Разрешение на строительство газопроводов

В последнее время в нашей стране стремительными темпами развивается строительство домов для индивидуального пользования. В тоже время многие из застройщиков забывают, что началом любого строительства является не техническая его сторона, а именно сбор и оформление юридических документов для получения соответствующего разрешения на проведение такого строительства. Данные действия являются первоочередными при любом строительстве и от качества, скрупулезности их исполнения в дальнейшем зависит последующая судьба, ценность и долговечность возводимого объекта.

При этом далеко не многие понимают, какие необходимо оформить разрешительные документы, где их взять и какие действия необходимо для этого совершить.

Закон чётко определяет органы государственной власти, выдающие такие разрешения на строительство. Окончательное решение всегда принимает местный орган власти за подписью главы администрации. Но данному заключительному действию предшествует большое количество всевозможных проверок, а также согласований в различных инстанциях.

Также процедуре получения соответствующего разрешения подлежат строительно-монтажные работы, связанные с подведением к строящемуся объекту всевозможных коммуникаций, необходимых для последующей эксплуатации строения, то есть разрешение на строительство линейного объекта. К их числу также относятся разрешения на строительство газопроводов.

Разрешение на строительство газопровода выдаётся на основании предоставления застройщиком следующих документов:

Прежде всего, это документы, подтверждающие право собственности (владения) земельным участком.

Затем обязательно предоставление кадастрового паспорта на данный земельный участок.

По пакету проектной документации также необходимо приложить материалы, состоящие из:

  • пояснительной записки;
  • схемы планировочного устройства земельного участка, свидетельствующей о нахождении линейного объекта в границах красных линий;
  • данных об имеющемся инженерном оборудовании, сводном плане всех сетей технического обеспечения с указанием всех точек подключений объекта строительства к данным сетям;
  • проекта по организации работ и ведению строительства на объекте;
  • технических условий, выданных на объект по его подключению.

По объектам, предусмотренным ст. 49 «Градостроительного кодекса РФ», необходимо также приложить к пакету документов заключение государственной экспертизы по проектной документации с положительными выводами.

Также прилагаются согласования со всеми коммунальными службами, коммуникации которых проложены в пределах земельного участка.

В случаях реконструкций объектов капитального строительства, для получения разрешения на строительство линейного объекта обязательно также письменное согласие всех его правообладателей.

Кроме того, необходимо предоставить градостроительный план данного земельного участка.

При получении разрешения на строительство газопровода важно иметь представление о последовательности процедуры такого оформления (путь прохождения, взаимодействие различных комиссий и органов), поскольку многие из сопутствующих при решении данного вопроса документов имеют действие только в пределах определённого времени, а потом попросту утрачивают свою силу и их необходимо собирать заново.

Поэтому самым простым вариантом получения разрешения на строительство газопровода с минимальными потерями средств и времени будет обращение к специалистам, знающим все тонкости данной процедуры, специфику и требования органов, выдающих разрешение. При этом посредством минимально допустимых затрат достигается значительный эффект экономии времени, сил, а также средств клиента, ведь главное — результат, получение разрешения на строительство газопровода.

Вы можете заказать предварительную консультацию по телефону +7 (967) 087-44-23
Или воспользоваться формой обратной связи.
Мы будем рады помочь Вам в решении любых возникающих вопросов.

Для размещения детской площадки не требуется разрешения на строительство.

Утверждены виды, параметры и характеристики объектов благоустройства территории, для размещения которых не требуется получение разрешения на строительство. Всего приводится 20 видов объектов, в том числе открытые детские и спортивные площадки, площадки для выгула собак, пешеходные и велосипедные дорожки, шлагбаумы, фонтаны, голубятни и т.д.

Кроме того, утверждены виды работ по изменению объектов капитального строительства и их частей, которые не затрагивают конструктивные характеристики их надежности и безопасности и не требуют разрешения на строительство. Среди них — замена лифтового оборудования, утепление фасадов, замена инженерных систем, демонтаж перегородок и ненесущих стен и т.п. Для производства этих работ необходимо положительное заключение о техническом состоянии конструкции объектов капитального строительства, которое оформляется проектной организацией, имеющей свидетельство о допуске к указанным видам работ.

При этом продолжают действовать установленные требования в части разработки проектной документации, ее согласования, получения необходимых разрешений и соблюдения требований технических регламентов.

