Регистрация символики некоммерческой организации

Символика является одной из индивидуальных характеристик некоммерческой организации, и порядок ее регистрации регламентируется целым рядом федеральных законов и нормативных правовых актов. В понятие «символика» входят любые элементы символики, используемая для индивидуализации предмета и целей деятельности некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами (эмблема, логотип, флаг, вымпел и другая символика).

Стоимость регистрации символики НКО

Регистрация символики 15 000 рублей
Срок регистрации от 35 раб. дней

Тонкости процедуры

Существует целый ряд ограничений в отношении выбора и использования символики, и в зависимости от организационно-правовой формы некоммерческой организации к символике предъявляются определенные требования. Так, символика общественных объединений не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов РФ, с символикой иностранных государств, а также не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. В качестве символики политических партий, согласно ст. 7 Федерального закона от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях», не могут быть использованы эмблемы и другие символы уже существующих на территории РФ партий, а также символика организаций, деятельность которых на территории Российской Федерации запрещена.

Также в символике некоммерческих организаций запрещается использовать элементы, оскорбляющие или порочащие Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, а также флаги, гербы и гимны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы или символы, оскорбляющие расовые, национальные и религиозные чувства граждан.

Профессиональный подход

Таким образом, регистрация символики (регистрация эмблемы) некоммерческой организации — процедура, требующая от регистраторов особых навыков и опыта. Осуществить ее самостоятельно, не будучи профессиональным юристом и не сталкиваясь с подобными задачами ранее, практически невозможно. Наши специалисты имеют большой опыт в вопросах регистрации эмблем некоммерческих организаций и на деле знают все тонкости данной процедуры. Мы предлагаем Вам помощь в регистрации символики некоммерческой организации и гарантируем качественную и надежную работу. От Вас потребует — только желание и звонок нашим специалистам!

Дата публикации: 10.04.2020 Егор Поляков

Введение

Работа по созданию логотипа ведется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к разработке фирменного стиля компанией заказчика и базовыми требованиями к разработке логотипа.

Ответ на вопрос «Сколько стоит разработка логотипа и фирменного стиля» представлен в конце статьи.

Специалисты Inmotus Design применяют на практике следующие требования:

  • по визуальному представлению логотипа,
  • по физическому представлению логотипа
    (форматы и наименования файлов).

Избранные работы из портфолио Inmotus Design

Определение логотипа

Логоти́п (от др.-греч. λόγος — слово + τύπος — отпечаток) — графический знак, применяемый как визуальный идентификатор государственной, коммерческой или общественной организации для улучшения узнаваемости и распознаваемости в социуме.

Логотип представляет собой название сущности, которую он идентифицирует, в виде стилизованных букв и/или идеограммы. Логотипы широко применяются в качестве товарных знаков.

На деле логотип может быть представлен как:

  • отдельный знак компании,
  • знак компании + название компании,
  • знак компании + название + наименование подразделения,
  • знак компании + название + слоган,
  • знак компании + слоган.

Базовые требования к разработке логотипа

В ходе работы студии Inmotus Design выработаны на практике основные требования для разработки логотипов.

Визуальное представление логотипа должно отвечать следующим требованиям.

  • Ассоциативность логотипа
  • Оригинальность
  • Уникальность знака
  • Запоминаемость символа
  • Масштабируемость знака
  • Функциональность логотипа
  • Мультиязычность

Ассоциативность логотипа

Знак логотипа должен визуально отвечать объектам тематики, заданной видом деятельности компании и её подходом к работе.


Пример ассоциативности логотипа мобильных зарядных устройств QWIC

Оригинальность идеи логотипа

Задача дизайна: разработать логотип принципиально оригинальным при выполнении прочих требований к визуальному представлению.

Это требование достижимо совмещением нескольких объектов (буквы из названия и объекта-ассоциации) и другими визуальными способами.


