Регулирование цен государством

Правовые основы государственного регулирования цен. Ответственность в сфере ценообразования

Согласно п. “ж” ст. 71 К РФ основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. Несмотря на такое конституционное установление, в настоящий момент в нашей стране нет единого ФЗ, регулирующего основы ценовой политики.

Положения о ценах заключены в ряде иных актов, регулирующих отдельные аспекты хозяйственной деятельности. В ч. 1 ст. 424 ГК РФ отражена норма, которая базируется на принципе свободного ценообразования с изъятиями, предусмотренными законом. В ней говорится о том, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В определённых законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. НК РФ в ст. 40 определяет права налоговых органов по контролю за применением свободных цен в целях налогообложения.

Нормы исследуемого института содержатся в ст. 14.6 КоАП РФ “Нарушение порядка ценообразования”.

Нормы ценового регулирования содержатся в антимонопольном законодательстве. Так, Закон о защите конкуренции, определяя понятия монопольно высоких (ст. 6) и монопольно низких (ст. 7) цен, устанавливает (ст. 10), что их применение субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, является одной из форм злоупотребления им своим положением и трактуется как монополистическая деятельность.

Главную роль в регулировании данной сферы в настоящее время играют подзаконные нормативные акты. В отсутствие единого закона о ценах подзаконными актами определены принципиальные положения правового регулирования, закреплена ценовая политика.

Правовые основы современного рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. “О мерах по либерализации цен”. В настоящее время они определяются следующими актами:

— Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)”;

— Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен”.

Данными актами определена государственная ценовая политика. Она направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупок и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В целях реализации государственной ценовой политики Правительством РФ утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

В настоящее время Правительством РФ утверждено 3 перечня:

— перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти (газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения и др.);

— перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ (газ, реализуемый населению; топливо твёрдое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.);

— перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания и др.).

Большой массив источников ценового регулирования составляют НА федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией.

Государственное регулирование цен осуществляют:

1)Правительство РФ;

2)Федеральная служба по тарифам;

3)отраслевые федеральные органы исполнительной власти.

Вопросы применения санкций и ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в области цен регулируются Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)” и КоАП РФ.

В субъектах РФ приняты свои законодательные и подзаконные акты. В качестве примера можно назвать Закон г. Москвы о контроле за ценами.

К ценовым правонарушениям, в частности, относятся:

— завышение или занижение регулируемых, предельных цен;

— завышение или занижение установленных надбавок;

— завышение предельного уровня рентабельности, в том числе за счёт включения в расходы на производство (реализацию) продукции отчислений, не предусмотренных федеральным законодательством;

— непредоставление или предоставление в уменьшенном размере установленных скидок, в том числе непредоставление установленных льгот;

— нарушении порядка декларирования или регистрации цен;

— установление субъектами ценообразования, по характеру своей деятельности обязанными в соответствии с ГК РФ заключать публичный договор, разного уровня цен на однородную продукцию;

— взимание платы за продукцию, которая в соответствии с федеральным законодательством должна быть предоставлена бесплатно;

— завышение цен на продукцию, поставляемую субъектами ценообразования по государственным контрактам на поставку товаров для государственных нужд.

Приведенный в Законе перечень правонарушений порядка применения цен и тарифов не является исчерпывающим.

Ст. 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т. п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Эти правонарушения наказываются штрафом:

— для граждан (от 2 тысяч до 2 тысяч 500 рублей);

— для должностных лиц (от 4 тысяч до 5 тысяч рублей);

— для ЮЛ (от 40 тысяч до 50 тысяч рублей).

8.Правовые основы государственного регулирования цен.

Цена (тариф, расценка, ставка) (доктринальное понятие) –это выраженная в валюте РФ стоимость единицы продукции (товара, работ, услуг) в возмездном договоре, а при отсутствии такого – в счете (в платежном требовании).

Государственное регулирование цен — одна из форм государственного вмешательства в сферу ценообразования в виде правовых запретов и ограничений. Такое регулирование (установление) цен нельзя рассматривать в качестве одного из примеров произвольного вмешательства государства в частные дела. Согласно ст. 424 ГК применение цен (тарифов, расценок, ставок и т. п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами, возможно в случаях, предусмотренных законом. Формулировка ст. 424 указывает на особое значение федеральных законов, которые призваны играть роль ограничения публичного вмешательства в частноправовые отношения. На законодателя возлагается огромная ответственность по определению степени глубины (границы) такого вмешательства.