Вопрос от 15.09.2015:

В Ростехнадзор поступило обращение с вопросом: требуется ли проведение экспертизы проекта при подключении к газовой сети газового котла мощностью 25,8 кВт, установленного в нежилом помещении?

Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

В соответствии с пунктом 19 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870, проектная документация на сети газораспределения и газопотребления должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Проектная документация на строительство сетей газораспределения и газопотребления подлежит экспертизе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности и вышеуказанного технического регламента.

Вопрос от 16.07.2018:

В управление поступило обращение с вопросом: каким документом разрешается проводить газопровод высокого давления 0,6 Мпа по улице действующего сада?

Ответ: В соответствии с п.п. 14,19,20 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870) сети газораспределения и газопотребления должны обеспечивать безопасность и энергетическую эффективность транспортирования природного газа с параметрами по давлению и расходу, определенными проектной документацией и условиями эксплуатации.

Проектная документация на сети газораспределения и газопотребления должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, проектирование должно осуществляться с учетом оценки рисков аварий, пожарного риска, связанных с ними чрезвычайных ситуаций и иных неблагоприятных воздействий на людей, имущество физических и юридических лиц и окружающую среду при эксплуатации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления.

Основным документом при проектировании сетей газораспределения и газопотребления является СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы». Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых, реконструируемых и подлежащих капитальному ремонту сетей газораспределения, газопотребления и объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ), предназначенных для обеспечения потребителей природным газом давлением до 1,2 МПа включительно и сжиженными углеводородными газами давлением до 1,6 МПа включительно.

В данном своде правил указаны рекомендации по размещению наружных, подземных и надземных газопроводов.

Вопрос от 03.08.2018:

Какие расчеты должны выполняться при проектировании газопроводов?

  • а) на прочность и устойчивость, целью которых является исключение возможности разрушения и недопустимых деформаций газопроводов, которые могут привести к возникновению аварийных ситуаций;
  • б) на пропускную способность, целью которых является эффективное использование энергии природного газа при его транспортировании за счет определения оптимального соотношения перепада давления на участке газопровода и диаметра газопровода.

Вопросы от 27.09.2018:

На основании какого нормативного документа мы можем проложить газопровод давлением до 1,2 МПа под полотном автомобильной дороги?

Ответ: Такой возможности нет, такая возможность есть для более низкого давления. В Вашем случае — это пересечение.

Наша организация имеет необходимость в строительстве газопровода среднего давления по территории земель общего пользования. Необходимо ли получать разрешение на строительство?

Ответ: В соответствии с требованиями ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно выдача разрешения на строительство не требуется.

Какими нормативно-правовыми и нормативно-техническими актами регламентируется техперевооружение газопровода? Какие документы нужны для собственности техперевооружения газопровода? На объекте наша компания осуществляет техперевооружение газопровода, а нам утверждают, что это новое строительство! Т.к. мы являемся газораспределительной организацией, то как нам обосновать, что это техперевооружение, а не новое строительство

Ответ: Давайте разнесем эти два термина. Строительство — создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Техническое перевооружение опасного производственного объекта — приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств. В первом случае создается новый объект, т.е. на основании разрешения на ввод регистрируется право собственности. Во втором случае право собственности не регистрируется, т.к. нет нового объекта.

Возможна ли прокладка газопроводов низкого давления в сельских поселениях или сложившихся исторических кварталах городов непосредственно под проезжей частью улиц в траншеях, учитывая отсутствие зелёной зоны, тротуаров и разделительных полос? (в действующих СП, регламентирующих проектирование сетей газоснабжения, об этом не сказано. В СП 42.13330.2011 указано, что прокладка возможна, но при условии обустройства тоннелей)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Газораспределительные сети добавлены в перечень объектов, для строительства которых разрешение не нужно

Такое решение приняло Правительство России, одобрившее соответствующий законопроект, который будет внесен в Госдуму.

Законопроектом предлагается внести изменение в часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса, включив сети газораспределения и газопотребления с проектным рабочим давлением до 0,6 МПа включительно в перечень объектов, для строительства, реконструкции которых не требуется разрешения на строительство.

Такие изменения позволят существенно упростить процедуры, связанные со строительством указанных сетей.

