Реорганизация из ЗАО в ООО

Луцук Елена Владимировна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы «АВЕНТА»

В сентябре 2014 года вступили в силу поправки в Гражданский кодекс РФ, следствием которых стало существенное изменение процесса реорганизации юридического лица в форме преобразования.

Преобразование – это форма реорганизации юридического лица, в результате которой возникает юридическое лицо с иной организационно-правовой формой. При преобразовании юридического лица права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

В соответствии с п.2 ст.104 Гражданского кодекса РФ акционерное общество (АО) вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью (ООО), хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

В силу последних изменений законодательства акционерные общества обязаны проводить ежегодный аудит, кроме того принятие общим собранием акционеров решения и состав акционеров, присутствовавших при его принятии, должны подтверждаться лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров, или нотариусом. Все это значительно усложняет текущую деятельность акционерных обществ в отличие от обществ с ограниченной ответственностью, в которых порядок принятия решений общим собранием участников и состав участников может быть определен уставом, а также отсутствует обязанность по проведению ежегодного аудита.

Остановимся на наиболее распространенном способе преобразования акционерного общества – в общество с ограниченной ответственностью.

Процедура реорганизации АО в ООО состоит из следующих этапов:

1. Подготовка к проведению реорганизации АО в форме преобразования

Решение по вопросу о реорганизации АО принимается общим собранием акционеров по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Однако устав в обществе с числом акционеров менее 50 может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание. В этом случае в уставе должны быть определены лицо или орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении повестки дня.

Кроме того, в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решение вопроса о реорганизации принимается акционером единолично.

Пунктом 1 ст. 68 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» установлено, что порядок созыва и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества или внутренним документом общества.

Совет директоров (наблюдательный совет) принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

  • О вынесении вопроса о реорганизации АО в форме преобразования в ООО на внеочередное общее собрание акционеров.
  • Об утверждении плана мероприятий по реорганизации АО в форме преобразования.
  • Об инвентаризации активов и обязательств АО, составлении передаточного акта.
  • О подготовке проекта устава ООО, создаваемого при реорганизации АО.
  • О проведении рыночной оценки стоимости одной акции АО для целей выкупа акций (при необходимости).

2. Инвентаризация активов и обязательств АО, составление передаточного акта

Осуществление инвентаризации является обязательным этапом при реорганизации АО. Кроме того, находящиеся на хранении подлинники документов АО передаются создаваемому в результате реорганизации ООО по передаточному акту.

3. Подготовка проекта устава ООО, создаваемого при реорганизации ООО

Единственным учредительным документом ООО является устав, который составляется в простой письменной форме. В него включается следующая информация:

  • полное и сокращенное фирменное наименование общества.

Общество обязано иметь полное фирменное наименование и может иметь сокращенное фирменное наименование.

К фирменному наименованию предъявляются следующие требования:

— полное фирменное наименование на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью»,

— сокращенное фирменное наименование на русском языке должно содержать полное или сокращенное фирменное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру «ООО».

  • сведения о месте нахождения общества.

Указываемое место нахождения общества должно соответствовать месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа и определяется путем указания наименования населенного пункта.

  • сведения о размере уставного капитала общества.

Уставный капитал составляется из номинальной стоимости долей участников общества. Размер уставного капитала определяется в рублях и не может быть менее 10 000 рублей.

  • сведения об общем собрании участников общества.

Общее собрание участников является высшим органом общества. Определение порядка его деятельности имеет важнейшее значение для обеспечения нормального функционирования общества.

Пунктом 2 ст. 33 Закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» императивно определен ряд вопросов, которые относятся к исключительной компетенции общего собрания участников и не могут быть переданы иным органам общества.

Рекомендуется определить в уставе способ, которым подтверждается принятие общим собранием решения и состав присутствовавших при этом участников. По общему правилу такие факты должны подтверждаться нотариально. Таким образом, если в уставе не предусмотреть иное, каждое общее собрание участников должно будет проходить при участии нотариуса.

  • сведения о единоличном исполнительном органе.

Единоличный исполнительный орган руководит текущей деятельностью общества и его образование является обязательным.

По общему правилу единоличный исполнительный орган:

— действует от имени общества и совершает сделки без доверенности;

— выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

— издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

— осуществляет полномочия, не отнесенные законом или уставом к компетенции иных органов общества.

Уставом полномочия единоличного исполнительного органа могут быть предоставлены нескольким лицам, действующим совместно. Можно также предусмотреть образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга. Если полномочия единоличного исполнительного органа предоставляются нескольким лицам, следует особенное внимание уделить вопросам разграничения их компетенций. Предполагается, что такие лица осуществляют полномочия самостоятельно по всем вопросам. Если планируется закрепить за каждым из директоров определенный круг вопросов, это распределение полномочий необходимо тщательно зафиксировать в уставе во избежание корпоративных конфликтов.

Кроме того, осуществление полномочий единоличного исполнительного органа общества может быть передано управляющему.

  • сведения о коллегиальном исполнительном органе.

В обществе может быть предусмотрено образование коллегиального исполнительного органа, к компетенции которого, как правило, относят существенные вопросы текущей деятельности общества.

Целесообразно определить в уставе порядок формирования коллегиального исполнительного органа, его численный состав и срок на который он избирается.

По общему правилу коллегиальный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества. Уставом формирование коллегиального исполнительного органа может быть отнесено к компетенции совета директоров.

Функции председателя коллегиального исполнительного органа выполняет лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества. Исключение составляет случай, когда полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющему.

  • сведения о совете директоров.

В обществе может быть предусмотрено образование совета директоров. Как правило, в его ведении находится принятие решений, имеющих стратегическое значение для общества, однако не отнесенных к компетенции общего собрания участников.

Следует определить в уставе компетенцию совета директоров, порядок образования, его численный состав и порядок прекращения полномочий его членов. Кроме того, члены коллегиального исполнительного органа не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров.

По закону председателем совета директоров не может быть лицо, одновременно осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества.

  • сведения о ревизионной комиссии (ревизоре) общества.

По общему правилу образование ревизионной комиссии является обязательным в случае, если в обществе более 15 участников.

Таким образом, при учреждении общества ревизионную комиссию можно не образовывать, если учредителей общества менее 15 и (или) если учредителями единогласно принято решение об отсутствии в обществе ревизионной комиссии.

  • сведения о правах и обязанностях участников общества.
  • сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества.
  • сведения о порядке перехода доли (части доли) в уставном капитале общества к другому лицу.

По общему правилу участники пользуются преимущественным правом покупки доли (части доли) участника общества по цене, за которую продавец предлагал купить эту долю третьему лицу, либо по иной цене, определенной уставом.

Таким образом, в уставе можно предусмотреть цену, по которой участники общества будут вправе выкупить долю, если она предложена третьему лицу.

Кроме того, уставом может быть закреплено:

— преимущественное право самого общества выкупить отчуждаемую долю, если другие участники не использовали преимущественное право покупки доли или части доли,

— право участников выкупить в порядке преимущественного права не всю долю (часть доли), предлагаемую для продажи,

— непропорциональное использование преимущественного права участниками общества,

— ограничение максимальной доли участия одного лица в уставном капитале.

  • сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам и другим лицам.
  • иные сведения.

4. Проведение внеочередного общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации АО

Согласно п.3 ст.20 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» решение о реорганизации АО в форме преобразования в ООО должно содержать следующую информацию:

  • наименование и сведения о месте нахождения ООО;
  • порядок и условия преобразования АО;
  • порядок обмена акций АО на доли участников в уставном капитале ООО;
  • список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре ООО, если уставом ООО предусмотрено наличие ревизионной комиссии/ревизора;
  • список членов коллегиального исполнительного органа ООО, если уставом ООО предусмотрено его наличие;
  • указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа ООО;
  • указание об утверждении устава ООО.

В соответствии со ст.59 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» голосование на общем собрании акционеров осуществляется по принципу «одна голосующая акция — один голос».

Акционеры — владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации.

Решение по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования должно быть принято большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Уставом непубличного общества может быть предусмотрено иное количество голосов, необходимое для принятия решения, но не менее числа голосов, установленного законом.

Решение о реорганизации может быть признано недействительным по требованию акционеров реорганизуемого АО, а также иных лиц, которым такое право предоставлено в силу закона. Указанное требование предъявляется в суд в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом (п.1 ст.60.1 Гражданского кодекса РФ).

В Гражданском кодексе РФ не предусмотрено приостановление регистрационных действий в период рассмотрения предъявленного требования. Вследствие этого к моменту вынесения решения, ООО, образовавшееся в результате реорганизации, может быть зарегистрировано. В таком случае признание решения о реорганизации юридического лица недействительным не влечет ликвидации нового юридического лица и не является основанием для признания недействительными совершенных им сделок (п.2 ст.60.1 Гражданского кодекса РФ).

Лицо, направившее требование, может избежать такой ситуации, если обратится к суду с заявлением об обеспечительных мерах в виде запрета осуществлять регистрационные действия.

5. Предъявление акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации акционерного общества

Согласно п.1 ст.75 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах» владельцы голосующих акций вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций в случае принятия решения о реорганизации АО, если:

  • они голосовали против принятия решения о реорганизации общества
  • -они не принимали участия в голосовании по этому вопросу.

Акции акционеров должны быть выкуплены обществом в порядке, установленном ст.76 Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах», привлечение оценщика для определения рыночной цены одной акции является обязательным.

В требование о выкупе акций следует включить:

  • сведения, позволяющие идентифицировать акционера, предъявляющего требование. Как правило, приводятся паспортные данные физического лица или наименование и ОГРН юридического лица;
  • указание на количество акций каждой категории (типа), выкупа которых требует акционер.

Требование о выкупе должно поступить к регистратору общества не позднее 45 дней с даты принятия решения общим собранием акционеров.

С момента получения АО требования акционера о выкупе принадлежащих ему акций до момента внесения в реестр акционеров записи о переходе права собственности на выкупаемые акции к обществу или до момента отзыва акционером требования о выкупе этих акций акционер не вправе совершать связанные с отчуждением или обременением этих акций сделки с третьими лицами. Об этом держатель реестра вносит соответствующую запись в реестр акционеров общества.

Отзыв акционером требования о выкупе принадлежащих ему акций должен поступить в общество в течение 45 дней с даты принятия решения о реорганизации АО в форме преобразования.

6. Направление в регистрирующий орган уведомления о начале процедуры реорганизации АО

АО в течение 3 рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить регистрирующий орган о начале реорганизации.

Согласно п.1 ст.13.1 Закона N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган представляются:

  • уведомление о начале процедуры реорганизации по форме N Р12003, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@,
  • протокол общего собрания акционеров АО, на котором принято решение о реорганизации.

На основании вышеуказанного уведомления регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) запись о начале процедуры реорганизации АО в форме преобразования.

7. Государственная регистрация ООО, создаваемого в результате реорганизации АО

Обязанность по размещению публикаций в журнале «Вестник государственной регистрации» о реорганизации в форме преобразования отсутствует.

Государственная регистрация ООО допускается не ранее истечения срока обжалования решения о реорганизации. Указанный срок составляет три месяца после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации.

Для государственной регистрации ООО в регистрирующий орган предоставляются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации по форме N Р12001, утвержденной Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@;
  • протокол общего собрания акционеров АО, на котором принято решение о реорганизации;
  • устав ООО, создаваемого в результате реорганизации в форме преобразования, в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже. В случае если данный документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме. Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

8. Осуществление операций в реестре акционеров, связанных с реорганизацией АО

Ценные бумаги АО при реорганизации в форме преобразования погашаются.

ООО обязано сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного АО, о факте своей государственной регистрации в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. С этой целью регистратору представляется документ, подтверждающий факт государственной регистрации ООО.

С 1 января 2017 года документом, подтверждающим внесение записи в ЕГРЮЛ, является форма N Р50007 «Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц» (п. 1 Приказа ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/481@).

9. Уведомления Банка России об изменении сведений, связанных с выпуском акций

ООО в течение 30 дней с даты внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности АО обязано уведомить Банк России о погашении акций. Вместе с уведомлением представляются следующие документы:

  • копия протокола общего собрания акционеров АО, на котором принято решение о реорганизации;
  • копия листа записи ЕГРЮЛ о прекращении деятельности АО;
  • справка, выданная регистратором, об операции погашения всех размещенных акций АО.

Обязанность по уплате налогов реорганизованного АО исполняется его правопреемником (ООО) в порядке, установленном ст. 50 Налогового кодекса РФ

Исполнение обязанностей по уплате налогов АО возлагается на ООО независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным АО указанных обязанностей. При этом ООО должно уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

Журнал «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 3 (118), март 2014

Бланк Наталия Робертовна, директор Департамента корпоративного права юридической фирмы «АВЕНТА»

Преобразование общества на практике означает прекращение юридического лица одной организационно-правовой формы с передачей всех его прав и обязанностей другому, вновь создаваемому юридическому лицу иной организационно-правовой формы. Другими словами, преобразование — это изменение организационно-правовой формы хозяйственного общества.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «Об акционерных обществах» закрытые акционерные общества (далее — ЗАО) могут преобразовываться в общества с ограниченной ответственностью или производственные кооперативы, а также в некоммерческую организацию. Как показывает практика, чаще всего преобразование ЗАО осуществляется именно в общества с ограниченной ответственностью.

Общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО) характеризуется чертами, которые в определенной ситуации являются неоспоримыми преимуществами.

Например, в пользу ООО говорит простота учреждения бизнеса в связи с тем, что не надо регистрировать выпуск акций и отчет об итогах их размещения. У ООО отсутствуют обязанности по раскрытию информации, ведению реестра акционеров и т. д.

В отличие от акционерных обществ, ООО в гораздо большей степени является защищенным от вхождения в бизнес нежелательных партнеров, а также от возможной угрозы поглощения или же установления над ним контроля со стороны конкурентов.

