Разрешение на производство строительно монтажных работ

Постановлением Совмина от 25.02.2016 № 151 утверждено Положение о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство строительно-монтажных работ, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действия (далее – постановление № 151, Положение).

В соответствии с п. 3 Положения выдачу разрешений на производство строительно-монтажных работ (далее – СМР), внесение изменений и продление срока действия разрешений осуществляют инспекции Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта по областям и г. Минску, специализированная инспекция Департамента контроля и надзора за строительством Госстандарта (далее – органы строительного надзора).

Разрешение на производство СМР в указанных органах строительного надзора получает заказчик, застройщик.

Подрядчику запрещено приступать к производству СМР при отсутствии у него заверенной заказчиком копии разрешения на производство СМР.

Рассмотрим более подробно порядок действий заказчика, застройщика при получении, изменении, продлении разрешения на производство СМР.

1. Получение, изменение, продление разрешения

Заказчик, застройщик для получения разрешения на производство СМР подают в органы строительного надзора заявление по форме, приведенной в приложении 1 к Положению, и пакет необходимых документов, указанных в п. 3.12 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень № 156).

Постановлением № 151 внесено изменение в п. 3.12 перечня № 156.

Одними из документов, подаваемых в органы строительного надзора, являются копии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации. Однако при подаче данных документов необходимо учитывать некоторые особенности.

При проектировании в одну стадию независимо от источников финансирования объекта или при проектировании в две стадии по объектам, финансируемым полностью или частично за счет средств бюджета и приравненных к ним средств, необходимо представлять копии положительных заключений государственной экспертизы для строительного проекта.

При проектировании объектов в две стадии, финансирование строительства которых осуществляется без привлечения бюджетных и приравненных к ним средств, необходимо представлять копии положительных заключений государственной экспертизы для архитектурного проекта, а также разделов и отдельных технических решений строительных проектов объектов 1–4-го классов сложности, оценка надежности и безопасности которых возможна после их детальной проработки, в объеме согласно выводам заключений государственной экспертизы по архитектурному проекту.

Для объектов, проектирование и строительство которых осуществляются параллельно, разрешение на производство СМР выдается при наличии положительного заключения государственной экспертизы по архитектурному проекту на весь объект (очередь строительства, пусковой комплекс) и по строительному проекту на соответствующие этапы работ, объект или очередь строительства, пусковой комплекс. При этом в разрешении могут быть указаны конкретные этапы работ, пусковые комплексы, очереди строительства.

При необходимости внесения изменений или дополнений в разрешение на производство СМР заказчик, застройщик в течение 10 календарных дней с момента изменения условий, при которых производилась выдача разрешения, представляют в орган строительного надзора документы и сведения, предусмотренные в п. 3.12 перечня № 156. В п. 7 Положения перечислены условия, при возникновении которых необходимо вносить изменения и дополнения в разрешение на производство СМР.

Для продления срока действия разрешения на производство СМР заказчик, застройщик не позднее чем за 3 рабочих дня до окончания срока действия выданного разрешения подают в орган строительного надзора, выдавший такое разрешение, заявление с обоснованием необходимости продления срока действия разрешения, прилагая к нему другие документы, предусмотренные в п. 3.12 перечня № 156 (п. 8 Положения).

Основанием для продления срока действия разрешения на производство СМР по истечении проектной продолжительности строительства объекта для заказчиков, застройщиков является согласование изменения (продления) сроков строительства.

Продолжительность строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, может быть продлена только в исключительных случаях по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики. При возведении объектов за счет собственных средств заказчика либо иных источников, включая объекты жилищного строительства, продление или изменение сроков строительства осуществляется по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами (п. 17 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450, в редакции от 01.04.2014 № 301). Исключение составляют объекты, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь.

Положением установлены действия заказчика, застройщика по перерегистрации разрешения на производство СМР при переходе права собственности на объект строительства.

Для осуществления указанной процедуры новый заказчик, застройщик не позднее одного месяца с даты государственной регистрации перехода права собственности на объект строительства обращаются в орган строительного надзора, выдавший разрешение.

При перерегистрации разрешения производится выдача разрешения в порядке, установленном для его получения, при этом оформляется разрешение на производство СМР с новой датой выдачи, номер которого сохраняется прежним.