  1. Во-первых, отсутствие разрешения на строительство автоматически влечет запрет экспертизы проектной документации. В части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса однозначно указано, что если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, то экспертиза проектной документации не проводится. Т.е. по закону экспертиза не только становится необязательной, а она запрещена.
  2. Во-вторых, при таком строительстве снимается контроль соответствия проекта строительства требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства исходя из разрешенного использования земельного участка и ограничений, установленных земельным и иным законодательством Российской Федерации. Такой контроль для линейных объектов осуществляется при выдаче разрешения на строительство.
  3. В-третьих, не будет контроля соответствия строительства требованиям безопасности и проектной документации, который осуществляет государственный строительный надзор.
  4. В-четвертых, не будет контроля соответствия построенного объекта разрешению на строительство, который проводится при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
  5. В-пятых, упрощается процедура регистрации построенного объекта. В соответствии с пунктом 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых по закону не требуется разрешение на строительство, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости. Для иных объектов в обязательном порядке требуется разрешение на ввод в эксплуатацию.

Отмена выдачи разрешения на строительство для отдельных видов сетей (с небольшой нагрузкой) обсуждается в течение многих лет. Многие субъекты Российской Федерации уже приняли такие решения для своих территорий, воспользовавшись предоставленным им законом правом самостоятельно определять, в отношении каких объектов можно не выдавать разрешения на строительство. В Градостроительный кодекс Российской Федерации такое исключение вносится впервые. Правительство никогда ранее не решалось отменять контроль безопасности строительства сетей с целью упрощения прохождения процедур.

И в этом смысле не может не удивлять тот факт, что упрощением процедур в ущерб безопасности на федеральном уровне занялись, начав с самого «опасного» вида сетей — газораспределения. Возможно, это сделано потому, что за строительством сетей газоснабжения сохранится ведомственный контроль со стороны Росрехнадзора. Очевидно, что по проторенной дороге со временем «пойдут» сети водоснабжения и электроснабжения, где проблема длительности прохождения процедур стоит более остро, а потенциальная опасность от ошибки проектирования и строительства значительно ниже.

Как поясняется на сайте Кабмина, этот законопроект, одобренный на заседании Комиссии Правительства РФ по законопроектной деятельности, разработан в соответствии с «дорожной картой» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Как следует из сообщения пресс-службы Правительства, это позволит создавать сети для распределения и потребления газа при упрощенном порядке оформления земельных участков для строительства.

В материалах отмечается, что новый порядок регистрации будет актуален при строительстве сетей газораспределения в рамках обязательств по договорам подключения (технологического присоединения), так как позволит снизить сроки и стоимость мероприятий.

Правительство приняло решение внести одобренный документ для рассмотрения в Госдуму РФ.

Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области (с изменениями на 29 декабря 2019 года)

6) реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов, водопроводов, трубопроводов тепловых сетей, канализационных сетей, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты;

10) строительства, реконструкции комплектных (блок-модульных) трансформаторных подстанций с количеством трансформаторов не более двух мощностью не более 2500 киловольт-ампер (кВА) каждый, столбовых трансформаторных подстанций, мачтовых трансформаторных подстанций;

Когда не требуется получение разрешения на строительство

Застройщик при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства не позднее чем за 10 рабочих дней до начала строительства, реконструкции безвозмездно передает в уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган местного самоуправления:

В течение 10 рабочих дней после окончания строительства, реконструкции безвозмездно передает схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта.

Разрешение на строительство линейного объекта — порядок получения

  • кадастровые инженеры подготавливают схему по планированию территории (2 недели);
  • подается ходатайство для утверждения схем на КПТ (30 дней);
  • в согласии со схемами, предоставленными на КПТ, из гос. земель ведется образование участка для строительства (2-3 недели);
  • вносятся сведения в ГКН, при этом площади в межевом плане и в схемах КПТ не должны отличаться более, чем на 10% (ок. 10 дней);
  • заключается договор на аренду (1 месяц).
  • подготавливаются проекты межевания и планировки территории (5 месяцев);
  • образование земельных участков из земель муниципалитета в соответствии с размежеванием, принятым на предыдущем этапе (2-3 недели);
  • заносится информация в ГКН, причем не допускаются различия площади более, чем 10% между указанной в межевых планах и в утвержденной проектной планировке по межеванию (10 дней);
  • договор аренды (1 месяц).