Совмещение латинского символа G и пламени газовой зажигалки дают оригинальное представление логотипа «Газпром»

Уникальность фирменного знака

Решение этой задачи относится к числу сложнейших, т. к. не просто найти оригинальную идею для логотипа на высоко конкурентном рынке. Однако выход есть. Он заключается в использовании визуальных и смысловых метафор.

Запоминаемость логотипа

Логотип должен быть визуально запоминаемым и воспроизводиться в памяти при упоминании названия компании. Для достижения данной цели рекомендуется создавать фирменный знак с использованием минимального количества деталей. Так он легче воспримется и лучше запомнится.

Для этого рекомендуется выполнять логотип из минимального количества деталей: это легче для визуального восприятия и воспроизведения в памяти и на бумаге.

О защите авторских прав на логотип:
в случае необходимости подтверждения авторских прав на логотип владелец должен зарегистрировать торговый знак и указать классы соответствия по видам услуг с целью подтверждения прав на коммерческое использование логотипа. При этом выполняется проверка на уникальность логотипа по базе данных зарегистрированных знаков (в данной стране).


Трёхлучевая звезда логотипа Mercedes-Benz воспринимается визуально легко из-за простоты его геометрии
Сложность изображения логотипа затрудняет восприятие и запоминаемость знака компании

Масштабируемость логотипа

Геометрия и детализация логотипа должны позволять легко масштабировать знак без проблем для визуальной идентификации.


Геометрия и детализация логотипа должны отвечать требованию масштабирования на примере логотипа СТО «100 АВТО»
Горизонтальное и вертикальное размещение логотипа компании LENAR WOOD

Дизайнерам рекомендуется использовать два типа толщины линий: тонкие (1x) и толстые (2x), чтобы при масштабе визуально читался логотип по значимой форме, второстепенные элементы (декоративные орнаменты) уже уходят на второй план при масштабировании в меньшую сторону.

Функциональность логотипа

Создание логотипа для размещения в современных средствах массовой информации подразумевает представление нескольких версий его визуального исполнения:

  1. черно-белый логотип,
  2. 2х или 3х-цветный логотип,
  3. полноцветный логотип,
  4. объемный логотип (с эффектами текстуры и освещения).

По формату размещения логотип может быть представлен:

  1. в горизонтальном расположении (знак обычно слева, справа — наименование компании),
  2. в вертикальном расположении (знак обычно сверху, снизу — наименование компании).

Мультиязычность логотипа

В случае необходимости размещения информации на западных площадках рекомендуется подготовить логотип с учетом особенностей написания названия компании на соответствующем языке.

Если базовые требования выполняются, то можно с уверенностью говорить о качестве разработанного логотипа.

Фирменный стиль на основе логотипа

Производными объектами визуального представления компании являются элементы фирменного стиля:

  • фирменный шрифт,
  • фирменные цвета,
  • визитные карточки,
  • фирменная папка и бланки (шаблоны),
  • вывеска организации,
  • рекламные модули и многое другое.

Разработанные логотипы

Стоимость разработки логотипа

В студии Inmotus Design выполнена разработка многих логотипов российских и западных компаний.

Вы можете убедиться в этом в портфолио Inmotus Design.

Вопрос «Сколько стоит разработка логотипа?» волнует всех заказчиков при выборе исполнителя. Ответ представлен в таблице ниже по тексту.

Логотип и фирменный стиль

Услуги Inmotus Design Стоимость услуг Разработка логотипа компании (в зависимости от сложности задачи) от 10 000 р. до 15 000 р. Фирменный стиль (визитные карточки, фирменные бланки, конверты, вывеска) от 18 000 р. до 30 000 р. от 28 000 р. до 45 000 р.

Полезные ссылки

Тема разработки логотипа сопряжена с рядом вопросов применения логотипа в различных случаях.

