Региональный оператор

Регулирование отношений по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) между участниками таких отношений осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Правилами по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156).

Пунктом 4 Правил № 1156 установлено, что обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со ст.1, п.1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязаны заключить все собственники твердых коммунальных отходов, в процессе деятельности которых они образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Данная обязанность распространяется в т.ч. и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

На территории г.о. Чехов с 01.01.2019 действует региональный оператор по обращению с ТКО — ООО «МСК-НТ».

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором в соответствии с формой типового договора, приведенного в постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 Договором определяются объем, место сбора и накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных, способ складирования и периодичность вывоза.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО должно направить заявку и документы в соответствии с Правилами № 1156 В соответствии с данными Правилами, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Не направление соответствующей информации, необходимой для начисления платы за вывоз ТКО, как и отказ от внесения платежей, являются нарушением законодательства и могут разрешаться в судебном порядке, в т.ч. с применением штрафных санкций.

Ст. помощник прокурора Яппарова Е.В.

Источник: администрация городского округа Чехов

Об утверждении условий проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2017 года N 232
Об утверждении условий проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов

(с изменениями на 11 февраля 2019 года)

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 11.02.2019 N 32)

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Правительство Республики Калмыкия постановляет:

Утвердить прилагаемые условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов.

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 11.02.2019 N 32)

Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ

Условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов

Утверждены
Постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 30 июня 2017 г. N 232

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 11.02.2019 N 32)

1. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее — региональный оператор) в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проводит торги на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

2. Условиями проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов региональным оператором являются:

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 11.02.2019 N 32)

а) сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов и с учетом сезонной составляющей;

б) применяемый способ коммерческого учета объема или массы отходов при их сборе и транспортировании;

в) сроки и порядок оплаты услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов;

г) срок, на который заключается договор;

д) требования к участникам аукциона;

е) порядок, место, дата и время начала и окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;

ж) порядок расчета цены предмета аукциона;

з) способ и размер обеспечения исполнения победителем аукциона или единственным участником обязательства по договору, порядок и срок его представления.

3. Сведения о количестве (объеме или массе) твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора с разбивкой по видам и классам опасности отходов формируются на основе данных территориальной схемы по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

4. Срок для оплаты услуг равен одному календарному месяцу. Порядок оплаты услуг устанавливается в договоре об оказании услуг транспортирования твердых коммунальных отходов.

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 11.02.2019 N 32)

5. Срок, на который заключается договор на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов не может превышать срок, на который присвоен статус регионального оператора.

6. Участником аукциона может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, соответствующее следующим требованиям:

а) в отношении которого не проводится процедура ликвидации, не имеется решения арбитражного суда о ликвидации такого участника или решения арбитражного суда о признании заявителя банкротом и об открытии конкурсного производства;

б) деятельность которого не приостановлена в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

в) у которого отсутствуют просроченная задолженность по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов участника аукциона, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник аукциона считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимок, задолженности и решение по такому заявлению на день рассмотрения заявки на участие в аукционе в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

г) у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа и (или) главного бухгалтера которого отсутствует неснятая и (или) непогашенная судимость за преступления в сфере экономики;

д) у которого имеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности с разрешенными видами деятельности — сбором и транспортированием отходов соответствующего вида и класса опасности, установленных организатором аукциона;

е) информация о котором, в том числе информация об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника аукциона — юридического лица, отсутствует в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном статьей 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7. Способом обеспечения исполнения победителем аукциона или единственным участником обязательств по договору на оказание услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов является предоставление безотзывной банковской гарантии в размере, определенном региональным оператором и составляющем не менее 10 процентов начальной цены предмета аукциона.

8. Региональный оператор, в случаях, в которых цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в сроки, установленные в соглашении об организации деятельности по обращению с отходами, направляет условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов (далее — условия проведения торгов) на согласование в уполномоченный орган по регулированию деятельности региональных операторов (далее — уполномоченный орган).

(в ред. Постановления Правительства Республики Калмыкия от 11.02.2019 N 32)

9. Уполномоченный орган осуществляет согласование условий проведения торгов в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Регоператор по обращению с ТКО – компания, ответственная за весь цикл обращения с отходами. Только она может осуществлять деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).

Региональным оператором становится только юридическое лицо любой организационно-правовой формы, отвечающее следующим требованиям:

* зарегистрировано в России;

* осуществляет деятельность по обращению с твёрдыми коммунальными отходами;

* есть действующая лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

На территории субъекта действует один или несколько региональных операторов. Это зависит от региональной программы в области обращения с отходами и территориальной схемы. Выбрать региональных операторов нужно к 1 мая 2018 года. По данным на 9 апреля с этим справились только 45 регионов. С отстающими работает Минстрой РФ.

