Регулирование ГМО в России

Д.А. Агапов, О.Ю. Ганюхина

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ В РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования оборота и потребления генетически модифицированных организмов.

Ключевые слова: генетически модифицированные организмы; охрана здоровья; пищевые продукты; генно-инженерная деятельность.

D.A. Agapov, O.Yu. Ganyuhina

SOME ASPECTS OF THE MODERN LEGAL REGULATION OF GENETICALLY MODIFIED ORGANISMS OF RUSSIA

Keywords. Genetically modified objects; health protection; food materials; genetic engineering activity.

Впервые о генетически модифицированных организмах (ГМО)1 и ГМ-продукции в России заговорили не так давно, в конце 90 — начале 2000-х гг. Данное понятие очень быстро прижилось в умах простых обывателей и стало для всех весьма привычным. ГМ-продукты успели занять свое место на прилавках наших магазинов и практически вытеснили всю иную, привычную нам «натуральную» продукцию. Однако существование ГМО и продуктов их содержащих породило множество серьезных проблем правового и этического характера. Сам термин «генетически модифицированный организм», как правило, используется только в узком смысле: ГМО — организм, модернизированный путем генной инженерии. Между тем это не совсем так. Человек еще с незапамятных времен занимался целенаправленным селекционным отбором представителей животного и растительного мира, улучшая необходимые характеристики того или иного вида, что также служит причиной изменения генов и соответственно является генной модификацией в широком смысле.

Конечно, селекция представляет собой самый медленный способ изменения характеристик вида, но, тем не менее, человек с момента возникновения земледелия и животноводства отбирал только лучшие сорта и виды, ухаживал, скрещивал и оставлял то, что ему было необходимо.

Помимо селекционного отбора, человечество столкнулось с естественными мутациями2, происходящими в природной среде. Механизм природной мутации в растительном мире прост: растения склонны к изменениям генотипа в зави-

© Агапов Дмитрий Александрович, 2016

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: agapovda@mail.ru

© Ганюхина Оксана Юрьевна, 2016

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: gouoksana@yandex.ru 197

симости от условий внешней среды. Этот процесс является одним из методов защиты от климатических явлений природы, животных и вредителей. В процессе эволюции растения также скрещиваются со своими же видами, но при этом могут меняться внешне. Путем мутации и скрещивания возникают новые виды. Чуть сложнее, но по тем же природным законам происходит мутация и в животном мире.

На протяжении длительного времени отрицалась сама возможность искусственных, целенаправленных мутаций под действием каких-либо антропогенных факторов. Однако уже в 1694 г. вероятность этого процесса под влиянием человека предположил немецкий ученый Р. Камерариус3, а в 1717 г. английский садовод Т. Фэйрчайлд4 воплотил эту идею в жизнь, создав первую искусственную гибридизацию гвоздик5.

Серьезной проблемой искусственной гибридизации являлось отсутствие естественного потомства среди представителей гибридных особей. Эту проблему впервые удалось решить Г.Д. Карпеченко6 с гибридом, полученным путем скрещивания капусты с редькой. Оба вида относятся к семейству крестоцветных, но принадлежат к разным родам и имеют по 18 хромосом. Гибрид, получивший название Рафанобрассика, был получен в результате удвоения числа хромосом, но сохранил способность к размножению с устойчивым сохранением своих при-знаков7. Данный метод гибридизации стал называться «метод Карпеченко».

Впоследствии было установлено, что подход с изменением числа хромосом не всегда дает положительные результаты в растительном мире, а в животном мире, как правило, носит летальный характер. з В XX в. искусственная гибридизация достигла невиданных ранее высот. Уже

? в 1907 г. были получены зубробизоны, чьи потомки до сих пор существуют в з естественных условиях на Кавказе8. Позже получен еще один новый гибрид —

мул. В 1971 г. их уже насчитывалось свыше 14 млн голов9. I Несомненный успех искусственной гибридизации предопределил дальнейшую

1 серьезную работу в данном направлении ведущих специалистов во всем мире.