Разрешение на строительство не требуется в случае если

В зависимости от характеристик проекта и условий его реализации могут быть предприняты разные меры в рамках административной ответственности. Например, распространенным инструментом борьбы с самостроем является конфискация. Данная мера относится к индивидуальным постройкам, которые не были завершены своевременно. Это же относится к объектам, которые изначально не имели разрешительной документации. Но лишение прав собственности допускается исключительно в рамках судебной процедуры. Кроме этого, работы без разрешения на строительство не финансируются банками по кредитным программам. Но даже если строительство будет благополучно завершено, есть риск, что здание не подключат к центральным коммуникациям, а также не присвоят почтового индекса. Наиболее жесткие меры предполагают снос постройки, но, опять же, по решению суда.

Сооружение распределительных внутриквартальных сетей, которые входят в комплекс инженерно-технической инфраструктуры, в некоторых случаях также не требует специального разрешения. Речь идет о воздушных, кабельных и комбинированных электролиниях, среди которых электроустановки до 10 кВт и системы блочной канализации. Помимо этого, разрешение на строительство не требуется в случае монтажа водопроводных коммуникаций, если внутренний диаметр труб не превышает 30 см. К этой же категории можно отнести и напорные канализационные сети для водоотведения. Есть свои ограничения и при устройстве газопроводных внутриканальных сетей. Без разрешения можно организовывать каналы с уровнем давления в диапазоне от 0,005 до 0,3 МПа. При этом внутренний диаметр газопроводящих труб должен составлять не более 20 см. В дополнение к этому стоит отметить возможность установки антикоррозийной электрохимической защиты в трубопроводах и газорегуляторных станций.

В каких случаях требуется разрешение на строительство газопровода

Случаев, когда линию или ее участок можно возвести без получения разрешительного документа, также немало. В каждом регионе список исключений свой. К примеру, в некоторых областях из перечня обязательных для согласования полностью исключены коммуникации СНТ и разного рода дачных поселков. Это значит, что кусок общей сети, не выходящий за границы объекта, можно возводить без разрешения. В других областях разрешается строить газопроводы низкого давления на участках, которые предназначены под индивидуальную жилую застройку и находятся в собственности конкретного владельца.

И юридически, и технически данный вопрос является достаточно сложным. Хотя газопровод фактически везде представляет собой одну и ту же систему с равными рисками, каждый субъект самостоятельно регулирует и устанавливает правила согласования проектной документации. Основополагающим правилом в данном случае является следующее: по закону линейные объекты коммуникаций(линейные сооружения) могут строиться без разрешения, но газопровод газопроводу рознь. Требования в Москве более жесткие, и газопровод давлением более 0,6 мПа в обязательном порядке подлежит получению разрешения на строительство, в Московской области газопроводы давлением более 1,2 мПа подлежат обязательному получению разрешения на строительство. Если планируется построить газопровод меньшим давлением, можно обойтись согласованием с местными органами, а не получением разрешения в Мосгорсстройнадзоре если газпровод в Москве, и Минстрое, если газопровод в Московской области.

Газопровод построен без разрешения на строительство

Таким образом для сдачи документов в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю нам было достаточно предоставить декларацию на объект недвижимого имущества в двух экземплярах, которую мы заполнили в соответствии с требованиями законодательства, справку о том, что объект имеет вспомогательное предназначение (которую мы подготовили также сами), технический и кадастровый паспорт на наружный газопровод и свидетельство о государственной регистрации на земельный участок для подтверждения прав на него.

Из государственного отдела архитектуры нам был дан письменный отказ на запрос о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием нужных для его получения (вышеуказанных) документов. В принципе это нам и требовалось для подготовки пакета документов для обращения в суд. Кроме того в суде мы хотели доказать, что нами были приняты все должные меры по согласованию строительства наружного газопровода с органом государственного строительного надзора и получению его положительного заключения на строительство объекта.

Требуется ли разрешение для строительства газопровода

Если в договоре строительного подряда между застройщиком и подрядчиком не предусмотрена обязанность подрядчика выполнить строительные работы самостоятельно, то для выполнения отдельных строительных работ подрядчик может привлечь третьих лиц. В этом случае подрядчик признается генеральным подрядчиком, а привлекаемые им третьи лица – субподрядчиками. При этом ответственность перед застройщиком за выполнение всего комплекса работ по строительству объекта, включая работы, выполненные субподрядчиками, несет генеральный подрядчик. Об этом говорится в статье 706 Гражданского кодекса РФ.

