Разработка финансовой политики организации

Елена Алексеевна ПриходькоКандидат экономических наук, кафедра финансов и налоговой политики Новосибирского государственного технического университета.
© Элитариум — Центр дистанционного образования .

Общая модель системы финансового управления организации включает анализ следующих наиболее важных элементов:

  • финансовой политики;
  • системы принятия решений;
  • эмиссионной политики;
  • дивидендной политики;
  • управления портфелем ценных бумаг;
  • инвестиционной политики.

Остановимся на важнейших аспектах оценки финансовой политики коммерческой организации в связи со значительной информационной емкостью этого элемента системы управления финансами. В целом в любой организационной модели оценки эффективности систем управления предполагается выделение следующих основных элементов:

1. объекты оценки;
2. критерии эффективности состояния или функционирования объекта контроля;
3. методика оценки.

Такую же структуру имеет и представленная ниже модель. Она может быть использована в практической работе специалистов, а также служить основой при разработке более детализированных методик.

Объекты оценки финансовой политики

Объектами оценки являются:

1. уровень и динамика финансовых результатов деятельности организации;
2. имущественное и финансовое состояние организации;
3. деловая активность и эффективность деятельности организации;
4. управление структурой капитала организации;
5. политика привлечения новых финансовых ресурсов;
6. управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом);
7. управление оборотными средствами;
8. управление финансовыми рисками;
9. системы бюджетирования и бизнес-планирования;
10. система безналичных расчетов.

Признаки эффективности финансовой политики

Приведем основные критерии эффективности состояния или функционирования объекта контроля.

1. Уровень и динамика финансовых результатов деятельности организации позволяют судить о росте выручки и прибыли от реализации продукции, снижении затрат на производство продукции и др.:

  • о высоком качестве прибыли;
  • о высокой степени капитализации прибыли (условный показатель), т. е. о высокой доле прибыли, направленной на создание фондов накопления, высокой доле нераспределенной прибыли в чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации (свидетельствует о возможном производственном развитии организации и росте положительных финансовых результатов в будущем).

Кроме того, об оптимальной динамике финансовых результатов деятельности организации можно судить на основании роста:

  • доходности (рентабельности) капитала (или финансового роста);
  • доходности (рентабельности) собственного капитала (обеспечивается в первую очередь оптимальным уровнем финансового рычага, ростом общей суммы прибыли и т. д.);
  • скорости оборота капитала и др.

2. Имущественное положение и финансовое состояние организации, деловая активность и эффективность деятельности:

  • рост положительных качественных сдвигов в имущественном положении;
  • нормативные или оптимальные значения важнейших показателей финансового состояния организации, а также деловой активности и эффективности деятельности (установленные либо экспертным путем, либо официально) приведены в соответствующих нормативных актах и в многочисленной специальной литературе (тематика по корпоративным финансам) и др.

3. Управление структурой капитала организации. Структура капитала (соотношение между различными источниками средств) обеспечивает минимальную его цену и, соответственно, максимальную цену организации, оптимальный для организации уровень финансового левериджа. Финансовый леверидж — потенциальная возможность влиять на прибыль организации путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов. Его уровень измеряется отношением темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода (т. е. дохода до выплаты процентов и налогов). Чем выше значение левериджа, тем более нелинейный характер приобретает связь (чувствительность) между изменениями чистой прибыли и прибыли до выплаты налогов и процентов, а следовательно, тем больший риск его неполучения. Уровень финансового левериджа возрастает с увеличением доли заемного капитала. Вывод: эффект финансового рычага проявляется в том, что увеличение доли долгосрочных заемных средств приводит к повышению рентабельности собственного капитала, однако вместе с тем происходит возрастание степени финансового риска (риска по доходам держателей акций), т. е. возникает альтернатива риска и ожидаемого дохода. Поэтому финансовым менеджерам необходимо отрегулировать соотношение собственного и заемного капиталов (а соответственно, и эффект финансового левериджа) до оптимального.

