Развод по мусульманским обычаям

Основные правила развода по шариату

Согласно исламской вере, для Аллаха нет ничего радостнее, чем, когда его рабы – верующие — живут в любви, мире и согласии.

Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи.

А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.

Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе. К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги. Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения.

Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений. Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак. Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.

Вне зависимости от того, каким образом талак был выражен, мужчина обязан соблюдать период ожидания, который называется идда.

Его срок равняется 3 месяцам. На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).

Интересно то, что мужчина должен сказать талак трижды, при этом не разом, а с определенным временным промежутком – 1 раз за 1 период менструации женщины, то есть фактически – месяц. Также не считаются случаи, когда супруг сообщает о намерении развестись, когда у его супруги месячные.

В исламе у женщины тоже есть право развестись, но только если на то есть определенные основания. Подобный процесс называется хуль. При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок. В случае с талаком он остается у жены. При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.

По инициативе супруги развод может быть выполнен только в том случае, если на ее муже находится какая-то тяжелая вина.

Для достижения поставленной цели ей необходимо обратиться к судье и представить ему доказательства, достаточные для убеждения в достоверности приведенных доводов.

При этом уважительной причиной может являться исключительно то, что противоречит моральным правилам, установленным в исламской культуре.

Например, в качестве нее может выступать отречение от религии. Что касается случаев супружеских измен (Лиан), здесь жертва тоже обязана доказывать соответствующий факт. В качестве этого обычно используются показания четырех людей, которые не имеют своей заинтересованности в разводе супругов.

Развод в исламе по инициативе мужа

Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин. В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует.

Талак раджгий действует трижды. То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной.

Однако при этом у супруга останется только два талака. Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.

В случае с объявлением талак баин простой возможности сойтись нет. Это можно сделать только при соблюдении четырех условий:

  • женщина должна вновь должна вступить в брак, но за другого мужчину;
  • соответствующий союз обязан быть настоящим;
  • у нее не должно быть намерений развестись, чтобы потом вновь выйти замуж за предыдущего супруга:
  • нужно, чтобы в новой семье у нее были полноценные отношения, которые включают в том числе интимную близость.

Очень мало супругов впоследствии сходятся после талак баин. В частности, это связано с тем, что, как правило, женщины не хотят рвать отношения с новым мужем.

С кем остаются дети?

Маленьких детей, как правило, оставляют матерям. Это обуславливается тем, что у женщин больше милосердия и терпения.

Мать обязана соблюсти ряд условий, чтобы ее дети были с ней. Ей нужно:

  • находиться в мусульманской вере;
  • не заниматься воровством, не вступать в половую связь вне замужества;
  • не иметь супруга махрама (близкого родственника).

Суд может не передать матери ее ребенка, если она имеет слабый рассудок и/или считается нечестной.

Если же по каким-то причинам соответствующая всем вышеприведенным критериям разведенная женщина не желает заниматься воспитанием своих детей, суд может передать их на опеку бабушке по линии матери. Бывают ситуации, когда и эта возможность недоступна. В таком случае дети могут быть переданы матери отца или его сестре.

Как можно убедиться, в исламе существуют достаточно жесткие ограничения на развод. При этом необходимо соблюсти ряд достаточно трудных в исполнении правил, чтобы его получить. Но мужчины все-таки находятся в более выгодном положении.

Единственная для них ощутимая трудность – это соблюдение трехмесячного периода воздержания. Менее значимая проблема – сдерживание родственниками, которые в мусульманских семьях оказывают большое влияние на семейную жизнь супругов.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46, Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

>Развод – самое ненавистное из дозволенного

Что должно соблюдаться при разводе и после него.

Развод – это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно или письменно, или знаком для немого. Ислам рассматривает брак как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путём развода.

Брак должен обеспечивать спокойствие, уверенность и стабильность как обоим супругам, так и их будущим детям. Ислам называет развод самым ненавистным Аллаху действием из тех, что Им разрешены. Об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение): «Самым ненавистным из дозволенного для Всевышнего Аллаха является развод» (Абу Давуд, Ибн Маджа). Это самый последний шаг, процедура, к которой прибегают только после того, как все попытки помирить супругов оказываются тщетными.

Если между мужем и женой возникает спор, который они не могут уладить сами, в дело следует вмешаться представителям семей обоих супругов, чтобы привести их к примирению, т. к. Всевышний Аллах в Коране повелевает (смысл): «Если вы опасаетесь разлада между ними (супругами), то пошлите к ним по справедливому представителю со стороны его семьи и её семьи. Если они оба (т. е. представители сторон) пожелают примирения (их), то Аллах помирит их. Воистину Аллах – Знающий, Ведающий» (сура «Ан-Ниса», аят 35).