Чем занимается региональный оператор

Региональный оператор по обращению с ТКО занимается сбором, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, захоронением ТКО. Делает он это не самостоятельно, а через помощников – операторов по обращению с ТКО.

Регоператор отвечает за весь цикл обращения с ТКО: приёмку – транспортировку – обработку – захоронение. Услуги регоператора оплачивает собственник твёрдых коммунальных отходов.

Ответственность за обращение с ТКО появляется у регионального оператора с момента их погрузки в мусоровоз в местах сбора и накопления. Контейнерную

площадку содержит собственник земельного участка, на котором она установлена. Это регламентировано п. 13 ПП РФ № 1156.

Собственниками контейнерных площадок могут быть управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если контейнерная площадка относится к общему имуществу в МКД и находится на его придомовой территории, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация. Если контейнерная площадка расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и содержит местная администрация.

Бывает, что дом расположен на спорной земле, не поставленной на кадастровый учёт, собственник которой не установлен. В таком случае содержать её будет региональный оператор до тех пор, пока собственник не будет достоверно установлен.

Региональный оператор занимается ликвидацией несанкционированных свалок. Ему сообщают о несанкционированной свалке, он выезжает на место, составляет акт, делает в доказательство фотографии. Затем определяет координаты свалки и отправляет уведомление собственнику земельного участка, на котором эта свалка находится.

Если собственник такого земельного участка не ликвидирует её самостоятельно в течение тридцати дней, её убирает региональный оператор, а затем в судебном порядке взыскивает понесённые расходы.

Ещё одна важная задача регионального оператора по обращению с ТКО – обеспечивать переработку мусора. Сейчас в системе обращения с ТКО работают множество компаний, проконтролировать которые очень сложно. Они вывозят отходы на законные и незаконные объекты. Регоператор должен будет направлять потоки ТКО на законные объекты и обрабатывать их перед размещением.

Что касается перехода на раздельный сбор мусора, за который будет также отвечать региональный оператор, то он будет проходить постепенно.

Почему мне присылают квитанции за обращение с твердыми коммунальными отходами, если я не заключал договор в письменном виде? Это один из самых популярных вопросов, поступающих на телефон горячей линии регионального оператора.

Чаще интерес тюменцев вызван желанием содержать свои документы в порядке, но некоторые считают, что, если договор не подписан – за оказанные услуги можно не платить. Давайте разберемся, так ли это.

Разве письменный договор на вывоз мусор теперь не нужен?

Напомним, есть два варианта заключения договора. Стандартная письменная форма, когда вы подаете заявление лично, вам дают два экземпляра договора, вы его подписываете, отдаете экземпляр оператору. За жильцов многоквартирных домов, которые перешли на прямые договоры, всю бумажную работу проводит управляющая организация.

И совершение конклюдентных действий. Это когда договор считается заключенным, если стороны фактически совершают обусловленные согласием сторон действия. Проще говоря, жители складируют ТКО в установленных местах накопления или в мусоровоз, а региональный оператор осуществляет вывоз ТКО из этих мест накопления.

«Договор на услугу по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и в том случае, если у вас отсутствует письменная форма такого договора. С 1 января услуга стала коммунальной, а это значит, что на нее распространяются все требования и правила, применяемые к ЖКУ. В том числе это касается и учета (распределения) поступивших денежных средств за все коммунальные услуги, в соответствии с нормами действующего законодательства», – отметил руководитель «Тюменского экологического объединения» Константин Фрумкин.

Стоит отметить, что обязанность по оплате у потребителей возникает с момента начала фактического оказания услуги региональным оператором по обращению с ТКО. Для большинства населенных пунктов юга Тюменской области – это 1 января 2019 года. Отказ от оплаты счетов приведёт лишь к появлению догов и пени, которые могут будут взысканы с должника.

По всем вопросам, связанным с заключением договора, уточнением количества собственников или проживающих, начислений, необходимо обращаться к агенту регионального оператора по обращению с ТКО АО «ЭК «Восток» в ближайшие офисы или по телефону горячей линии: 8-800-250-60-06.

В Хабаровском крае и Еврейской автономной области до сих пор не перешли на новую систему обращения с ТКО, сообщили «Известиям» в Минприроды. Другие субъекты уложились в отведенные им сроки. Однако часть из них добивалась результата в спешке, и это привело к тому, что у региональных операторов не оказалось времени на подготовку к работе, сообщается в закрытой части исследования ОНФ о реализации нацпроекта «Экология» (документ есть в распоряжении «Известий»). Кроме того, собираемость платежей по тарифам в некоторых регионах по-прежнему составляет менее 50%. Эксперты призывают наладить логистику по переработке мусора в масштабах всей страны.

Первые среди отстающих

Сведения о том, что Еврейская автономная область и Хабаровский край не перешли на новую схему обращения с ТКО, содержатся в докладе ОНФ, который посвящен реализации нацпроекта «Экология» за 2019 год. Подтвердили эту информацию и в Министерстве природных ресурсов и экологии. В профильных ведомствах двух дальневосточных регионов не смогли предоставить оперативный комментарий.