  • Как использовать логотип для мобильного приложения на Android и iOS? Статья на английском языке опубликована в уроках (Lessons) на партнерском веб-сервисе BundleSpace(.com), посвященном применению SVG графики в дизайне.
  • Лазерная гравировка логотипа на изделиях из металла, пластика и дерева Нанесение логотипа методом лазерной гравировки на изделия из металла, пластика и дерева.
  • Регистрация торгового знака в Санкт-Петербурге Компания BeBrand занимается регистрацией торговых знаков с бесплатной проверкой и 100% гарантией.
  • Плоский и объемный дизайн логотипа на примере «Техника Топлива» Плоский и объемный дизайн логотипа на примере «Техника Топлива».

З1 марта 2009 года Приказом Министерства юстиции Российской Федерации № 97 утвержден Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений (далее — «Регламент»).

Регламент утвержден на основании Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» .

Одновременно был признан утратившим силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 22.02.2007 № 39 «Об утверждении порядка принятия решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений» .

Регламент устанавливает порядок принятия Министерством юстиции Российской Федерации решения о государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций (далее — «НКО») и символики общественных объединений (далее — «ОО»), государственной регистрации вносимых в них изменений (п. 1 Регламента).

В соответствии со ст. 24 Феде¬рального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объедине¬ниях» ОО могут иметь «флаги, эмблемы, вымпелы и другую символику». При этом символика ОО не должна совпадать с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с символикой иностранных государств. Символика ОО не должна нарушать права граждан на интеллектуальную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Символика ОО подлежит государственной регистрации и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Иначе сформулированы нормы Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих органи¬зациях» . Согласно п. 4 ст. 3 НКО вправе «иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему».

Сразу следует оговориться, что новый Регламент не устранил правовую неопределенность, связанную с тем, что закон № 7-ФЗ упоминает только эмблему НКО, в то время как ОО, деятельность которых регламентируется законом № 82-ФЗ, помимо эмблемы могут иметь флаги, вымпелы и другую симво¬лику. При этом представляется очевидным, что некоммерческое партнерство или фонд вправе иметь свои вымпелы и флаги. Но при этом, в отличие от эмблемы ОО, НКО не обязано регистрировать флаги и вымпелы. Закон специально оговаривает, что символика ОО не должна нарушать права граждан на интеллектуа¬льную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. Однако из отсутствия соответствующих правовых норм в указанных федеральных законах совершенно не следует, что симовлика НКО и коммерческих организаций освобождается от соответствующих обязательств.

В соответствии с п. 4 Регламента Минюст России принимает решение о государственной регистрации следующих эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, используемых для индивидуализации некоммерческих организаций:

1) эмблема некоммерческой организации;

2) символика общественного объединения, являющегося юридическим лицом;

3) символика общественного объединения, функционирующего без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (общественное объединение без прав юридического лица может создаваться в виде общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности (ст.ст. 7-12 Феде¬рального закона «Об общественных объедине¬ниях»).

К символике общественного объединения относятся эмблема, флаг, вымпел и другие средства индивидуализации, иных некоммерческих организаций — эмблема (п. 5 Регламента).

Символика некоммерческой организации, включающая ее изображение и описание, утверждается органом управления, уполномоченным в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации (п. 6 Регламента).

Как и ранее, новый Регламент не дает определения понятиям «символика», «логотип», «эмблема».

Электронный словарь С.И.Ожегова дает следующие определения термину «символика» обозначает: символическое значение, приписывае-мое чему-нибудь, например, символика цветов, либо совокупность каких-нибудь символов.

«Эмблемой» является условное изображение какого-нибудь понятия. В частности, серп и молот — эмблема труда, голубь — эмблема мира . Логоти́п — «оригинальное начертание полного или сокращённого наименования организации или товара. Логотип является словесной частью товарного знака» .