Развод порицаем, потому что через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая, что иногда развод неизбежен, если брак причиняет страдания супругам либо по другой причине, такой как отказ или неспособность мужа обеспечивать семью, сумасшествие супруга, потенция супруга или недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни и т.д., Создатель проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и произносят бракоразводные слова, когда им вздумается и как хотят, не обращая внимания на то, когда, сколько раз и в какой форме это допустимо, а потом осознают свою ошибку и поспешность и впоследствии бегают от имама к имаму в поисках разных дорог для примирения. Чтобы не оказаться в такой ситуации, мусульманин в вопросе развода и в других шариатских вопросах должен придерживаться границ, установленных Творцом, и не переходить их.

В Священном Коране сказано (смысл): «…Таковы установления Аллаха, а тот, кто преступит установления Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

Развод предполагает произнесение вслух слов, прямо или косвенно указывающих на развод. Нет разницы, произойдёт это при свидетелях или нет, услышала эти слова жена или нет, как, например, слово «талак» (развод), т. е. имеется в виду произнесение именно этого слова в разных выражениях, как, например: «Я даю тебе развод» или «ты разведена» и т. д., или подобной фразы.

Условия произнесения развода

Поскольку развод – это разрыв отношений с женой, то для этого существуют условия, которые необходимо соблюдать при разводе, т. е. при произнесении слова «талак», и после развода, а именно:

Первое. Не дозволяется давать жене развод в период её менструального цикла. Если муж разведётся с женой, сказав бракоразводные слова в тот период, когда у неё менструация, то он совершает запретное.

Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Второе. Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструации, то запрещено давать ей развод. Муж должен подождать до завершения нового цикла менструации, как бы долго он ни длился. После завершения этого цикла он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. Если, несмотря на запрет, муж даст развод, то он считается действительным.

Третье. Нежелательно заявлять о разводе сразу более одного раза. Следует ограничиться однократным разводом, поскольку это позволяет мужу как достичь желаемого, так и вернуть жену обратно, если он изменит своё решение в течение установленного срока (идды). Если же он сразу даст жене троекратный развод, то он не сможет соединиться с ней, пока она не выйдет замуж за другого и не произойдёт близость с ним, и только после развода с ним или его смерти она может снова выйти замуж за своего первого мужа.

Желательно, чтобы продолжительность времени между каждым случаем произнесения слов развода соответствовала месячному циклу жены, т. е. после каждого раза, как у неё завершатся месячные выделения, произнесение одного развода.

Нежелательно говорить: «Ты разведена два раза» или «ты разведена три раза», или: «ты разведена, ты разведена, ты разведена».

Всевышний Аллах в Коране сказал (смысл): «О Пророк! Когда вы (т. е. мусульмане) хотите развестись с жёнами, то разводитесь согласно установленному сроку, ведите счёт этому сроку (для случая возврата их обратно) и бойтесь Аллаха, Господа вашего (подчиняйтесь Его велению и запретам)…» (сура «Ат-Талак», аят 1).

В этом аяте в словах Всевышнего «согласно установленному сроку» имеется в виду, чтобы произнесение слов развода происходило после каждого раза, как у супруги завершатся месячные выделения, и ей можно будет совершать обязательные молитвы.

Однажды к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) подошёл человек и сказал, что он развёлся со своей женой, объявив ей формулу развода сразу три раза. Пророк (мир ему и благословение) рассердился на него и сказал: «Ты играешь с Книгой Аллаха! Я же ведь среди вас».

Четвёртое. Необходимость соблюдения женщиной идды. Идда после развода – это период времени, в течение которого женщина после развода не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Пятое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод один или два раза, а затем не вернул её себе в жёны, заявив это вслух до окончания срока идды, т. е. не вернул её словами: «Я возвращаю тебя себе в жёны» или «Я возвращаю тебя» в течение срока идды, до истечения которого она не имеет права выйти замуж за другого.

Шестое. Запретность жены для мужа в том случае, если он дал ей развод трижды. Нет разницы, произнёс муж бракоразводные слова трижды сразу одновременно в одном месте или между каждым менструальным циклом жены по одному разу, или же произнёс один раз, имея намерение дать троекратный окончательный развод. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока не вступит в законный брак с другим мужчиной и между ними не произойдёт половое сношение. А если по какому-либо случаю они разведутся, то после этого, соблюдая все условия, такие как завершение времени идды, совершение нового никяха и выплаты махра и т. д., прежний муж может взять её снова в жёны.