Решение о выдаче, внесении изменений, продлении или об отказе в проведении данных процедур принимается руководителем или уполномоченным лицом органа строительного надзора.

Отказ о выдаче, внесении изменений, продлении разрешения на производство СМР производится в случаях:

  • указания не в полном объеме либо указания недостоверных сведений в заявлении для получения разрешения на производство СМР (внесения изменений, продления срока действия);
  • отсутствия аттестатов соответствия у заказчика, застройщика, подрядчика, осуществляющих технический надзор организации или индивидуального предпринимателя, квалификационных аттестатов у ответственных должностных лиц, когда их наличие является обязательным.

2. Прекращение и приостановление действия разрешения

Орган строительного надзора своим решением может прекратить действие разрешения на производство СМР при выявлении факта представления заказчиком, застройщиком документов или сведений (в т.ч. указанных в заявлении для получения разрешения), не соответствующих требованиям законодательства, в т.ч. подложных, поддельных или недействительных документов. В указанных случаях разрешение признается недействительным.

Также орган строительного надзора своим решением может признать разрешение на производство СМР утратившим силу:

  • если строительство объекта не начато в течение 6 месяцев со дня выдачи разрешения;
  • если строительство объекта не осуществлялось более одного года;
  • при консервации объекта.

Заказчик, застройщик после подписания акта о консервации объекта незавершенного строительства обязаны в течение 10 календарных дней информировать об этом орган строительного надзора с представлением заверенной копии акта о консервации объекта незавершенного строительства (п. 13 Положения).

В соответствии с п. 10 Положения при прекращении действия разрешения на производство СМР орган строительного надзора в течение 5 рабочих дней информирует местный исполнительный и распорядительный орган, выдавший разрешительную документацию на строительство объекта, о прекращении действия разрешения на производство СМР и снятии объекта с учета органа строительного надзора.

В соответствии с п. 15 Положения действие разрешения на производство СМР может быть также приостановлено. Это осуществляется в случаях:

  • окончания срока действия или прекращения действия соответствующих договоров строительного подряда, на осуществление авторского или технического надзора, заключения государственной экспертизы по проектной документации, за исключением случаев, когда государственная экспертиза проектной документации не является обязательной;
  • если заказчиком, застройщиком в течение 10 календарных дней в орган строительного надзора не представлены документы и сведения об изменении условий, при которых производилась выдача разрешения на производство СМР, в соответствии с п. 7 Положения;
  • отсутствия на объекте комплектов рабочих чертежей каждой марки стадии «Строительный проект» с отметками заказчика, застройщика «К производству работ» по выполненным или выполняемым работам.

Действие разрешения на производство СМР приостанавливается с момента возникновения обстоятельств, указанных выше, и возобновляется с момента устранения причин и условий, в соответствии с которыми оно было приостановлено.

В случае прекращения действия разрешения на производство СМР выдача нового разрешения производится в порядке, установленном Положением.

Наталья Ходорик, инженер

Существуют в основном два способа ведения строительно-монтажных работ (СМР): хозяйственный и подрядный.

Хозяйственный способ. Работы выполняются собственными силами заказчика или инвестора. Для этого создаются специальные подразделения (ОКСы, строительные группы, управления строительства). Этим способом ведутся, как правило, работы по реконструкции, техническому перевооружению, расширению действующих предприятий; работы невысокой сметной стоимости. Он имеет следующие достоинства:

— сокращается время на согласования;

— осуществляется единое руководство эксплуатационной и строительной деятельностью;

— имеется заинтересованность в быстром и качественном выполнении работ, так как строят для себя;

— работы могут выполняться без остановки основного производства (а подрядчик обычно не соглашается работать в сложных условиях и требует остановки производства).

Тем не менее, доля работ, выполняемых хозспособом невелика, т.к. он имеет следующие недостатки:

— слабая оснащенность строительной техникой;

— низкая квалификация строительных рабочих и низкая производительность их труда;

— трудности в использовании индустриальных методов строительства (применение строительных конструкций, блочного строительства и т.п.).