Вопрос идентичности понятий «эмблема» и «логотип» является дискуссионным. Однако нормативно-правовые акты многих российских органов государственной власти различают эти понятия (см., в частности, Приказ Госстроя РФ от 20 января 2004 г. № 22 «Об утверждении геральдических символов Госстроя России» ). Представляется правомерным согласиться с мнением А.Толмасовой о том, что «эмблема» и «логотип» — «не идентичные средства индивидуализации юридического лица, и если первая очевидно относится к категории символики, то второй может не иметь никакого символического значения. …для ответа на вопрос — надо ли регистрировать логотип организации? — осталось лишь рассмотреть конкретный логотип и удо¬стовериться в том, что это действи¬тельно логотип, а не эмблема. Если изображение не содержит никаких символов, состоит лишь из букв и минимальных графических средств их обрамления, можно доказать, что оно не имеет никаких признаков эмблемы. Если же в логотипе присутствуют элементы, которым легко придать символическое значение (я полагаю, что это любая «картинка» — земной шар, человек, руки, животное и пр.), надо регистрировать данное обозначение организации как эмблему или вовсе отказаться от его использования». Повторим, что в отсутствии официального толкования Минюстом России указанных терминов, представляется правильным дождаться официальных разъяснений или соответствующей судебной практики.

В соответствии с п. 7. Регламента конечными результатами исполнения государственной функции являются:

  • государственная регистрация символики некоммерческой организации;
  • отказ в государственной регистрации символики;
  • прекращение государственной регистрации символики по инициативе заявителя.

Фактами завершения исполнения государственной функции являются:

  • получение заявителем подлежащих выдаче документов, в том числе одного экземпляра изображения и описания символики, удостоверенных штампом Минюста России о государственной регистрации символики;
  • направление заявителю письма об отказе в государственной регистрации символики;
  • направление заявителю уведомления об удовлетворении заявления об отзыве документов, представленных для государственной регистрации символики.

Важно отметить, что «исполнение государственной функции осуществляется бесплатно для заявителей» (п. 8 Регламента).

Заявителями являются руководитель постоянно действующего исполнительного (руководящего) органа НКО; иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени НКО; лицо, обладающее полномочиями, предусмотренными федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления, или действующее на основании доверенности, выданной уполномоченным органом НКО (п. 9 Регламента).

В соответствии с п. 21. Регламента для принятия решения о регистрации символики в Минюст России представляются следующие документы:

1) заявление, подписанное уполномоченным лицом, в двух экземплярах (подлинник и копия);

2) копия учредительных документов НКО;

3) копия свидетельства о государственной регистрации НКО;

4) выписка из протокола уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа управления НКО об утверждении символики с приложением на отдельных листах соответственно ее изображения и описания в двух экземплярах;

5) при использовании личного имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, — документы, подтверждающие правомочия на их использование (письменное согласие гражданина или его законных представителей; документы, выданные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, решения суда и другие правоустанавливающие документы).

Весьма важной является публикация Минюстом России на своем официальном сайте «Перечня типичных ошибок, часто встречающихся в документах, представляемых на государственную регистрацию эмблем некоммерческих организаций, символики общественных объединений» .

Типичными ошибками в соответствии с Перечнем являются:

1. Заявление о государственной регистрации символики некоммерческих организаций представляется в двух экземплярах — подлиннике и копии, каждый из которых прошивается вместе с листами с изображением и описанием символики и заверяется на месте сшивания подписью уполномоченного лица и печатью организации.

2. Нотариальное заверение заявления о государственной регистрации символики требуется только в отношении общественных объединений, функционирующих без прав юридического лица. Во всех остальных случаях заявление заверяется подписью уполномоченного лица и печатью некоммерческой организации.

3. Выписка из протокола о принятии решения о государственной регистрации символики некоммерческой организации представляется в двух экземплярах (подлинниках), каждый из которых прошивается вместе с листами с изображением и описанием символики, заверяется подписью уполномоченного лица и печатью организации.

4. Если на государственную регистрацию представляется несколько видов символики (эмблема, герб, флаг и др.), заполняется единое заявление, в пункте 4.1 которого перечисляются все виды регистрируемой символики. К заявлению пришиваются соответственно изображения и описания всех видов регистрируемой символики.