Об этом Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа (и между ними произойдёт близость), а если тот (за которого она выйдет замуж) даст ей развод, то нет греха над ними (имеется в виду на ней и на её первом муже), что они вернутся друг к другу (т. е. к супружеской жизни), если оба они думают выполнять установления Аллаха. Таковы установления Аллаха, которые разъясняет Он для людей знающих» (сура «Аль-Бакара», аят 230).

Таким образом, Творец сделал жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод, до тех пор, пока она не побывает замужем за другим.

Это вызвано тем, что в первые годы Ислама жёнам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали.

И Всевышний Аллах ниспослал следующий аят (смысл): «Развод (после которого можно вернуть жену) допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях (без вреда по отношению к ней), либо отпустить её по-доброму…» (сура «Аль-Бакара», аят 229).

Тем самым Всевышний ограничил число разводов, что оградило женщин от произвола их мужей, т. к. мужья будут знать, что если он и в третий раз произнесёт бракоразводные слова, то он уже не имеет права вернуть её себе в жёны, пока она не выждет время идды после его развода, потом выйдет за другого, вступит с ним в половую близость, и, если они по какому-либо случаю разведутся, она опять выждет время идды после второго мужа, и только потом она становится ему дозволенной для женитьбы на ней ещё раз.

Если при совершении брачного договора (никях) перед человеком, за которого она выходит замуж после развода с первым мужем, поставить условие и сказать: «Когда ты совершишь с ней половой акт, ты с ней разведёшься» или «…она после этого не твоя жена», то такое условие делает этот никях недействительным.

Но если при заключении брачного договора условия о разводе не оговариваются, то такой никях считается действительным, даже если они разведутся сразу после половой близости, но это нежелательно. Следует знать, что после первого и второго произнесения слова «талак» жена имеет право на содержание и обеспечение жильём со стороны мужа в течение периода идды.

Если после первого или второго произнесения слов талака до истечения времени идды муж не вернул её себе в жёны, как сказано выше, то они могут вновь соединиться (без необходимости выйти ей замуж за другого), обновив весь процесс никяха, соблюдая все его первоначальные условия. Это возможно, если при разводе будет произноситься слово «талак» (т. е. бракоразводные слова) только один или два раза вместе или отдельно и при этом супруг, произнеся слова талака один или два раза, не подразумевает под этим троекратный развод (талак). Если же супруг произнесёт слово «талак» три раза или же, произнеся его один раз, будет иметь намерение на троекратный развод, то брак полностью расторгается. После этого, согласно Шариату, супруги уже больше не могут оставаться мужем и женой. Однако они вправе в будущем снова создать семью при наличии вышеупомянутых условий.

Примечание. Любая семья, которая окажется в доразводной или послеразводной ситуации, должна проконсультироваться у алимов и имамов, разбирающихся в этих вопросах, и, ещё раз взвесив, решить, стоит ли прибегать к такому серьёзному средству, как развод.

10 правил развода в исламе

Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод

Существует множество причин, почему супруги могут прийти к решению развестись. Но, что бы не случилось в жизни мусульманина, первое, что ему следует делать, –размышлять, исходя из Корана, и искать решение в соответствии со своей верой. Что говорит ислам о разводе?

1. Ислам с неодобрением относится к разводу. Для Аллаха радостнее всего, когда его рабы, сплоченные однажды узами брака, живут в мире и любви. И даже при возникновении трудностей и разногласий, наша вера призывает нас к терпению, размышлению и стремлению сохранить брак. Тем не менее, если не остается другого выхода, развод не является грехом. В хадисе сказано: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод».

2. Аллах предписывает мужу и жене назначить судей с обоих сторон на первом шаге к примирению в процессе развода.

3. Если же примирение не состоялось, как мужчина, так и женщина, согласно Корану, имеют право развестись.

4. Развод, инициированный мужчиной, – талак. Произнесение талака мужчиной может быть устным и письменным, но, сделав его однажды, он должен соблюсти период ожидания идда (3 месяца), во время которого запрещены интимные отношения, даже при условии, что супруги живут в одном доме.

5. Развод, инициированный женой, – хуль. Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. В этом случае женщина возвращает свой махр, так как расценивается как нарушитель брачного договора.