го

| С середины XX в. стали обсуждать уже не скрещивание двух ДНК, а возмож-

| ность рекомбинации и подмены генов представителей разных видов. Первый

| по-настоящему генно-модифицированный организм был создан талантливым

2 биохимиком П. Бергом10. К началу 70-х гг. прошлого века он научился переса° живать фрагменты ДНК из одной бактерии в другую, а его коллеги из Стэнфор-I да в 1972 г. получили первую в мире рекомбинантную ДНК (р-ДНК). К 1975 г. | благодаря открытию П. Берга ученые смогли уже заниматься генной инжене-е рией растений. Данное событие потрясло весь научный мир и на Асиломарской 1 конференции в 1975 г. впервые был озвучен термин «генно-модифицированный ° организм» совместно с вопросами этики, морали и права. В 1980 году П. Берг

го

3 получил Нобелевскую премию и тут все и началось…

1 Корпорация «Монсанто» потратила миллионы долларов на модификацию

| вначале сои, а затем хлопка и кукурузы. Данные виды культур давали огромные урожаи при минимальных затратах и начали приносить прибыль в миллиарды долларов. Они стали произрастать даже в неблагоприятных для них ранее климатических зонах и почвах и не были подвержены естественным вредителям растений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце 90-х гг. прошлого века удалось получить генетически модифициро-198 ванных животных. Первым видом стала рыбка Glofish11, выведенная доктором

Чжиюань Гун совместно с коллегами из Национального Сингапурского университета. Благодаря геному медузы рыбка обрела способность к флуоресценции.

В настоящее время уже никто не отрицает тот факт, что генная инженерия может сослужить очень хорошую службу человечеству, серьезно способствуя развитию сельского хозяйства, животноводства, медицины, здравоохранения. ГМО зарекомендовали себя как средство, помогающее добиться желаемого результата при помощи внедрения заранее определенных генов.

Проблемы экологической безопасности, связанные с глобальным экологическим кризисом в совокупности с перенаселением планеты, вносят свои коррективы в средства, способы и методы ведения сельского хозяйства. Подходя к критической отметке в 9 млрд чел. на Земле, потребность населения в пище резко возрастает. ГМО могут стать единственным цивилизованным способом выхода сразу из двух кризисов, позволяя получать больше пищи с меньшими затратами и сохраняя природу.

Однако несмотря на удачные примеры, в соответствии с действующими рекомендациями Международной организации экономического сотрудничества и развития (ВОЗ, ФАО, ОЭСР) и российским законодательством в данной области пищевая продукция, содержащая ГМО, относится к т.н. категории «новой пищи» и подлежит обязательной оценке и последующему мониторингу за ее оборотом.

В России законодательная база в отношении ГМО и ГМ-продукции начала зарождаться с середины 90-х гг. В 1996 г. был принят Федеральный закон от 5 июля 1996 г. № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (в ред. от 3 июля 2016 г.)12, урегулировавший некоторые вопросы деятельности российских генных инженеров. Данным Законом предусматри- е ваются базовые положения нормативно-правового регулирования указанных и отношений, возникающих, прежде всего, в области самой генно-инженерной а деятельности; правовые механизмы, обеспечивающие конституционные права о граждан на безопасность окружающей среды в процессе как осуществления к вышеобозначенной деятельности, так и ее результатов; правовые основы со- о

п

трудничества Российской Федерации с другими государствами в области генной | инженерии; соответствующие условия для дальнейшего развития приоритетных в

— » н

направлений в данной области исследований. но

После утверждения соответствующих программ и закупки лабораторий по р

выявлению ГМО-продукции в 2007 г. поправка к СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигие- |

нические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»13 к

ввела в оборот маркировку «Не содержит ГМО». Тогда же в КоАП РФ появилась а

ст. 14.8, предусматривающая штраф за непредставление необходимой и досто- |

верной информации о товаре потребителю. ии

В 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23 сен- №

тября 2013 г. № 839 «О государственной регистрации генно-инженерно- 1

модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую )

среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или 6 содержащей такие организмы» (вместе с «Правилами государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы») (в ред. от 16 июня 2014 г.)14, позволяющее использование при ведении сельскоко хозяйства разрешенные к