— В настоящее время переход на новую систему обращения с отходами не совершен двумя субъектами: Хабаровским краем и Еврейской автономной областью. Необходимо понимать, что отрасль формируется с нуля, — пояснили «Известиям» в Минприроды. — Среди основных проблемных вопросов, которые затягивают сроки перехода на новую систему обращения с ТКО, — затягивание процедур определения региональных операторов, некорректный расчет тарифа.

В министерстве также отметили, что в соответствии с законом на работу по обновленной модели до 1 января 2022 года должны перейти Москва и Санкт-Петербург.

Новая система обращения с твердыми коммунальными отходами начала действовать в РФ с 1 января 2019 года. Реформа предполагает введение раздельного сбора отходов и выбор регионального оператора, ответственного за сбор и утилизацию ТКО в субъекте. Ее итогом должно стать сокращение полигонного захоронения и увеличение объема переработки отходов во вторсырье. Однако реализовать положения новой системы на практике оказалось проблематично.

В исследовании ОНФ отмечается, что формально многие регионы выполнили сроки перехода, но из-за спешки качество услуг серьезно «просело». Об этом «Известиям» сообщил эксперт площадки «Экология» ОНФ Александр Коган.

— У нас осталось только два субъекта, которые не перешли по определенным причинам. Многие регионы перестроились, но некоторые из них делали это в последний момент, буквально в декабре 2019 года определяли победителя конкурсного отбора или утверждали тарифы. Они попытались запрыгнуть в последний вагон, чтобы не нарушить сроки перехода на новую систему, поэтому качество не могло не пострадать. Времени на подготовку и заключение договоров с клиентами и подрядчиками у регионального оператора не было, — объяснил эксперт.

Он отметил, что в Архангельской, Курганской, Ульяновской (в одной из пяти ее зон), Владимирской (в одной из трех зон) областях, Ненецком АО, Приморском и Краснодарском (в трех зонах) краях региональные операторы приступили к работе только с нынешнего года. Однако это не решило проблем некоторых субъектов. В частности, Краснодарский край уже почти полтора года пытается поменять территориальную схему. Сегодня в регионе существует 11 зон действия региональных операторов ТКО. Эту ситуацию планируют исправлять, сократив количество зон в два раза, отметил Александр Коган.

Причиной сложностей часто являются проблемы логистики, считает член комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды Феликс Панов.

— Сталкиваюсь с ситуациями, когда стекло для переработки приходится везти из Казани в Минеральные Воды. Такая же история и по опасным отходам. Например, в Челябинской области находится предприятие по переработке батареек. Но в масштабах всей страны этого крайне мало, — рассказал он «Известиям».

При этом, по его словам, необходимо обеспечить и экономическую рентабельность строительства предприятий по переработке мусора.

— Мало построить заводы. Надо сделать так, чтобы производство не простаивало. В любом случае это бизнес, который просчитывает свои риски. Никакой собственник не позволит своей инфраструктуре застаиваться, — отметил общественник.

По некоторым регионам нет актуальной информации, отмечают авторы доклада. Речь идет о Саратовской, Воронежской и Магаданской областях, Камчатском и Красноярском краях, а также Республике Марий Эл.

Мусор платежом красен

Согласно статистике ОНФ за первое полугодие 2019 года, ситуация со сборами за вывоз мусора не лучшим образом обстоит во многих регионах — например, в Ингушетии, Ленинградской области, Кабардино-Балкарии, Бурятии и Свердловской области. Немного лучше собираемость в Адыгее (40%), Пермском крае (43%), Тыве (48%), Амурской (49%) и Новосибирской областях (50%).

Операторы винят в происходящем законодательство и хотят получить доступ к персональным данным граждан, чтобы повысить собираемость платежей. Об этом «Известиям» рассказал глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

— Региональные экологические операторы видят основную проблему в том, что им не платят физлица. Они хотят получить законодательный доступ к персональным данным. Но это вопрос очень деликатный и требует отдельного обсуждения. Это поможет увеличить собираемость, потому что позволит операторам обращаться в суд, — считает сенатор.

При этом он подчеркнул, что к объему данных, который может быть предоставлен операторам, необходимо подойти более ответственно.

По мнению экспертов ОНФ, Минприроды вместе с ППК РЭО должны предложить регионам решение по получению и передаче региональному оператору актуальных сведений для выставления платежей и внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты.

Доходы операторов в настоящее время «проседают» и из-за сложностей, вызванных пандемией. Поэтому им тоже нужна государственная поддержка, отмечают парламентарии. Как сообщил «Известиям» Алексей Майоров, для поддержки региональных операторов из бюджета будет направлено более 9 млрд рублей.