Подрядный способ. Работы выполняются привлечёнными строительными организациями: общего характера и специализированными на выполнении отдельных работ (например, электромонтажных и т.д.). Это наиболее распространённый способ выполнения работ в связи с его достоинствами:

— эффект специализации;

— высокая оснащённость строительной техникой;

— высокая производительность труда, определяемая высоким уровнем квалификации строительных рабочих;

— возможность применения индустриальных методов строительства;

— более короткие сроки строительства.

Возможен и смешанный способ ведения СМР (сочетание подрядного с хозяйственным) – с использованием возможностей каждого из методов.

При подрядном способе ведения работ заключаются обычно следующие договора: генеральный, субподрядный, прямой, «под ключ».

Генеральный подрядный договор заключается между заказчиком и генеральной подрядной организацией на весь объем по стройке. Эта организация должна иметь лицензию на осуществление функций генерального подрядчика. Но часть работ с согласия заказчика она может передоверить другой организации, как правило, специализированной на выполнении отдельных видов работ. В этом случае заключается субподрядный договор между генеральным подрядчиком и субподрядной организацией. Общую ответственность за строительство несёт генеральный подрядчик. Он может делать указания субподрядной организации в рамках заключённого договора, не вмешиваясь в оперативную самостоятельность предприятия.

Прямой договор заключается:

1) между заказчиком и специализированными организациями, минуя генерального подрядчика;

2) между заказчиком и поставщиками оборудования и стройматериалов.

В договоре подряда указывается предмет договора, стоимость работ, сроки выполнения, формы расчётов за СМР и др.

При выполнении работ подрядным способом функцию обеспечения стройматериалами и оборудованием обычно берёт на себя заказчик (застройщик), а подрядчики выполняют только СМР. Но возможно строительство «под ключ», когда генеральный подрядчик сам дает задание на проектирование, заготавливает стройматериалы и оборудование для строительства, ведёт СМР, а после готовности объекта как бы продаёт его заказчику. В этом случае повышается ответственность генерального подрядчика как за скорость проведения работ, так и за их качество. Поэтому строительство «под ключ» считается более эффективной формой строительства.

В данном случае заключается договор «под ключ».

В современных условиях практикуется заключение и таких подрядных договоров, как договор под «готовую продукцию», государственный контракт, многосторонний договор.

В соответствии с договором под «готовую продукцию» подрядчик обязуется обеспечить не только производство строительно-монтажных работ, но и сбыт готовой строительной продукции, выступая в качестве брокера.

Государственный договор (контракт) заключается, если в роли заказчика выступает государство или предприятие госсектора экономики; действует на протяжении всего инвестиционного процесса, включающего работы от проектирования до вывода объекта на проектную мощность, вступает в силу с момента подписания всеми участниками. Конкретный состав участников (проектировщик, поставщики, банки, местные органы управления, заказчик, подрядчики и др.) определяет инвестор и генподрядчик.

Многосторонний договор подряда заключается всеми участниками инвестиционного процесса (заказчиком, проектировщиками, подрядчиками, предприятиями — изготовителями оборудования, снабженческими организациями, банками и др.) на равноправной основе с учетом всех взаимосогласованных условий.

Способ строительства (подрядный, хозяйственный, смешанный) — способ строительства, определяемый степенью участия подрядчика в проекте.

Строительство традиционно подразделяется на три способа, в зависимости от степени участия подрядчика.

Подрядный способ строительства

При подрядном способе строительства Заказчик заключает договор строительного подряда с Подрядчиком. Подрядчик выполняет строительно-монтажные работы и сдает результат работы Заказчику.

Подрядный способ строительства наиболее распространен.

Хозяйственный способ

Если Заказчик строит объект своими силами, без привлечения подрядчиков, то такой способ строительства называется хозяйственным способом строительства.

При таком способе строительства Заказчик является сам же и Подрядчиком.

Хозяйственный способ строительства имеет специфику обложения НДС — такие работы облагаются НДС. Порядок обложения НДС при хозспособе регулируется ст. 146, 159 НК РФ (там эти работы именуются как «выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления»).

Смешанный способ строительства

Так называют способ строительства, когда Заказчик часть работ выполняет своими силами (хозяйственным способом), а другую часть работ выполняет Подрядчик, на основании договора с Заказчиком (подрядный способ строительства).