Если у застройщика (подрядчика) есть свидетельства о допуске только на определенные виды работ по строительству, то для выполнения иных работ (на которые соответствующие свидетельства отсутствуют) он может привлечь подрядчика (субподрядчика), имеющего необходимое свидетельство (п. 3.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Когда не требуется разрешение на строительство

О буровых скважинах можно сказать, что они являются тем самым случаем, когда разрешение на их строительство может, как требоваться, так и не требоваться. Для того чтобы удостоверится в необходимости получить разрешение, следует обратиться в орган по надзору за природными ресурсами, чтобы после не возникало ненужных проблем с законом. Впрочем, если речь идёт о частной недвижимости, проблем не возникнет при бурении скважины глубиной до пяти метров, как упоминалось ранее.

Разрешение обычно может потребоваться для того, чтобы облегчить рабочий процесс, который часто затянут на немалый срок. Однако разрешение в этом случае получается временное, позволяющее закончить некоторые не столь ответственные строительные этапы проекта. Для примера можно привести такие работы, как геодезическая операция, подготовка строительных площадок при закладке фундамента, ведение очистительных работ, земельных мероприятий, прочее. Однако запрещается возводить стены, поскольку такое строительство будет носить более серьезный характер.

Какую экспертизу нужно проходить при строительстве газопровода

Перечень объектов, при строительстве которых не нужно получать разрешение на строительство установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Газопроводы, сети газопотребления и сети газораспределения в этом перечне не указаны. Соответственно, нужно получать разрешение на их строительство. Исключением являются случаи, когда в соответствующем регионе Российской Федерации принят закон, позволяющий не получать разрешения на строительство определенных категорий газопроводов.

Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для такой проектная документации подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3, и 3.1. статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Газопроводы к перечисленным исключениям не относятся. Поэтому проекты, предусматривающие строительство газопровода, подлежат экспертизе.

Юридический центр ГРАД

В последнее время в нашей стране стремительными темпами развивается строительство домов для индивидуального пользования. В тоже время многие из застройщиков забывают, что началом любого строительства является не техническая его сторона, а именно сбор и оформление юридических документов для получения соответствующего разрешения на проведение такого строительства. Данные действия являются первоочередными при любом строительстве и от качества, скрупулезности их исполнения в дальнейшем зависит последующая судьба, ценность и долговечность возводимого объекта.

  • пояснительной записки;
  • схемы планировочного устройства земельного участка, свидетельствующей о нахождении линейного объекта в границах красных линий;
  • данных об имеющемся инженерном оборудовании, сводном плане всех сетей технического обеспечения с указанием всех точек подключений объекта строительства к данным сетям;
  • проекта по организации работ и ведению строительства на объекте;
  • технических условий, выданных на объект по его подключению.