При принятии решений о структуре капитала (в частности, в плане оптимизации объема заемного финансирования) должны учитываться и иные критерии, например, способность организации обслуживать и погашать долги из суммы полученного дохода (достаточность полученной прибыли), величины и устойчивость прогнозируемых потоков денежных средств для обслуживания и погашения долгов и пр. Идеальная структура капитала максимизирует общую стоимость организации и минимизирует общую стоимость ее капитала. При принятии решений по структуре капитала также должны учитываться отраслевые, территориальные и структурные особенности организации, ее цели и стратегии, существующая структура капитала и планируемый темп роста. При определении же методов финансирования (выпуск акций, займы и т. д.), структуры заемного финансирования (оптимальная комбинация методов краткосрочного и долгосрочного финансирования) должны учитываться стоимость и риски альтернативных вариантов стратегии финансирования, тенденции в конъюнктуре рынка и их влияние на наличие капиталов в будущем и будущие процентные ставки и т. д.

4. Политика привлечения новых финансовых ресурсов:

  • если есть возможность выбора, то финансирование за счет долгосрочных кредитов предпочтительнее, так как имеет меньший ликвидный риск (в то же время стоимость долга не должна быть высокой);
  • долги организации должны погашаться в установленные сроки (следует учесть, что в отдельных случаях она может применять метод финансирования текущей деятельности за счет откладывания выплат по обязательствам).

5. Управление капиталом, вложенным в основные средства (основным капиталом). Эффективность использования основных фондов характеризуется показателями фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда и др.

6. Управление оборотными средствами. Эффективность управления оборотными средствами характеризуется показателями оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство и др., применением научно обоснованных методов расчета потребности в оборотном капитале, соблюдением установленных нормативов, увеличением долей активов с минимальным и малым риском вложения — денежные средства, дебиторская задолженность за вычетом сомнительной, производственные запасы за вычетом залежалых, остатки готовой продукции и товаров за вычетом не пользующихся спросом.

7. Управление финансовыми рисками. Разрабатываются и применяются действенные механизмы минимизации финансовых рисков (кредитных, процентных, валютных, упущенной выгоды, потери ликвидности и т. д.):

  • страхование, передача риска через заключение контракта;
  • лимитирование финансовых расходов;
  • диверсификация вложений капитала;
  • расширение видов деятельности и т. д.

8. Системы бюджетирования и бизнес-планирования. Бюджеты включают плановые и фактические данные бизнес-планирования. Об их эффективности судят по уровню достижения ряда параметров (оптимальная координация деятельности, управляемость и адаптивность предприятия к изменениям, оптимизация внутреннего контроля, высокая мотивация работы менеджеров и т. д.), указанных в самой методике (см. ниже).

9. Система безналичных расчетов организации (формы, процедуры, сроки и т. д.) соответствует законодательству Российской Федерации; своевременно и в полной мере выполняются платежные обязательства организации перед кредиторами (иными организациями и их объединениями, включая финансово-кредитные институты) и собственными работниками, своевременно и в полной мере погашаются обязательства дебиторов и собственных работников перед организацией.

Методика оценки финансовой политики

Методика включает ряд шагов.

1. Выяснение (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т. д.):

  • целей и финансовых стратегий организации, финансовые программы развития;
  • внешних и внутренних факторов функционирования.

2. Анализ:

  • организационно-распорядительной документации организации, регламентирующей бухгалтерскую и финансовую деятельность (положения, инструкции, приказы и т. д.);
  • форм финансового и управленческого учета и отчетности (бухгалтерской отчетности, бюджетов, платежных календарей, бизнес-планов, отчетов о структуре затрат, отчетов об объемах продаж, отчетов о состоянии запасов, балансов оборотных средств, ведомостей — расшифровок задолженности дебиторов и кредиторов и т. д.);
  • кредитных соглашений, договоров, кредитных заявок, гарантийных писем, залоговых свидетельств, реестров акционеров, эмиссионных документов, счета-фактуры, платежной документации и иных документов, регулирующих финансовые отношения между организацией и иными юридическими (физическими) лицами.

3. Процедура контроля финансовой политики организации включает ряд направлений, описанных ниже.

3.1. Финансовые результаты деятельности организации, имущественное положение и финансовое состояние, деловая активность и эффективность деятельности.

3.1.1. Краткий финансовый обзор включает анализ и оценку следующих обобщающих финансовых показателей:

  • технико-организационный уровень функционирования организации;
  • показатели эффективности использования производственных ресурсов;
  • результаты основной и финансовой деятельности;
  • рентабельность продукции; оборачиваемость и рентабельность капитала; финансовое состояние и платежеспособность организации.

3.1.2. Кроме вышеуказанных процедур следует оценить финансово-хозяйственные перспективы развития организации (включая вероятность возникновения проблем, связанных с ее финансовым состоянием в будущем).