Кроме того, эта форма ведения бизнеса позволяет принимать управленческие решения оперативнее, проще и с меньшим количеством бюрократических процедур, что особенно важно для повышения эффективности работы компании.

В рамках данной статьи рассмотрим процедуру преобразования закрытого акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, которая регламентируется пунктом 2 статьи 104 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 20 Федерального закона «Об акционерных обществах».

Процедура реорганизации юридического лица включает в себя несколько этапов.

1. Подготовка к проведению реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО.

Решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом.

В обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций менее 50 устав общества может предусматривать, что функции совета директоров (наблюдательного совета) общества осуществляет общее собрание. В этом случае в уставе должны быть определены лицо или орган общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении повестки дня.

Кроме того, обращаем ваше внимание на то, что в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решение по данному вопросу принимается акционером единолично.

В данной статье алгоритм действий будет изложен с учетом того, что акции общества принадлежат двум и более акционерам, и процедуру реорганизации инициирует совет директоров (наблюдательный совет).

Совет директоров принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

  • Вынесение вопроса о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО на внеочередное общее собрание акционеров.
  • Утверждение плана мероприятий по реорганизации общества.
  • Утверждение сметы расходов на проведение реорганизации общества.
  • Проведение инвентаризации активов и обязательств ЗАО.
  • Подготовка проекта передаточного акта.
  • Подготовка проекта устава создаваемого ООО.
  • Проведение рыночной оценки стоимости одной акции ЗАО для целей выкупа акций.

Дело в том, что акционеры – владельцы голосующих акций, которые голосовали против принятия решения о реорганизации или не принимали участия в голосовании по данному вопросу, обладают правом предъявить требование о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации АО в форме преобразования.

2. Инвентаризация активов и обязательств преобразуемого ЗАО.

Обязательное проведение инвентаризации при реорганизации юридического лица предусмотрено пунктом 27 Положения по ведению бухучета, а также пунктом 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов. Цель инвентаризации заключается в том, чтобы все активы и обязательства ЗАО попали в передаточный акт и перешли к ООО, которое является полным правопреемником ЗАО.

3. Подготовка документов для реорганизации.

3.1. Разработка проекта передаточного акта.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизуемого общества в отношении его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства, и порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества данного общества, а также возникновением, изменением и прекращением его прав и обязанностей, которые могут произойти после даты составления передаточного акта.

Суммы задолженностей нужно обязательно расшифровать по каждому контрагенту. Поэтому компании, как указывалось выше, придется предварительно провести обязательную инвентаризацию имущества и обязательств, для чего в обществе создается инвентаризационная комиссия. Такое требование содержится в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н).

Форма акта законодательством не установлена, поэтому его можно составить в произвольном виде, но с учетом требований законодательства.

Передаточный акт, согласно пункту 4 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н, может включать:

  • бухгалтерскую отчетность в составе, установленном Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;
  • акты (описи) инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации;
  • первичные учетные документы по материальным ценностям, подлежащим приемке-передаче вследствие реорганизации;
  • расшифровки (описи) кредиторской и дебиторской задолженности.

3.2. Разработка проекта устава создаваемого ООО.

В уставе, как правило, содержатся сведения о том, что создаваемое общество является правопреемником общества, реорганизованного в форме преобразования.

4. Подготовка к проведению общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.

Как уже отмечалось ранее, решение по вопросу о реорганизации принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета).

Совет директоров общества принимает решение по следующим вопросам повестки дня:

4.1. Проведение внеочередного общего собрания акционеров по вопросу о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО.

При принятии решения по данному вопросу совет директоров должен определиться со следующими моментами:

  • дата, время, место проведения общего собрания, а в случае голосования бюллетенями — почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо, в случае проведения собрания в форме заочного голосования, — дата окончания приема бюллетеней и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
  • время начала регистрации лиц, участвующих в общем собрании;
  • форма собрания;
  • дата составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании;
  • повестка дня;
  • порядок сообщения акционерам о проведении общего собрания акционеров;
  • информация (материалы), предоставляемая акционерам АО при подготовке к общему собранию по вопросу о реорганизации АО в форме преобразования, и порядок ее предоставления:
  • сведения о кандидатах на должности членов ревизионной комиссии (ревизора), членов коллегиального исполнительного органа создаваемого ООО, а также лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа ООО, и иная информация. Кандидатуры выдвигаются акционерами реорганизуемого общества в порядке, установленном действующим законодательством;
  • проекты решений общего собрания акционеров;
  • отчет независимого оценщика о рыночной стоимости акций общества, требования о выкупе которых могут быть предъявлены обществу;
  • расчет стоимости чистых активов общества по данным бухгалтерской отчетности общества за последний завершенный отчетный период;
  • протокол (выписка из протокола) заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества, на котором принято решение об определении цены выкупа акций общества, с указанием цены выкупа акций;
  • проект решения о преобразовании;
  • обоснование условий и порядка реорганизации общества, содержащихся в решении о преобразовании;
  • проект передаточного акта и устава;
  • годовые отчеты и годовая бухгалтерская отчетность за три завершенных финансовых года, предшествующих дате проведения общего собрания, либо за каждый завершенный финансовый год с момента образования организации, если организация осуществляет свою деятельность менее трех лет;
  • иная информация, предусмотренная законодательством и уставом общества;
  • форма и текст бюллетеня, если голосование осуществляется бюллетенями.

4.2. Определение цены выкупа акций у акционеров ЗАО, которые предъявят обществу свои акции к выкупу, с учетом заключения независимого оценщика.

4.3. Утверждение обоснования условий и порядка реорганизации ЗАО в форме преобразования.

4.4. Предварительное утверждение проекта передаточного акта.

4.5. Предварительное утверждение проекта устава создаваемого ООО.

Необходимо иметь в виду, что к процедуре подготовки общего собрания акционеров, содержащего вопрос о реорганизации общества, предъявляются дополнительные требования. В частности, сообщение о проведении общего собрания акционеров ЗАО по вопросу о реорганизации ЗАО в форме преобразования направляется акционерам не позднее чем за 30 дней до даты проведения собрания (пункт 1 статьи 52 Федерального закона «Об акционерных обществах»). А согласно пункту 2 статьи 76 того же закона, сообщение должно содержать информацию о наличии у акционеров права требовать выкупа обществом принадлежащих им акций, а также о цене и порядке осуществления выкупа.

5. Проведение общего собрания акционеров, на котором будет принято решение о реорганизации общества путем его преобразования.

При проведении общего собрания акционеров следует соблюдать требования не только Федерального закона «Об акционерных обществах», но и Приказа ФСФР России от 02.02.2012 г. № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Решение по вопросу реорганизации общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров – владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

Обращаем внимание на то, что акционеры – владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при решении вопросов о реорганизации.

При этом необходимо иметь в виду, что собрание правомочно (имеется кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества.

При отсутствии кворума для проведения внеочередного общего собрания акционеров может быть проведено повторное общее собрание акционеров с той же повесткой дня. Повторное общее собрание акционеров правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности не менее чем 30 процентами голосов размещенных голосующих акций общества.