обороту ГМ-культуры. 199

В настоящее время приняты комплексные программы в области ГМО и продукции; разработана программа развития биотехнологий. После принятия изменений в Федеральном законе «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» и Постановлении Правительства РФ № 839 Правительство утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Развитие биотехнологий и генной инженерии»15. Данное распоряжение определило рамки бюджета, направленного на соответствующее развитие генной инженерии и биотехнологий в России, что должно положительно сказаться на приросте ВВП уже в 2018 г. Планируется также принятие и других значимых актов, относящихся к периоду 2020-2030 гг. Так, Минэкономразвития России уже принял Комплексную программу развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, которая опирается на уже действующее законодательство16.

Таким образом, российское законодательство в области ГМО и ГМ-продукции, конечно, не совершенно. Однако серьезные попытки урегулирования данной области уже заметны.

Помимо экологических и продовольственных проблем, ГМ-продукция и ГМО связаны с морально-этическими. С другой стороны, благодаря использованию ГМО в медицине удалось обнаружить и привить гены, способные защитить потомство от многих тяжелых заболеваний: от ВИЧ, диабета, бесплодия и т.д.

Законодательство в сфере ГМО далеко неоднородно. Многие нормы являются предметом смежного регулирования гражданско-правового и экологического законодательства и порой находятся за пределами принципов морали.

В Российской Федерации нет комплексного акта в сфере ГМО. Многие сферы, посвященные безопасности исследований, а также предупреждению проникновения ГМ-растений в естественную среду, остались незамеченными законодателем, а эти проблемы являются очень важными. Возможно, комплексные программы восполнят этот пробел.

1 URL: Ы^р8://ги^1к1рей1а.о^^1к1/Генетически_модифицированный_организм (дата обращения: 10.09.2016).

2 URL: http://www.chemport.ru/data/chemipedia/article_2280.html (дата обращения: 10.09.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 См.: Щербакова А.А. История ботаники в России до 60-х годов XIX века (додарвиновский период). Новосибирск, 1979.

6 См.: Карпеченко Георгий Дмитриевич (1899-1941) — советский ученый-генетик. Заведующий отделом генетики Всесоюзного института растениеводства, заведующий кафедрой генетики растений Ленинградского государственного университета, профессор. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Карпеченко_Геор-гий_Дмитриевич (дата обращения: 10.09.2016).

7 См.: Вилли К. Биология. М., 1964.

8 См.: Смирин В.М., Смирин Ю.М. Звери в природе / отв. ред. Т.Н. Дунаева. М., 1991.

9 Мул. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мул (дата обращения: 10.09.2016).

11 Glofish (в пер. с англ.) — запатентованный коммерческий бренд, под которым продаются генетически модифицированные флуоресцирующие рыбки.

12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 28, ст. 3348; 2016. № 27, ч. II, ст. 4291.

14 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 39, ст. 4991; 2014. № 25, ст. 3317.

А.Н. Устинова • Правовое регулирование восстановления природных ресурсов в контексте требований международного права

А.Н. Устинова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

В статье рассматриваются требования к восстановлению лесов, принятые на международном уровне. Исследуется правовое регулирование и проблемы, возникающие в процессе реализации обязательных мер по восстановлению лесов на территории России.

Ключевые слова: лесовосстановление, обезлесение, перевод земель лесного фонда, управление лесным хозяйством.

A.N. Ustinova

LEGAL REGULATION OF THE RESTORATION OF NATURAL RESOURCES IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL LAW REQUIREMENTS

Keywords: reforestation, deforestation, land transfer of forest, forest management.

Леса покрывают почти 31% поверхности суши Земли, занимают центральное место в процессе углеродного обмена между земными экосистемами и атмосферой. В связи с тем, что лес представляет собой природный ресурс, исключительно важный для всей планеты, именно на международном уровне пытаются найти пути решения проблем лесной отрасли. Одной из таких проблем является обезлесение.

