3.

Чернышев купил у Колесова легковой автомобиль «Жигули», удостоверив эту сделку у нотариуса. Через несколько дней после этого Колесов самовольно забрал автомобиль и отказался возвратить его до тех пор, пока Чернышев дополнительно не уплатит ему, Колесову, 30 000 руб. Чернышев обратился в суд с иском к Колесову, требуя возврата машины. Суд в иске отказал, ссылаясь на то, что Чернышев не успел зарегистрировать машину в ГИБДД на свое имя, а потому право собственности на нее у Чернышева не возникло. Сделка же между Чернышевым и Колесовым должна считаться несостоявшейся.

Решите дело.

Задача 4.

По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель закупил для арендатора у продавца оборудование, которое было передано арендатору по приемосдаточному акту. В связи с возникшим на предприятии арендатора по неустановленным причинам пожара оборудование пришло в негодность и не подлежит восстановлению.

Кто понесет имущественные последствия уничтожения оборудования?

Задача 5.

Художник Рощин, находясь в Доме творчества, написал картину, на которой изображен зимний пейзаж. При этом для написания картины он использовал холст и краски художника Никитина, который по делам службы на несколько дней отлучился из Дома творчества. Узнав, что на картину пошли его холст и краски, Никитин потребовал передать картину ему. При этом он пояснил, что давно мечтал иметь в своей коллекции картину Рощина — известного пейзажиста и не хочет упускать счастливый случай. По мнению Никитина, картина особенно удалась Рощину, поскольку на нее пошли краски, привезенные Никитиным из Италии и изготовленные по рецептам старых мастеров. Труд Рощина по написанию картины Никитин готов оплатить.

Рощин с этим не согласился и, в свою очередь, выразил готовность оплатить Никитину стоимость красок и холста. Использование не принадлежащих ему холста и красок Рощин объяснил тем, что приехал в Дом творчества с пустыми руками. Увидев, однако, поразивший его зимний пейзаж, он испытал прилив творческих сил и не удержался от искушения написать картину. Поскольку Рощин и Никитин договориться между собой не смогли, спор был передан на решение согласительной комиссии Санкт-Петербургского отделения Союза художников.

Художники обратились за консультацией к юристу.

Какое разъяснение им надлежит дать?

Задача 6.

При задержании преступной группы Управлением по борьбе с организованной преступностью был изъят легковой автомобиль «Вольво», на котором преступники подъехали к месту совершения преступления. Доверенность на управление автомобилем с правом распоряжения им выдана одному из них. В ходе проверки установлено, что доверенность является подложной, так как выдана от имени лица, которому автомобиль никогда не принадлежал и за которым в ГИБДД зарегистрирован не был. Ни место жительства, ни место пребывания этого лица установить не удалось. К тому же номера двигателя и шасси автомобиля оказались перебитыми.

Постановлением следственных органов автомобиль «Вольво» признан бесхозяйным, после чего передан для реализации в комиссионный магазин, где был приобретен одним из сотрудников УВД.

Можно ли отнести изъятый автомобиль к бесхозяйному имуществу, и если можно, то по каким основаниям и к какому виду указанного имущества? Можно ли признать автомобиль бесхозяйным по постановлению следственных органов?

Задача 7.

Скульптор Андреев давно хотел установить скульптурный портрет на могиле своей матери, но не мог достать для этого подходящий мрамор. Сторож кладбища по договоренности с Андреевым достал ему за плату нужный мрамор, сняв его с одной из заброшенных могил. Документы о том, кто захоронен в этой могиле, в период войны оказались утраченными, и ее в течение многих лет никто не посещал. Андреев высек из мрамора портрет своей матери и установил его на могиле. Узнав об этом, прокурор предъявил к Андрееву иск о взыскании в доход казны стоимости использованного мрамора по рыночным расценкам. К сторожу был предъявлен иск о взыскании в доход казны сумм, полученных от Андреева.

Решите дело.

Задача 8.

Гражданка Нидерландов по туристской путевке приехала в Санкт-Петербург. При посещении в Эрмитаже выставки мастеров фламандской школы она узнала полотно, знакомое ей с детства, которое во время оккупации Голландии немцами было отобрано у ее семьи под угрозой расстрела. Она потребовала снятия картины с вернисажа, заявив, что по возвращении на родину представит документы, которые бесспорно подтвердят принадлежность картины ее семье. В живых из всех членов семьи осталась только она одна. Дирекция Эрмитажа отказалась выполнить требования туристки, сославшись на то, что картина была обнаружена на территории Германии в коллекции одного из нацистов, после чего вывезена в Советский Союз как трофейное имущество.
В ходе переговоров с туристкой она заявила, что если ее требования не будут удовлетворены в российском суде, она обратится в Европейский суд по правам человека, который защитит ее права.

