Рекомендации по обучению

1. Общие положения

2. Понятия, критерии

3. Характеристика нарушений

4. Рекомендации преподавателям по обучению студентов- инвалидов

5. Общие рекомендации по работе со студентами-инвалидами

6. Технологии достижения успеха в работе со студентами-инвалидами

Презентация для преподавателей

1. Общие положения

Настоящие рекомендации разработаны на основе:

  • Постановления Правительства РФ от 17.03.2011г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы»;
  • Приказа Минобрнауки от 16.04.2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов»;
  • Методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн).

Данные рекомендации направлены на создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), получения ими высшего образования с учетом состояния здоровья, а также условий для их социокультурной адаптации в обществе.

2. Понятия, критерии

В России Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Международным движением за права инвалидов, инвалидность- препятствие или ограничение деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, при которых люди исключаются из активной жизни. Сейчас в России уходят от понятия инвалидность и заменяют понятием «лицо с ограниченными возможностями здоровья».

Лицо с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ)- это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. К группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения.

Группы инвалидности: I группа — лицо с нарушением здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма (заболевание, травма), имеющее выраженное ограничение одной(нескольких) категорий жизнедеятельности. Критерии I группы: Неспособность к самообслуживанию; неспособность к самостоятельному передвижению; дезориентация; неспособность к общению; неспособность контролировать свое поведение. Полностью зависимы от других лиц.

Критерии II группы: Способность к самообслуживанию и способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств и/или с помощью других лих; неспособность к трудовой деятельности и обучению или способность только в специально созданных условиях с помощью других лиц; способность к общению, контролю своего поведения и ориентации во времени и пространстве с помощью других лиц.

III группа — лицо с нарушением здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма(заболевание, дефект, травма), имеющее не резко или умеренно выраженное ограничение одной(нескольких) категорий жизнедеятельности. Критерии III группы: Способность к самообслуживанию и способность к самостоятельному передвижению с использованием вспомогательных средств способность к трудовой деятельности при условии снижения квалификации или уменьшения объёма производственной деятельности; способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса; способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объёма усвоения, получения и передачи информации, способность к ориентации во времени и пространстве с с использованием вспомогательных средств.

Различают следующие категории лиц с нарушениями в развитии:

  1. лица с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. лица с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  3. лица с нарушениями речи;
  4. лица с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
  5. лица с задержкой психического развития (ЗПР);
  6. лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
  7. лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
  8. лица с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

3. Характеристика нарушений

  • Нарушения слуха — люди, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции. Вербальная коммуникация с окружающими у людей этой категории затруднена по причине тугоухости или невозможна в принципе (глухота). Тугоухость – это заболевание, которое характеризуется понижением слуха. Различают три степени тугоухости. При легкой тугоухости (1 степени) человек различает разговор шепотом на расстоянии от 1 до 3 метров, а разговорную речь на расстоянии более 4 метров. Но не может адекватно воспринимать разговор при посторонних шумах или искажении речи. Тугоухость 2 степени (средняя тугоухость)- человек воспринимает шепотную речь на расстоянии меньше, чем один метр, а разговорную речь слышит на расстоянии от 2 до 4 метров. Тугоухость 2 степени характеризуется неразборчивостью в восприятии всех слов в нормальной обстановке, требуются неоднократные повторения некоторых фраз или отдельных слов. Тяжелая тугоухость (3 степень) — невозможности различить шепот даже на очень близком расстоянии, разговорную речь человек слышит на расстоянии меньше чем 2 метра. Используется слуховой аппарат и обучение зрительному восприятию речи (чтению с губ), чтобы иметь возможность общаться. Глухота – это полное отсутствие слуха или такая степень его понижения, при которой восприятие речи становится невозможным.
  • Нарушения речи — различные отклонения от нормы в процессе формирования речевой функции, либо распад уже сложившейся речи. Речевые нарушения могут возникать в любом возрасте, затрагивать как устную, так и письменную речь и препятствовать как порождению, так и пониманию речевого высказывания. Проявляются в расстройствах голоса, артикуляции, звукопроизношения, темпа и плавности речи, в лексических и грамматических нарушениях, в трудностях построения связного высказывания, недостаточности фонематического восприятия, специфических дефектах письма и чтения. Нередко сопровождаются вторичными отклонениями в когнитивной и эмоциональной сферах. К наиболее тяжелым речевым нарушениям относятся дизартрия (нарушение произношения вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата), алалия (отсутствие или недоразвитие речи при нормальном слухе и сохранности возможностей умственного развития.), афазия (нарушение речи, представляющее собой системное расстройство различных видов речевой деятельности). Речевые нарушения могут выступать самостоятельно или в синдроме нервно-психических расстройств, а у детей на фоне таких вариантов дизонтогенеза, как недоразвитие, задержанное, дефицитарное и искаженное развитие.
  • Нарушения зрения — разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота на оба глаза, при которой полностью утрачиваются светоощущение и цветоразличение; практическая слепота, при которой сохраняется либо светоощущение, либо остаточное зрение, позволяющие в известной мере воспринимать свет, цвета, контуры и силуэты предметов. По установленной классификации к слепым относятся лица, острота зрения которых находится в пределах от 0% до 0,04%. Люди с остротой зрения от 0,05% до 0,2% входят в категорию слабовидящих, и уже могут работать с помощью зрения при соблюдении определенных гигиенических требований. Дети с пониженным зрением, или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, — это дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
  • Нарушения опорно-двигательного аппарата (далее — ОДА) — Люди частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта условно подразделяются на 3 группы. К первой относят людей, страдающих остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т.п. Ко второй группе относят людей, страдающих различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной), а также людей, страдающих тяжелыми формами сколиоза. Третью группу составляют люди с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения ОДА связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов ЦНС. При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика лиц, страдающих церебральными параличами, чрезвычайно разнообразна.
  • Задержка психического развития (далее — ЗПР) — особый тип дефицитарного психического развития. ЗПР имеет различное происхождение: в одних случаях она связана с дефектами конституции ребенка, вследствие чего по своему физическому и психическому развитию он начинает соответствовать более раннему возрасту («гармонический инфантилизм»); в других случаях ЗПР возникает в результате различных соматических заболеваний (физически ослабленные дети) или органического поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У детей с ЗПР отмечается значительное снижение работоспособни. У них затруднено усвоение навыков чтения, письма, счета; страдают непосредственная память и внимание; имеются легкие нарушения речевых функций. Указанные затруднения компенсируются при специальных педагогических воздействиях на детей с ЗПР. Дети с ЗПР характеризуются рядом личностных особенностей: недоразвитием эмоциональной сферы, длительным сохранением игровых интересов и т.д.
  • Умственная отсталость (далее — УО) — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это атипичное развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоционально-волевая сфера. Для УО характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития. В результате чего они получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем. Множественные нарушения. Данная группа является самой уязвимой категорией лиц с отклонениями в развитии и требует большего, чем все остальные, объема комплексной реабилитационной и социально-педагогической помощи.
  • Детский аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