Несмотря на негативные явления и процессы, происходящие в лесном секторе многих государств и ведущие к обезлесению (пожары, загрязнения, незаконная вырубка лесов, болезни леса и т.д.), впервые за многие годы в 2015 г. Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО) был сделан обнадеживающий вывод: за последние 25 лет темпы чистого глобального обезлесения замедлились более чем на 50%. В частности, по мнению экспертов ФАО, это произошло потому, что все больше стран совершенствуют методы управления лесным хозяйством и это часто делается в рамках законодательства1.

Национальное законодательство в области сохранения лесов должно руководствоваться нормами и принципами международного права. На международном уровне подписано множество не имеющих обязательной силы документов, в

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В ОБЛАСТИ

ГЕННО-ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Принят

Государственной Думой

5 июня 1996 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья человека, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности. Порядок осуществления генно-инженерной деятельности и применения ее методов к человеку, тканям и клеткам в составе его организма, за исключением генодиагностики и генной терапии (генотерапии), не является предметом регулирования настоящего Федерального закона.

Статья 2. Основные понятия

Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе:

генная инженерия — совокупность методов и технологий, в том числе технологий получения рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот, по выделению генов из организма, осуществлению манипуляций с генами и введению их в другие организмы;

генная терапия (генотерапия) — совокупность генно-инженерных (биотехнологических) и медицинских методов, направленных на внесение изменений в генетический аппарат соматических клеток человека в целях лечения заболеваний;

генно-инженерная деятельность — деятельность, осуществляемая с использованием методов генной инженерии в целях создания генно-инженерно-модифицированных организмов;

генодиагностика — совокупность методов по выявлению изменений в структуре генома;

генно-инженерно-модифицированный организм — организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов;

выпуск генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду — действие или бездействие, в результате которых произошло внесение генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду (данное понятие не применяется к деятельности, связанной с изменением наследственного генетического материала человека посредством использования методов генной инженерии для целей генной терапии (генотерапии));

защита биологическая — создание и использование в генной инженерии безопасной для человека и объектов окружающей среды комбинации биологического материала, свойства которого исключают нежелательное выживание генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающей среде и (или) передачу им генетической информации;

защита физическая — создание и использование специальных технических средств и приемов, предотвращающих выпуск генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду и (или) передачу ими генетической информации;

клинические испытания — проверка эффективности и безопасности генной терапии (генотерапии);

контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на выявление и пресечение нарушений при действии или бездействии, в результате которых произошло внесение генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, а также на устранение последствий выявленных нарушений;

мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, — совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу и доведению до всеобщего сведения информации о воздействии генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, на здоровье человека и состояние окружающей среды;

система замкнутая — система осуществления генно-инженерной деятельности, при которой генетические модификации вносятся в организм или генно-инженерно-модифицированные организмы, обрабатываются, культивируются, хранятся, используются, подвергаются транспортировке, уничтожению или захоронению в условиях существования физических, химических и биологических барьеров или их комбинаций, предотвращающих контакт генно-инженерно-модифицированных организмов с населением и окружающей средой;

система открытая — система осуществления генно-инженерной деятельности, предполагающая контакт генно-инженерно-модифицированных организмов с населением и окружающей средой при их намеренном выпуске в окружающую среду, применении в медицинских и алиментарных целях, экспорте и импорте, при передаче технологий;

трансгенные организмы — животные, растения, микроорганизмы, вирусы, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности

Законодательство Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Задачи государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности

Задачами государственного регулирования являются:

установление основных направлений деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан (физических лиц) в области генно-инженерной деятельности;

установление основных положений правового регулирования отношений, возникающих в области генно-инженерной деятельности;

определение механизма, обеспечивающего безопасность граждан и окружающей среды в процессе осуществления генно-инженерной деятельности и использования ее результатов;

установление правовых основ международного сотрудничества Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности;

создание условий для развития приоритетных направлений в области генно-инженерной деятельности.

Для реализации указанных задач принимаются федеральные и региональные программы в области развития генно-инженерной деятельности.