В перечень продукции (товаров) и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, входят, в частности: продукция ядерно-топливного цикла; электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; продукция оборонного назначения; алмазное сырье, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия; перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте и др.

Постановлением Правительства РФ № 239 определен перечень продукции, товаров и услуг, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации. Данный перечень включает: газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам; газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств); электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются региональными энергетическими комиссиями; топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта) и др.

Заметно повышается необходимость государственного регулирования цен монополий. Монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Своей способностью регулировать общий объем предложения монополисты могут искусственно ограничивать объем продукции и тем самым получать за нее более высокие цены, а очень часто и устойчивую экономическую прибыль. Эти цены и прибыли, превышающие конкурентные, прямо противоречат интересам потребителей. Поэтому в данной сфере государственного регулирования цен (тарифов) применяются следующие методы: установление фиксированных цен (тарифов) на продукцию (услуги); установление предельного уровня цен и предельных надбавок (коэффициентов цен); установление предельного уровня рентабельности и размеров торговых надбавок; декларирование (согласование) цен и тарифов в органах ценообразования при формировании свободных цен и тарифов предприятиями-монополистами1. Причем в ряде регионов (субъектов Федерации) страны были приняты специальные правовые акты, направленные на недопущение необоснованного повышения цен на продукцию (услуги) предприятий, занимающих доминирующее положение на местном рынке.

Система государственных органов регулирования цен. В современной России политика цен на федеральном уровне осуществляется прежде всего Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти.

Отдельные полномочия в области государственного регулирования цен (тарифов) закреплены за отраслевыми федеральными органами исполнительной власти.

В силу ст. 6 Закона о монополиях органы регулирования естественных монополий могут применять ценовое регулирование как метод регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Диспозитивность данной нормы позволяет сделать вывод, что организация (субъект естественной монополии) вправе самостоятельно определять тарифы на свои услуги. И только в случае нарушения баланса интересов потребителей и непосредственно монополиста возможно вмешательство государства в процесс ценообразования.

В ст. 12 Закона о тарифах определены основания для принятия органами регулирования естественных монополий решений о применении методов регулирования. При этом оценивается обоснованность затрат и принимаются во внимание:

издержки производства (реализации) товаров, в том числе заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;

налоги и другие платежи;

стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для их воспроизводства, и амортизационные отчисления;прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам);

удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;

соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу потребителей;

государственные дотации и другие меры государственной поддержки.

На уровне субъектов Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы, а на уровне муниципальных образований — органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации создаются специализированные подразделения по проведению ценовой политики.

Административные санкции в сфере ценообразования. Данные санкции применяются в случаях, когда речь идет об установленных и регулируемых государством ценах. Напротив, санкции не применяются в отношении свободных (рыночных) цен, согласованных с покупателями (потребителями). И это понятно, поскольку здесь — сфера частноправового регулирования и применения гражданско-правовых санкций.

О возможности применения административно-правовых (восстановительных по своей направленности) санкций прямо говорится в Указе Президента РФ № 221. Установлено (п. 4), что к предприятиям и организациям, нарушившим нормы (правила) законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), должны применяться санкции в виде взыскания всей суммы излишне полученной выручки и штрафа в таком же размере, а при повторном нарушении — штрафа в двойном размере. Указанные санкции не применяются в случае, если хозяйствующий субъект, выявив нарушение, самостоятельно перечислит все излишне полученные суммы в бюджет и одновременно понизит цены.

Излишне полученные суммы определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции (оказания услуг) по завышенным ценам и стоимостью этой же продукции по ценам, сформированным в соответствии с действующим законодательством о ценах.

Основания для применения экономических санкций:

завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги;

завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;

завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;

завышение установленных надбавок (наценок) к ценам и др.