Решите дело.

Задача 9.

Престарелый Груздев занимал в коммунальной квартире комнату, полученную по договору социального найма. Комнату Груздев приватизировал. После приватизации соседи по квартире стали настаивать на том, чтобы он завещал им приватизированную комнату. При этом они неоднократно намекали на то, что если он не составит завещание в их пользу, они постараются ускорить его уход из жизни.

Испугавшись, Груздев решил отказаться от права собственности на комнату с тем, чтобы занимать ее, как и прежде, по договору социального найма. Груздев обратился за советом к опытному юристу. В беседе с юристом выяснилось, что Груздев, помимо комнаты в коммунальной квартире, имеет в собственности дачу в пригородной местности, находящейся в черте города.

В связи с этим юрист посоветовал Груздеву вначале продать дачу и лишь после этого решать вопрос об изменении правового режима занимаемой комнаты.

Правильный ли совет дал Груздеву юрист? Как поступить Груздеву для решения возникших у него проблем?

2-е занятие.

Задача 1.

Председатель КУГИ утвердил план приватизации унитарного государственного предприятия путем реорганизации его в открытое акционерное общество (ОАО). При этом в план приватизации не были включены объекты недвижимости, имеющие историческую ценность, как не подлежащие приватизации.

ОАО предъявило в арбитражный суд иск к КУГИ о признании приватизации недействительной в части исключения указанных объектов из состава имущества, подлежащего внесению в уставный капитал акционерного общества.

Возражая против иска, КУГИ ссылался на то, что, будучи полномочным представителем собственника, он вправе был решать вопрос, включать ли соответствующие объекты, относящиеся к государственной собственности, в план приватизации.

Решите дело.

Задача 2.

Николаев, собственник небольшого строения, долгое время отсутствовал, заколотив окна и двери. Районная администрация распорядилась открыть дом. После составления акта о разрушенности дома на 75% земельный участок, на котором находился дом, был отведен под застройку Константинову. Дом Николаева был бесплатно передан Константинову как строительный материал.

Константинов в течение летнего строительного сезона полностью восстановил дом, перепланировал и капитально отремонтировал его.

Осенью к прежнему месту жительства возвратился Николаев, который потребовал от Константинова передачи ему дома. Константинов предложил Николаеву обратиться в районную администрацию, которая признала претензию Николаева неосновательной, сославшись на его длительное отсутствие.

В каком порядке и как должно быть разрешено дело?

Задача 3.

Соловьев заключил с бригадой рабочих договор на капитальный ремонт своей дачи. При разборке изразцовой печи один из рабочих обнаружил шкатулку с золотыми монетами и драгоценностями. Узнав об этом, собственник дачи потребовал передачи ему шкатулки с обнаруженными ценностями. Рабочий отказался от передачи ценностей, заявив, что они принадлежат ему, поскольку он их нашел. На свою долю в ценностях стали претендовать и другие члены бригады, выполнявшие ремонтные работы.
Органы милиции обнаруженные ценности изъяли и передали финансовому органу, который зачислил их в доход казны. Между собственником дачи, рабочими и финансовым органом возник спор: кто имеет право на ценности и каких разделить?

Как и в каком порядке может быть разрешен этот спор?

Задача 4.

К фермерскому хозяйству Огурцова пристала корова. Поскольку корову нечем было кормить, фермер забил корову, мясо продал на рынке, а шкуру передал на кожевенный завод в обмен на изделия из кожи.

Через два месяца объявился собственник коровы.

К кому и какие требования он может предъявить?

Задача 5.

Сидоров в течение длительного времени владел жилым домом: проживал в нем, часть помещений сдавал дачникам, уплачивая налог со строений и страховые взносы. При оформлении наследственных прав после смерти Сидорова, последовавшей в 1992 г., выяснилось, что собственником дома значится другой гражданин, у которого Сидоров после войны купил дом по сделке, оформленной ненадлежащим образом. На этом основании бюро регистрации сделок с недвижимостью отказалось выдать наследникам справку о принадлежности дома Сидорову, а нотариус отказал им в выдаче свидетельства о праве на наследство.