Протокол общего собрания акционеров должен содержать следующие вопросы и решения по ним:

5.1. Информацию о создаваемом ООО:

  • наименование;
  • сведения о месте нахождения.

5.2. Порядок и условия преобразования ЗАО:

  • перечень действий, которые необходимо осуществить;
  • сроки их осуществления;
  • информацию о том, кто должен проводить такие действия.

5.3. Порядок обмена акций ЗАО на доли участников в уставном капитале ООО.

Проще всего этот вопрос решается, если уставный капитал ООО будет равен уставному капиталу преобразуемого акционерного общества. В таком случае номинальная стоимость долей каждого участника ООО будет равна номинальной стоимости принадлежащих ему акций. Если же уставный капитал ООО больше или меньше уставного капитала преобразуемого акционерного общества (но не менее минимального размера уставного капитала, установленного законодательством для обществ с ограниченной ответственностью), то следует исходить не из номинальной стоимости акций, а из доли, удельного веса номинальной стоимости акций, принадлежащих каждому акционеру, в уставном капитале общества. Иначе говоря, доля каждого акционера в суммарной номинальной стоимости акций акционерного общества будет равна размеру его доли в уставном капитале ООО.

На практике часто возникают ситуации, когда на момент принятия решения о реорганизации акционерное общество обладало необходимым уставным капиталом, но после процедуры выкупа акций уставного капитала реорганизуемого ЗАО недостаточно для формирования уставного капитала нового ООО.

Самым простым и беспроигрышным вариантом для описываемого случая было бы увеличить уставный капитал АО за счет имущества общества до реорганизации. В случае, когда трудно прогнозировать ситуацию по выкупу, когда заранее неизвестно, кто из акционеров не придет на собрание, кто проголосует «против», следует исходить из предположения, что все акционеры, имеющие право требовать выкупа акций, воспользуются своим правом. Соответственно, в данной ситуации увеличивать уставной капитал необходимо до такого размера, чтобы даже при выкупе максимально возможного количества акций по требованию акционеров размера уставного капитала ЗАО было бы достаточно для формирования уставного капитала создаваемого ООО.

Если же времени на последовательное проведение указанных корпоративных действий (проведение процедуры увеличения уставного капитала путем увеличения номинала акций, а затем реорганизацию) нет, можно это сделать одновременно с принятием решения о реорганизации, но при этом в решении о реорганизации описать лишь общий принцип формирования уставного капитала ООО, а конкретный размер уставного капитала ООО определить после окончания процедуры выкупа. Возможна следующая формулировка относительно формирования уставного капитала: «Реорганизовать закрытое акционерное общество «__» (ЗАО) путем преобразования в общество с ограниченной ответственностью «__» (ООО). Уставный капитал ООО сформировать в размере, равном номинальной стоимости акций ЗАО без учета номинальной стоимости акций, выкупленных обществом после принятия решения о реорганизации». Получается, что устав ООО, который должны содержать эту информацию, может быть составлен только после выкупа.

Если размер уставного капитала преобразуемой компании меняется, то соответствующие корректировки нужно отразить во вступительной бухгалтерской отчетности.

  • Во вступительном бухгалтерском балансе возникшей организации по строке 1310 «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» указывается величина уставного капитала, зафиксированная в решении о реорганизации. Все отклонения от этого значения регулируются другими статьями капитала.
  • При увеличении уставного капитала правопреемника (например, если уставный капитал ЗАО на момент принятия решения о реорганизации меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного законом для обществ с ограниченной ответственностью) необходимо показать источники прироста. Его определяют акционеры реорганизуемого общества. Например, уставный капитал может вырасти за счет уменьшения добавочного капитала, где отражено увеличение рыночной стоимости передаваемых основных средств. В этом случае уменьшится значение строки 1340 «Переоценка внеоборотных активов». На сумму прироста может быть уменьшен показатель нераспределенной прибыли прошлых лет, в этом случае следует уменьшить значение строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
  • Уменьшение уставного капитала правопреемника регулируется исключительно показателем строки 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

5.4. Избрание членов ревизионной комиссии или ревизора ООО, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора.

5.5. Избрание членов коллегиального исполнительного органа ООО, если уставом создаваемого общества предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа.

5.6. Указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица.

5.7. Утверждение передаточного акта.

5.8. Утверждение устава ООО.

6. Предъявление акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций в случае принятия общим собранием акционеров решения о реорганизации ЗАО в форме преобразования.

Требование акционера о выкупе принадлежащих ему акций направляется в письменной форме в общество с указанием места жительства (места нахождения) акционера и количества акций, выкупа которых он требует. Подпись акционера – физического лица на требовании акционера о выкупе принадлежащих ему акций должна быть удостоверена нотариально или держателем реестра акционеров общества.

Требования акционеров о выкупе обществом принадлежащих им акций должны быть предъявлены обществу не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров.

Совет директоров составляет реестр поступивших заявок, рассчитывает их суммарное количество и определяет, все ли они будут удовлетворены в полном объеме. Дело в том, что законодательство содержит ограничение в пользу эмитента: общая сумма средств, направляемых обществом на выкуп акций, не может превышать 10 % от стоимости чистых активов общества. Это ограничение направлено на недопущение банкротства общества и защиту прав тех акционеров, которые согласились с решением, предложенным на общем собрании.

В случае если общее количество акций, в отношении которых заявлены требования о выкупе, превышает количество акций, которое может быть выкуплено обществом с учетом установленного выше ограничения, акции выкупаются у акционеров пропорционально заявленным требованиям.

7. Уведомление регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации.

Уведомление о начале процедуры реорганизации N Р12003, утвержденное Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@, размещенное на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу www.nalog.ru., направляется в регистрирующий орган в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации. Приложением к данному уведомлению будет протокол общего собрания акционеров ЗАО о реорганизации.

Непредставление или несвоевременное представление уведомления в регистрирующий орган может повлечь административную ответственность для должностного лица в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

После государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) будет получено свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, удостоверяющее начало процедуры реорганизации обществом, а также выписка из ЕГРЮЛ.

8. Уведомление органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, о реорганизации ЗАО.

Реорганизуемое общество обязано в срок не более трех дней со дня принятия решения о реорганизации уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения общества (пенсионный фонд, фонд социального страхования) о начале процедуры реорганизации. Уведомление составляется в свободной форме.

9. Публикация сведений о реорганизации в Вестнике государственной регистрации.

Общество обязано осуществить необходимые действия для публикации сведений о предстоящей реорганизации. Публикация должна быть осуществлена 2 раза с интервалом в 1 месяц. Следует обратить внимание на то, что первое уведомление может быть опубликовано в Вестнике государственной регистрации только после внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо проводит процедуру реорганизации. Соответственно, до осуществления такой публикации целесообразно получить в регистрирующем органе подтверждение внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

10. Составление списка кредиторов. Направление уведомления кредиторам.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает обязанность реорганизуемого общества по письменному уведомлению кредиторов о начале процедуры реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В пункте 6 статьи 15 Федерального закона «Об акционерных обществах» говорится только об обязанности общества дважды опубликовать сведения о реорганизации в Вестнике государственной регистрации. Ссылаясь на данный факт, многие специалисты считают, что дублировать уведомление кредиторов путем письменных извещений не нужно, что, кстати, подтверждается сложившейся судебной практикой.