Полученные в результате ценового правонарушения излишние суммы, а также суммы штрафа взыскиваются в судебном порядке. Сравнительно недавно применялся бесспорный порядок взыскания денежный средств, Органы ценообразования на основании проведенных ими проверок принимали соответствующее решение о применении санкций. В случае неисполнения указанного решения в добровольном порядке оно (решение) исполнялось принудительно путем передачи необходимых документов в органы налоговой инспекции, зарегистрировавшей организацию в качестве налогоплательщика. Такой (бесспорный) порядок был предусмотрен п. 11 постановления Правительства РФ от 19 декабря 1991 г. № 55 «О либерализации цен». Огромные суммы взыскивались без суда

Административные санкции (больше известные в законодательстве и на практике под названием «экономические санкции») имеют давнюю историю. Например, с 1971 г. органам Госстандарта, вневедомственного и ведомственного контроля было предоставлено право взыскивать так называемые экономические санкции, применяемые за нарушение стандартов и технических условий. В дальнейшем наметилась тенденция к расширению сферы применения экономических санкций; была образована система правовых (восстановительных) санкций. Такие санкции применяются в области строительства, охраны окружающей среды и др.

Следует согласиться с мнением о том, что применение экономических санкций носит в принципе фискальный характер. У государства появляется вторичный имущественный интерес (помимо уплаты предприятиями налогов и неналоговых платежей) по изъятию части прибыли предприятия в виде экономических санкций»‘. Такое изъятие производится без учета вины предприятия. Для их применения достаточно, например, установить сам факт нарушения государственной хозяйственной дисциплины (в нашем случае — дисциплины цен).

Действительно, экономические санкции в форме изъятия прибыли (выручки) — продукт административно-командной системы управления экономикой. Им нет места в развитой рыночной экономике.

Особый механизм применения санкций предусматривается для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Согласно п. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции установление монопольной цены является формой злоупотребления доминирующим положением. Руководствуясь ст. 23 названного Закона, антимонопольный орган вправе дать соответствующему хозяйствующему субъекту предписание о прекращении злоупотребления своим доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. Такое предписание может служить основанием для обращения покупателя или самого антимонопольного органа в арбитражный суд с иском об изменении или о расторжении договора. В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа (п. 3 ст. 51).

Аналогичная процедура применения санкций предусмотрена Законом о монополиях. Нарушитель установленной цены перечисляет всю прибыль, полученную в результате правонарушения, в федеральный бюджет в срок, определенный решением органа регулирования естественной монополии. В случае если эти суммы не будут перечислены, названный орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании необоснованно полученной прибыли (п. 4 ст. 24 Закона о монополиях).

Действующее законодательство устанавливает административную ответственность граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), должностных лиц и юридических лиц за нарушение государственной дисциплины цен (ст. 14.6 КоАП). Завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий (п. 2 ст. 14.6 КоАП).

Особенности ценового регулирования

При помощи ценового регулирования государство воздействует на компании и отрасли, помогая им развиваться. Регулирование цен позволяет поддерживать равновесие предложения и спроса, ставя в соответствие возможности потребителей и денежные интересы изготовителя продукции.
Цена определяет работу рыночного механизма и наоборот. Меры, принятые государством для стимулирования производства и потребления автоматически отразятся на цене. В то же время, регулирование цены позволяет скорректировать процесс воспроизводства.
Между рыночным механизмом и ценой существует взаимозависимость, определяемая рефлексивным действием. Государство воздействует на экономический механизм (спрос и предложение), что прямо или опосредованно отражается на цене, повышая или понижая последнюю. Аналогично и установление фиксированной цены или ограничение уровня цен определяет ход воспроизводственного процесса.
В Конституции Российской Федерации, в статье 71 определено, что политика ценообразования включает действие государства и других экономических агентов, регулирующее цену и контролирующее применение цен.
Регулируя цены через методы административного, финансового, бюджетного или законодательно-нормативного порядка правительство управляет уровнем цен так, чтобы обеспечить экономический рост и социально-экономическую стабильность в обществе. Тем самым, стимулируется свобода предпринимательской деятельности, защищаются предприниматели и предприятия, понижается уровень инфляции и нивелируются ее социально-экономические последствия.
Далее определим социально-экономическое значение прямого и косвенного регулирования цен.