6. В случае талака, когда муж является нарушителем брачного соглашения, он должен заплатить махр в полном объеме, если он был отсрочен, или же оставляет его полностью женщине, если уже был вручен.

7. В случае, если провинился мужчина, и женщина хочет развода, она может обратиться к судье с такой просьбой. Она должна будет предоставить доказательство и доводы, свидетельствующие, что ее муж не выполнил свои супружеские обязанности.

8. Единственной оправданной и законной причиной для развода считается аморальное и противоречащее исламу поведение супруга. Например, если один из супругов занимается прелюбодейством.

9. Еще одной веской причиной для развода является отречение от ислама. Если мусульманин или мусульманка оставляет ислам, брак аннулируется.

10. Пророк (мир ему) сказал: «Самым нелюбимым дозволенным действием для Аллаха является развод». Супругам следует избегать развода. При возможности супруги должны стремиться избежать бракоразводного процесса. Если имеются проблемы и трудности, им следует работать над собой и над трудностями, обратиться к помощи родственников и близких друзей.

Сайда Хайат

Как воспринимается развод в разных религиях

Практически каждая религиозная структура относится к разводу между мужем и женой как к греху. Христиане крайне отрицательно относятся к разводам, разрешая их беспрекословно только при супружеских изменах либо смерти мужа или жены. По православным канонам сочетаться браком в церкви можно не больше трех раз. Причем только первый раз это проходит по-настоящему торжественно и величаво. В остальных случаях звучат молитвы покаяния.

Церковь не знает такого понятия, как развод. Разорвать церковный брак между мужем и женой, заключенный на небесах, значит, совершить грех. Процедуры развенчания добиться нелегко, так как необходимо представить документально подтвержденные факты, иначе ни один священник не будет этим заниматься. Такие простые причины: разлюбили друг друга, муж мало зарабатывает, или пьет и тому подобное, в православной церкви роли не играют. Это не повод, чтобы разводиться. Религия учит терпеть, пытаться исправить положение, так как обряд венчания соединяет мужа и жену навеки.

Церковь приложит все усилия, чтоб сохранить брак и не дать людям совершить страшный грех – развестись. В католической религии развод считается бессмысленным, так как неверность супругов ничем не запретить. Чаще всего развод в католической стране регулируется не церковным законодательством, а светскими понятиями. Аннулировать в католической церкви брак можно даже в том случае, когда кто-то из супругов вспомнил неподобающее поведение другого, которое имело место лет 10 назад. Любая причина для признания брака недействительным рассматривается только в Риме, как центре католической веры.

Можно сказать, что и католическая вера считает, что развод – это грех, поэтому разведенные пары, вступающие в повторный брак, по обычаям, не могут совершить в католической церкви обряд венчания. Наиболее либеральное отношение к разводам можно назвать в протестантизме, когда церковь как отдельная структура не существует, а подчиняется государству. В некоторых странах, например, в Швеции, если в семье нет несовершеннолетних детей, разорвать брак можно сразу, без проволочек. Причина развода не выясняется, так как закон не разрешает вмешиваться в личную жизнь граждан.

В таких ситуациях разводятся легко и не воспринимают это как грех.

Условия для развода в исламе

Исламскую религию по своим взглядам на развод можно расположить посередине позиций: между католической, христианской и иудейской. То есть, как особо тяжкий грех, развод между мужем и женой у мусульман не считается. Несмотря на то что брак мусульман священен, на основании веских причин его можно расторгнуть. Но перед этой процедурой супруги обязаны предпринять все возможные способы для сохранения брака. И только если нет другого выхода, прибегать к разводу. Причем исламские законы признают для разрыва отношений как право мужа, так и право жены.

Мусульманский развод выражается тремя способами:

  • словесно;
  • письменно;
  • знаком.

При любом способе суть его одна – порицание, ведь распадается семья и теряются достоинства брака.

В мусульманских странах брак считается делом богоугодным и здесь встречается мало одиноких мужчин и женщин. Но если мусульманские мужчины могут себе позволить заключить брак с женщиной другой веры, то мусульманским женщинам это запрещено Аллахом. Несмотря на бытующее мнение о том, что получить развод у мусульман – это не грех, развестись на деле не так легко и просто. Брак и развод в исламе оцениваются по-разному.

Порядок развода в мусульманском обществе

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните на бесплатную горячую линию:

8 800 350-13-94 — Для регионов России

8 499 938-42-45 — Москва и Московская обл.