Однако в предыдущей редакции закона содержалось указание также и на обязанность письменного уведомления кредиторов. И именно данное обстоятельство заставляет усомниться в правомерности вышеизложенной позиции об отсутствии необходимости письменных уведомлений кредиторов.

Исходя из вышеуказанного, советуем все-таки направить кредиторам письменные уведомления.

Список кредиторов составляется на дату, определенную общим собранием акционеров общества. Уведомление в свободной форме (с указанием данных об организации, а также о порядке и условиях реорганизации общества, адресе и сроках для направления требований) направляется каждому из кредиторов заказным письмом с уведомлением. В течение 30 дней с момента получения уведомлений кредиторы имеют право представить обществу свои требования.

11. Проведение сверки по платежам с налоговым органом для выявления задолженностей ЗАО.

Налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению реорганизуемого ЗАО совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта. Форма и форматы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также порядок его передачи в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Примите к сведению, что некоторые налоговые инспекции не принимают данное заявление без приложения к нему реестра всех платежей и начислений за интересующий вас период и по указанным налогам (сборам).

Порядок и сроки проведения сверки расчетов с ИФНС определяются Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444@ «Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами».

В каждой инспекции свои нюансы работы с компаниями. При этом в Регламенте говорится, что «срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней».

12. Получение данных из Пенсионного фонда по месту нахождения ЗАО.

Общество обязано обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту нахождения организации для проведения необходимых действий с целью получения документа (справки), свидетельствующего о соблюдении обществом норм законодательства о пенсионном страховании.

13. Выкуп акций в случае предъявления акционерами требований о выкупе.

По истечении 45 дней с момента принятия решения о реорганизации у ЗАО возникает обязанность выкупить акции у акционеров, предъявивших требования о выкупе.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества не позднее чем через 50 дней со дня принятия соответствующего решения утверждает отчет об итогах предъявления акционерами требований о выкупе принадлежащих им акций.

После утверждения отчета об итогах выкупа акций, но не позднее 30 дней после истечения 45-дневного срока, установленного для предъявления требований о выкупе, общество осуществляет расчеты с акционерами в соответствии с теми способами, которые указаны в требовании о выкупе.

14. Регистрация ООО, создаваемого в результате реорганизации ЗАО.

Только по истечении 1 месяца с момента последней публикации в Вестнике государственной регистрации сведений о реорганизации, а также истечения срока направления требований от кредиторов общества, ЗАО вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, N P12001, утвержденным Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@ и размещенным на сайте ФНС России в сети Интернет по адресу: www.nalog.ru.

Заявителем выступает руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, прекращающего деятельность в результате реорганизации.

Подлинность подписи лица на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Документы в регистрирующий орган подает заявитель лично или представитель, действующий по доверенности.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной одновременно с момента государственной регистрации прекращения его существования и регистрации вновь возникшего юридического лица.

15. После регистрации ООО необходимо:

  • сообщить регистратору, осуществляющему ведение реестра владельцев ценных бумаг реорганизованного ЗАО, о факте ликвидации ЗАО в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ для отражения в реестре акционеров записей о переходе права собственности на акции;
  • заказать новую печать;
  • поставить ООО на учет во внебюджетные фонды;
  • получить информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • открыть для ООО расчетный счет в банке, уведомить внебюджетные фонды и налоговый орган об открытии счета;
  • оформить переход права собственности на недвижимое имущество, а также переуступку права на товарные знаки и т. п.;
  • перевести сотрудников на работу в новое общество;
  • переоформить свои лицензии (в случае наличия);
  • уведомить Службу Банка России по финансовым рынкам (бывшая ФСФР РФ) об аннулировании ценных бумаг ЗАО;
  • оформить список участников ООО.

Налоговые аспекты реорганизации

Правила правопреемства в отношении уплаты налогов при различных формах реорганизации установлены ст. 50 НК РФ.

Правопреемники реорганизованного юридического лица исполняют обязанности последнего по уплате налогов, сборов, пени, а также штрафов (пп. 1, 2 ст. 50 НК РФ). Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) (п. 3 ст. 50 НК РФ). Однако до окончания реорганизации юридическое лицо, которое вскоре прекратит свое существование, имеет возможность уплатить налоги досрочно (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ).

В случае преобразования вновь созданная организация является единственным правопреемником реорганизованной компании. В связи с этим налоговые инспекторы обычно переносят остатки из карточки расчетов с бюджетом «бывшего» юридического лица на лицевой счет новой организации.

Если реорганизованное юридическое лицо до момента его реорганизации излишне уплатило в бюджет налоги (пени, штрафы) или эти средства были излишне взысканы налоговыми органами, эта сумма подлежит зачету у правопреемника в счет исполнения им погашения недоимок по иным налогам и сборам, задолженностей по пеням и штрафам. Зачет должен быть произведен налоговым органом не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации (п. 10 ст. 50 НК РФ).

При отсутствии недоимок по налогам, пеням и штрафам на основании акта сверки или справки об отсутствии задолженности правопреемник подает заявление о возврате излишне уплаченных сумм. Налоговые органы должны вернуть излишне уплаченные средства не позднее одного месяца со дня подачи заявления.

Процедура преобразования ЗАО в ООО на настоящий момент пользуется большой популярностью, и по прогнозам в ближайшее время станет еще более востребованной в связи с активным обсуждением законопроектов о внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части организационно-правовой формы юридических лиц.

Однако данная процедура является достаточно сложной, требующей четкого соблюдения требований действующего законодательства на каждом этапе, а также привлечения квалифицированных специалистов как в области юриспруденции, так и в области бухгалтерского учета.

Как преобразовать ЗАО в ООО? Какие документы и в какие сроки представлять в налоговую, как правильно их оформить? Ответы на эти и другие возможные вопросы о реорганизации ЗАО в форме преобразования в ООО – в статье Firmmaker.

Реформа гражданского законодательства активно затронула сферу корпоративной архитектуры, вслед за обязанностью передать ведение реестров акционеров профессиональным реестродержателям поставила акционерные общества закрытого типа (ЗАО) перед выбором: оплачивать услуги таких профессиональных организаций при ведении реестра или задуматься о смене организационно-правовой формы на ООО.

Большинство ЗАО гибко отреагировали на изменения законодательства, избрали второй вариант и продолжительное время успешно функционируют в форме обществ с ограниченной ответственностью, однако «отголоски» изменений в ГК РФ продолжают встречаться.

В том случае, если Ваше ЗАО до настоящего времени стоит перед выбором одного из вариантов, Фирммейкер рекомендует поступить следующим образом:

  • Оставить все, как есть и обратиться к лицензируемому реестродержателю (список регистраторов);
  • Реорганизовать ЗАО в форме преобразования в ООО.