5. В пункте 4.1 заявления необходимо указывать конкретный вид символики, подлежащий государственной регистрации (эмблема, флаг, герб, гимн).

6. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц представляется на государственную регистрацию в подлиннике. Она должна быть выдана не позднее, чем за один месяц со дня предоставления документов для принятия решения о государственной регистрации символики. В случае направления документов почтой, учитывается дата отправки по почтовому штемпелю..

7. Изображение символики необходимо представлять на государственную регистрацию так же в электронном виде (на дискете, компакт-диске, флэшкарте).

В соответствии с п. 22. Регламента «для принятия решения о регистрации символики общественного объединения без прав юридического лица в Минюст России представляются документы, предусмотренные подпунктами 1, 2, 4, 5, 6 пункта 21 Административного регламента, а также:

1) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения об учредителях, создании общественного объединения, утверждении его устава, формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов. При отсутствии в выписке из протокола сведений об учредителях в объеме, предусмотренном заявлением о государственной регистрации символики (приложение N 1), также заполняются листы Б и В названного заявления;

2) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений».

Указанные в пунктах 21 и 22 Регламента документы представляются в Минюст России лично заявителем или почтовым отправлением с описью вложения (п. 23 Регламента).

В соответствии с п.п. 25, 26 Регламента срок исполнения государственной функции не должен превышать тридцати пяти рабочих дней. Решение о регистрации символики или отказе в ней должно быть принято в течение тридцати рабочих дней с даты представления документов. Датой представления документов считается дата их регистрации в Минюсте России.

При выявлении Минюстом России приоритета символики иной НКО, которой ранее были представлены документы для регистрации символики с тем же изображением или сходной до степени смешения регистрация символики может быть приостановлена (подпункт «а» п. 31 Регламента).

В соответствии с п. 33 Регламента в регистрации символики может быть отказано по следующим основаниям:

1) несоответствие представленных документов перечню, предусмотренному Регламентом, или их неправильное оформление;

2) ранее осуществлена регистрация символики с тем же или сходным до степени смешения изображением;

3) представление на регистрацию документов с недостоверной информацией;

4) символика оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, не соответствует предмету и целям деятельности НКО;

5) деятельность ОО или религиозной организации приостановлена;

6) НКО находится в процессе реорганизации или ликвидации;

7) символика нарушает права на интеллектуальную собственность и (или) авторские права;

8) символика совпадает с государственной символикой Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, с символикой иностранных государств.

В регистрации символики общественного объединения без прав юридического лица может быть также отказано по следующим основаниям:

1) противоречие его устава Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам;

2) зарегистрировано и осуществляет свою деятельность в пределах той же территории ОО с таким же наименованием;

3) название ОО не содержит указания на организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности; оскорбляет нравственность, национальные или религиозные чувства граждан;

4) в названии ОО использованы наименования органов государственной власти, органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, а также политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях»; содержатся слова «политическая», «партия» или образованные на их основе слова и словосочетания;

5) учредитель (участник, член) ОО не может быть учредителем (участником, членом) в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общественных объединениях» (п. 34 Регламента).

Каждый вид символики, в том числе отдельные виды символики ОО, учитывается в книге учета порядковым номером, который помещается на документах в оттиске штампа о регистрации символики. Учет символики ведется в книге учета и электронной базе данных (п. 75 Регламента).

Новацией является установление Минюстом России порядка текущего контроля за соблюдением и исполнением Регламента, который «осуществляется постоянно ответственными специалистами по каждой процедуре в соответствии с установленными Административным регламентом содержанием действий и сроками их осуществления, а также путем проведения директором Департамента по делам некоммерческих организаций проверок исполнения специалистами положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации» (п. 84 Регламента).

В соответстви с п. 86 Регламента контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан и юридических лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц Минюста России. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы Минюста России) и внеплановыми. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя. Периодичность проведения проверок устанавливается Министром юстиции Российской Федерации.