Статья 5. Основные направления государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности

Основными направлениями государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности являются:

улучшение условий жизни человека и охрана его здоровья;

охрана и восстановление окружающей среды, сохранение биологического разнообразия;

повышение эффективности сельского хозяйства;

повышение эффективности добывающей и перерабатывающей промышленности;

обеспечение сохранения и улучшения кадрового состава, профессиональной подготовки специалистов в области генно-инженерной деятельности;

мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы;

контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду.

Генно-инженерная деятельность должна основываться на следующих принципах:

безопасности граждан (физических лиц) и окружающей среды;

безопасности клинических испытаний методов генодиагностики и генной терапии (генотерапии) на уровне соматических клеток;

общедоступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности;

обязательного подтверждения соответствия продукции, содержащей результаты генно-инженерной деятельности, с указанием полной информации о методах получения и свойствах данного продукта;

государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации.

Статья 6. Работы в области генно-инженерной деятельности

Генно-инженерная деятельность включает в себя следующие работы:

генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях с участием рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот для создания генно-инженерно-модифицированных организмов (вирусов, микроорганизмов, трансгенных растений и трансгенных животных, а также их клеток);

генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях с участием рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот для целей генодиагностики и генной терапии (генотерапии) применительно к человеку;

все виды испытаний генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе лабораторные, клинические, полевые, опытно-промышленные;

утилизация отходов генно-инженерной деятельности;

покупка, продажа, обмен, другие сделки и иная деятельность, связанная с генно-инженерными технологиями.

Генно-инженерная деятельность III и IV уровней риска, осуществляемая в замкнутых системах, подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Система безопасности в области генно-инженерной деятельности

Общая координация и разработка системы безопасности в области генно-инженерной деятельности осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны обеспечить биологическую и физическую защиту работников организаций, осуществляющих генно-инженерную деятельность, населения, окружающей среды в соответствии с уровнями риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на человека и окружающую среду.

В зависимости от степени потенциальной опасности, возникающей при осуществлении генно-инженерной деятельности, для замкнутых систем устанавливается четыре уровня риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека:

I уровень риска соответствует работам, которые не представляют опасности для здоровья человека, и сопоставим с риском при работе с непатогенными микроорганизмами;

II уровень риска соответствует работам, которые представляют незначительную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с условно-патогенными микроорганизмами;

III уровень риска соответствует работам, которые представляют умеренную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции;

IV уровень риска соответствует работам, которые представляют опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций.

Работы, проводимые с микроорганизмами в замкнутых системах в масштабе, превышающем лабораторные исследования, относятся к III или IV уровню риска.

Часть пятая утратила силу. — Федеральный закон от 04.10.2010 N 262-ФЗ.

Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, проводят оценку риска при планировании, подготовке и проведении генно-инженерной деятельности.

Части седьмая — восьмая утратили силу. — Федеральный закон от 04.10.2010 N 262-ФЗ.

Генно-инженерно-модифицированные организмы, предназначенные для выпуска в окружающую среду, а также продукция, полученная с применением таких организмов или содержащая такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением контроля за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также с осуществлением мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

По результатам мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, Правительство Российской Федерации вправе установить запрет на ввоз на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы.

Контроль за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 8. Требования к лицам, которые осуществляют генно-инженерную деятельность

К занятию генно-инженерной деятельностью допускаются:

граждане (физические лица), профессиональная подготовка и состояние здоровья которых соответствуют требованиям правил безопасности генно-инженерной деятельности;

юридические лица, имеющие соответствующие помещения, оборудование и работников, которые соответствуют требованиям абзаца второго настоящей статьи.

Часть вторая утратила силу. — Федеральный закон от 04.10.2010 N 262-ФЗ.

Статья 9. Финансирование генно-инженерной деятельности и безопасности ее осуществления

Финансирование генно-инженерной деятельности и ее безопасности осуществляется в установленном порядке за счет средств соответствующих бюджетов, целевых средств организаций и фондов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Обеспечение общедоступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности

Сведения о безопасности генно-инженерной деятельности являются общедоступными.

Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны по просьбе заинтересованных лиц предоставлять информацию об уровне риска и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности. При этом сведения о генно-инженерной деятельности, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, предоставляются в установленном порядке.