4. Рекомендации преподавателям по обучению студентов — инвалидов.

Обучение студентов с нарушением слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов:

  • наглядности,
  • индивидуализации,
  • коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций,
  • использования учебных пособий, адаптированных для восприятия студентами с нарушением слуха,
  • использования электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам для студентов с нарушениями слуха.

К числу проблем, характерных для лиц с нарушением слуха, можно отнести замедленное и ограниченное восприятие; недостатки речевого развития; недостатки развития мыслительной деятельности; пробелы в знаниях; недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением); некоторое отставание в формировании умения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал, оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее; хуже, чем у слышащих сверстников, развит анализ и синтез объектов. Это выражается в том, что глухие и слабослышащие меньше выделяют в объекте детали, часто опускают малозаметные, но существенные признаки.

При организации образовательного процесса со слабослышащей аудиторией необходима особая фиксация на артикуляции выступающего – следует говорить громче и четче, подбирая подходящий уровень. Специфика зрительного восприятия слабослышащих влияет на эффективность их образной памяти – в окружающих предметах и явлениях они часто выделяют несущественные признаки. Процесс запоминания у студентов с нарушенным слухом во многом опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению нового материала с усвоенным ранее.

Некоторые основные понятия изучаемого материала студентам необходимо объяснять дополнительно. На занятиях требуется уделять повышенное внимание специальным профессиональным терминам, а также использованию профессиональной лексики. Для лучшего усвоения специальной терминологии необходимо каждый раз писать на доске используемые термины и контролировать их усвоение.

Внимание в большей степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала: чем они выразительнее, тем легче слабослышащим студентам выделить информативные признаки предмета или явления. В процессе обучения рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал. Сложные для понимания темы должны быть снабжены как можно большим количеством наглядного материала. Особую роль в обучении лиц с нарушенным слухом, играют видеоматериалы. По возможности, предъявляемая видеоинформация может сопровождаться текстовой бегущей строкой или сурдологическим переводом. Видеоматериалы помогают в изучении процессов и явлений, поддающихся видеофиксации, анимация может быть использована для изображения различных динамических моделей, не поддающихся видеозаписи.

Начинать разговор необходимо с привлечения внимание своего собеседника. Если его слух позволяет, назовите его по имени, если нет – слегка положите ему руку на плечо. Разговаривая со слабослышащим, смотрите на него. Не загораживайте свое лицо: собеседник должен иметь возможность следить за его выражением. Говорите ясно и четко. Не следует излишне выделять что-то. Кричать, особенно в ухо, нельзя. Если просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Можно применять жесты. В разговоре необходимо использовать простые короткие предложения и избегать употребления незнакомых для обучающихся оборотов и выражений.

Перед тем как давать объяснение новых профессиональных терминов, следует разобрать смысловое значение каждого слова; убедиться, что вас поняли, спросив у студента. Если не понят ответ или вопрос слабослышащего, можно попросить его повторить или записать то, что он хотел сказать.