Прямое и косвенное регулирование цен

Государственное регулирование ценообразования может быть как прямое, так и косвенное.
Прямое влияние государства на ценообразующие процессы в экономике предусматривает административное вмешательство, директивную роль и законодательные ограничения.
К методам прямого регулирования ценообразования специалисты относят следующие инструменты:

  • фиксацию уровня цены, определение порядка, объемов и направления ее коррекции;
  • установление предельной и минимальной границы цены;
  • установление минимального, фиксированного или предельного коэффициента изменения цен, нормативного уровня рентабельности, уровня снабженческо-сбытовой (оптовой), торговой надбавки и наценки;
  • вводится порядок декларирования цен;
  • происходит замораживание цен на все или на отдельные товары, услуги;
  • установка рекомендуемой, залоговой, гарантийной, паритетной цены.

Государство использует прямые инструменты ценового регулирования в отдельных (как правило, стратегически важных) отраслях экономики. Таких как — электроэнергетика, связь, транспорт, сельское хозяйство, водоснабжение).
Косвенное регулирование ценообразования хозяйствующих субъектов предполагает воздействие на факторы опосредованно связанные с ценами.
Динамика и сила воздействия государства на ценообразование в отраслях экономики всецело зависит от состояния дел в экономике. Если в стране доминируют кризисные тенденции и стоит задача поддержки целых секторов экономики, то применяется активное управление ценами. По мере снижения кризисных тенденций и факторов происходит ослабление воздействия государства на цены.

. Регулирование цен.

Рыночное ценообразование как стихийное формирование цен на рынке в результате несогласованного действия многих производителей, выступающих в качестве продавцов и покупателей, сохраняется в современных условиях, но не в чистом виде, а в сочетании с государственно — монополистическим регулированием.

Регулирование ценпредставляет собой деятельность монополии или государства, направленную на установление определенного уровня цен, обеспечивающего максимальную прибыль и устойчивую конкурентоспособнеость. Регулирование цен следует рассматривать не как разовый акт по установлению уровня цен, их динимики и соотношения, а как комплекс мероприятий, политику по активизации всех ценообразующих факторов. При проведении ценовой политики применяются как административные, так и экономические методы.

Административное регулирование цен- непосредственное административное установление цен, в основе которых лежит собственность монополии или государства на реализуемые товары.

Экономическое регулирование- это косвенное воздействие на цены при помощи различных экономических инструментов через элементы ценового механизма.

Государственное регулирование цен- система мероприятий, проводимых правительственными органами и направленных на сохранение или изменение существующих уровней цен отдельных товаров и общего уровня цен для устранения экономических и социальных противоречий.

Под регулированием цен понимается не любое влияние на цены, а лишь целенаправленное, сознательное воздействие на цены, их уровень, систему и динамику.

К мерам государственного административного регулирования относятся:

1. “Замораживание” цен и другие способы их фиксации на определенном уровне. Этот метод применяется как крайняя мера и на коротнкий срок с целью не допутить чрезмерно большого разрыва фактических, регулируемых цен с теми ценами, которые предопределяются существующими условиями. В современных условиях, когда инфляция приняла всеобщий хронический характер, к этому средства государства стали прибегать все чаще и чаще, нона короткий срок.

2. Контроль за теми ценами, которые устанавливаются отдельными крупными предпринимателями и монополиями. Основной способ — регламентация методов учета издержек производства, которые служат отправной базой для установления цен.

3. Соглашения, заключаемые между правительственными учреждениями, на которые возложено регулирование цен, и монополиями. В этих соглашениях предусматривается обязательство предпринимателей не изменять цены на производимые ими товары или делать это в соответствии с положениями, утвержденными правительством.

Поскольку монополии сами регулируют цены, задача государственного контроля состоит в определенном ограничении деятельности монополий в интересах других производителей, потребляющих эти товары.

4. Установление границ и диапазона изменения цен. Чаще всего практикуется фиксирование верхнего предела изменения цены какого -то товара, иногда использется регламентация нижней границы. Предельно низкие цены применяются в тех случаях, когда правительство стремиться поддерживать их определенный уровень на внутреннем рынке или ограничить экспорт товара.

Поддержание стабильных цен.