Статья 11. Сертификация и декларирование соответствия продукции в области генно-инженерной деятельности

Продукция (услуги), полученная с применением методов генно-инженерной деятельности, должна соответствовать обязательным требованиям в области охраны окружающей среды, фармакопейных статей, санитарно-эпидемиологическим требованиям, иным обязательным требованиям законодательства Российской Федерации.

В отношении продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов и подлежащей обязательной сертификации или декларированию соответствия, выдается сертификат соответствия или принимается декларация о соответствии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 12. Ответственность в области генно-инженерной деятельности

Юридические лица и граждане (физические лица), которые осуществляют генно-инженерную деятельность и действия или бездействие которых причинили вред работникам организации, осуществляющей генно-инженерную деятельность, населению, окружающей среде, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нарушение юридическими лицами, осуществляющими на территории Российской Федерации генно-инженерную деятельность, производство и (или) поставку продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы, законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности, выразившееся в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов не в соответствии с разрешенным видом (видами) целевого использования, нарушении специальных условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе при производстве конкретного вида продукции, либо в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов и (или) продукции, не зарегистрированных в установленном порядке, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Международное сотрудничество Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности

Российская Федерация заключает международные договоры в целях дальнейшего развития и укрепления международного сотрудничества в области генно-инженерной деятельности.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

5 июля 1996 года

N 86-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 86-ФЗ О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности

Постановление Правительства РФ от 13.03.2017 N 281 «О порядке осуществления Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в окружающую среду»

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляются в отношении генно-инженерно-модифицированных организмов, используемых для производства пищевой продукции (далее — генетически модифицированные организмы), а также пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы (далее — генетически модифицированная пищевая продукция):

Приказ Роспотребнадзора от 18.06.2014 N 489 (ред. от 13.06.2017) Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах

б) наличие у проверяемого лица принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и федерального закона от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2000 N 14 «О порядке проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников» (вместе с «Положением о порядке проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников»)

В целях реализации положений Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» <1>, Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 N 29-ФЗ <2>, Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ) <3> и Федерального закона от 05.07.96 N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» <4> постановляю:

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2008 N 4 (ред. от 29.06.2011) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 1.3.2322-08» (вместе с «СП 1.3.2322-08. Безопасность работы с микроорганизмами III — IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2008 N 11197)

2.1.4. Работа с рекомбинантными молекулами ДНК ПБА III — IV групп регламентируется Федеральным законом от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3348; Российская газета, N 135, 14.07.2000), нормативными документами по безопасности работы с рекомбинантными молекулами ДНК, действующими санитарно-эпидемиологическими правилами.

Приказ Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 771 (ред. от 27.05.2015) Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах

1) отсутствие у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»;

Приказ Минсельхоза России от 15.06.2015 N 247 «Об утверждении справочника в области аквакультуры (рыбоводства)»

Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 317 (ред. от 06.03.2015) «О лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах»)

б) наличие у соискателя лицензии, предполагающего выполнение работ в соответствии с пунктами 6 — 9 приложения к настоящему Положению, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений, оборудования и материально-технического оснащения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и отвечающих требованиям Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Федерального закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности»;

2.1.4. Работа с рекомбинантными молекулами ДНК регламентируется Федеральным законом «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 28, ст. 3348), нормативными документами по безопасности работы с рекомбинантными молекулами ДНК, настоящими санитарными правилами.

Приказ Минсельхоза России от 22.03.2012 N 194 «Об утверждении методик определения размеров платы и предельных размеров платы за оказание необходимых и обязательных услуг, предоставляемых федеральными государственными бюджетными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, находящимися в ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (вместе с «Методикой определения размера платы за оказание услуги по установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, включая все виды фитосанитарных анализов и экспертиз, выдаче заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции, предоставляемой федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору», «Методикой определения размера платы за оказание услуги по обеззараживанию подкарантинной продукции в соответствии с нормами и правилами обеспечения карантина растений и выдаче документа, подтвержд

Приказ Ростехрегулирования от 30.06.2004 N 2 «О внесении изменений в Правила заполнения бланка сертификата соответствия на продукцию»

Во исполнение статей 5 и 11 Федерального закона от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» и в целях обеспечения биологической безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья приказываю:

Возможны только научные исследования. При этом продавать такие товары не запретили.