Если необходимо сообщить информацию, которая включает в себя номер, правило, формулу, адрес, технический или другой сложный термин, нужно записать ее, продублировать сказанное записями, особенно если информация является важной: правила, инструкции и т.п. Не следует менять тему разговора без предупреждения. нужно использовать переходные фразы, например: «Хорошо, теперь переходим к обсуждению…».

Необходимо проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому студенту, развивать веру в собственные силы и возможности. Учебно-методические презентации являются одной из организационных форм, которые можно использовать в процессе обучения студентов с нарушением слуха. Лекции основаны на принципе сочетания абстрактности мышления с наглядностью, представляют собой набор определенных иллюстраций, отражающих содержание каждой темы дисциплины с небольшим текстовым пояснением. С целью сокращения объема записей целесообразно использовать опорные конспекты, различные схемы, придающие упрощенный схематический вид изучаемым понятиям.

Обучение студентов с нарушением зрения. Специфика обучения слепых и слабовидящих студентов заключается в следующем:

  • дозирование учебных нагрузок;
  • применение специальных форм и методов обучения, оригинальных учебников и наглядных пособий, а также оптических и тифлопедагогических устройств, расширяющих познавательные возможности студентов;
  • специальное оформление учебных кабинетов;
  • организация лечебно-восстановительной работы;
  • усиление работы по социально-трудовой адаптации.

Во время проведения занятий следует чаще переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой. Во время проведения занятия педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки для слабовидящих студентов. К дозированию зрительной работы надо подходить строго индивидуально. Искусственная освещенность помещений, в которых занимаются студенты с пониженным зрением, должна составлять от 500 до 1000 лк. Поэтому рекомендуется использовать крепящиеся на столе лампы. Свет должен падать с левой стороны или прямо. Ключевым средством социальной и профессиональной реабилитации людей с нарушениями зрения, способствующим их успешной интеграции в социум, являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Ограниченность информации у слабовидящих обусловливает схематизм зрительного образа, его скудность, фрагментарность или неточность. При слабовидении страдает скорость зрительного восприятия; нарушение бинокулярного зрения (полноценного видения двумя глазами) у слабовидящих может приводить к так называемой пространственной слепоте (нарушению восприятия перспективы и глубины пространства), что важно при черчении и чтении чертежей.

При зрительной работе у слабовидящих быстро наступает утомление, что снижает их работоспособность. Поэтому необходимо проводить небольшие перерывы. Слабовидящим могут быть противопоказаны многие обычные действия, например, наклоны, резкие прыжки, поднятие тяжестей, так как они могут способствовать ухудшению зрения. Для усвоения информации слабовидящим требуется большее количество повторений и тренировок. При проведении занятий в условиях повышенного уровня шума, вибрации, длительных звуковых воздействий, может развиться чувство усталости слухового анализатора и дезориентации в пространстве.

При лекционной форме занятий слабовидящим следует разрешить использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования, во время занятий. Информацию необходимо представлять исходя из специфики слабовидящего студента: крупный шрифт (16 – 18 размер), дисковый накопитель (чтобы прочитать с помощью компьютера со звуковой программой), аудиофайлы. Всё записанное на доске должно быть озвучено. Необходимо комментировать свои жесты и надписи на доске и передавать словами то, что часто выражается мимикой и жестами. При чтении вслух необходимо сначала предупредить об этом. Не следует заменять чтение пересказом.

В построении предложений не нужно использовать расплывчатых определений и описаний, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде: «предмет находится где-то там, на столе, это поблизости от вас…». Старайтесь быть точным: «Предмет справа от вас».

При работе на компьютере следует использовать принцип максимального снижения зрительных нагрузок, дозирование и чередование зрительных нагрузок с другими видами деятельности; использование специальных программных средств для увеличения изображения на экране или для озвучивания информации; – принцип работы с помощью клавиатуры, а не с помощью мыши, в том числе с использование «горячих» клавиш и освоение слепого десятипальцевого метода печати на клавиатуре.

Слабовидящему студенту нужно помочь в ориентации в пространстве Университета (экскурсии). Находясь в помещении, новом для слабовидящего обучающегося, нужно описать место, где находитесь. Например: «В центре аудитории, примерно в шести шагах от вас, справа и слева — ряды столов, доска – впереди». Или: «Слева от двери, как заходишь, — шкаф». Укажите «опасные» для здоровья предметы.

Когда предлагаете слабовидящему сесть, не нужно его усаживать, необходимо направить его руку на спинку стула или подлокотник.

Во время проведения занятий следует назвать себя и представить других собеседников, а также остальных присутствующих, вновь пришедших в помещение. При общении с группой со слабовидящим нужно каждый раз называть того, к кому обращаетесь. Нельзя заставлять собеседника говорить в пустоту: если вы перемещаетесь, предупредите его.