Поддержание стабильных цен нацелено на повышение цен молочных продуктов, зерновых и т.п.таким образом, чтобы производители этих товаров могли иметь более высокие доходы. Одним из способов достижения этой цели правительством США является установление определенной цены с последующей скупкой такого количества продукции, которой необходимо, чтобы удержать рыночную цену на этом уровне.

Ро- рыночная цена.

При цене Рsпотребительский спрос снизится до Q1, но предложение возрастет до Q2. Чтобы поддержать эту цену и избежать скопления товарных запасов на складах производителей, правительство должно закупать количество товаров Qq= Q2- Q1. Для этого правительство добавляет свой спрос Qqк спросу потребителей, и производители могут теперь продавать всю продукцию по цене Рs.

Потребители, которые приобретают товар, должны платить за него более высокую цену Psвместо Ро, и потэтому они терпят убытки. Лругие потребители перестали покупать товар или покупают его в меньшем количестве.

С другой стороны, производители выигрывают (именно для этого и проводится такая политика). Теперь производители продают большее количество товара Q2вместо Qoи по более высокой цене РS.

Самой неудачной стороной такой политики является то, что имеется куда более эффективный способ (то есть менее дорогостоящий для общества) повышения доходов фермеров. Если цель заключается в том, чтобы дать фермерам дополнительный доход, для общества менее разорительно дать им эти деньги прямым путем. Но поддержание стабильных цен более привлекательно с политической точки зрения.

Меры косвенного государственного регулирования цен.

1. Мероприятия, направленные на обеспечение определенного уровня прибыли, получаемой производителями товаров, — это различные формы субсидирования, кредитования, налоговая политика, амортизационная политика. Во всех случаях влияние на цены государственных субсидий. кредитов, предоставление налоговых льгот проявляется в создании тенденции к понижению цен.

2. Воздействие на издержки производства отдельных товаров, которое осуществляется:

— через изменение (обычно в сторону понижения) цен на сырье, топливо, материалы, машины, потребляемые при производстве товаров, цены которых регулируеются;

— установлением льготных тарифов на транспортные и другие виды услуг для производителей определенных товаров.

Цены, по которым государственные предприятия продают свою продукцию, чаще всего ниже рыночных, а зачастую и ниже издержек производства.

3. Воздействие на спрос и предложение конкретных товаров с целью формирования определенного соотношения между ними. Этот способ в наиболее широких масштабах применяется в отношении сельскохозяйственных и сырьевых товаров, то есть тех товаров, в производстве и потреблении которых государство занимает значительное место или по которым сущестуют крупные государственные запасы.

4. Государственныеи закупки товаров и услуг у частных фирм, необходимые для функционирования всех видов государственной собственности. Такие закупки осуществляются по повышенным ценам. Особенновысокими ценами отличаются государственные закупки для военных целей и создания стратегических запасов.

Производственные квоты.

Помимо выхода на рынок и закупки продукции, повышающих совокупный спрос, правительство может вызвать повышение цен за счет сокращения предложения. Оно может сделать это законодательным образом, устанавливая квоты, указывающие, сколько продукции может производить каждая фирма. При установлении необходимых квот цена поднимается до любого требуемого уровня.(Регулируя число лицензий на торговлю, правительство ограничивает вступление на рынок новых продавцов, что позволяет тем, кто обладает лицензиями, поднимать цены и получать дополнительную прибыль.)

Политика США в области сельского хозяйства направлена на сокращение объема производства скорее за счет стимулирования, чем за счет установления квот. Программы ограничения площади посевов обеспечивают фермерам финансовые вознаграждения (в форме прямого перераспределения доходов), если фермеры оставляют часть площадей незасеянной.

Как могут быть увеличены цены за счет сокращения предложения таким способом.

При ограничении площади посева до Q1рыночная цена возрастает с Родо Рs.

Более высокая цена Рsдает фермерам стимул производить больше, но правительство пытается побудить их к меньшим объемам производства.

Потребители опять несут убытки.

Эта политика стоит обществу также дороже, чем просто передача фермерам денег. К сожалению, экономическая эффективность не всегда является целью государственной политики.

Воздействие государства на цены во внешней торговле.