Способы строительства в официальных документах

Пункт 22 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», утв. Приказом Росстата от 23.12.2009 N 314:

К строительно-монтажным работам (включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий, например установка и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения), выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках подрядных договоров, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительстве собственной производственной базы и тому подобного).

Пункт 53 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях, утв. Минсельхозом РФ 22.10.2008:

При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика. При строительстве хозяйственным способом застройщик фактически не является заказчиком.

Рубрики:

Строительство, Недвижимость

Советуем прочитать

Договор строительного подряда

Хозяйственный способ

Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешений
на производство строительно-монтажных работ
(изм. от 17.01.2005)

07.12.2004
Номер документа: 841-ПП
Тип документа: Постановление
Исходящий орган: — Правительство Москвы
Статус документа: Действующий

В целях реализации Закона города Москвы от 11.06.2003 N 41 «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве» Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить и ввести в действие с 21.12.2004 Положение о порядке выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ (приложение). (утр. силу, изм. Постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. № 19-ПП) 2. Признать утратившим силу с 21.12.2004 распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 20.09.99 N 722-РЗП «Об утверждении перечня документов (форма ИГАСН N 119/99), предоставляемых заказчиком (застройщиком) для оформления разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по строительству объектов производственного и непроизводственного назначения». 3. Признать утратившим силу с 21.12.2004 пункт 3 распоряжения первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 20.04.2001 N 232-РЗП «О признании утратившими силу распоряжений заместителя Премьера Правительства Москвы от 07.06.94 N 1003-РЗП, от 02.06.97 N 579-РЗП и внесении изменений в распоряжение заместителя Премьера Правительства Москвы от 20.09.99 N 722-РЗП». 4. Признать утратившим силу приложение 18 к Положению о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г.Москве, утвержденному распоряжением Мэра Москвы от 11.04.2000 N 378-РМ. 5. Департаменту градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы в трехмесячный срок подготовить предложения по приведению в соответствие с настоящим постановлением действующих нормативных правовых актов или их отмене. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Ресина В.И.

П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Приложение к постановлению Правительства Москвы от 7 декабря 2004 года N 841-ПП