При знакомстве слабовидящего с незнакомым предметом не следует водить его руку по поверхности предмета, нужно дать ему возможность свободно потрогать предмет. Если попросят помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слабовидящего к предмету и брать его рукой этот предмет, лучше подать ему этот предмет или подвести к нему. Заметив, что слабовидящий сбился с маршрута или впереди него есть препятствие, не следует управлять его движением на расстоянии, нужно подойти и помочь выбраться на нужный путь. Если не получится подойти, необходимо громко предупредить об опасности.

При спуске или подъеме по ступенькам слабовидящего ведут боком к ним. Передвигаясь, не делают рывков, резких движений. Особое внимание следует уделять развитию самостоятельности и активности слабовидящих студентов, особенно в той части учебной программы, которая касается отработки практических навыков профессиональной деятельности. Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому студенту, развивать веру в собственные силы и возможности.

Обучение студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее — ДЦП). Студенты с ДЦП представляют собой многочисленную группу лиц, имеющих различные двигательные патологии, которые часто сочетаются с нарушениями в познавательном, речевом, эмоционально-личностном развитии. Обучение студентов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях:

  • посильная медицинская коррекция двигательного дефекта;
  • терапия нервно-психических отклонений;
  • купирование соматических заболеваний, должно сочетаться с лечением на базе поликлиники, занятиями ЛФК и логопедическими занятиями на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра.

Специфика поражений ОДА может замедленно формировать такие операции, как сравнение, выделение существенных и несущественных признаков, установление причинноследственной зависимости, неточность употребляемых понятий. При тяжелом поражении нижних конечностей руки присутствуют трудности при овладении определенными предметно-практическими действиями. Поражения ОДА часто связаны с нарушениями зрения, слуха, чувствительности, пространственной ориентации. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить фигуры, складывать из частей целое. В письме выявляются ошибки в графическом изображении букв и цифр (асимметрия, зеркальность), начало письма и чтения с середины страницы; Нарушения ОДА проявляются в расстройстве внимания и памяти, рассредоточенности, сужении объема внимания, преобладании слуховой памяти над зрительной. Эмоциональные нарушения проявляются в виде повышенной возбудимости, проявлении страхов, склонности к колебаниям настроения.

Продолжительность занятия не должна превышать 1,5 часа (в день 3 часа), после чего рекомендуется 10–15-минутный перерыв. Для организации учебного процесса необходимо определить учебное место в аудитории, следует разрешить студенту самому подбирать комфортную позу для выполнения письменных и устных работ (сидя, стоя, облокотившись и т.д.). При проведении занятий следует учитывать объем и формы выполнения устных и письменных работ, темп работы аудитории и по возможности менять формы проведения занятий. С целью получения лицами с поражением опорно-двигательного аппарата информации в полном объеме звуковые сообщения нужно дублировать зрительными, использовать наглядный материал, обучающие видеоматериалы. При работе со студентами с нарушением ОДА необходимо использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки.

Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию студента, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. У таких студентов наблюдаются нарушения личностного развития: пониженная мотивация к деятельности, страхи, связанные с передвижением и общением, стремление к ограничению социальных контактов. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности к внешним раздражителям и пугливости. У одних отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других — вялость, пассивность и двигательная заторможенность.

При общении с человеком в инвалидной коляске, нужно сделать так, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. На неё нельзя облокачиваться. Нельзя начать катить коляску без согласия сидящего в ней. Нужно спросить, необходима ли помощь, прежде чем оказать ее. Необходимо предложить помощь при открытии дверей или наличии в помещениях высоких порогов. Если предложение о помощи принято, необходимо спросить, что нужно делать, четко следуя инструкциям. Передвигать коляску нужно медленно, поскольку она быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда необходимо лично убеждаться в доступности мест, где запланированы занятия. Можно предложить старосте группы, где обучается студент-инвалид или студент заранее известить его о возможных проблемах с доступностью объекта.

Лица с психическими проблемами могут испытывать эмоциональные расстройства. Если человек, имеющий такие нарушения, расстроен, нужно спросить его спокойно, что можно сделать, чтобы помочь ему. Не следует говорить резко с человеком, имеющим психические нарушения, даже если для этого имеются основания. Если собеседник проявляет дружелюбность, то лицо с ОВЗ будет чувствовать себя спокойно.

При общении с людьми, испытывающими затруднения в речи, не следует: – перебивать и поправлять. Необходимо быть готовым к тому, что разговор с человеком с затрудненной речью займет больше времени. Старайтесь задавать вопросы, которые требуют коротких ответов или кивка. При общении с людьми с гиперкинезами (непроизвольными движениями тела или конечностей):

  • во время разговора не отвлекайтесь на непроизвольные движения собеседника, потому что можете пропустить что-то важное;
  • при гиперкинезах встречаются затруднения в речи.

Преподаватель должен проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха для студентов с ОВЗ, своевременно оказывать помощь, развивать веру в собственные силы и возможности.

5. Общие рекомендации по работе со студентами-инвалидами.