Наследники доказывали, что даже если право собственности на дом в свое время и не было оформлено, Сидоров мог стать собственником этого дома в силу приобретательной давности, а потому дом по наследству должен перейти к ним.

При разрешении спора возник вопрос: истек ли срок приобретательной давности или нет? Какие условия необходимы для приобретения права собственности по давности владения?

Задача 6.

Семенова в 1997 г. предъявила к администрации Курортного района Санкт-Петербурга иск о признании права собственности на земельный участок, который, по мнению истицы, был приобретен ею в собственность в силу приобретательной давности. В обоснование исковых требований истица ссылалась на то, что земельным участком с 1970 г. владела ее мать, а с 1981 г. участок совместно с мужем обрабатывает сама истица.

Районный суд вынес решение об отказе в иске по следующим основаниям. Во-первых, глава 17 ГК РФ, которая предусматривает право собственности и другие вещные права на землю, до сих пор не введена в действие, а потому приобретательная давность не может выступать как способ приобретения права собственности на земельные участки. Во-вторых, земельный участок ни истице, ни ее матери в установленном законом порядке не отведен. В-третьих, по давности владения вообще нельзя приобрести имущество, которое находится в государственной или муниципальной собственности.

Правильно ли решение суда? Какие доводы могут быть приведены истицей в кассационной жалобе?

Задача 7.

Решением Председателя Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ СПб) от 5 января 1993 г. был утвержден план приватизации государственного предприятия «Знамя труда», реорганизуемого в открытое акционерное общество. При определении величины уставного капитала указанного акционерного общества в числе стоимости подлежащих передаче зданий и сооружений учитывалась и стоимость пионерского лагеря «Лесные зори», расположенного в Приозерском районе Ленинградской области.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. запрещено включать в планы приватизации объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

ОАО «Знамя труда» обратилось в арбитражный суд с иском к КУГИ СПб о признании права собственности на комплекс объектов недвижимости пионерского лагеря «Лесные зори».

В свою очередь, КУГИ предъявил к ОАО «Знамя труда» встречный иск о признании на указанные объекты права собственности Российской Федерации.

Решите дело.

Задача 8.

В российское посольство во Франции обратился французский гражданин Степанов. Он заявил, что до революции его отцу в России принадлежала фабрика, которая была национализирована за контрреволюционный саботаж. Отец Степанова к уголовной ответственности, однако, привлечен не был. Ему удалось выехать во Францию, где Степанов и родился. Отец после революции зарыл на территории фабрики золотые монеты, поместив их в ящик, не подверженный коррозии. Отец умер. Степанов представил документы, подтверждающие, что фабрика действительно принадлежала его отцу. Он также сказал, что располагает планом, по которому может быть найден ящик с золотыми монетами.

Как единственный наследник Степанов потребовал возврата фабрики либо выплаты ему компенсации. Кроме того, он заявил, что готов указать место сокрытия монет при условии передачи ему половины монет.

Какой ответ надлежит ему дать?

Задача 9.

Актриса Мариинского театра хранила в банке драгоценности, полученные ею во время бенефисов и подаренные поклонниками ее таланта. Во время революции банковский сейф был вскрыт, а драгоценности, как значится в документах банка, реализованы для закупки продовольствия голодающим в Поволжье. У наследников актрисы сохранились опись драгоценностей и указание их стоимости в золотых рублях на момент сдачи в банк.

Наследники обратились в Министерство финансов Российской Федерации с требованием возместить им стоимость драгоценностей в свободно конвертируемой валюте.

Решите дело.

Решение задач из темы 13 практикума.

Закон № 178-ФЗ от 21.12.01 признает реорганизацию одним из способов приватизации муниципального имущества. В нормативном акте подробно описывается, как проходит преобразование МУП в частную компанию (ООО или АО). Соблюдение правовых указаний – обязательное условие действительности передачи активов. Нарушения грозят спорами и аннулированием результатов длительной процедуры.

Юридический базис

Процесс регулируется многочисленными нормативными актами. Правовая основа представлена рядом законов разного уровня:

Уточнять правила перевода имущества в частную собственность вправе местные или региональные власти. В спорных ситуациях юристы рекомендуют опираться на судебную практику (например, письмо ВАС РФ № 15 от 11.06.97).

Реорганизация муниципальных предприятий как способ приватизации

Общую характеристику термину дает статья 57 ГК РФ. Допустимыми формами реорганизации признаны слияние, разделение, преобразование, выделение и присоединение. Основанием процедуры является решение собственников. Однако в некоторых случаях разрешается проводить процедуру принудительно – по судебному акту (п. 2 ст. 57 ГК РФ, ст. 29 и 34 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Так, с иском могут обратиться представители антимонопольного органа (п.6 ст. 23 закона 135-ФЗ от 26.07.06). Разбирательства с участием ФАС РФ связаны с угрозой нарушения принципов добросовестной конкуренции.