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом города Москвы от 11.06.2003 N 41 «Об обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности в период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта градостроительных объектов в городе Москве». Положение определяет основные требования, предъявляемые на территории города Москвы при выдаче разрешений на производство строительно-монтажных работ. 1.2. Разрешение на производство строительно-монтажных работ по объектам производственного и непроизводственного назначения выдается заказчику (застройщику) на основании разрешения на строительство, реконструкцию градостроительного объекта, а также иных документов, определенных в п.3.1.2 настоящего Положения. 1.3. Разрешение на производство строительно-монтажных работ служит основанием для выполнения указанных в нем видов работ в строгом соответствии с разрешением на строительство, реконструкцию градостроительного объекта, утвержденной проектной и технической документацией, а также является необходимым документом при приемке и вводе в эксплуатацию законченного строительством объекта. 1.4. Разрешение на производство строительно-монтажных работ выдается Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы. 1.5. Разрешение на производство строительно-монтажных работ является основанием для выдачи соответствующих ордеров Объединению административно-технических инспекций города Москвы. 2. Виды разрешений на производство строительно- монтажных работ и срок их действия 2.1. Разрешения на производство строительно-монтажных работ подразделяются на два вида: — разрешение на производство всех строительно-монтажных работ по объекту; — разрешение на производство отдельных видов строительно-монтажных работ — подготовительные работы, земляные работы по устройству котлованов, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов, возведение надземной части и т.д. 2.2. Срок действия разрешения устанавливается Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы исходя из периода времени, необходимого для строительства объекта или выполнения отдельных видов работ, а также исходя из сроков действия разрешения на строительство, реконструкцию. 2.3. По истечении срока действия разрешения заказчик обязан продлить его в Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы в недельный срок. 2.4. При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы предприятия-заказчика или передаче подряда на строительство другой строительной организации разрешение подлежит переоформлению в Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы в трехнедельный срок. 3. Перечень представляемых документов для получения разрешений на производство строительно-монтажных работ 3.1. Для получения разрешения на производство строительно-монтажных работ по объекту в Инспекцию Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы представляются следующие документы и материалы: 3.1.1. Органами исполнительной власти города Москвы и городскими организациями: 3.1.1.1. Разрешение на строительство, реконструкцию градостроительного объекта (Москомархитектура). 3.1.1.2. Проект, согласованный и утвержденный в установленном порядке (Москомархитектура). 3.1.1.3. Заключение органа государственной экспертизы по проекту (Мосгосэкспертиза). 3.1.1.4. Акт Мосгоргеотреста о разбивке осей зданий и сооружений (Мосгоргеотрест). 3.1.2. Заказчиком (застройщиком): 3.1.2.1. Заявление на получение разрешения на производство строительно-монтажных работ. 3.1.2.2. Стройгенплан, согласованный с Архитектурно-планировочным управлением соответствующего административного округа, отделом подземных сооружений Мосгоргеотреста, органом государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Москве, органом государственной противопожарной службы в городе Москве и другими заинтересованными организациями. 3.1.2.3. Лицензия организации-заказчика, приказ о назначении ответственного лица за ведением технического надзора. 3.1.2.4. Лицензия строительной подрядной организации, приказ о назначении ответственного лица за производство работ. 3.1.2.5. Лицензия проектной организации, приказ и копия договора на ведение авторского надзора. 4. Порядок выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ 4.1. Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы в срок не более 21 рабочего дня производит оформление разрешения на производство строительно-монтажных работ или направляет застройщику мотивированный отказ за подписью начальника Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы или уполномоченного им заместителя начальника Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы. 4.2. В случае положительного решения Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы выдает заказчику соответствующее разрешение за подписью начальника Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы или уполномоченного им заместителя начальника Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы. 4.3. Копия выданного Инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы разрешения на производство строительно-монтажных работ должна храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию должностных лиц государственных надзорных органов. 4.4. В процессе строительства заказчик информирует Инспекцию Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы об изменении условий, на основании которых производилась выдача разрешения (замена производителя работ, лиц, осуществляющих технический и авторский надзор на объекте, окончание срока действия лицензии, существенные изменения проектных решений и т.д.). 5. Временное приостановление, досрочное прекращение действия разрешения на производство строительно-монтажных работ 5.1. Действие разрешения на производство строительно-монтажных работ может быть временно приостановлено в случаях: 5.1.1. Невыполнения генеральным подрядчиком и заказчиком предписаний Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы по обеспечению качества строительства. 5.1.2. Несоответствия выполненных работ требованиям проектной документации в случаях невозможности устранения дефектов без остановки работ. 5.1.3. Неоднократных нарушений технологии производства работ, приводящих к ухудшению их качества и качества объектов строительства. 5.1.4. Обнаружения в процессе эксплуатации аналогичных объектов дефектов, вызывающих аварии (выход из строя), если эти дефекты имеют место и на строящемся объекте. 5.1.5. Приостановления действия лицензий заказчика, генерального подрядчика. 5.1.6. Приостановления действия разрешения на строительство, реконструкцию. 5.2. Действие разрешения на производство строительно-монтажных работ может быть досрочно прекращено в случаях: 5.2.1. Возникновения при выполнении работ угроз безопасности территории и населения. 5.2.2. Нарушений нормативных требований и утвержденных проектных решений, влекущих за собой снижение характеристик прочности и устойчивости, а также в случае угрозы аварий зданий и сооружений. 5.2.3. Досрочного прекращения действия разрешения на строительство, реконструкцию. 5.3. Действие разрешения на производство строительно-монтажных работ приостанавливается на срок, необходимый для устранения причин, послуживших для приостановления его действия. 6. Ответственность Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы и участников строительства 6.1. Действия должностных лиц Инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора г.Москвы по вопросам выдачи разрешений на производство строительно-монтажных работ могут быть обжалованы в установленном законодательством порядке. 6.2. Выполнение строительно-монтажных работ на объекте без полученного или не прошедшего в установленные сроки перерегистрацию разрешения, равно как и выполнение не указанных в разрешении видов работ, влечет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.