  • Использование указаний, как в устной, так и письменной форме;
  • Поэтапное разъяснение заданий;
  • Последовательное выполнение заданий;
  • Повторение студентами инструкции к выполнению задания;
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения;
  • Демонстрация уже выполненного задания (например, решенная математическая задача);
  • Близость к студентам во время объяснения задания;
  • Разрешение использовать диктофон для записи ответов учащимися;
  • Акцентирование внимания на хороших оценках;
  • Распределение студентов по парам для выполнения проектов, чтобы один из студентов мог подать пример другому;
  • Свести к минимуму наказания за невыполнение задания; ориентироваться более на позитивное, чем негативное;
  • Составление индивидуальных планов, позитивно ориентированных и учитывающих навыки и умения студента;
  • Игнорирование незначительных поведенческих нарушений. Разработка мер вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным.

6. Технологии достижения успеха в работе со студентами-инвалидами

Педагогам следует способствовать созданию доброжелательной атмосферы во всех группах, где студенты могут обсуждать свою жизнь и чувства, где развита взаимная поддержка и коллективная работа.

Необходимо отмечать достижения студента относительно его успехов, нестандартные достижения. Следует использовать возможности внеучебной работы, например, во время занятий в кружках, участия в общеуниверситетских мероприятиях.

Понятие формы обучения

Деятельность учащихся но усвоению содержания образования осуществляется в различных формах.

Латинское слово forma означает внешнее очертание, наружный вид, структура чего-либо. По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях: форма обучения и форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Такие классификации не являются строго научными, но позволяют несколько упорядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Рассмотрим теперь, какой смысл вкладывается в понятие «форма организации обучения», или «организационная форма обучения». Эти понятия рассматриваются как синонимы.

Форма организации обучения – это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т.д.).

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным основаниям. Например, в основе классификации В. И. Андреева лежит структурное взаимодействие элементов по доминирующей цели обучения. Автор выделяет следующие формы организации обучения: вводное занятие; занятие по углублению знаний; практическое занятие; занятие по систематизации и обобщению знаний; занятие по контролю знаний, умений и навыков; комбинированные формы занятий.

В. А. Онищук подразделяет формы организации обучения по дидактическим целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.

А. В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуальноколлективные занятия.

К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение.

Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии, деловые игры.

Индивидуально-коллективные занятия – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

Современная жизнь все больше требует от человека умения быстро учиться и овладевать новыми навыками. От этого зависят и результаты в наиболее важных сферах жизнедеятельности, и успех в жизни вообще, и самооценка, и самореализация, и многое другое. Это умение наделяет человека вполне ощутимыми преимуществами перед другими людьми и позволяет достигать новых высот. И сегодня мы хотим поделиться с вами несколькими полезными идеями на тему быстрого обучения.

Общие рекомендации по быстрому обучению

Если проанализировать особенности личности успешных людей, можно выделить одну характерную черту: вне зависимости от того, сколько им лет и чем они занимаются, они умеют быстро осваивать новое и никогда не позволяют отсутствию каких-либо компетенций усложнять себе жизнь или мешать достигать успеха. По мнению ученых, есть семь основных рекомендаций, которые помогут любому человеку начать обучаться быстрее.

Разделяйте процесс на короткие промежутки

Изучая что-либо, не стоит пытаться усвоить все за один присест. Обучаться любым вещам намного эффективнее, если разделять процесс на небольшие промежутки, например, по 40-50 минут. Заниматься меньше непродуктивно, а больше – слишком утомительно для мозга. Научно доказано, что беспрерывная работа действует на мозг утомляюще, и, если не давать ему отдыхать, он просто перестанет воспринимать информацию. А это может стать причиной серьезного переутомления и выгорания. По этой причине каждый час делайте перерывы на 10-15 минут, а после этого вновь приступайте к занятиям. После небольшой передышки продуктивность и концентрация станут намного выше.

Вносите в процесс обучения разнообразие

Как ни странно, но беспрерывное заучивание и повторение одного и того же вовсе не гарантирует эффективного запоминания. Сегодня есть множество разных способов запоминать информацию: перефокусировка, вдумчивое чтение, запись интересных идей и т.д. Совмещайте новые методики с привычным для себя способом обучения, и откладываться в памяти будет намного больше. На эту тему даже был проведен эксперимент: студентов разделили на две группы и дали им задание освоить тему. Студенты, все время применявшие один и тот же метод обучения (например, чтение), осваивали материал хуже, чем студенты, использовавшие разные методики. А что касается самих методик, то о них можно почитать в наших статьях «Как научиться лучше усваивать прочитанное» и «7 правил запоминания информации».

Делайте заметки

Да, ведение записей типа конспектов сегодня практикуется множеством людей. Но большинство делает это на компьютере, планшете или смартфоне. Однако специалисты рекомендуют действовать по старинке – используя бумагу и ручку. Записывая что-либо от руки, мы не только задействуем моторную память, но и намного лучше вникаем в информацию. А вот постоянное обращение к разным гаджетам, конечно, полезно, но, по сути, представляет собой просто запись слов и предложений. Помимо этого, вести записи для обучения в электронных устройствах не очень-то и удобно, плюс присутствует масса отвлекающих факторов – оповещения, сообщения, письма на электронную почту и т.д.