При выборе реестродержателя получите коммерческое предложение средней стоимости услуги за год. Стоимость услуг реестродержателей может оказаться существенной. При выборе реорганизации обратитесь к Уставу ЗАО – в нем предусмотрены условия, основания, порядок его преобразования в ООО.

Процедура реорганизации ЗАО в ООО по шагам — график

Шаг 1. Решение о преобразовании ЗАО в ООО

Протокол (Решение) о реорганизации ЗАО (НПАО) в ООО принимает собрание акционеров в общем порядке. Если в АО один акционер, то он просто письменно оформляет такое решение (ст. 47 Закона об АО). Для принятия общим собранием такого решения нужно:

  • созвать общее собрание акционеров. Для этого НПАО за 30 дней до собрания направляет своим акционерам уведомление, в котором помимо сведений о собрании сообщает о наличии у них права требовать выкупа акций, указывая цену, определенную независимым оценщиком и утвержденную советом директоров (ст. 75 Закона об АО); порядок осуществления выкупа и адрес(а), по которому могут направляться требования о выкупе акций.
  • провести собрание и принять решение необходимым количеством голосов — для принятия решение о реорганизации нужно 75 и более процентов голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст. 49 Закона об АО).

Протокол (Решение) общего собрания (пример составления скачать) подлежит обязательному заверению держателем реестра акционеров (ст 67.1 ГК РФ). Такое решение, в силу ст. 20 ФЗ 208-ФЗ «Об акционерных обществах» должно содержать следующие сведения:

  1. наименование, сведения о месте нахождения юридического лица;
  2. порядок и условия преобразования;
  3. порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;
  4. список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица;
  5. список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица (если предусмотрено наличие такого органа);
  6. указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица;
  7. указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;
  8. указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.

Шаг 2. Уведомление регоргана о реорганизации ЗАО

Уведомление необходимо осуществить в течение 3-х рабочих дней, следующих за днем принятия решения о реорганизации общим собранием акционеров ЗАО (требование ст. 13.1 ФЗ 129-ФЗ «О регистрации юридических лиц»). В регистрирующий орган подается следующий пакет документов (ст. 14 федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

1. Решение/протокол общего собрания акционеров о преобразовании ЗАО в ООО. Проголосовать нужно необходимым количеством голосов — для принятия решение о реорганизации нужно 75 и более процентов голосов акционеров — владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании (ст. 49 Закона об АО). В решение о реорганизации в форме преобразования включается (ст. 20 Закона об АО):

  • наименование, сведения о месте нахождения ООО, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования;
  • порядок и условия преобразования;
  • порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале ООО;
  • сведения о директоре ООО (ином лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа);
  • указание об утверждении устава ООО (с приложением устава). Если ООО будет действовать на основании типового устава, рекомендуем отразить это в решении;
  • список членов ревизионной комиссии (указание о ревизоре) создаваемого ООО, если уставом ООО предусмотрено ее наличие или она является обязательной;
  • список членов коллегиального исполнительного органа, создаваемого ООО, если уставом ООО предусмотрено его наличие;
  • список членов совета директоров, если уставом ООО предусмотрено его наличие;
  • иные сведения, включаемые по желанию, например сведения об аудиторе ООО.;

2. Заявление Р12003 (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@), нотариально удостоверенное. Заявитель в форме Р12003 – действующий на момент принятия решения о преобразовании руководитель ЗАО.

По истечении 3-х (трёх) рабочих дней со дня подачи указанного пакета документов получаем в регистрирующем органе Лист записи ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации путем преобразования ЗАО в ООО.

Шаг 3. Размещение сообщения в ЕФРСФДЮЛ и Вестник Госрегистрации

С 12 ноября 2019 г. новой обязанностью юридического лица является внесение сведений каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форме реорганизации, описания порядка, сроков и условий для предъявления требований его кредиторами, иных сведений (ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Перечисленные сведения подлежат внесению в ЕФРСФДЮЛ на платной основе в течение 3 (трех) рабочих дней с момента возникновения соответствующего факта (Подробный порядок внесения сведений в ЕФРСФДЮЛ закреплен Приказом Минэкономразвития России 05.04.2013 г. № 178), т.е. с даты принятия акционером/акционерами юрлица решения о реорганизации. Включить сведения в ЕФРСФДЮЛ возможно только в электронном виде одним из способов:

  • самостоятельно на официальном сайте ЕФРСФДЮЛ в сети «Интернет», пройдя процедуру авторизации в личном кабинете, для подачи сообщения потребуется усиленная квалифицированная подпись, выданная руководителю реорганизуемого юрлица одним из аккредитованных удостоверяющих центров. Стоимость ЭЦП от 3 000 (трех тысяч) рублей, стоимость публикации в Федресурсе от 860 (восемьсот шестьдесят) рублей;
  • с помощью нотариуса за отдельную плату, сообщение будет направлено в ЕФРСФДЮЛ от юрлица, подписанное усиленной квалифицированная подписью нотариуса. Стоимость услуги нотариуса от 2 500 (двух тысяч пятьсот) рублей, стоимость публикации в Федресурсе от 860 (восемьсот шестьдесят) рублей.

В случае отсутствия уведомления о реорганизации в Федресурсе, отсутствия сообщений Вестнике госрегистрации юридическому лицу будет отказано в государственной регистрации. Юридические лица обязаны также помнить, что публикация сообщения в Федресурсе не освобождает от публикации уведомления о реорганизации в Вестнике государственной регистрации (дважды с периодичность раз в месяц). Эти обязанности существуют параллельно.

Как разъяснил Верховный суд РФ в п. 27 Постановления Пленума от 23.06.2015 г. № 25, после получения в инспекции ФНС (регистрирующий орган) Листа записи ЕГРЮЛ, процедура реорганизации продолжается только по истечении 3-х календарных месяцев. «Выждать» 3 месяца необходимо для того, чтобы кредиторы реорганизуемого ЗАО смогли предъявить свои требования.

За несвоевременное внесение сведений в ЕФРСФДЮЛ административную ответственность несет руководитель юрлица в виде предупреждения или штрафа в размере 5 000 руб., а за невнесение или внесение недостоверных сведений — в виде штрафа от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

Шаг 4. Через 3 месяца осуществить регистрацию ООО — правопреемника ЗАО

По истечении 3-х месяцев с момента получения Листа записи ЕГРЮЛ о начале процедуры реорганизации можно приступать к государственной регистрации ООО. Документы подаются в инспекцию ФНС по месту нахождения реорганизуемого ЗАО.

Подать документы можно одним из способов (требования ст. 15 федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • почтовым отправлением (с объявленной ценностью, с описью вложения);
  • предоставив непосредственно в инспекцию (руководитель ЗАО, представитель по нотариальной доверенности);
  • подать через Многофункциональный центр;
  • направить в инспекцию ФНС в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью;
  • подать пакет регистрационных документов через нотариуса (услуга представлена не во всех регионах).