3.2. Управление структурой капитала организации.

3.2.1. Проанализировать и оценить:

  • соотношение заемного и собственного капиталов, уровень финансового левериджа, зависимость уровня левериджа от структуры финансирования, размер и структуру заемных источников;
  • структуру заемного финансирования (краткосрочного, долгосрочного);
  • эффективность использования собственного и заемного капиталов;
  • рациональность процедур и оптимальность условий заемного финансирования (формы договоров, обеспечение их выполнения, стоимость и степени риска заемных источников и т. д.).

3.2.2. Рассчитать цену совокупного капитала и цену организации.

3.3. Политика привлечения новых финансовых ресурсов.

3.3.1. Проанализировать и оценить используемые методы планирования финансовых потребностей.

3.3.2. Рассчитать результат хозяйственной и финансовой деятельности, оценить возможные варианты развития организации и последствия той или иной стратегии финансирования.

3.3.3. Выяснить сроки заемного финансирования, проконтролировать своевременность погашения долгов.

3.4. Управление капиталом, вложенным в основные средства.

3.4.1. Проанализировать и оценить источники, размеры, динамику и структуру вложений капитала организации в основные средства, их соответствие главным функциональным особенностям производственной деятельности.

3.4.2. Проанализировать и оценить используемые методы оценки альтернативных вариантов финансирования приобретения производственного оборудования (лизинг, приобретение имущества.

3.4.3. Оценить эффективность использования основных фондов по показателям фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности, относительной экономии основных фондов в результате роста фондоотдачи, увеличения сроков службы средств труда.

3.5. Управление оборотными средствами.

3.5.1. Оценить эффективность использования оборотных средств по показателям оборачиваемости, материалоемкости, снижения затрат ресурсов на производство.

3.5.2. Проанализировать и оценить:

  • состав и структуру источников формирования оборотных средств;
  • используемые методы расчета потребности в оборотном капитале, достаточность оборотных средств для нормального хода производственного процесса;
  • степень соблюдения установленных нормативов оборотных средств;
  • соотношение долей оборотных активов разных степеней риска;
  • мероприятия, направленные на ускорение оборачиваемости оборотных средств.

3.6. Управление финансовыми рисками.

3.6.1. Проанализировать и оценить механизмы минимизации финансовых рисков.

3.7. Системы бюджетирования и бизнес-планирования.

3.7.1. Проанализировать и оценить:

  • обоснованность принятых стратегий бюджетирования (дополнительное, нулевое бюджетирование и др.), используемых методов составления бюджетов или смет;
  • временные (год, квартал, месяц и т. д.) и пространственные (взаимосвязи подразделений) параметры бюджетов;
  • последовательность их постановки в соответствии с бизнес-процессами организации;
  • широту применения (по сферам деятельности, подразделениям, центрам ответственности и т. п.), структуру, уровень детализации и взаимосвязи различных бюджетов (смет);
  • процедуры формирования (включая согласование показателей, утверждение и контроль) бюджетов и бизнес-планов, ответственность за их формирование и исполнение;
  • процедуры контроля за правильностью заполнения бюджетных форм, соответствием значений бюджетных показателей утвержденным плановым лимитам (нормам), выполнением бюджетного регламента, в частности, на предмет оперативности контроля, анализа отклонений и установления их причин;
  • принимаемые меры по отклонениям в бюджетах, в частности, на предмет рациональности, действенности мер, оперативности представления информации по отклонениям (об исполнении бюджетов) руководству предприятия, корректировки бюджетов;
  • фактическое выполнение процедур (планирование, мониторинг, составление отчетов, контроль) бюджетирования (или бюджетного регламента) и бизнес-планирования, порядок ответственности по уровням управления (ответственность наиболее оптимально распределяется при использовании оперативно корректируемых или «гибких» смет).

При этом особое внимание целесообразно уделить анализу и оценке системы управления денежными потоками.

3.7.2. Установить:

  • обеспечивают ли системы бюджетирования и бизнес-планирования лучшую координацию деятельности, повышение управляемости и адаптивности организации к изменениям во внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал и т. д.) и внешней среде (рыночная конъюнктура);
  • создают ли они оптимальные условия для организации и контроля устойчивого движения (поступления и расходования) денежных средств;
  • соответствуют ли они принципу сквозного финансового планирования;
  • снижают ли они возможность злоупотреблений (например, сговора работников отдела сбыта с покупателями продукции и т. д.) и ошибок в управлении;
  • демонстрируют ли они взаимосвязь различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности, формируют ли единое видение работы и возникающих проблем всеми ответственными работниками;
  • обеспечивают ли они более ответственный подход специалистов к принятию решений, лучшую мотивацию их деятельности и ее оценку.