Важно! Что такое реорганизация, в гражданском законодательстве не поясняется. Практикующим юристам приходится довольствоваться косвенными характеристиками.
Ключевыми принципами перевода МУП в частную собственность являются:

  1. Возмездность. Если конечным владельцем предприятия становится третье лицо, в местный бюджет зачисляется выкупная стоимость. Цена должна соответствовать рыночным показателям.
  2. Формальность. Каждый этап процедуры документируется. Регистрация всех изменений производится в налоговых органах. В случае передачи недвижимого имущества, записи вносят и в ЕГРП.
  3. Общественный контроль. Информация о реорганизации публикуется в открытых источниках.

Основной особенностью преобразования является преемственность. Имущество, права и обязанности МУП переходят к хозяйственному обществу. За работниками сохраняются места, а сделки с контрагентами исполняются в штатном режиме (ст. 58 ГК РФ).

Сравнительная характеристика

Целью реорганизации является повышение экономической эффективности. Имущественные комплексы, оборудование и земельные участки после передачи в частную собственность приносят большую прибыль. Причиной такого явления становится юридическая разница между МУП и ООО.

Особенности правового статуса Муниципальное предприятие Общество с ограниченной ответственностью
Управление и распоряжение активами МУП не признается собственником вверенного имущества. Без специального одобрения предприятия могут отчуждать только движимые вещи. Продавать, передавать в залог или аренду недвижимость без одобрения местных чиновников нельзя (ст.18 закона 161-ФЗ от 14.11.02). Это существенно ограничивает коммерческую активность. Каждая крупная сделка требует длительного согласования Фирмы являются полноправными собственниками основных средств. Руководитель наделен широкими распорядительными полномочиями. Только крупные сделки одобряются собранием учредителей. При этом созывать собственников разрешено вне утвержденного графика (глава 3 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Сфера деятельности Предприятие обязано работать по направлениям, указанным в уставе. Оперативно переориентироваться на экономически перспективные сегменты объединение не может. Задания ставит местная администрация, а прибыль далеко не всегда является главной целью (ст. ст. 2, 3 и 9 закона 161-ФЗ от 14.11.02.) Сфера хозяйственной деятельности закрепляется в уставе ООО. В документе используют общие формулировки, охватывающие сразу несколько отраслей. Для реализации принципиально новых проектов собственникам достаточно вынести решение. Директору остается лишь зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ (ст. 12, 13 закона 14-ФЗ от 08.02.98)
Отчетность Статья 27 закона № 161-ФЗ обязывает публиковать бухгалтерский баланс и прочие документы предприятия в открытых источниках Отчетность не публикуется

Приватизация в форме реорганизации имеет свои плюсы и минусы. Преимуществом является вывод на рынок действующего коммерческого комплекса. К деятельности приступает предприятие с историей, оборотами, штатом специалистов и деловыми связями. Тратить время на становление бизнеса не нужно. Недостатками следует считать предельную формализацию, длительность и внушительные издержки.

Требования для преобразования жесткие. Реорганизация в ООО возможна, если показатели МУП не выходят за рамки ст. 4 закона 209-ФЗ от 24.07.07:

  • трехлетний доход – не более 800 миллионов рублей;
  • численность персонала за тот же период – до 100 человек.

Нельзя приватизировать муниципальные предприятия, имущество которых изъято из гражданского оборота. Под запретом остаются некоторые объекты социальной, культурной, коммунальной сферы. Полный перечень таких активов приведен в пункте шестнадцать письма Министерства имущества РФ № АБ-2/10099 от 06.06.02.

Порядок действий

Пошаговая инструкция содержится в третьей главе закона 178-ФЗ от 21.12.01. Процедура проводится поэтапно.