8 812 425-64-57 — Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

Так как мужчины в таких странах имеют прав больше, чем женщины, то и разводятся, чаще всего, по инициативе мужа. Во время этой процедуры, в присутствии двух свидетелей, муж перед женой должен произнести слово «талак», означающее развод, расторжение брака. По мусульманским обычаям при этом должны быть соблюдены некоторые ограничения, речь о которых пойдет дальше. До момента произнесения слова, родственники и жены, и мужа предпринимают все возможные попытки для примирения супругов. Развод хоть и разрешен Аллахом, но все-таки является нелюбимым делом.

Слово «талак» необходимо произнести три раза. После первого произнесения супруги могут помириться и продолжать жить в браке дальше, до самой смерти. При условии, что слово развод произносится во второй раз, после чего муж и жена желают продолжать совместное проживание, исламские законы диктуют повторение процедуры бракосочетания. Если же слово произнесено в третий раз, муж имеет право вернуть свою жену только после того, как она повторно выходила замуж за другого мужчину.

Причину развода мусульмане могут не озвучивать, тем самым сохраняя доброе имя своей жены. По законам исламской религии запрещены фиктивные и временные браки, а женщины, которые идут на это, совершают великий грех. Разводиться в мусульманской стране можно и по инициативе жены. Случается, это намного реже и только тогда, когда муж не выполняет перед женой возложенных на него обязанностей, например, долгое время не живет в семье, не содержит жену и детей и тому подобное.

В таких ситуациях женщина имеет право попросить развод сама.

При каких условиях распадаются мусульманские семьи

Современные условия жизни, безответственность и легкомыслие, легкость заключения брака, невнимание к избраннику или избраннице, пренебрежение родительским мнением привело к тому, что сегодня в семье мусульман получить развод не грех и не исключение. Мусульмане разводятся достаточно часто, не испытывая при этом никаких угрызений совести. Причины могут быть самыми разными. Брак в этих странах теряет свое богоугодное значение.

Среди самых распространенных причин для развода в мусульманской семье, называют следующие:

  • несоблюдение законов Аллаха, пренебрежение обязанностями, которые возлагаются на жену и мужа при бракосочетании. Муж должен содержать жену и детей, жена – слушаться мужа во всем, уважать. Но в действительности все совсем не так: муж ничем не обеспечивает жену, оскорбляет как ее, так и ее родственников. Жена спорит с ним, отказывается выполнять домашнюю работу, уходит из дома без его разрешения и так далее;
  • молодожены не чувствуют ответственности и несерьезно относятся к церемонии брака. Довольно часто встречаются ситуации, когда молодые мусульмане заключают брак по одной единственной причине – лучше узнать друг друга, пожить вместе и не считать это как грех, а если не понравится – быстро разбежаться без выяснения причин. Такой брак изначально нацелен на развод;
  • эгоизм, который проявляется женой и мужем по отношению друг к другу, не желание менять свои привычки, прислушиваться к мнению второй половины и уважать ее. Все это довольно быстро ведет к ссорам и скандалам, в результате чего семья распадается;
  • причиной развода легко может стать работа жены. В мусульманской семье, где деньги зарабатывает женщина, муж перестает обеспечивать ее и начинает относиться к своим обязанностям сквозь пальцы, халатно. По инициативе жены супруги разводятся, так как она сама в состоянии обеспечить себя и детей;
  • национальная неприязнь, когда родители категорически не хотят воспринимать в качестве снохи или зятя человека другой веры. Такие браки сегодня не редки, но чаще всего, первое время молодожены скрывают свое положение. А когда все обнаруживается, родственники старшего поколения настаивают на разводе и брак распадается;
  • бывают случаи, когда брак совершается очень быстро, а потом вдруг оказывается, что им даже поговорить не о чем. Причина может быть в разном социальном статусе, в разной вере, образовании, в возрасте и тому подобное;
  • утраченная традиция уплаты серьезного выкупа. Современный брак не только легко зарегистрировать, но и без сожаления его просто расторгнуть. В тех случаях, когда при заключении брака не тратятся крупные суммы на выкуп, подарки, покупку жилья для молодой семьи (а в мусульманских семьях молодожены получают от родственников свое жилье), его благоустройство, теряется материальная ценность события, разводиться ничто не мешает. Например, при заключении брака молодая мусульманская жена получила от родственников мужа дорогую машину в подарок. Если она надумает в будущем разводиться, машину придется вернуть, а это уже не всегда удается. Соответственно, с разводом можно и повременить;
  • наличие второй жены тоже часто приводит к разводу. А ведь некоторые мужчины-мусульмане даже не понимают, зачем им вторая жена. Чаще всего, это происходит на фоне многочисленных проблем, во время отъезда в другую страну на заработки. Причем, вторую жену довольно часто игнорируют при материальном обеспечении. Ей не положена квартира или дом, как у первой супруги. Она не живет с мужем постоянно, а только временно встречается или живет с ним во время заработков. Второй женой просто пренебрегают, она довольно часто работает сама и обеспечивает себя сама. То есть статус нормальной семьи в такой ситуации не совсем уместен. И часто все проблемы просто надоедают женщине, она стремится получить развод, да и муж может не выдержать ревности своих женщин и их требований;
  • приводит к разводу и долгое отсутствие мужа в семье;
  • простой и большой выбор кандидатур. Совсем еще недавно вторую половину своим детям подбирали родители. Делали они это очень тщательно, иногда, в течение очень долгого времени. Современные молодые люди куда более раскрепощенные и проще подходят к этому вопросу. Найти мужа-мусульманина или жену сегодня нет проблем. Есть очень много мест, где люди могут познакомиться: социальные сети, сайты знакомств, брачные агентства. С одной стороны, такой огромный выбор – это хорошо, а с другой – люди перестают ценить друг друга – не понравилась, разведусь и найду лучше.