3.7.3. При необходимости оценить надежность независимых финансовых консультантов, привлекаемых организацией для разработки разделов бизнес-плана (в первую очередь финансового).

3.8. Система безналичных расчетов.

3.8.1. Проанализировать и оценить используемую в организации систему безналичных расчетов, а именно:

  • структуру различных форм расчетов по договорам, включая относительно факта совершения сделки — предоплата и т. д., с точки зрения условий оплаты — акцептная, аккредитивная и т. п., по используемым платежным средствам — без использования платежных средств (т. е. расчеты требованиями, поручениями и т. д.) и с их использованием (векселя и т. д.);
  • уровень исполнения организацией своих платежных обязательств, уровень исполнения платежных обязательств перед организацией;
  • применяемые методы обеспечения платежных обязательств (залог, гарантии и т. д.);
  • своевременность и надлежащее оформление расчетно-платежной документации, своевременность рассмотрения причин отказа контрагентов выполнить свои платежные обязательства, результативность претензионной работы.

3.8.2. Проанализировать и оценить структуру дебиторской задолженности:

  • по срокам погашения;
  • по типам дебиторов (покупатели, заемщики и т. д.);
  • по удельному весу отдельных крупных дебиторов (предполагается ранжирование дебиторов по их значимости или суммам задолженности);
  • по уровням задолженности (перед предприятием, его структурными звеньями и т. п.);
  • по качеству (вероятность оплаты в срок и др.).

3.8.3. Проанализировать и оценить структуру кредиторской задолженности:

  • по срокам погашения;
  • по удельному весу отдельных крупных кредиторов;
  • по типам кредиторов (обязательства перед бюджетом должны быть рассмотрены по их структуре);
  • по качеству.

3.8.4. Установить и оценить причины несоблюдения платежной дисциплины как организацией, так и ее контрагентами, возможные варианты ее нормализации (контроль финансового состояния контрагентов, меры по взысканию просроченной задолженности, взаимные сверки задолженности, отслеживание своевременности погашения задолженности, распределение платежей но приоритетности и т. д.), оптимизации расчетов (ранжирование контрагентов по категориям риска и более продуманная политика в отношении заключения договоров, составление графиков платежей, факторинг долгов организации, покупка в рассрочку, лизинг и т. д.).

3.8.5. Проанализировать и оценить возможности:

  • погашения задолженности организации перед бюджетом и внебюджетными фондами (филиалы, дочерние и зависимые организации, счета в зарубежных банках и т. д.);

  • проведения реструктуризации задолженности по платежам в бюджет;

  • ликвидации задолженности по оплате труда (при ее наличии);

  • снижения неденежных форм расчетов.

В заключение необходимо отметить, что оценка финансовой политики организации может выполняться как внутренними, так и внешними, т. е. независимыми, специалистами — аудиторами. В последнем случае она является одним из видов консультационных услуг.

Версия для печати

Николай Викторович МиляковДоктор экономических наук, профессор, Академия бюджета и казначейства Министерства финансов Российской Федерации.
© Элитариум: Центр дистанционного образования

К основным направлениям разработки финансовой политики организации относятся:

    1) анализ финансово-экономического состояния организации;
    2) разработка учетной и налоговой политики;
    3) выработка кредитной политики организации;
    4) управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
    5) управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
    6) выбор дивидендной политики.

Анализ финансово-экономического состояния организации является той базой, на которой строится разработка финансовой политики организации. Анализ опирается на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности. Предварительный анализ осуществляется перед составлением бухгалтерской и финансовой отчетности, когда еще имеется возможность изменить ряд статей баланса, а также для составления пояснительной записки к годовому отчету. На основе данных итогового анализа осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики организации. От того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики.

Перечислим основные компоненты финансово-экономического анализа деятельности организации.

  1. Анализ бухгалтерской отчетности. Это — изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа определяется состав имущества организации, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.
  2. Горизонтальный анализ. Состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются: простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений; анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
  3. Вертикальный анализ. Проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
  4. Трендовый анализ. Основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
  5. Расчет финансовых коэффициентов.