Стадия реорганизации Характеристика Примечание
Составление прогнозного плана Подготовительным этапом перевода муниципальных предприятий в частную собственность является планирование. Местные власти утверждают перечень объектов, подлежащих приватизации в текущем году. Иногда прогнозный план разрабатывают на период в несколько лет. В текст включают основные направления приватизационной политики, способы, порядок оценки имущества и информационного обеспечения процесса. Обязательной является характеристика объектов. В перечне указывают официальное наименование предприятий, совокупную площадь недвижимого комплекса, его местонахождение и балансовую стоимость При разработке документа местные чиновники опираются на правительственные правила № 806 от 26.12.05. Примером может служить постановление городской администрации Екатеринбурга № 2186 от 03.11.16
Формирования правового базиса Следующим шагом становится издание распоряжений организационного плана. Местная администрация должна определить орган, ответственный за приватизацию муниципального имущества. В обязательный пакет документов входят распоряжение о привлечении аудиторов, решение о начале реорганизации предприятия в хозяйственное общество и приказ о предоставлении передаточного акта. Отдельные поручения выдают руководителям МУП. Директорам приказывают провести инвентаризацию, оформить документы на землю, составить промежуточные балансы и списки активов, не подлежащих приватизации Организационно-распорядительный этап осуществляется за счет средств бюджета. Руководитель выполняет поручения на деньги реорганизуемого муниципального предприятия. Последовательность действий утверждается местным нормативным актом. Примером такового может служить решение Думы города Калуги № 73 от 30.05.12
Инвентаризация для приватизации Правила определения стоимости активов установлены ст. 12 закона 178-ФЗ. С этой целью руководителем предприятия формируется специальная комиссия. В инвентарных ведомостях отражают сведения обо всем движимом и недвижимом имуществе, денежных средствах, правах требования и обязательствах. Бесхозные ценности принимают к учету по правилам статьи 225 ГК РФ. В отдельные описи включают арендованные объекты или вещи, переданные на хранение. Непригодные к использованию активы списывают Руководствоваться следует ст. 11 закона № 402-ФЗ от 06.12.11 и методическими указаниями Минфина России № 49 от 13.06.95
Информирование кредиторов и СМИ Комиссия рассылает уведомления контрагентам о предстоящей реорганизации. Деловые партнеры вправе потребовать досрочного исполнения обязательств и покрытия убытков (ст. 60 ГК РФ). Дополнительно сообщение о преобразовании публикуется в открытых источниках Размещение информации в СМИ не освобождает комиссию от необходимости рассылки письменных уведомлений. Порядок закреплен пунктом 7 ст. 29 закона 161-ФЗ от 14.11.02
Аудиторская проверка По итогам расчетов с кредиторами составляется промежуточный баланс. После проставления отметки в налоговой инспекции этот документ передают в администрацию муниципального образования. Он становится основой для определения приватизационной стоимости имущества (п. 2 ст. 11 закона 178-ФЗ). Обязательным условием дальнейшего преобразования является положительное заключение аудиторов. Отчетность оценивают на предмет достоверности и полноты Юридическим базисом этапа становится закон № 307-ФЗ от 30.12.08
Оформление прав на землю Одновременно с предприятием в частную собственность переводят участки. Приватизации подлежит территория, занимаемая объектами недвижимости, а также земли, находящиеся в аренде или бессрочном пользовании МУП. Предоставление участков регистрируется в ЕГРП (п. 1 ст. 131 ГК РФ) Порядок отчуждения земли при приватизации муниципальных предприятий установлен ст. 28 закона 178-ФЗ
Принятие решения По итогам рассмотрения аудиторского заключения и промежуточного баланса местная администрация издает распоряжение о реорганизации в ООО. В документе закрепляют сроки и порядок преобразования конкретного МУП. Утверждению подлежит полный перечень активов, условия их передачи хозяйственному обществу, сроки, способы оплаты, возможность отсрочки, а также иные процедурные аспекты. В течение 10 суток с момента издания акт публикуется в мировой сети. Если собственником хозяйственного общества могут стать частные юридические или физические лица, объявляется стартовая цена. В документе указывается порядок проведения торгов Требования к решению изложены в ст. 14 и 15 закона 178-ФЗ
Составление передаточного акта Правила оформления документа приведены в ст. 11 закона 178-ФЗ. В перечень ценностей, передаваемых правопреемнику, включаются недвижимость, транспорт, имущественные права и прочее. Здесь же указывают оспариваемые сторонами требования (ст. 59 ГК РФ). В акте должен содержаться исчерпывающий список обязательств. Балансовая стоимость активов определяется с опорой на бухгалтерские документы. Земельные участки передаются по кадастровой цене. Форму акта разрабатывают самостоятельно по правилам бухгалтерского учета Размер уставного капитала правопреемника при реорганизации МУП должен быть равен стоимости передаваемых активов. Сумма указывается в передаточном акте (п. 1 ст. 11 закона 178-ФЗ). Имущество, не подлежащее приватизации, изымается собственником
Регистрация ООО Завершающий этап сводится к разработке устава и учредительных документов хозяйственного общества. На пост директора, как правило, назначают экс-руководителя МУП. На его плечи ложится постановка правопреемника на государственный учет. Запись в ЕГРЮЛ вносят на основании заявления Р12001 (распоряжение налоговой службы № ММВ-7-6/25@ от 25.01.12) Порядок регистрации ООО, созданного в результате реорганизации установлен статьей 15 закона 129-ФЗ от 08.08.01