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А68-7174/2016
город Тула
10 февраля 2017 года
Дата объявления резолютивной части решения: 6 февраля 2017 года
Дата изготовления решения в полном объеме: 10 февраля 2017 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Большакова Д. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коротковой Е. И.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» (ОГРН 1077107005205, ИНН 7107101646) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (ОГРН 1097154026056, ИНН 7106512065) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости, оформленного в сообщении от 14.07.2016 № 71/001/001/2016-9654, обязании осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности (1/3) на завершенный строительством объект недвижимости и выдать выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Перспектива»: Шевченко Т. В. – представителя по доверенности от 29.11.2016
от управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области: Черкашиной О. Н. – представителя по доверенности от 30.12.2016 № 02/1-37/83
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Промстройтех» обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений вх. от 06.09.2016, от 15.11.2016) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области о признании незаконным оформленного в сообщении от 14.07.2016 № 71/001/001/2016-9654 отказа в государственной регистрации права собственности на завершенный строительством объект недвижимости – сооружение электроэнергетики (трансформаторную подстанцию) общей площадью 33,10 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, обязании осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности (1/3) на указанный объект и выдать выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в установленный законом срок.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (далее – Управление Росреестра по Тульской области, управление, регистрирующий орган) возражало против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве от 10.10.2016 № 02/3-12211 и дополнении к нему от 03.02.2017 № 02/03-1710.
От заявителя поступило ходатайство о замене общества с ограниченной ответственностью «Промстройтех» (далее – ООО «Промстройтех») его правопреемником – обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» (далее – ООО «Перспектива»).
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд находит его подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Согласно статье 384 названного Кодекса, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
Абзацем вторым пункта 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
В силу части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
При рассмотрении вопроса о правопреемстве должны быть представлены доказательства, подтверждающие факт правопреемства в материальном правоотношении (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.07.2006 № 1223/06, от 22.02.2011 № 14501/2010).
В обоснование заявления о процессуальном правопреемстве представлены листы записи Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Промстройтех» и ООО «Перспектива» от 12.12.2016, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Промстройтех» от 26.12.2016, свидетельство о государственной регистрации ООО «Перспектива» серии 71 № 000976328, свидетельство о постановке ООО «Перспектива» на учет в налоговом органе серии 71 № 001477676, устав ООО «Перспектива», утвержденный решением общего собрания участников от 16.11.2009, и передаточный акт от 25.11.2016 к договору о присоединении ООО «Промстройтех» к ООО «Перспектива».
Из указанных документов следует, что ООО «Промстройтех» 12.12.2016 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником является ООО «Перспектива».
С учетом изложенного суд удовлетворяет заявление о процессуальном правопреемстве и производит замену общества с ограниченной ответственностью «Промстройтех» его правопреемником – обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива».
Как следует из материалов дела, 31.05.2016 ООО «Промстройтех» обратилось в управление Росреестра по Тульской области с заявлением о регистрации права общей долевой собственности (доля в праве: 1/3) на вновь созданный объект: сооружение электроэнергетики, кадастровый номер 71:30:040104:3363 – трансформаторная подстанция, общей площадью 33,10 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе.
На регистрацию, в числе прочего, представлены инвестиционный договор от 20.08.2015 № 2/15-ПИ с дополнительным соглашением от 04.05.2016; акт приема-передачи объекта – трансформаторной подстанции с двумя трансформаторами по 630 кВт с прокладкой питающих высоковольтных сетей от 16.05.2016; письмо администрации города Тулы об отсутствии необходимости в получении разрешения на строительство от 05.10.2015 № 17667-К; справка ЗАО «Наш дом» от 24.05.2016 № 58 о том, что сумма инвестиций в размере 1 934 666 руб. по договору от 20.08.2015 № 2/15-ПИ ООО «Промстройтех» полностью оплачена; акт осмотра электроустановки от 29.02.2016 № 13-12/43, составленный Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; разрешение на допуск в эксплуатацию электроустановки от 29.02.2016 № 13-12/43, выданное Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 29.02.2016.
По результатам рассмотрения заявления управлением 14.06.2016 принято решение (уведомление № 71/001/001/2016-9654) о приостановлении государственной регистрации, а 14.07.2016 – решение (уведомление № 71/001/001/2016-9654) об отказе в ней.
Основанием для отказа явился вывод регистрирующего органа о непредставлении заявителем документов, разрешающих строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных данным Кодексом и иными законами.
Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 131 ГК РФ, пункта 5 статьи 2, пункта 3 статьи 20 Закона № 122-ФЗ заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав. Кроме того, право заинтересованного лица обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц предусмотрено главой 24 АПК РФ.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона № 122-ФЗ.
В соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
Согласно части 1 статьи 25 Закона № 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном данным Законом порядке.
Как следует из сообщения об отказе в государственной регистрации от 14.07.2016, основанием такого отказа явилось непредставление заявителем документов, разрешающих строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
В части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в которой перечислены случаи, когда выдается разрешение на строительство, объекты электроэнергетики отсутствуют.
Перечень случаев, когда выдача разрешения на строительство объекта недвижимости не требуется, приведен в части 17 статьи 51 ГрК РФ и не является исчерпывающим.
В силу пункта 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется и в иных случаях, если в соответствии с данным Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
В рамках предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий по определению иных случаев, когда не требуется получение разрешения на строительство, Тульской областной Думой принят закон Тульской области от 23.04.2015 № 2291-ЗТО «О внесении изменений в Закон Тульской области «О градостроительной деятельности в Тульской области», вступивший в законную силу с 05.05.2015.
В соответствии со статьей 1 Закона № 2291-ЗТО Закон Тульской области от 29.12.2006 № 785-ЗТО «О градостроительной деятельности в Тульской области» дополнен статьей 5-1, расширен утвержденный на региональном уровне в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 ГрК РФ перечень объектов недвижимого имущества, для строительства которых не требуется получение разрешения.
Пунктом 1 части 1 статьи 5-1 Закона Тульской области от 29.12.2006 № 785-ЗТО «О градостроительной деятельности в Тульской области» предусмотрено, что получение разрешения на строительство, помимо случаев, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, не требуется также в случаях строительства объектов электросетевого хозяйства напряжением до 35 киловольт.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, в том числе акта о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 29.02.2016 и кадастрового паспорта от 29.04.2016 № 71/16-189933, сооружение с кадастровым номером 71:30:040104:3363 представляет собой сооружение электроэнергетики – трансформаторную подстанцию 10 кВ, площадью застройки 33,10 кв.м, расположенное по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе.
При изложенных обстоятельствах спора арбитражный суд приходит к выводу о том, что для строительства спорной трансформаторной подстанции 10 кВ разрешение на строительство не требовалось.
Ссылка управления на то, что в случае непредставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требуется представление декларации в силу статьи 25.3 Закона № 122-ФЗ, противоречит закону.
Согласно пункту 3 статьи 25.3 Закона № 122-ФЗ декларация об объекте недвижимого имущества требуется для подтверждения факта создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство).
Пунктом 1 статьи 25.3 названного Закона предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Из указанных норм права следует, что довод управления о том, что, если не представляется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, то требуется представление декларации об объекте недвижимости, несостоятелен и противоречит законодательству о регистрации прав (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 31.08.2016 по делу № А68-12078/2015).
Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 71:30:040104:3350 (запись регистрации от 04.05.2016 № 71-71/001-71/001/024/2016-3621/2, свидетельство о государственной регистрации права от 04.05.2016), на котором расположен спорный объект недвижимости – трансформаторная подстанция, и представило на регистрацию документ, подтверждающий факт создания объекта недвижимости – акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 29.02.2016.
В связи с изложенным суд полагает, что обществом исполнена обязанность по представлению в управление Росреестра по Тульской области документов, необходимых для государственной регистрации права.
Довод регистрирующего органа о том, что представленный инвестиционный договор от 20.08.2015 № 2/15-ПИ не является основанием возникновения у заявителя 1/3 доли в праве общей долевой собственности на трансформаторную подстанцию, поскольку указанный договор является договором купли-продажи будущей вещи, судом также отклоняется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем», при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 («Купля-продажа»), 37 («Подряд»), 55 («Простое товарищество») ГК РФ и т. д.
В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Статьей 219 ГК РФ определено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу пункта 1.1 инвестиционного договора от 20.08.2015 № 2/15-ПИ (в редакции дополнительного соглашения от 04.05.2016) инвестор (ООО «Промстройтех») обязуется осуществить инвестирование денежных средств, а заказчик (ЗАО «Наш дом») обязуется обеспечить строительство объекта – трансформаторной подстанции с двумя трансформаторами по 630 кВт с прокладкой питающих высоковольтных сетей по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, д. 1 А. Площадь объекта составляет 33 кв.м. Площадь земельного участка составляет 51 кв.м. По завершению строительства площадь объекта корректируется согласно данным филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по г. Туле.