Для предварительной оценки финансово-экономического состояния приведенные показатели следует разделить на первый и второй классы, имеющие между собой качественные различия.

В первый класс входят показатели, для которых определены нормативные значения. К их числу относятся показатели ликвидности и финансовой устойчивости. При этом как снижение значений показателей ниже нормативных, так и их превышение, а также их движение в одном из названных направлений следует трактовать как ухудшение характеристик организации.

Во второй класс показателей входят ненормируемые показатели, значения которых не могут служить для оценки эффективности функционирования организации и ее финансово-экономического состояния без сравнения со значениями этих показателей в организациях, выпускающих продукцию, аналогичную продукции организации, и имеющих производственные мощности, сравнимые с мощностями организации, или анализа тенденций изменения этих показателей. В эту группу входят показатели рентабельности, характеристики структуры имущества, источников и состояния оборотных средств.

По данной группе показателей целесообразно опираться на анализ тенденций изменения показателей и выявлять их ухудшение или улучшение. Таким образом, вторая группа может быть охарактеризована лишь следующими состояниями:

  • «улучшение» — 1;
  • «стабильность» — 2;
  • «ухудшение» — 3.

Для ряда показателей могут быть определены «коридоры» оптимальных значений в зависимости от их принадлежности к различным видам деятельности и других особенностей функционирования организаций. Так, обобщение достаточного фактического материала позволит определить наиболее эффективные соотношения оборотных и необоротных средств, которые различаются для организаций различных отраслей.

Информационной базой для проведения углубленного финансового анализа служит бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и некоторые формы бухгалтерского учета организации. В связи с этим организации следует выделить службу, занимающуюся анализом финансово-экономического состояния, основными задачами которой будут:

  • разработка входных и выходных форм документов с показателями. Бухгалтерской службе следует заполнять эти формы с той периодичностью, которая наиболее целесообразна для поддержки работы финансовой службы;
  • периодическое (ежеквартально, ежемесячно, ежегодно) составление пояснительных записок к выходным формам с расчетными показателями с подробным анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего года, конкурентов и т.д.) с выдачей рекомендаций по устранению недостатков.

Примером осуществления финансовой политики на основе полученных результатов финансово-экономического анализа может служить принятие решения о реструктуризации имущественного комплекса в результате проведенного анализа рентабельности основных средств. Если их рентабельность низкая, стоимость основных фондов в структуре имущества высокая, поэтому следует принять решение о ликвидации или продаже (передаче), консервации основных средств, целесообразности проведения их переоценки с учетом их рыночной стоимости, изменения механизма начисления амортизации и т.д.

Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета обязательна для всех организаций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98).

В связи с этим целесообразно на основании проведенного анализа финансово-экономического состояния просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов, структура баланса, значения ряда ключевых финансово-экономических показателей.

При определении учетной политики у организации существует выбор, который касается главным образом методов списания сырья и материалов в производство, методов оценки незавершенного производства, возможности применения вариантов амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д.

Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств и участков, технологических схем и создания новых структур.

В целях выработки кредитной политики организации рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных организация решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов.

В отдельных случаях организации целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.

Принимая решение о привлечении заемных средств, организации целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте.

Организации может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту.

Финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения организацией средств. Финансовой службе рекомендуется:

  • рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии — возможную выгоду от их привлечения);
  • правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета — сложным или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг, условия пролонгации кредитов и т.д.);
  • составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.

Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и здесь наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов организации становится меньше ее кредиторской задолженности).

Финансовой службе организации целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов:

  • хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения);
  • финансирование по краткосрочным ссудам;
  • финансирование по долгосрочным ссудам;
  • финансирование преимущественно по долгосрочным ссудам (консервативная политика);
  • финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика).

В настоящих условиях организация может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами:

    1) увеличение доли ликвидных активов;
    2) удлинение сроков, на которые выдаются ссуды организации.

Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности: в первом случае — путем вложения средств в малоприбыльные активы; во втором — посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств.

Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых организация может относить сроки платежей.

В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом их нормативных значений рекомендуется провести следующие мероприятия:

  • принятие решения о замене неденежных форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга;
  • составление программы по ликвидации задолженности по выплате заработной платы (при наличии такой задолженности);
  • рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по платежам в бюджет.