Коротко о сроках

Реорганизация муниципального предприятия – процесс трудоемкий и длительный. На реализацию прогнозного плана уходят месяцы и годы. Во избежание волокиты в законе были установлены четкие временные границы для совершения тех или иных действий.

  1. Информирование о приватизации. Сведения о результатах выполнения программ местные власти обязаны публиковать в сети ежегодно – до 1 марта (ст. 10 закона 178-ФЗ).
  2. Внесение записи о реорганизации МУП. Уведомить налоговый орган о переходе к преобразованию руководитель муниципального предприятия обязан в течение 3 суток. Извещение Р12003 отправляют с приложением копии распоряжения администрации. Срок отсчитывают с момента издания соответствующего документа (13.1 закона 129-ФЗ от 08.08.01).
  3. Утверждение промежуточного баланса. Передать результаты инвентаризации собственнику директор МУП может после истечения времени, отведенного кредиторам на предъявление претензий. Исчисляют срок с момента публикации сообщения в открытых источниках – 30 суток. При возникновении споров отсчет ведут со дня вручения письменного уведомления.
  4. Непосредственная регистрация ООО. Постановка правопреемника на государственный учет осуществляется налоговыми органами в течение 5 рабочих суток (ст. 8 закона 129-ФЗ от 08.08.01).

Дополнительного времени может потребовать оформление прав хозяйственного общества на недвижимость. Основанием регистрации станет передаточный акт и документы о реорганизации. Сроки внесения записей в ЕГРП зависят от типа объекта, способа подачи заявления и содержания права (ст. 16 закона 218-ФЗ от 13.07.15).

В завершение отметим чрезвычайную трудоемкость процесса. Реорганизация муниципального предприятия в частную фирму без привлечения квалифицированных специалистов невозможна.

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 29 ноября 1996 года №208-IГ

Об утверждении Положения о порядке преобразования государственного предприятия в акционерное общество

(В редакции Законов Азербайджанской Республики от 29.12.2000 г. №52-IIQD, 30.04.2004 г. №643-IIQD, 11.11.2016 г. №392-VQD)

Милли Меджлис Азербайджанской Республики постановляет:

1. Утвердить «Положение о порядке преобразования государственного предприятия в акционерное общество».

2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.

Президент Азербайджанской Республики

Гейдар Алиев

Утверждено Законом Азербайджанской Республики от 29 ноября 1996 года №208-IГ

Положение о порядке преобразования государственного предприятия в акционерное общество

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает правила преобразования государственных предприятий в акционерные общества при приватизации государственного имущества.

2. При преобразовании государственных предприятий в акционерные общества и их приватизации права работников, работающих на этих предприятиях, а также социальная защита населения обеспечиваются в соответствии с действующим законодательством Азербайджанской Республики.

3. Решение о преобразовании предприятия в акционерное общество принимаются соответствующими органами исполнительной власти в соответствии с классификацией объектов государственной собственности по отношению к приватизации.

4. При приватизации государственных предприятий преобразование их в акционерное общество осуществляется на основе планов приватизации, разработанных Комиссиями по приватизации, созданными на этих предприятиях, и утвержденных соответствующим органом исполнительной власти Азербайджанской Республики.

5. При приватизации государственных предприятий в качестве учредителя акционерных обществ, в которые преобразуются государственные предприятия, от имени государства вступает соответствующий орган исполнительной власти.

6. Деятельность акционерного общества, образованного на основе акционирования, при приватизации государственного предприятия, осуществляется в соответствии с действующим законодательством, с учетом особенностей, определенных настоящим Положением.

II. Порядок преобразования государственных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации

7. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества в процессе приватизации осуществляется в следующем порядке:

7.1. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества осуществляется с учетом сложившихся технологических и управленческих связей. Самостоятельно хозяйствующие субъекты преобразуются без каких-либо дополнительных условий и ограничений.