Подача документов

Подаем пакет документов для государственной регистрации ООО при преобразовании из ЗАО (требования ст. 14 федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • Заявление по форме Р12001 (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. № ММВ-7-6/25@), нотариально удостоверенное. Заявитель – действующий руководитель ЗАО, как и в форме Р12003;
  • Устав ООО в 2-х экземплярах;
  • Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины в размере 4 (четыре) тысячи рублей;
  • Передаточный акт/разделительный баланс (не требуется в связи с разъяснениями ФНС России);
  • Справка из Пенсионного фонда РФ об отсутствии задолженностей по системе персонифицированного учета (необязательный документ, инспекция ФНС может самостоятельно запросить по межведомственному взаимодействию);
  • Иные документы в зависимости от конкретных обстоятельств (гарантийное письмо от собственника юридического адреса; уведомление о переходе на упрощенную системы налогообложения и др.).

Получение документов

По истечении 5 (пяти) рабочих дней с момента подачи указанных документов получаем пакет регистрационных и уставных документов ООО (требование ст. 8, п. 4 ст.15 федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Реорганизация ЗАО в ООО считается завершенной с момента государственной регистрации ООО (ст. 16 федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

При преобразовании ЗАО в ООО права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

При завершении реорганизации ЗАО в ООО необходимо подать соответствующий отчет в Пенсионный фонд РФ за квартал, в котором подается заявление о регистрации правопреемника ЗАО. Иначе – отказ в государственной регистрации ООО.

Возможные сложности реорганизации ЗАО в ООО

  • в ЗАО отсутствует реестродержатель. В данном случае на Ваш выбор 2 варианта: передача реестра профессиональному реестродержателю или оформление решения о передаче реестра «задним числом» — не позднее сентября 2014 года – времени вступления в силу изменений в ГК РФ. Во втором варианте возможен административный штраф на юридическое лицо, вовремя не уведомившее инспекцию ФНС о факте передачи реестра реестродержателю – по ст. 14.25 КоАП РФ (до 5000 т.р.);
  • в ЗАО не произведена регистрация выпуска акций. Ваш выход – решение о регистрации выпуска акций, датированное не позднее сентября 2014 года – возьмется удостоверять не каждый нотариус, но и такие единицы всё ещё разыскать, возможно;
  • в ЗАО после получения уведомления о реорганизации назначена выездная налоговая проверка.И такое случается, правда довольно редко. Правовое основание выездной проверки — п. 11 ст. 89 Налогового кодекса РФ. Предмет такой проверки – исчисленные налоги ЗАО за предшествующие реорганизации 3 календарных года.

Если ЗАО в установленном порядке регистрировало выпуск акций в Центральном Банке России – в течение 30 дней с момента внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ЗАО необходимо оформить их погашение.

Итоги

Процедура преобразования ЗАО в ООО позволяет избежать дополнительных расходов для бизнеса – не оплачивать услуги организации — профессионального реестродержателя, а направить их на достижение поставленной бизнес — цели, реализацию бизнеса-проекта через новую организационно-правовую форму ведения Вашего бизнеса – Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Фирммейкер рекомендует процедуру реорганизации – при наличии согласия акционеров и отсутствия задолженностей она достаточно проста и может быть осуществлена в два простых шага, пусть и шагать можно с разницей в 3 календарных месяца.

Цены на преобразование ООО в ЗАО можно посмотреть в разделе прайс-лист.

Согласно статье 56 Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» возможно преобразование ООО в ЗАО. Решение о реорганизации регламентирует 2 параграф 33 статьи данного нормативного документа.

Это довольно сложный процесс, скорость исполнения которого во многом зависит от правильности подготовленных документов, а также знания нормативно-правовой базы. Знание тонкостей и особенностей реорганизации ООО в ЗАО поможет избежать проблем и фактов возврата документов, поданных на государственную регистрацию.

Процедура предполагает изменение так называемой организационной и правовой формы предприятия. При этом надо понимать, что деятельность ООО прекращается, а ЗАО становится новым юридическим лицом. При этом все обязательства сохраняются в полной мере.

Возможные причины реорганизации

Для начала, стоит разобраться, а зачем возникает необходимость такого преобразования. Предпосылок старту данного процесса может быть несколько. Чаще всего ООО переводят в форму ЗАО, если:

  • существует необходимость дополнительных финансовых вливаний в бизнес (привлечение инвестиций);
  • количество участников ООО превысило допустимую цифру 50.

В таких случаях преобразование ООО в ЗАО поможет преодолеть ряд трудностей и будет способствовать росту компании, предлагая ей новые возможности развития.

Если Вы находитесь в рамках данных условий, то скорее всего организация подошла к необходимости такого рода преобразований. Процесс довольно сложный, имеет много особенностей и нюансов, разобраться в которых Вам всегда помогут юристы компании Moscow Firms. Мы покажем правильное направление движения, а при желании и вовсе сделаем всю работу сами.

Принятие решения о преобразовании ООО в ЗАО

Вопрос о преобразовании ООО в ЗАО как одной из форм реорганизации предприятия принимается только общим собранием участников. Результатом такого совещания должен стать ряд решений, а именно:

  • факт реорганизации,
  • порядок преобразования,
  • форма обмена долей на акции,
  • утвержденный устав нового объединения,
  • утвержденный передаточный акт.

При этом требуется согласие всех участников по решению преобразования общества.

Реорганизация ООО в ЗАО

Реорганизация ООО в ЗАО предполагает следующие формы реорганизации:

  • каждый участник получает некоторое количество акций соразмерно своей доле в уставном капитале бывшего ООО,
  • оплата акций осуществляется путем обмена долей,
  • уставной капитал нового объединения принимается равным уставному капиталу бывшего ООО.

После принятия решения осуществляется непосредственно сама реорганизация. После чего требуется подача документов в ФСФР на регистрацию акций ЗАО. Осуществить ее необходимо не позднее 30 дней после прохождения государственной регистрации нового предприятия.

Реорганизация — преобразование ООО в ЗАО невозможно в случае, когда стоимость всех чистых активов не превышает уставной капитал. Данные берутся по итогам предшествующего года. Разобраться во всех тонкостях законодательства и, собственно, процесса реорганизации помогут профессиональные юристы.

Преобразование ООО в ЗАО от Moscow Firms — это реорганизация по всем правилам в соответствии со всем и законодательными нормами. Мы гарантируем быстрое и качественное решение Ваших юридических вопросов.