В результате такого анализа целесообразно провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения задолженности либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев организации следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд.

В целях управления издержками и выбора амортизационной политики рекомендуется использовать данные финансово-экономического анализа, которые дают первоначальное представление об уровне издержек организации, а также уровне рентабельности. При разработке учетной политики организации рекомендуется выбрать такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов.

Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них.

При разработке учетной политики службам, осуществляющим планирование деятельности организации, совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции.

В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово-экономических решений необходимо четко определить и организовать раздельный учет затрат по следующим группам:

  • переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;
  • постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;
  • смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.

Следует учесть, что зачастую провести четкую границу между переменными и постоянными затратами сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная, связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководству организации целесообразно стремиться к такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным группам.

Большую роль при формировании финансовой политики организации играет выбор амортизационной политики. Организация может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств, что повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущество, а следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль организации.

Проблемами, решение которых обусловливает необходимость выработки дивидендной политики, являются:

  • с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией;
  • с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства.

При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула — «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям»: применима далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций организации даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли.

Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла организации. Например, если руководство организации предполагает осуществить серьезную программу реконструкции и для ее реализации намечает осуществить дополнительную эмиссию акций, то такой эмиссии должен предшествовать достаточно долгий период устойчиво высоких выплат дивидендов, что приведет к существенному повышению курса акций.

Версия для печати

Введение:

В последнее время проявились тенденции нестаби­льности российской экономики. Изменение темпов инфляции, резкое колебание валютного курса рубля, ставки ссудного процента, спад покупательной способно­сти населения и другие факторы способствуют ухудшению внеш­ней экономической среды для отечественных предприятий. По­этому когда внешние условия становятся менее предсказуемыми, для успешного роста предприятия необходимо четко определить направления развития, как на долгосрочную, так и краткосроч­ную перспективу, а также найти внутренние резервы, способству­ющие более эффективному достижению поставленных целей. Взаимосвязь направлений развития предприятия, а также пост­роение механизма достижения этих целей при помощи финансо­вых ресурсов реализуются посредством финансовой политики.

Финансовая политика предприятия — совокупность мероприя­тий по целенаправленному формированию, организации и исполь­зованию финансов для достижения целей предприятия.

Финансовая политика — наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин «политика» более широко, то «это действия, направленные на дости­жение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед пред­приятием, в той или иной мере обязательно связано с финанса­ми: затратами, доходами, денежными потоками, — а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспе­чения. Таким образом, финансовая политика не ограничена ре­шением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования дого­воров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлюший характер.

Существует множество спосо­бов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые в конечном итоге позволят предприятию раз­виваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии позволят более четко определить основные направ­ления развития.

В настоящее время на многих предприятиях финансовые ре­сурсы расходуют на согласование противоречивых задач и реше­ний на разных уровнях управления, поэтому трудно перейти к следующему этапу — выбору оптимальных механизмов, позволяю­щих в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами добиться поставленных целей.

Основа финансовой политики — четкое определение единой кон­цепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и кратко­срочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов дос­тижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также раз­работка эффективных механизмов контроля.

  1. Финансовая политика и финансовый механизм предприятий

Финансовая политика предприятия это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений с целью осуществления своих функций и задач, отраженных в стратегии и тактике развития с учетом внешних и внутренних условий функционирования предприятия.

Различают политику доходов и политику расходов:
политика доходов направлена на максимизацию финансовых поступлений;
политика расходов на оптимизацию использования мобилизованных финансовых ресурсов в целях удовлетворения потребностей предприятия.
Финансовая политика предприятия это совокупность мероприятий в области организации финансовых отношений предприятий, отраженных в стратегии и тактике развития предприятия с учетом общих методологических требований финансового менеджмента, а также внешних и внутренних условий функционирования предприятия.

Выработка финансовой политики предприятия направлена на определение основных задач, решение которых необходимо для формирования адекватной рыночным условиям системы управления финансами предприятия, а также поиску путей и способов их решения.
Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности.

Цели индивидуальны для каждого хозяйствующего субъекта, т.к. предприятия в условиях инфляции и существующей налоговой политики государства могут иметь различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов продаж.

К сожалению, в сегодняшних условиях для большинства предприятий характерна реактивная форма управления, т.е. принятия управленческих решений как реакции на текущие проблемы.