Откажитесь от многозадачности

Достаточно тяжело достигнуть максимального уровня продуктивности, если заниматься в одно и то же время несколькими делами. Мало того, что внимание постоянное мечется, а концентрации нет практически никакой, так еще и ни одно из дел не будет выполнено качественно. Мозг, от которого требуют все время разрываться между задачами, воспринимает информацию очень плохо, и нет ничего удивительного в том, что и обучение продвигается «в час по чайной ложке». Если хотите учится быстрее, забывайте обо всем на свете: выключите все гаджеты, поставьте телефон на «вибро», скажите домашним, чтобы они вас не отвлекали и т.д. Даже если вы уделяете обучению 15 минут в день, в эти 15 минут для вас не должно существовать ничего другого.

Отдыхайте и спите

Для полноценного усвоения новой информации (как знаний, так и навыков) мозг нуждается в периодическом отдыхе, в том числе и во сне. Издание «Psychological Science» не так давно проводило эксперимент. Для него отобрали добровольцев и разделили их на две группы. Обе группы должны были в течение двух сессий учиться переводить слова с французского языка на суахили. Первая группа занималась в один и тот же день утром и вечером, а вторая – вечером одного дня и утром второго (как понимаете, между занятиями был сон). В итоге результаты второй группы были на 25% лучше, чем первой. Так что если хотите учиться быстрее, обязательно отдыхайте и спите, можно спать даже небольшими промежутками в течение дня (посмотрите нашу статью «Альтернативные способы сна»).

Меняйте обстановку

Смена обстановки во время обучения действует точно также, как смена методов обучения, – человек учится быстрее и лучше. Попробуйте заниматься в разных местах: дома, в парке на скамейке, на пляже рано утром, в кафе, в библиотеке и т.д. Экспериментируйте и следите за своими ощущениями, чтобы понять, какая обстановка подходит вам более всего. Одни люди лучше концентрируются в полной тишине, другие – среди людей, третьи – под звуки природы. Ищите свою «волшебную формулу». Помимо прочего, определенные люди, объекты и события могут ассоциироваться у вас с какой-то информацией и умениями, а это поможет вам намного лучше их запоминать и усваивать.

Учите других

Один из лучших способов чему-то научиться – это начать учить этому кого-то другого. Даже если вы еще не очень хорошо разбираетесь в теме или недостаточно освоили навык, при демонстрации знаний и умений информация в любом случае будет структурироваться и лучше откладываться в голове, а движения будут оттачиваться и доводиться до автоматизма. Учить можно кого-то из друзей, коллег или домочадцев, а если реального человека поблизости нет, можно представить собеседника и уже этому выдуманному субъекту что-то рассказать, объяснить или показать. Таким образом вы многократно повысите процент усвоения информации.

А еще мы думаем, что каждому, кто хочет учиться быстрее, необходимо усвоить очень важный принцип обучения, который, как и вышеназванные рекомендации, можно смело назвать базовым. Но рассказывать мы о нем не будем – лучше посмотрите небольшой видеоролик на эту тему.

Процесс обучения не завершается ни с выпуском из школы, ни с окончанием института. Он продолжается всю жизнь. Вождение автомобиля, освоение компьютерных программ, воспитание детей и многое другое – человеческий мозг все время получает, обрабатывает и впитывает новую информацию. Но вот скорость этих процессов меняется – если в детстве мы усваивали знания и овладевали многими навыками очень быстро, то с возрастом обучаться становится сложнее. Поэтому дальше мы хотим поговорить о том, как практически в любом возрасте сделать так, чтобы мозг работал лучше.

Профилактика мозга или как учиться быстрее всегда

Мозг представляет собой сложный механизм. Нередко его даже сравнивают с очень мощным компьютером. И если провести аналогию, легко понять, что, как и любой механизм или компьютер, он требует систематического технического обслуживания. В противном случае справляться с задачами ему будет сложно. Вот ряд привычек, которыми можно овладеть, чтобы обучаться было легче и быстрее:

  • Занятия спортом. Как показали неоднократные научные исследования, физические нагрузки помогают не только укрепить здоровье и натренировать тело, но и улучшить работоспособность мозга. Когда чувствуете, что мозг переутомлен, сделайте передышку и сходите на пробежку, выполните простую зарядку или поплавайте в бассейне. Уже через 15 минут вы заметите, что стали лучше концентрироваться, а мышление приобрело ясность.
  • Медитация. Эта практика известна с очень древних времен, причем люди использовали ее как для релаксации, снятия стресса и успокоения мыслей, так и для улучшения памяти, концентрации и других способностей, очень важных в жизни вообще и в обучении в частности.
  • Питье воды. О том, почему нужно пить воду, вы, наверное, и сами прекрасно знаете (если нет, почитайте нашу статью «10 причин пить воду каждый день»). Здесь же мы только скажем, что ученые из университета Восточного Лондона обнаружили, что обычная питьевая вода способствует лучшей концентрации и решению сложных задач. В издании Daily Mail были опубликованы результаты исследований, согласно которым, люди, которые испытывают жажду, думают на 14% медленнее тех, кто регулярно пьет воду.
  • Употребление Омега-3. Эти кислоты просто незаменимы, т.к. нормализуют нервные процессы и восстанавливают их, если они были нарушены. К ним относятся память, скорость мышления и внимание. Так что если хотите, чтобы мозг работал лучше, кушайте грецкие орехи, тыквенные семечки, палтус, сардину, скумбрию и лосось. А если любите салаты, добавляйте в них льняное масло – это вкусно и полезно.
  • Здоровый сон. И в очередной раз мы говорим о сне. Высыпаться нужно просто обязательно, чтобы мозг функционировал стабильно и эффективно. Благодаря сну повышается скорость восприятия, улучшается способность принимать решения и делать правильные умозаключения, обеспечивается высокий уровень интеллекта. Кстати, если перед сном еще раз перечитать лекцию или стихотворение или повторить важный материал, за ночь информация лучше закрепится в памяти.
  • Хобби и увлечения. Как уже ни раз было сказано, постоянно заниматься какой-то одной деятельностью совсем не полезно и даже вредно. Вы должны отвлекаться, чтобы обеспечить мозгу полноценный отдых. А переключаться специалисты рекомендуют на какие-то интересные занятия. Попробуйте найти для себя такое увлечение или хобби, которое будет связано с концентрацией внимания и координацией. Примером может послужить жонглирование. Было даже исследование, показавшее, что регулярное жонглирование положительно действует на работу мозга. А вообще можно заниматься и каким-то интересным интеллектуальным трудом, к примеру, разгадыванием шарад, загадок, головоломок, отгадыванием кроссвордов и сканвордов, играми на развитие мышления и т.д.
  • Веселье и развлечения. Уже не одну сотню лет известно, что смех не просто улучшает настроение и поднимает жизненный тонус, а способствует развитию креативности, нейтрализует негативные эмоции, помогает находить решения множества проблем и даже быстрее достигать целей.

Такая вот несложная профилактика мозга поможет вам всегда быть на позитиве и успешнее справляться с разными задачами, в том числе и с учебными. Однако процесс обучения можно многократно улучшить и другими способами. Давай посмотрим, что еще мы можем сделать, чтобы учиться быстрее.

Оптимизация процесса обучения

На самом деле учиться быстро не так сложно, как может показаться. Для этого вовсе не требуется годами тренироваться, изучать навороченные методики и постигать практики духовного роста. Достаточно лишь подойти к процессу обучения с головой и выстроить его надлежащим образом. Что это означает, вы сейчас и узнаете.

Итак, чтобы оптимизировать процесс обучения, используйте этот комплекс рекомендаций:

  • «Разминайте» мозг. Перед тем как полостью погрузиться в обучение, немного развлекитесь, чтобы настроиться на работу. Просто-напросто чуть-чуть раскачайте мозги. Для этого можно решить парочку несложных задач, вспомнить стихотворение, подобрать десяток синонимов для какого-нибудь слова и т.д. Как тело требует разогрева перед тренировкой, так и мозг требует разминки перед тем, как вы начнете его использовать.
  • Обустраивайте пространство. Обстановка, в которой вы учитесь, имеет немалое значение. Вам должно быть комфортно, а для создания этого самого комфорта необходимо работать в чистоте и порядке. Если учитесь дома, разгребите завалы, уберите со стола все лишнее, оптимизируйте рабочее пространство. Не пренебрегайте и тем, о чем мы тоже уже говорили, – сменой обстановки. Единственное, чего не стоит делать, – это пытаться учить что-то, лежа в кровати. Подсознание автоматически ассоциирует ее со сном, и даже если вы настроены решительно, сконцентрироваться вам будет сложно, а со временем вы и вовсе захотите спать.
  • Сокращайте материал. По мере изучения чего-либо, вы, вероятнее всего, будете делать записи. Но не стоит писать «простыни» текста у себя в тетрадке. Например, автор нескольких книг по эффективному обучению и работе Тим Феррис говорит, что при конспектировании и заучивании материал нужно максимально сокращать. Лучше всего, если вся важная информация будет сжата до объема в 1-2 страницы при помощи сокращений, символов и рифм. Не менее эффективно сопровождать записи ментальными картами, диаграммами, графиками и таблицами – они помогают минимизировать объем данных, а также намного проще воспринимаются, легче запоминаются и точнее воспроизводятся.
  • Используйте разные форматы обучения. Чем разнообразнее будут источники, из которых вы черпаете знания, тем больше будет процент их усвоения. Здесь вступает в силу принцип активизации разных отделов головного мозга – если все они задействованы и работают согласованно, то и информация будет восприниматься и запоминаться лучше и быстрее. Читайте книги, учебники и статьи, смотрите видеозаписи, прослушивайте аудиоматериалы, ведите записи, печатайте и проговаривайте вслух. Естественно, делать все это одновременно не нужно – просто чередуйте разные форматы. Уже по прошествии нескольких часов вы заметите, что начали понимать и запоминать намного больше.
  • Применяйте метапознание. Представленный термин можно охарактеризовать, как умение человека осознавать свое собственное сознание. Это значит, что вы проводите анализ своего мыслительного процесса, определяете способности выполнять поставленные задачи, ставите и оцениваете цели, которые могут для этого подойти. Работая даже с очень сложным материалом, не обращайте внимание на первое впечатление, а оцените свою способность к его освоению и усвоению. Если учиться получается на так быстро, как вам хотелось бы, если имеются какие-то проблемы, найдите способы все это устранить: освойте новые методы, разнообразьте процесс, обратитесь к специалисту, почитайте форумы и т.д. Чем лучше вы будете знать свои собственные особенности восприятия информации, тем более продуктивным будет ваше обучение.
  • Связывайте знания между собой. Информация, которую вы узнаете по какой-либо теме, скорее всего, не нова, а просто дополняет ту, что у вас уже есть. Поэтому новые знания нужно расценивать не как нечто обособленное и принципиальное новое, а пытаться соотнести их с уже полученными знаниями. Если вы сформируете привычку мысленно сопоставлять и связывать то, что учите, и то, что уже выучили, учиться вы сможете эффективнее и быстрее. Теория и практика – весь опыт, которым вы обладаете, должен складываться в одну большую целостную картину в вашем сознании. Вычленять из нее те или иные сведения намного легче, чем пытаться отыскать отдельные крупицы сведений.
  • Проецируйте на практику. Многие люди делают ошибку – совершенно упускают из виду область применимости получаемых знаний. В результате они становятся бесполезным багажом, затираются и забываются – поэтому приходится учить, зубрить, бесконечно повторять. Если вам нужно надолго что-то запомнить, попробуйте спроецировать то, что знаете, к сфере действий. Формулы и теоремы легко проверяются в решении задач, факты устанавливаются через обращение к энциклопедиям или эмпирическим путем, навыки оттачиваются посредством многократных повторений. Если вы будете знать, где и как можно применить что-то, и тем более если сами попробуете это сделать, знания прочно закрепятся в памяти.
  • Проверяйте себя. Не стоит ждать контрольной, зачета или экзамена. Как только что-то узнали, изучили, выучили, сразу же приступайте к самопроверке. Придумывайте сами для себя тесты, просите знакомых, домашних и друзей устроить вам небольшой опрос, пользуйтесь Интернетом – сегодня там можно найти вопросы и тесты по самым разным направлениям. Такой подход покажет вам ваши слабые места, вы поймете, что еще нужно подучить, что освоить, в чем чуть больше попрактиковаться. Важно не просто механическое запоминание, а понимание и глубокое усвоение. И самопроверка способствует этому как нельзя лучше.
  • Обучайтесь вместе с кем-то. Изучать или осваивать что-то может быть довольно скучно. Но если найти единомышленников, процесс может стать гораздо интереснее. Учитесь в школе или институте – занимайтесь с одноклассниками и однокурсниками, повышаете квалификацию на работе – привлеките к занятиям коллегу, осваиваете что-то просто для себя – заинтересуйте этим друга или вторую половину. Командная работа, даже если команда состоит всего их двух человек, всегда спорится легче, позволяет лучше сконцентрироваться, эффективнее организовать процесс. К тому же, имея напарника, вы всегда сможете на 10-15 минут отвлечься, посмеяться, поговорить на отстраненные темы.

И, пожалуй, самый главный совет: никогда не бойтесь учиться и начинать новые дела. Даже если что-то кажется вам сложным и «неподъемным», закатайте рукава и принимайтесь за работу. Как известно, дело мастера боится. Любую информацию можно изучить и понять, любым навыком при должном усердии можно овладеть. Вся суть кроется в личном отношении и настрое. Если вы будете верить в себя и стремиться к успеху, ничто вас не остановит. И, конечно же, развивайте свои способности, тренируйте мозг, повышайте интеллект. Саморазвитие позволит вам «прокачать» свои способности и улучшить результаты.

В нашей Библиотеке вы можете прочитать обзор по книге Роджера Сайпа «Развитие мозга».

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Особенности организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья установлены частью III Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (далее — Порядок), а также непосредственно частями 5, 6 статьи 41 и статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях (п. 33 Порядка, части 10, 11 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ).

Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей проводится ПМПК, создаваемой согласно ч. 5 ст. 42 Федерального закона № 273-ФЗ. Положение о ПМПК утверждено приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082.

Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) учащихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Данным актом должны быть урегулированы вопросы финансирования обучения данной категории детей за счет бюджетных ассигнований, вопросы привлечения и оплаты труда педагогических и иных работников и другие.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ).

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации (ч. 11 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ).

Кроме того, вопросы получения детьми-инвалидами образования отражаются и в индивидуальной программе реабилитации инвалида, которая представляет собой разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (статья 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Такая программа должна содержать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

ПМПК должна оказывать содействие федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида (подпункт «г» п. 10 Положения о ПМПК, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082).