7.2. Соответствующий орган исполнительной власти учреждает акционерное общество согласно плану приватизации предприятий, и представляет учредительные документы в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством. Государственная регистрация акционерного общества, учрежденного в результате преобразования государственного предприятия, осуществляется в сроки, установленные в законодательстве.

7.3. Акционерное общество, учрежденное в результате преобразования государственного предприятия в акционерное общество в процессе приватизации, с момента государственной регистрации выходит из подчинения министерств, государственных комитетов, концернов, компаний, объединений и других отраслевых органов управления и местных органов исполнительной власти (за исключением случаев, когда контрольный пакет акций остается в государственной собственности).

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения. О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждения, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

Формы реорганизации БУ.

Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539).

Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности. При сингулярном правопреемстве происходит переход только части прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом.

Формы реорганизации бюджетного учреждения.

Форма реорганизации

Описание правопреемства

Вид правопреемства

Слияние

Права и обязанности каждого из учреждений переходят к вновь возникшему учреждению

Универсальное

Присоединение

К учреждению переходят права и обязанности присоединенного учреждения

Универсальное

Разделение

Права и обязанности разделяемого учреждения переходят к вновь возникшим учреждениям в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Выделение

При выделении из состава учреждения одного или нескольких учреждений к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного учреждения в соответствии с передаточным актом

Сингулярное

Преобразование

При преобразовании учреждения в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности учреждения в отношении других лиц не изменяются

Универсальное*

* Хотя в п. 6 ст. 17 Закона об НКО указано, что при преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной организации в соответствии с передаточным актом, правопреемство, которое имеет место при преобразовании юридического лица, относится к числу универсальных (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Дополнительно см. Постановление ФАС ВВО от 23.11.2006 по делу № А43-2804/2006-2-55.

Судебная практика. Бюджетное учреждение было реорганизовано путем присоединения к нему нескольких других БУ. Одно из присоединяемых учреждений не указало в передаточном акте сумму долга по фактически принятым строительным работам на том основании, что договор являлся незаключенным. Как указал суд, правопреемство при реорганизации юридического лица в форме присоединения всегда является универсальным и в силу этого имеет место перемена должника в спорном денежном обязательстве.

К бюджетному учреждению может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа.

Действующим законодательством не запрещено участие в реорганизации учреждений различного типа. Это означает, что к БУ может присоединиться не только другое БУ, но и учреждение иного типа. На такую возможность указывает п. 9 Порядка 539, регулирующий отдельные случаи реорганизации федерального учреждения: разделение, выделение, слияние, если возникшее при этом юридическое лицо является федеральным казенным учреждением, или присоединение федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному. Аналогичная практика существует на региональном и местном уровнях. Например, Постановлением Правительства Еврейской автономной области от 10.06.2016 № 166-пп утверждена реорганизация путем слияния областного государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр» и областного государственного автономного учреждения «Детский оздоровительный центр «Солнечный»; Постановлением администрации г. Вологды от 13.10.2017 № 1185 – реорганизация бюджетного учреждения «Физкультурно-спортивный центр города Вологды» путем присоединения к нему муниципального автономного учреждения «Центр спортивной подготовки».

Преобразование государственных или муниципальных учреждений в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество допускается в случаях и в порядке, которые установлены законом. Следует отметить, что преобразование как форма реорганизации не предусмотрено для федеральных учреждений. На региональном и местном уровне примеры преобразования БУ немногочисленны. Например, муниципальное бюджетное учреждение Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление» было преобразовано в муниципальное казенное предприятие Благовещенска «Дорожно-эксплуатационное управление», что подтверждается записью в ЕРГЮЛ (ОГРН 1122801006800).

Судебная практика. В арбитражном порядке было признано недействительным Постановление главы администрации муниципального образования город Сосногорск от 15.06.2004 № 885 о реорганизации муниципального учреждения «Служба единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства города Сосногорска» путем его преобразования в ООО «Взаимодействие». Суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого способа приватизации, как преобразование государственного или муниципального учреждения в коммерческую организацию.

Государственное или муниципальное учреждение нельзя преобразовать в коммерческую организацию.

Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 Закона об НКО). Поэтому если БУ становится казенным или автономным учреждением, это является не преобразованием, а изменением типа учреждения учреждениям следует:

  • в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации сообщить в письменной форме в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о ее форме, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более учреждений такое уведомление направляется учреждением, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным в решении о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что учреждение (учреждения) находится (находятся) в процессе реорганизации;
  • после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц размещать уведомление о реорганизации в органах печати, публикующих данные о государственной регистрации юридических лиц. В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации учреждении, ее форма, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом;
  • в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомить известных учреждению его кредиторов. Кредитор учреждения, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации учреждения, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым учреждением. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации учреждения.