Все перечисленные причины являются вескими для того, чтоб развод в мусульманской семье выглядел не как грех, а как нормальное явление. И хотя он относится к запрещенным как в исламе, так и в католической церкви, ценности перестают играть какую-то роль. Люди женятся и разводятся в угоду своим прихотям, не волнуясь о том, как будут жить дальше.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

В исламском вероисповедании большое внимание уделяется взаимоотношению полов. Развод в исламе не вызывает одобрения, как и в других религиях. Расторжение брака – это травма, хаос в душе двух людей. Шариат хотя и разрешил разводы, но без особого благословения. Исламская мудрость гласит: «Подумай 10 раз перед тем как жениться, в случае развода подумай в 10 раз больше». Разводы в исламских семьях случаются редко — когда восстановить гармонию в семье уже невозможно. По мусульманским обычаям, для расторжения брака требуется соблюдение определенных правил.

Как ислам относится к разводу?

Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям. Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий. Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.

Талак бывает:

  • Обязательным — иля, когда муж дает клятву о невступлении в близость с женой больше 4 месяцев. По истечении определенного срока жена может потребовать у мужа половой близости. Супруг обязан дать развод, если не удовлетворит требование.
  • Желательным – сунна, когда муж не может обеспечить жену, или жена совершила большие грехи.
  • Неразрешенным – харам, если ущемляются права женщины.

Когда утрачиваются достоинства брака, семья распадается. При невозможности уладить спор между супругами самостоятельно со стороны обеих семей могут быть присланы справедливые представители.

Расторжение семейного союза порицаемо в шариате. Развод – последний шаг, если все попытки к примирению оказались тщетными.

В каких случаях возможен развод между мусульманами, кто может быть его инициатором?

По шариату, инициировать развод может как муж, так и жена. Мужчины в исламских странах наделены большими правами, чем женщины. Браки распадаются чаще по инициативе мужей. Процедура состоит в трехкратном произнесении слова «талак» в присутствии двух свидетелей. Причину разрыва отношений мусульманин может не озвучивать — так сохраняется доброе имя бывшей жены. Развод по инициативе женщины происходит реже, когда муж длительное время не выполняет супружеских обязанностей – не содержит жену, не живет в семье.

Распространенные причины расторжения браков в мусульманских семьях:

  • несоблюдение законов шариата, пренебрежение обязанностями мужа или жены;
  • эгоизм, неуважение, нежелание изменять своим привычкам;
  • работа жены, если муж относится халатно к обеспечению семьи;
  • несерьезное отношение к церемонии брака, когда в отношения вступают с целью лучше узнать друг друга, пожить, а если не получится — разойтись;
  • неприязнь со стороны родителей;
  • существенные различия в вере, возрасте, социальном статусе, образовании;
  • длительное отсутствие мужа в семье;
  • наличие второй жены.

Перечисленные случаи считаются вескими причинами, чтобы развод в семье мусульман выглядел как нормальное явление, а не грех. «Талак» должен произноситься не в одно и то же время, а в отдельные «чистые периоды» женщины. Временной промежуток дается для осознания ценности совместной жизни и воссоединения.