На момент заключения договора земельный участок, указанный в пункте 1.1, находился у заказчика на праве аренды (договор аренды от 28.07.2015) (пункт 1.4 договора), а впоследствии был приобретен ООО «Промстройтех», право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.05.2016, запись регистрации № 71-71/001-71/001/024/2016-3621/2.
Пунктами 1.2, 1.3 договора предусмотрено, что инвестор дает согласие заказчику на организацию процессов строительства объекта и оформляет право собственности на долю, равную 1/3 объекта.
В пунктах 2.1.1, 2.1.5 договора установлена обязанность заказчика обеспечить строительство объекта в точном соответствии с проектной документацией и в установленные графиком строительства и договором сроки и в полном объеме, включая все работы, предусмотренные документами по строительству, а также иные работы, не упомянутые в этих документах, но необходимые для строительства объекта и для его ввода в установленном действующим законодательством Российской Федерации порядке в эксплуатацию; передать инвестору по акту приема-передачи построенный и введенный в эксплуатацию объект, а также всю документацию, необходимую для эксплуатации и оформления права собственности на объект в срок не позднее 31.12.2015.
На основании пункта 4.1 договора сдача и приемка построенного объекта, а также всей необходимой для эксплуатации и оформления права собственности документации осуществляется уполномоченными представителями сторон и оформляется актом приема-передачи объекта, в соответствии с данными филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по г. Туле.
Размер инвестиций (денежных средств), подлежащих уплате инвестором в рамках финансирования им строительства объекта, составляет 1 934 666 руб. (пункт 3.1 договора в редакции дополнительного соглашения).
Проанализировав указанный договор с учетом приведенных выше норм права и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, арбитражный суд приходит к выводу о том, что инвестиционный договор от 20.08.2015 № 2/15-ПИ по своей правовой природе является договором строительного подряда, поскольку обязательства, которые он создал, состояли для одной стороны (ЗАО «Наш дом») в том, чтобы обеспечить строительство объекта – трансформаторной подстанции (пункты 1.1, 2.1.1 договора), а для второй стороны (ООО «Промстройтех») – в том, чтобы создать ЗАО «Наш дом» необходимые условия для выполнения работ (пункт 1.2 договора), принять их результат (пункт 4.1 договора) и уплатить обусловленную цену (пункт 3.1 договора).
На основании изложенного право общей долевой собственности на трансформаторную подстанцию возникает у заявителя согласно статье 219 ГК РФ с момента государственной регистрации в ЕГРП.
Оценив представленные в материалы дела документы по правилам статьи 71 АПК РФ, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, и исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая, что при подаче заявления о государственной регистрации права заявителем представлены все необходимые документы, суд полагает, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации, в связи с чем удовлетворяет заявленные требования.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей подлежат взысканию с управления в пользу заявителя по правилам статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 48, 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство о замене заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Промстройтех» его правопреемником – обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» удовлетворить. Произвести замену заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Промстройтех» его правопреемником – обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива».
Признать незаконным решение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области от 14.07.2016 № 71/001/001/2016-9654 об отказе в государственной регистрации, как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области осуществить государственную регистрацию права общей долевой собственности (доля в праве: 1/3) на завершенный строительством объект недвижимости – сооружение электроэнергетики (трансформаторную подстанцию) общей площадью 33,10 кв. м, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Фрунзе, и выдать выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Взыскать с управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Перспектива» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.
Судья Д. В. Большаков