Какую отчетность подготовить и какие расчеты произвести при реорганизации?

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации установлен разд. III Инструкции № 33н. В случае реорганизации такая отчетность формируется и представляется на дату проведения реорганизации в следующем составе:

  • разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);
  • справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
  • справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);
  • отчет о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723);
  • пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760).

Утвержденная учредителем или органом исполнительной власти, принявшим решение о реорганизации учреждения, бухгалтерская отчетность представляется органу власти по новой в результате реорганизации учреждения ведомственной подчиненности.

Данные, отраженные в отчетности реорганизуемого учреждения, должны быть подтверждены инвентаризацией активов и обязательств.

В текстовой части пояснительной записки к балансу учреждения раскрываются сведения о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого учреждения в отношении всех кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые в суде, а также иная информация, существенная для учредителя, соответствующего финансового органа, характеризующая показатели деятельности реорганизуемого субъекта отчетности за отчетный период.

Реорганизуемые учреждения обеспечивают выполнение приемопередаточных процедур, в том числе передачу показателей, отражаемых на лицевых счетах, открытых учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства по месту обслуживания, в соответствии с п. 113 Порядка № 21н. При закрытии лицевого счета в связи с реорганизацией учреждения передача показателей, отраженных на закрываемом лицевом счете, осуществляется на основании акта приемки-передачи показателей лицевого счета, открытого БУ (код формы по КФД 0531961).

Подробно об отражении процедур реорганизации федеральных учреждений в бухгалтерском учете и отчетности учреждений говорится в Письме Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176.

Передаточный акт и разделительный баланс.

По завершении расчетов по активам и обязательствам, но не позднее установленного учредителем срока окончания реорганизационных мероприятий составляется передаточный акт или разделительный баланс по реорганизуемому учреждению на установленную учредителем дату реорганизации.

Передаточный акт или разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого учреждения, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ).

Судебная практика. При правовой оценке передаточного акта с недостоверными сведениями суд указал следующее. Передаточный акт хотя и имеет важнейшее значение, поскольку по нему определяется состав прав и обязанностей, но не является правоустанавливающим документом в том смысле, что без этого документа (или при его неполноте) нет перехода соответствующего права или обязанности. Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного учреждения влекут отказ в государственной регистрации учреждений, создаваемых в результате реорганизации.

В другой ситуации слияние двух учреждений едва не закончилось признанием недействительной государственной регистрации реорганизованного БУ. Поводом для обжалования слияния стало неотражение в передаточном акте задолженности одного из кредиторов (Постановление ФАС МО от 14.06.2005 № КГ-А40/4978-05-1,2).

Завершение реорганизации.

Момент, с которого учреждение считается реорганизованным, установлен п. 4 ст. 57 ГК РФ и п. 3 ст. 16 Закона об НКО и зависит от формы реорганизации:

Форма реорганизации

Момент, с которого реорганизация считается завершенной

Слияние

Государственная регистрация вновь возникшего учреждения

Разделение

Выделение

Преобразование

Присоединение

Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации

* * *

В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:

  • изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;
  • перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;
  • провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;
  • по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539.

Постановление ФАС ЗСО от 01.12.2010 по делу № А75-5785/2009.

Постановление ФАС ВВО от 12.10.2005 № А29-1240/2005А.

К сведению руководителей БУ: нормативные акты регионального и местного уровня допускают, что инициатором смены типа учреждения может выступать оно само (см., например, Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Великого Новгорода, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Великого Новгорода и внесения в них изменений, утв. Постановлением администрации г. Великого Новгорода от 29.12.2010 № 5662).

Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Регистрирующим органом выступает Федеральная налоговая служба (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319).

Форма уведомления приведена в приложении 3 к Приказу ФНС РФ от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Специализированным СМИ, в котором российские организации публикуют сообщения о юридически значимых событиях, является журнал «Вестник государственной регистрации».

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н. С 06.01.2019 действует новая редакция п. 77 и 78, регулирующих вопросы реорганизации. Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).

Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н.

Дополнительно см. Письмо Минфина РФ № 09-07-08/26557, Федерального казначейства № 07-04-05/05-392 от 28.04.2017.

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А75-5785/2009.

Руководитель бюджетной организации, №3, 2019 год