При экспорте товара государственное воздействие на цены направлено на повышение конкурентоспособности товара на внешних рынках и содействует понижению экспортных цен, обеспечивая при этом получение прибыли. Такая политика позволяет расширить объем экспорта продукции.

Среди многочисленных средств воздействия государства на экспортные ценыследует выделить:

— предоставление прямых экспортных субсидий и премий в виде доплаты к экспортной выручке, составляющей разницу между более низкой экспортной ценой на товар и высокой ценой внутреннего рынка. Выплаты проводятся за счет государственного бюджета;

— освобождение от налогов товаров, идущих на экспорт;

— освобождение от пошлины импортируемое сырье, используемое при производстве экспортных товаров. В случае существования такой импортной пошлины ее выплаченная сумма возвращается потребителю за счет государства.

При импорте товарагосударственное регулирование в области цен направлено на понижение конкурентоспособности ввозимой продукции и содействует повышению импортных цен. Такая политика позволяет сдерживать объем импорта товаров в интересах национальных производителей, выпоняя функцию защиты рынка.

Средства воздействия на цены при импорте товара:

— таможенно — тарифные ограничения (таможенные тарифы, пограничные налоги и сборы, компесационные сборы, антидемпинговые пошлины — все это непосредственно влияет на уровень цены, так как является элементами структуры внутренней цены, повышая ее уровень.)

— ограничения нетарифного характера (количественные ограничения ввоза, технические и санитарные нормы, стандарты, минимальные, “пороговые”, импортные цены и другое снижают приток импортных товаров).

Важным средством регулирования внешеторговых цен является также проведение государством мер валбютного регулирования.

Все большее развитие получает межгосударственое регулирование цен, осуществляемое правительствами стран в рамках международных организаций и соглашений.

>Как государство регулирует цены

В чем заключается госрегулирование цен

Методы государственного регулирования цен — комплекс мер по воздействию государства на механизм ценообразования, контролю за соблюдением финансовой дисциплины и созданию условий для свободной конкуренции, единых для всех организаций и индивидуальных предпринимателей.

Главными инструментами ценового регулирования выступают законодательные, бюджетные, административные и финансовые мероприятия, санкционированные государством. Влияние на ценообразование производится с целью контроля над инфляцией, содействия конкурентным процессам, обеспечения эффективного распределения и использования средств бюджета и улучшения функционирования экономической системы страны в целом.

Правовые основы государственного регулирования цен:

  1. Конституция РФ, статья 7.
  2. Федеральный закон № 381-ФЗ от 28.12.2009 (ст. 8,13).
  3. Указ Президента РФ № 221 от 28.02.1995.
  4. Постановление Правительства РФ № 239 от 07.03.1995.
  5. Постановление Правительства РФ № 530 от 15.07.2010.

В этих НПА закреплены рычаги прямого и косвенного регулирования государством ценообразования в Российской Федерации.

Примеры

Самым ярким примером является государственное регулирование цен на лекарственные препараты и на продукцию гособоронзаказа.

Воздействие на ценообразование по ГОЗ производится путем утверждения методологии по расчету расценок и списка продукции по гособоронзаказу, введения правил по определению НМЦК, применения различных видов расценок, обозначения минимальной и максимальной прибыли, гарантирования оплаты головному исполнителю или исполнителю, ведения раздельного учета, государственной регистрации и ведения реестра цен на продукцию гособоронзаказа.

Государственное регулирование ценообразования на лекарственные препараты реализовывается, базируясь на:

  • утверждении перечня жизненно необходимых медицинских препаратов;
  • закреплении методики ценообразования;
  • госрегистрации и ведении реестра принятых расценок на лекарственные средства;
  • утверждении и установлении предельных оптовых надбавок;
  • организации порядка предоставления и непосредственном направлении предписаний уполномоченным исполнительным органам на уровне субъектов РФ;
  • проведении процедур надзора в сфере обращения медикаментов;
  • правоприменении комплекса мер административной и уголовной ответственности за выявленные нарушения в порядке ценообразования на лекарственные препараты.