Суд:

АС Тульской области

Истцы:

ООО «Перспектива»
ООО «Промстройтех»

Ответчики:

Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тульской области

Судебная практика по:

Недвижимое имущество, самовольные постройки
Судебная практика по применению нормы ст. 219 ГК РФ
По строительному подряду
Судебная практика по применению нормы ст. 740 ГК РФ

C 01.03.2015 г. для размещения некоторых объектов, в том числе газопроводов, не потребуется предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и установление сервитутов.

Постановлением Правительства от 03.12.2014 г. № 1300 утверждается перечень объектов, размещение которых может осуществляться на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам, в частности, отнесены газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешение на строительство.

Аналогичное правило применяется к подземным линейным сооружениям, а также их наземным частям и сооружениям, технологически необходимым для их использования, водопроводам и водоводам всех видов, линий электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанных с ними трансфоматорных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство, а также другим объектам, указанным в перечне.

Важной оговоркой является условие, о том, что для размещения такого объекта не требуется разрешение на строительство.

Отметим, что в Челябинской области действует закон от 27.05.2010 г. № 589-ЗО «Об установлении случаев, при которых не требуется получать разрешения на строительство на территории Челябинской области» (в ред. от 10.12.2013 г.). Он устанавливает, что не требуется получать разрешение на строительство подземных и надземных газопроводов низкого давления до 0,005 мегапаскаля включительно от точки присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства, расположенного на границе сети газораспределения и сети газопотребления, а также средств электрохимической защиты от коррозии этих газопроводов.

Постановление Правительства пока официально не опубликовано. Из текста следует, что документ должен вступить в силу 1 марта 2014 года.