Сравнивая комментируемый Регламент с утратившим силу, можно сделать следующие выводы:

1. Регламент не устранил формальное разделение понятий «ОО» и «НКО», в то время как с соответствии с п. 3 ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации общественные объединения являются лишь одним из видов некоммерческих организаций. В свете важности межрелигиозного и межнационального мира в России весьма серьезным упущением Регламента является отсутствие специальных норм, регламентирующих символику религиозных организаций.

2. Отсутствие в новом Регламенте специального указания позволяет сделать вывод, что НКО могут иметь не только эмблему, но и иную символику, которая не должна быть в обязательном порядке зарегистрирована.

3. Отсутствие специального комментария позволяет согласиться с распространенным и ранее утверждением, что НКО (за исключением ОО), могут иметь любую символику, но правила регистрации их символики распространя¬ются только на эмблемы. При этом я не усматриваю в формулировке закона № 7-ФЗ обязанности НКО регистрировать иные (за исключением эмблемы) виды своей символики. При этом, правоприменительная практика Минюста России, скорее всего, будет придерживаться противоположной точки зрения по данному вопросу.

4. Регламент (подпункт 4 п. 33) специально оговаривает, что символика НКО (а не только ОО в соответствии со ст. 24 Феде¬рального закона «Об общественных объедине¬ниях») не должна нарушать права граждан на интеллектуа¬льную собственность, оскорблять их национальные и религиозные чувства. При полной очевидности данного положения Регламента представляется неясным столь расширительное толкования нормы федерального закона нормативно-правовым актом министерства.

5. Регламент существенно расширил положения об учете симоволики НКО, ввел новый раздел 4 о контроле за полнотой и качеством исполнения государственной функции. В комплексе с вновь утвержденными регламентами о контроле за деятельностью НКО (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 90 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации») и государственной регистрации НКО (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций») , а также порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы (Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе») новый Регламент является свидетельством ужесточения государственного контроля за деятельностью НКО.

6. Ни в Федеральных законах, ни в Регламенте по-прежнему нет специального упоминания о последствиях использования незареги-стрированной символики.

7. Толкования некоторых основания для отказа в регистрации символики НКО (например, не соответствие предмету и целям деятельности НКО (подпункт 4 п. 33 Регламента)) носят весьма неопределенный характер и могут являться основанием для необоснованных отказов.

8. Дух и буква Регламента позволяют сделать вывод, что регистрация символики становится не правом, а обязанностью НКО.

1 Текст Приказа опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2009 г. № 4900.
2 Текст Постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4933; 2007, № 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063.
3 Текст Приказа опубликован в «Российской газете» от 22 марта 2007 г. № 58.
4 Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 25 мая 1995 г.
5 Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 24 января 1996 г. № 14.

6 http://www.ozhegov.ru/
7 Там же.

8 По материалам электронной энциклопедии «Википедия» http://ru.wikipedia.org/.
9 Текст приказа опубликован в журнале «ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера», апрель 2004 г., № 4. Часть 1.
10 К вопросу о регистрации логотипа некоммерческой организации. Официальный сайт АНО «Кировский центр поддержки НКО». http://ngo.kirovnet.ru/k-voprosu-o-registracii-logotipa-nekommercheskoj-organizacii.

12 Текст Приказа опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 1994 г. № 238-239.

13 Текст Приказа опубликован в «Российской газете-Федеральный выпуск» от 30 апреля 2009 г. № 4900.
14 Текст Приказа опубликован в «Российской газете», Федеральный выпуск от 30 апреля 2009 г. № 4900.
15 Текст Приказа опубликован в «Российской газете», Федеральный выпуск от 13 марта 2009 г. № 4867.

02 декабря 2014

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Последние изменения в гражданский кодекс сделают жизнь некоммерческих организаций проще и понятнее.