Государственное регулирование цен в России

В Российской Федерации основы ценовой политики находятся во введении государства, что должно найти отражение в законодательстве. В настоящее время такого Федерального закона нет, поэтому важнейшие направления государственной ценовой политики регулируются такими законодательными и правовыми нормативными актами, как федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Система органов ценообразования представлена на рис.3.

Согласно действующей практики, главным органом ценообразования является Правительство РФ и Федеральные органы исполнительной власти — Министерство экономики и входящий в его состав департамент цен.

В России существует и орган антимонопольной политики, который занимается пресечением недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

Основными задачами антимонопольных органов являются:

1. содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

2. предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

3. государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Рис.3.1. Органы ценообразования РФ

Функции каждого органа представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2 Функции органов ценообразования РФ

Орган ценообразования

Функции

1. Правительство

— утверждение перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг;

— установление порядка государственного регулирования цен

(тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги;

— установление порядка государственного регулирования применения тарифов на электрическую и тепловую энергию по

представлению Федеральной энергетической комиссии РФ;

— осуществление координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по государственному регулированию цен (тарифов).

2. Министерство экономики

— формирование предложений по вопросам проведения единой государственной ценовой политики и их реализация;

— разработка порядка регулирования цен (тарифов);

— разработка методологии ценообразования, обеспечивающей единую политику ценового регулирования на всей территории Российской Федерации;

— систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народно-хозяйственного комплекса и подготовка предложений по совершенствованию как механизма ценообразования, так и государственной политики цен;

— осуществление государственного контроля за соблюдением порядка регулирования цен;

— координация деятельности органов контроля цен субъектов Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов РФ

— регулирование цен (тарифов) на те виды продукции, которые находятся в их компетенции (локальные естественные монополии).

Для решения этих проблем антимонопольные органы:

Ш направляют в Правительство РФ предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства к практики его применения;

Ш дают рекомендации органам исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции;

Ш разрабатывают и осуществляют меры по демонополизации производства и обращения;

Ш контролируют соблюдение антимонопольных требований при создании, регистрации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

Ш контролируют приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ, которое можно привести к доминирующему положению.

Таким образом, на антимонопольные органы возложены функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе и за соблюдением порядка ценообразования.

Государственная ценовая политика Российской Федерации не может быть реализована без эффективного контроля за соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов. Контроль является не самоцелью, а составной частью управления экономическими объектами и процессами.

Все вышеперечисленные органы ценообразования и осуществляют контроль над ценами. Но этот контроль не имеет законодательной базы.

Отсутствие правового статуса органов контроля цен ведет к тому, что арбитражные суды нередко признают недействительными решения органов исполнительной власти субъектов Федерации о взыскании финансовых санкций за нарушение дисциплины цен.

Принятие такого закона создаст необходимую правовую базу для проведения государственной ценовой политики и контроля над ценами.

Необходимо отметить, что Россия недавно вступила во Всемирную торговую организацию, что, несомненно, изменит цены на внутреннем и внешнем рынке.

Предпосылки для вступления в ВТО были заложены ещё в советский период. В 1946 году СССР отклонил предложение Генерального соглашения по тарифам и торговле о присоединении и спустя три года учредил Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), призванный во многом исполнять те же функции, что и ГАТТ, но для стран социалистического лагеря. В 1979 году руководство СССР изъявило желание получить в ГАТТ официальный статус страны-наблюдателя, но он был предоставлен только в 1990 году из-за сопротивления ряда стран, в том числе США.

В 1993 году Россия подала официальную заявку на присоединение к ГАТТ. Исторически это совпало с переходным этапом трансформации ГАТТ в ВТО. Была создана Рабочая группа, обязанная рассмотреть торговый режим России и выработать условия присоединения. Переговорный процесс начался в 1995 году, но первые три года он носил консультационный характер и сводился к предоставлению Россией данных о своей экономике и внешнеторговом режиме, то есть в областях, регулируемых Всемирной торговой организацией. На этом этапе российские представители ответили более чем на 3 тыс. вопросов Рабочей группы и представили на рассмотрение сотни документов. Чтобы стать членом ВТО, России предстояло согласовать с Рабочей группой условия доступа импортных услуг на национальный рынок, определить ставки таможенных пошлин для ввозимых товаров, обозначить масштабы внутренней господдержки аграрного сектора и уровень экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Помимо этого государство должно было принять обязательства по приведению российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО.