В стоимость услуг по преобразовании ООО в ЗАО входит:
1. Подготовка решения о реорганизации ООО в ЗАО. (Исполнительный орган ООО или совет директоров на заседании обсуждает вопросы о реорганизации общества путем преобразования, и затем, эти вопросы выносятся на общее собрание).
2. Подготовка Внеочередного общего собрания участников ООО и принятие решения о преобразовании ООО в ЗАО. В ходе собрания решаются вопросы, связанные с порядком и условиями реорганизации, оговаривается порядок обмена долей, утверждаются учредительные документы, передаточный акт, избираются органы управления и т.д.
3. Оказание консультативных услуг и помощь в составлении передаточного акта.
4. Подача письменного сообщения в налоговый орган о предстоящей реорганизации. (Согласно действующему Законодательству, в течение трех дней с того самого момента, как было принято решение о реорганизации).
5. Почтовое уведомление о реорганизации во внебюджетные фонды ФСС, ПФР, ФОМС. (Согласно действующему Законодательству, в течение трех дней с того самого момента, как было принято решение о реорганизации.)
6. Подача информации в ЕГРЮЛ о начале реорганизации. (Согласно действующему Законодательству, в течение трех дней с того самого момента, как было принято решение о реорганизации.)
7. Письменное уведомление кредиторов (в случае если таковые имеются). Составление текстов уведомления. Уведомления кредиторам Заказчик направляет самостоятельно.
8.Опубликование информации о реорганизации в «Вестнике государственной регистрации» (в течение 30 дней п.5 Ст.51) и опубликование повторного сообщения о реорганизации в этом же журнале.
9. Получение справки для ИФНС из Пенсионного фонда. (Справка об отсутствии задолженности без учета прохождения сверки всех платежей).
10.Регистрация Закрытого Акционерного Общества в ИФНС.
11.Формирование реестра акционеров.
12.Изготовление печати ЗАО.
13 .Получение информационного письма из Росстата и извещений о постановки ЗАО на учет из внебюджетных фондов.
Стоимость 40 000 р.
14.Государственная регистрация ценных выпускаемых обществом бумаг.
Стоимость 15 000 р.
Заказчик самостоятельно осуществляет переоформление расчетного счета ООО на ЗАО.

Список необходимых документов

Вы хотите осуществить процесс преобразования ООО в ЗАО быстро, юридически грамотно и без лишних затрат? Мы готовы сэкономить Ваше время и средства. Обращайтесь в Moscow Firms прямо сейчас и вопрос будет решен.

Для того, чтобы наши юристы инициировали процесс превращения ООО в ЗАО, от учредителей исходной организации потребуются следующие документы:

  • заявление об изменении организационно-правовой формы;
  • учредительные документы ООО (устав и учредительный договор);
  • протокол общего собрания участников ООО с зафиксированным решением по вопросу предстоящего преобразования;
  • подтверждение факта оплаты процесса регистрации нового юридического лица.
  • бухгалтерский баланс;
  • передаточный акт;
  • отражение чистых активов.

Наши специалисты предоставят полную информацию по интересующим Вас документам, а также окажут помощь в их оформлении. Подготовленные и проверенные нами документы никогда не возвращают на доработку. Мы работаем безотказно.

Пополняйте ряды наших постоянных клиентов

Наши специалисты в минимальные сроки подготовят необходимые для подачи в налоговые органы документы. Мы гарантируем отсутствие возврата и, как следствие, затягивание времени решения вопроса. Moscow Firms знает о формах ведения бизнеса все. Преобразование ООО в ЗАО станет для Вас решением многих проблем и началом нового важного этапа.

Если Вам требуется дополнительная консультация по оказываемым юридическим услугам, напишите или позвоните нам:

Закрытое акционерное общество ЗАО в соответствии с новыми поправками в ГК РФ должно быть преобразовано в ООО или изменить наименование на АО. Рассмотрим пошагово каждый из вариантов переоформления ЗАО в АО.

Преобразование ЗАО в ООО — пошаговая инструкция

С 1 сентября 2014 года в связи с поправками в ГК РФ у акционерных обществ появились дополнительные расходы. Вести реестр акционеров теперь может только регистратор с лицензией, а в ЗАО необходимо проводить обязательный аудит. Чтобы сэкономить на этих услугах, можно преобразовать организацию в ООО.

Этапы переоформления ЗАО в АО

Преобразование ЗАО проходит в несколько этапов:

1. Проинвентаризировать активы и обязательства компании.

Перед реорганизацией ЗАО в ООО необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств компании (п. 27 Положения, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н). Так же стоит провести сверку с налоговой инспекцией и фондами, чтобы удостовериться в отсутствии долгов.

2. Провести общее собрание акционеров фирмы

Решение о переоформлении ЗАО в ООО принимает общее собрание акционеров. На собрании надо также утвердить устав, решить вопрос о порядке обмена акций на доли участников и выбрать директора нового общества ООО. Если в организации больше 1-го акционера, решение надо заверить у регистратора (подп. 2 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ).

3. Подать документы в налоговую и фонды

В течение 3-х рабочих дней после принятия решения в налоговую инспекцию надо подать заявление по форме Р12001, заверенное нотариусом. К нему приложить 2 экземпляра устава ООО и платежку на госпошлину в 4000 руб. Налоговые декларации и отчетность в фонды за ЗАО может сдать вновь образованное ООО в обычные сроки. А вот справки 2-НДФЛ лучше сдать до реорганизации ЗАО в ООО (письмо ФНС России от 26.10.11 № ЕД-4-3/).

4. Подготовить ООО к работе

Налоговая зарегистрирует ООО в течение 5-и рабочих дней после получения заявления. После этого требуется: получить информационное письмо из статистики о кодах ОКВЭД, сделать новую печать, открыть счет в банке, перерегистрировать контрольно-кассовую технику, переоформить лицензии и право собственности на недвижимость.

Лучше всего также сообщить контрагентам о реорганизации ЗАО в ООО. А в трудовых книжках сотрудников указать, что ЗАО преобразовано в ООО.

Помимо этого, в течение 30 дней с момента реорганизации ЗАО в ООО надо уведомить региональное отделение ГУ ЦБ РФ о переоформлении общества и гашении акций (п. 58.2 Стандарта, утв. Банком России от 11.08.14 № 428-П). А если раньше реестр акционеров вел регистратор, надо уведомить его о прекращении договора на эти услуги.

Смена ЗАО на АО — пошаговая инструкция

С 1 сентября 2014 года акционерные общества могут быть двух типов — публичные и непубличные. Привести наименование организации в соответствие с новыми требованиями ГК РФ можно при первом внесении изменений в учредительные документы. Например, при изменении размера уставного капитала.

Для смены ЗАО на АО потребуются следующие действия:

1. Изменить название акционерного общества в уставе

Решение о переименовании общества принимает общее собрание акционеров или единственный учредитель. На основании него надо внести изменения в устав.

2. Подать документы в налоговую инспекцию

В налоговую необходимо подать заявление по форме Р13001. На титульном листе будет прежнее название, а в листе, А — уже новое. К заявлению надо приложить решение общего собрания и два экземпляра устава. Государственную пошлину платить не требуется.

3. Сообщить контрагентам и работникам об изменении наименования

Изменение наименования не считается реорганизацией организации, но название ЗАО присутствует в договорах, на печати, в трудовых книжках и т. д. Поэтому лучше всего уведомить контрагентов о новом наименовании фирмы, приложив к письму выписку из ЕГРЮЛ. Печать также нужно заменить. Кроме того, записи о новом названии нужно внести в трудовые книжки. Например, так: ЗАО «Фирма» с 7 ноября 2014 года переименована в АО «Фирма».

Перерегистрировать контрольно-кассовую технику, менять лицензии из-за смены наименования не потребуется.