При создании некоммерческой организации учредители должны позаботиться заранее о том как будет выглядеть их символика и описать ее в уставе.

До недавнего времени в законодательстве Российской Федерации была закреплена обязанность некоммерческих организаций регистрировать используемую символику. Порядок этой регистрации был крайне неудобен для организаций. Регистрация осуществлялась только в Москве, что было затруднительно для региональных некоммерческих организаций, создавало дополнительные трудности и затраты. Законодатель внес изменения, делающие порядок оформления символики более понятным и удобным. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций» (далее Закон № 236-ФЗ) закрепил, что описание символики должно содержаться в учредительных документах. Таким образом был упразднен порядок регистрации символики некоммерческих организаций как отдельного действия. При создании некоммерческой организации учредители должны позаботиться заранее о том как будет выглядеть их символика и описать ее в уставе.

Что же делать уже созданным некоммерческим организациям в уставе, которых не предусмотрено описание символики?

В соответствии со ст. 6 Закона № 236-ФЗ, учредительные документы и символика некоммерческих организаций должны быть приведены в соответствие с законодательством при первом внесении изменений в учредительные документы некоммерческих организаций.

Напомним требования к символике некоммерческих организаций, здесь ничего не поменялось, законодательство РФ (прежде всего, ФЗ «Об общественных объединениях») предусматривает ряд требований к символике некоммерческих организаций.

1. Символика общественных объединений не должна совпадать:

  • с государственной символикой РФ;
  • с государственной символикой субъектов РФ;
  • с символикой муниципальных образований;
  • с символикой федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
  • с символикой иностранных государств;
  • с символикой международных организаций.

2. В качестве символики общественных объединений не могут быть использованы:

  • эмблемы и иные символы ранее зарегистрированных в РФ общественных объединений;
  • эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории РФ запрещена.

Информацию об уже зарегистрированной символике некоммерческих организаций можно уточнить на официальном сайте Министерства юстиции.

3. Символика общественных объединений не должна порочить Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ, флаги, гербы и гимны субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также оскорблять расовые, национальные или религиозные чувства.

4. Кроме того, символика некоммерческих организаций не должна совпадать до степени смешения с зарегистрированной символикой иных некоммерческих организаций.

5. Награды общественных объединений не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами РФ, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления.

Не претерпели существенных изменений и последствия, которые наступают в случае использования символики не описанной в учредительных документах и не зарегистрированной ранее в Минюсте.

Использование незарегистрированной (не описанной в уставе) символики либо использование уже зарегистрированной ранее символики других организаций является нарушением законодательства.

Для некоммерческих организаций, за исключением общественных объединений, такое нарушение может повлечь следующую процедуру:

  1. Территориальный орган Минюста в случае выявления нарушения выносит предупреждение с требованием устранить допущенное нарушение. Это означает необходимость для организации внести описание символики в свой устав либо прекратить использовать чужую (п.6 ст.32 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
  2. За неисполнение данного требования предусмотрена административная ответственность по ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях, в форме административного штрафа: на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей.
  3. Дальнейшее игнорирование требований Минюста совместно с другими неоднократными нарушениями некоммерческой организацией законодательства может повлечь принудительную ликвидацию такой организации.

Для общественных объединений использование незарегистрированной символики может вызвать следующие последствия:

  1. Территориальным органом Минюста выносится представление о нарушениях, устанавливается срок их устранения.
  2. За неисполнение данного требования предусмотрена указанная выше административная ответственность – по ст.19.5 Кодекса об административных правонарушениях.
  3. В случае если в установленный срок эти нарушения не будут устранены, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев (ст.42 ФЗ «Об общественных объединениях»).
  4. Дальнейшее неустранение нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения, является основанием для принудительной ликвидации этого общественного объединения (ст.44 ФЗ «Об общественных объединениях»).

акционерные общества, акционерные соглашения, корпоративное право, регистрация и реорганизация, регистрация фирм