В 1998 году Россия сформулировала первоначальные предложения по тарифам и сельскому хозяйству. В 1999 году представила предложения по торговле услугами. Это дало возможность перейти на этап двусторонних переговоров. С 2000 года переговоры стали полномасштабными: поиск компромиссов шёл по всем направлениям экономической деятельности, контролируемых ВТО.

Первый протокол о завершении двусторонних переговоров был подписан 26 ноября 2003 года — это было соглашение с Новой Зеландией, оно касалось только вопросов доступа к рынку. В ходе встреч 2003—2004 годов своё согласие на членство России в ВТО документально зафиксировали Чили, Тайвань, Сингапур, Китай, Южная Корея, Венесуэла, и Грузия.

Однако долгое время российским дипломатам не удавалось подвести черту под диалогом с Европейским союзом. Наконец, в мае 2004 года министр экономического развития РФ Герман Греф и комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами поставили подписи под соответствующим документом. После этого Россия сосредоточила усилия на общении с наиболее серьёзным партнёром — США.

Но после долгих переговоров с США и с Грузией 16 декабря 2011 года председатель правительства России Владимир Путин подписал протокол о присоединении России к ВТО, после чего министерская конференция в Женеве окончательно одобрила вступление страны в организацию.

Очень важно отметить плюсы и минусы вступления России в ВТО.

Плюсы:

1. Снижение пошлин. Как результат — импортируемые товары станут дешевле. Снизятся также и экспортные пошлины, что приведет к тому, что российский экспорт также увеличится. От этого выиграют, прежде всего, сырьевые отрасли.

2. Иностранные компании будут более активно работать на российском рынке, и усилится конкуренция. Как результат — российские товары также станут дешевле.

Минусы:

1. Многие российские компании окажутся неконкурентоспособными. Как результат — потеря рабочих мест, увеличение количества безработных. Особенно серьезными последствия будут в моногородах, где из-за банкротства градообразующего предприятия может возникнуть социальный взрыв.

2. Российская экономика потеряет существенную гибкость в вопросах внешнеэкономической деятельности. К примеру, мы уже не сможем так рьяно защищать наш автопром, который сейчас находится в «тепличных» условиях, а в периоды засухи не сможем вводить эмбарго на сельскохозяйственную продукцию, как это было в 2010 г.

3. России будет сложнее избавиться от сырьевой зависимости.

4. Уменьшение экспортных пошлин приведет к еще большему дефициту бюджета, который будет покрываться за счет выпуска государственных облигаций. Это может привести к увеличению государственного долга с соответствующими последствиями.

Но эти минусы считаются относительными, потому что преимуществ все же больше.

Согласно экспертным прогнозам, членство в ВТО обеспечит России ежегодный прирост её ВВП на уровне 1,2 %, а по оценкам Всемирного банка — до 11 % ВВП в долгосрочной перспективе. Оно откроет российской продукции доступ к мировым рынкам, даст стране эффективный механизм взаимодействия с иностранными партнёрами, повысит инвестиционную привлекательность российского бизнеса и гарантирует рост объёмов внешней торговли.

Российские экспортёры получат равные права с другими участниками мирового рынка, отчего выиграют конкурентоспособные игроки, ориентированные на внешний рынок, в первую очередь — крупные экспортёры сталелитейной и сельскохозяйственной продукции, минеральных удобрений, зерна и древесины, нефтегазовая промышленность.

Членство в ВТО позволит российской продукции преодолеть торговые барьеры в виде пошлин, квот и ограничений, ежегодные издержки от которых в оцениваются в $2 млрд. К примеру, в отношении товаров российской металлургической, химической и лёгкой промышленности в настоящее время действует более 120 различных ограничений. По мнению газеты «Ведомости», это позволит диверсифицировать экспорт за счёт несырьевых товаров.

По мнению сторонников идеи, для рядового потребителя интеграция России в ВТО обернётся снижением цен вследствие притока иностранных товаров и роста конкуренции и дешёвыми потребительскими кредитами.

Таким образом, государственное регулирование цен существует во многих странах, оно все же отличается различными методами.