При проведении реформы предприятий стратегическими задачами разработки их финансовой политики являются:

— максимизация прибыли предприятия;

— оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;

— достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов;

— обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; создание эффективного механизма управления предприятием;

— использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:

— анализ финансово-экономического состояния предприятия;

— разработка учетной и налоговой политики;

— выработка кредитной политики предприятия;

— управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

— управление издержками, включая выбор амортизационной и дивидендной политики.

В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм, который должен способствовать полной и эффективной реализации финансами своих функций и их взаимодействия.

Финансовый механизм это система управления финансами предприятия посредством использования финансовых рычагов и методов, с целью эффективного воздействия на конечные результаты производства, в соответствии с требованиями экономических законов.

Система управления финансами включает в себя следующие элементы:

— финансовые методы;

— финансовые инструменты;

— правовое обеспечение;

— информационно-методическое обеспечение.

Финансовые рычаги – это экономические показатели, через которые оказывается влияние на хозяйственную деятельность предприятий. К ним относятся: прибыль, доход, налоги, финансовые санкции, цена, дивиденды и проценты, заработная плата.

Финансовыми методами являются финансовое планирование, финансовый учет, финансовый анализ, финансовое регулирование и финансовый контроль.

Под финансовыми инструментами понимают любой контракт, из которого возникает финансовый актив для одного предприятия или финансовое обязательство или инструмент капитального характера (т.е. связанный с участием в капитале) для другого.

Финансовые инструменты включают в себя как первичные инструменты (дебиторскую и кредиторскую задолженность, акции), так и производные (финансовые опционы, фьючерсы и форварды, процентные и валютные своп).

Финансовый актив может быть в виде: денежных средств, контрактного права на получение денежных средств, контрактного права обмена на финансовый инструмент с другим предприятием, инструментом капитального характера другого предприятия.

Финансовое обязательство любое контрактное обязательство передать или обменять финансовый актив.

Операции с финансовыми инструментами сопровождаются рисками: ценовым, валютным, процентным, рыночным, кредитным, ликвидности, денежного потока и др.

Операции с финансовыми инструментами осуществляются на основе рыночной или справедливой стоимости.

Рыночная стоимость сумма, которую можно получить от продажи или необходимо заплатить на активном рынке.

Справедливая стоимость сумма, на которую может быть обменен актив или погашено обязательство при заключении добровольной сделки между независимыми сторонами при сопоставимых условиях.

  1. Цели, задачи и направления формирования финансовой политики

Основная цель создания предприятия — обеспечение максимиза­ции благосостоянии собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимиза­ции рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений, как на самом предприя­тии, так и с контрагентами и государством.

Для реализации главной цели финансовой политики необхо­димо найти оптимальное соотношение между стратегическими задачами:

максимизация прибыли;

обеспечение финансовой устойчивости.

Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направление обеспечивает предприятию стабильность и безопас­ность и относится к контролированию риска.

Разработка финансовой стратегии подразумевает определен­ные этапы:

критический анализ предшествующей финансовой стратегии;

обоснование (корректировка) стратегических целей;

определение сроков действия финансовой стратегии;

конкретизация стратегических целей и периодов их выпол­нения;

распределение ответственности за достижение стратегичес­ких целей.

Для реализации стратегических целей предприятию необхо­димо решать много тактических задач.

Финансовая тактика — это оперативные действия, направ­ленные на достижение того или иного этапа финансовой страте­гии в текущем периоде.

Таким образом, в отличие от финансовой стратегии финансо­вая тактика связана с реализацией локальных задач управления предприятием.

Для обеспечения максимизации прибыли необходимо первое стратегическое направление:

• наращивать объем продаж;

• эффективно управлять процессом формирования рентабельности;

бесперебойно обеспечивать производство финансовыми ресурсами;

контролировать расходы;

Чем надо руководствоваться при выработке финансовой политики?

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизмов, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

При разработке финансовой политики принципиальным является: -выбор субъектов распределительных отношений, т. е., владельцев финансовых ресурсов;

определение степени централизации финансовых ресурсов в руках государства;

— определение первоочередных общественных потребностей и меры их удовлетворения;

-выбор источников и методов формирования финансовых ресурсов. Оценка результатов финансовой политики государства основывается

на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Для оценки финансовой политики необходимо иметь программу общественного развития. Результативность политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретные исторические условия и особенности жизни.