Что за закон о запрете ГМО?

C 4 июля начал дейстовать Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности». Этот закон ужесточил использование ГМ-растений и животных для производства продуктов питания в России. Теперь использование ГМО возможно только в научных целях.

Полностью отказаться от ГМО Россия не может из-за правил ВТО, поэтому было решено запретить выращивание ГМ-растений и разведение животных, но оставить возможность импортировать продукты питания с ГМО.

Закон был разработан после поручения президента Владимира Путина от 1 сентября 2013 года ужесточить использование ГМО. Основная причина принятия закона в том, что депутатов беспокоит воздействие ГМО на человека и окружающую среду. При этом разработчики закона изначально говорили даже не о вреде ГМО для человека, а про влияние на окружающую среду: авторы проекта, среди прочего, утверждали, что возможно перекрестное опыление между культурными и дикими растениями и передача новых генов в дикую природу.

Что такое ГМО?

ГМО расшифровывается как генно-модифицированные организмы. Это растения и животные, которым селекционеры передали новый ген методами генной инженерии. Это может быть что угодно: ген устойчивости к заморозкам, к засухе, к болезням, к полеганию — любые характеристики. Важно то, что ген был передан именно вставкой части ДНК, без скрещивания, так как методы классической селекции тоже предполагают передачу новых генов новым сортам и породам, но с помощью, например, опыления. Важно понимать, что в классической селекции точно так же, как в ГМО передаются новые гены.

Что запрещено

  • Запрещено выращивать ГМ-растения и разводить ГМ-животных для производства продуктов питания
  • Нельзя ввозить семена ГМ-растений
  • Государство имеет право запретить ввоз ГМ-продуктов питания в Россию

Что разрешено

  • Можно продавать ГМ-продукты, если они отдельно не были запрещены
  • Можно использовать ГМО для научных целей

Продавать ГМО можно, а производить запрещено?

Именно так. Дело в том, что государство, запретив производство ГМ-продовольствия в России, прописало в законе, что «Правительство Российской Федерации вправе установить запрет на ввоз на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы». Правда делаться это будет только после изучения воздействия таких товаров на человека и природу. Поэтому получается, что формально ввозить в Россию продукты питания с ГМО можно.

Как будут наказывать за ГМО

В тексте закона расписаны штрафы за нарушение запрета: от 10 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 100 тыс. до 500 тыс. рублей для бизнеса.

Раньше было можно выращивать ГМ-растения?

Хотя в России был мораторий на использование и ввоз ГМО, наказания за его нарушение не было. Более того, до этого закона был отдельный список проверенных и испытанных ГМ-сортов и гибридов растений, которые разрешалось использовать в сельском хозяйстве. В нем было только пять видов сельскохозяйственных растений: соя, кукуруза, рис, сахарная свекла и картофель. Список многие годы то расширялся, то уменьшался, но в последнее время в нем стабильно было в районе 15-20 наименований.

Milknews неоднократно интересовался у специалистов, насколько распространено в России использование ГМО «в полях», но никто не брался давать такие оценки ни по площадям, ни по доле использования среди отдельных культур. Однако, учитывая, что практически вся соя в мире (более 90% посевов в мире) – генетически модифицированная, как и хлопок (более 80%), российским производителям было бы трудно полностью избежать использования ГМ-семян как минимум этих видов. Кроме них в мире очень распространена ГМ-кукуруза. Наконец, специалисты утверждают, что ввести ГМ-семена не проблема, а их использование можно не афишировать.

Мнения о запрете

После принятия закона Думой 24 июня с новой силой разгорелись споры о пользе и вреде ГМО, хотя многие годы до этого все аргументы за и против уже многократно звучали.

Защитники закона в целом придерживались аргументов авторов закона: безопасность ГМО для окружающей среды и человека не доказана, поэтому лучше перестраховаться и запретить его вовсе.

Противники закона опасаются, что он затормозит развитие инноваций в сельском хозяйстве, отбросит отрасль на несколько лет назад и сделает ее менее конкурентоспособной. При этом противники закона указывают на то, что вред ГМО не доказан.

Общественное мнение в России и в мире резко против ГМО. В прошлом году, по данным ВЦИОМ, за запрет ГМО выступали 82% россиян. Эта доля постоянно растет, поэтому выступающие за запрет ГМО говорят, что общество к использованию ГМ-продуктов еще не готово. В мире общественное мнение повторяет российское: большинство жителей США и стран Европы выступают за запрет ГМО.

При этом ученые всегда выступают за. Две недели назад 107 нобелевских лауреатов подписали письмо к Greenpeace с просьбой не мешать использованию ГМО в сельском хозяйстве. Опрос членов Американской ассоциации содействия развитию науки показал, что 88% считают ГМ-продукты безопасными.

В мире есть такие же законы?

Законы, подобные недавно принятому в России, есть во многих странах мира. Во многих странах Европы запрещено выращивание и продажа ГМ-продукции, но чаще всего он действует только на отдельные культуры. Например, во Франции запрещены некоторые сорта ГМ-кукурузы.

Полный запрет есть в Новой Зеландии, Италии, Австрии, Швейцарии и Японии.

В США выращивание ГМ-растений и разведение ГМ-животных практически повсеместно распространено кроме нескольких округов в штате Калифорния.

Ссылки на законы

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 358-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности»

Список ранее разрешенных к выращиванию в России ГМ-растений

Згідно з документом, до цього переліку входять соя, соєві боби і проростки, концентрат соєвого білка, соєве борошно, замінник молока (соєве молоко), консервована соя, варені або смажені соєві боби, смажене соєве борошно, а також продукти, отримані з використанням їхніх складових — ферментовані соєві продукти, соєва паста, соєвий соус, тофу, квашені напої, морозиво, майонез, соєва олія, соєвий лецитин і продукти, отримані або виготовлені з використанням зазначених продуктів.
Також до списку увійшли ріпак і продукти його переробки, лляне масло, бавовняна олія, пшениця в натуральному вигляді і продукти, виготовлені з пшениці, у тому числі — хліб і хлібобулочні вироби, а також продукти, що містять рис.
Окрім того, контролю підлягає кукурудза для безпосереднього споживання, борошно кукурудзяне або таке, що містить кукурудзяну, крупа кукурудзяна, кукурудза заморожена і консервована, попкорн з кукурудзи, кукурудзяні чіпси, кукурудзяна олія, кукурудзяний крохмаль, глюкоза, фруктоза і патока з кукурудзи.
До списку увійшли також картопля (для безпосереднього споживання), напівфабрикати з картоплі швидкозаморожені, пюре картопляне сухе, картопляні пластівці, картопляні чіпси, картопляні крекери (напівфабрикати), продукти з картоплі смажені, а також концентрат з картоплі — у тому числі: борошно для оладок, вареники з картоплею (напівфабрикати), консерви з картоплі, картопляний крохмаль, глюкоза і патока з картоплі.
Також до переліку увійшли томати для безпосереднього вживання в їжу (у тому числі консервовані), томатна паста і пюре, томатний сік, напої, томатні соуси, кетчупи та продукти, що містять ці компоненти.
У списку присутні і кабачки, диня, папайя, цикорій і продукти, а також цукор, глюкоза, фруктоза, виготовлені з цукрового буряка.
Окрім того, контролю підлягають продукти дитячого харчування та сировина для їхнього виготовлення, харчові продукти для спеціального дієтичного споживання, функціональні харчові продукти, дієтичні добавки, виготовлені з використанням харчових продуктів, зазначених у цьому переліку, а також харчові добавки, виготовлені з використанням харчових продуктів, зазначених у переліку, та закваски, дріжджові культури і продукти, що їх містять.
Нагадаємо, у 5,9% харчової продукції, яка була перевірена Держспоживстандартом було виявлено генетично модифіковані організми.

За матеріалами УНІАН